На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социальное назначение и ценность права

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

 

     ВВЕДЕНИЕ

 
    Ценность - это понятие, указывающее на культурное, общественной или личностной значение (значимость) явлений и фактов действительности.
    Немецкий  юрист Р. Иеринг считал, что не существует абсолютно справедливого права. Ценность права состоит в реализации заложенной в нем цели. В то время как современная юридическая наука рассматривает ценность права в ином аспекте. Ценности обычно подразделяются на первичные и вторичные, основные и инструментальные. Право является ценностью вторичной и инструментальной. Первичными, основными ценностями являются жизнь, свобода человека, собственность, честь и достоинство и пр., и на этих ценностях само право основывается и охраняется.
    Аксиологическая обоснованность права способствует тому, что мотивом соблюдения норм права выступает не угроза принуждения, а ценностно-положительные отношения к праву его адресатов. Тем самым право превращается из «чужого», исходящего от внешнего по отношению к адресатам норм права авторитета, в «свое» право, соответствующее интересам и оценкам субъектов. Таким образом, ценность нельзя смешивать и отождествлять с оценкой: ценность - нечто объективное, в то время как оценка есть субъективное человеческого сознания, субъективное отражение объективно существующей ценности. Путем оценки субъект воспринимает что-либо как ценность или неценность.
    Велико  значение некоторых социальных ценностей, которые с течением времени приобрели  характер также и правовых ценностей. В качестве высоких идеалов они  пронизывают общественное правосознание  и становятся основными принципами права - это свобода, равенство, справедливость, мир. Правовые же ценности делятся на ценности-идеалы, ценности-желания и ценности обязанности.
    Ценностную  систему в области права можно  сравнить с пирамидой, в верхней  части которой расположены правовые цели и идеалы, а в нижней - обширная и развитая система юридических прав и обязанностей, различных предписаний, постановлений, разрешений, запретов и пр.
    Роль  права, его ценность в отношении  общества и государства проявляется  в том, что с помощью права общество подчиняет себе государство, заставляет его функционировать в своих интересах. Ценность права для государства заключается в том, что право используется для организации, упорядочения деятельности самого государственного аппарата; выступает мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития. Ценность же права для личности состоит в том, что оно закрепляет различные демократические права и свободы личности, охраняет личность и от самого государства, ставит преграду неоправданному вмешательству государства в личную жизнь гражданина. Таким образом, ценность права определяется тем, что оно является выразителем и определителем (масштабом) свободы личности и общества, при этом оно не обозначает свободу вообще, а определяет границы, меру этой свободы.
    В общем, ценность права можно определить, как способность права служить  целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных  потребностей и интересов граждан, общества в целом.
    Актуальность  рассмотрения данной темы можно определить так.  Право  по своим свойствам  — такой  социальный  феномен,  который  вызван  потребностью внести в социальную жизнь нормативные  начала,  организованность  и  порядок, основанные на началах социальной  свободы,  активности,  ответственности,  и потому по своей природе оно сопротивляется произволу и беззаконию.  И  вовсе не случайно во все исторические эпохи  реакционные  политические  режимы  на деле неизменно выступали в качестве противников права и  законности.  Именно как явление,  противостоящее  произволу  и  беззаконию  и  в  то  же  время обеспечивающее простор для упорядоченной социальной  свободы  и  активности, право само по себе —  занимает  высокозначимое  место  в  социальной  жизни, выступает как фактор социального прогресса. При этом,  понятно,  собственная ценность  права  прямо  обусловлена  его  социальной   природой   и   весьма существенно  зависит  от  этапа  развития  общества,   стадии   цивилизации, характера   политического   режима   и   соответственно   от   стадии    его «гуманитарного  восхождения»  —  движения  от   права   сильного   к   праву гражданского общества.
    Цель  данной  работы  –  рассмотреть  социальное назначение и  ценность   права.
    Задачи:
    - описать сущность и социальное назначение права;
    - проанализировать социальное назначение права на примерах отдельных отраслей законодательства;
    - охарактеризовать особенности современной системы ценностей права;
    - изучить право как неотъемлемый признак и составляющую часть человеческой цивилизации.
    Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
 

    

    ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПРАВА

    1.1. Сущность и социальное  назначение права

 
    Если  раньше, в предшествующие эпохи развития человечества, право представляло собой, в первую очередь, орудие господства определенной части общества, обладающей средствами производства (рабовладельцы, феодалы, промышленная и торговая буржуазия), то ныне в развитых цивилизованных странах оно выражает волю всего общества в целом и направлено на то, чтобы:
    -охранять и защищать интересы личности;
    -согласовывать потребности различных социальных слоев в государстве (предприниматели, интеллигенция, фермеры, расовые, национальные и иные общности и т.д.);
    -координировать их интересы, быть арбитром в разрешении конфликтов между людьми и их коллективами1.
    Это средство достижения оптимального согласования между общественными, групповыми и  индивидуальными интересами, общенациональным благом и частными потребностями конкретного индивида.
    Без права не может существовать современное  общество, это объективно необходимый  элемент мировой цивилизации. Прежде всего, оно является важным инструментом регулирования экономических отношений в обществе, обеспечения нормального функционирования хозяйственного механизма внутри страны, а также оптимальной организации международного экономического сотрудничества.
    В социалистическом государстве экономика, основанная на государственной собственности  на средства производства, практически полностью регулировалась правовыми средствами. Объем и направление производства определялись таким юридическим документом, как план. Законом определялись количество, ассортимент и цены выпускаемой продукции, адреса распределения, источники денежных и материальных ресурсов, заработная плата и т.д.
    В условиях же рыночной экономики право, гарантируя свободу предпринимательства  и частной собственности, суверенитет  предпринимателя, выполняет иные функции. Оно определяет общие условия  нормального функционирования хозяйственного механизма, обеспечивает ритмичную согласованную работу всех его звеньев.
    Закон устанавливает и гарантирует: равноправное существование различных форм собственности (частной, государственной, муниципальной и др.); права и обязанности участников хозяйственного оборота; порядок разрешения имущественных споров; ценообразование; защиту прав потребителей; заботу о социально незащищенных слоях населения (инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи, безработные и др.).
    Он  также устанавливает: меры юридической ответственности за неисполнение договорных обязательств; имущественный вред за порочные, вредные для общества и отдельной личности, формы ведения хозяйства (злоупотребление рекламой, товарным знаком, монополизация отдельных отраслей экономики, производство наркотиков и др.).
    Наконец, без закона невозможна бюджетно-финансовая деятельность в государстве (налоговая  политика, кредитование хозяйственной  деятельности, банковское дело, составление  государственного бюджета и контроль за его исполнением и т.д.).
    1. Роль права объективно необходима  также для обеспечения подлинного народовластия в стране, установления и охраны институтов демократии. Конституция и другие законы определяют порядок свободных выборов высшего представительного органа и президента страны, их полномочия и порядок деятельности, взаимоотношение законодательной и исполнительной властей, судебный и прокурорский контроль за исполнением законов, организацию деятельности всех звеньев механизма государства.
    2. Без развернутой системы права невозможны также установление, обеспечение и эффективная охрана прав и свобод личности, забота о человеке, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
    3. Не менее важна также роль  права в регулировании трудовых, брачно-семейных отношений, в обеспечении рационального использования природных богатств и экологической безопасности.
    4. Объективная потребность права  связана также с необходимостью  обеспечить дисциплину, без которой невозможно современное цивилизованное сообщество людей, ответственность граждан перед обществом и государством, решительно и эффективно бороться с деяниями, которые наносят ущерб общественным отношениям, правам и интересам личности, хозяйственным структурам, искоренить такое уродливое явление, как преступность и иные формы нарушения общественного порядка.
    5. Наконец, не менее значительна  роль права в современных условиях  как действенного инструмента расширения экономического, политического, культурного и иного сотрудничества между государствами, обеспечения мира между народами, разоружения, предотвращения конфликтов в различных регионах земного шара, установления единого мирового порядка2.
    Объективной закономерностью современного мира является всемерное возрастание  роли и значения права и законности во всех основных сферах общественной жизни. Связано это со все большим усложнением социальных отношений, возрастанием их числа и специализации, повышением уровня демократизма в экономической, политической и идеологической сферах, усилением заботы государства о личности, его благополучии и безопасности, об обеспечении и охране его прав и свобод, заботой об экологической безопасности человечества.

    1.2. Социальное назначение  права на примерах  отдельных отраслей  законодательства

   В системе законодательства выделяют несколько блоков отраслей законодательства по предмету регулирования – экономике, социальному развитию, охране природы и окружающей среды, охране общественного порядка, международным отношениям и обороне. Попробуем проследить социальное назначение права на примерах некоторых отраслей законодательства из разных блоков.
    Начнем  с отраслей, регулирующих экономику. Самым общим подходом здесь является свобода поведения участников экономических отношений, но в рамках, установленных законом. Такое ограничение преследует прежде всего общесоциальные цели. В рамках выполнения своих обязанностей перед обществом участник экономических отношений свободен. Из отраслей, регулирующих экономику, мы остановимся на двух, наиболее показательных для социального назначения права. Законодательство о предпринимательстве проникнуто идеей максимальной свободы и широты прав участников отношений; законодательство о налогах – идеей детальной регламентации главной обязанности участников отношений. Вместе же взятые, эти отрасли позволяют судить об общей направленности регулирования экономических отношений.
    Законодательство  о предпринимательстве  нацелено на обеспечение свободы предпринимательства в рамках, установленных законом. Под предпринимательством понимается инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. Предпринимательство осуществляется гражданами на свой риск и под свою имущественную ответственность. Рамки свободы предпринимателя ограничены только обязанностями и некоторыми предписаниями, сформулированными в законе:
    – выполнять обязательства, вытекающие из законов и договоров;
    – заключать трудовые договоры с наемными работниками;
    – полностью рассчитываться с наемными работниками независимо от финансового  состояния предприятия;
    – осуществлять все виды страхования наемных работников, обеспечивать им условия труда в соответствии с законодательством и коллективным договором;
    – соблюдать решения органов власти по социальной защите инвалидов и  других лиц с ограниченной трудоспособностью;
    – своевременно представлять декларацию о налогах и уплачивать налоги;
    – заявлять о банкротстве при невозможности  исполнения обязательств перед кредиторами3.
    Из  этого перечня следует, что большинство  обязанностей предпринимателя носит  социальный характер и определяет его взаимоотношения с наемными работниками. Что касается чисто деловых отношений с контрагентами, то здесь права предпринимателя практически не ограничены. Он вправе самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены (в пределах, установленных законодательством и договорами), осуществлять внешнеэкономическую деятельность и др. Важнейшей юридической гарантией свободы предпринимательства является запрещение отказа ему в регистрации предприятия по мотивам нецелесообразности.
    Таким образом, основная идея законодательства о предпринимательстве – свобода  для предпринимателя, ограниченная главным образом его социальными  обязанностями перед трудящимися. Для реализации идеи использован, как и следовало ожидать, в основном диспозитивный метод.
    Совсем  другая цель – у налогового законодательства. Поступления от налогов составляют основную часть доходов государственного бюджета. Социальные расходы, содержание армии, государственного аппарата, расходы на образование, науку, культуру производятся в основном за счет поступлений от налогов. Чем больше таких поступлений, тем богаче бюджет страны и лучше живут граждане страны, нуждающиеся в социальной защите. Но в увеличении размера налогов есть очень существенная негативная сторона: большие налоги снижают заинтересованность производителей в высоких результатах производственной деятельности; если налоги становятся для производителей непомерными, они просто сворачивают производство. При тоталитарном режиме такой проблемы не было: государство забирало всю прибыль (поэтому прямые налоги были небольшими), а затем перераспределяло ее по своему усмотрению. Именно этот механизм порождал незаинтересованность производителей в результатах труда, привел к падению производства. При нормальной экономической политике и открыто организованной экономике прибыль остается у производителя, изъятию подлежат только налоги4.
    Из  практики последних лет мы знаем, как непросто найти правильный размер налогов. Он не может быть слишком малым (тогда пострадают социальные слои общества), но он не может быть и слишком большим (тогда пострадает заинтересованность производителей). Нахождение золотой середины является задачей экономической политики, но отнюдь не права. В правовых нормах, в законодательстве о налогах закрепляются определенные размеры. Но выработка правового режима налогообложения – задача правовая.
    Налоговое законодательство отличается тщательной и детальной проработкой, оно  не может ограничиться общими принципами. В налоговом законодательстве подробно перечисляются: перечень плательщиков того или иного налога; размеры налогов (общий принцип: чем больше облагаемая налогом сумма, тем выше размер налога); льготы по налогам; виды выплат, доходов, подлежащих налогообложению; порядок регистрации плательщиков налога в финансовых органах; порядок уплаты налога; ответственность за уклонение от уплаты налога; взыскание недоплат по налогам5.
    Налоговое законодательство объемно, во многом казуально (т е содержит разрешение конкретных ситуаций). Оно четко фиксирует поведение участников отношений, особенно налогоплательщиков, почти не оставляет свободы поведения. Ему присущ в основном императивный метод.
    Перейдем  к характеристике отраслей законодательства, регулирующих социальное развитие. Начнем с трудового законодательства, ибо оно по своей концепции должно быть предметом пристального внимания при характеристике социального назначения права. Труд является той областью, где производственные и социальные факторы сливаются воедино, здесь, как в фокусе, концентрируются те проблемы и противоречия производства и социальных отношений, с которыми сталкивается любое общество.
    Трудовые  отношения с участием свободного работника возникли в XVIII–XIX вв. в экономически развитых странах как отношения наемного труда. С одной стороны предприниматель, работодатель, с другой – наемный работник. Такое понимание трудовых отношений как отношений наемного труда прочно укоренилось. Точно так же понимались трудовые отношения и в КЗоТ РСФСР (1922). «Трудовой договор, – гласила ст. 27 КЗоТ, – есть соглашение двух или более лиц, по которому одна сторона (нанимающийся) предоставляет свою рабочую силу другой стороне (нанимателю) за вознаграждение». Затем эта четкая формулировка была отставлена и уступила место пониманию трудовых отношений как отношений товарищеского сотрудничества свободных от эксплуатации людей. При этом исходили из того, что капитализм – это эксплуатация, а при социализме ее нет. Сейчас мы убедились в ошибочности такого предвзятого подхода. Все общественные расходы, как уже нами отмечалось, базируются на отнятом прибавочном продукте. Справедливость заключается не в преодолении этого явления, а во включении самого работника в распределение созданного им прибавочного продукта.
    Трудовые  отношения в нашем обществе понимались также как включение работника в трудовой коллектив, его участие в управлении производством. И эта конструкция ошибочна. Ведь трудовой коллектив не был подлинным хозяином производства, не был собственником. И конструкция включения работника в трудовой коллектив лишь скрывала его подчиненное положение по отношению к государству-собственнику.
    Настало время уйти от невразумительных противопоставлений, от противоречий со здравым смыслом, и видеть в трудовых отношениях то, чем они на самом деле являются: отношения по найму между работодателем и свободным работником. Трудовые отношения как отношения найма составляют одно из элементарных производственных отношений общества, его первичную ячейку. И в них можно увидеть в зародыше многие противоречия, влияющие на развитие общества в целом. Трудовые отношения заключают в себе, с одной стороны, общность интересов их участников: и работодатель, и наемный работник заинтересованы в сохранении трудовых отношений как условий своего существования. С другой стороны, трудовые отношения заключают в себе и противоречие этих интересов. Работодатель, собственник заинтересован прежде всего в удовлетворении потребностей рынка, росте производительности труда, увеличении прибыли. Наемный работник же заинтересован в первую очередь в улучшении условий своего труда и повышении заработной платы. Интересы собственника, работодателя составляют производственную сторону трудового отношения, а интересы работника – его социальную сторону. Противоречие производственного и социального элемента – неизбежное противоречие, заложенное в природе трудового отношения, его генетическом коде.
    Трудовое  законодательство и по своей природе, и по происхождению синтезировало  принципы и методы гражданского и  административного законодательства. Первые опосредовали имущественный элемент трудовых отношений, с них и началась правовая регламентация труда, так как первоначально трудовой договор считался разновидностью гражданского. Но последний исходит из равенства сторон, не допуская подчинения одной стороны другой. Поэтому по мере становления среднего по масштабам, а потом и крупного производства цивилистический подход оказался недостаточным. Коллективное производство объективно требовало дисциплины, подчинения работника власти администрации, ограничения его свободы в процессе труда, поэтому цивилистический подход был дополнен административно-правовым (организационным, управленческим).
    Сочетание имущественного и управленческого  элементов в коллективном труде  бесспорно. Вся суть заключается  в том, чтобы найти их правильное соотношение, и от того, насколько удачно это сделано, во многом зависит эффективность правового регулирования труда. Мало сказать, что в момент заключения трудового договора стороны равноправны, а в период его действия работник подчиняется дисциплинарной власти администрации. Характер равноправия и степень подчинения могут быть различными. Можно утверждать, что основным недостатком нашего трудового законодательства начиная с 30-х гг., было преобладание административных методов над цивилистическими, подчинения над равенством, дисциплинарной дубинки над материальной заинтересованностью. Отсюда и десятки бесполезных мер дисциплинарного воздействия, и правовая опосредованность уравниловки. Устранить такой перекос будет непросто, ибо речь должна идти не о внешних поправках, а об изменении приоритетов в трудовом законодательстве, о переходе от административных методов регулирования к экономическим. Но полностью избавиться в трудовом законодательстве от административно-правовых, дисциплинарных начал невозможно, поскольку элемент подчиненности присущ коллективному труду объективно6.
    Коллективный  труд осуществляется в трех сферах. Во-первых, на предприятиях, в учреждениях  и организациях сферы государственной  собственности. Во-вторых, в сфере коллективной собственности. В-третьих, в сфере индивидуальной трудовой собственности, т.е. по найму у отдельных лиц. Все эти сферы – область регулирования трудового законодательства. Индивидуальный труд (от фермера до изобретателя, от писателя до домашней хозяйки) – вне положений трудового законодательства. Это не означает, что к индивидуальному труду не могут быть применены некоторые институты трудового законодательства, такие, например, как включение периода работы в трудовой стаж, социальное страхование и др. Но каждое подобное решение может быть принято с учетом общественной полезности того или иного вида индивидуального труда, должно рассматриваться скорее как исключение, чем как правило. Правило же состоит в неприменении к индивидуальному труду типичных институтов трудового законодательства – трудового договора, норм рабочего времени, продолжительности отдыха и отпусков, дисциплинарной ответственности и др. Вывод о распространении трудового законодательства на все формы коллективного труда (и только на них) – один из основополагающих в модели будущего трудового законодательства. Оно выйдет за пределы регулирования труда рабочих и служащих на государственных предприятиях.
    Трудовое  законодательство преследует две цели: экономическую, состоящую в содействии развитию производства, и социальную, заключающуюся в защите интересов человека труда. Идеальным для общества является гармонический баланс обеих целей.
    Но  как обеспечить этот баланс в сфере  трудового законодательства? Здесь  приоритет должен быть отдан социальным гарантиям, так как рынок объективно работает на производственные интересы. Поэтому законодательное регулирование призвано создать им определенный противовес.
    Теоретический подход позволяет выявить природу  социальных гарантий человека труда. Часть таких гарантий носит общесоциальный характер и связана только с гражданством и трудом в определенном государстве. Другая же часть зависит от результатов труда, производственных достижений общества и конкретного трудового коллектива. Общесоциальными гарантиями являются, например, следующие блага: право на защиту от безработицы, на минимум оплаты труда, ограничение максимальной продолжительности рабочего времени, право на отпуск минимальной продолжительности, на здоровые и безопасные условия труда, на судебную защиту трудовых прав, на социальное страхование. Трудящийся должен иметь возможность пользоваться этими благами независимо от достижений производства. Экономическими благами следует признать, например, конкретные размеры оплаты труда, уровень материальных гарантий, конкретную продолжительность рабочего времени и отпусков, дополнительные льготы трудящимся. Такими благами трудящийся может пользоваться не автоматически, а лишь постольку, поскольку они опираются на достигнутые производственные результаты.
    При определении трудовых прав работников должна учитываться еще одна особенность. Трудовые отношения в коллективах опираются на трудовой договор. Именно в договоре обозначен целый ряд условий труда, в том числе главное условие – трудовая функция, а также ряд конкретных льгот. Поэтому к числу юридических гарантий трудовых прав должна быть отнесена невозможность одностороннего изменения договорных условий. Таков общий подход к соотношению производственных и социальных начал в труде. Его следует конкретизировать применительно к различным типам трудовых коллективов.
    Общесоциальные  права охватывают на одинаковом уровне всех работающих на предприятиях, в  учреждениях и организациях в  сферах как государственной, так  и коллективной собственности, а  также личного найма. Общесоциальные права, повторяем, – это минимальный уровень социальных гарантий. Уровень экономических прав может быть различным в зависимости не только от производственных достижений, но и от типа собственности, в сфере которой осуществляется коллективный труд на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях. Хотя в силу государственного (пусть и индикативного) регулирования заработной платы размеры оплаты труда ограничены, в таких коллективах обеспечивается более высокий уровень юридических гарантий трудовых прав, что естественно, ибо гарантом здесь выступает государство. В сфере же коллективной собственности выше возможности потенциального заработка, но ниже уровень юридических и социальных гарантий. Аналогично – в области личного найма. Избирая сферу работы, трудящийся будет учитывать, что он предпочитает: высокую оплату, но с высокой степенью социального риска, или же оплату пониже, но с более высокими гарантиями трудовых прав. Выбор будет реально принадлежать работнику, в чем и заключается подлинная свобода труда7.
    Содержание  правового регулирования труда  определяет характер регулирования. Государственное  вмешательство в экономику распространяется на трудовые отношения. Оно осуществляется с помощью правовых норм. Суть такого вмешательства – социальная политика государства, защита работников от неограниченной власти предпринимателей. Степень и мера такого вмешательства изменчивы, они зависят от экономической и социальной ситуации. В принципе автономия трудовых отношений сохраняется, но государство всегда готово в острых критических случаях вмешаться в регулирование трудовых отношений, чтобы сохранить их стабильность. Теоретическим обобщением государственного вмешательства в трудовые отношения является теория трипартизма, на которой основана многолетняя деятельность Международной организации труда (МОТ). В регулировании трудовых отношений участвуют, согласно трипартизму, три стороны: предприниматели, трудящиеся (и их представители) и государство. Основной объем регулирования осуществляется по соглашению сторон трудовых отношений – предпринимателей и трудящихся (и их представителей) – через коллективные договоры. Государство же осуществляет как бы охранительные функции. Оно устанавливает, во-первых, минимальные социальные гарантии, во-вторых, процедуру колдоговорного регулирования, в-третьих, устанавливает порядок предотвращения и разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров. Достигается это через правовое регулирование.
    Идеи  трипартизма должны стать основой  правового регулирования трудовых отношений в нашей стране. Это не значит, разумеется, что мы будем просто воспроизводить нормы трудового законодательства других стран. Каждая страна, а в особенности такая сложная, как наша, имеет свои неповторимые особенности, которые определяют специфику правового регулирования. Но идеи трипартизма о свободном регулировании трудовых отношений их участниками и об охранительной деятельности государства вполне пригодны для нашего сегодняшнего и завтрашнего дня.
    Если  в трудовом законодательстве социальное его назначение в известной мере превалирует над производственным, то в пенсионном законодательстве социальное назначение целиком и полностью преобладает. Основное назначение пенсионного законодательства – материальное обеспечение нетрудоспособных. Конечно, можно рассматривать пенсии и как возвратные платежи за ранее отданный труд. Но природа и механизм пенсионных платежей существенно отличаются от заработной платы. Заработная плата выплачивается незамедлительно после вложения труда (а иногда и авансом), причем выплачивается именно тем работодателем, который использовал труд (размер оплаты непосредственно соизмерим с величиной отданного труда). Пенсии же назначаются чаще всего только после завершения трудовой деятельности (при наступлении пенсионного возраста или инвалидности), они выплачиваются государством, а не конкретным работодателем, размер их лишь косвенно зависит от размера вложенного труда.
    Механизм  формирования и расходования пенсионных фондов составляет основу концепции  пенсионного законодательства. Отчисления в пенсионный фонд производятся в довольно значительных размерах (около 1/3 от фондов оплаты труда) всеми работодателями и в незначительных размерах (1 % от размера оплаты труда) самими работниками. Все отчисления аккумулируются в Пенсионном фонде, эти средства становятся как бы обезличенными и направляются на пенсионное обеспечение. Условия назначения пенсии по старости (таких пенсионеров подавляющее большинство) – достижение пенсионного возраста в 60 лет (для мужчин) и 55 лет (для женщин) и наличие трудового стажа в 25 лет (для мужчин) и 20 лет (для женщин). Возраст – фактор объективный, он является основой для вывода о возможной нетрудоспособности и необходимости материального обеспечения гражданина государством. Трудовой стаж – фактор субъективный, в нем концентрируется трудовой вклад работника. Ответной акцией за этот вклад является назначение и выплата ему пенсии. Если стаж превышает необходимый минимум (в 25 и 20 лет), то исходный размер пенсии увеличивается. А сам исходный размер определяется в 55% от заработной платы, т.е. чем больше был размер заработной платы, тем большим будет пенсия. В этом механизме, повторяем, явно преобладают социальные начала, но известную роль играют и начала производственные (учет трудового стажа, назначение пенсии из размера заработка)8.
    Преобладание  социальных начал видно и в  том, что пенсии могут быть назначены  и при отсутствии необходимого трудового  стажа. Это так называемые социальные пенсии. Правда, возраст для назначения пенсии социальной несколько выше –  65 лет (для мужчин) и 60 лет (для женщин). И размер социальной пенсии ниже, чем обычной, но социальное обеспечение наступает здесь вне зависимости от трудового вклада.
    Типичны для социального блока отрасли  законодательства об образовании, здравоохранении, а также жилищное законодательство. В этих отраслях экономическое и социальное начала противостоят как платность и бесплатность. Платное начало экономично и удобно для государства, бесплатное начало весьма обременительно для государства, но необходимо для необеспеченных и социально не защищенных слоев общества.
    В содержании отраслей с помощью правовых средств найден компромисс платности  и бесплатности. Минимальный уровень  обеспечения предоставляется бесплатно, более высокие уровни – за плату.
    В блоке правоохранительных отраслей законодательства социальное назначение права проявляется своеобразно. В материальных отраслях – уголовном законодательстве и законодательстве об административных правонарушениях – использован метод запретов. Преступление – только то действие (бездействие), которое предусмотрено соответствующей статьей Уголовного кодекса. Административный проступок – только то, что предусмотрено соответствующей статьей Кодекса об административных правонарушениях. За пределами запретов, предусмотренными этими кодексами, уголовные и административные санкции не применяются. В этих областях общественный порядок не может определяться через компромисс (о компромиссе между правонарушителем и органом охраны порядка вообще не может быть речи). Общественный порядок достигается путем прямого пресечения правовыми нормами общественно опасных действий.
    В процессуальных отраслях – гражданском процессе, арбитражном процессе и уголовном процессе – вновь использовано регулирование путем достижения компромисса. Но использовано не так, как в экономической и социальной сферах. В названных отраслях компромиссное решение закладывается в самое содержание нормы, норма материального права сама по себе оказывается средством общественного согласия. В процессуальных же отраслях исходное положение участников отношений иное: они заведомо находятся в состоянии спора. И здесь закон не решает спора сам, он предоставляет это право суду9.
    И уголовный процесс, и гражданский  процесс, и арбитражный процесс  построены по принципу состязательности. В процессе участвуют две стороны с противоположными интересами: обвинение и защита – в уголовном процессе; истец и ответчик – в гражданском и арбитражном процессах. Обе стороны приводят свои доводы суду. Суд руководит процессом, выслушивает стороны, анализирует доказательства и делает вывод: выносит приговор или принимает решение. Само положение суда как бы над сторонами, независимость от сторон делают суд органом общественного согласия. Согласие здесь подразумевается не как компромисс между сторонами (чаще всего одна из сторон выигрывает процесс). Оно подразумевается как навязывание сторонам обязательного для них мнения общества, провозглашенного судом. Согласие достигается не путем взаимных уступок, а путем навязывания спорящим обязательного для них решения. Главное в концепции процессуальных отраслей – высокая роль авторитетного и независимого суда.
    Мы  показали на некоторых типичных примерах практическое претворение в жизнь  действия права как средства социального  согласия. При изучении отраслей законодательства вы будете иметь возможность много раз убедиться в социальном назначении права.
 

     ГЛАВА 2. ЦЕННОСТЬ ПРАВА

    2.1. Особенности современной  системы ценностей  права

 
    Развитие  направления философии, называемого  аксиологией (учение о ценностях), позволило  охарактеризовать место и роль права  в жизни общества более четко  и основательно. Право в обществе в условиях цивилизации с аксиологической точки зрения – это не только необходимость, средство социального регулирования, но и социальная ценность, социальное благо. Исходными моментами для понимания права в этом качестве являются его особенности как институционального образования.
    Благодаря своей институциональности, право  обладает рядом особых свойств: общеобязательной нормативностью, формальной определенностью, высокой обеспеченностью и другими, раскрывающими его миссию как  носителя значительной социальной энергии.
    Перед тем, как давать характеристику юридической аксиологии (или ценности права), полагаем целесообразным обратиться к смыслу понятия "ценность", "ценности" и т.д. в современной научной литературе.
    Этимологический смысл термина "ценность" достаточно прост и соответствует самому термину – это то, что ценят люди, т.е. предметы, вещи, явления природы и общества, человеческие поступки, проявления культуры.
    Ценности  являются фундаментом культуры общества и социальной жизни. По мнению Т. Парсонса, ценности составляют также фундамент  общества, и последнее сохраняет  стабильность, несмотря на присущие ему  конфликты, если имеет ценностное согласие, некий набор ценностей, разделяемый всеми10.
    Ценности  в истории человеческого рода появлялись как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед  лицом жизненных испытаний. Они  упорядочивают действительность, вносят в нее осмысление, оценочные моменты, позволяют соизмерять свое поведение с нормой, идеалом, целью, которая выступает в качестве образца, эталона. Такими ценностями могут быть понятия добра и зла, а связанные с ними взгляды, убеждения людей – ценностными идеями11.
    Со  времен античности и до наших дней в философии ведутся споры между представителями различных философских школ и направлений по вопросу о том, является ли ценность атрибутом некоторой вещи или же она – результат оценивания, продиктованный потребностями личности и общества. В первом случае ценность трактуется как нечто объективное, существующее независимо от человека. Во втором – понятие ценности сводится к субъективным оценочным суждениям произвольного характера. Ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, как отмечают В.Н. Лавриненко и В.П. Ратникова12, а рассматривались как находящиеся в самом бытии. Сущность ценностей выводится не из объектов, а из потребностей человека. Обе эти крайние точки зрения отражают некоторые особенности понятия ценности, но не дают его адекватного определения.
    Если  согласиться с тем, что ценность – лишь свойство реальности, т.е. явлений  природы, общества или культуры, то неизбежно отождествление истины и  ценности. Однако уже Сократ, первым сформулировавший основные вопросы аксиологии: "Что есть благо?", "Что есть справедливость?", продемонстрировал существенные различия между ними. Знание является важным, но не единственным условием достижения блага. Это объясняется тем, что предметы и явления природы и общества обладают свойствами, осознание которых может осуществляться либо в форме знания о том, что есть, реально существует, либо в форме представления о том, какой должна быть эта реальность, как должен вести себя человек в отношении к природе и другим людям. В первом случае знание о предмете характеризуется с точки зрения его истинности или ложности, во втором – с точки зрения ценности предмета, т.е. его значимости для человека.
    Достаточно  близки по смыслу и такие понятия, как "ценность" и "благо", поскольку оба они имеют положительное значение и иногда даже употребляются как синонимы. В понятии "благо" подчеркивается, что оно есть нечто хорошее, нужное, а понятие "ценность" имеет смысл того, что "благо" люди ценят. В понятии "благо" больше выступает объективная сторона, а в понятие "ценности" – субъективная. Например, когда мы имеем в виду материальные объекты (вещи), понятие "благо" практически совпадает с потребительской стоимостью, полезностью вещи, предназначенной для удовлетворения определенных потребностей; "ценность" же вещи характеризует ее существенные свойства, благодаря которым они включаются в систему социальных отношений.
    Указывая  на субъективную природу любого ценностного  отношения, мы имеем в виду прежде всего то, что ценности обусловлены практической деятельностью человека и тесно связаны с ней: только для человека и только через человека реальность приобретает ценностный характер. Убедительным примером этого обстоятельства служит то, что ценности меняются по мере того, как изменяется сам человек. Поэтому орудие труда средневекового человека могло быть вершиной технического творчества для его эпохи, сейчас же оно имеет лишь историческую и научную ценность как свидетельство развития человеческого общества.
    Помимо сказанного, необходимо также иметь в виду, что относительность ценностей имеет свои определенные пределы, которые, с одной стороны, зависят от объективных свойств оцениваемых объектов, а с другой – от конкретных потребностей общества и его граждан. При отсутствии у явления качеств, объективно необходимых для удовлетворения потребностей граждан, его трудно считать ценностью, по крайней мере, общественно значимой. Но и объективно присущие явлению полезные качества его взаимодействия с гражданином, соответствия его интересам, целям и потребностям еще не делают объект ценностью. Только в человеческой деятельности потенциальная ценность явления получает свое актуальное существование.
    Интересы  и потребности граждан, несмотря на их подвижность, определяются в основном  в соответствии с изменениями, происходящими в социально-экономической и духовной сфере13.
    Ценности  в широком смысле слова являются предельными основаниями актов  сознания и
    поведения людей в ситуациях, требующих  выбора. Эти ценности у человека начинают складываться практически с рождения, когда его поощряют за одни поступки и наказывают за другие, когда он получает удовольствие в одних ситуациях, а в других чувствует боль, страх и обиду.
    В работе А.А. Черепанова и А.Г. Литвиненко14 указывается, что структура ценностей каждого человека продолжает формироваться в процессе социального взаимодействия на протяжении всей жизни, но наиболее интенсивно в период до 15-20 лет. Эта структура, отмечается в работе, подобно отпечаткам пальцев, специфична для каждого отдельного человека, но, сравнивая систему ценностей, имеющуюся у множества людей, можно выделить группы людей, у которых есть сходство определенных ценностных подсистем.
    На  основе этого сходства в ценностных структурах мы можем выявить в  обществе соответствующие группы людей и фиксировать их отличие друг от друга. Причем параметры группировки мы можем задавать произвольно, в зависимости от того, какой именно вопрос нас интересует. Например, можно заметить, что у математика есть определенная ценностная структура, позволяющая ему работать с математическими объектами, то есть сравнивать, какой метод доказательства теоремы правильный, а какой нет и т.д. Такой структуры нет, например, у юриста, не имеющего соответствующих знаний по математике. Однако юрист, наоборот, может сравнить законодательство разных стран или разных периодов времени, а математик, не учивший юриспруденцию, этого сделать не сможет. Именно это различие ценностных структур позволяет отличить нам юриста от математика.
    Поскольку ценностная ориентация человека не является жестко заданной раз и навсегда, то в различные моменты времени доминировать могут разные группы ценностей, и каждый человек, таким образом, потенциально может являться представителем различных укладов и социальных групп.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.