На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Семейное воспитание дошкольников с нарушением интеллекта

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
Семья – особая социальная группа. Её члены не равны между  собой по значимости и обязанностям. Они выполняют определённые роли по отношению друг к другу. В полной семье с нормальным распределением ролей отец является формальным лидером. Он соблюдает социальный порядок  и наказывает детей за провинности. Мать – неформальный лидер.
В семьях с дошкольниками  с отклонениями в развитии роли изменены. Интересы семьи сосредоточены на ребенке. Мать, занятая его воспитанием, зачастую становится формальным лидером. В то же время сам особый ребёнок  обладает значительно меньшей свободой и социальной значимостью, чем обычные  дети. Все решения относительно его  проблем принимает мать. Она и  остальные члены семьи диктуют  ему его поведение. Его низкий социальный статус иллюстрируется тем, что члены семьи, в частности  мать, часто говорят о нём от его имени в его присутствии, лишая его возможности выразить собственное мнение. Наиболее ярко эти семейные взаимодействия проявляются  в отношении детей с задержкой  развития.
Семья сходна с организмом в том, что роли и действия её членов составляют жизненный баланс, условие  её жизнеспособности. Поэтому они  очень устойчивы, стереотипированы и выполняются неосознанно.
Описанный семейный стереотип  в отношении к дошкольнику  приводит к своеобразию формирования его личности:
- высокой степени зависимости  от семьи
- отсутствию или слабости  навыков внешних социальных взаимодействий
- гиперкомпенсации (самоутверждению)  через неадекватные реакции - немотивированные отказы, негативизм, истерические эмоциональные реакции,  преувеличение своих недостатков,  уход в сверхценные увлечения  (рисование, музыкальные записи, компьютерные игры и.т.д.)
- развитию страхов, боязни  активных действий.
Развиваясь в процессе взросления эти особенности дошкольника  могут привести к таким личностным отклонениям, которые по своим последствиям значительнее, чем основное заболевание, ибо формируется личность дефицитная, недостаточная в социальном аспекте.
Следует отметить, что дети, у которых возможности контактов  затруднены в результате нарушений  нервной системы или моторики, значительно меньше контактируют не только с посторонними сверстниками, но и с близкими по возрасту своими родственниками, поскольку такие  контакты лежат вне сферы интересов  и притязаний обычных детей.
Протестные неадекватные реакции в той или иной мере присущи всем дошкольникам. Если родители обычных детей воспринимают их как  неизбежное зло и в большинстве  воздерживаются от административных санкций, то родители детей с ограниченными  возможностями, в особенности дошкольников с задержкой развития, расценивают  их как патологию, считают побочным проявлением основного заболевания  или нарушением психики. Результатом  является применение психотропных препаратов вместо мер социального характера, что приводит к ещё большей  недостаточности личности. Чаще всего  это происходит в семьях, где необычный  ребёнок – единственный, и у  матери нет опыта воспитания.
Нормализация воспитания дошкольника с ограниченными  возможностями начинается с повышения  его социальной значимости в семье. Развивающие занятия с ребёнком в отрыве от семьи не принесут желаемой пользы, равно как и индивидуальная работа психолога с матерью. Необходимо как можно раньше сформировать активное поведение ребёнка в естественных условиях семьи, адаптировать его к  выполнению посильных обязанностей, развивать различные виды его  контактов со всеми членами семьи  в процессе выполнения этих обязанностей и возможно более частое их игровое  выполнение. Семья является для ребенка наименее ограничивающим, наиболее мягким социальным окружением.
 
 
1. Семейное воспитание, как основополагающий фактор успешного развития дошкольника с отклонениями в развитии
 
Помимо воздействия на развитие ребенка в семье со стороны  супружеских отношений многими  специалистами изучались непосредственно детско-родительские отношения, типы воспитания в семье, позволяющие говорить о дисгармонии семейного воспитания.
Характерными нарушениями  родительского поведения в случае рождения больного ребенка являются: потворствующая гиперопека, стиль "фобия  потери ребенка", либо скрытая или открытая отчужденность, связанная с психической депривацией ребенка. Наиболее тяжелым последствием гиперопеки является отставание в психическом развитии ребенка.
Потворствующая гиперопека может быть связана с неверием в силы ребенка, его возможности, а также с "фобией утраты ребенка". Гипертрофированный страх за ребенка  передается от матери самому ребенку, формируя у него "избегающее" поведение  и определяя формирование его  симбиотической связи с матерью. В таких случаях речь не идет даже об элементах самостоятельности  у ребенка.
Эмоциональное отвержение чаще всего имеет место, когда ребенок  не оправдывает ожиданий родителей, не удовлетворяет их социальных амбиций, что проявляется в повышенном уровне тревожности у ребенка, его  педагогической запущенности, отставании в психическом развитии и девиантном поведении в более старшем  возрасте.
Недостаточная отзывчивость родителей выражается в несвоевременном  и недостаточном отклике на потребности  детей, пренебрежении их чувствами. Они могут обнаруживать чрезмерно  сильные реакции на отклонения в  поведении ребенка и не замечать положительных явлений. Неотзывчивость родителей, особенно матерей, создает  ситуацию депривации и еще более  замедляет развитие ребенка, способствует нарушению его поведения. Привязанность  к матери - необходимая стадия психического развития. Пользуясь поддержкой матери, ребенок приобретает уверенность в себе, становится активным в познании окружающего мира. Для ребенка, отстающего в психическом развитии, актуальность такой поддержки очевидна.
Специалисты должны помочь родителям найти адекватный состоянию  ребенка стиль воспитания, в котором  главным фокусом будет баланс необходимой опеки и требований, предъявляемых ребенку на разных этапах его развития.
Наиболее эффективными формами  работы при нарушениях стилей воспитания являются: семейная психотерапия, групповая  психотерапия с матерями, работа с  несколькими родительскими парами, индивидуальная психотерапия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Стереотипы отношения родителей к ребенку с нарушениями интеллекта
 
Право людей с ограниченными  возможностями на социальную интеграцию подтверждено международными законами. Однако общество, более инертное по своей природе, может препятствовать социальной интеграции таких людей. При этом деление людей на полноценных  и неполноценных опирается не столько на объективные факты, сколько  на отрицательные стереотипы, издавна  сложившиеся в обществе.
От той или иной позиции  родителей зависит достигаемый  ребенком уровень развития. Позиция  педагога, активно участвующего в  процессе воспитания и обучения детей  с отклонениями в развитии, подвержена влиянию как социальных стереотипов, так и профессиональных, формирующихся  в процессе обучения в ВУЗе. Не вызывает сомнения, что позиция специалиста, его умение видеть проблемы семьи и изменять родительское отношение к ребенку имеют первостепенное значение для успешного развития ребенка с особыми нуждами.
Специальные исследования показали низкую готовность к взаимодействию с ребенком с отклонениями в развитии не только родителей, но и педагогов. Внимание специалистов часто концентрируется  на подлежащих коррекции недостатках, в то время как значение других характеристик, особенно эмоционально положительного отношения к ребенку  с особыми потребностями, упускается из виду.
У родителей наибольшую озабоченность  вызывают нарушения поведения, речи и динамики психических процессов. Родители значительно меньше значения придают нарушениям познавательной сферы, чем педагоги. Возможно, это  связано с застреванием родителей  на более ранних стадиях кризисных  переживаний, вызванных рождением  ребенка с отклонением в развитии, - на фазе, когда факт отклонения формально  признается, но эмоционально отвергается. В результате у них не происходит идентификации собственного ребенка с группой "особых" детей в целом. Такой защитный механизм мешает родителям адекватно воспринимать особенности развития своего ребенка. По-видимому, осознание возможностей своих детей происходит у них постепенно, и задача педагога и психолога - не форсировать его, а облегчить, используя щадящую терминологию, изменяя отрицательный стереотип и убеждая родителей в возможности успеха. В целом полученные данные показывают, с одной стороны, относительную устойчивость отрицательных стереотипов отношения к "особому" ребенку у лиц обследованных категорий, с другой - их определенную модификацию под влиянием профессионального образования. Последнее свидетельствует о важности эмоционально положительного взаимодействия с ребенком и его родителями, о необходимости вселять в них уверенность в возможность успеха, поддерживать их при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка с особыми потребностями.
Для создания в семье климата, способствующего развитию ребенка, специалисту прежде всего следует  проанализировать позиции, которые  занимают по отношению к ребенку  с ограниченными возможностями  его родители и ближайшие родственники, и лишь после этого избирать ту или иную тактику общения с  ними.
Традиционные представления  о детях с нарушениями интеллекта в последнее время значительно  изменились. Если раньше он мог вызвать  лишь сочувствие, то теперь он считается  равноправным. Если раньше он рассматривался как нуждающийся в помощи и  ухаживающей системе услуг, то теперь как независимый, но нуждающийся  в направлении и поддержке. С  учетом современного подхода необходимо изменить отношение родителей, специалистов и всего общества к ребенку  с ограниченными возможностями.
Особые психологические  проблемы возникают в семьях, имеющих  как больного, так и здорового  ребенка. Иногда родители предъявляют  явно завышенные требования к здоровым детям, требуя от них ухода за больным  и превращая его в "няньку". Свои потребности эти родители рассматривают  как наиболее приоритетные и уделяют детям мало времени и внимания. Иногда здоровым детям приходится прибегать к своеобразной психологической защите с целью компенсации. Это может приобретать характер дезадаптации.
Кроме того, психологическая  обстановка в семье может ухудшаться, когда у ребенка с отклонениями в развитии наряду с его основным дефектом могут проявляться эпизодические  или достаточно стойкие различные  осложняющие психические расстройства. Высокая частота этих осложнений, до 50% и выше, и крайне неблагоприятное  их влияние на общую адаптацию  как ребенка, так и членов семьи, обусловливают необходимость особого  внимания к ним родителей и  специалистов.
Для более успешного развития ребенка важен не только благоприятный  психологический климат в семье, который зависит от внутренних стратегий  адаптации, но и от успешности внешних  способов приспособления, в частности, сохранение активных контактов семьи  с друзьями, коллегами, с миром. Важно, чтобы семья не замыкалась в своем  горе, не уходила "в себя", не стеснялась своего больного ребенка.
Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития больного ребенка очень важна  адекватная адаптация семьи к  его состоянию.
Чем меньше ребенок, тем больше иллюзий удается сохранить родителям  относительно его дальнейших успехов  в развитии.
Большинство родителей маленьких  детей с умственной отсталостью  в первую очередь обеспокоены, сможет ли он обучаться в массовой школе. Они начинают обучать ребенка  чтению, письму, счету, организуют дополнительные занятия с педагогом, стремятся  дать ребенку такое количество информации, которое он не в состоянии осмыслить. При этом формированию социально-бытовых  навыков уделяется значительно  меньше внимания.
 
 
 
 
3. Проблема принятия ребенка, имеющего отклонения в развитии, родителями
 
Рождение больного ребенка  часто воспринимается как катастрофа, трагизм, которые родители сравнивают со скоропостижной смертью самого близкого человека.
Среди специалистов считается  общепризнанным, что переживания  семьи являются особенно «острыми»  в первое время после рождения ребенка. Их усилия в этот период направлены не только на диагностику и лечение  больного ребенка, но и на психологическую  помощь семье с целью смягчить первый удар и принять сложившуюся  ситуацию такой, какая она есть, ориентацией  родителей на активную помощь малышу. Тем не менее, в некоторых случаях  первые острые чувства, которые испытывают родители в форме шока, вины, горечи, никогда не исчезают совсем, они  как бы дремлют, являясь постоянно  частью эмоциональной жизни семьи. В определенные периоды семейного  цикла они вспыхивают с новой  силой и дезадаптируют семью. Поэтому семьи, имеющие дошкольников с отклонениями в развитии, нуждаются  в постоянной психологической помощи и поддержке.
Семья, имеющая ребенка  с отклонениями в развитии, на протяжении жизни переживает серию критических  состояний, обусловленных субъективными  и объективными причинами. Эти состояния  описываются самими родителями как  чередования «взлетов» и еще  более глубоких «падений». При тяжелых  отклонениях в развитии, обусловливающих  инвалидность ребенка, особенно тяжело переживается родителями период оформления ребенка в специализированные дошкольные учреждения. К сожалению, специалисты  часто недооценивают тяжесть  этого семейного кризиса по сравнению  с более ранними, связанными с  установлением диагноза, явными проявлениями отставания в развитии и констатацией крайне ограниченной возможности ребенка  к обучению.
Как показывает мировой опыт, благоприятный терапевтический  эффект на семьи, имеющие нестандартных  детей, могут оказывать ассоциации родителей. Обмен опытом, контакт с людьми, имеющими аналогичные проблемы, и их моральная поддержка позволяют супругам и особенно одиноким матерям избавиться от чувства одиночества, ненужности и незащищенности. Семейные ситуации перестают восприниматься ими как безысходные. Это, в свою очередь, предупреждает возможность ситуации отвержения больного ребенка и позволяет матери, наконец, ощутить так необходимые ей радости материнства. Супруги начинают понимать, что больной ребенок, как это ни парадоксально, может являться источником радости и способствовать их духовному и нравственному развитию. Они становятся гуманнее и мудрее, что отражается на их мировоззрении в целом. Супруги начинают осознавать, что все люди имеют права на существование, на любовь, насколько они совершенны, похожи или не похожи на других. Такое «прозрение» играет решающую роль в супружеских отношениях.
Известны семьи, в которых  один или оба родителя «нестандартного» ребенка становятся высококвалифицированными специалистами в области специальной  педагогики и психологии, пишут книги, делятся опытом с другими семьями  и полностью реализуют свои способности  в этой области.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4. Психологические аспекты компенсирующего воспитания дошкольника, имеющего отклонения в развитии
 
В семьях детей с отклонениями в развитии может преобладать  один из неправильных вариантов воспитания, а именно - воспитание в культе болезни. В этих случаях болезнь ребенка  становится смысловым центром жизни  всей семьи. Этот тип воспитания неблагоприятно отражается на личностном развитии ребенка  и психологическом климате всей семьи.
При адекватной оценке родители правильно ориентированы в индивидуально-психологических  особенностях ребенка; при динамической - характерна изменчивость родительской позиции и в соответствии с  этим изменчивость форм и способов общения с ребенком. При прогностической  оценке позиции родителей отражают их способность к предвидению  перспектив дальнейшего развития ребенка  и к пе
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.