На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Психологическая поддержка безработных

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
В отечественной и зарубежной литературе отмечают негативные последствия безработицы, проявляющиеся в росте уровня заболеваемости и смертности, числа  самоубийств, алкоголизма и разводов. В целом, у многих безработных  снижаются способности адаптироваться к новым и сложным для них  жизненным условиям.
Оказание эффективной помощи таким  клиентам службы занятости осложняется  из-за отсутствия целостного, достаточно проработанного методологического  подхода к определению содержания, форм и методов психологической  поддержки.
Государственная услуга по психологической  и социальной поддержке безработных  граждан направлена на повышение  конкурентоспособности на рынке  труда и адаптированности безработных  граждан к существующим условиям реализации профессиональной карьеры  путем оптимизации психологического состояния, полного разрешения или  снижения актуальности психологических  проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации.
Актуальность выбранной темы обусловлена  значимостью психологической поддержки  при профреориентации безработных.
Цель работы - раскрыть сущность и трудности процесса психологической поддержки безработных при профессиональной реориентации
 
 
 
 
Теоретическая часть
1.Понятие психологической поддержки безработных
Несмотря на широкое распространение  термина "психологическая поддержка", он не имеет четкого содержательного  определения. В рамках данной работы психологическая  поддержка будет пониматься как заданное воздействие на клиента в целях коррекции его психического состояния для облегчения процесса трудоустройства и закрепления на новом рабочем месте.
Как отмечают специалисты  службы занятости, после увольнения трудовая активность людей в целом  снижается. Для безработных характерны пассивность и иждивенческая  позиция. По данным социологических  исследований, более половины безработных  не участвуют ни в одной из форм занятости. Молодые безработные  относятся к своему положению  как временному явлению, выход из которого произойдет без дополнительных усилий с их стороны, при помощи родителей, знакомых, государственных служб.[7] Подобная позиция характерна и для части безработных женщин. В решении своих жизненных проблем они проявляют недостаточную активность и редко берут на себя ответственность за изменение существующей ситуации.
Хроническая безработица  приводит к тому, что люди, оставшиеся на длительное время без работы, испытывают чувство неполноценности, депрессию, стресс, утрачивают основные жизненные ориентиры, становятся безразличными  ко всему. В то же время в ситуации длительной безработицы происходит снижение субъективной значимости профессиональной деятельности.
Оказавшись в состоянии  безработицы (тем более хронической), люди теряют ощущение принадлежности к какой-либо социальной группе, то есть происходит маргинализация.  Степень  маргинальности определяют прежде всего характеристики и значимость ситуации, в которой находится индивид, и степень его адаптации.[1]
Длительная безработица приводит к увеличению маргинальной прослойки, формированию личности, очень быстро деградирующей. Безработный, который  активно не ищет свое место на рынке  труда, не борется за достойное существование, а рассчитывает лишь на пособие, деградирует  как работник, как человек. Привычка жить на пособие сродни наркомании: появляется легко, отвыкнуть от нее  сложно. Чем дольше человек является безработным, тем тяжелее ему  восстановить себя как активную самостоятельно действующую личность.
Вместе с тем нынешняя социальная ситуация диктует необходимость  мобильной перестройки поведения  и установок личности, изменения  иерархии ценностей и критериев  жизненного успеха. Таким образом, сложность  проблемы заключается в том, что  внутренний мир человека с его  ценностями и установками имеет  свойство инерционности, стремление к  устойчивости и сохранению своего внутреннего  состояния.[5,121]
Реализация данного воздействия  может быть осуществлена на нескольких уровнях: 1) мотивационном как повышение  активности человека, актуализация потребности  в работе, в самопознании и саморазвитии; 2) когнитивном как повышение самооценки, коррекция представлений человека о самом себе; 3) эмоциональном  как коррекция текущего состояния  клиента и формирование умений саморегуляции; 4) поведенческом как формирование эффективных умений и навыков.
В работе с безработными необходимы мероприятия, направленные на коррекцию  их состояния, повышение активности и ответственности. На основании  этого выделяют следующие основные задачи психологической поддержки безработных:
    коррекция психического состояния безработных снятие эмоционального напряжения для обеспечения эффективности профконсультации;
    социально-психологическая адаптация граждан (переоценка жизненной ситуации и формирование у клиентов позитивной жизненной перспективы);
    обучение умениям и навыкам эффективного поведения на рынке труда.
2. Профессиональная переориентация безработных.
С формальной стороны, профессиональная реориентация - длительный и сложный  процесс перехода личности от одной  профессии к другой. В смысловом  значении - это сознательное определение  личностью профессиональных ориентиров и реализация их в совместной деятельности путем усвоения специальных знаний, формирования умений и навыков, релевантных  избранной профессиональной специализации, сознательное принятие избранной профессии  и нахождение личностно значимых смыслов деятельности, дальнейшего  личностного и профессионального  развития.
В процессе профессиональной реориентации безработный сознательно определяет личностные приоритеты в смысле выбора профессиональных ориентиров и реализует  их в совместной деятельности путем  усвоения специальных знаний, формирования умений и навыков, релевантных избранной  профессиональной специализации. [6]
Профессиональную реориентацию следует  рассматривать как часть профессионального  самоопределения личности. Если понимать самоопределение как выбор и  реализацию способа взаимодействия с окружающим миром и нахождения смысла деятельности, то тогда самоопределение  предусматривает развитие самой  готовности человека самоопределяться.
В этом контексте Н. Пряжников предлагает выделять духовные потребности личности в профессиональной деятельности: 1) осознание ценностно-моральной основы самоопределения; 2) осознание ценности профессионального образования; 3) осознание  смысла своей жизни и соответствующей  профессиональной деятельности. [5,138]
Выделение этих компонентов профессионального  самоопределения позволяет рассматривать  профессиональную реориентацию не только как выбор субъектом той или  иной профессии, но и как выбор  стратегии и траектории профессионального  развития, то есть личностно-индивидуальных смыслов и перспектив собственного развития.
Профессиональная переподготовка безработных относится к системе  дополнительного профессионального  образования. Это поднятие более  широкое, чем профессиональное переобучение, поскольку данный процесс включает помимо обучения «другой» профессии  профессиональную реориентацию человека, потерявшего работу, и его профессиональную адаптацию на новом рабочем месте  после переобучения.[4,268]
На организацию и содержание профессиональной переподготовки безработных  влияют многие факторы, наибольшее значение среди которых имеют социально-демографические  и личностные особенности безработных  как потенциальных обучающихся  и как соискателей рабочего места; особенности потребностей рынка  труда, который, как правило, имеет  не только динамический, но и региональный характер.
Задача и результат профессиональной переподготовки безработных заключаются  не столько в приобретении ими  новых знаний и умений, сколько  в формировании у них мотивации  овладения новой профессией, выявлении  способности определить и успешно  пройти собственный путь нового профессионального  становления, соответствующий индивидуальным потенциальным возможностям и потребностям, определении уровня квалификации, развития профессионально значимых качеств. Поэтому важной функцией профессиональной переподготовки безработных является создание оптимальных социально-педагогических условий для развития способности личности к социальному взаимодействию, социализации и активной адаптации в новых социально-экономических условиях. Эту функцию можно обозначить как сопровождение социализации безработного.
Выделяют две группы целей реориентации безработных.
Первая группа целей, непосредственно  связанная с процессом обучения и предусматривает:
    формирование минимума профессиональных знаний и умений, необходимых для того, чтобы работник приступил к выполнению своих профессиональных, производственных функций;
    формирование готовности к овладению и овладение обобщенными способами деятельности, что в условиях ускоренного профессионального обучения имеет более важное значение, чем формирование знаний и умений;
    обеспечение адекватности подготовки специалиста его новому рабочему месту.
Вторая группа целей связана  с развитием способности личности активно действовать в изменяющихся социально-экономических условиях, умения мобилизовать потенциальные  возможности и обеспечить себе гарантии в сфере занятости. Реализация этих целей имеет отсроченный эффект и носит социально значимый характер. Суть обозначенных целей заключается  в том, чтобы улучшить мотивацию  безработных и их реальные возможности  применить свои знания и умения на рынке труда длительное время, что  предполагает:
    формирование уверенности в себе, способности пересмотреть свои потенциальные возможности, умения принимать решения и определять пути и способы их реализации, развитие познавательных способностей, развитие мотивации;
    обеспечение соискателю рабочего места, высокой степени вероятности трудоустроиться;
    развитие способности к активной адаптации на рабочем месте;
    формирование предпосылок к проявлению социальной и профессиональной мобильности. [4,279]
Сущность профессиональной реориентации заключается в сложности, многоаспектности процесса выбора и овладения новой профессией на основе имеющегося у человека опыта, знаний, навыков, образования и обусловленностью этого процесса потребностью в трудоустройстве и дальнейшем личном и профессиональном развитии.
На основании этого деятельность психолога при работе с безработным должна осуществляется по следующим направлениям: 
• оказание практической помощи безработным в выработке оптимальной стратегии и такта индивидуального поведения при трудоустройстве; 
• диагностика личности путем тестирования и прогнозирования успешности поиска работы лицами, направляемыми на переобучение; 
• психокоррекционная работа по снятию эмоциональных стрессов у обратившихся в службу занятости граждан; 
• изучение отношения безработных к профессиям, предлагаемым рынком труда; 
• диагностика и коррекция их профессиональной мотивации.
Практика оказания психологической  помощи безработных во взаимосвязи  с переобучением по новой профессии (для повышения личностной конкурентной способности человека на рынке труда) предполагает проведение обязательного психологического тестирования с целью определения личностных особенностей и их соответствия избираемой профессии или профилю переобучения. Психологическое тестирование позволяет адекватно оценить психическое состояние конкретного человека и его возможности, сложившиеся к данному этапу возрастного и профессионального развития. Тестирование помогает также прогнозировать перспективы освоения человеком новой профессии на основании учета психологических особенностей "меняемых" видов деятельности. Рекомендации психолога во многом определяют эффективность использования индивидуальных возможностей человека. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Практическая часть
Статья 1. Мамай С.  Отношение безработных к профессиональному обучению.
В данной статье описаны  результаты исследования, проводившиеся  среди безработных Свердловской области. Исследование было направленно  на выявление отношения безработных  к профессиональному обучению.  Респонденты  имел возможность выбрать  один из двух вариантов: обрести новую  специальность, не отказываясь при  этом от возможности получить работу по уже имеющейся специальности, либо не требующую ее вовсе (“мягкий  выбор”), либо пройти профессиональное обучение, обусловленное невозможностью трудоустройства по прежней специальности («жесткий выбор»). Результаты опроса показали, число желающих пройти профессиональное обучение (“мягкий выбор”) колеблется от 17 до 29%. В условиях “жесткого  выбора” пределы различий между  ответами сокращаются до минимума: 53-61%. При этом исследователи отметили, что основная часть безработных, не имеющих профессии, не выражает желания пройти профобучение, и предпочитает профессии не требующие специальности.  Но когда безработный встает перед “жестким выбором”; в такой ситуации готовы обучаться более половины безработных граждан.
Так же выяснилось, что во всех случаях  безработные женщины более склонны, чем мужчины, к профессиональному  обучению. Их адаптивные способности  к новым условиям работы выше, а  требования к условиям оплаты ниже, чем у мужчин. Большая готовность (и желание) получить профессиональное образование объясняется еще  и тем, что женщинам сложнее трудоустроиться, так как при прочих равных возможностях на вакантные рабочие места принимают, как правило, мужчин.
Что касается отношения к обучению в рамках той или иной возрастной группы было выяснено, что чем моложе безработные, тем большую склонность к профобучению они проявляют. Как правило, вместе с жизненным опытом, ростом профессионального мастерства (чаще всего после 30 лет) люди становятся консервативными, предпочитая работать по уже избранной специальности.
Статья 2. Гафнер В.В. Профессиональная переориентация бывших военнослужащих и проблема становления профессиональной компетентности учителя ОБЖ.
«Привлечение  к деятельности учителя всех желающих, даже добросовестно выполняющих  свои обязанности лиц, приводит к  размыванию, упрощению и выхолащиванию  понятия «профессионал» применительно  к учителю и отсутствию установки на профессионализм».
Е.В. Юрченко
Известно, что при  переходе в зрелом возрасте от одной деятельности к другой имеет  ряд особенностей:
- у взрослого  человека, подготовленного в своей  области специалиста, уже есть  сформировавшиеся в предыдущей  деятельности знания, опыт, определенные  личностные качества и профессиональные  деформации;
- снижение  с возрастом объективных возможностей  развития индивидуальных качеств,  формирования новых знаний и  навыков;
- возникают  сложнейшие переживания, стрессовые  и кризисные состояния;
- увеличивается  продолжительность овладения новой  профессией.
Бывшие военные имеют  право преподавать курс ОБЖ, но этот процесс переориентации специфичен, бывшие военнослужащие в данном случаи будут иметь ряд преимуществ  и недостатков.
К преимуществам  можно отнести следующее:
- полученная  в армии профессиональная подготовка;
- личностные  качества, сформированные в армии;
- физическая  выносливость;
- мобильность  и умение рационально использовать  время;
- требовательность  к себе;
- высокая  работоспособность;
- дисциплинированность  и исполнительность;
К недостаткам  относятся:
- недостаточное  знание гражданской жизни;
- привычка  к жесткой организации не только  профессиональной, но и повседневной  деятельности;
- возникает  наложение психологических, материальных  и бытовых проблем, происходит  радикальное обновление всех  сфер жизнедеятельности; 
- информационная  и методическая неподготовленность  к переориентации  на  педагогическую  деятельность;
- изменения  в системе взаимоотношений с  людьми в новых гражданских  условиях: не всегда хватает гибкости, мягкости, не выработан конструктивный  подход, проявляется прямота, жесткость  суждений.
На начальном  этапе становления профессиональной компетентности учителя ОБЖ у  специалиста с военным образованием  могут возникнуть определенные трудности.
Первые 1-1,5 месяца происходит общее знакомство с деятельностью, адаптация.
Успех в  начале освоения профессии чаще всего  определяется уровнем развития общепрофессиональных качеств — интеллекта, ответственности, трудолюбия и т. д.
Позже, с  переходом к освоению конкретных профессиональных навыков и умений, на передний план выходят другие группы индивидуальных качеств,  определяющие успех именно в данной деятельности, то есть профессионально важные для  нее качества. На этом этапе могут  проявляться противоречия, связанные  с несовпадением оценок профессии  непосредственно в деятельности и образами ее, сформированными ранее  по рассказам других лиц, а также между пониманием необходимости освоения профессии и переживанием своей неспособности к этому.
В случае если указанные  противоречия оказываются для личности неразрешимыми, падает эффективность  деятельности и удовлетворенность  ею, снижается оценка собственных  возможностей, осознается ошибочность  сделанного выбора.
Исходя  из вышесказанного можно сделать  выбор, что вступлению в должность учителя безопасности жизнедеятельности должен предшествовать предварительный отбор на профессиональную пригодность к педагогической деятельности и специальная психолого-педагогическая подготовка. Многие перечисленные качества личности бывших военнослужащих, сформированные во время прохождения службы, становятся непреодолимым препятствием для педагогической деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение
Оказание психологической  поддержки безработным гражданам  помогает им преодолевать отрицательные  эмоции и стрессовые состояния, возникшие  в результате потери работы, содействует  повышению самооценки, переоцениванию жизненной ситуации.  Побуждает  такого человека к максимальной активности при освоении новых профессий  и стремлении восстановить занятость. Процесс реориентации безработных  является достаточно сложным и трудоемким. Основная задача реориентации заключается, прежде всего, в мотивировании безработного на освоение новой профессии, нежели обучение его новым навыкам и знаниям.  Работая в этом направлении психолог стремится оказать помощь в выработке оптимальной стратегии индивидуального поведения при трудоустройстве, развить способности к активной адаптации на рабочем месте, продиагностировать и в случаи необходимости скорректировать профессиональную мотивацию безработного.  Успешность протекания процесса реориентации безработного прежде всего зависит от его личностных особенностей, мотивированности и желания освоить новую профессию, а так же от его возраста, уже имеющихся навыков, образования.
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение 1
Мамай С. Отношение безработных к профессиональному обучению.
Комплексное социологическое исследование состояния и перспектив развития профессионального обучения безработных  и незанятого населения Свердловской области, проведенное научными сотрудниками Российского учебного центра ФСЗ  РФ (при Уральском государственном  профессионально-педагогическом университете), включало и выяснение отношения  безработных к профобучению. Было опрошено 1100 состоящих на учете безработных  граждан трех районов области  и г. Ирбита, где расположено градообразующее  предприятие. В Режевском районе опрошено 396 человек (23% численности  безработных, состоящих на учете  в ЦЗН), в Талицком районе— 348 человек (26%), в Ирбитском районе и в  г. Ирбите —356 человек (15%). Сравнение  данных, полученных в трех типичных районах области, позволило оценить  ситуацию в целом.
Как известно, возможности профессионального  обучения безработных граждан определяются объемом средств, выделяемых на финансирование этого направления деятельности службы занятости. А сегодня их катастрофически  не хватает. Другой, весьма существенный, ограничитель—готовность (желание) самих  безработных пройти профессиональное обучение. Если такой готовности нет, то и обучение оказывается неэффективным. Собственно, поэтому одной из целей  исследования и было определение  отношения безработных к профобучению. Респондент имел возможность выбрать  один из двух вариантов: обрести новую  специальность, не отказываясь при  этом от возможности получить работу по уже имеющейся специальности, либо не требующую ее вовсе (“мягкий  выбор”), либо пройти профессиональное обучение, обусловленное невозможностью трудоустройства по прежней специальности (“жесткий выбор”). Как показали результаты опроса, число желающих пройти профессиональное обучение (“мягкий выбор”) колеблется по центрам занятости от 17 до 29%. Причем, прослеживается четкая зависимость—безработные в районе с преобладающим городским населением в большей степени склонны к профессиональному обучению. Это и понятно: в городе. По сравнению с сельской местностью, шире спектр профессиональных возможностей. Сказываются и относительно больший консерватизм сельских жителей, их меньшая мобильность. В условиях “жесткого выбора” пределы различий между ответами жителей трех районов сокращаются до минимума: 53-61%. В этом случае сказываются факторы, не зависящие от условий проживания, и, прежде всего— возраст безработных. Примерно каждый пятый безработный хотел бы пройти профобучение и обрести новую профессию вне зависимости от того, могут ли ему подыскать место работы или нет, считая, что таким образом шансы на получение подходящей работы увеличиваются. При этом различия в ответах между теми, кто уже имеет какую-то профессию, и теми, кто ее не имеет, очень небольшие (последних чуть больше). Парадоксально, что основная часть безработных, не имеющих профессии, не выражает желания пройти профобучение (бесплатно! ), предпочитая работу, не требующую специальности. Отношение к профессиональному обучению меняется, если безработный встает перед “жестким выбором”; в такой ситуации готовы обучаться более половины безработных граждан.
Отмечено, что во всех случаях безработные  женщины более склонны, чем мужчины, к профессиональному обучению. Их адаптивные способности к новым  условиям работы выше, а требования к условиям оплаты ниже, чем у  мужчин. Большая готовность (и желание) получить профессиональное образование  объясняется еще и тем, что  женщинам сложнее трудоустроиться, так как при прочих равных возможностях на вакантные рабочие места принимают, как правило, мужчин.
Различное отношение к профессиональному  обучению высказывают представители  разных возрастных групп: чем моложе безработные, тем большую склонность к профобучению они проявляют. Как правило, вместе с жизненным опытом, ростом профессионального мастерства (чаще всего после 30 лет) люди становятся консервативными, предпочитая работать по уже избранной специальности. Готовность (желание) безработных обучаться практически не зависит от уровня их образования. Несколько меньшая склонность к профобучению (по сравнению с другими образовательными группами) наблюдается у лиц с образованием ниже среднего: отчасти потому, что это чаще всего люди старших возрастных групп, отчасти потому, что лица с образованием ниже среднего менее способны к обучению вообще.
В ходе исследования выяснилось также, какую специальность хотят получить безработные граждане, изъявившие желание  пройти профобучение. Среди мужчин во всех трех районах наибольшей популярностью  пользовалась профессия водителя, в  Ирбитском и Талицком районах  эту профессию предпочел почти  каждый второй безработный (43-46%). Во всех районах у мужчин оказались популярными  профессии сварщика и бухгалтера. В Ирбитском и Талицком районах, в качестве желаемых назывались профессии  тракториста и строителя (около 10% опрошенных). Профессию водителя выбирали преимущественно молодые люди до 22 лет, профессию сварщика—лица  в возрасте 30-49 лет. По другим профессиям таких заметных корреляций не было выявлено.
Безработные женщины отдали предпочтение профессиям бухгалтера и продавца (торгового  работника). И если в сельской местности  хотят быть преимущественно бухгалтерами (почти каждая четвертая), то в городе—продавцами (почти каждая третья). Кроме того, около 10% женщин в качестве желательных  назвали профессии швеи (портнихи), повара-кондитера, воспитателя детских  дошкольных учреждений, медицинского работника. Профессию бухгалтера выбирали женщины преимущественно 23-49 лет, профессию  продавца— 16-30 лет, профессии швеи (портнихи) и воспитателя — до 22 лет. Нужно  заметить, что безработные граждане делают свой выбор на основе профессиональных статусных предпочтений соответствующих социальных групп, в силу традиции и имеющихся в городе (районе) учебных заведений, далеко не всегда сообразуясь с востребованностью профессии на рынке труда. Так, в обследованных районах отмечается переизбыток бухгалтеров широкого профиля, продавцов, воспитателей детских дошкольных учреждений, водителей категории “С”, и, несмотря на это, безработные выражают желание обучаться именно этим специальностям.
Одним из направлений профессиональной подготовки является обучение основам  предпринимательской деятельности. По данным этого исследования, от 16 до 19% безработных, пожелавших пройти профобучение, хотели бы получить знания, необходимые  для открытия своего дела. Больше всего  желающих стать предпринимателями—в  возрастной группе от 30 до 49 лет, причем мужчин среди них в два раза больше, чем женщин.
«Человек и труд»  1997. —№5. —с. 93.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Гафнер  В.В.
Профессиональная  переориентация бывших военнослужащих
и проблема становления профессиональной компетентности учителя ОБЖ
 
Проблема  обеспеченности школ учителями безопасности жизнедеятельности по-прежнему остается острой. Практика преподавания предмета показывает, что необходимы не просто учителя, ведущие ОБЖ в качестве дополнительной нагрузки, а специалисты, понимающие задачи и специфику курса.
В соответствии требованиями к квалификации преподавателя - организатора ОБЖ к преподаванию допускаются  специалисты, имеющие среднее (высшее) военное образование. Для решения  проблемы комплектования образовательных  учреждений квалифицированными специалистами  имеет большое значение изучение процесса адаптации бывших военнослужащих в системе образования, так как  на данный момент педагоги указанной  группы составляют достаточно большой  процент от общего количества учителей ОБЖ.
Рассматривая  проблему становления профессиональной компетентности учителя ОБЖ у  специалиста имеющего военное образование  следует подробно рассмотреть начальный  этап этого процесса, потому что  от успешности профессиональной переориентации на этой стадии будет зависеть вся  его дальнейшая профессиональная карьера  в системе образования.
Трудности профессиональной переориентации обусловлены, в первую очередь, историческими  корнями. Отношение советского человека к профессиональной деятельности складывалось в условиях организованного распределения  и направления на работу, полной и гарантированной занятости. Люди не привыкли менять занятия и почти  с молоком матери впитали, что  профессия выбирается раз и на всю жизнь. Многие отечественные  исследователи представляли (и представляют  сейчас) профессиональный путь человека с юности до пенсионного возраста как равномерный и последовательный в рамках изначально выбранной деятельности с обязательно гарантированным  рабочим местом. Профессиональная же карьера в целом виделась логичной и последовательной, где каждый очередной  этап закономерно вытекает из предыдущего, а основные трудности и противоречия связаны только с выбором «своей»  профессии в юности, а затем  с переходами от общеобразовательной  школы к ПТУ, техникуму, ВУЗу, а  от них — к производству. В  дальнейшем на этом пути предполагались лишь частичные изменения (повышение  квалификации), но опять же в пределах своей сферы деятельности.
Принято считать, что все наиболее значимые события  процесса профессионализации человека связаны лишь с поиском и выбором  первой профессии, ее освоением и  адаптацией к производству, которые  приходятся на начальные этапы становления  специалиста. В профессиональной деятельности после 19-21 года главным образом предполагаются «приобретение профессионального  опыта», «формирование профессиональной позиции», «достижение оптимального уровня профессиональной активности», «совершенствование профессиональных качеств» и т.п. Если и допускается возможность выбора профессии на более поздних возрастных этапах, то без каких-либо явных ее отличий от аналогичной ситуации в ранней юности.
Исследования  советского времени процесса профессионализации принципиально обходили проблемы безработицы  и смены профессии, которые при  переходе к рыночной экономике, имеющей  динамичный характер, стали актуальными. Опыт других стран, столкнувшихся с  подобными вопросами значительно  раньше, показывает, что переход  от одной деятельности к другой в  зрелом возрасте имеет ряд существенных отличий от ситуации первичного профессионального  самоопределения подростка. Процесс  перехода личности от одной профессии  к другой с учетом и на основе уже приобретенных профессиональных особенностей, личных качеств, интересов, знаний, опыта, способностей называется профессиональной переориентацией.
Переход в  зрелом возрасте от одной деятельности к другой имеет ряд особенностей:
- у взрослого  человека, подготовленного в своей  области специалиста, уже есть  сформировавшиеся в предыдущей  деятельности знания, опыт, определенные  личностные качества и профессиональные  деформации;
- снижение  с возрастом объективных возможностей  развития индивидуальных качеств,  формирования новых знаний и  навыков;
- возникают  сложнейшие переживания, стрессовые  и кризисные состояния;
- увеличивается  продолжительность овладения новой  профессией.
Кроме того, при несформированной установке  человека на выбор профессии он будет  выбирать не самую желанную, а лучшую профессию из числа имеющихся, в  том числе и непривлекательных. Это может произойти с категорией бывших военнослужащих, которые привыкли к тому, что их по службе распр
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.