Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Проектирование ответы на вопросы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Проектирование  — ответы на вопросы

Что такое проектирование?

Проектирование — это последовательное продумывание и описание того, каким должно быть что-либо. Проектирование входит в логическую цепочку работы над проектом:
    Определение проектной идеи
    Разработка и описание идеи — проектирование
    Реализация
Другими словами  цепочка может быть представлена так:
    Придумать
    Подумать
    Сделать

Что дает проектирование?

Проектирование  решает три задачи:
    Позволяет составить согласованный план действий при реализации проекта
    Позволяет составить бюджет проекта
    Обосновывает смету расходов и сроки проекта

К чему приведет работа без проектирования?

Работа без  проектирования приводит к получению результата отличного от того, который закладывался в идею проекта. Т.е. получаем не то, что хотели, особенно в деталях.
Без проектирования сроки работы непредсказуемы, даже с учетом большого опыта исполнителей. Тоже касается бюджета проекта. Слишком сложно определить стоимость того, о чем не знаешь и не представляешь, сколько на это будет затрачено времени и сил. Абстрактное представление или представление проекта по аналогии с подобным, уже реализованным, фактически дает лишь приблизительные сроки и бюджет, которые редко оправдываются в каждом конкретном случае.

Когда начинать проектирование?

Проектирование  необходимо начинать до работы над проектом, но после того как есть идея или замысел проекта. Без идеи или в процессе реализации — проектирование теряет логику.

Сколько может стоить проектирование?

50% или более от стоимости всей работы над проектом. Причем время, затраченное на проектирование, не всегда пропорционально времени, затраченному на реализацию проекта.

Кто должен заниматься проектированием?

Проектированием должен заниматься подготовленный специалист — проектировщик. Который должен иметь представление о следующем:
    Инженерия разработки
    Информационная архитектура
    Разработка программного обеспечения
    Разработка требований к программному обеспечению
    Принципы проектирования систем
    Разработка пользовательских интерфейсов
    Принципы организации работы над проектами

Проектирование  производства

Проектирование производства - это система чертежей, проектов и смет, выполненных на основе экономических и технических расчетов. Совокупность всех показателей, составляющих проектирование производства, должна обосновывать экономическую целесообразность и возможность с технической точки зрения осуществления проекта.  
 
Проектирование производства дает ответы на вопросы: какое понадобится оборудование, сколько оно стоит, окупятся ли затраты и в какие сроки, сколько потребуется материалов, деталей, механизмов, на какой период рассчитана работа и т. д. Без проектирования производства невозможно создать конкурентно способно предприятие.  
 
Значение проектирования производства заключается не только в подготовке расчетов, смет и чертежей. Проектирование производства – важное звено, позволяющее связать науку с производством. В проектах отражается внедрение современных технических решений, помогающих сделать производство наиболее рентабельным.  
 
Проектирование производства – одно из основных условий эффективности любого производства.

2.7.2. Классификация производств.
Классификация операционных систем:
1. Мелкосерийное  производство.
    Производимые  товары выпускаются единицами или  небольшими группами. В производстве участвуют отдельные цеха, или специализированные участки, ориентированные на выполнение отдельных операций. Требования к изготовлению каждой единицы продукции могут быть разными.
2. Массовое производство.
    Производимая  продукция стандартизирована. Все  виды продукции одинаковы относительно друг друга. Но иногда могут встречаться незначительные различия в характеристиках или комплектации. Технологическая линия представляет из себя поток. При производстве товар проходит через всю операционную систему.
3. Перерабатывающая система с непрерывным процессом.
    Выпускается однородная продукция, различная по объему, длине, площади, весу или времени. Ресурсы, поступающие на производство, непрерывным потоком проходят через  операционную систему и превращаются в конечный продукт, готовый к реализации.
2.7.3. Проектирование продуктов, услуг, процессов их производства.
Проектирование  продуктов в процессе производства включает разработку производственных операций, определение производственных мощностей и само проектирование изделий и процессов производства. Проектирование продуктов производится в соответствии с потребностями покупателей.
Критерии проектирования продуктов: стоимость, экономичность  эксплуатации, качество, элементы роскоши, размер, мощность, прочность, срок службы, надежность в эксплуатации, простота эксплуатации, безопасность эксплуатации и универсальность использования.
Проектировщик должен принять решения относительно: размеров и формы, материалов, соотношения  стандартных и специфических  элементов, компонентов, элементов безопасности.
После того, как  продукт спроектирован, определяются этапы процесса производства этого  продукта. Критерии проектирования процесса производства: производственные мощности, экономическая эффективность, гибкость, надежность, производительность, пригодность к ремонту, стандартизация, постоянство результатов, безопасность, удовлетворение потребностей рабочих.
Проектировщик процесса производства должен принять  решения относительно: типа перерабатывающей системы, то есть типа производства, собственно производства, комплектующих изделий, методов переработки, степени механизации и автоматизации, специализации рабочих.
Проектировщики  изделий и процесса производства обязательно должны тесно сотрудничать между собой, так как разработка продукта и разработка процесса производства тесно взаимосвязаны.
Проектирование  услуг и процесса их производства включает несколько факторов:
- месторасположение  организации по оказанию услуг  (оно обычно определяется месторасположением  потребителя);  
- потребности покупателей; 
- календарное планирование работы; 
- определение качества; 
- навыки общения работников с потребителями; 
- производственные мощности; 
- эффективность работы служащих.

2.7.4. Методы управления проектами.
Существует множество  методов управления реализацией проектов. Рассмотрим, например, метод критического пути и метод оценки и пересмотра планов. Цель первого метода - сокращение до минимума продолжительности разработки проектов. Второй метод допускает неопределенность продолжительности разработки проектов. Сейчас во всем мире в основном применяют только метод критического пути.
Метод критического пути включает четыре этапа:
    Определение целей и ограничений проекта. Их разработка связана с продолжительностью, стоимостью и качеством реализации проекта; наличием рабочей силы и оборудования; и др.
    Продолжительность операций. На этом этапе определяется длительность работ и операций, входящих в проект.
    Сетевой график работ. На этом этапе производится анализ очередности операций, их последовательность, определяются операции, которые могут выполняться параллельно. Порядок проведения операций определяется техническими причинами, либо с учетом эффективности, качества, либо с учетом требований техники безопасности.
    Календарный сетевой график. Он составляется на основе расчетов и оценок продолжительности операций проекта.
В этом методе критический  путь проекта - это самый продолжительный  по времени последовательный путь выполнения операций проекта.
Разделы и этапы проектирования.
Проектирование  организации производства- это процесс разработки технической, организационной и планово-экономической документации, необходимой для создания и осуществления на практике производственной системы.
Важнейшей задачей  проектирования организации производства является разработка проекта- полного комплекта документации на соответствующую производственную систему, содержащего принципиальные решения и необходимое представление о построении системы, а также исходные данные для обеспечения ее функционирования в условиях действующего производства.
В составе проекта  организации производства объединения, предприятия могут быть выделены следующие крупные разделы:
1-ый раздел. Общесистемные  сводные данные; производственная  структура объединения, предприятия;  структура системы управления, состав  и численность кадров, мероприятия по их подготовке и переподготовке, система оперативного планирования предприятия.
2-ой раздел. Организационные  решения, относящиеся к формированию  функциональных подсистем: организация  подготовки производства, организация  производственных процессов, организация производственной инфраструктуры, организация МТС, организация маркетинга и сбыта продукции.
3-ий раздел. Организационные  решения, относящиеся к организации  элементов, производственного процесса: организация труда участников процесса производства, организация функционирования орудий труда, организация движения предметов труда в производстве, интеграция элементов производства в единый процесс.
4-ый раздел. Решения  по установлению экономических  отношений в процессе производства: формирование подрядных коллективов, обоснование моделей внутреннего хозрасчета, построение систем оплаты труда стимулирование отдельных работников.
5-ый раздел. Организационные  проекты подразделений, объединений  и предприятий; филиалов производств,  цехов, участков, бригад.
6-ой раздел. Непрерывное,  комплексное совершенствование  организации производства.
Проектирование  конкурентной производственной системы  или ее подсистем включает решение  следующих основных задач:
    1.     Определение состава элементов системы (подсистемы) в количественном и качественном отношении и их размещении в пространстве- формирование производственной структуры.
    2.     Разработка организационных процессов, происходящих в системе, и создание  комплекса организационно-плановых документов, содержащих основные положения этого регламента.
    3.     Разработка нормативной базы организации производства для конкретных производственных систем (подсистем).
    4.     Определение характера информационных взаимосвязей элементов системы, формирование структуры документооборота и создания информационного обеспечения организации  производства.
    5.     Установление экономических отношений между участниками производственного процесса — подразделениями или отдельными исполнителями.
Этапы проектирования.
Проектирование организации производства осуществляется в две стадии: технический проект и рабочий проект. В том случае, когда для разработки проекта используются типовые проектные решения, проектирование может проходить в одну стадию — технорабочий проект.
Проектированию предшествует проектная подготовка. Завершает систему проектных работ этап внедрения.
На этапе проектной  подготовки разрабатывается общая  концепция организации производства, осуществляется комплексное обследование (изучение) объекта проектирования, разрабатывается ТЭО системы, формируется и утверждается техническое задание на проектирование. Работа на этом этапе технического проектирования ведется на основе утвержденного технического задания. На этом этапе разрабатываются основные положения системы организации производства, принципы ее функционирования, взаимосвязь с другими подсистемами, принимаются решения по информационному обеспечению и системе документооборота.
На этапе рабочего проектирования разрабатывается комплекс рабочих чертежей и документации: структурные схемы, организационно-плановые расчеты, формируется нормативная и информационная база, организационные процедуры и документах отражающие, должностные инструкции и положения.
На этапе внедрения  организационного проекта обеспечивается обучение и технологическая подготовка персонала, вводятся в действие новые инструкции и положения, пересматриваются производственная и управленческая структуры. 

волюция проектирования. Проектирование в технике

Литература  о проектировании и его методах  начала появляться в промышленно развитых странах в 50–60–х годах XIX века. До этого времени было общепринято, что проектирование – это то, чем занимаются архитекторы, инженеры, художники–прикладники и т.д., когда создают чертежи для своих клиентов и для целей производства. Теперь положение изменилось. Наряду с традиционными методами появилось множество новых. Что такое проектирование?
Существует множество  определений. Приведем лишь те, в которых  упоминаются его основные характеристики.
Проектирование – это процесс, который кладет начало изменениям в искусственной среде.
Техническое конструирование – это использование научных принципов, технической информации и воображения для определения механической структуры машины или системы, предназначенной для выполнения заранее заданных функций с наибольшей экономичностью и эффективность
Проектирование  – это вдохновенный прыжок от фактов настоящего к возможностям будущего.
Проектирование  – это творческая деятельность, которая вызывает к жизни нечто  новое, чего ранее не существовало.
Цель проектирования – положить начало изменениям в  окружающей человека искусственной  среде.
Что такое проектирование: искусство или наука? Проектирование – это сложный вид деятельности, в котором сочетаются три средства познания: естественные науки, искусство и математика. Как они сочетаются?
Деятели науки  и искусства имеют дело с физическим миром (реальным или символическим) в том виде, в котором он существует в настоящее время. В математике оперируют с абстрактными отношениями, не зависящими от календарного времени. Проектировщики же всегда вынуждены считать реальным то, что существует лишь в воображаемом будущем и искать пути претворения в жизни предвидимых объектов.
Цель ученого  – точно описать и объяснить  наблюдаемые явления. Его главная  методика – тщательно поставленный эксперимент, призванный опровергнуть гипотезу, доказав истинность обратного утверждения.
Цель художника  – в обработке материала, существующего  одновременно с его деятельностью. Он действует в реальном времени, в полной мере используя высокоразвитую способность своей нервной системы остро реагировать на интуитивно схваченную картину реального мира.
Математик рассматривает  не физический мир, а мир отношений, точный и вневременной. Он ставит задачу и логическим путем ищет ее решение.
Проектировщик, прежде чем предсказать будущее, должен в достаточной мере знать  настоящее и для этого должен обладать качествами ученого: умением  поставить эксперимент и проанализировать его результаты. Подход художника  необходим ему на следующем этапе, когда среди альтернатив приходится отыскивать новое и непротиворечивое построение, которое может быть положено в основу решения. При этом нужно иметь какой–либо податливый материал или аналог, который позволял бы, поспевая за течением мысли, передавать форму решения. Обычно таким материалом служили эскизы, за которыми стояли точные образы вариантов проекта в воображении.
Метод математика, выражающего исходные предположения  через абстрактные символы, а  затем манипулирующего этими  символами, пока не будет получено решение, годится для проектировщика лишь на том этапе, когда задача стабилизировалась, когда для того, чтобы разрешить противоречие между целью и средством, уже не требуется изменять исходные посылки. Таким образом, деятельность проектировщика синтезирует разные подходы, являясь сложной по структуре и междисциплинарной по содержанию.  

Сущность  и особенности  инженерного проектирования.

Проектирование  как особый вид инженерной деятельности формируется в начале XX века и  связано первоначально с деятельностью чертежников, необходимостью особого (точного) графического изображения замысла инженера для его передачи исполнителям на производстве. Однако постепенно эта деятельность связывается с научно–техническими расчетами основных параметров будущей технической системы, ее предварительным исследованием.
В инженерном проектировании различают "внутреннее" и "внешнее" проектирование. Первое связано с  созданием рабочих чертежей (технического и рабочего проектов), которые служат основными документами для изготовления технической системы на производстве; второе – направлено на проработку общей идеи системы, ее исследование с помощью теоретических средств, разработанных в соответствующей технической науке.
Русло инженерного  проектирования ныне в гораздо большей  степени задается не собственно естественнонаучными законами, а экономическими, экологическими, культурными, политическими реалиями.
В связи с  этим инженерное проектирование должно основываться на следующих посылках:
1) теоретическое  естествознание следует рассматривать как продукт конструктивной деятельности человека. Его концентрированным выражением является инженерное проектирование.
2) фундаментальное  знание – это, прежде всего,  социально–культурное (куда входит  и математическое, и естественнонаучное  знание, но понятие как культурное развитие человечества).
3) инженерное  проектирование это в первую  очередь проектирование конструктивной (совместной) деятельности (в частном  случае проектирование работ), продуктом  которой является технические  объекты.
4) технический объект должен вести себя по законам той системы, элементом которой он выступает, т.е. по законам социума.
Анализ современных  методов проектирования (принятых в  основном в научно–технической практике) и приемов конструктивного мышления обнаружил удивительную близость логики научных открытий и методов изобретательства. Таким образом, согласно современным представлениям, не открытие фундаментальных законов природы делает возможным создание технических проектов (изобретений), но в основании теоретической познавательной деятельности и специализированной научно–технической практики находится универсальная конструктивная природа всей человеческой жизнедеятельности. Причем по выраженности конструктивных процессов инженерная деятельность «ближе» стоит к этой природе, чем научное познание.
Если рассматривать  весь цикл инженерного проектирования с момента зарождения идеи до массового  производства (инновационный цикл), то можно заметить сокращение доли материальных факторов. До 2/3 всех работ  и затрат приходится на организационную деятельность; обсуждение проблем, знакомство с литературой, подготовку документации, инструкций и т.д. Причем, чем сложнее продукт, тем выше удельный вес организационно–коммуникативной компоненты деятельности по сравнению с материальными компонентами.
Для современного производства характерна постоянная замена номенклатуры выпускаемых изделий. Срок их жизни все более сокращается. При этом, критерием замены, как  правило, выступает не техническая  целесообразность, а соображения  экономического, политического плана. (В маркетинге известно, что большая часть предпочтений в сфере потребления осуществляется из соображений престижа, моды и т.д.). Соответственно при проектировании новых изделий необходимо учитывать условия и ограничения со стороны экономики, права, экологии, культурных традиций и прочие. Практически, «технически возможное» является последним фактором при принятии решения о производстве. В литературе признается, что в роли важных ограничений выступают ограничения культурные (так называемый «культурный лаг»).
В эпоху индустриального  развития ведущим был критерий технически возможного (целесообразного). Положение  дел меняется в силу принципиально  возрастающей сложности социальной жизни, появления новых элементов  и иерархических ступеней.
Профессия инженера появилась для решения новых  нестандартных классов задач, которые  требуют предварительного расчета, проектирования. Сама эта профессия  возникла в оппозиции к традиционному  мастерству (мастеру–ремесленнику, который  был искусен в решении стандартных задач), мастерство не требует расчета, оно основано на личном умении.
Массовое промышленное производство низвело расчетные  задачи на уровень стандартного набора операций и приемов. В условиях массового  стандартизированного производства практически не осталось места для старого ремесленника–мастера. Это место занял инженер. Теперь от него требовалось мастерское владение стандартными приемами инженерной деятельности. Рациональная изобретательность как дух инженерной профессии не то чтобы совсем исчез, но оказался на периферии профессии. Образование отреагировало на это изменение усилением внимания на прикладные аспекты фундаментальных наук: решение типовых задач не требует знания фундаментальных законов, доказательства теорем и формул.
Кризис индустриального производства – это кризис массового стандартизированного производства. Он меняет характер задач инженера. Системы автоматизированного проектирования делают ненужными использование специалиста с высшим образованием для решения типовых расчетных задач. Инженер опять, как и на заре становления профессии должен уметь применять накопленное культурное знание для решения нестандартных задач.
Какой же должна стать система подготовки инженера?
Для ответа на этот вопрос нужно посмотреть, как решает сегодня профессиональные задачи выдающийся специалист–творец в своей области. Для системы знаний и умений такого специалиста характерна одна особенность: завершенность. Завершенность в системном понимании на уровне: фактологическом, теоретическом, рефлексивном.
Фактологический уровень связан со знанием и умением ориентироваться во всей эмпирической базе своей профессии, теоретический – со знанием принципов функционирования объекта, рефлексивный – со знанием происхождения этих принципов, владением методологией познания и конструирования.
Рефлексивный  уровень знания по отношению к  теоретическому выполняет такую  же функцию, как теоретический к  фактологическому (эмпирическому). Каждый из них синтезирует и упорядочивает  материал, данный на предшествующем уровне. Без понимания теоретических законов (принципов) эмпирическая база науки становится необозримой, без понимания того, как строятся теоретические модели, какова человеческая стратегия и тактика достижения поставленных целей – выявленные законы природы оказываются случайной совокупностью.
В конечном счете, достаточно развитый рефлексивный срез знания позволяет человеку сориентироваться в своей профессии. Этим качеством  творец отличается от исполнителя.
Известная способность  науки расширять границы непознанного (чем больше мы знаем, тем отчетливее понимаем, что еще большего не знаем). Очевидно, что такое понимание носит метатеоретический (рефлексивный) характер.
Если раньше инженерные задачи в своей массе  достаточно далеко отстояли от границ непознанного, базировались на твердо установленных конструктивных принципах, то инновационная стратегия современного производства передвинула эти задачи непосредственно к границе незнаемого (к проблемной области). На этой границе специалисту, подготовленному к решению типовых задач, как инженеру делать нечего, его функции низводятся до функции техника–исполнителя, а фундаментальное знание оказывается невостребованным.
Инженерное проектирование отличают от инженерного конструирования. Для проектной деятельности инженера исходным является социальный заказ, т.е. потребность в создании определенных объектов, вызванная либо «разрывами» в практике их изготовления, либо конкуренцией, либо потребностями развивающейся социальной практики.
Продукт проектной  деятельности, в отличие от конструкторской, выражается в особой знаковой форме – в виде текстов, чертежей, графиков, расчетов, моделей в памяти компьютера и т.д.
Результат конструкторской  деятельности должен быть обязательно  материализован в виде опытного образца, с помощью которого уточняются расчеты, приводимые в проекте, и конструктивно–технические характеристики проектируемой технической системы.
Возрастание специализации  различных видов инженерной деятельности привело в последнее время  к необходимости се теоретического описания: во–первых, в целях обучения и передачи опыта и, во–вторых, для осуществления автоматизации самого процесса проектирования и конструирования технических систем. Выделение же проектирования в сфере инженерной деятельности и его обособление в самостоятельную область деятельности во второй половине XX века привело к кризису традиционного инженерного мышления, ориентированного на приложение знаний лишь естественных и технических наук и созданию относительно простых технических систем. Результатом этого кризиса было формирование системотехнической деятельности, направленной на создание сложных технических систем.
Во второй половине XX века изменяется не только объект инженерной деятельности (вместо отдельного технического устройства, механизма, машины и т.п. объектом исследования и проектирования становится сложная человеко–машинная система), но изменяется и сама инженерная деятельность, которая стала весьма сложной, требующей организации и управления. Для организации такой деятельности требуются особые специалисты – инженеры–системотехники.
Системотехническая  деятельность рассматривается как  процесс синтеза функциональной модели системы и затем ее преобразования в структурную модель (или ее реализации). Каждый этап связывается с определенными  средствами символического и графического представления системы. Функциональная модель воспроизводит протекание в реальной системе субстанции (вещества, энергии или информации), т.е. преобразует входную субстанцию в выходную адекватно функционированию реальной технической системы. В качестве функциональных моделей могут быть использованы, например, алгебраические модели.
При членении системотехнической деятельности в соответствии со структурой технической системы обычно выделяются следующие ее этапы:
макропроектирование (внешнее проектирование);
микропроектирование (внутреннее проектирование); проектирование окружающей среды;
разбивка системы  на подсистемы;
проектирование  подсистем;
изучение их взаимодействий;
интеграция системы.
Второй способ описания системотехнической деятельности заключается в выделении в ней последовательности фаз, а в самих этих фазах – цепи действий или обобщенных операций.
Обычно системотехническая деятельность распадается на 6 фаз:
подготовка технического задания;
разработка эскизного  проекта; изготовление;
внедрение;
эксплуатация;
оценка.
Иногда добавляется  еще одна фаза – ликвидация. На каждой фазе выполняется одна и та же последовательность обобщенных операций:
анализ проблемной ситуации;
синтез решений;
оценка и выбор  альтернатив;
моделирование;
корректировка и реализация решения
 
 
 
 
 
Техника и человек  неразделимы. Способность человека делать орудия и сделала его человеком. Поэтому история и философия  не могут обойти вопроса о сущности техники, а в современном обществе техника по праву занимает одно из ведущих мест. Долгое время само соединение слов философия и техника казалось противоречивым, поскольку первое из них является олицетворением теоретического освоения действительности, а второе – практического. Однако сегодня ясно, что без теоретических исследований невозможным было бы столь бурное развитие техники, а без философского и социального осмысления техники современные философские исследования были бы не полными.
Существует огромная исследовательская область философии  техники – инженерная деятельность и проектирование. В жизни современного общества инженерная деятельность играет все возрастающую роль. Проблемы практического использования научных знаний, повышения эффективности научных исследований выдвигают сегодня инженерную деятельность на передний край всей экономики и современной культуры. Современный этап развития инженерной деятельности характеризуется системным подходом к решению сложных научно-технических задач, обращением ко всему комплексу социальных гуманитарных, естественных и технических дисциплин  [2].
Обособление проектирования и проникновение его в смежные  области, связанные с решением сложных  социотехнических проблем, привело  к кризису традиционного инженерного  мышления и развитию новых форм инженерной и проектной культуры, появлению  новых системных и методологических ориентаций, к выходу на гуманитарные методы познания и освоение действительности.   

1. Понятия  "философия техники", "техника", "проектирование".  

Техника в ХХ веке становится предметом изучения разнообразных дисциплин как  технических, так естественных и общественных, как общих, так и частных. Все возрастающая специализация в технике стимулирует противоположный процесс развития общетехнических дисциплин. В силу проникновения техники во все сферы жизни современного общества многие общественные науки, прежде всего социология и психология, обращаются к специальному анализу технического развития. Т.е. техника стала предметом специального анализа и исследования, что привело к возникновению самостоятельной дисциплины философии техники. Впервые термин "философия техники" был введен в русский лексикон инженером – теоретиком Петром Клементьевичем Энгельмейером в 90-х годах XIX века [3].
Философия техники  исследует:
1) Феномен техники  в целом;
2) Место в  общественном развитии;
3) Широкую историческую перспективу техники.
Термином "техника" с объективной точки зрения обозначают совокупность материальных средств, создаваемых  человеком для облегчения и повышения  продуктивности человеческой деятельности. Т.е. техника представляет собой  мир орудий, машин и автоматов, созданных человеком и человека обслуживающих. В данном случае под понятием "техника" понимаются "технические объекты", которые являются результатом материального производства и служат удовлетворению различных человеческих (общественных) потребностей, подчеркивая только объектные аспекты техники [2].
С субъективной стороны "техника" – совокупность знаний, опыта, способность создавать  или организовывать некоторую деятельность, необходимую для создания технических  объектов и способов их использования [2]. Субъективные аспекты техники связаны с рабочей деятельностью человека, для которой характерно, что ожидаемый результат этой деятельности создается, прежде всего, идеально, в виде представления, плана, проекта и затем в реальном виде.
Из диалектического единства обеих сторон техники следует, что с помощью техники человек преобразовывает не только объективный мир для более эффективного использования, но и самого себя, расширяя свои способности, знания, повышая уровень своих знаний объективной реальности. Отсюда вытекает понятие "проектирования" как целенаправленной деятельности, целью которой является формулировка и моделирование представления:
-     о будущей деятельности (производственной или   непроизводственной), предназначенной для удовлетворения
-     о бщественных и личных потребностей;
-     о будущем конечном результате;
-     o будущих последствиях, которые возникают в результате cоздания   и функционирования ее продукта [1].
Т.о. проектирование является необходимой составной  частью технико-экономического и материального развития общества, т. к. оно заранее определяет цели достижения определенных народнохозяйственных результатов. Обособление проектирования и проникновение его в смежные области, связанные с решением социотехнических проблем, привело к развитию новых форм инженерной и проектной культуры, появлению новых форм инженерной и проектной культуры, появлению новых системных и методологических ориентаций. В соответствии с этим рассматриваются три основных раздела проектирования:
    классическое инженерное;
    системотехническое;
    социотехническое (гуманитарное) [2];
   
2. Инженерное  проектирование  

Проектирование  как особый вид инженерной деятельности формируется в начале ХХ столетия и связано первоначально с  деятельностью чертежников, необходимостью точного графического изображения замысла инженера для его передачи исполнителям на производстве. Однако постепенно эта деятельность связывается с научно-техническими расчетами на чертеже основных параметров будущей технической системы, ее предварительном исследованием.
В инженерном проектировании следует различать "внутреннее" и "внешнее" проектирование [2]. Первое связано с созданием рабочих  чертежей (технического и рабочего проектов), которые служат основными  документами для изготовления технической системы на производстве; второе – направлено на разработку общей идеи системы, ее исследование с помощью теоретических средств, разработанных в соответствующей технической науке. Проектирование следует отличать от конструирования. Для проектировочной деятельности исходным является социальный заказ, т.е. потребность в создании определенных объектов. Продукт проектировочной деятельности в отличии от конструкторской выражается в особой знаковой форме – в виде текстов, чертежей, таблиц и т.д. Результатом конструкторской деятельности является опытный образец, с помощью которого уточняются расчеты, проводимые в проекте и конструктивно-технические характеристики проектируемой технической системы [2].
В инженерной сфере  процесс проектирования часто противопоставляется исследованиям и разработкам и сравнивается с ними, чтобы показать их сходства и различия. Другая тенденция развития проектирования включает анализ и моделирование практических видов деятельности человека, процессов управления и принятия решения [2]. Процесс принятия решения базируется на теории статистических решений, теории решений в конфликтных ситуациях, на анализе операций и методах исследования операций, методе оптимизации и т. д.
Следующая тенденция  тесно связана с проблемой  инновации, с проблемами научных и технических изменений. В этой связи необходимо упомянуть куновское исследование структуры научных революций и анализ функций парадигмы в развитии научного мышления [1]. Данные тенденции не проявляются в процессе проектирования обособленно, а являются результатом деятельности междисциплинарной проектировочной группы. Деятельность такой группы выдвигает специальные требования к характеру синтеза различных научных и инженерных дисциплин, разных критериальных систем.
Для современной  проектировочной деятельности характерны следующие тенденции:
    расширение спектра информации, которая принимается в процессе проектирования. Сегодня необходимо учитывать широкие связи и отношения систем, большое число различных профессиональных сфер, которые замыкаются на проектировочную деятельность. Эта тенденция проявляется и в создании многоцелевых  банков данных и автоматизированных систем. Сложные проекты дают возможность многоцелевого применения данных на различных фазах процесса проектирования и последующих фазах использования;
    возрастающая сложность и математическая трудность инженерных расчетов в процессе проектирования. Эта тенденция проявляется из-за необходимости более детального анализа и моделирования основных компонентов с помощью компьютера. В области применения теории вычислительных машин недавно выделились две новые сферы – обработка данных и научно-технические расчеты;
    сложность процесса проектирования выдвигает настоятельную необходимость  его специального исследования, имитации, проверки возможности различных вариантов планируемых решений. Отсюда возникает совокупность технических информационных и других требований, включаемых в оценочную деятельность;
    прогностическая сторона проекта. Проектировочная деятельность должна быть научно и технически обоснована на базе новейших результатов исследования и разработок, доступных здесь и сейчас. Но в то же время проектировщик всегда должен принимать во внимание более или менее отдаленное будущее, перспективу. Т. е. проектирование все более смещается с эмпирически данного мира на область "возможных миров", которые могут и улучшить и ухудшить ситуацию, существующую в нашем современном мире [1].
   
3. Системное  проектирование.  

Системное проектирование включает в себя 3 основных раздела:
    этапы разработки системы;
    описание последовательности фаз и операций системотехнической деятельности;
    анализ проектирования с точки зрения кооперации работ и специалистов.
3.1. Этапы  разработки системы.
Этапы разработки системы разделяются в соответствии с системотехнической деятельностью по объекту. В ходе проектирования представление о сложной технической системе изменяется. Происходит последовательная конкретизация моделей этой системы. Обычно при проектировании технических систем  представлены общие процедурные правила создания систем на различной материальной основе [2]. Сначала рассматривается процесс синтеза функциональной модели системы, а затем ее преобразование в структурную модель (или ее реализация). Каждый этап связан с определенными средствами графического и символического представления системы. Здесь могут вводиться определенные промежуточные преобразования (операции, которые выполняет каждый элемент системы по отношению к течению процесса). Например, в качестве функциональных моделей могут быть использованы алгебраические модели. Структурные модели делятся на диаграммы протекания субстанции и блок-схемы. Диаграмма показывает последовательность операций (более детально, чем в функциональной модели, где не соблюдается строгая последовательность) и дает минимум информации о плане построения системы: идентификацию элементов и схем связей. В блок-схеме даны форма субстанции на входе одного и выходе другого элемента [1].
Функциональные  модели могут быть получены тремя  способами [2].
1.  Прототип системы дается в виде блок-схемы.
2.  В виде последовательности инструкций. На блок-схеме может быть получена диаграмма протекания субстанции, а из нее – функциональная модель. Из последовательности инструкций сначала строятся диаграммы для различных групп инструкций, из которых затем складывается единая функциональная модель.
3.  Прототипа системы нет. Функциональная модель получается либо в виде аналогий, либо задача сводится к подсистемам, либо модель составляется с помощью модификации некоторых элементов доступной системы.
4.  Если же модель не может быть получена ни одним из указанных выше, то на этапе реализации функциональная модель представляется в виде поточной диаграммы. С помощью перестановки блоков из функциональной модели получается множество поточных диаграмм. Для реализации данных диаграмм, проектировщику необходим каталог элементов, из которого выбираются системные, имеющие близкие свойства к идеализированным элементам поточных диаграмм. В результате получается блок-схема, соответствующая техническим условиям технического задания [2].
Для создания системы  недостаточно какого-либо единого описания, необходимо сочетание блок-схемы, поточной диаграммы и функциональной модели. В процессе проектирования они постоянно  корректируются за счет возвращения  на предыдущие стадии. В результате получается целостное описание системы, составляющие которого взаимно дополняют друг друга. При разделении системного проектирования в соответствии со структурой технической системы выделяются следующие этапы: макропроектирование (внешнее проектирование) и микропроектирование (внутреннее проектирование) и проектирование окружающей среды, которое связано с формулировкой целей системы [2].
Микроуровень  включает в себя системное представление  различных видов деятельности, входящих в процесс проектирования. На данном уровне анализа они дифференцируются по-разному, например [1]:
-              в зависимости от субъектов отдельных видов деятельности (бригады проектировщиков, институты или юридические лица и т. д.). В дальнейшем субъекты можно разделить в зависимости от их профессий - проектировщик, исследователи, менеджеры и т. д.;
-              в зависимости от типа отдельных видов деятельности. Технология видов деятельности может быть сделана и детализирована различными способами в зависимости от характера процесса проектирования в целом. Например, если строится сетевой график строительной, инвестиционной и проектировочной деятельности разграничивают два вида деятельности: операционная (изыскательская, познавательная, проектировочная) и оценочная деятельность принятия решений (утверждение, оценка и т.п.). В данной модели   выделяется второй тип деятельности.
Разделение субъектов  и типов деятельности, участвующих  в процессе проектирования, может  повысить адекватность и семантическую  культуру тех макромоделей, которые наиболее часто применяются на этом уровне.
Микроуровень  анализирует отдельные виды деятельности, входящие в процесс проектирования. Для этого уровня важным является понятие "деятельность" [1], а также  различные возможности моделирования, входящего в процесс проектирования. Значит возможности для моделирования различных типов деятельности  представляются математическими и семантическими информационными теориями, развитыми в тесной связи с теориями принятия решений. Весьма прогрессивны средства анализа, которые базируются на экономических моделях. Они необходимы:
-              для достижения планируемой цели на желаемом уровне, в желаемом количестве;
-              для достижения этой цели с минимальными потерями, расходами, нужными ценами и т. д.
Следующий уровень анализа – анализ информационных процессов. Связь между отдельными блоками деятельности может быть эффективной с помощью определенных лингвистических средств, выражающих соответствующие первоначальные или выведенные данные, цели и требования, связанные с рассматриваемой проблемой и т. д. Формы данных должны обеспечивать не только многоцелевое использование, но и преобразование данных из одной формы в другую (например цифровую, графическую и т. д.). В анализе информационных процессов в проектировочной деятельности проявляется тенденция, которая характеризуется как информационный взрыв [1]. Если мы понимаем информацию как такое свойство данных, которое может приводить к снижению первоначального уровня энтропии, то это явление означает рост поля данных, из которых только некоторые способны к осуществлению информационной функции. Т. о. при проектировании происходит сложный процесс превращения данных в информацию, который включает в себя селекцию существенных данных и пропуск несущественных.
3.2. Фазы  и операции системного проектирования.
Данный способ описания системного проектирования заключается  в выделении в нем последовательности фаз, а в самих этих фазах –  цепи действий, или обобщенных операций. Обычно системотехническая деятельность делится на следующие пять фаз:
-                                          подготовка технического задания;
-                                          изготовление;
-                                          внедрение;
-                                          эксплуатация;
-                                          оценка.
Иногда добавляется  фаза "ликвидация" из-за возможных  экологических последствий этого  процесса [2]. На каждой фазе системотехнической деятельности выполняется одна и  та же последовательность обобщенных операций: анализ проблемной ситуации, синтез решений, оценка и выбор альтернатив, моделирование, корректировка и реализация решения. Системотехническое проектирование как последовательность фаз, шагов и задач может быть представлено в виде следующей таблицы:     
 
 
 

Фазы Шаги Задачи  
1. Изучение  осуществимости 1.Анализ    потребностей Получить  множество пригодных решений  проектной проблемы и проанализировать потребность, существующую в определенной сфере.  
  2. Проектная  проблема Определить  и сформулировать проектную проблему на основе информации первого шага.  
  3. Синтез  возможных решений Из полученных в результате синтеза    множества альтернативных решений выбрать потенциально пригодные решения проблемы и получить интегрированное целое.  
  4. Физическая реализуемость Определений физической реализуемости проблемы.  
  5. Экономические  рентабельные решения Выбор из реализуемых решений экономически рентабельных  
  6. Финансовая  осуществимость Сопоставление экономических решений с финансовыми  ресурсами, получение множества пригодных как результата первой фазы.
2. Предварительное проектирование 1. Выбор  из проектных идей Определить  из множества пригодных решений  наиболее перспективное как предварительную  идею проекта.
  2. Формулировка  математическихмоделей Сформулировать  математические модели как прототипы  проектировочной системы.
  3. Анализ  чувствительности системы С помощью  экспериментирования определить критические  проектные параметры, точные пределы  чувствительности.
  4. Анализ  совместимости Корректировка точных проектных параметров с точки  зрения приспособления друг к другу  подсистем и
    компонентов, увеличения их совместимости для  исключения "катастроф" в системе.
  5. Анализ  стабильности Исследовать поведение системы в необычных  обстоятельствах, определить стабильные и нестабильные области в системе.
  6. Оптимизация  проектного решения Осуществить окончательный выбор наилучшего решения среди нескольких альтернатив.
  7. "Проекция  в будущее" Определить  общее направление и тенденции  технического развития с учетом технического
    прогресса, т.е. возможности добавки в   будущем к системе новых компонентов.
  8. Экспериментальная  проверка идеи Определить  поведение системы в будущем.
  9. Экспериментальная  проверка идеи Определить  физическую реализуемость системы.
  10. Упрощение  проекта Устранение  ненужной сложности.
3. Детальное проектирование 1. Подготовка  к проектированию Обоснование бюджета и организация проектирования.
  2. Проектирование  подсистем Предварительное проектирование подсистем.
 
 
3. Проектирование  компонентов Фиксирование  результатов в предварительных  планах.
  4. Детальное  проектирование частей Решение вопроса о физической реализации (определение формы, материала и  т.д.) для получения сборочных  чертежей, материальных прототипов.
  5. Подготовка  сборочных чертежей Корректировка чертежей подсистем, компонентов и  частей.
  7. Программа  проверки Составление программы проверки продукта.
  8. Анализ  проверочных данных Анализ  проверочных данных по результатам  программы проверки.
  9.Усовершенствова-ние  системы На основе анализа проверочных данных произвести обнаружение дефектов с целью  усовершенствования  системы.
           
   
3.3. Кооперация  работ и специалистов в системотехнике
Системотехническое  проектирование представляет собой комплексный вид деятельности, включающий большое число исполнителей и функций. Ее целью является организация всех работ и специалистов, привлеченных к этой разработке [2]. Системотехническая группа может быть организована:
1)  как штабная группа при руководителе проекта (обеспечивает планы и ведение программы);
2)  как линейная группа во главе с начальником проекта, который является ее непосредственным руководителем (функционирует по всем частям проектной организации);
3)  как расчлененная группа, состоящая из руководителей групп оборудования, которые встречаются для выполнения задач проектирования системы в целом;
4)  как отдельная линейная организация на равных правах с группами оборудования, быстро переключающаяся с одного оборудования на другое;
5)  как отдельное проектное бюро;
При небольшом  количестве проектов наилучшей является организация (1), при большом количестве – (4) [2].
Таким образом, сегодня проектирование уже не может  опираться на технические науки. Выход инженерной деятельности в  сферу социально-технических и социально-экономических разработок привел к обособлению проектирования в самостоятельную область и трансформации его в системное проектирование, направленное на проектирование человеческой (например, управленческой) деятельности, а не только на разработку машинных компонентов. Это приводит к тому, что инженерная деятельность и проектирование меняются местами [2]. Если традиционное инженерное проектирование входит составной частью в инженерную деятельность, то системное проектирование может исключать (например, при создании новых машинных компонентов) или не включать в себя инженерную деятельность. Сфера приложения системного проектирования расширяется, оно включает в себя все сферы социальной практики (обслуживание, обучение, управление и т. д.), а не только промышленное производство. Формируется социотехническое проектирование, задачей которого является целенаправленное изменение социально-организационных структур.   
 

4. Социотехническое  проектирование.  

Новое состояние  в системном проектировании представляет собой проектирование систем деятельности. Поэтому здесь речь идет о социотехническом (в противовес системотехническому) проектировании, где главное внимание должно уделяться не машинным компонентам, а человеческой деятельности, ее социальным и психологическим аспектам. Однако проектировщики пользуются зачастую старыми средствами и неадекватными представлениями [2].
Прежде всего  социотехническое проектирование характеризуется  гуманитаризацией. Проектирование само становиться источником формирования проектной техники и вступает тем самым в сферу культурно-исторической деятельности. Кроме того, в качестве объекта проектирования выступает и сама сфера проектной деятельности ("проектирование проектирования") [2]. Формируется особый методический слой направленный на выработку норм и предписанный для проектных процедур, и теоретический слой, обеспечивающий методистов знаниями об этих процедурах.
Социотехническое  проектирование – это проектирование без прототипов, и оно ориентировано на реализацию идеалов, формирующихся в теоретической сфере или в культуре в целом. Его можно охарактеризовать как особое проектное движение, состоящее из различных видов деятельности: производственной, эксплутационной, традиционного проектирования и т. п [2]. Проектирование тесно переплетается с планированием, управлением, программированием, прогнозированием и организационной деятельностью. Однако хоть сфера проектирования включает в себя деятельность многих видов, она оставляет на первом плане конструктивные задачи, подчиняя им все остальные.
Если рассмотреть  основные проблемы социотехнического  проектирования на примере градостроительного, то там особенно остро стоит задача внедрения, когда отдельные стадии реализации проектов уточняются на основе опыта функционирования уже выполненных на предыдущих стадиях блоков проектируемой системы. В связи с этим возникает сложная проблема организации и реорганизации самой проектной деятельности, процесса (точнее, цикла) проектирования. Данную функцию выполняет методология проектирования, которая обеспечивает связь проектирования с другими сферами (например, производством и потреблением), учитывая динамику каждой из этих сфер [2]. В градостроительном проектировании жизненное пространство района или квартала, людские потоки и размещение элементов бытового обслуживания остаются вне поля зрения заказчика в момент сдачи объекта в эксплуатацию. Перед ним предстает лишь совокупность зданий, асфальтированных дорог и т. д. и весь этот комплекс должен отвечать более или менее четким техническим и эстетическим требованиям. Однако это не означает, что последние требования существуют в реальности, а первые – нет. Напротив, недочеты авторов проекта самым непосредственным образом ощущаются жителями, влияют на их работоспособность и самочувствие. Здесь вступают в силу социальные и психологические аспекты, не регистрируемые с точки зрения инженерной позиции, которая была основана лишь на естественнонаучных знаниях и представлениях. Поэтому представители современных научно-технических дисциплин ищут опору в общем системном подходе, из которого они черпают основные понятия и представления. Однако чаще всего инженерно-технические специалисты не находят готовых интеллектуальных средств в достаточно разработанном виде и сами вынуждены становиться методологами определенного (конкретно-научного) уровня, достраивая недостающие теоретические схемы своей дисциплины [2].
На примере  дизайна систем (художественное проектирование) в настоящее время наметились следующие тенденции. Дизайн не должен лишь дополнять инженерное проектирование. Он является более развитой формой проектирования. Дизайнер выполняет сразу несколько профессиональных функций:
    выступает как исследователь, действующий в соответствии с нормами научно-теоретической деятельности;
    выполняет функции инженера-проектировщика и методиста, рассматривая продукт своей деятельности как проект;
    является художником, который наследует и эстетически преобразует все достижения предшествующей художественной культуры в целях создания нового произведения искусства.
Эта многоликость профессиональных  ролей стирает грани между исследованием и проектированием, получением знаний и их использованием, между знанием и деятельностью. В одних случаях дизайнер выполняет лишь вспомогательные функции оформителя в группе проектировщиков, в других он играет ведущую роль, контролируя все параметры проектируемой вещи. Кроме того в сферу проектирования попадает организация процесса проектирования.      Т. к. сама организационная структура становится предметом осмысления, моделирования и программирования, неотъемлемой частью объекта проектирования [2].
Из приведенных  примеров видно, что социотехническое проектирование существенно отличается не только от традиционной инженерной, но и системотехнической деятельности. Социотехническое проектирование выходит за пределы традиционной схемы "наука – инженер - производство" и замыкается на самые разнообразные виды социальной практики (например, на обучение, обслуживание и т. д.), где классическая инженерная установка перестает действовать, а иногда имеет и отрицательное значение. Все это ведет к изменению самого содержания проектной деятельности, которое прорывает ставшие для него узкими рамки инженерной деятельности и становится самостоятельной сферой современной культуры.
Социотехническая установка современного проектирования оказывает влияние на все сферы инженерной деятельности. Это выражается прежде всего в признании необходимости социальной, экологической оценки техники, в осознании громадной степени социальной ответственности инженера и проектировщика.   
 

5. Проблема  ответственности и техника.  

"Первое и  наиболее общее условие ответственности  – это способность причинять,  т.е. способность действующего  человека (агента) воздействовать на  мир; второе, - способность агента  контролировать свои действия; третье, - то, что он до некоторой степени может предвидеть их результаты. Наличие этих необходимых условий дает возможность говорить об ответственности." (Ханс Йонас) [3].
Еще в 1906г. Генри  Гозли Праут, в прошлом военный инженер, выступая перед Корнельской ассоциацией гражданских инженеров, выразил следующую мысль: "Инженеры, более чем кто-либо, будут вести человечество вперед… на инженерах… лежит такая ответственность, с которой человечество никогда не сталкивалось" [3]. Инженер обязан прислушиваться не только к голосу ученых технических специалистов и голосу собственной совести, но и к общественному мнению, особенно если результаты его работы могут повлиять на здоровье и образ жизни людей и т. д. Никакие ссылки на экономическую, техническую и даже государственную целесообразность не могут оправдать социального, морального, экологического ущерба, который может быть следствием реализации некоторых проектов. Их открытое обсуждение, разъяснение достоинств и недостатков, объективная критика в широкой печати, социальная экспертиза, выдвижение альтернативных проектов становятся важнейшим атрибутом современной жизни.
Начальная цель инженерной деятельности – служить  человеку, удовлетворению его потребностей и нужд. Однако современная техника часто употребляется во вред человеку. Это относится не только к использованию техники для целенаправленного уничтожения людей, но также к повседневной эксплуатации инженерно-технических устройств. Если инженер и проектировщик не предусмотрели того, что наряду с точными экономическими и четкими техническими требованиями эксплуатации, должны быть соблюдены также и требования безопасного, бесшумного, удобного, экологического применения инженерных устройств, то из средства служения людям техника может стать враждебной человеку. Эта особенность современной ситуации выдвигает на первый план проблему этики и социальной ответственности инженера и проектировщика перед обществом  и отдельными людьми [3].
Сегодня человечество находится в такой ситуации, когда невнимание к проблемам внедрения новой техники может привести к необратимым негативным результатам для всей цивилизации и земной биосферы. Кроме того, мы находимся на той стадии научно-технического развития, когда такие последствия возможно и необходимо предусмотреть и минимизировать уже на ранних стадиях разработки новой техники. Перед лицом вполне реальной экологической катастрофы, которая может стать результатом деятельности человечества, необходимо переосмысление самого представления о научно-техническом и социально-экономическом  прогрессе. В настоящее время уже существуют практические изменения в структуре инженерной деятельности, которые, хотя бы частично, позволяют обществу контролировать последствия технических проектов в обозримом будущем.
Так, в 1972г. в США был принят закон об оценке техники [2]. Этот закон предусматривал создание Бюро по оценке технике, задачей которого стало обеспечение сенаторов и конгрессменов объективной информацией в данной области. Основными задачами бюро являются [2]:
1)  идентифицировать имеющие место или предвидимые последствия техники и технологических программ;
2)  устанавливать причинно-следственные отношения;
3)  показать альтернативные технические методы для реализации специфических программ;
4)  показать альтернативные программы для достижения требуемых целей;
5)  приняться за оценку и сравнение следствий альтернативных методов и программ;
6)  представить результаты законченного анализа ответственным органам законодательной власти;
7)  указать области, в которых требуется дополнительное исследование или сбор данных, чтобы предоставить достаточную поддержку для оценки того, что обозначено в пунктах с (1) по (5) данного подраздела;
8)  осуществить дополнительные родственные виды деятельности.
Таким образом, оценка техники становится сегодня составной частью инженерной деятельности. Иногда оценку техники называют также социально-гуманитарной (социально-экономической, социально-экологической и т. п.) экспертизой технических проектов. Оценка техники, или оценка последствий техники является междисциплинарной задачей и требует подготовки специалистов широкого профиля, обладающих не только научно-техническими, но и социально-гуманитарными знаниями [2]. Однако это не означает, что ответственность отдельного рядового инженера при этом уменьшается – напротив, коллективная деятельность должна сочетаться с индивидуальной ответственностью.
Процесс проектирования представляет собой особый вид человеческой деятельности. Объекты проектирования могут включать как материальные (производственные строения, машины и т.д.), так и нематериальные объекты (социальное проектирование). В то же время сам процесс проектирования является нематериальным, характеризуемым как информационно - обрабатывающая деятельность создания информационных моделей планирования технических работ, технических инноваций и выработки множества методов, средств и процедур для их реализации [1].
Современная тенденция  совершенствования процесса проектирования заключается в автоматизации  проектирования. Т.к. современный процесс проектирования не сводится просто к подготовке проектной документации. Имеет место комплексное системное проектирование, которое включает в себя сферы познания объектов, социальной потребности в них, оценки их реализуемости и оценки последствий введения их в эксплуатацию. Только такой системный методологический анализ процесса проектирования, предполагающий междисциплинарный подход, способен стать успешным введением в автоматизацию проектирования и сделать такое проектирование эффективным.   

Cписок  литературы.  

    Л. Тондл, И. Пейша, Методологические аспекты  системного проектирования. - "Вопросы  философии", 1982, №10, с. 87.
    Философия науки и техники: Учеб. Пособие./В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. - М.: Контакт – Альфа, 1995. – 384с.
    Митчем К., Что такое философия техники? / Пер. с англ. Под   ред. В.Г. Горохова. – М.: Аспект Пресс, 1995. 149с.
    Современная философия науки. – М.: Наука,1994 – 254с.
    Гуд Г.Х., Макол Р.Э. Системотехника. Введение в проектирование больших систем. – М.: Наука, 1962.
    Энгельмейер П.К. Задачи философии техники / Бюллетени политехнического общества. 1913. №2. С. 113.
    Ридлер А. Цели высших технических школ / Бюллетени политехнического общества. 1901. №3. С.133.
    Тондл Л. Отношение предпочтения. В кн.: "Вопросы кибернетики №90. Кибернетика и математическая логика". М., 1984, с. 147-169.
    Энгельмейер П.К. В защиту общих идей в технике / Вестник инжененров. 1915. №3. С.99.
Проектирование целенаправленная последовательность действий по соз-
данию описания объекта проектирования, достаточного для его изготовления и
эксплуатации в заданных условиях. Для сложных систем характерна своеобразная
организация проектирования в две стадии: макропроектирование (внешнее проек-
тирование), в процессе которого решаются функционально-структурные вопросы
системы в целом, и микропроектирование (внутреннее проектирование), связан-
ное с разработкой элементов системы как физических единиц оборудования [2] 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проектирование  производственных (операционных) систем включает следующие этапы: • проектирование продукция и производственного процесса; • проектирование производственных мощностей; • проектирование работ и нормирование труда.  

Проектирование  продукции и производственного  процесса Этот этап требует четкого  определения критериев проектирования и отбора оптимальных альтернативных вариантов. Его цель - добиться минимального уровня затрат на единицу продукции, которые зависят от экономичности партии запуска изделий в производство; от производительности оборудования применительно к конкретной работе. Проектирование продукции исходит из принципа удовлетворения потребностей покупателей. Для анализа конкретных требований потребителя к продукту производится оценка изделия по следующим критериям:
 • стоимость;
 • экономичность  эксплуатации
• качество; •  элементы роскоши;
 • размер, мощность или прочность
 • срок  службы;
 • надежность  в эксплуатации;
• требования к  обслуживанию, его простота;
 • универсальность  использования;
 • безопасность  эксплуатации.
При принятии решения  о характеристике изделия, о ходе проектирования производится выбор вариантов по следующим критериям: • размеры и формы изделия; • материалы; • соотношение стандартных и уникальных элементов; • модульные компоненты; • избыточные компоненты для повышения надежности; • элементы безопасности. Между оценкой изделия и его характеристикой существует непосредственная взаимозависимость: использование различных характеристик приводит к удорожанию или удешевлению изделия. Например, установка кондиционера в автомашине сделает ее более роскошной, но повысит ее цену и объем послепродажного обслуживания. Другой пример: применение более толстых листов металла для корпуса автомашины увеличит срок ее службы и повысит безопасность, но приведет к удорожанию автомашины и увеличению потребления горючего, а следовательно, стоимости эксплуатации. Проектирование (разработка) процесса производства осуществляется после завершения проектирования продукции и предполагает оценку проекта по следующим критериям: • производственная мощность; • экономическая эффективность; • гибкость; • производительность; • надежность; • ремонтопригодность; • стандартизация; • безопасность и экология; • удовлетворение жизненных потребностей работников. Для обеспечения нужных характеристик производственного процесса производится выбор вариантов по следующим критериям: • тип перерабатывающей системы - единичное производство (проектная система), серийное или массовое производство, производство с непрерывным процессом, комбинация различных типов; • собственное производство комплектующих изделий или приобретение на стороне всех или некоторых комплектующих изделий; • выполнение отдельных видов работ своими силами или передача их субподрядчикам; • методы выполнения отдельных видов работ; • степень механизации и автоматизации; • уровень специализации работников. При проектировании производственного процесса учитываются следующие расходы: • стоимость земельного участка; • стоимость аренды, затраты на приобретение или строительство; • расходы на перевозки сырья и горючего; • расходы на перевозки готовой продукции; • затраты на энергию и водоснабжение; • налоги и страхование; • оплата рабочей силы; • расходы на передислокацию, включая потери от остановки производства на необходимый срок. При разработке технологического процесса определяются: • требуемые станки и прочее оборудование, инструменты, приспособления и т.п.; • применяемые методы; • необходимое количество рабочих; • планируемая или нормативная длительность производственного цикла. Производственный процесс тесно связан с жизненным циклом продукта. Так, на начальной стадии жизненного цикла изделия, когда объемы продаж низки, конструкция изделия не вполне стабильна, производственный процесс должен быть настолько гибким, чтобы его можно было быстро изменить в соответствии с изменениями в конструкции изделия. В этот период производственный процесс характеризуется трудоемкостью, мелкосерийностью и отсутствием автоматизации. По мере усовершенствования изделия его конструкция будет становиться все более стандартизованной, объемы реализации возрастут. Важнейшее значение на стадии зрелости продукта приобретут экономическая эффективность и стабильность выпуска продукции, а следовательно, и уровень цены, которая станет основным фактором конкурентоспособности изделия. Производственный процесс на этом этапе становится капиталоемким, высокоавтоматизированным, ориентированным на массовый выпуск продукции. Подпись: Проектирование производственных мощностей и предприятий Этот этап предполагает принятие решений по размепроизводственных мощностей, их месторасположению, проектированию предприятии и материально-технических объектов. При проектировании производственных мощностей исходят из решения о том, сколько предприятий, каких размеров и какой мощности надо создать и где расположить каждое предприятие. Крупные предприятия создаются при наличии большой капиталоемкости перерабатывающей подсистемы, требующей дорогого специального оборудования, когда в одном месте целесообразно сосредоточить много работников и много различных изделий. Например, автосборочные предприятия. Мелкие предприятия обычно создаются, когда клиенты сильно рассредоточены или для обслуживания крупного производства.  

При принятии решения о месте расположения предприятия обычно рассматривается вопрос о выборе континента, страны, района, города и конкретной производственной площадки или здания для предприятия. При выборе страны месторасположения предприятия учитываются следующие критерии: • демографические и экономические факторы, влияющие на состояние рынка сбыта; • источники и транспортные расходы по доставке материалов; • количество и качество трудовых ресурсов; • обеспеченность энергией и водой; • политическая стабильность; • налоговая политика и поощрение экономического развития; • экология; • стоимость земельного участка и строительства; • условия проживания (например, климат, система образования, медицинское обслуживание, культура, отдых, преступность). При выборе
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.