На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Свойсво личности агрессивность

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Содержание
Введение
         Определение свойства личности - «Агрессия»
    Методы исследования агрессивного поведения
      Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири
      Методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки
      Тест Г. Роршаха
      «Тест руки» Э. Вагнера
      Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга
      Личностные шкалы измерения агрессии
    Анализ методик диагностики агрессивности, сходства и различия
    Типы личности дифиринцируемые по уровню выраженности агрессии
Список Литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение
      В данной работе, я хочу рассмотреть  понятия агрессии и методы оценки агрессивного поведения личности.
      Агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения.
      В наше время агрессия является предметом активных научно-практичных исследований. Психологи отмечают, что в наше время мало кто оказывается в состоянии реально управлять собственной агрессивностью.
          Чтобы понять сущность агрессии, необходимо точно сформулировать сам термин. Многие авторы сходятся в определении агрессии как любой формы поведения, которая направлена на то, чтобы причинить другому физический или психологический ущерб. Данное определение достаточно общее,  и его принимает сегодня все большее число исследователей. Однако на сегодняшний момент оно не является общепринятым и термин  «агрессия»  имеет множество определений и пониманий, как в научных трудах, так и в обыденной речи. 

    Определение свойства личности - «Агрессия»
     1.1. Определение из Краткого психологического словаря/ Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского; ред.-составитель Л. А. Карпенко.— 2-е изд., расширенное, испр. и доп.— Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998.
     Агрессия (от лат. aggredi — нападать) — целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. д. Агрессия объединяет такие разнообразные акты поведения, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, вплоть до убийств и самоубийств. Агрессивные действия могут выступать как средство достижения какой-либо цели (инструментальная Агрессия), как способ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности, как форма самореализации и самоутверждения.
     Выделяются  следующие виды Агрессии: 1) физическая Агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица или объекта; 2) вербальная — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятия, ругань); 3) прямая Агрессия — непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта; 4) косвенная Агрессия — действия, направленные окольным путем на другое лицо — злобные сплетни, шутки и т. п., а также действия, характеризующиеся не направленностью и неупорядоченностью — взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.; 5) аутоагрессия — проявляющаяся в самообвинении, самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений и самоубийстве; 6) враждебная Агрессия — выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту; 7) инструментальная Агрессия, являющаяся средством достижения какой-либо цели. 

     1.2. Определение из Большого психологического словаря/ Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Издательство: Прайм-Еврознак,  Год: 2003.
Агрессивность  (лат. aggressio – нападение). Склонность некоторых психически больных к нападению на окружающих и нанесению им телесных повреждений, к разрушительным действиям. Объектом агрессии могут оказаться и неодушевленные предметы. Чаще всего возникает в результате галлюцинаторных и бредовых переживаний, импульсивных поступков кататоников. Наблюдается и при состояниях нарушенного сознания. 

1.3. Определение из Словаря практического психолога/Автор: Головин С.Ю./Интернет консультант.
Агрессивность - устойчивая черта личности - готовность к поведению агрессивному (по-видимому, агрессивность между особями одного вида существует у большей части приматов). Ее уровни определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшие из коих - нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. Важная роль принадлежит и таким ситуативным переменным: истолкованию намерений окружающих, возможности получения связи обратной, провоцирующему влиянию оружия, и пр.
         Рассмотрев определения терминов, в своей работе я буду опираться на обозначение, где агрессия – это мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящие вред, причиняющие боль и страдание людям. Термин «агрессия» будет использоваться лишь для обозначения крайних форм – намеренного стремления причинить серьезный физический ущерб другому человеку. Так же в данной работе, под «агрессией» мы будем понимать «агрессию» как несправедливость, обиду, дурное обращение и тому подобное,  так как эти формы поведения могут быть вызваны намеренным стремлением причинить ущерб другому человеку. 

    Методы  исследования агрессивного поведения
     Научное исследование агрессивного поведения порождает ряд проблем, потому что интересующее исследователя поведение опасно. Недопустимо применять методы исследования, при которых люди могут причинить друг другу вред. Поэтому для исследования агрессии безопасным и одновременно строго научным способом разработаны методики, позволяющие изучать агрессию, не причиняя никому реального вреда.
     В своей работе я рассмотрела такие методы оценки агрессивного поведения, как:

2.1. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

     Методика создана Т. Лири, Г. Лефорджем, Р. Сазеком в 1954 году. Была предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При исследовании межличностных отношений выделяются два фактора: доминирование подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессе межличностного восприятия. Для представления основных социальных ориентаций Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены 4 ориентации: доминирование-подчинение и дружелюбие-враждебность. 
Схема Лири основана на предположении, что чем ближе результаты опрашиваемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. По специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие. Анализ данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей.

     Т. Лири проходил проверку на валидность конструктную путем сопоставления с данными обследования по Миннесотскому многоаспектному личностному опроснику. Была установлена достоверная связь между типами интерперсонального поведения, выделенными Т. Лири, и некоторыми клинически определенными состояниями, проявляющимися аналогичными поведенческими характеристиками, отраженными и в профилях MMPI. Имеются данные о наличии связи факторов Т. Лири с некоторыми показателями «Шестнадцати личностных факторов» опросника. Исследование факторной валидности показало, что исследуемые показатели связаны с двумя биполярными факторами: «доминантность—подчиненность» и «дружественность—враждебность». Это привело к заключению о зависимости стилей интерперсонального поведения от указанных факторов. Комбинация этих факторов в наибольшей степени определяет вид дискограммы, разделенной на квадранты вертикальным вектором (доминантность— подчиненность) и горизонтальным вектором (дружественность—враждебность). Надежность ретестовая (интервал ретеста — 10 дней) колеблется по отдельным показателям от 0,63 до 0,81. Коэффициенты внутренней согласованности для факторов, полученных в ходе исследования при установке испытуемому дать оценку собственного «Я*, имеют значения от 0,35 до 0,72, а в случае моделирования идеала «Я» — от 0,16 до 0,66.

2.2. Методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки.

     А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Авторы данного теста считают, что агрессивность имеет количественную и качественную характеристику. Как всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного значения. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Иначе это будет пассивная и конформная личность. Чрезмерное развитие агрессивности определяет весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. 
         Исходя из этого, авторы делят агрессивные проявления на два типа: 
мотивационная агрессия, как самоценность; 
инструментальная - как средство. 
        Определив уровень таких деструктивных тенденций. Можно с большей вероятностью прогнозировать возможность проявления агрессивности. 
        А. Басс разделил понятия агрессии и враждебности и определил последнюю как "…реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности А.Басс и А.Дарки выделили следующие типы реакций: 
Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица; 
Косвенная агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. 
Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). 
Негативизм - оппозиционна манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. 
Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. 
Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют нанести тебе вред. 
Вербальная агрессия - выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных ответов. 
Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. 
         Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет". Ответы оцениваются по восьми указанным шкалам. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 = - 4, а враждебности 6,5+ - 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности. 
Опросник Баса Дарки следует использовать в совокупности с другими методиками: личностными тестами (Кеттел, Спилберг), проективными методиками (Люшер) и т.д.

     Данная  методика широко распространена в зарубежных исследованиях, в которых подтверждаются его высокие валидность и надежность. Оспросник используется и в отечественных работах (С. Н. Ениколопов, 1989 и др.), однако данные о его стандартизации на отечественных выборках не указываются. Отмечается, что в ситуации экспертизы опросник не защищен от искажений , а достоверность результатов зависит от доверительности в отношениях испытуемого и психолога.

2.3. Тест Г. Роршаха.

     При исследовании выраженности черт враждебности и агрессивности применяется тест Роршаха. Данная методика оценки агрессивности создана Г. Роршахом в 1921 г. По своей популярности в психодиагностических исследованиях личности занимает ведущее место среди других проективных методик (библиография включает около 11000 работ).
     Стимульный  материал состоит из 10 стандартных  таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными (слабоструктурированными) изображениями (т. н. «пятна» Роршаха).
     Основным  теоретическим предположением Г. Роршаха является то, что активность индивидуума определяется как внутренними, так и внешними побуждениями. Сообразно такому пониманию причин активности (в которой личность выражается тем отчетливее, чем менее стереотипны вызывающие ее стимулы), автор вводит понятия интроверсии и экстратенсии, соответствующие совокупности определенных черт, связанных с преобладающим видом активности. Экстратенсивный тип — это такой тип личности, который преимущественно обусловливает свое поведение причинами, лежащими вне его «Я», а интровертированный строит свою деятельность, исходя из внутренних, присущих его «Я» интенций. Здесь следует заметить, что содержание рорша-ховских понятий экстратенсии и интроверсии не полностью совпадает с таковым у других психологов, использовавших их в своих работах (К. Юнг, Г. Айзенк и др.). Соотношением между параметрами интроверсии и экстратенсии определяется «тип переживания - важнейший показатель теста Роршаха. Тип переживания указывает на то, «как», а не «что» переживает индивидуум, как он взаимодействует с окружением.
     Помимо  установления общей направленности личности («тип переживания») теста Роршаха позволяет получить диагностические данные о степени реалистичности восприятия действительности, эмоциональном отношении к окружающему миру, тенденции к беспокойству, тревожности, тормозящей или стимулирующей активность индивидуума. Диагностические показатели теста Роршаха. не имеют строго однозначного психологического значения. Однозначность достигается непосредственным контактом с обследуемым, его углубленным изучением. Дифференциально-диагностическое значение данных, получаемых при использовании теста Роршаха, тем определеннее, чем большая совокупность показателей, относящихся к конкретной задаче, изучается.
     Несмотря  на то что и по настоящее время нет завершенной теории, связывающей особенности интерпретации стимулов с личностными характеристиками, валидность теста Роршаха доказана многочисленными исследованиями. Специальными исследованиями 80-90 гг. подтверждена и высокая надежность ретестовая как отдельных групп показателей теста, так и методики в целом (Дж. Экснер, 1980, 1986 и др). Развитие теста Роршаха привело к появлению шести наиболее известных в мировой психодиагностической практике схем анализа полученных результатов, которые имеют как формальные, так и интерпретативные различия. Известны тесты «чернильных пятен», разработанные по образцу теста Роршаха, его модификации для проведения группового обследования. 

2.4. «Тест руки» Э. Вагнера.
     Из  проективных методик для исследования агрессивности применяется также «тест руки» Э.Вагнера.
     Данная  методика была публикована Б. Брайклином, 3. Пиотровским и Э. Вагнером в 1961 г. (идея теста принадлежит Э. Вагнеру) и предназначена для предсказания открытого агрессивного поведения.
     Стимульный  материал теста Роршаха — стандартные 9 изображений кистей рук и одна пустая таблица, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия, Изображения предъявляются в определенных последовательности и положении. Обследуемый должен ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек, рука которого принимает такое положение). Помимо записи ответов регистрируется положение, в котором обследуемый держит таблицу, а также время с момента предъявления стимула до начала ответа.
     Оценка  полученных данных осуществляется по следующим 11 категориям: 1) агрессия — рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет; 2) указания — рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими людьми; 3) страх — рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе; 4) привязанность — рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям; 5) коммуникация — ответы, в которых рука общается, контактирует или стремится установить контакты; 6) зависимость — рука выражает подчинение другим лицам; 7) эксгибиционизм — рука разными способами выставляет себя напоказ; 8) увечность — рука деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям; 9) активная безличность — ответы, в которых рука проявляет тенденцию к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека или людей, однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилия; 10) пассивная безличность — также проявление тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука не изменяет своего физического положения; 11) описание — ответы, в которых рука только описывается, тенденция к действию отсутствует.
     Ответы, относящиеся к первым двум категориям, рассматриваются авторами как связанные с готовностью обследуемого к внешнему проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению. Четыре последующие категории ответов отражают тенденцию к действиям, направленным на приспособление к социальной среде, вероятность агрессивного поведения незначительна. Количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается путем вычитания суммы «адаптивных» ответов из суммы ответов по первым двум категориям.
     Э. Вагнер (1978) на основе изучения работ, выполненных с помощью теста Роршаха, сделал вывод о его высокой валидности и надежности. В 90-е гг. тест приобрел популярность в СНГ, русскоязычный адаптированный вариант издан ГП ИМАТОН (Санкт-Петербург). 

2.5. Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга.
     Предложена  С. Розенцвейгом в 1945 г. на основе разработанной им теории фрустрации (от латинского — обман, тщетное ожидание, расстройство).
     Стимульный  материал стоит из 24 рисунков, на которых  изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации переходящего типа. Персонаж произносит слова, которыми описывается фрустрация собственная или другого индивидуума. Над одним из персонажем, имеется пустой квадрат, в который обследуемый должен вписать первый пришедший на ум ответ. Черты и мимика персонажей в рисунках отсутствуют. Изображенные на рисунках ситуации достаточно обыденны и могут быть разделены на две группы: 1) ситуации-препятствия, или, по терминологии С. Розенцвейга, «эгоблокинговые». Здесь какое-либо препятствие или действующее лицо обескураживает, сбивает с толку, фрустрирует любым прямым способом; 2)ситуации обвинения, или «суперэгоблокинговые». В этих ситуациях персонаж,  обвиняется в чем-либо или его привлекают к ответственности.
     Оценка  полученных ответов, в соответствии с теорией С. Розенцвейга, осуществляется по направлению реакции (агрессии) и ее типу.
     По  направленности реакции подразделяются на: а) экстрапунитивные - реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации и подчеркивается ее степень, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица; б) интропунитивные - реакция направлена на самого себя с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению; в) импунитивные - фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем; обвинение окружающих или самого себя отсутствует. Для обозначения экстрапунитивной, интропунитивной и импунитивной направленности в общем, без учета типа реакции.
     В соответствии с теорией С. Розенцвейга фрустрация возникает в тех случаях, когда организм встречает более или менее существенные препятствия на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности. Защита организма во фрустрирующих ситуациях осуществляется на трех уровнях: клеточном (действие фагоцитов, антител и т. п.), автономном -защита организма в целом от физических «агрессий» (соответствует в психологическом плане состояниям страха, страдания, а в физиологическом - изменениям, происходящим в организме при стрессе), кортикальном, психологическом уровне, на котором и осуществляется выделение соответствующих типов и направленности реакций личности. Хотя теории С. Розенцвейга присуща расширенная трактовка фрустрации, вбирающая в себя понятие стресса,. предназначена прежде всего для диагностики особенностей поведения в ситуациях, связанных с появлением трудностей, помех, препятствующих достижению цели.
     Будучи достаточно структурированной, направленной на определенную область поведения и обладая относительно объективной процедурой оценки, более доступна статистическому анализу, нежели большинство проективных методик. По имеющимся в зарубежной литературе данным, коэффициент надежности ретестовой составляет 0,60-0,80. Достаточно высока валидностью.
     Разработан  вариант для обследования детей в возрасте от 4 до 14 лет (С. Розенцвейг, 1948). Возможно групповое обследование. Имеются модификации предназначенные для изучения отношения к национальным меньшинствам, проблемам сохранения мира и др. В СССР использовался для дифференциальной диагностики неврозов, при прогнозировании общественно опасных действий психически больных (Н. В. Тарабрина, 1973). Имеются нормативные данные, полученные на выборке студентов вузов (К. Д. Шафранская, 1976). В настоящее время в СНГ тест является весьма популярным инструментом изучения личности. 

2. 6. Личностные шкалы измерения агрессии.
     Шкала ориентации гнева (Шпилберген, Джонсон, Рассел). Создана в 1985 году. Использует две субшкалы - "гнев внутрь", указывающий на подавление гнева, и "гнев наружу", измеряющую выражение гнева. Общий счет свидетельствует об уровне гнева в общем, независимо от его направленности. Валидность данной шкалы подтверждается корреляцией между стилем ориентации гнева и другими мерами гнева. 
       Шкала враждебности Кука и Медли создана в 1954 году. Это часть батареи субтестов, разработанных для измерения установок учителей. Эта шкала состоит из вопросов, заимствованных в MMPI. Обладает адекватной устойчивостью, существуют некоторые ограниченные подтверждения ее валидности. 
         Шкала проявлений враждебности (Сигела) состоит из вопросов MMPI, отобранных клиническими психологами. Эта шкала, разработанная для измерения враждебности, не содержит в своих вопросах открытых упоминаний о враждебности. Хорошая внутренняя согласованность. 
        Шкала сверхконтролируемой агрессии (Мегарджи) составлена из вопросов MMPI, предназначенных для выявления лиц с хроническим сверхконтролем - то есть крайне подавленных в своем проявлении агрессии, но склонных к необузданному насилию при экстремально сильной провокации. Внутренняя согласованность данной шкалы невысокая, но Мегарджи с коллегами утверждают, что на так же хороша, как и большинство нестандартных MMPI шкал. Было проведено много исследований валидности шкалы, как Мегарджи с коллегами, так и другими психологами. Данная шкала выявляет различие между группами склонных и не склонных к насилию и коррелирует в неожиданной степени с другими мерами самоконтроля, агрессии и социального отчуждения. 
          Шкала гнева как состояния-свойства (Шпилбергер, Якобс, Рассел) измеряет состояние гнева (то есть эмоциональное состояние или настроение, включающее в себя чувство напряжения, досады, раздражения, злобы и ярости с сопутствующими активацией или возбуждением периферической нервной системы) и свойство гневливости (то есть индивидуальные различия в том, как часто возникает состояние гнева). У данной шкалы хорошая внутренняя валидность, которая подтверждается корреляцией с мерами враждебности и агрессивности .
 

    Анализ  методик диагностики  агрессивности, сходства и различия.
     К непосредственным, прямым способам измерения  агрессивности относится специально разработанный опросник Басса-Дарки. Данный опросник достаточно широко используется для изучения различных форм агрессивных и враждебных реакций. По мнению многих исследователей, опросник Басса-Дарки является одной из немногих наиболее часто применяемых в западной психологии относительно компактных, валидных и достоверных методик для фиксации агрессии, для ее количественной индексации, а также для выявления ее основных поведенческих компонентов.
     Не  смотря на высокую валидность таких  методов оценки как опросник Басса-Дарки, шкала агрессивности из теста Т. Лири, они не позволяют дифференцировать агрессивное поведение и агрессивные свойства личности, во-вторых, многие положения опросников и даже субшкалы (например, чувство вины) нельзя отнести к характеристике агрессивного поведения.
     В практике зарубежных и отечественных психологов широкое распространение для оценки склонности к агрессии и агрессивности получило применение теста Роршаха. Следует отметить, что для одних исследователей связь между агрессивностью, выявляемой с помощью теста Роршаха, с одной стороны, явно агрессивных поведением, с другой стороны, представляется отрицательной, другие вовсе не рассматривают зависимости.
     Из  проективных методик для исследования агрессивности применяется также «Тст руки» Э.Вагнера и фрустрационный тест Розенцвейга. Данные тесты используются при изучении агрессивности. Однако применение этих методик не всегда выявляет соответствие диагносцируемого свойства наблюдаемому поведению. «Тест руки» был предложен в 1962 г. американскими психологами Б. Брикманом, З. Пиотровским и Э. Вагнером для оценки вероятности проявлений агрессивных тенденций в поведении. В нашей стране тест был адаптирован С.И. Ериной и Н.А. Колесниченко в 1994 году. Тест предназначен для оценки способности субъекта к деструктивным формам гетероагрессии. В результате адаптации было показано, что тест хорошо дифференцирует преступный и непреступный контингент.
     Применение  теста Розенцвейга для диагностики  агрессивности, позволяет выявить, во-первых, устойчивые характеристики фрустрационных реакций испытуемого, т.е. направленность агрессии (либо на окружающую среду, либо на себя, либо человек может занять своеобразную примиренческую позицию – отсутствие агрессии); во-вторых, тип реакций, которые можно понимать как цель агрессивного поведения (преодоление препятствия, самозащита своего «Я», адекватное реагирование, цель которого – разрешение фрустрационной ситуации). Кроме того, он дает представления о ведущем способе агрессивного поведения. Методики Розенцвейга (экстрапунитивных, внешнеобвинительных реакций) тесно связан с возможной агрессией. Детский вариант теста Розенцвейга, безусловно, применим, для изучения агрессии умственно отсталых школьников, об этом свидетельствует исследование Д.И. Бойкова.
     Таким образом, применение различных психодиагностических методик для исследования агрессивного поведения школьников может давать неоднозначные результаты. Следовательно, для диагностики агрессии необходимо использовать систему взаимодополняющих методик, соответствующих цели и задачам исследования, адекватных для обследования определенных категории лиц. Наиболее приемлемыми методами диагностики агрессии, считается метод наблюдения, так как он позволяет выявлять агрессивные действия в естественных условиях; невербальные проективные методы, в том числе рисуночные, ибо они определяют скрытые агрессивные тенденции. Применение опросников для диагностики агрессии, порой не всегда позволяет получить достоверную информацию из-за трудностей восприятия и понимания содержания вербального материала. 
 

    Типы  личности дифиринцируемые  по уровню выраженности агрессии.
     Автор двухфакторной модели личности Г. Айзенк в качестве показателей основных свойств личности использовал экстраверсию, интроверсию и нейротизм (позднее  Айзенк ввел еще одно измерение личности - психотизм, под которым понимал  склонность субъекта к агрессии, жестокости, аутизму, экстравагантности, демонстративности). В общем смысле экстраверсия - это направленность личности на окружающих людей и события, интроверсия - направленность личности на ее внутренний мир, а нейротизм - понятие, синонимичное тревожности, - проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность.
     Экстраверт, по сравнению с интровертом, труднее  вырабатывает условные рефлексы, обладает большей терпимостью к боли, но меньшей терпимостью монотонным действиям, чаще отвлекается во время работы и т. п. Типичными поведенческими проявлениями экстраверта являются общительность, импульсивность, и недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, несдержан, стремится к развлечениям, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен. У данного типа личности средняя выраженность агрессивного поведения. Данному типу порой свойственно проявить агрессивный настрой для достижения своих целей, либо наоборот в не успеха. Не смотря на это агрессия достаточно сдержанная.
     У интроверта преобладают следующие  особенности поведения: он часто  погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь к реальности. В большинстве случаев интроверт спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия продуманны и рациональны. Круг друзей у него невелик. Интроверт высоко ценит этические нормы, любит планировать будущее, задумывается над тем, что и как будет делать, не поддается моментальным побуждениям, пессимистичен. Интроверт не любит волнений, придерживается заведенного жизненного порядка. Он строго контролирует свои чувства и редко ведет себя агрессивно, обязателен. В данном типии личности агрессивное поведение не выражено.
     На  одном полюсе нейротизма находятся  так называемые нейротики, которые  отличаются нестабильностью, неуравновешенностью  нервно-психических процессов, эмоциональной  неустойчивостью. Поэтому они легковозбудимы, для них характерны изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность. Другой полюс нейротизма - это эмоционально-стабильные лица, характеризующиеся спокойствием, уравновешенностью, уверенностью, решительностью. Айзенк привел примеры нескольких научных исследований, в которых есть доказательства генетического происхождения таких невротических черт, как тревожность, истерия и вынужденные действия. К тому же он обнаружил, что относительно склонности к антисоциальным и асоциальным вариантам поведения. Люди с высоким показателем невротизма часто имеют склонность слишком сильно эмоционально реагировать на возбуждение и с трудом возвращаются в нормальное состояние. Такой тип личности характеризуется сильно выраженным агрессивным поведением и настроем.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.