На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Основные научные направления о роли государства в экономике

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение 
1 Классическое  направление 
2 Кейнсианское  направление
3 Неоклассическое  направление 
4 Маржиналисты 
Заключение 
Список использованной литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Вопрос  об экономической роли государства  является одним из старейших в  экономической науке. Образ «государства как ночного сторожа», образно  сформулированного еще А. Смитом, можно определить, как принцип  невмешательства государства в  экономику, разделялся практически  всеми государствами и экономическими школами вплоть до 30 годов XX века. Этот принцип «laissez-faire» и сегодня имеет много сторонников. Но, несмотря на это, абсолютное большинство придерживаются концепции рыночного регулирования и государственного вмешательства в экономику. В условиях рыночной экономики рынок сам является основным регулятором производства, распределения и потребления. Но есть несколько причин, которые делают вмешательство государства возможным и даже необходимым - когда рынок показывает свою « несостоятельность».
Первая  из них - монополия, которая ведет  к неэффективности. Существуют различные  причины возникновения монополий, регулировать их деятельность в нужном направлении для общества сам  рынок не в состоянии. Это –  функция власти, государства.
Вторая  причина – наличие внешних  факторов ( экстерналий ), издержек или выгод которые получают или несут лица, не участвующих в сделках обмена.
Третья  причина вмешательства государства  – его неспособность обеспечить население общественными благами- товарами и услугами, которые обеспечивают коллективное потребление.
Четвертая причина – дифференциация доходов  населения и возникающая при  этом проблема бедности, становится бедой  для всего общества.
Государственное регулирование экономики — форма  управления экономикой, представляющая собой влияние, воздействие государственных  органов на экономические процессы. Оно применяется в условиях, когда  объект управления непосредственно  не подчинен субъекту управления, т.е. какому-то государственному органу.
Государственное регулирование экономики охватывает все стороны общественного воспроизводства. Но первостепенное внимание уделяется  регулированию отношений собственности  и предпринимательства, инвестиций и структурной перестройке отраслей материального производства, социального  развития и рынка труда, финансового  рынка и денежного обращения, внешнеэкономической деятельности. И в этой связи определенное вмешательство  государства в экономические и социальные процессы представляется совершенно необходимым.
В данном случае, государству отводится ведущая  роль в создании экономических стимулов, заинтересованности граждан и юридических  лиц в развитии производственных отношений; гарантии безопасности в  политической, социальной, экологической, оборонной и других сферах; разработке программных и прогнозных документов, стратегии действия долгосрочного  и краткосрочного характера с  ориентированием на соответствующие  приоритеты; введении необходимых ограничений  хозяйственной деятельности и контроле за их соблюдением. Практическое значение государственного регулирования экономики состоит в обеспечении развития инфраструктурных отраслей экономики, подавлении негативных проявлений рыночного механизма, осуществлении заботы о подрастающем поколении, поддерживании образования и культуры общества, субсидировании экологических программ и организаций. Кроме того от государства требуется регулирование деятельности крупных монополий, пресечение недобросовестной конкуренции. 
 
 
 
 

1. Классическое направление 

     Первой  в ряду теорий, объясняющих роль государства в экономической  жизни, находится классическая теория, согласно которой в XVIII в, когда она  сложилась, наиболее уместна для  государства была роль наблюдателя  свободной игры рыночных сил.
Классическая  школа - крупнейшее направление в  экономической науке за II период ее существования. Более того, отождествление экономической теории этого периода  с классической школой не будет сильным  преувеличением.  Отсюда следует, что  едва ли не важнейшим свойством классической школы является акцент на анализе проблем производства и распределения материальных благ. Именно классики закрепили осуществленный физиократами сдвиг методологии экономического анализа от проблем этики ведения хозяйства к исследованию комплекса факторов, связанных с созданием и распределением материального богатства. Среди других элементов общей характеристики классической школы необходимо выделить следующие. Выработка и применение прогрессивных (для экономической науки того времени) методологических приемов исследования типа причинно-следственного метода, метода логической абстракции, дедуктивного метода. Ядро экономического анализа классиков - проблема ценности. Развитие экономической науки во II периоде ее существования проходило под знаком акцентирования внимания на этой проблеме. Все классики трактовали ценность как величину, определяемую производственными затратами. Однако классический подход к анализу ценности отнюдь не был однозначным. В рамках учения о ценности классической школы существовало две теории ценности. Во-первых, это трудовая теория ценности, разрабатывавшаяся основателем классической школы А. Смитом и Д. Рикардо (а затем получившей чрезвычайно углубленное развитие в трудах К. Маркса). Согласно этой теории, ценность товара определяется затратами труда на его производство. Во-вторых,  это теория факторов производства, также заложенная А. Смитом, и развивавшаяся Ж.Б. Сэ и Т.Р. Мальтусом (а затем вошедшая в качестве важного составного элемента в неоклассическую микроэкономику). В соответствии с этой теорией ценность товара складывается из доходов владельцев производственных факторов, участвовавших в изготовлении данного товара. Восприятие экономической системы как системы, аналогичной объектам исследования физики того времени (а точнее, механики). Это, в свою очередь, привело к следующим особенностями экономического анализа классической школы: убежденность в том, что в рыночном (капиталистическом) хозяйстве доминируют универсальные и объективные (экономические) законы; и игнорирование субъективно-психологических факторов хозяйственной жизни.
Недооценка  роли денег и влияния сферы  обращения на сферу производства. Деньги воспринимались классиками как  техническое средство, помогающее облегчить  обмен. Классики игнорировали роль денег  как самого ликвидного средства сохранения ценности. Завершитель классической политической экономии Дж. С. Милль  писал: «Короче говоря, вряд ли можно  отыскать в общественном хозяйстве  вещь более незначительную по своей  важности, чем деньги, если не касаться при этом способа, которым экономятся время и труд». Большой акцент на изучении «законов движения», т.е. закономерностей тенденций динамики, капиталистической экономики. Классики были склонны к исследованию трендов изменений экономических переменных, и, прежде всего, экономического роста и изменений доли основных групп владельцев факторов производства (труда, капитала и земли) в национальном продукте. Отрицательное отношение (за редкими исключениями типа Дж. С. Милля) к активному вмешательству государства в экономику. Классики вслед за физиократами выступали за идеологию laissez-faire. Как уже отмечалось, А. Смит в целом отрицательно относится к государственному вмешательству в экономику, полагая, что оно негативно влияет на рост богатства наций. Такое отношение с его стороны обусловлено тем, что, на его взгляд, государство своим действиями приводит к отклонениям рыночных цен товаров от их естественных цен. Однако было бы ошибочно полагать, что он вообще отрицает какую-либо экономическую роль государства. Он выделяет три вида государственных вмешательства, которые нужны для рыночной экономики, поскольку способствуют накоплению капитала.
а) Расходы  на общественные работы.
б) Расходы  на поддержание военное безопасности.
в) Расходы  на обеспечение и поддержание  правовой системы.
Это то, что государство должно делать в  экономике. Любые виды его деятельности, выходящие за описанные рамки, приносят вред хозяйству. Таким образом, и  здесь А. Смит продолжает традиции физиократов, последовательно выступая в качестве идеолога экономического либерализма  и, соответственно, придерживаясь принципа «laissez-faire». 
Например, А.Смит полагал, что его интересы государства не должны выходить за пределы проблем сохранения собственности, организации сил составляет сущность саморегулирования цен, заработной платы, занятости, сбережений, инвестиций. Такая саморегуляция возможна в условиях, когда субъекты рынка преследуют свой частный интерес и не обладают экономической властью, достаточной для навязывания своих правил функционирования рынку. Однако практика капитализма периода промышленной революции показала, что продавцы и покупатели постоянно стремятся избежать конкуренции и установить монополию, как со стороны спроса, так и предложения. Это объясняется тем, что конкуренция создает обстановку постоянного передела собственности, который для некоторых участников рынка означает радикальные изменения социальной принадлежности, источника доходов.
Классическая  либеральная модель экономики имеет  такие характеристики:
- господство  частной собственности и свободной  конкуренции;
- распределение  богатства определяется неравенством  способностей и эффективностью  использования ресурсов;
- принцип  прибыльности стимулирует рост  производства и изменения в  его технической и организационной  основе;
- автоматизм  поддержания равенства спроса  и предложения и невозможность  кризисов;
- норма  процентной ставки является саморегулирующейся  и уравнивает сбережения и  инвестиции, обеспечивая полную  занятость.
Однако  депрессия 1929-1933 гг. вынудила пересмотреть теорию автоматического равновесия спроса и предложения, так как  выяснилась непригодность нормы  процента в качестве средства общего равновесия на рынке, регулирования  баланса сбережений и инвестиций, создания рабочих мест и полной занятости.
Усложнение  условий экономической жизни  общества потребовало пересмотреть классический взгляд на возможности  рыночного механизма координировать взаимодействие субъектов рынка. В 30-е годы XX века была разработана  принципиально новая концепция  роли государства в экономической  жизни общества. Автором новой  концепции значительной роли государства  в регулировании экономики являлся  Дж. М. Кейнс. - один из авторов Версальского договора. Его главный труд «Общая норма занятости, процента и денег» содержит основы теории государственного регулирования рыночной экономики. 

2. Кейнсианское направление 

     Кейнсианская  модель предполагает активное вмешательство  государства  в  экономику , поскольку рыночная система рассматривается в рамках этой школы как внутренне неустойчивая и неравновесная. Как показано Д.М. Кейнсом, рыночная  экономика тяготеет к нестабильности в силу действия закона роста предельной склонности к сбережению и недостаточной гибкости рынка труда, жесткости заработной платы и неэластичности цен в сторону понижения. В этих условиях спрос оказывается недостаточным для закупки всего объема произведенного продукта в обществе - наступают кризисы перепроизводства с хронической безработицей. Именно необходимость преодоления  экономического  кризиса и безработицы в условиях неполного использования ресурсов общества является основной целью  кейнсианских  вариантов макроэкономической политики (надо напомнить, что и сама эта теория возникла как раз на фоне такой  экономической  ситуации во многих странах мира). И именно в решении данных, а не каких-либо других проблем, эта модель сыграла ведущую  роль  - достаточно вспомнить "новый курс" Т. Рузвельта (1933 г.).  Кейнсианская  модель в своих различных интерпретациях господствовала в  экономике  стран достаточно долгое время - с 30-х и до 70-х гг. ХХ в.
Методы  государственного вмешательства в рамках рассматриваемой либерально-реформистской модели базировались, в первую очередь, на стимулировании совокупного спроса. Важнейшая роль  здесь отводилась как раз государству : государственные расходы оказывают непосредственное воздействие на величину совокупного спроса и создают сильное мультипликационное воздействие на потребительские расходы. На практике это проявлялось и может проявляться в осуществлении государственных инвестиций и закупок, проведении общественных работ (строительство дорог, мелиорация земель, сооружение портов и др. крупных объектов и т.д.), производстве общественных благ, высоких расходов на социальные нужды (на образование, медицину, социальную помощь). На этом фоне значительно увеличивается государственная собственность и государственное предпринимательство, в частности, в результате проведения национализации объектов и государственных инвестиций. Характер подобного вмешательства свидетельствует о значимости фискальной политики в регулировании, которая проявляется также в широком использовании мер налогового воздействия. Налоги, во-первых существенно возрастают, так как увеличиваются расходы бюджета, и становятся способом антициклического регулирования: повышаются на фазе подъема и снижаются при спаде. В рамках  кейнсианского подхода используются также методы дефицитного финансирования и связанного с ним инфляционного стимулирования  экономики.
Денежно-кредитная  политика в этой модели занимает более  скромное положение, поскольку у  нее очень сложный передаточный механизм. Тем не менее признавалась значимость манипулирования процентными ставками и др. инструментами для достижения некоторых целей, прежде всего для регулирования экономического  цикла.  Кейнсианские  подходы к роли   государства в экономике неизбежно сопровождаются усилением административных мер экономического  воздействия - увеличилась степень правовой регламентации экономических отношений, прежде всего в сфере использования труда, ценового регулирования, антимонопольной политики. Значительное распространение в рассматриваемой модели получило использование методов планирования и программирования  экономики .
Использование  кейнсианских  концепций государственного регулирования экономики, как показала долгая практика их применения, действительно  обеспечили в большинстве случаев  достижение поставленных целей. Либерально-реформистская  модель долгое время не имела альтернативы и использовалась во всех странах  с рыночной экономикой. Но по мере решения  исходных проблем макроэкономическая ситуация изменилась, стали накапливаться  неблагоприятные последствия присутствия  государства в экономике. Существенно  вырос бюрократический аппарат. Проявилась неэффективность работы государственных предприятий. Растущий дефицит государственного бюджета, вызванный экспансионистской политикой  правительства, увеличение государственного долга привели в итоге к  серьезным финансовым проблемам  и проявились в резком возрастании  темпов инфляции - она вышла из-под  контроля и начала свое разрушительное действие на хозяйственную систему. Манипулирование налоговыми и процентными  ставками усиливало непредсказуемость  экономики, вызывало утечку капиталов  за рубеж. Широко распространенные методы прямого регулирования и администрирования сковывали бизнес, снижали стимулы предпринимательской деятельности. Высокая степень социальной защищенности снижала стимулы к трудовой деятельности.  Экономический  рост прекратился. Возникла стагфляция. В результате в 70-х гг.  кейнсианская  модель вошла в кризисное состояние, породив принципиально новые экономические проблемы и не найдя адекватных способов их решения. Этот кризис был связан также с появлением новых важных факторов экономического развития: страны стояли перед необходимостью осуществления глубоких структурных преобразований экономики, связанных с овладением достижениями НТР, переходом к постиндустриальным вариантам развития; необходимо было также учесть растущую интернационализацию экономики, повышение ее роли в социально-экономическом прогрессе общества. Кейнсианство не смогло найти адекватных ответов на изменившуюся ситуацию. С неизбежностью встал вопрос о смене моделей экономического развития. Он не мог не быть связан с новыми подходами к роли государства в экономике: большинство проблем 70-х гг. так или иначе ассоциировались с "прогосударственной" экономической политикой в рамках кейнсианства. Произошел переход к новой неоконсервативной модели государственного регулирования, подготовленной альтернативной школой экономической мысли, долгое время наблюдавшей за развитием реформистских тенденций в экономике и дававшей критическую оценку используемых в рамках кейнсианства подходов. 
 

3. Неоклассическое направление 

     Основные  цели новой модели неизбежно оказались  другими. Актуальнейшей проблемой  стала борьба с инфляцией. Необходимо было провести глубокие структурные  преобразования в экономике, осуществить  реиндустриализацию на базе НТР и тем самым создать новые условия для экономического роста. Теоретической основой решения этих задач стало неоконсервативное направление в экономической мысли - монетаризм, теория рациональных ожиданий и теория экономики предложения, доказывающие решающую роль рыночной саморегуляции в экономическом прогрессе общества. Наиболее видные представители этого направления - М. Фридмен (монетаризм), А. Лаффер, Д. Гилдер (теория экономики предложения), Р. Лукас, Д. Мут, Л. Реппинг (теория рациональных ожиданий). Основная идея новой модели: усиление позиций рынка и внутрифирменного планирования в организации экономической жизни за счет ограничения прямого государственного вмешательства в экономику и усиления индивидуалистических начал. В основе столь глубоких перемен - возврат на позиции неоклассической теории, рассматривающей рыночную экономику как надежную саморегулирующуюся систему, которая способна обеспечить сбалансированный рост при полном использовании ресурсов, отсутствии вынужденной безработицы за счет гибкости цен, заработной платы,
процентных  ставок и др. механизмов устойчивости. Неоклассическая модель широко использует уравнение Фишера, увязывающее денежную массу, скорость обращения денег, индекс цен и реальный ВНП. Из него следует, что поддержание равновесия в  системе предполагает контроль над  предложением денег как основы стабильности цен и совокупного спроса. Эти  взгляды монетаристской школы экономической  мысли дополняются идеей о  необходимости не только контроля над  совокупным спросом для борьбы с  инфляцией, но в основном стимулирования предложения (теория экономики предложения). Теория рациональных ожиданий усиливает  и без того скептическое отношение  неоконсерваторов к целесообразности вмешательства  государства  в  экономику. Любая макроэкономическая политика, по мнению основных теоретиков этой школы, вряд ли может улучшить положение -  экономические  агенты весьма хорошо приспосабливаются к  изменениям среды, сводя на нет все  меры правительства по ее изменению, эффект может быть только в случае наличия исчерпывающей информации у правительства и центрального банка.
Такие теоретические позиции предопределили и соответствующую систему мер  воздействия  государства  на  экономику . В русле неоконсервативных моделей, реализованных на практике правительствами Р. Рейгана в США, М. Тетчер в Великобритании, К. Танакой в Японии и др. в 80-х гг. осуществлялся целый комплекс мер по выводу  государства из активной "игры" на  экономическом поле и усилению конкурентных начал. Проводилась масштабная приватизация государственной собственности, радикальная реформа управления государственными предприятиями, происходило дерегулирование  экономики - пересмотр и отмена многих законодательных ограничений и регламентаций (особенно в сфере труда и социальных отношений, антимонопольных мер). Сокращались масштабы перераспределения национального дохода через государственный бюджет, уменьшались как доходная, так и расходная части бюджета. Фискальная политика стимулирования спроса была признана несостоятельной в новых условиях, значение фискальной политики в целом резко снизилось. Последовательное снижение налогов, пересмотр налоговой системы и политики в целом, в частности, уменьшение прогрессивности налогообложения позволило активизировать частные инвестиции, свести на нет эффект вытеснения (государственными инвестициями частных), свойственный  кейнсианской  модели, упростить решение проблем структурной перестройки экономики, роста производства. Сокращение дефицита государственного бюджета и внутреннего долга основывалось на резком уменьшении госрасходов (прежде всего на социальные нужды, на содержание убыточных госпредприятий, на субсидии и дотации отраслям экономики, на содержание аппарата управления) и действительно сыграло свою роль в экономической стабилизации. Происшедшее в результате осуществления такой политики возрастание совокупного предложения при ограничении спроса способствовало стабилизации цен и преодолению стагфляции. Но главную роль  в борьбе с инфляцией сыграла денежно-кредитная политика - последовательное ограничение денежной массы (в том числе посредством тагетирования - законодательного определения темпов роста денежной массы), эффективная процентная политика и др. Монетарная политика стала основной в системе мер неоконсерваторов. Разумная внешнеэкономическая политика также способствовала усилению конкурентных начал за счет моделей либерализации торговых и иных отношений.
Итак, неоконсервативные подходы к государственному регулированию ориентированы на достижение других приоритетных целей и отдают предпочтение не прямому регулированию, а косвенному, не фискальной политике, а денежно-кредитной. Однозначно признается  роль   государства в содействии структурной и научно-технической политике - на эти направления выделялись значительные бюджетные средства.
Оценивая  результаты функционирования данной модели на практике, следует отметить, что  в большинстве случаев она  оказалась адекватной ситуации и  эффективной: инфляция была подавлена, была осуществлена структурная перестройка  экономики , наметился устойчивый  экономический рост, т.е. поставленные цели были достигнуты. В то же время неоконсерватизм неизбежно привел к обострению проблем безработицы, уровня жизни и социальной защиты населения, усилилась социальная дифференциация в обществе. Потенциально это рассматривается как основа возможного определенного крена в сторону кейнсианских  традиций. Во всяком случае, некоторые экономисты уже в политике администрации У. Клинтона склонны видеть подобные изменения
Итак, рассмотрение двух базовых моделей смешанной  экономики  свидетельствует о  том, что характер модели, ее смена  другой вызваны потребностями социально-экономического развития и опираются на положения  основных школ теоретической мысли. Как уже отмечалось, можно вести речь и о других моделях - командной (плановой, социалистической), причем в различных ее модификациях, например, рыночного социализма; фашистской; модели социального рыночного хозяйства Германии (Л. Эрхард); шведской модели (шведский социализм); о моделях экономик  "новых индустриальных  государств " и др.).
Отдельной проблемой является модель государственного регулирования в странах с  переходной  экономикой  (постсоциалистических). Следует признать, что она осмыслена  в наименьшей степени. Отсутствие стройной теории переходной  экономики  обрекает правительства стран опираться  в основном на метод проб и ошибок, чреватый большими издержками для общества. Применение неоконсервативных рецептов для этих стран в современных условиях бывает столь же неоправданным, как и кейнсианских  подходов. 
 

4. Маржиналисты  

     Основная  идея маржинализма -- исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли (микроэкономика), а также всего народного хозяйства (макроэкономика). В данном контексте современный маржинализм включает в себя ныне и неоклассическую и кейнсианскую экономические концепции, а «экономика впервые стала наукой, которая изучает взаимосвязь между данными целями и данными ограниченными средствами, имеющими альтернативные возможности использования». При этом следует иметь в виду, что альтернативная возможность предполагает использование ресурсов и затрату времени только для достижения какой-либо одной цели.
Переоценку  устоявшихся почти за двухсотлетнюю  историю ценностей «классической  школы», произошедшую в последней  трети ХIХ столетия, в экономической литературе нередко характеризуют как некую «маржинальную революцию».
Поясняя суть произошедшей «революции», отметим, что маржинализм (от слова «маржиналь», которое в англо-французском переводе означает предел) базируется действительно на принципиально новых методах экономического анализа, позволяющих определять предельные величины для характеристики происходящих изменений в явлениях. В этом одно из его важных отличий от классической политической экономии, авторы которой довольствовались, как правило, лишь характеристикой сущности экономического явления (категории), выраженной в средней либо суммарной величине. Так, например, по классической концепции в основе определения цены лежит затратный принцип, увязывающий ее величину с затратами труда (по другой трактовке -- издержками производства). А по концепции маржиналистов формирование цены (через теорию предельной полезности) увязывается с потреблением продукта, т.е. с учетом того, насколько изменится потребность в оцениваемом продукте при добавлении единицы этого продукта (блага).
Еще одно «революционное» отличие методологии  маржинализма состоит в том, что, если «классики» подразделяли экономические  явления тенденциозно, считая, в  частности, сферу производства первичной  по отношению к сфере обращения, а стоимость -- исходной категорией всего экономического анализа, то маржиналистами экономика рассматривается как система взаимозависимых хозяйствующих субъектов, распоряжающихся хозяйственными благами, т.е. материальными, финансовым и трудовыми ресурсами. Поэтому именно благодаря маржинальной теории проблемы равновесия и устойчивого состояния экономики стали предметом анализа результатов взаимодействия с окружающей средой как предприятий и фирм, так и народного хозяйства в целом.
Далее, в сравнении с классической маржинальная теория широко применяет математические методы, в том числе дифференциальные уравнения (исчисления). Причем математика для маржиналистов необходима не только для анализа предельных экономических показателей, но и для обоснования принятия оптимальных решений при выборе наилучшего варианта из возможного числа состояний и гипотез.
«Революционные», можно сказать, подвижки обусловил  маржинализм и в области количественной теории денег, так как «маржинальная  революция» дала «новые доказательства»  для постепенного отхода от ортодоксальной версии количественной теории денег  Рикардо--Милля. В результате «пришло время» неформального признания главных функций денег, как-то: средство обращения; мера стоимости или единицы счета; средство сбережения, накопления, или средства сохранения стоимости. Но главное -- отпала необходимость поиска среди разнообразных функций денег ведущей или основной функции, что всегда чревато преувеличением значения одних функций в ущерб другим, и стало возможным признать: «Деньги-- это то, что деньги делают. Все, что выполняет функции денег, и есть деньги».
Первыми авторами указанных «подвижек» явились  И.Фишер и А.Пигу. Так, развивая традиции «американской школы» маржинализма, И.Фишер (1867--1947) вывел свое знаменитое уравнение обмена. В свою очередь Д.Пигу (1877--1959) внес, по сути коррективу в методологию исследования денег по Фишеру, предложив учитывать мотивы хозяйствующих субъектов на микроуровне (фирмы, компании, частные лица), обусловливающие их «склонность к ликвидности» -- стремление откладывать часть денег в запас в виде банковских вкладов или ценных бумаг и т.п. Отсюда, по Пигу, в той мере, в какой будет иметь место ликвидность денег, будет происходить и адекватная корректировка цен.
Наконец, «революционным», пожалуй, можно признать то обстоятельство, что методологический инструментарий маржинализма позволил, в конце концов, снять вопрос о  первичности и вторичности экономических  категорий, считавшийся столь важным у «классиков». Это произошло, прежде всего, благодаря предпочтению каузальному (причинно-следственному) подходу функционального, ставшего важнейшим средством анализа, превращения экономической теории в точную науку.
Необходимо  подчеркнуть, что факт начала «маржинальной  революции» едва ли кем был замечен, А о том, что она уже свершилась, впервые провозгласил в 1886 г. Л.Вальрас. Он исходил из выдвинутых им идей анализа предельных экономических величин и имел претензии на первенство в этой «революции». Но поскольку в пределах трех лет, т.е. 1871 -- 1874 гг., работы подобной направленности были опубликованы также У.Джевонсом и К.Менгером, между этими тремя экономистами началась неразрешимая, казалось бы, тяжба о научном приоритете. Однако в 1878 г. ее неожиданно прервал английский профессор Адамсон, случайно обнаруживший в Британском музее книгу тогда никому неизвестного немецкого автора Г.Госсена, изданную гораздо раньше (1854) и содержавшую изложение принципов маржинального анализа.
Между тем выяснилось, что и среди  предшественников маржинализма -- первооткрывателей категории «предельная полезность», используемой для анализа поведения потребителей, и пионеров математического анализа функциональных зависимостей для выявления равновесия в хозяйственной системе было сразу несколько авторов. Ими оказались наряду с Г.Госсеном еще один немецкий ученый и практик И.-Г. фон Тюнен, два французских исследователя -- Ж.Дюпюи и О.Курно. В частности, П.Самуэльсон и своей лекции, прочитанной 11 декабря 1970 г. в Стокгольме на церемонии вручения ему Нобелевской премии по экономике, высоко оценивая их вклад в современную экономическую науку, говорил: «Но задолго до Маршалла, в 1838 г., О.Курно в своем классическом труде «Исследования математических принципов и теории богатства» применил аппарат дифференциального исчисления, обеспечивающего максимум прибыли. Вопрос о минимизации затрат также был поставлен более ста лет тому назад. По крайней мере, им занимался фон Тюнен при рассмотрении понятия предельной производительности»
В современной  экономической литературе главные  теоретические принципы предшественников маржинализма (соответственно и «маржинальной  революции») характеризуют обычно как  первый и второй «законы Госсена». Согласно первому «закону» с увеличением наличия данного блага предельная полезность блага уменьшается, а в соответствии со вторым «законом» оптимальная структура потребления (спроса) достигается при равенстве предельных полезностей всех потребляемых благ. 
 
 

Заключение 

Таким образом, исходя из изложенного материала можно сделать следующие выводы.
Во-первых, необходимость  вмешательства  государства  в  экономику  и цели такового определяются целым комплексом причин микро- и  макроэкономического характера  и в основном связаны с преодолением фиаско (провалов) рынка.
Во-вторых, методы такого регулирования опираются  либо на системы законодательных  актов и государственную собственность - административные меры, либо на систему  внутренних стимулов - косвенное  экономическое  воздействие.
В-третьих, государственное  вмешательство в  экономику  имеет  целый ряд очень существенных негативных последствий, которые следует  учитывать при разработке и реализации правительственных программ.
В-четвертых, система  целей и методов их достижения может быть представлена как модель регулирования.
В-пятых, актуальной проблемой является теоретическая  разработка и практическое освоение модели государственного регулирования  в странах с переходной экономикой, так как традиционные рецепты  государственного воздействия на экономику  во многих случаях оказываются несостоятельными.
Очень часто  государство является первопричиной  изменений экономического поведения  предпринимателей. От решений, принимаемых  правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает  цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном  порядке. При создании благоприятных  условий предпринимателям их частный  интерес совпадет с интересом  государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать  более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.
Следует отметить, что государство не должно вмешиваться  в те сферы экономики, где его  вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.
В целом трудно переоценить роль государства в  экономике. Оно создает условия  для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное  вмешательство может в некоторых  случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы
1.  Алентьев Е.О. История экономических учений. Волгоград, 1989.
2.  Блауг М. Меркантилизм. М., 1996.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.