Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоги и налоговая политика Украины

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ 

    Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам и налоговой политике. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.
      Налоги, как и вся налоговая политика, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.
      Поэтому, от «качества» налоговой политики, от того, достигнут ли оптимальный компромисс между фискальными (бюджетно-налоговыми) интересами власти и интересами субъектов рыночной экономики, зависят не только текущие финансовые возможности государства, но и инвестиционный потенциал, ёмкость потребительского рынка и рост экономики в целом.
      Тема налогов и налоговой политики в Украине стала очень актуальной т.к. со сменой правительства следуют новые реформы и новые изменения, которые влекут страну в неизвестное будущее.
      Целью данной работы является изучение налогов и налоговой политики в Украине и ее влияние на состояние экономики. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    1) выявить сущность налога, налоговой системы и налоговой политики;
    2) рассмотреть существующие виды налогов;
    3) рассмотреть основные проблемы налоговой политики Украины
    4) изучить особенности налоговой системы и политики в Украине.
    Объектом исследования является налоги и налоговая политика.
    Предметом исследования особенности налогов и осуществление налоговой политики в стране
    Методы  исследования: графический, коэффициентный, аналитический, метод сравнения, прогностический.
    Курсовая  работа состоит из страниц (введение, три главы, заключение). Содержит 9 таблиц, 2 рисунка. Список использованной литературы состоит из 21 источника.
 

ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВ. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА УКРАИНЫ 

    1.1 Сущность и функции налогов
      Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.
      Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в процессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Государство, как правило, обладает незначительной собственностью на средства производства, поэтому формирование бюджета происходит за счет изъятия части ВВП у других участников производственного процесса. Таким образом, изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:
    1. работники, своим трудом, создающие  материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
    2. хозяйствующие субъекты, владельцы  капитала, действующие в сфере предпринимательства.
      За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Поэтому экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями, которые складываются между хозяйствующими субъектами и гражданами, с одной стороны, и государством, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. Налоги в этих условиях становятся для государства главным методом мобилизации части национального дохода. Аккумулируя посредством налогов денежные средства, государство влияет на экономику, стимулируя или сдерживая развитие отдельных отраслей, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
      Налоги, как отмечают К. Маркс и Ф. Энгельс, появились с разделением общества на классы и возникновением государства. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов [1].
    Причины возникновения налогов, их общественное назначение впервые исследованы А. Смитом и Д. Рикардо. Основоположник научной теории налогообложения А. Смит определял налог как один из способов, посредством которого народ частью собственных доходов участвует в создании государственных доходов, необходимых для покрытия издержек, обусловленных задачами государства. Смит считал, что существуют три источника богатства: земля, труд и капитал, отсюда и разные формы обложения в зависимости от разнообразия источников дохода. Он признавал, что налог есть необходимость, обусловленная существованием государства.
    Д. Рикардо отстаивал те же взгляды  на налог и его источники. Он трактовал налоги как ту долю продукта земли и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства: они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны [2].
      Теория налогообложения Ж.Б. Сэя  во многом повторяет основные положения Смита и Рикардо, раскрывая и дополняя их. Сэй сформулировал положение, ставшее аксиомой, — налог черпается из двух источников: дохода и капитала. Если налогообложение принимает слишком большие размеры, оно влечет за собой печальные последствия. С одной стороны, ограничивает производительные возможности предпринимателей, что сокращает производство, с другой стороны, уменьшает способность каждого человека потреблять.
    Принимая  позицию Сэя, С. Сисмонди мотивировал  умеренность налогообложения тем, что если государство присваивает большую долю части прибыли промышленности, земледелия, торговли, то экономическая жизнь приходит в упадок. Поэтому главное в налогообложении — не причинять препятствия воспроизводству богатства. В то же время для достижения социальной справедливости каждый должен содействовать поддержке общества в соответствии со своим доходом. Согласно теории Сисмонди налог есть цена, уплачиваемая гражданами за полученные от общества блага: обеспечение прав собственности, общественного правопорядка, правосудия и др.
    Дж. Милль выступал за облегчение налогообложения  средств, идущих на сбережения, которые, как правило, инвестируются, увеличивая первоначальный капитал и будущие доходы правительства.
    Таким образом, воззрения на налоги постепенно выстраивались в логическую систему налогообложения, определяя не только общественное назначение налогов как необходимое условие функционирования государства, но и как обязанность граждан перед государством, что предопределило его не только экономическое, но и правовое содержание. Уже в указанных работах появляются отдельные аспекты влияния налогов на экономические процессы [3].
    По  мнению украинского ученого Василика, который рассматривал как и налогообложение так и политологию вместе, налоги- обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц. Налоги служат одним из средств регулирования экономических процессов, хозяйственной жизни [21,c.46].
      По мнению Кучерявенко, налог-форма принудительного отчуждения, результатов деятельности субъектов, реализующих свою налоговую обязанность, в государственную или налоговую собственность, который вносится в бюджет соответствующего уровня, на основании закона и выступает как обязательный ,нецелевой ,безусловный, безвозмездный платеж
      В статье 2 Закона Украины “О внесении изменений в Закон Украины “О системе налогообложения” от 18.02.97г. дается следующее понятие налога и сбора (обязательного платежа) в бюджеты и государственные целевые фонды - это “обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или государственный целевой фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях определяемых законами Украины о налогообложении”. Однако, необходимо разграничить налог, сбор и обязательный платеж налогового характера, как схожие, но все же различные изъятия в бюджет.
      В Украине над вопросами налогообложения и налоговой системы занимаются многие современные украинские ученые ,в частности: Василик, Данилов, Вишневский, Соколовская, Федосов, Тарангул, Скрыпник, Кучеренко, Мельник.
      Таким образом, налогообложение - это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения - это равномерность и определенность. Равномерность -это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.
      В настоящее время все еще идут споры о функция присущих налогам. Одни авторы выделяют такие функции, как фискальная, распределительная, регулирующая, контрольная и поощрительная. Данной точки зрения придерживаются Д.Г. Черник [4] и А.В. Брызгали[4]. Другие настаивают на существовании распределительной и контрольной функций (А.И. Худяков М.Н. Бродский) [4],Кучерявенко [5], Мельник, третьи выделяют фискальную и экономическую функции .
    На  практическом уровне налогообложение  выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя между собой, эти функции образуют систему.
    * фискальная;
    * распределительная (социальная);
    * регулирующая;
    * контрольная;
    * поощрительная.
      1)Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.
      2)Распределительная функция(или как её ещё называют - перераспределительная) (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.
    Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.
      С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.
      Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
      3) Регулирующая функция. С развитием экономической системы возникла необходимость определённого корректирующего воздействия государства на макроэкономические параметры, что породило регулирующую (или распределительную) функцию налогов [4,c.146].
      Чтобы понять регулирующую функцию налогов, обратимся к тому, как происходит государственное регулирование экономики. Оно осуществляется в двух основных направлениях:
    - регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
    - регулирование развития народного  хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.
      Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.
      Посредством регулирующей функции обеспечивается перераспределение через государственный бюджет части доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов.
      Налоговое регулирование стало активно практиковаться, начиная с 1930-х гг. XX в., в рамках кейнсианской экономической политики[8,c.64].
      Регулирующая функция осуществляется через установление нало-гов и дифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее влияние на производство, инвестиции и платежеспособный спрос населения. Так, общее понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, стимулирует хозяйственную деятельность, инвестиции и занятость. Повышение же налогов - обычный способ борьбы с «перегревом» рыночной конъюнктуры.
      Налоговое регулирование играет значительную роль и во внешне-экономической деятельности. Изменение таможенных пошлин существенно влияет на внешнеторговый оборот.
    По  мнению, крупного английского экономиста Дж. Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений[8, c.66].
      Регулирующая функция направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Эта функция имеет три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.
    Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Они реализуются через систему льгот и освобождений от налогов. Нынешняя система налогообложения представляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т.д.Стимулирующее воздействие налогов реализуется через систему выборочных льгот, исключений, преференций при сохранении общих основ и структуры налогового законодательства. Такие льготы предоставляются, как правило, с условием их целевого использования налогоплательщиками в соответствии с экономической политикой государства. Налоговые льготы используются и для смягчения социального неравенства. Таким образом, через регулирующую функцию проявляется социальная функция налогов. Ее суть состоит в перераспределении доходов и богатства в обществе. Социальная функция предназначена обеспечивать и защищать конституционные права граждан. К числу конкретных механизмов реализации этой функции относятся: единый социальный налог, стандартные налоговые вычеты, профессиональные налоговые вычеты и др. показатели. Посредством прогрессивного налогообложения изменяется соотношение между доходами отдельных социальных групп, тем самым сглаживается неравенство между ними и поддерживается социальный консенсус. Реализуется социальная функция налогов через установление необлагаемого минимума доходов, предоставление льгот и скидок по налогам отдельным слоям и группам населения (многодетным семьям, пенсионерам, инвалидам и некоторым другим категориям граждан).
    Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это осуществляется путем введения повышенных ставок налогов (так, для казино до 2001 года была установлена ставка налога на прибыль в размере 90%), установления налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и других.
    Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду. Нужно отметить, что налоговое стимулирование инвестиций, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства в отрыве от прочих экономических факторов не приносит желаемого результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не налоговыми льготами, а потребностями развития производства и расшир-ния бизнеса.
    В то же время регулирующая функция  налогов действует сразу и непосредственно при дестимулирующем налоговом подходе. Создание непомерного налогового бремени практически всегда влечет спад производства из-за потери его эффективности. Так, например, непомерный налоговый гнет на российское крестьянство в 30-х годах XX века (под видом классовой борьбы с кулачеством) привел к его ликвидации за несколько лет.
    4. Контрольная функция. Через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками [4, c.150].
    Через контрольную функцию налогообложения  выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства.
    5. Поощрительная функция. Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам ВОВ)Эта функция представляет собой приспосабливание налоговых механизмов для реализации социальной политики государства. Из налогооблагаемого дохода физических лиц делаются вычеты на содержание детей и иждивенцев, в связи со строительством или приобретением жилья, осуществлением благотворительной деятельности [5,c.245].
    Автор придерживается точки зрения Кейнса который рассматривал 5 функций. Налоги выполняют одновременно 5 основных функций: фискальную, регулирующую, стимулирующую, контролирующую, распределительную.
    Фискальная  функция является основной функцией налога. Она изначально характерна для любого налога, для любой налоговой системы любого государства. И это естественно, так как главное предназначение налога- образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов предприятий и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций -обороны страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и ряда других задач, создания и поддержания единой коммуникационной структуры.
    Наиболее  тесно связана с фискальной функцией налога его регулирующая, или распределительная, функция, выражающая экономическую сущность налога как особого централизованного фискального инструмента распределительных отношений в обществе. С помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение [7,c 56].
      Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание малоимущих. В этом заключена социальная функция налогов.
      Налоги оказывают существенное воздействие и на сам процесс воспроизводства. Здесь проявляется стимулирующая функция налогов. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Немаловажное значение в реализации этой функции имеет и налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей одновременно сдерживая развитие других. С помощью налогов государство целенаправленно влияет на развитие экономики и ее отдельных отраслей, на структуру и пропорции общественного воспроизводства, накопление капитала. При этом проявляется тесная связь стимулирующей функции налогов с распределительной.
      С регулирующей и фискальной функциями тесно связана контрольная функция налогов. Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой - в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. Так, в условиях острой конкуренции, свойственной рыночной экономике, налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает в первую очередь тот, кто не способен рассчитаться с государством. Одновременно с этим нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений или в саму налоговую систему, или в социальную политику. 

    1.2.Классификация и элементы налогов
    Государство использует для косвенного воздействия  на экономику и формирования своих  доходов целую совокупность налогов, которая требует своего упорядочения и классификации – группировки  налогов по их видам.
    В табл. 1.1 указаны признаки налогов. Основными критериями классификации могут выступать различные признаки: способ взимания налогов, субъект – налогоплательщик, характер применяемых ставок, источник и объект налогообложения, орган, устанавливающий налоги, порядок введения налога, уровень бюджета, в который зачисляется налог, целевая направленность налога и др.
Таблица 1.1
Признаки  налогов
Признаки налогов Выделяемые  элементы
Классификация налогов по форме налогообложения :
    прямые
    косвенные
В зависимости от уровня государственных структур, которые устанавливают налоги :
    государственные
    местные
Классификация налогов по экономическому содержанию:
    налоги  на доходы
    потребление
    имущество.
Классификация налогов по способу взимания:
    раскладные
    окладные
 Источник: Составлено автором на основании данных в учебнике[10]
    По  форме налогообложения все налоги делятся на две группы: прямые и  косвенные.
      Прямые налоги - устанавливаются на доход и имущество юридических и физических лиц производящих уплату налогов.
      Косвенные налоги - налоги на товары и услуги, оплаченные в цене товара или включённые в тариф.
      В табл.1.2 представлены преимущества и недостатки косвенных налогов.
Таблица 1.2
Преимущества  и недостатки косвенных налогов
Преимущества 1. Организационные  — для косвенных налогов характерна простота уплаты и регулярность поступления в бюджет. Удержание и контроль поступления косвенных налогов не требует расширения налогового аппарата.
2. Бюджетные  — поскольку косвенные налоги увеличивают доходы государства за счет роста населения или его благосостояния, то они более выгодны для стран, прогрессирующих в экономическом отношении.
3. Политические  — прямые налоги, с позиции обывателя, уплачиваются государству даром.
4. Экономические  – для конечного потребителя косвенные налоги удобны тем, что определяются размером потребления, удобством уплаты во времени, близостью к месту внесения.
Недостатки 1. Политические  — поскольку право взимания косвенных налогов почти никогда не оспаривается. Объектом политической борьбы, как правило, выступает подоходный налог или налог на прибыль.
2. Социально-экономические  — косвенные налоги падают  на отдельные лица непропорционально их капитала или дохода, чрезмерно обременяя низкооплачиваемые слои населения.
3. Предпринимательские  — косвенные налоги в условиях развитых рыночных отношений ограничивают размер прибыли предпринимательства, так как в условиях конкуренции не всегда возможно повышение цены на величину косвенных налогов, особенно в случаях повышения ставок этих налогов.
 Источник: Составлено автором на основании данных методического пособия [6].  

    В зависимости от уровня государственных  структур, которые устанавливают налоги, они делятся на общегосударственные и местные (табл. 1.3).
    Общегосударственные налоги устанавливают вышестоящие  органы власти, их взыскание является обязательным на всей территории страны, независимо от того, в какой бюджет (государственный или местный) они зачисляются. В соответствии с их распределением между звеньями бюджетной системы общегосударственные налоги делятся на три группы: доходы Государственного (центрального) бюджета, доходы местных бюджетов и доходы, которые распределяются между государственным и местными бюджетами. Распределение налогов между звеньями бюджетной системы может иметь постоянный нормативный характер, заведомо установленный законодательными актами, а может осуществляться в форме бюджетного регулирования, если отчисления в местный бюджет проводятся по ежегодным дифференцированным нормативам в зависимости от потребностей того или иного местного бюджета.
Таблица 1.3
Классификация общегосударственных и местных налогов
Местные налоги
    налог с рекламы;
    коммунальный налог;
    гостиничный сбор;
    сбор за парковку автотранспорта;
    рыночный сбор;
    сбор за выдачу ордера на квартиру;
    курортный сбор;
    сбор за участие в бегах на ипподроме;
    сбор за выигрыш на бегах на ипподроме;
    сбор с лиц, принимающих участие в игре на тотализаторе на ипподроме;
    сбор за право использования местной символики;
    сбор за право проведения кино- и телесъёмок;
    сбор за проведения местного аукциона, конкурсной распродажи и лотерей;
сбор  за проезд по территории пограничных следующего за рубеж;
    сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг;
    сбор с владельцев собак областей автотранспорта,
Общегосударственные налоги
    налог на добавленную стоимость;
    акцизный сбор;
    налог на прибыль предприятий;
    налог на доходы физических лиц;
    таможенная пошлина;
    государственная пошлина;
    налог на недвижимое имущество;
    земельный налог;
    рентные платежи;
    налог с владельцев транспортных средств;
    налог на промысел;
    сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счёт государственного бюджета;
    сбор за специальное использование природных ресурсов;
    сбор за загрязнение окружающей среды;
    сбор в Фонд по осуществлению мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения;
    сбор на обязательное государственное пенсионное страхование;
    сбор в Государственный инновационный фонд;
    плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности;
    фиксированный сельскохозяйственный налог;
    Источник: Составлено автором на основании  данных Налогового кодекса
      Местные налоги устанавливаются местными органами власти и управления. Возможны различные варианты установления местных налогов. Во-первых, в виде надбавок к общегосударственным налогам. Уровень надбавки определяют местные органы соответственно установленным ограничениям. Во-вторых, введение местных налогов по перечню, который устанавливается вышестоящими органами власти. Выбор налогов осуществляется местными органами[11].
      По экономическому содержанию объекта налогообложения налоги делятся на три группы: налоги на доходы, потребление и имущество.
      Налоги на доходы взимаются с доходов физических и юридических лиц. Непосредственными объектами налогообложения являются заработная плата и прочие доходы граждан, прибыль или валовой доход предприятий.
      Налоги на потребление платятся не при получении доходов, а при их использовании. Они взимаются в форме косвенных налогов.
      Налоги на имущество устанавливаются относительно движимого или недвижимого имущества. В отличие от налогов на потребление, которые платятся только один раз - при купле, налоги на имущество взимаются постоянно, пока имущество находится в собственности.
    По  способу взыскания различают  два вида налогов - раскладные и окладные.
    Раскладные  налоги сначала устанавливаются  в общей сумме соответственно потребностям государства в доходах, потом эту сумму раскладывают на отдельные части по территориальным единицам, а на низшем уровне - между плательщиками. Это исторически первая форма взыскания налогов.
      Окладные налоги предусматривают установление сначала ставок, а затем и размера налога для каждого плательщика в отдельности. Общая величина налога формируется как сумма платежей отдельных плательщиков.
 
 

     Учетно-экономическая целесообразность диктует иную группировку налогов, взимаемых с предприятий, организаций:
    налоги, относимые на издержки производства и обращения (единый социальный налог, земельный налог, транспортный налог и т.д.);
    налоги, включаемые в продажную цену продукции (работ, услуг): НДС, акцизы;
    налоги, относимые в дебет счетов «Продажи» и «Прочие доходы и расходы» (до налогообложениия прибыли, например налог на имущество организаций, на рекламу);
    налоги на прибыль и за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (лицензия на реализацию подакцизных товаров и т.д.).
    Налоговая система государства управляется  налоговой политикой, являющейся комплексом правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов.
      Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые включают: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую базу, налоговый период, ставку, льготы и налоговый оклад. Указанные элементы налогов являются объединяющим началом всех налогов и сборов. Собственно, через эти элементы в законах о налогах и устанавливается вся налоговая процедура, в том числе порядок и условия исчисления налогооблагаемой базы и самой налоговой суммы, ставки, сроки и другие условия налогообложения.
      Субъект налога, или налогоплательщик. Налогоплательщик - это то лицо (юридическое или физическое), на которое по закону возложена обязанность платить налог. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом налога) на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком, или носителем налога. Это имеет место в основном при взимании косвенных налогов. Если налог непереложим, то субъект налога и носитель налога совпадают в одном лице.
      Объект налогообложения. Объектом налогообложения может быть действие, состояние или предмет, подлежащий налогообложению. , В этом качестве выступают:
    имущество;
    операции по реализации товаров (работ, услуг);
    стоимость реализованных товаров (работ, услуг);
    прибыль;
    доход (в виде процентов и дивидендов);
    иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику.
      Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог и т.д. Объект налогообложения неразрывно связан с всеобщим исходным источником налога - валовым внутренним продуктом (ВВП), поскольку вне зависимости от конкретного источника уплаты каждого налога все объекты налогообложения представляют собой ту или иную форму реализации ВВП.
      Единица обложения. Единица обложения представляет собой определенную количественную меру измерения объекта налогообложения. Поэтому она зависит от объекта обложения и может выступать в натуральной или денежной форме (стоимость, площадь, вес, объем товара и т.д.).
      Налоговая база. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Необходимо иметь в виду, что налоговую базу составляет выраженная в облагаемых единицах только та часть объекта налога, к которой по закону применяется налоговая ставка. Налоговая база - это объект налогообложения за минусом налоговых льгот и налоговых вычетов.
      Налоговый период. Согласно Налоговому кодексу Украины налоговым периодом считается календарный год или иной период времени, указанный в законе применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога.
      Налоговая ставка (норма налогового обложения). Налоговая ставка - это величина налога на единицу измерения налоговой базы. В зависимости от предмета (объекта) налогообложения налоговые ставки могут быть твердыми (специфическими) или процентными (адвалорными), пропорциональными или прогрессивными, регрессивными.
    Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли. Они применяются обычно при обложении земельными налогами, налогами на имущество.
    Процентные ставки устанавливаются к стоимости объекта обложения и могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.
    Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к объекту обложения. Примером пропорциональной ставки могут служить, в частности, установленные украинским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.
    Прогрессивные ставки построены таким образом, что с увеличением стоимости объекта обложения увеличивается и их размер. При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой и сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всего объекта налогообложения. При применении сложной ставки происходит деление объекта налогообложения на части, каждая последующая часть облагается повышенной ставкой.
    Регрессивные ставки налогов уменьшаются с увеличением дохода. При этом ставки региональных и местных налогов могут быть установлены этими органами лишь в пределах, зафиксированных в соответствующем федеральном законе по каждому виду налогов.
    Налоговые льготы. Это полное или частичное  освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством. Одним из видов налоговой льготы является необлагаемый минимум - наименьшая часть объекта налогообложения, освобожденная от налога.
      Налоговые льготы могут также выступать в виде вычетов из облагаемого дохода, уменьшения ставки налога вплоть до установления нулевой ставки, скидки с исчисленной суммы налога.
      Налоговый оклад. Налоговый оклад представляет собой сумму налога, уплачиваемую налогоплательщиком с одного объекта обложения. Взимание налогового оклада может осуществляться тремя способами: у источника получения дохода, по декларации и по кадастру.
      Взимание налога у источника осуществляется в основном при обложении налогом доходов лиц наемного труда, а также других в достаточной степени фиксированных доходов. В частности, подобный способ взимания налогов характерен для налога на доходы физических лиц, когда бухгалтерия предприятия исчисляет и удерживает данный налог с доходов как работающих на данном предприятии работников, так и лиц, получающих эти доходы по договорам и другим актам правового и гражданского законодательства. Взимание налога у источника является по своей сути изъятием налога до получения владельцем дохода.
      Взимание налога по декларации представляет собой изъятие части дохода после его получения. Указанный порядок предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации - официального заявления налогоплательщика о полученных доходах за определенный период времени. Применение этого способа взимания налогового оклада практикуется, как правило, при налогообложении нефиксированных доходов, а также в тех случаях, когда доходы налогоплательщика формируются из множества источников. Налоговое законодательство предусматривает подачу деклараций, в частности, при уплате налогов физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (нефиксированные доходы), при уплате акцизов.
      Кадастровый способ взимания налогов предполагает использование кадастра. Кадастр представляет собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество, доходы), классифицируемых по внешним признакам, к которым относятся, например, размер участка, объем двигателя и т.д. С помощью кадастра определяется средняя доходность объекта обложения. Указанный способ взимания налогового оклада применяется, как правило, при обложении земельным налогом, налогом с владельцев транспортных средств и некоторыми другими[8,c.202]. 

    1.3. Понятие налоговой политики государства
      Налоговая политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. При осуществлении налоговой политики установленные законом правовые нормы реализуются при регулировании, планировании и контроле государственных доходов, формируемых налоговым методом. Экономически обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.
      Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика - это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование[10, c.328].
    Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, - налоговая стратегия, а на текущий момент - налоговая  тактика.
    Основные  положения налоговой  политики
    1. Без налогов государство не  может существовать.
    2. Налоговая система должна быть  простой, открытой и эффективной. Увеличение числа налогов, объектов обложения, приводит к повышению расходов по сбору налогов, к росту недоимок и штрафов и, в конечном счете, к разрушению экономики путем ареста имущества.
    3. При переходе оптимального налогового порога нарушается естественный воспроизводственный процесс - экономика саморазрушается.
    4. В период кризиса налоги должны  быть установлены на минимально  возможном уровне.
    5. Государственное регулирование экономики необходимо. Однако при суммарной величине изъятия чистого дохода выше 30% экономический рост страны приостанавливается.
    6. Налоговые льготы должны носить открытый характер и быть равными для всех субъектов воспроизводственного процесса.
    7. Налоговая система не должна носить конфискационный характер. Только рост национального богатства, выраженный, в том числе, в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы.
     8. Суммарная величина налогов имеет устойчивую тенденцию роста только в экономической системе, в которой государство гарантирует стабильность законов и правил.
    9. Превалирование косвенной системы налогообложения, наиболее удобной с позиции формирования доходов бюджета, приводит к дальнейшему обнищанию основной массы населения страны, поскольку бремя таких налогов падает на конечного потребителя товаров и услуг, т.е. на 80-90% населения, имеющих доходы на уровне прожиточного минимума или даже на уровне социального выживания. Этот парадокс основан на относительно одинаковом уровне потребления при разных уровнях доходов.
      Формирование налоговой политики должно строится на таких принципах:
    стабильность налоговой системы;
    использования одинакового налогового бремени для различных групп плательщиков налогов в зависимости от уровня их доходов;
    создание одинаковых условий налогообложения как предпринимателей, занятых в сфере производства, так и потребителей.
    Нынешняя  налоговая система является неадекватной условиям переходной экономики, создала значительный налоговый пресс на субъекты предпринимательства, привела к неоправданному изъятию оборотных средств предприятий, возникновению дополнительных потребностей в кредитных ресурсах. Значительные деформации и нестабильность имеют место в ставках налогов, в определении базы и периодов налогообложения. Всё это привело к созданию значительного неофициального сектора экономики, уклонениям от налогообложения, задержке налоговых поступлений.
    Таким образом, налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы способствовать производственной деятельности, стимулировать формирование средств на приоритетных направлениях экономического и социального развития Украины.
      Система налогового планирования рассматривается, как единство двух подсистем: государственного налогового планирования, имеющего целью формирование доходной базы государственного и территориальных бюджетов и налогового планирования на уровне хозяйствующих субъектов как элемента финансового менеджмента. Эти подсистемы имеют разнонаправленные цели: в первом случае налоговое планирование ориентировано на максимальный уровень изъятия налогов в бюджет, а во втором - на минимизацию налогов с целью сокращения реальных издержек предприятий.
      Реализация государством хозяйственных, управленческих, социальных и иных функций невозможна без создания адекватной экономической базы. Материальным воплощением такой базы является бюджетный фонд. В значительной своей части он формируется за счет налоговых поступлений. Планирование доходной части бюджета (бюджетного фонда) в наибольшей степени представляет собой планирование налоговых платежей. Процесс государственного налогового планирования включает два основных направления: прогнозирование мобилизации сумм налоговых платежей на основе макроэкономических показателей (объем ВВП, индекс инфляции, объем товарооборота и др.) и распределение доходов по уровням бюджетной системы с целью формирования доходной базы бюджетов территорий.
      Прогнозирование поступлений налогов на базе макроэкономических показателей определяет стратегию формирования налоговых доходов на очередной год и среднесрочную перспективу, но не решает всех проблем налогового планирования. Поэтому необходимым компонентом налогового планирования является обработка и анализ статистических данных об аккумуляции налогов в бюджет за истекший период, а также информация о возможных изменениях в налоговом законодательстве.
      Налоговое планирование основано на оценке эффективности налоговой системы в целом с позиций выполнения ею фискальных задач и воздействия на экономику, а также на анализе причин возникновения налогового дефицита - расхождений между планируемым и фактическим поступлением налогов.
    Важный  этап налогового планирования - разграничение  налоговых доходов между бюджетами различных уровней представляется важным, поскольку значительная часть доходов региональных бюджетов формируется за счет отчислений от регулирующих налогов (НДС, налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц и др.). Распределение регулирующих налогов по уровням бюджетной системы осуществляется в соответствии с законом о федеральном бюджете на очередной год.
      Прогнозирование налоговых доходов на территории субъектов Украины осуществляется территориальными финансовыми управлениями совместно с налоговыми органами на основании данных, характеризующих экономический потенциал региона, включая показатели, определяющие объем платежей по соответствующим налогам. В то же время оценка реальности поступлений налогов на любом уровне планирования невозможна без учета специфики налогового планирования хозяйствующих субъектов, которое, преследуя прямо противоположные цели, может внести существенные коррективы в государственные и региональные прогнозы. Тем самым, несмотря на разнонаправленные задачи, обеспечивается единство подсистем налогового планирования.
      Налоговый контроль - элемент финансового контроля и налогового механизма. Налоговые контрольные действия охватывают всю систему налогообложения, а также осуществляются в разрезе отдельных налогов, налоговых групп, групп налогоплательщиков, территорий. Налоговый контроль необходим для обеспечения соблюдения правил бухгалтерского учета и отчетности, законодательных основ налогообложения.
      Одно из главных требований к налоговому контролю - контроль должен приносить значительно больше средств, нежели затрачивается на его проведение (принцип дешевизны и эффективности налоговой системы). Налоговая практика различает два основных способа борьбы с налоговыми правонарушениями: предупреждение (превентивные методы) и наказание (репрессивные методы).
      Важным условием для уменьшения числа правонарушений является расширение сферы превентивного налогового контроля. Комплекс предупредительных мер включает оказание консультационно-методической помощи налогоплательщикам, своевременное освещение изменений налогового законодательства в открытой печати, публикации о наиболее типичных и злостных нарушениях налогового законодательства и обзоров арбитражной и судебной практики[10, c.431].
      Что касается налоговой политики Украины, то она является нестабильной, согласно изменениям нового Налогового кодекса.
    Изменения в системе налогообложения представлены в таблице 1.4.
Таблица1.4
Общегосударственные и местные налоги после изменения Налогового Кодекса
Общегосударственные налоги
    Налог на прибыль
    НДФЛ
    НДС
    Акцизный сбор
    Сбор при первой регистрации транспортного средства
    Экологический налог
    Плата за использование недр
    Сбор за использование радиочастот в Украине
    Плата за землю
    Сбор за специальное использование воды
    Пошлина
    Фиксированный с/х налог
    Сбор за специальное использование лесных ресурсов
    Рентная плата за нефть, газ и газовый конденсант, который добывают в Украине
    Рентная плата за транспортирование нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами,транхитное транспортирование природного газа и аммиака через территорию Украины.
    Сбор на развитие виноградорство, садоводство и хмелеводство
    Сбор в виде целевой надбавки к действительному тарифу на электричество и тепловую энергию
    Сбор в виде целевой надбавки к действительному тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности
Местные налоги
    Налог на недвижимое имуществ, которое отличается от земельных участков
    Единый налог
    Сбор за внедрение некоторых видов предпринимательской деятельности
    Сбор за место на парковке транспортных средств
    Туристический сбор
Источник: Составлено автором на основании данных Налогового Кодекса Украины 

    Изменения налоговых ставок.
    Налог на прибыль организаций 
    ? общая ставка налога на прибыль предполагается, будет снижена до 20% в 2011 году, а  затем снижение налогов будет  продолжаться до 1% в год, пока налоговая  ставка достигает 17% в 2014 году. Однако, дополнительные региональные и местные корпоративные ставки подоходного налога в размере 2% и 3% соответственно, могут быть приняты.
    ? С учетом некоторых исключений, начисления основной назначают для признания  доходов и расходов для целей налогообложения;
    Соотношение - добавленную стоимость (НДС)
    ? Стандартная ставка НДС предполагается быть сокращены до 19%, 18% и 17%, начиная  с 1 января 2012 года, 1 января 2013 года и 1 января 2014 года,
    соответственно. Однако, согласно проекту Налогового кодекса, 17% ставка будет применяться только в период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года;
    ? право налогоплательщика для  записи налогового кредита по НДС  ограничивается три месяца после даты счета-фактуры;
    ? Несмотря на то что основной отчетности остается неизменной, срока уплаты НДС сокращен до 5 рабочих дней.
    НДФЛ - Налогообложение иностранных физических лиц 
    ? украинских жительство налог на основе двух критериев - украинское гражданство и / или присутствие в Украине более 183 дней в текущем и / или предыдущих отчетного года;
      Проект Налогового кодекса не конкретно предусматривают требования для иностранных личности на получение сертификата налогового резидента, но указывает, что процедура подтверждения налогового статуса проживания устанавливается Кабинетом Министров Украины;
    ? украинских лиц налоговым резидентом, облагаются налогом в 15% ставка налога в отношении их доходов во всем мире, налоговых нерезидентов - на 30% ставка налога в отношении доходов занятости для работы в Украине, и на 15% ставка по на процентный доход, роялти и дивиденды, выплачиваемые украинских компаний.
 

     Специальные подходы налоговой политике:
    ? Налоговый кодекс сохраняет упрощенную систему налогообложения для  отдельных категорий налогоплательщиков. В частности, следующие налогоплательщики (за исключением налогоплательщиков в определенных непосредственно предписанные виды коммерческой деятельности, такие как азартные игры, производство акцизных продукты, реклама, правовой деятельности и т.д.) может подать заявление на единый налоговый режим:
    (I) индивидуальных предпринимателей, которые в течение четырех  последовательных налоговых периодов (квартала), полученная прибыль не более 700000 грн и занятых не более 10 человек
    (II) юридических лиц, которые в течение четырех последовательных налоговых периодов (квартала), полученная прибыль не более чем 2700000 грн и использовали не более 50 человек
    ? В соответствии с Налоговым кодексом, единой ставки налога должны быть следующими:
    (I) для индивидуальных предпринимателей - в диапазоне от 20 грн - 200 в месяц, как утверждается на ежегодной основе местных органов власти
    (II) для юридических лиц - 6%
    ? Налоговый кодекс также предусматривает  «налоговые каникулы» до 31 декабря 2015 года для следующих категорий налогоплательщиков, имеющие право на единый налоговый режим:
    (I) индивидуальных предпринимателей, вовлеченных в оказание бытовых услуг (перечень которых должен быть принят Кабинетом министров), которые прибыли в течение четырех последовательных налоговых периодов (квартала) не превышает 300000 гривен
    (II) юридических лиц, чьи прибыли  в течение четырех последовательных  налоговых периодов (квартала) не превышает 100000 гривен
    Позитивные  изменения 
      Четкую процедуру возврата излишне уплаченных налогов (кроме НДС и НДФЛ возврат). Согласно документу, украинские налоговые органы обязаны возвратить излишне уплаченные налоги в течение 25 дней после представления соответствующего заявления налогоплательщика. Однако, ни одно из положений в отношении ответственности налоговых органов за несоблюдение этих условий обеспечивается.
      Регистрация налогоплательщиков в течение одного рабочего дня. По ложение существенно ускоряет существующую процедуру регистрации.
      Налоговые органы обязаны принимать налоговые декларации, поданной налогоплательщиком, без предварительной проверки данных - это положение повторяется с действующим законодательством. Хотя действующее законодательство содержит идентичные положения, практика показывает, что налоговые органы отказываются принимать налоговые декларации, которые не соответствуют определенным критериям (отражать налоговые убытки, например). Следовательно, она имеет решающее значение для установления ответственности налоговых органов за непринятие налоговых деклараций. В свете вышеизложенного, мы предоставили соответствующие комментарии к Налоговому кодексу рабочей группы.
    Налоговый аудит должны быть запланированы  со ссылкой на риск назначен налогоплательщиков:
    - Налогоплательщиков с низким  уровнем риска - не чаще одного  раза в три года;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.