На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Региональные особенности спроса на продовольственном рынке РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



                                           Введение
Рынок продовольствия представляет собой один из важнейших структурных компонентов рыночной экономики любой страны. Это объясняется рядом объективных причин: во-первых, значимостью и ролью продовольственных товаров в жизнеобеспеченности общества; во-вторых, особой ролью аграрного сектора в воспроизводственных процессах рыночной экономики; в-третьих, низкой ценовой эластичностью спроса на продовольствие.
Объектом исследования данной курсовой работы выступает спрос на региональном потребительском рынке продовольственных товаров, как важнейшая составляющая социально-экономического развития региона, влияющая на уровень и качество жизни населения.
Предметом исследования являются теоретические и методологические аспекты маркетингового управления спросом на продовольственном рынке региона. 
  Спрос на продукты питания реализуется на рынке продовольствия, функционирование которого определяется как уровнем и структурой предложения продуктов питания, так и динамикой спроса, в связи с чем, управление данным рынком является одной из важнейших социально-экономических задач государства, а развитие АПК, как жизнеобеспечивающей сферы, возведено в ранг приоритетного Национального проекта.
Острота проблемы удовлетворения платежеспособного спроса населения на продукты питания обусловлена современной экономической ситуацией, когда в результате структурной перестройки и сопутствующего ей кризиса сформировалась опасная зависимость страны от импорта продовольствия и существенно снизился жизненный уровень большинства населения, что сказалось на качестве питания и, как следствие, на показателях здоровья, продолжительности жизни и естественного прироста населения.
В сложившихся условиях кризис мировой экономической системы еще более обострил проблему удовлетворения платежеспособного спроса на продовольствие как в России в целом, так и в отдельных ее регионах, поставив и потребителей, и производителей продовольствия в еще более сложные условия оптимального экономического выбора.
Для решения проблемы обеспечения населения продовольствием и наиболее полного удовлетворения платежеспособного спроса необходимо формирование научнообоснованной национальной политики, направленной на развитие рынка продовольствия, так и региональной продовольственной политики, выстроенной с учетом региональных особенностей производства и потребления продуктов питания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Рынок продовольственных товаров как экономическая категория
1.1. Понятие рынка продовольственных товаров, его функции
   В современной экономической литературе встречаются различные трактовки понятия «рынок»,американский экономист Ф. Котлер характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. Экономисты Э. Додан и Д. Линсдей понимают под ним любое взаимодействие, в которое вступают люди для торговли друг с другом.
К. Макконнелл и С. Брю считают, что рынок – это инструмент или механизм, сводящий вместе покупателей (представляющих спрос) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг.Наиболее универсальной является
следующая формулировка:рынок – это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения продукции (товаров, работ, услуг) и характеризующаяся свободой хозяйствующих субъектов в выборе покупателей, продавцов, определении цен, формировании и использовании источников ресурсов.
    Продовольственный товар – это продукт, позволяющий удовлетворить физиологическую потребность человека в жизненной энергии, а также незаменимых веществах, что необходимо для обеспечения нормального функционирования его организма.
     Рынок продовольственных товаров – это целостная динамическая система рационального формирования и распределения продовольственных ресурсов первичной и вторичной переработки, обеспечивающая взаимодействие производителей и потребителей в установлении объемов и структуры производства, а также достижение и поддержание необходимых качества и цены продукции.
     Рынок продовольственных товаров делится на типы по характеру продукции и конкурентному поведению фирм.
      Первый тип – рынок сырьевых продовольственных товаров. Типичен для мукомольно-крупяной, сахарной и ряда других отраслей. Его характеризуют относительная однородность и стандартизированность продукции, реализация товаров крупными партиями.
         Второй тип – рынок продовольственных товаров высокой степени переработки. Продукция, реализуемая в этой рыночной группе, относится к разряду неоднородной, высокодифференцированной. Это табачные и кондитерские изделия, консервы, обширный ассортимент готовых к употреблению продуктов. Высокая степень дифференциации товаров означает, что по каждому виду продукции имеется широкий набор подвидов, марок и сортов с различными характеристиками качества. Но чем выше на рынке заменяемость товара, тем сильнее конкуренция и меньше возможностей для ценовых приоритетов. Важнейшим орудием конкурентной борьбы на таком рынке являются реклама и различные способы маркетинговых коммуникаций.Рынок этого типа обычно является олигопольным с несколькими лидирующими фирмами.Барьеры, препятствующие вхождению на такой рынок, очень высоки.
    Третий тип – рынок относительно однородной продукции с низкой степенью переработки (мясные полуфабрикаты и свежее мясо, молоко, свежие плоды и овощи и т. д.). Доступ на рынок этой группы товаров относительно свободный, ценообразование осуществляется на основе, близкой к конкурентному рынку.
      Четвертый тип – рынок продовольственного сервиса. Он включает все типы и классы предприятий общественного питания – от небольших буфетов и закусочных до дорогих ресторанов. Этот рынок специфичен и неоднороден. В нем можно выделить несколько подгрупп с различным уровнем сервиса и с ценообразованием, варьирующим от свободного рыночного до олигопольного.
         Рынок продовольственных товаров имеет несколько уровней. Он может быть локальным – для хлебопродуктов, свежего молока, цельномолочной продукции; региональным – для мясопродуктов, овощей и фруктов; национальным – для консервов и импортного продовольствия.В развитых странах рынок продовольствия представлен относительно большим числом фирм с высокой товарной дифференциацией. При этом четко выделяется группа фирм, занимающая доминирующее положение, Наряду с ценовой на рынке продовольствия большое значение имеет неценовая конкуренция, которую характеризуют интенсивная реклама, товарная дифференциация, а также улучшенные качество товаров и услуг.Рынок продовольственных товаров как система хозяйствования выполняет следующие функции:
1) Информационную. Через цены, процентные ставки и т. д. рынок дает участникам информацию об объективно необходимых количестве, ассортименте и качестве товаров (продуктов и услуг), которые следует поставлять. Это позволяет товаропроизводителям постоянно координировать собственное производство в связи с меняющимися условиями рынка;
2) Посредническую. Экономически обособленные производители и потребители в условиях общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В рамках рыночной экономики с достаточно развитой конкуренцией посредник имеет возможность выбрать наиболее приемлемого поставщика, а продавец – наиболее подходящего покупателя;
3) Ценообразующую. Рыночное ценообразование подчинено двум законам: закону стоимости и закону спроса и предложения. Согласно определению цена есть денежное выражение стоимости. Стоимость создается трудом. Но затраты труда на производство однородной продукции могут сильно варьироваться. Рынок решает эту задачу путем определения общественно необходимых затрат труда, то есть затрат, которые готов компенсировать покупатель. Действие закона спроса и предложения основывается на поведении продавца и покупателя. Первый стремится дороже продать свой товар. Чем выше цены на рынке, тем большую прибыль получает продавец, соответственно он будет стремиться наращивать объем. продаж при увеличении цены товара. Типичным поведением покупателя является удовлетворение своих потребностей по возможно более низкой цене. Чем ниже цена, тем больше покупатель готов купить товара. Акт купли-продажи не состоится, пока не установится взаимоприемлемая цена, которую называют равновесной, так как она уравновешивает спрос и предложение;
4) Регулирующую. Благодаря взаимодействию спроса и предложения рынок дает ответ на вопросы: Что производить? Для кого производить? Как производить?
5) Санирующую. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, не жизнеспособных хозяйственных единиц и дает простор более предприимчивым и эффективным. В результате повышается средний уровень устойчивости хозяйств в целом.
 
      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      1.2 Сегментация рынка продовольственных товаров
    Сегментация рынка заключается в разделении рынков на четкие группы покупателей (рыночные сегменты), которые могут требовать разные продукты и к которым необходимо прилагать разные маркетинговые усилия.
    Сегмент - это группа потребителей, характеризующаяся однотипной реакцией на предлагаемый продукт и на набор маркетинговых стимулов.
При сегментации рынка потребительских товаров используются такие критерии, как: географические, демографические, социально-экономические, психографические, поведенческие и др.
Географическая сегментация - деление рынка на различные географические единицы: страны, регионы, области, города и т.д.
Демографическая сегментация-деление рынка на группы в зависимости от таких характеристик потребителей, как: возраст, пол, семейное положение, жизненный цикл семьи, религия, национальность и раса.
Социально-экономическая сегментация предполагает деление потребителей по уровню доходов, роду занятия, уровню образования.
Психографическая сегментация- деление рынка на различные группы в зависимости от социального класса, жизненного стиля или личностных характеристик потребителей.
Поведенческая сегментация предполагает деление рынка на группы в зависимости от таких характеристик потребителей, как: уровень знаний, отношения характер использования продукта или реакции на него на него.
   Применительно к рынку продовольственных товаров применим географическую сегментацию по продовольственному признаку:
1) зерно, зерновые культуры, крупа, мука;
2) хлеб, хлебобулочные изделия;
3) мясо, мясопродукты, мясо птицы, рыба;
4) молоко, молочные продукты, сливочное масло;
5) масличные культуры, подсолнечное масло;
6) овощные культуры, картофель;
7) сахар, шоколад, кондитерские изделия;
8) чай, кофе;
9) спирт этиловый, алкогольные изделия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.3 Факторы спроса и предложения на продовольственном рынке РФ
  Основными элементами продовольственного рынка является спрос, предложение. Конкретные формы рыночных отношений проявляются в количественных и качественных отношениях основных элементов рынка. Под воздействием этих элементов формируются пропорции между производством и потреблением продовольственных товаров.
      Важнейшим элементом продовольственного рынка является спрос, так как в его основе лежат потребности людей. Отсутствие потребностей определяет отсутствие не только спроса, но и предложения, то есть отсутствие рыночных отношений вообще.
  Спрос подразделяется на реальный,удовлетворенный и неудовлеоворенный.
   Реальный спрос определяется суммой денежных средств,направленных на покупку продовольственных товаров при определенном уровне цен.
   Удоволетворенный(реализованный)спрос составляет основную часть платежеспособной потребности.Он меньше реального спроса на величину неудовлетворенного спроса на продовольственные товары.
   Спрос формируется под влиянием множества факторов,которые можно объединить в следующие группы:
- экономические факторы:уровень развития производства продовольственных товаров,денежные доходы населения,уровень розничных цен и их соотношение,степень достигнутой обеспеченности населения продуктами питания и др.;
- социальные факторы:социальная структура общества,профессиональный состав населения,уровень развития культуры и др.,
- демографические факторы:численность насиления,соотношение между городским и сельским насилением,размер и состав семьи;
- природно-климатические факторы:географические и экономические условия,традиции,условия быта и т.п;
- политические факторы,непредвиденные чрезвычайные ситуации.
     Влияние указанных групп факторов на формирование спроса неодинаково.При переходе к рынку Российской  Федерации наибольшее влияние оказывают экономические факторы.
      Спрос отражает объем и структуру потребностей рынка в определенной продукции, которую потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене.
   Спрос характеризуется объемом, потребительским потенциалом, структурой, эластичностью, сезонностью.
Объем спроса зависит от следующих факторов:количества населения (N);
структуры потребностей населения (Wi) – доля затрат на потребление i-го продукта в обшей структуре затрат; уровня доходов потребителей (Z);цены на продукты (Рi – цена единицы i-го продукта).
Спрос (D) рассчитывается по формуле:
D = N Wi Z / Р i
При изучении спроса необходимо различать понятия «потребление» и «спрос». Под потреблением понимают физический объем реально потребленных продуктов питания. М. Трейси определяет спрос как обеспеченное деньгами желание потребителя приобрести некоторое количество продуктов питания.
Общий спрос на продукцию на стадии потребления внутри страны должен быть идентичным сумме спроса отдельных индивидуумов.
Спрос учитывается в количественной и стоимостной формах.
      Количественно спрос может оцениваться в физических единицах. Однако такая оценка для продуктов питания в целом или отдельных их групп (например, суммирование растительных или животных продуктов) не имеет смысла, В этом случае динамика количественного спроса прослеживается по агрегированным продуктам путем определения стоимостного объема.
         Стоимостный спрос – это объем потребленной продукции, умноженный на текущую рыночную цену.
Суть закона спроса заключается в следующем: чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателя; и наоборот, чем ниже цена товара, тем выше спрос на него.
На рынке продовольственных товаров действие закона спроса ограничено одной из его особенностей –неподвижность производственного процесса, то есть невозможностью его быстрого приспособления к изменениям конъюнктуры рынка, так как источник ресурсов для производства продовольственных товаров, сельское хозяйство, является относительно малоэластичным в зависимости от цен.
  Предложение представляет собой совокупность определенной продукции, поступающей на рынки.
Закон предложения: если цена на продукцию снижается, то количество этого продукта, поступающего на рынок, сокращается.
Для рынка продовольственных товаров это не является безусловным, так как сельскохозяйственное производство зависит от почвенно-климатических и метеорологических условий.
Величина предложения зависит от следующих факторов:
- стоимость единицы товара;
- потребность в данном товаре на рынке в определенный период времени;
- уровень конкуренции в данной отрасли;
- рентабельность товара;
- налоговая политика и политика торговых агентов.
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Особенности спроса на продовольствие на Российском рынке
2.1 Факторы формирования спроса на продовольственном рынке России
     Спрос на продовольствие на Российском рынке весьма разнообразен. На это влияют, в основном, динамика доходов и национальные предпочтения. Процесс формирования покупательских предпочтений имеет ярко выраженный региональный аспект, структура потребления регионов неоднородна.
        Первую теорию о функциях и размещении системы населенных пунктов (центральных мест) в рыночном пространстве выдвинул В. Кристаллер в своем труде «Центральные места в Южной Германии», опубликованном в 1993 году. Центральными местами В. Кристаллер называет экономические центры, которые обслуживают товарами и услугами не только себя, но и население своей округи (зоны сбыта). Согласно В. Кристаллеру, зоны обслуживания и сбыта с течением времени имеют тенденцию оформляться в правильные шестиугольники, а вся заселенная территория покрывается шестиугольниками без просвета. Благодаря этому минимизируется среднее расстояние для сбыта продукции или поездок в центры для покупок и обслуживания. Теория Кристаллера объясняет, почему одни товары и услуги должны производиться (предоставляться) в каждом населенном пункте (продукты первой необходимости), другие - в средних поселениях (обычная одежда, основные бытовые услуги и т.п.), третьи - только в крупных городах (предметы роскоши, театры, музеи и т.п.)
Также фактором  действующим на различное региональное формирование спроса является разница между природно - климатическими зонами. Климат в России изменяется от морского на крайнем Северо - Западе до резко континентального в Сибири и муссонного на Дальнем Востоке. Средняя температуры в январе от 0 до -50С, в июле от 1 до 30С. Осадков от 150 до 2000 мм в год. На территории России располагаются зоны: арктическая пустыня, тундровая, лесотундровая, лесная, лесостепная. Все эти данные имеют немалое влияние на продовольственный спрос.Например, такой вид потребления, как жаждоутоляющие напитки (минеральная вода, «Pepsi», «Fanta» и т.п.). В данном случае больший спрос имеет место в тех природно-климатических зонах, где климат более жаркий. Географические особенности сильно влияют на структуру спроса.
Географические условия необходимо учитывать не только при прогнозировании спроса, но и при производстве товара (его конструктивные особенности различны для каждого региона).Например, практически все автомобилестроительные концерны поставляют в Россию автомобили приспособленные для российских условий.
В России очень сильно развиты национальные предпочтения. Любой рынок с точки зрения маркетинга состоит из покупателей, которые отличаются друг от друга по своим вкусам, желаниям и потребностям. Главное же то, что все они приобретают товары, руководствуясь совершенно разными мотивами, поэтому необходимо понимать, что при разнообразии спроса, да еще в условиях конкуренции, каждый отдельный человек будет неодинаково реагировать на предлагаемые товары и услуги. Так, например, ряд потребителей предпочитают высококачественные товары и готовы заплатить соответствующую цену, тогда как другие имеют возможность приобрести товар с приемлемыми потребительскими характеристиками по невысокой цене. Может оказаться и так, что среднее количество и набор свойств при средней цене не удовлетворит ни одну из групп потребителей. В связи с тем, что в России живут более 100 национальностей, сказывается и динамика спроса на продовольствие.Имеет место и немалая доля потребителей, занимающихся дачными, огородными угодьями, а также жителей деревень, поселков, имеющих сельское хозяйство. Не только доходы от личного подсобного хозяйства, огородов, дач представляются от реализации излишков продовольственной продукции, но и в виде натуральной продукции, которая потребляется в семье, занимавшейся выращиванием этой продукции. Развитие личных подсобных хозяйств оказывает влияние не только на бюджет семей, которые ведут эти хозяйства. Они существенно помогают тем семьям, которые приобретают их продукцию.
При формировании спроса на продовольственном рынке целесообразно использовать рекламу,присутствие на рынке большой совокупности взаимозаменяемых и сопутствующих товаров делает крайне важным, для успешной реализации, наличие конкурентных преимуществ продукта, выгодно отличающих его от аналогов. Как правило, любой товар, попадающий на рынок, несет с собой определенное информационное поле, представляющее из себя совокупность сведений о свойствах, особенностях, преимуществах и недостатках данного продукта. Эту информацию используют и сравнивают покупатели, ориентированные на данный тип товаров. Покупатель испытывает сразу несколько воздействий со стороны рыночных информационных компонент. Наиболее явное - навязчивое и объемное - со стороны рекламы. Эта компонента является самой привычной для покупателя. Продукт, который не сопровождает реклама (пусть самая примитивная) становится исключением. Потоки рекламы, обрушивающиеся на современного потребителя, на столько велики и многочисленны, что он зачастую начинает оценивать их не по информационной, а по эмоциональной составляющей. В этой ситуации начинает выигрывать реклама утонченная, эстетическая, поданная с юмором и высоким профессионализмом. При этом в большинстве своем, потребитель ясно осознает цель рекламы - сформировать хороший образ продукта и допускает, что рекламодатели вполне могли пойти на преувеличение положительных товарных качеств и замалчивание нежелательных проявлений. Это заставляет его относиться к рекламному давлению с определенным сомнением.
   Классификация спроса по покупательским намерениям открывает широкие возможности направленного воздействия продавца на покупателя как способами рекламы, так и методами непосредственного влияния продавца на выбор покупки. Определенная часть покупателей (по некоторым расчетам около четверти) поддается психологическому нажиму, активно реагирует на магазинную демонстрацию товаров. Из этого вытекает необходимость оптимального размещения товара в магазине, обеспечения доступности товара для осмотра и испытания, оригинальности и красочности экспозиции, и ее информативности (мерчендайзинг).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
              2.2 Анализ спроса на продовольствие в различных регионах России
Развитие регионов происходит крайне неравномерно. Существуют разные регионы, города с различной скоростью развития и возможностями.
Средний объем потребления продуктов питания в России составляет 3000 руб. на человека в месяц. Тем не менее в стране немало регионов, где уровень потребления гораздо выше – их можно назвать горячими. Это Тюменская и Самарская области, Ханты-Мансийский округ, а также ряд регионов, где уровень затрат на продукты питания значительно выше среднероссийского, например Республики Коми и Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий и Чукотский округа, Сахалинская, Камчатская и Магаданская области.
  Существует также много регионов, которые имеют долю на рынке России в 1,5–2 раза выше, чем в среднем, - это ключевые регионы. В первую очередь, речь здесь идет о Санкт-Петербурге, Московской, Нижегородской, Ростовской, Челябинской областях, Красноярском и Краснодарском краях и т.д. Такие регионы составляют экономический остов России и занимают каждый более 1,5% от общего объема годовых продаж. В целом надо отметить, что сейчас динамика развития регионов начинает опережать динамику развития Москвы.Например потребление напитков в южных регионах выше .чем в остальных,что обусловлено  более жарким климатом. Структура потребления продуктов питания в домашних хозяйствах по субъектам Российской Федерации приведена в таблице 1,данные Федеральной службы государственной статистики
«Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах в 2010 году»(Приложение).Судя по данным таблицы наибольшее потребление хлеба и хлебобулочных изделий выше всего в Северо-Кавказском
Федеральном  округе.Лидером по потреблению картофеля стал Сибирский
федеральный округ.С остальными данными можно ознакомится в таблице               1
 
 
            3.Эластичность спроса на продовольственном рынке
                3.1 Виды эластичности
Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность спроса позволяет измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов.
Виды эластичности
Различают эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, а также перекрестную эластичность по цене 2х товаров.
Эластичность спроса по цене
Эластичность спроса по цене показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:
Наличие товаров конкурентов или товаров заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);
Незаметное для покупателя изменение уровня цен;
Консерватизм покупателей во вкусах;
Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);
Удельный вес товара в доходах потребителя (чем больше доля цены товара в доходах потребителя, тем выше эластичность).
В зависимости от этих показателей различают:
Совершенно неэластичный спрос              Ep(D) = 0              объем спроса не меняется при изменении цены (товары первой необходимости).
Неэластичный спрос              Ep(D) < 1              когда объем спроса изменяется на меньший процент, чем цена (товары повседневного спроса, товар не имеет замены).
Единичная эластичность спроса              Ep(D) = 1              изменение цены вызывает абсолютно пропорциональное изменение объема спроса.
Эластичный спрос              Ep(D) > 1              объем спроса изменяется на больший процент, чем цена (товары, не играющие важной роли для потребителя, товары, имеющие замену).
Совершенно эластичный спрос              Ep(D) = ?              объем спроса не ограничен при падении цены ниже определенного уровня. Эластичность спроса по цене, ценовая эластичность спроса (price elasticity of demand) — относительное изменение объема спроса при изменении цены на 1 %. , где Q - спрос(количество); P - цена.

Эластичность спроса по доходу
Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она зависит от следующих факторов:
Значимость товара для бюджета семьи.
Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости.
Консерватизм во вкусах.
  Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. Есть товары, спрос на которые обратно пропорциональны доходам потребителей. К ним относятся некоторые виды продовольствия(дешевая колбаса, приправа).Формула для расчета эластичности спроса по доходу:

E — Elasticity (эластичность); Q — Quantity (количество); P — Price (цена); d — Дельта; I — Income (доход).
Товар считается нормальным, если эластичность по доходу положительна (E>0).Если 0<E<1, то спрос на товар растет медленнее, чем доход. Таким показателем эластичности характеризуют товары первой необходимости.
Спрос на товар растёт быстрее дохода в том случае, если E>1. Свойственно предметам роскоши.
Перекрёстная эластичность спроса
Перекрестная эластичность показывает процентное изменение спроса на товар A относительно изменения цен на товар B.
Формула для расчета:

Если  , то перед нами взаимозаменяемые блага (субституты), если , то блага взаимодополняемые. Чем больше эластичность спроса на благо, тем выше степень заменяемости благ (если , то A и B – совершенные субституты). И наоборот, чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость (если , то мы имеем пример жесткой взаимодополняемости).
        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
         3.2 Расчет эластичности спроса на примере хлебобулочных изделий
Допустим, что небольшая булочная выпекает батоны и продает их по свободной цене. Чем ниже будет выбрана цена, тем большее количество батонов булочная сможет продать. Зависимость цены и объема продаж известна (табл. 1). Нас интересует, какова эластичность спроса и как ее измерить в различных интервалах, выбранных нами для анализа.
Таблица 1 Расчет коэффициента ценовой эластичности спроса
 

и т.д.................


Количество проданных батонов шт.
Цена, руб.
Выручка, руб.
             
Коэффициент эластичности
500
20
10000
-
1000
19,5
19500

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.