На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Конституционное право России

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План  работы 
 

Введение……………………………………………………………………….….3
    Понятие гражданского общества: концепции…………………….5
    Институты гражданского общества в конституционной практике России:……………………………………………………………………………11
- общественные  объединения…………………………………………………...12
- политические партии…………………………………………………………..19
- Общественная  палата Российской Федерации……………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….31
Список  литературы………………………………………………………………33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     На рубеже третьего тысячелетия, отвечая на вызовы времени, Россия вступила на путь гигантских экономических, социальных и политических преобразований. Решение поставленных всеобъемлющих задач невозможно без опоры на широкую социальную базу, без привлечения к их реализации всех слоев общества, без осуществления широкого социального диалога в формате - "государство, бизнес, институты гражданского общества".
     Этот  подход находит своё отражение в  официальном Послании Федеральному Собранию президента России Дмитрия  Медведева. "Ставя задачи нового этапа развития, мы должны обеспечить широкое участие граждан, политических партий и других общественных институтов в их решении"- говорится в Послании.
     Становление в России гражданского общества является основой и гарантией необходимости  демократических преобразований. Без самоорганизации разнообразных гражданских инициатив невозможно по-настоящему эффективное функционирование общественных механизмов, их естественное реформирование и развитие, а, следовательно, полноценная, устойчива и благополучная жизнь человека.
     Сложность и специфика российской ситуации состоят в том, что в силу исторических причин основы гражданского общества и демократического государства  формируются у нас практически  одновременно. В этих условиях они  нуждаются во взаимной поддержке. Разумеется, гражданское общество невозможно установить декретом сверху. Но государство может и должно обеспечить стартовые условия для формирования институтов гражданского общества.
     В последнее время в социологической  практике, да и просто в общественном обиходе термин "гражданское общество" употребляется,  в основном в тех случаях, когда подчеркивается оппозиционная роль общества по отношению к государству. Попытки рассматривать общество как некую автономию приводят к созданию мифа о "независимости общества от государства". Этот миф опасен тем, что независимость общества рассматривается как противостояние государству, что уводит от понимания сути государства нового типа, которое нашему обществу предстоит создать. (Государство из традиционного "душителя" свободы становится ее "защитником", подчиняя свою деятельность интересам общества и Закону).
     Сама  независимость современного общества (с его глобальной экономикой) от государства весьма условна. Все  отношения в обществе регулируются Законом и содержание Закона определяет степень автономности личности и общества в целом. С другой стороны отношения собственности в обществе определяют во многом содержание Закона. Говорить о проблемах и задачах общества вне рамок общественно-политической системы есть неконструктивный подход к оценке общественных явлений. Без учета взаимосвязи и взаимовлияния всех механизмов системы трудно вырабатывать правильную политику реформирования, тем более найти критерии, позволяющие ее контролировать.
     Вместе  с тем, сам факт существования  гражданского общества в России часто ставится под сомнение в целом ряде серьёзных публикаций, не говоря уже об оценках и мнении отдельных граждан.
     В своей работе я попыталась раскрыть основные понятия и признаки «гражданского  общества», его основных институтов и примерить все это к действительной в настоящее время ситуации в Российской Федерации. 
 
 
 
 
 

    Понятие гражданского общества: концепции
 
     Термин "гражданское общество" имеет  глубокие исторические корни. Он появился уже в работах Аристотеля и  Цицерона, которые, однако, использовали его как синоним "политического общества" и самого полиса, так как для них общественная жизнь человека была неотделима от жизни полиса.
     Развитие  современного понимания гражданского общества неразделимо с процессом  политической модернизации, протекавшим в странах Западной Европы и Америки в XVII-XIX веках, с процессом постепенного расширения прав личности как в политическом, так и в социальном смысле. Разделение понятий "гражданское общество" и "государство" связано с развитием либеральных идей, в соответствии с которыми государство должно играть лишь роль "ночного сторожа", а также с представлениями о том, что должно существовать некое незанятое государством пространство, в котором могла бы происходить общественная жизнь человека.
     На  рубеже XVIII и XIX веков в работах шотландских просветителей, прежде всего Адама Фергюсона, а также в работах Руссо и Канта появились различные понимания гражданского общества уже в современном им контексте. Так, обсуждая этот тип общества, Кант писал о нем, как об обществе, в котором "свобода в рамках существующих законов сочетается с максимально возможным развитием несдерживаемых ничем усилий, тенденций, иными словами, общества с полностью гражданским устройством".
     Дальнейшее  развитие понятие "гражданского общества" нашло в работах Гегеля. В качестве основополагающих принципов, на которых функционирует гражданское общество, Гегель называет наряду с принципами частной собственности и личной свободы "публичность" и "всеобщую осведомленность", свободно формирующееся общественное мнение, а также справедливые и строго соблюдаемые законы. Огромное значение, придававшееся Гегелем сильной правовой основе, правосудию и средствам для их эффективного функционирования подтверждается и тем фактом, что он рассматривал их как "моменты" самого гражданского общества1. В сфере гражданского общества имеет место реальное функционирование собственности, сила которой должна найти свое подтверждение в защите собственности со стороны закона, суда и полиции, отстаивающих всеобщие интересы.
     Карл  Маркс рассматривал гражданское  общество как "определенный общественный слой, определенную организацию семьи, сословий или классов"2, либо как совокупность производственных отношений. Ленин, следуя логике Маркса, отказался даже от самого термина  «гражданское общество», а общественную формацию трактовал как совокупность производственных отношений. В полном виде этот подход проявился уже в рамках "марксистско-ленинской философии", отказывавшей такому гражданскому обществу в праве на дальнейшее существование вместе с классовым государством. Фактически же на смену комплексу "государство - гражданское общество" в России, например, пришло тоталитарное, или близкое к нему псевдосоциалистическое государство, подмявшее под себя независимые общественные структуры, и контролировавшее все стороны общественной, а также и личной жизни человека.  Соответственно, и в общественной науке советского периода исследования понятия «гражданское общество» практически отсутствовали.
     Советская система, в которой пребывало наше общество, была альтернативой гражданскому обществу по всем основным принципам:
     1. В экономике - запрет на частную  собственность, централизованное  плановое хозяйство. 
     2. В политике - диктатура. 
     3. Ценностные приоритеты - интересы  государства, коллектива.
     4. Вместо самоуправления - централизация  на всех уровнях. 
     В то время как признаками гражданского общества являются:
    1. Наличие в обществе свободных владельцев средств производства;
    2. Развитая демократия;
    3. Правовая защищённость граждан;
    4. Определённый уровень гражданской культуры.
     Профессор СПбГУ В.Г.Марахов так говорит о гражданском обществе: «Глубинный смысл гражданского общества состоит в достижении ценностей, к которым, прежде всего, относятся ценности свободы и ценности справедливости, которыми освящается вся система общественных отношений – экономических, политических, социальных и духовных. Каких-то отдельных гражданских ценностей при этом быть просто не может…Государство в гражданском обществе впервые приобретает иную природу, отражает интересы всех слоев и впервые в истории перед государством встают задачи «уметь соединить противоположности»3
     Еще один интересный взгляд на гражданское  общество был дан Александром  Аузаном, доктором экономических наук, в его публичной лекции4. Он говорит, что в каком-то смысле гражданское общество — это  общественный договор. Договор — это добровольная многосторонняя договоренность людей по поводу достижения и утверждения каких-то прав и интересов. В этом смысле общество — это модель договора.
     Одно  из наиболее популярных определений гражданского общества, которое бродит в западной литературе, в частности, у экономистов Всемирного банка, заключается в том, что гражданское общество — это совокупность всех формальных и неформальных организаций и правил, которая соединяет отдельного индивида или семью, домохозяйство, с государством (властью) и бизнесом (частным сектором экономики). То есть гражданское общество есть договор еще в том смысле, что это связь человека с государством и частной экономикой через те или иные формы организации, объединения.
     Очень важно подчеркнуть, что гражданское  общество формируется только в условиях свободной деятельности граждан  и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, которые  защищают интересы граждан и определённых групп общества, будучи сами защищенными соответствующими законами от незаконных действий со стороны структур государственной власти и бюрократии.
     Интерес - вот главное, что соединяет друг с другом членов гражданского общества в его современном понимании. Интерес личный, который не может реализоваться в отрыве от общественного интереса. С одной стороны, тесная взаимосвязь и взаимозависимость индивидов, а с другой - противоречия между интересами личности и общества. В этом проявляется вся сложность и диалектичность современных представлений о гражданском обществе.
     Гражданское общество можно интерпретировать в зависимости от контекста как:
     1. Сфера всех интересов индивида;
     2. Сфера общественных интересов; 
     3. Система   общественно-государственного   устройства,   позволяющая    наиболее полно осуществлять все интересы, (поскольку свобода является исходной предпосылкой осуществления интересов индивида). Гражданское общество, состоящее из равноправных и полноправных граждан, в котором созданы условия для осуществления принципа свободы, где государство гарантирует и защищает права и свободы личности (в том числе и от самого государства), а эффективная экономика обеспечивает их реализацию.
     Конституция Российской Федерации 1993 года характеризует Российскую Федерацию как правовое государство (ч. 1 ст. 1) и в то же время ни разу не использует понятие «гражданское общество». Между тем уже давно стало общепризнанным представление о том, что правовое государство возможно лишь в союзе с гражданским обществом и без последнего превращается в декорацию. Из содержания главы 1 Конституции Российской Федерации очевидно, что Конституция закрепляет правовые основы и составные элементы российского гражданского общества, его конституционные характеристики. Конституция должна стать правообразующим источником гражданского общества.
     Конституция Российской Федерации дает следующую  основу для  взаимодействия  органов государственной власти и гражданского общества: 1)ч.2 ст. 3 Конституции Российской Федерации устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; 2)ст.10 Конституции Российской Федерации провозглашает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Кроме того, Конституция Российской Федерации провозгласила и гарантировала местное самоуправление и статус органов местного самоуправления (ст.130–132). 
   При обсуждении проектов Конституции РФ в 1991–1993 годах предлагалось выделение в тексте Конституции специального раздела  «Гражданское общество», в который предполагалось включить главы: «Собственность, труд, предпринимательство», «Общественные объединения», «Религиозные объединения», «Средства массовой информации» и т.д. Хотя это предложение не было реализовано, данный конституционный проект был интегрирован в другой, ставший основой Конституции Российской Федерации 1993 года, но уже без названного раздела. В тот период конституционной реформы было решено, что этот раздел излишне усложняет и утяжеляет основное содержание проекта.  
   Конституция Российской Федерации 1993 года стала значимой вехой в не очень пока долгой истории взаимоотношений российского гражданского общества с Российским государством. Главной целью Конституции Российской Федерации было установление нового властного механизма, значительно усиливавшего президентскую власть, а также исполнительную ветвь. Но в сфере взаимодействия государства и общества конституционные положения вполне четко определили важнейшие демократические принципы: в ст. 13 Конституции Российской Федерации предусмотрены политическое многообразие и многопартийность, равенство общественных объединений перед законом; в ст. 29 гарантируется свобода массовой информации и запрещается цензура; в ст. 30 закреплено право каждого (то есть как российского гражданина, так и иностранца и лица без гражданства) на объединение, включая право на создание профсоюзов.  
   Главными направлениями деятельности государства, стремящегося к укреплению своего правового характера и к постоянному диалогу с гражданским обществом, являются: обеспечение развития негосударственных средств информации; создание налоговых и иных условий для малого и среднего бизнеса; дальнейшее укрепление многопартийной системы. 
   Конституция Российской Федерации закрепила свободу экономической деятельности, признала частную, государственную, муниципальную и иную формы собственности. Конституционные положения устанавливают новые правовые отношения между органами государственного управления и экономическими структурами. В достижении конституционных целей важнейшее значение имеет реализация правового потенциала государственного управления в сфере экономики. 
 
 

     2. Институты гражданского  общества в конституционной  практике России 

     Одним из критериев, позволяющих судить о  развитости гражданского общества, является качество его институтов и структур.
     Первыми институтами гражданского общества новейшего времени были интеллигенция, земские управы, городские думы, профсоюзы и т.д. А советские общественные организации были: комсомольские, пионерские, профсоюзные и профессиональные организации, и с этих организаций берут начало институты гражданского общества постсоветских государств.
     Появление гражданских институтов, их формирование, активизация деятельности изначально представляли собой конфронтацию с властью. Негосударственные институты по мере своего развития последовательно боролись за право каждого участвовать в государственных делах, против монополии самодержавного государства на власть.
     С развитием самого понятия гражданского общества одновременно расширилось понятие об институтах гражданского общества. Сейчас институтами гражданского общества являются политические партии, добровольно, спонтанно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся общности людей, такие как семья, кооперации, ассоциации, хозяйственные корпорации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, а также экологи, правозащитники, женские и молодёжные движения, исследовательские и просветительские центры, предпринимательские объединения, клубы по интересам, благотворительные институты и средства массовой информации. Эти институты являются основой гражданского общества и основным источником его образования.
     Институты гражданского общества представляют собой  относительно устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, призванный отделить сферу  самодеятельности граждан от произвольного  вмешательства государственных структур, предоставить широкие возможности индивидуального выбора, ответственного участия в управлении общественным процессом, выполняя, тем самым, функцию связующего звена между личностью и государством, общими и частными интересами. 

     Общественные  объединения
     Федеральный закон "Об общественных объединениях" приводит следующее определение: "Под  общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения"
     Согласно  статье 30 Конституции РФ:
    Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
    Никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нём.
     Конституция Российской Федерации закрепляет признанное международным сообществом право  на свободу объединений, содержит общие нормы об общественных объединениях (организациях). Тем самым статус общественных объединений получает конституционное регулирование.5
     "Наличие  юридических норм об общественных  объединениях в Конституции РФ  означает их выделение в качестве конституционного института. Вместе с тем в связи со спецификой конституции как основного закона в ней нет и не может быть какой-либо детализации правового статуса общественных объединений; Конституция регулирует только его существенные стороны, оставляя иные элементы в сфере регулирования обычного законодательства"6
     В настоящее время нормы, регулирующие те или иные аспекты организации  и деятельности общественных объединений, содержатся в большом количестве в ведомственных нормативных  актах. Это объясняется тем, что деятельность государства и общественных объединений обеспечивается не одним, а целой системой государственных и общественных органов.
     Общественное  объединение — это объединение физических лиц (граждан). Объединение юридических лиц (организаций) в России называется ассоциацией. Тем не менее, членами общественного объединения наряду с гражданами могут быть юридические лица — другие общественные объединения.
     Общественных  объединений имеется достаточно большое количество, они разнообразны и различаются по целям, задачам, по содержанию деятельности, по формам и т.д. Статья 7 ФЗ "Об общественных объединениях" определяет пять организационно-правовых форм, это: 
    общественная организация
    общественное движение
    общественный фонд
    общественное учреждение
    орган общественной самодеятельности
     И можно еще выделить такое особое общественное объединение как политическая партия. О целях, задачах и правовом обеспечении деятельности таких  объединений будет рассказано далее  в работе.
     Государство не вмешивается в деятельность общественных объединений, обеспечивает соблюдение их прав и законных интересов, оказывает им поддержку, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. В этом проявляется правовая специфика их статуса. 
Общественные объединения не обладают государственно-властными полномочиями, но наделены некоторыми правами и обязанностями и поэтому могут быть участниками разнообразных административных правоотношений. Они имеют право участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном законодательством; представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов, а также других участников (граждан); выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни и вносить предложения в орган государственной власти.

     Специфика административно-правового регулирования  общественных отношений различных  объединений раскрывается при анализе  правовых норм. Соблюдение их "гарантируется  различного рода с организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто ее не соблюдает, мер юридического принуждения (дисциплинарная, административная, материальная и уголовная ответственность)7
     Общественной  организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
     Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.
     Высшим  руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
     В случае государственной регистрации  общественной организации ее постоянно  действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.
     Общественным  движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
     Высшим  руководящим органом общественного  движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно  действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
     В случае государственной регистрации  общественного движения его постоянно  действующий руководящий орган  осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.
     Общественный  фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее  членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.
     Руководящий орган общественного фонда формируется  его учредителями и (или) участниками  либо решением учредителей общественного  фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.
     В случае государственной регистрации  общественного фонда данный фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.
     Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация иных видов фондов (частных, корпоративных, государственных, общественно-государственных и других) могут регулироваться соответствующим законом о фондах.
     Общественным  учреждением является не имеющее  членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.
     Управление  общественным учреждением и его  имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями).
     В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).
     В случае государственной регистрации  общественного учреждения данное учреждение осуществляет свою деятельность в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
     Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
     Орган общественной самодеятельности формируется  по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.
     Отдельной формой некоммерческих организаций  являются профсоюзы, которые представляют собой добровольное объединение  граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Профсоюзы имеют право создавать объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному признаку – общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Вместе с тем наиболее распространенными являются первичные профсоюзные организации – это добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.
     В случае государственной регистрации  органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права  и принимает на себя обязанности  юридического лица в соответствии с уставом.
     Общественные  объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.
     Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация союзов (ассоциаций) общественных объединений, в том числе с участием иностранных некоммерческих неправительственных организаций, осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (в ред. Федерального закона от 10.01.2006 N 18-ФЗ).
     В Российской Федерации создаются  и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.
     Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с  уставными целями на территориях  более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
     Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
     Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.