На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Ценовая политика нефтегазового комплекса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?42
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Данная работа посвящена рассмотрению ценовой политики в нефтегазовом комплексе.
Актуальность настоящего исследования определяется потребностями разработки теории и совершенствования практики формирования ценовой политики в нефтегазовом комплексе РФ.
Понятие “нефтегазовый комплекс”, наряду с нефтепереработкой и другими компонентами, включает два важнейших элемента: добычу нефти и газа и нефтегазовый сервис. Оба компонента – неотъемлемые элементы единого технологического цикла нефтегазовой индустрии. Проблема состоит в том, что в подавляющем большинстве нефтегазодобывающих стран мира отсутствует необходимый интеллектуальный, технологический и промышленный потенциал для надлежащего обеспечения национальной добычи собственным высокотехнологичным сервисом. Таким потенциалом обладают только три страны в мире: США, Россия и Китай. Поэтому остальной мир вынужден обращаться к услугам компаний этих стран и зависеть от них. Из этого следует, что Россия может и должна играть значимую роль в обеспечении глобальной энергетической безопасности, опираясь не только на ресурсную составляющую, но и на свой высокий интеллектуально-технологический потенциал, воплощенный в сервисе и нефтегазовом оборудовании. Важнейшей проблемой ТЭК России является устранение кризисного положения в добыче и воспроизводстве сырьевой базы в нефтегазовой промышленности. Из-за дефицита капиталовложений в последние годы нарушились нормальные воспроизводственные процессы — от подготовки сырьевой 6азы и строительства новых мощностей до ремонта и реконструкции действующих объектов. Регулирование инвестиционных процессов в нефтегазовой отрасли ТЭК — нелегкая задача, особенно в условиях практического отсутствия централизованного финансирования и наличия большого числа субъектов предпринимательской деятельности.
Наличие различных точек зрения по проблеме управления ценовыми процессами в нефтегазовом комплексе свидетельствует о необходимости ее дальнейшей разработки.
Целью работы является исследование ценовой политики нефтегазового комплекса.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
1.      Рассмотреть цели ценовой политики, функции цены, образование цены продукции в рыночных условиях.
2.      Изучить состав и виды цен, методы их установления на предприятии
3.      Познакомиться с ценообразованием в нефтегазовом комплексе
4.      Рассмотреть эволюцию структуры рынка нефти (основные факторы, влияющие на уровень цен нефти на предприятии)
5.      Выявить роль налоговой составляющей в цене продукции.
Объектом исследования являются предприятия нефтегазового комплекса.
В результате либерализации российской внешней торговли в начале 90-х гг. и размораживания цен отечественного нефтяного рынка в конце 1992 г. сегодня внутренние цены на нефтепродукты вступили в непосредственное конкурентное взаимодействие с ценами ближайших центров международной торговли жидким топливом.
В свою очередь внутренние цены на российскую нефть остались "прижатыми к земле" технологической отсталостью отечественной нефтепереработки, для которой характерна относительно малая глубина - в среднем порядка 63% по сравнению с 75-85% в Западной Европе и Японии и 85-95% в США. Меньший выход более ценных, светлых нефтепродуктов, типичных для российских НПЗ, обусловливает и сравнительно низкую рыночную ценность вырабатываемой ими продукции, основная часть которой (около 40%) приходится на малоценный мазут.
Таким образом, предмет исследования составляет система ценообразования, складывающаяся в процессе осуществления ценовой политики в нефтегазовом комплексе России.
1. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
 
1.1. Цели ценовой политики. Функции цены.
 
              Цена является одной из важнейших и наиболее сложных экономических категорий товарного производства. Цена как экономическая категория отражает экономические отношения между производителем и потребителем, между продавцом и покупателем товара по поводу его производства и реализации.
Ценовая политика — это принципы и методики определения цен на товары и услуги.
Суть ценовой политики предприятия заключается в том, чтобы устанавливать на товары (услуги) такие цены и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы обеспечить намеченный объем прибыли и решать другие задачи предприятия.
              Ценовая политика организации формируется исходя из определенной цели либо совокупности целей, которые организация стремится достичь в краткосрочном или долгосрочном периоде. По своему содержанию цена выполняет более важную роль в экономической деятельности организации по сравнению с другими финансовыми инструментами, что проявляется в различных целях ценовой политики.
              Увеличение стоимости организации как объекта ценообразования. Это означает, что цена организации (при условии ее продажи) должна постоянно возрастать. По существу эта цель ставится при выработке финансовой политики организации. Ценовая политика является важнейшей составляющей финансовой политики организации. В связи с этим и ценовая политика в первую очередь должна быть направлена на достижение этой цели. Все остальные цели политики ценообразования являются производными от цели по увеличению стоимости организации. Они призваны адекватно отражать эту цель.
              Достижение максимальной прибыли. Эта цель направлена на получение организацией максимальной прибыли в краткосрочном и долгосрочном периоде. Достижение максимальной прибыли возможно только при проведении комплексного анализа альтернативных вариантов развития производства, предполагающего обоснование издержек производства и реализации продукции, объемов производства и цен, комплексное изучение рынка и принятие обоснованных решений в области ассортиментной политики и цен.
              Однако рыночные условия «заставляют» организацию в какой-то конкретный период отказаться от этой цели. Это происходит в связи с тем, что возникают ситуации, когда для организации более эффективным является отказ от политики максимизации прибыли в пользу достижения других целей.
              Сохранение бизнеса. Целью политики цен предприятия может быть сохранение предприятием достигнутых позиций на данном рынке. Такая цель потребует от предприятия широкого спектра решений как по ценам, так по другим инструментам финансового механизма, таким, например, как налоги, процент по получаемым кредитам и др. Достижение этой цели зачастую возможно, если — получение максимальной прибыли – отодвигается на второй план. Прибыль теряет свое «магическое» значение. В краткосрочном периоде ценовая политика, направленная на сохранение бизнеса, может давать положительные результаты для организации.
              Увеличение объемов производства продукции в пределах производственных мощностей организации. Приближение коэффициента использования производственных мощностей к 1 служит мощным фактором повышения эффективности производства. Организация, реализуя такую политику, ориентируется на снижение издержек производства и реализации за счет увеличения объемов производимой и реализуемой продукции, роста производительности труда, снижения удельных затрат на единицу изделия. Результатом этого является увеличение прибыли организации при сохранении прежнего уровня цен. В маркетинге такая политика ценообразования получила название «нейтральной политики». Данную политику применяют организации, которые реализуют свою продукцию на рынке, где покупатель весьма чувствителен к изменению уровня цены. Однако такая ценовая политика эффективна, если:
o        чувствительность покупателей к ценам на данном рынке достаточно высокая;
o        каждое последующее увеличение объемов производства сопровождается внедрением новых технико-технологических решений, вызывающих снижение издержек или их увеличение, но в меньших темпах, чем увеличение объемов производства;
o        в себестоимости относительно велика доля постоянных затрат.
              Обеспечение лидерства в качестве. Достаточно известна в практике предприятий цель, состоящая в завоевании на данном рынке статуса «Лидера по качеству» товара. Эта цель позволяет держать уровень цен на товары на высоком уровне. Высокое качество товара требует дополнительных издержек на его поддержание. Компенсировать повышенные затраты можно в основном за счет роста цены. Если организация завоевала статус «Лидера по качеству», то потребитель доверяет такой организации по системе «качество — цена». За высокой ценой на продукцию такой организации потребитель видит высокое качество товара. Поэтому готов за качественный товар заплатить высокую цену.             
              При выборе ценовой политики «Снятие сливок» организация сознательно идет на сужение рынка сбыта. Однако при этом она должна быть убеждена, что сокращение количества реализованных по высоким ценам товаров обеспечит получение массы прибыли больше, чем реализация большего количества товаров по относительно низкой цене.
              Обеспечение максимального сбыта продукции. Известно, что снижение цены способствует увеличению реализации продукции и расширению рынка сбыта. При росте сбыта продукции более быстрыми темпами нежели темпы снижения цен происходит увеличение массы прибыли. Поэтому организация может снижать цены на свою продукцию. Данная ценовая политика осуществляется за счет активизации сбыта продукции путем снижения уровня цены (включая применение скидок с цены) по отношению к прошлому периоду. В литературе политика на обеспечение максимального сбыта продукции получила название «политики ценового прорыва» и «ценовой политики наступления на рынок».[2;127]
Экономическая сущность цены в конечном счете проявляется в функциях цены. Функции цен это наиболее общие свойства, которые объективно присущи категории цены и которые характерны для любого вида цен и для каждой конкретной цены. Цене присущи четыре функции: учетно-измерительная, стимулирующая, перераспределительная и сбалансирования спроса и предложения.
              Учетно-измерительная функция цены является основной функцией, так как она в наибольшей степени отражает экономическую сущность цены. Именно в цене отражаются затраты на производство и реализацию товара. Цена является, наряду с деньгами, стоимостным измерителем практически всех экономических процессов. Являясь измерителем экономических процессов, цена учитывает не только затраты, но и результаты производства.
              Стимулирующая функция цены заключается в поощрительном или сдерживающем воздействии цены практически на все стороны воспроизводственного процесса и все уровни управления и хозяйствования. Выполняя стимулирующую функцию, цена может как поощрять, так и сдерживать экономические процессы. Причем поощрительное и сдерживающее воздействия цены, как правило, идут одновременно, параллельно. К примеру, увеличение ввозных таможенных пошлин на импортные автомобили в конечном счете приводят к росту внутренних цен на них. Этим самым цена стимулирует сдерживание (сокращение) притока иностранных автомобилей в страну. С другой стороны, создаются благоприятные условия для развития отечественного автомобилестроения, то есть цена поощряет отечественного производителя. Поэтому для усиления стимулирующей функции цены необходимо наиболее полно использовать различные формы как поощрительных, так и сдерживающих мер.
              Перераспределительная функция цены выражается в конечном счете в перераспределении доходов между производителем и потребителем. Посредством цены можно перераспределять доходы между странами, регионами, отраслями и сферами экономики, социальными группами населения и др. Если цена на товар значительно превышает затраты, то часть доходов перераспределяется в пользу продавца, т.е. потребитель при покупке товара несет повышенные расходы, которые создают дополнительные доходы продавца.
              Функция балансирования спроса и предложения. Сущность данной функции состоит в том, что установление сбалансированности между спросом и реальным предложением в рыночной экономике может быть осуществлено только при определенном уровне цены. Это так называемые равновесные цены, которые балансируют спрос и предложение. Функцию сбалансирования спроса и предложения цены выполняют в основном на микроуровне, на уровне конкретных фирм. Для этого целесообразно рассчитывать показатель (коэффициент) эластичности спроса на товар от цены. Данный показатель характеризует «на сколько % изменяется спрос на товар, если его цена изменяется на 1%». [2;143]
 
1.2. Образование цены продукции в рыночных условиях.
 
              Рыночная цена формируется под влиянием ряда факторов: спроса и предложения, издержек производства, цен конкурентов и др. Спрос на товар определяет максимальную цену, которую могут устанавливать фирмы. Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную ее величину. Существенное влияние на цену оказывают поведение конкурентов и цены на их продукцию.
              Важнейшим фактором ценообразования является также государственное регулирование цен. Существуют прямые и косвенные способы воздействия государства на цены. Прямые (административные) способы — это установление определенного порядка ценообразования; косвенные (экономические) направлены на изменение конъюнктуры рынка, создание определенного положения в области финансов, валютных и налоговых операций, оплаты труда.
              Ценовая политика предприятия, эффективность его ценового поведения на рынке также зависят от конкурентной структуры рынка. Обычно выделяют четыре типа рынка (свободная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия), каждая из которых характеризуется особыми условиями формирования отраслевых цен и цен на продукцию отдельного предприятия.
              В условиях свободной конкуренции ни одно предприятие не оказывает заметного влияния на ценообразование; цена на товар складывается исключительно под воздействием совокупного спроса и предложения. Отдельное предприятие не имеет ценовой политики, т.е. способности регулировать цену. Оно может только приспосабливаться к рыночной цене, которая рассматривается как величина данная, задаваемая рынком. Конкурентный продавец скорее соглашается с ценой, нежели диктует ее. Обычно цена не изменяется и при расширении объемов производства.
              В условиях монополистической конкуренции предприятие формирует цену на производимую продукцию, учитывая структуру потребительского спроса, цены, установленные конкурентами, а также собственные издержки производства.
              При монополистической конкуренции предприятия используют разные варианты ценообразования:
              • установление цен по географическому принципу, когда предприятие реализует продукцию потребителям в разных регионах по разным ценам;
              • установление цены ФОБ в месте происхождения товара означает, что товар передается транспортной организации на условиях франко-вагон, после чего все права на этот товар и ответственность за него переходят к покупателю, который оплачивает все расходы по транспортировке. Однако для удаленных покупателей продукция предприятия может оказаться слишком дорогой и не выдержать конкуренцию местных производителей;
              • установление единой цены с включенными в нее расходами по доставке является полной противоположностью метода установления цены ФОБ в месте происхождения товара. В этом случае предприятие назначает единую цену с включением в нее одной и той же суммы транспортных расходов. Метод относительно прост в применении и дает возможность предприятию рекламировать единую цену в общенациональном масштабе;
              • установление зональных цен представляет собой нечто среднее между методом цены ФОБ в месте происхождения товара и методом единой цены с включенными в нее расходами по доставке. Предприятие выделяет две или более зон, в пределах которых устанавливаются единые зональные цены. Обычно зональные цены увеличиваются по мере удаленности зоны;
              • установление цены применительно к базисному пункту позволяет продавцу выбрать тот или иной город в качестве базисного и взимать со всех заказчиков транспортные расходы в сумме, равной стоимости доставки из этого пункта, независимо от того, откуда в действительности происходит отгрузка. Для достижения большей гибкости предприятие может выбирать в качестве базисных несколько городов. В этом случае транспортные расходы исчисляются от ближайшего к заказчику базисного пункта.
              Олигополия включает различные рыночные ситуации, общими для которых являются немногочисленность продавцов, всеобщая взаимозависимость производителей, а также неспособность отдельного предприятия с уверенностью предсказать ответные действия конкурентов на изменения цены или объема производства.
              Обычно выделяется несколько общих черт олигополистического ценообразования:
              • олигополистические цены изменяются реже, чем цены в условиях совершенной конкуренции, монополистической конкуренции или даже в некоторых случаях чистой монополии;
              • цены в условиях олигополии имеют тенденцию быть «жесткими», или негибкими;
              • в случае изменения цены одним производителем велика вероятность того, что другие производители также изменят цены;
              • олигополистическое ценовое поведение предполагает наличие стимулов и согласованных действий при назначении или изменении цен.
              При чистой монополии на рынке существует один продавец. Монополистом может быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. В каждом из перечисленных случаев ценообразование складывается по-разному.
              Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение различных целей. Цена может быть установлена ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение средних доходов. Наконец, может быть установлена очень высокая цена для сокращения потребления того или иного товара (такая ситуация возможна, например, при установлении цен на алкогольные или табачные изделия). [3;115]
              В реальной экономической ситуации любой из указанных типов рынка определить в чистом виде довольно сложно. Предприятие может с одним товаром выступить на рынке чистой монополии, а с другим – на конкурентном рынке. Сложнее обстоит дело с олигополией, в недрах которой возможно появление, как монополий, так и свободной конкуренции.
 
 
1.3. Состав и виды цен.
 
              Важное место среди различных рычагов экономического механизма хозяйственной политики предприятия принадлежит ценам и ценообразованию, в которых отражаются все стороны его экономической деятельности. Цена оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление.
              Цена – денежное выражение стоимости товара. Любая цена включает в себя определенные элементы: состав цены — значения элементов цены в абсолютном выражении; структура цены — удельный вес отдельных элементов в составе цены, выраженный в процентах или в долях единицы.
              Например, розничная цена составляет 14,3 руб., себестоимость — 1 руб., что составляет 35% от розничной цены, прибыль предприятия 1,5 руб. и соответственно 10% от розничной цены, акциз — 2 руб. или 14%, НДС — 1,8 руб. или 13%, наценка посредника — 1 руб. или 7%, торговая наценка — 3 руб. или 21% от розничной цены.
              Цены могут быть классифицированы по разным экономическим признакам.
              В условиях рыночных отношений одним из важных классификационных признаков цен является степень их свободы от регулирующего воздействия государства. Значительная часть цен является свободной, складывающейся на рынке под влиянием спроса и предложения независимо от какого-либо государственного влияния.
              Регулируемые цены также формируются под влиянием спроса и предложения, но могут испытывать определенное воздействие государства. Государство может повлиять на цены путем прямого ограничения их роста или снижения. Государство в лице органов власти и управления может устанавливать на отдельные виды товаров и продукции фиксированные цены. В условиях рыночной экономики преимущественно действуют два вида цен: свободные и регулируемые.
              Наиболее соответствующими природе рыночных отношений являются свободные цены, однако, полностью перейти только к ним невозможно. Государство в случае необходимости может вмешиваться в процессы ценообразования и в зависимости от изменяющихся экономических условий переходить к регулируемым или даже фиксированным ценам.
              Другая классификация основывается на характере обслуживаемого оборота. Исходя из обслуживаемой сферы товарного обращения, цены подразделяются на следующие виды:
?      оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Этот вид цен подразделяется на оптовые цены предприятия и оптовые (отпускные) цены промышленности;
?      оптовые цены предприятия – цены изготовителей продукции, по которым они продают произведенную продукцию потребителям, возмещая свои издержки производства и реализации и, получая такую прибыль, которая позволит им продолжать и развивать свою деятельность;
?      оптовые (отпускные) цены промышленности – цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию предприятиям-производителям или сбытовым (оптовым) организациям. В их состав включается оптовая цена предприятия, издержки снабженческо-сбытовой или оптовой организации, прибыль снабженческо-сбытовой или оптовой организации, акциз и налог на добавленную стоимость. Издержки и прибыль снабженческо-сбытовой или оптовой организации составляют величину оптово-сбытовой скидки (наценки).
              Цены также подразделяются на:
?      закупочные (оптовые) – это цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция предприятиями, фермерами и населением. Обычно являются договорными ценами, устанавливаемыми по соглашению сторон;
?      розничные – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям.[3;57]
              Особыми видами цен, непосредственно связанных с торговлей, являются аукционные, биржевые и договорные цены.
              Аукционная цена – цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров, а также может зависеть от мастерства лица, проводящего аукцион.
              Биржевая цена – цена, по которой осуществляется оптовая сделка по купле-продаже товаров на бирже. Она является свободной ценой, которая колеблется в зависимости от спроса, объема сделки и т.д. Биржевая цена котируется, т.е. определяется ее типовой уровень по наиболее характерным сделкам. Биржевая информация публикуется в соответствующих бюллетенях.
              Договорная (контрактная) цена – это цена, по которой осуществляется реализация товаров в соответствии с заключенным договором. Договорные цены могут быть постоянными на протяжении всего срока действия договора или индексироваться на условиях, согласованных обеими сторонами.
 
1.4. Методы установления цен.
 
              Каждый товар имеет цену, но далеко не каждое предприятие в состоянии самостоятельно установить цену, по которой оно хочет продавать свой товар. Если товары не дифференцированы, а конкуренты многочисленны, предприятие не обладает рыночной силой и должно принять цену, задаваемую рынком. В зависимости от особенностей товара, размеров и финансовой мощи фирмы-продавца, целей, которые она ставит, для расчета цены могут быть использованы различные методы.
Одним из методов определения цен является метод на основе издержек производства, который подразделяется на несколько видов.
?      На основе полных (или только прямых) издержек производства. Суть метода, основанного на определении полных издержек, состоит в суммировании совокупных издержек (переменные (прямые) плюс постоянные (накладные) издержки) и прибыли, которую фирма рассчитывает получить. Суть метода, основанного на прямых издержках, состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки прибыли. При этом постоянные расходы как расходы предприятия в целом не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. Эта разница получила название “добавленной” или “маржинальной” прибыли.
?      На основе анализа безубыточности и получения целевой прибыли. Точка безубыточности — точка пересечения кривой общей выручки и кривой общих затрат, в которой объем прибыли предприятия равняется нулю.
?      На основе анализа рентабельности инвестиций. Надбавка к издержкам производства включает в себя также процент дохода на инвестированный капитал. На сложное оборудование производственного назначения, требующее длительного изготовления, устанавливаются скользящие цены. При этом используется структура себестоимости однотипной продукции, установленная на основе статистических данных.
              Существуют рыночные методы установления цен:
?      Метод потребительской оценки (ориентация на спрос). Данный метод тесно связан с дифференциацией товара и дифференциацией рынка. Дает возможность осуществлять стратегию высоких цен;
?      Метод следования за лидером (ориентация на конкуренцию). При данном методе производитель руководствуется ценами конкурента, а учет собственных издержек и спроса играет здесь подчиненную роль. Производитель устанавливает цену чуть выше или чуть ниже, чем у ближайшего конкурента. Это возможно лишь на рынке с однородной продукцией. Опираясь на этот метод, фирма избавляется от риска, связанного с установлением собственной цены и адаптацией ее на рынке;
?      Метод “запечатанного конверта” или тендерного ценообразования. Используется в тех случаях, когда несколько компаний ведут серьезную конкуренцию за получение определенного контракта. Выигрывает тот, чья цена предложения обеспечивает продавцу максимальную прибыль;
?      Метод определения цен, ориентированный на нахождение равновесия между издержками производства и состоянием рынка.
              Выделяют также  параметрические методы обоснования затрат и цен, основу которых составляют количественные зависимости между затратами (ценами) и основными потребительскими свойствами продукции, входящей в параметрический ряд. Под параметрическим рядом понимается совокупность конструктивно и (или) технологически однородных изделий, предназначенных для выполнения одних и тех же функций и отличающихся друг от друга значениями основных технико-экономических параметров в соответствии с выполняемыми производственными операциями. Существует ряд методов построения цен на новую продукцию в зависимости от уровня ее потребительских свойств с учетом нормативов затрат на единицу параметра.
o        Метод удельных показателей используется для определения и анализа цен небольших групп продукции, характеризующейся наличием одного основного параметра, величина которого в значительной мере определяет общий уровень цены изделия:
Удельная цена (ЦУД):
ЦУД= ЦБ/ПБ,                                                 (1.1)
где ЦБ — цена базисного изделия; ПБ — величина параметра базисного изделия.
Цена нового изделия (ЦН):
ЦН=ЦУД*ПН,                                                 (1.2)
где ПН— значение основного параметра нового изделия в соответствующих единицах измерения.
o        Метод регрессионного анализа применяется для определения зависимости изменения цены от изменения технико-экономических параметров продукции, относящейся к данному ряду, построения и выравнивания ценностных соотношений:
Ц=f(Х1,Х2,...,ХN),                                                 (1.3)
где Х1, Х2,... , ХN — параметры изделия.
o        Балловый метод состоит в том, что на основе экспертных оценок значимости параметров изделий для потребителей каждому параметру присваивается определенное число баллов, суммирование которых дает интегральную оценку технико-экономического уровня изделия.
o        Агрегатный метод заключается в суммировании цен отдельных конструктивных частей изделий, входящих в параметрический ряд, с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли. [7;89]
На сегодняшний день самыми распространенными методами установления цен являются методы на основе полных издержек производства, метод потребительской оценки и метод следования за лидером (ориентация на конкуренцию), так как используя данные методы, учитываются не только потребности предприятия, но и потребительские потребности и возможности, а также уровень конкурентоспособности, что является одной из главных показателей функционирования организации в современной рыночной экономике.
 
 
 
 
 
2. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ
 
2.1. Экономическая рента и ценообразование на нефть.
             
              Экономическая рента - это разница между платой за ресурс и минимальной платой, необходимой для того, чтобы этот ресурс был предложен. Ресурс, дающий экономическую ренту, приносит сумму, превышающую альтернативную стоимость его использования. Экономическая рента может быть изъята посредством налогообложения, не затрагивая предложения ресурса. Она является одним из ключевых понятий теории общественного выбора.
              В обыденном понимании под рентой имеют в виду просто плату за пользование чем-либо, например жилищем, автомобилем. Теория общественного выбора использует это понятие в специфическом смысле, т. е. платежи собственнику ресурса, превосходящие его альтернативную стоимость.
              Условиями  появления ренты являются, во-первых, ограниченность природных ресурсов, и прежде всего истощаемых, с существующей их устойчивой дифференциацией по природным условиям эксплуатации; во-вторых, действие монополии хозяйствования, которая ведет к закреплению используемых природных ресурсов за отдельными экономическими агентами. Можно считать, что рента выступает в качестве дополнительного дохода, который возникает при наилучших и средних условиях хозяйствования на земле или при добыче минеральных ископаемых. Это связано с тем, что ограниченность ресурсов вынуждает страны использовать их при более худших условиях хозяйствования, а значит применять ценообразование не по средним, а по затратам замыкающих производителей. Вот, собственно, при таких обстоятельствах и возникает рента в строго экономическом смысле.
              Отсюда следует первый вывод: проблему ренты нельзя сводить только к проблеме распределения с последующим изъятием в бюджет. Как категории производства, ее неотъемлемой функцией выступает возмещение общественно-признанных затрат и стимулирование более экономного и эффективного использования природного ресурса.
              Для такого вида ренты, который возникает при добыче минеральных ресурсов (в первую очередь нефти и газа), характерна относительно новая особенность. Дело в том, что в настоящее время ее образование уже не может ограничиваться только формирующимися параметрами хозяйствования внутри страны. Глобализация мировой экономики привела к тому, что дифференциация условий хозяйствования и соответственно издержек добычи минеральных ресурсов должна оцениваться в рамках сложившегося общемирового или глобального рынка минеральных ресурсов, который ныне доминирует в рыночном признании затрат, цен и доходов в большинстве сырьевых отраслей.
              Из этого вытекает второй вывод: возникновение и присвоение ренты при добыче энергоресурсов в стране предполагают непосредственное сопоставление внутренних затрат со сложившимися среднемировыми затратами. И если такая разница положительная, то такой сверхдоход можно определенно считать рентным.
              Что касается ренты на нефть, то здесь в первую очередь учитывается цена, которая складывается исходя из особенностей ценообразования на данное сырье.
              Федеральная антимонопольная служба направила на согласование в заинтересованные ведомства проекты законов "О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ" и "Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ"[4;11]. В законопроекте о рыночном ценообразовании предлагается использовать три базовых индекса рыночных цен. Первое - это сопоставимые цены зарубежных рынков. Второе - это биржевые котировки. И третье - внебиржевые цены на нефть и основные нефтепродукты, такие как бензин, дизельное топливо и топливо мазут. В данной курсовой работе имеется интерес к последнему индексу, согласно которому необходима регистрация внебиржевых цен всеми предприятиями, которые производят нефтепродукты в Российской Федерации. И далее обезличенно они будут публиковаться. То есть не будут раскрываться параметры сделок или информация об их участниках, но цены по итогам каждой торговой сессии по установленным правилам обобщат, и будет сформирован соответствующий индекс цен. Тогда всем станет понятно, сколько же стоит нефтепродукт, непосредственно отпускаемый с НПЗ. И если, например, в каких-то регионах он будет приобретаться по ценам существенно более высоким, тогда у тех, кто торгует на рынке, и у контрольных органов, возникнет вопрос: почему и где происходит накрутка цены? У организации, которая занимается производством нефтепродуктов, организации, которая занимается сбытом нефтепродуктов, организации, решающей вопросы логистики, или где-то еще? Поэтому важно публиковать исходные цены (Приложения 1,2)
 
2.2. Методы ценообразования на нефть и нефтепродукты.
 
              Нефть является важнейшим стратегическим сырьем, служащим основой производства горюче-смазочных материалов. Соответственно, цена на нефть влияет на широкий спектр секторов реального сектора экономики. Нет ничего удивительного в том, что цены на нефть являются краеугольным камнем мировой экономики.
              К сегодняшнему дню цены на нефть, нефтепродукты и газ сложились следующим образом: 
Таблица 2.1.
Цены на нефть, нефтепродукты и газ.
 
Сорт
Дата
Цена,
$/барр.
Отклонение от
13.10.2.11,+/-
Brent Crude Oil (ICE)
14.10.2011
112.66
3.42
Light Sweet Crude Oil (NYMEX)
14.10.2011
87.50
2.85
Natural Gas (NYMEX)
14.10.2011
3.6890
0.1430
Бензин (NYMEX)
14.10.2011
2.8330
0.0706
Мазут (NYMEX)
14.10.2011
3.0610
0.0860

 
              Существует несколько методов установления цены на нефть и нефтепродукты.
              Метод линейной регрессии по балансу спроса и предложения. Для оценки “фундаментальной” цены на нефть, т.е. цены, определяемой текущим балансом спроса и предложения, необходимо экзогенно выбрать вид зависимости цен от промышленных запасов. Поскольку рынок еженедельно реагирует на информацию об изменении запасов, то наиболее простым и естественным подходом могла бы служить линейная регрессия вида
,                                  (2.1)
где - запасы соответственно сырой нефти, бензина и дистиллятов в млн барр., - средняя спот-цена на марку WTI (долларов за баррель), - изменение цены за неделю. Удобство такой модели связано с исключением не поддающейся точному измерению величины MOI (минимальный уровень запасов). Однако результаты расчетов, выполненные по данным EIA за период с 1996-го по январь 2002 г., показали, что недельное изменение цены практически не коррелирует с недельным изменением запасов.
              Метод линейной регрессии по запасам. Здесь учитывается зависимость абсолютного уровня цен от уровня запасов. Для этого была выбрана линейная регрессия цены по запасам:
,                                      (2.2)
По результатам расчетов численные значения коэффициентов составили . Все коэффициенты значимы, а коэффициент множественной корреляции достаточно высок и составляет 0,709.
              Метод регрессии величины, обратной к цене. Поскольку запасы нефти периодически приближаются к MOI, то возможен резкий нелинейный рост цен. Для учета этого эффекта использовалась регрессия величины, обратной к цене:
,                                   (2.3)
В этом случае значения коэффициентов составили:
Коэффициент множественной корреляции выше, чем коэффициент линейной регрессии, и составляет 0,743. Таким образом, можно сказать, что в рамках этой модели цена на нефть на 74% объясняется запасами нефти и нефтепродуктов.
              Из-за того, что ценообразование на нефтяном рынке происходит биржевым путем, то для увеличения прибыли компании приходится снижать издержки производства и увеличивать добычу и экспорт нефти. Главная задача, которая стоит перед нефтедобывающим комплексом – снижение себестоимости добычи нефти. Она успешно решается посредством применения передовых технологий, улучшения качества ремонта скважин, повышения нефтеотдачи пластов, а также внедрения передовых технологий использования попутного газа, в том числе применение газотурбинных установок малой мощности для выработки электроэнергии. Большой вклад в снижение себестоимости должно внести совершенствование всего комплекса отношений между нефтедобывающими предприятиями и сервисными компаниями.[7;165]
 
2.3. Механизм ценообразования на рынке нефти. Структура цены.
 
              Одним из решающих путей повышения конкурентоспособности торговой организации является оптимальный механизм ценообразования и установление факторов, влияющих на определение цены товара. Уровень цены реализации непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособность товара.
В силу того, что мировой нефтяной рынок претерпевал постоянные изменения в сторону расширения многообразия своей внутренней структуры, со временем трансформировались и механизм ценообразования на этом рынке, и формула определения основных (базисных, маркерных) цен. Эти изменения дают основание предложить следующую периодизацию развития мирового рынка нефти, начиная с зарождения международной торговли нефтью в начале века и выхода нефтяных монополий на международную арену. Исходя из доминирующего на мировом рынке механизма ценообразования, можно выделить четыре этапа его развития:
I. до 1947 года;
II.                      с 1947 по 1971 годы;
III.                   с 1971 по 1986 годы;
IV.                   с 1986 года по настоящее время.
              Периоды эволюции механизма ценообразования отличаются четко выраженными чертами (Приложение 3).
Первый и второй периоды. До начала 1970-х гг. рынок был фактически монополизирован крупными вертикально интегрированными компаниями Международного нефтяного картеля (МНК). Восемь транснациональных компаний (“семь сестер”, составлявших ранее Standard Oil, — BP, Chevron, Exxon, Gulf, Mobil, Shell, Texaco, а также французская CFP) контролировали около 85—90% рынка на всех этапах производственного процесса. Цены на нефть также устанавливались преимущественно этими компаниями, поскольку на долю свободного рынка независимых производителей приходилось всего около 5%. На этом этапе крупные компании активно использовали трансфертное ценообразование для минимизации налоговых отчислений аналогично тому, как это происходит сейчас в России. Кроме того, устанавливались справочные цены для определения налоговых отчислений в странах, где компании действовали в рамках концессий.
До 1947 г. цена нефти сиф (CIF — cost, insurance, freight) в любом месте земного шара определялась на основе цены фоб (FOB — free on board) в Мексиканском заливе плюс стоимость доставки, которая включала фрахт танкера, залив-слив нефти, страховку, таможенную очистку и т.д. При этом не имело никакого значения, где фактически добывалась нефть.
В 1947 г. система расчета цен изменилась. Это было вызвано увеличением роли стран Персидского залива в мировой нефтедобыче, а также необходимостью восстановления экономики стран Западной Европы после второй мировой войны (“план Маршалла”). Согласно новым правилам цена на нефть рассчитывалась, как если бы она доставлялась уже из двух точек — Мексиканского или Персидского заливов. При этом цена фоб по-прежнему определялась в Мексиканском заливе, различались лишь затраты на поставку. Ясно, что новая система привела к появлению мест, где обе цены совпадали. Первоначально такая точка находилась в Средиземном море, затем, по мере снижения цен фоб в Персидском заливе, она сместилась на Восточное побережье США, а в 1949 г. единой базой для расчета цен на нефть стал Нью-Йорк.
Первый и второй этапы развития нефтяного рынка были самыми стабильными, с 1947 г. по 1971 г. номинальная цена WTI выросла с 1,87 долл. до 3,56 за баррель, а реальная (дефлированная по американскому ИПЦ) колебалась около 10 долл. за баррель в ценах 1999 г. Во многом именно эта стабильность способствовала экономическому росту в США и Западной Европе, который, в свою очередь, сопровождался ежегодным 7%-ным ростом спроса на нефть.
              Третий период. В сентябре 1960 г. была создана международная Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Быстрое укрепление лидирующей роли ОПЕК в мировом экспорте нефти создало предпосылки для пересмотра действовавших концессионных соглашений арабских стран с нефтяными компаниями относительно справочных цен и распределения прибыли. Кроме того, важным фактором стал отказ от фиксированного курса доллара США и последующее ослабление американской валюты. Длительные переговоры ничего не дали, и в октябре 1971 г. ОПЕК начал процесс национализации активов МНК, который фактически завершился к концу 1973 г. С переходом к странам ОПЕК контроля над ресурсами и добычей у них появилась возможность определять цены на нефть. Компании МНК потеряли возможность влиять на конъюнктуру рынка со стороны предложения, однако сохранили контроль над транспортировкой, переработкой и сбытом.
Действия ОПЕК зачастую приводили к существенному дисбалансу спроса. Так, нефтяное эмбарго в 1973 г. и иранская революция 1979 г. привели к дефициту нефти, а увеличение добычи нефти Саудовской Аравией в 1986 г. — к избыточному предложению. Соответственно резко возросла волатильность цен на нефть: они вырастали с 4 до 10 долл. за баррель в 1973 г., с 16 до 40 долл. в 1979—1980 гг. и падали с 30 до 13 долл. в 1985—1986 гг. Шокирующие скачки цен привели к сокращению ежегодных темпов роста спроса с 7% (до 1973 г.) до примерно 1% (после 1973 г.). Существенно изменилась сама структура торговли нефтью — продолжилось сокращение операций на основе долгосрочных контрактов по отпускным ценам, цены начали устанавливаться на базе краткосрочных и спот-контрактов. При этом их доля в общем объеме торгов выросла с 5—8% в начале 70-х годов до 40—50% в середине 80-х.
Четвертый период принципиально отличается от первых трех тем, что монопольное ценообразование уступило место рыночному. На этом этапе ОПЕК больше не устанавливает цены непосредственно, как это было в 70-х годах, однако по-прежнему является важнейшим игроком на мировом рынке нефти. Позиции картеля обеспечены качественными и количественными показателями его ресурсной базы. Так, на долю ОПЕК приходится около 78% мировых запасов и 42% добычи сырой нефти. Кроме того, себестоимость добычи одного барреля нефти в странах Персидского залива составляет всего 0,5—2 долл. (на Северном море — около 10—12 долл.; в России до девальвации рубля — 7—8 долл., после — 3—5 долл.).
Во многом изменение принципов ценообразования обусловлено появлением и развитием биржевой торговли. Так, на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX) в 1986 г., незадолго до начала “ценовой войны”, началась торговля фьючерсами на сырую нефть. Двумя годами позже контракты на сырую нефть были введены на Лондонской международной нефтяной бирже (LIPE), а затем и на Сингапурской товарной бирже (SIMEX).
              В ходе эволюции механизма ценообразования на рынке нефти меняется также и структура цены на нефть. Рассмотрим структуру цены российской нефти, которая может быть структурирована на следующие составляющие:
?      себестоимость добычи;
?      налоговые выплаты по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
?      прочие налоги;
?      транспортный тариф;
?      экспортная пошлина;
?      административные затраты;
?      налог на прибыль;
?      прибыль.
              Величина отдельных составляющих зависит от уровня мировых цен на нефть (Приложение 4) и региона РФ, где производится нефтедобыча. 
По себестоимости добычи нефти в основных странах-производителях Россия находится где-то посередине: Саудовская Аравия – 3,0 $/барр., США (Мексиканский залив) – 14,5 $/барр., Россия – 5,4 $/барр.
Транспортная составляющая в цене нефтепродуктов колеблется от 8% (Самара) до 26% (Камчатка). Причины такой разницы обусловлены территориальным размещением нефтеперерабатывающей отрасли. Из 7 федеральных округов 4 являются дефицитными: Дальневосточный, Северо-Западный, Южный, а в Уральском федеральном округе нефтеперерабатывающих заводов вообще нет. Поэтому большая часть субъектов федерации этих округов вынуждены завозить топливо и нести дополнительные транспортные расходы.
   
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.