На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Определение цены и объема производства фирмы-монополиста

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
Контрольная работа 

 
по дисциплине: «Экономика» 

по теме:
«Определение цены и объема производства фирмы - монополиста» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                       Выполнил:
                                   
                                 
                                Проверил:  
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

г. Новороссийск, 2012 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………... 1.Характеристика монополии ………………………………………………
2.Особенности определения цены и объёма производства фирмы - монополиста ………………………………………………………………..
3. Ценовая дискриминация …………………………………………………
4.Монополия и эффективность……………………………………………
Заключение………………………………………………………………….
Список  литературы…………………………………………………………..
3 4 

8
11
15
17
18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение 

     Цель  данной контрольной работы - исследование процесса принятия фирмой решения об объемах производства и максимизации прибыли на монопольном рынке. Здесь станет понятным влияние условий рынка на решение фирмы о цене и объеме выпуска продукции согласно теории организации рынка.
     Когда экономисты анализируют основные функции  и прибыльность предпринимательских  фирм, они допускают ряд упрощений  по поводу целей фирм. Во-первых, предполагается, что фирма производит один продукт, а во-вторых, то, что единственной целью фирмы является максимизация прибыли от продажи одного продукта в каждом периоде. Основная идея - идея максимизации прибыли - помогает объяснить законы поведения конкурентной фирмы.
     Конкуренция является необходимым элементом  рыночного механизма. Однако ее характер может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.
     Монополия есть  исключительное  право деятельности в какой-либо сфере деятельности. По владельцу этого права различают  монополии государственные и  капиталистические. Государственными монополиями называются монополии,  принадлежащие государству. Возникают в результате строительства государственных предприятий (военной  промышленности,  новых или  капиталоемких  отраслей)  или  национализации отдельных предприятий, отраслей промышленности и транспорта.
     Монополии капиталистические - хозяйственные  объединения, осуществляющие контроль над рынками посредством концентрации материальных и финансовых ресурсов,  научно-технического потенциала с целью  извлечения монопольной прибыли.  Устанавливают монопольные цены, воздействуя на формирование пропорций воспроизводства.
     1. Характеристика монополии 

     Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором отсутствует хотя бы одно из условий чистой конкуренции. Обычно выделяют три основные модели несовершенной конкуренции:
     - монополию;
     - монополистическую конкуренцию;
     - олигополию.
     Существуют  два подхода к понятию "монополия". Во-первых, монополию  можно рассматривать  как тип фирмы. Она представляет собой крупное объединение, занимающее ведущее  положение  в определенной отрасли хозяйства (или в нескольких отраслях) в какой-либо стране или в  мире  в  целом. Обычно монополия ассоциируется с крупными и известными всему миру компаниями, хотя они могут держать незначительную часть рынка.
     Но  может существовать и другая трактовка понятия  "монополия" - это экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация,  когда  покупателям  противостоит  предприниматель-монополист, производящий основную массу продукции определенного вида.  В этом случае монополистом может  оказаться сравнительно  небольшое  по размерам предприятие. И напротив,  крупная фирма может и не быть монополистом,  если ее доля на данном рынке невелика.
     Обращаясь к  монополии  как виду экономической  структуры рынка,  ее следует рассматривать как определенный тип экономических  отношений,  который  дает  возможность  одному  из участников этих отношений диктовать свои  условия  на  рынке определенного товара.
     Монополия предполагает,  что в  отрасли  имеется  только один  производитель,  который  полностью  контролирует объем предложения товара.  Это позволяет ему  устанавливать  цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара.  Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки.  Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено.  К чистой монополии можно отнести предоставление  коммунальных услуг, газо-, водо- и электроснабжение.
     Так как фирма-монополист обычно имеет боле высокую прибыль, то, естественно, это привлекает в отрасль и других производителей. Однако попасть в монополизированную отрасль практически невозможно, ибо барьеры для вступления в нее достаточно велики. Такими барьерами могут быть как легальные (или естественные) препятствия, так и любые действия, которые искусственно препятствуют проникновению в отрасль новых фирм1.
     К реальным барьерам, препятствующим вступлению в монополизированную отрасль экономики, можно отнести следующие:
     1. Эффект масштаба производства.
     В условиях крупного производства при  монополизации рынка объем производства фирмы растет быстрее, чем применяемые  ресурсы. Следовательно, издержки на единицу  продукции у такой фирмы значительно  ниже, что позволяет с общественной точки зрения значительно экономить производственные ресурсы. Такая монополия, при которой долгосрочные средние издержки являются минимальными, получила называние «естественной монополии». Говоря иначе, эта отрасль, в которой продукт может быть произведен одной фирмой при более низких затратах, чем если бы его производством занималась бы не одна, а несколько фирм. Поэтому экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что выпуск данной продукции целесообразно сосредоточить в одной фирме.
     К естественной монополии можно отнести  предоставление различных коммунальных услуг (водопровод, канализация, газо- и энергосбережение и т.д.), телефонные компании кабельного телевидения и  т.д. В этих условиях монополия может  быть оправдана экономически целесообразной.
     В целом, рассматривая монополию, как  определенный тип экономической  структуры, позволяющий диктовать  свои условия на рынке определенного  товара или услуг, необходимо иметь  в виду, что, независимо от вида монополии («естественная» она или нет), новым конкурентам пробиться в такую отрасль чрезвычайно трудно, так как при прочих условиях это требует огромных капиталовложений. К тому же доминирующая в отрасли фирма может определенное время снизить цену на свою продукцию (так как имеет более низкие издержки производства), чтобы уничтожить потенциального конкурента.
     Организационная монополия – выступает как  объединение одинаковых по профилю  видов деятельности предприятий  и организаций (отраслевые министерства, концерны, ассоциации)
     2. Исключительные права монополий.
     Такие права обусловлены тем, что правительства  ряда стран официально предоставляют  некоторым фирмам статус единственного (монопольного) продавца услуг или  товара (транспортные услуги, связь, газоснабжение  и тт.д.), сохраняя, как правило, за собой право регулирование их действий с целью исключении (или сведения к минимуму) злоупотребляя монопольной властью. В этой ситуации «войти» в такую отрасль сторонней фирме практически невозможно.
     3. Патентная и лицензионная защита  монополий.
     Правительство гарантирует патентную защиту новым  продуктам и производственным технологиям,  что обеспечивает производителям монопольные  позиции на  рынке  и  на  определенный промежуток  времени  гарантирует  их исключительное право  на владение рынком данного товара.
     4.Собственность  монополий на важнейшие виды  сырья.
     Некоторые компании могут быть монополистами  в силу того, что их безраздельном  владении находятся производственные ресурсы, необходимые для изготовления монополизированного продукта. Так, американская алюминиевая компания является владельцем всех основных источников бокситов (алюминиевых руд).
     Таким образом, возникновению монополий  способствует естественные и юридические  барьеры для вступления в отрасль, которые предотвращают конкуренцию со стороны новых продавцов.
     Итак, под монополией нужно понимать рыночную структуру, отвечающим следующим условиям:
    Выпуск товара всей отраслью контролируется лишь одним продавцом.
    Производимый монополией товар является особым в своем роде и не имеет близких, родственных заменителей.
    Монополия закрыта для входа в отрасль новых фирм2.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     2. Особенности определения цены и объёма производства фирмы - монополиста 

     Монополист  диктует цену и объем производства, т.е. монополист неизбежно определяет цену, решая какой объем продукции произвести.
     На  вопрос: какую комбинацию цены и  количества на эластичном отрезке кривой спроса выберет чистый монополист? — ответ один — это зависит  не только от спроса и предельного  дохода, но и от издержек.
     Чистая  монополия определяет объем производства, максимизирующий прибыль, исходя из издержек и спроса.
     Чтобы максимизировать прибыль, фирма  должна достичь такого объема продукции, при котором предельный доход  равен предельным издержкам. В этом - решение проблемы и для монополиста.
     Фактически  монополист может увеличивать объем  производства, повышая свою совокупную прибыль вплоть до объема производства Q*, при котором дополнительная прибыль, получаемая от выпуска еще одной единицы продукции, равна нулю. Поэтому меньшее количество продукции Q1 не максимизирует прибыль, хотя и позволяет монополисту установить более высокую цену. При объеме производства Q1 вместо Q* совокупная прибыль монополиста будет меньше на величину, равную заштрихованной площади между кривой МR и кривой МС, между Q1 и Q*.
     Больший объем производства Q2 также не является максимизирующим прибыль. При данном объеме предельные издержки превышают предельный доход, и если бы монополист производил меньшее количество, чем Q2, он увеличил бы совокупную прибыль (на МС - МR). Монополист мог бы увеличить прибыль еще больше, сокращая объем производства до Q*. Увеличение прибыли за счет снижения объема производства Q* вместо Q2 дано площадью ниже кривой МС и выше кривой МR, между Q* и Q2.
     Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она имеет возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя количество, которое она готова продать. Степень, до которой монополист может использовать свою монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей на его товар и его доли на данном рынке. Естественно, чтобы обладать монопольной властью фирме не требуется быть чистой монополией. Причем необходимо, чтобы кривая спроса на продукцию фирмы была наклонена вниз, а не была горизонтальной, как для конкурентной фирмы, так как иначе у монополиста не будет возможности изменять цену путем изменения количества предлагаемого товара3.
     В крайнем, предельном случае кривая спроса на продукт, реализуемый чистой монополией совпадает с наклоненной вниз кривой рыночного спроса на продукт, продаваемый монополией. Поэтому монополист считается с реакцией покупателей на изменение цены, когда устанавливает цену на свой продукт.
     Монополист  может установить либо цену своего товара, либо его количество, предлагаемое на продажу за любой определенный период времени. И раз он выбрал цену, то требуемое количество товара определится кривой спроса. Аналогично, если фирма - монополист выберет в качестве устанавливаемого параметра количество товара поставляемого ею на рынок, то цену, которую потребители заплатят за это количество товара, определит спрос на данный товар.
     Монополист, в отличие от конкурентного продавца, не является получателем цены, и  даже наоборот, сам назначает цену на рынке. Монополия может выбрать  цену, которая максимизирует ее прибыль, и предоставить, самим покупателям выбирать, сколько покупать данного товара. Фирма решает: сколько товаров производить, основываясь на информации о спросе на ее продукт.
     Можно выделить две интересные особенности  поведения монополиста:
     1. На повышение спроса монополист не всегда отвечает увеличением выпуска, вместо этого монополист может просто поднять цены на свой товар. Его реакция зависит не только от изменения спроса на его товар, но и от того, как изменится эластичность спроса, при изменении последнего. Поскольку изменение или сдвиг кривой предельного дохода зависит напрямую от изменения ценовой эластичности, связанной с данной ценой. Для монополиста сдвиг кривой предельного дохода, а не кривой спроса на его продукт, является решающим фактором при изменении выпуска.
     2. Невозможно определить кривую  спроса для монополиста, так  как для одного и того же  количества товара можно определить  две и более цены. (И наоборот  две и более цены могут ставиться  в соответствие одному и тому  же выпуску). Кривую спроса невозможно использовать для того, чтобы объяснить, какое количество продукции монополист предложит на рынок, так как фирма сама назначает цены.
     В условиях монополизированного рынка  нет пропорциональной зависимости  между ценой и производимым количеством. Причина заключается в том, что решение монополиста по объему производства зависит не только от предельных издержек, но и от формы кривой спроса. Изменения в спросе не приводят к пропорциональным изменениям цены и предложения, как это происходит с кривой предложения для рынка свободной конкуренции4.
     Вместо  этого изменения в спросе могут  привести к изменению цен при  постоянном объеме производства, изменения  в объеме производства могут произойти  без изменения цены или же измениться могут как цена, так и объем  производства. 
 
 

     3. Ценовая дискриминация 

     Монополист  не всегда продает все единицы  продукта по одной цене. В некоторых  случаях он осуществляет ценовую  дискриминацию, под которой понимается продажа различных единиц одной  и той же продукции по разным ценам  различным покупателям. При этом следует иметь в виду, что различия в ценах не вытекают из различий в издержках производства.
     Ценовая дискриминация возможна лишь в том  случае, когда продукт не может  быть куплен на одном рынке и перепродан по более высокой цене на другом. Например, если книги школьникам будут  продаваться со скидкой, то они могут  быть, затем перепроданы другим группам населения.
     Поэтому ценовая дискриминация обычно осуществляется в сфере услуг.
     Условие ценовой дискриминации: должна быть различной ценовая эластичность спроса у отдельных покупателей; имеется в виду, что тот потребитель, который испытывает более острую потребность в данном продукте, готов уплатить за него более высокую цену.
     Итак, фирма, обладающая монопольной властью, проводит политику ценовой дискриминации, если она назначает разные цены для  различных категорий потребителей на основе разницы в эластичности их спроса.
     Но  важно отметить, что это отнюдь не единственная форма ценовой дискриминации, хотя, вероятно и наиболее распространенная. Политика ценовой дискриминации  может также реализовываться  через нелинейное ценообразование, когда сумма, которую платит клиент, не является прямо пропорциональной величине его покупки. Скидки в зависимости от количества покупаемой продукции являются наиболее типичными примерами нелинейного ценообразования.
     Различаются три типа ценовой дискриминации: совершенная дискриминация, или дискриминация первой степени, дискриминация второй степени и дискриминация третьей степени.
     Совершенная дискриминация имеет место тогда, когда фирма устанавливает различные  цены на каждую единицу товара, т. е. реализует товар по индивидуальным ценам. Тем самым каждый покупатель приобретает продукт по максимальной цене, которую он способен уплатить.
     В реальной действительности такая дискриминация  почти не встречается, так как  продавец не имеет информации о покупательской способности потребителей, которые, разумеется, не заинтересованы в том, чтобы ему ее предоставлять. Это — недостижимая мечта каждого продавца.
     На  первый взгляд, кажется, что ценовая  дискриминация противоречит стремлению максимизировать прибыль, так как  одни покупатели платят меньшую цену, чем другие. На самом деле монополист всегда при проведении ценовой дискриминации получает большую прибыль, чем та, которую он получал бы при ее отсутствии, так как возрастает объем продаж.
     Поскольку совершенная ценовая дискриминация  практически неосуществима, то монополисты в ряде случаев устанавливают не индивидуальные цены на каждую единицу товара, а выделяют несколько ступеней цены, т. е. некоторые покупатели получают скидки с цены продукта. Такие скидки могут предоставляться в зависимости от размеров приобретаемой партии товара, потому что покупатели часто предъявляют спрос на большие партии товара только при условии предоставления им скидки. Ценовая дискриминация проявляется, например, в установлении трех тарифов на междугородные телефонные разговоры. В связи с этим те лица, которые не воспользовались бы этим видом услуг, имеют возможность связаться по телефону с другими городами в вечернее или ночное время или в выходные дни, когда действуют льготные тарифы. В ряде случаев скидки носят кумулятивный характер. Так, проездной месячный билет на городской транспорт обходится дешевле, чем приобретение разовых билетов. Подобная ценовая дискриминация называется дискриминацией второй степени.
     Имеется еще один вид ценовой дискриминации  — ценовая дискриминация третьей степени, которая заключается в том, что различные цены устанавливаются для отдельных групп покупателей, а не для отдельных партий товара. В этом случае имеет место сегментация рынка, т. е. выделение двух или более групп потребителей, обладающих различной чувствительностью по отношению к изменению цены (разной ценовой эластичностью спроса). Например, редакции некоторых журналов устанавливают различные цены на подписку для индивидуальных подписчиков и для организаций. Студентам и школьникам проездные месячные карточки на городской транспорт продаются по сниженным ценам. В тех случаях, когда ценовая эластичность спроса является низкой, устанавливаются высокие цены; когда она высока — низкие цены.
     Таким образом, ценовая дискриминация  приводит к тому, что некоторые товары и услуги могут приобретать потребители, которые при отсутствии ее вообще бы их не покупали. Фирмы в результате этого увеличивают свой доход. Государство обычно поощряет ценовую дискриминацию, так как она позволяет несколько сгладить неравенство в потреблении5.
     Предположим, что какая-то авиакомпания Г продавала 100 тыс. авиабилетов по цене 500 руб. за один билет. Такая цена была установлена исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Ежемесячный валовой доход компании составлял 50 млн.. руб. Однако в результате произошедших изменений (выросли цены на топливо, работникам была повышена заработная плата), издержки компании возросли, и цена билета была повышена вдвое. Вместе с тем количество проданных билетов сократилось в два раза и составило 50 тыс. шт. Несмотря на то, что общий валовой доход сохранился на уровне 50 млн. руб., существует возможность получить дополнительный доход, привлекая пассажиров, отказавшихся от полетов из-за высокой цены, через предоставление скидок.
     На  рис. 1. графически изображена ситуация, когда рынок услуг авиакомпании разделен на два отдельных рынка. Первый (рис. 1а) представлен состоятельными людьми, бизнесменами, для которых важна быстрота передвижения, а не цена билета. Поэтому спрос с их стороны относительно неэластичен. Второй рынок (рис. 16) — это лица, для которых скорость не столь уж важна, и при высоких ценах они предпочтут пользоваться железной дорогой. В обоих случаях предельные издержки авиакомпании одинаковы, различна только эластичность спроса.  

        

     Рис. 1. Модель ценовой дискриминации: МС — предельные издержки;
     О и MR — спрос и предельный доход фирмы на первом рынке; D, и MR, — спрос и предельный доход фирмы на втором рынке
     Из рис. 1. видно, что при цене билета 1 тыс. руб. ни один потребитель со второго рынка не воспользуется услугами авиакомпании. Однако если этой группе потребителей предоставить 50% - ную скидку, то билеты будут проданы и доход компании увеличится на 25 млн. руб. ежемесячно.
     С одной стороны, ценовая дискриминация  позволяет увеличить доходы монополиста, а с другой — большее количество потребителей получают возможность воспользоваться услугой данного вида. Такая политика в области ценообразования выгодна обеим сторонам. Однако в некоторых странах ценовая дискриминация рассматривается как препятствие конкуренции и усиление монопольной власти и ее отдельные проявления подпадают под антимонопольное законодательство.
 

     4. Монополия и эффективность 

     Современные экономисты считают, что распространение монополии снижает экономическую эффективность, по крайней мере, по трем основным причинам.
     Во-первых, объем производства, максимизирующий прибыль монополиста, ниже, а цена — выше, чем в условиях совершенной конкуренции. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу, не производится. Количество выпускаемой продукции не доходит до точки, соответствующей минимальным средним валовым издержкам, вследствие чего производство осуществляется не с минимально возможными при данном уровне технологии издержками. Иными словами, максимальная производственная эффективность не достигается.
     Во-вторых, являясь единственным продавцом  на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек. У него не существует стимула использовать наиболее прогрессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания. По тем же причинам монополист слабо заинтересован в научно-исследовательских разработках и использовании новейших достижений нтп.
     В-третьих, барьеры для вступления новых  фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохранение и укрепление собственной рыночной власти, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки.
     Другая  точка зрения на проблемы монополии  и эффективности представлена позицией Дж. Гэлбрейта и И. Шумпетера. Не отрицая негативные стороны монополии (например, более высокие цены на продукцию), они выделяют и ее преимущества с точки зрения научно-технического прогресса. Эти преимущества, по ил мнению, состоят в следующем6:
     1. Совершенная конкуренция требует от каждого производителя использовать наиболее эффективную технику и технологию и уже существующих. Однако разработка новых прогрессивных технических решений не под силу отдельной конкурентной фирме Необходимы значительные средства для финансирования НИОКР, которых не может быть у мелкой фирмы, не получающей стабильную экономическую прибыль. В то же время монополии или олигополии, имеющие высокую экономическую прибыль, располагав ют достаточными финансовыми ресурсами для инвестиций в научно-технический прогресс.
     2.  Высокие барьеры, которые существуют для входа новых фирм в отрасль, дают олигополиям и монополиям уверенностью том, что экономическая прибыль, которая является результатом использования в производстве научно-технических достижений, сохранится долгое время, и инвестиции в НИОКР дадут долговременную отдачу.
     3. Получение монопольной прибыли  за счет более высоких цен  является стимулом инновационной  деятельности. Если бы вслед за  каждым нововведением, снижающим  издержки, следовало понижение цен, то причин для развития инновационных процессов не существовало бы.
     4.  Монополия стимулирует конкуренцию, так как монопольно высокие прибыли являются крайне привлекательными для других фирм и поддерживают стремление последних войти в отрасль.
     5.  В отдельных случаях монополия способствует снижению издержек и реализации эффекта масштаба (естественная монополия). Конкуренция в таких отраслях привела бы к росту средних затрат и снижению эффективности.
     Во  всех странах с рыночной экономикой действуют антимонопольные законодательства, контролирующие и ограничивающие монопольную власть.
Заключение 

     Монополия как экономическое явление представляет собой обусловленный собственностью и властью тип экономических  отношений между ее субъектами, которые  реализуют собственный интерес и влияют на общественное производство или его отдельные сферы. Ее сущность состоит в обладании субъектом (группой) собственностью на факторы производства и исключительными правами, обеспечивающими господствующее положение в определенной сфере (сферах) деятельности, контроль над рынком и диктат своих условий, регулирование цен и объемов производства, присвоение монопольной прибыли и ограничение конкуренции.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.