На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Загадки древнейших технологий на примере египетских пирамид

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
                  
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 
ИНСТИТУТ  УПРАВЛЕНИЯ  И  ПРАВА
 
Факультет: Юриспруденции и Психологии 
 
Специальность: Психология
 
       
                                     
 
 
 
Реферат
 
Дисциплина:         Культурология
 
Тема:                                 Загадки древнейших технологий
на примере египетских пирамид
                  
 
 
Работу выполнил студентка: Петрова Анна Викторовна                                                                                                      
 
 
                                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Саратов 2010

Оглавление:
Введение
1.              Египетские пирамиды как пример древних технологий
1.1 Пирамида Хеопса (Хуфу)
1.1.3. Высокая точность Великой пирамиды Хеопса
1.1.2              Путь в Пирамиду
1.1.3              Внутреннее содержание пирамиды
1.1.4              Погребальная камера царицы
1.1.5              Аномалии пирамиды
1.1.6 Пирамида-линза
1.2              Тайны египетского Сфинкса
1.2.1 Загадка невидимости. Он спрыгивал и уходил в пустыню.
1.2.2 Чем болен египетский Сфинкс?
1.2.3 Сфинкс - современник Атлантиды
1.3              Таинственная шахта
2.              Некоторые интересные загадки и тайны пирамид
2.1              Секреты древних математиков
2.2 Великие знания древних архитекторов
2.2.3 Часы Исиды
Заключение
Список использованной литературы


Введение

Семь чудес света славились в древнем мире. Давно уже разрушены искусственные террасы, поддерживавшие «висячие сады Семирамиды», которые царь Вавилона Навуходоносор II (605— 562 гг. до н. э. ) приказал насадить для своей жены — мидийской принцессы. Сгорел в 356 г. до н. э. великолепный Артемисион — храм богини Артемиды в Эфесе, создание архитектора Херисфрона, подожженный желавшим прославиться безумным честолюбцем Геростратом. Та же участь постигла в V в. н. э. и величественную статую Зевса Олимпийского, изваянную из золота и слоновой кости гениальным Фидием. Варварски уничтожили рыцари-крестоносцы в XV в. воздвигнутую зодчими Пифием и Сатиром усыпальницу царя Карии Мавсола (377—353 гг. до н. э. ) в Галикарнасе, когда им понадобился строительный материал для сооружения крепости-замка святого Петра. Погиб во время землетрясения 222 г. до н. э. и Колосс Родосский — 36-метровое изваяние бога Солнца Гелиоса, установленное за 56 лет до того в гавани Родоса скульптором Харесом. И наконец 16 веков спустя другое землетрясение погребло остатки знаменитого 120-метрового маяка, сооруженного Состратом Книдским на острове Фарос в 280 г. до н.. э. Лишь дошедшие до нас описания античных авторов или старинных хроник, изображения на монетах и жалкие обломки этих великих памятников дают нам возможность составить о них более или менее реальное представление. Только древнейшие из семи чудес света — египетские пирамиды — по-прежнему незыблемо высятся на фоне желто-коричневых песков Ливийской пустыни, вблизи голубой ленты Нила. Сорок шесть веков пронеслось над ними. «Все на земле боится времени, но время боится пирамид», — сказал арабский писатель XIII в.
Почти пять тысячелетий тому назад египетский фараон Джосер и его гениальный зодчий Имхотеп решили воздвигнуть сооружение, какого еще не видывал свет - колоссальную гору из камня, построенную по строгому математическому расчету, такую прочную, чтобы простояла до скончания веков. Строительство этой первой в мире пирамиды длилось более двух десятилетий, а количество работников - военнопленных, рабов, добровольных помощников - исчислялось десятками тысяч.
На протяжении двух следующих веков египетские фараоны по примеру первых строителей пирамиды воздвигали себе гробницы. За этот сравнительно небольшой срок были сооружены великие пирамиды, которые доныне поражают и восхищают толпы туристов. Но возведение этих грандиозных рукотворных гор прекратилось так же внезапно, как и началось. Фараоны, как и прежде, довольствовались более скромными усыпальницами.
«Отец истории» Геродот назвал египетские пирамиды «первым чудом света». Прошедшие тысячелетия не только подтверждают это название, но и все больше принуждают исследователей считать это «чудо» величайшим и таинственнейшим из всех, известных человечеству. Египетские пирамиды хранят в себе огромное количество тайн и загадок. Поле пирамид Нижнего Египта тянется через Гизу, Абу-Сир и Саккару почти до самого Дашура. Ни в прежние времена, ни в наши дни люди не могли понять, для кого и для чего возводились эти огромные храмы, и что значила безмолвная пустота обширных залов.

1.     Египетские пирамиды как пример древних технологий

В Египте более 100 пирамид, 7 из которых кардинально отличаются от всех остальных по методам и технологии строительства. Они настолько выпадают из общей картины примитивного общества Древнего Египта, что позволяют выдвинуть версию их создания задолго до первых фараонов теми, кого сами египтяне называли богами, - цивилизацией, которая достигла очень и очень высокого уровня развития.

1.1 Пирамида Хеопса (Хуфу)

1.1.3. Высокая точность Великой пирамиды Хеопса

Великая Пирамида, последнее оставшееся чудо из древнего списка "Семи чудес света", является фантастическим шедевром инженерного искусства не только благодаря своим гигантским размерам. Она весит 6,5 миллионов тонн и содержит строительного материала больше, чем ушло на сооружение всех соборов, церквей и часовен в Англии! Уникальность ее состоит также в исключительной точности ориентации граней по странам света. Ошибка составляет ничтожную величину - 0,015 процента! Сегодня достижение такой точности потребовало бы применения лазерных теодолитов, топографических карт с разрешением 10 метров и армии инженеров, астрономов и каменотесов.
Кстати слово «пирамида» не определяет трехмерный треугольник, и при этом его корень даже, не египетский. Слово «пирамида» составлено из греческого слова "pyra" в значении огня, света (или видимый) и греческого слова "midos" в значение мер (другое значение – середина (внутри)). Дело в том, что до 1301-го года, когда после сильного землетрясения арабы стали использовать расшатавшуюся облицовку на строительство и восстановление дворцов и мечетей разрушенного Каира, пирамида Хуфу (Хеопса - в древнегреческой транскрипции/2590-2568 годы до н. э./.), имевшая первоначальную высоту 146.6 метров (сейчас 138 метров) была облицована плитами полированного известняка. Часть облицовки (22 верхних ряда) ещё сохранилась на пирамиде Хефрена. Они были настолько блестящие, что могли быть замечены за сотни километров.
Основание Пирамиды, покоящееся на гранитной поверхности с отклонением от горизонтали не более двух см., представляет собой почти идеальный квадрат(максимальное отклонение 3 минуты 33 секунды) со сторонами около 230 метров (северная 230.1, западная и восточная 230.2, южная 230.3). И все сооружение, состоящее сегодня из 203 рядов каменной кладки, возведено без подъемных кранов, колес и мощных камнережущих инструментов. Зачем древние зодчие добивались такой высокой точности, если эта точность не могла быть даже замечена простым глазом?
Один из ответов на эти вопросы, возможно, кроется в стремлении древних зодчих зашифровать в размерах Великой Пирамиды некие фундаментальные численные значения. А для этого требуется высокая точность размеров. В результате, например, отношение длины основания пирамиды к ее высоте, разделенное пополам, дает знаменитое число "пи" (отношение длины окружности к ее диаметру) с точностью до шестого знака! Об этом числе говорится и в древнеегипетском папирусе Ринда (хранящемся в Британском музее в Лондоне). Возможно, оно намеренно зашифровано в размерах Пирамиды Хеопса, причем с более точным значением, чем его знал великий Архимед, живший позже на 2000 лет! Эта идея воодушевила энтузиастов на поиски других фундаментальных соотношений в Пирамиде Хеопса.

1.1.2           Путь в Пирамиду

Все слышали о сокровищах пирамид и их грабителях. Путь в Большую Пирамиду Хеопса, в 820 Году, нашёл араб Але Мануне. Он начал разбирать в центре северной стены, где согласно легенде, находился вход.
       Для этого он заливал камни уксусом, грел их кострами, а затем использовал тараны. Слыша звук скатывающихся влево от их туннеля, камней, кладоискатели рыли к источнику звука, который привёл их к ведущему вниз (под углом 26° 31' 23") проходу. В нижнем конце наклонного прохода находилось то, что стали называть бездонной ямой, или большой подземной камерой, расположенной на 105 м. ниже вершины пирамиды. Падающие камни, которые слышали арабы, скатывались именно в неё. Если бы не эта случайность — вход так бы и не был найден.

1.1.3           Внутреннее содержание пирамиды

В настоящее время главный вход в Пирамиду и есть вход, пробитый арабами. Настоящий вход находится выше, в семнадцати метрах над землёй и в семи метрах к востоку от главной оси север-юг. Входной туннель имеет сечение 1,04х1,19 метров. Он зажат блоками перекрытия (толщиной 2,6 метра, шириной 3,6 метра) и плитой пола (толщиной 0,76 метров и длиной 10 метров).
       От входа туннель, ведет к центру пирамиды, к скалистому основанию, на котором она покоится, и дальше вглубь на 105,15 метра. Согласно Флиндерсу Петри, отклонение коридора от прямой не превышает 6-7 миллиметров по бокам и 8 миллиметров по потолку. Кроме того, существует участок коридора длиной 45 метров, где средняя погрешность прямолинейности составляет всего 0,5 миллиметров.
       Затем он меняет направление на горизонтальное и идет так 8,83 метра. Ближе к концу этого прохода, в западной стене, находится ниша-альков, длиной 1,8 метра и глубиной 0,9 метра, довольно грубо высеченная в скале и кончающаяся глухой стеной. Еще 1,2 метра ползком, и из горизонтального лаза вы попадаете в подземную камеру — яму (через отверстие в 60 сантиметров от пола).
       Помещение имеет размеры 14 метров в направлении с востока на запад и 8,1 метра с юга на север; максимальная высота достигает 3,5 метра. Примерно посередине, ближе к восточной стене, в полу имеется огороженная квадратная шахта глубиной около 3 метров, от которой в южном направлении отходит еще один горизонтальный коридор сечением 0,7х0,7 метра, который врезается на 16 метров в скалу и кончается тупиком. Справа, на западной стороне камеры, можно увидеть, что пол поднимается, переходя в площадку на уровне груди, на которой через неравные расстояния с востока на запад идут параллельные «гребни» из известняка; в некоторых местах они почти достают до сравнительно плоского потолка, в других же остается просвет до 1,8 метра.
       Камера осталась незаконченной, и это послужило причиной появления теории, что первоначально она строилась как погребальная камера фараона, но по какой-то причине или в связи с изменением плана на ранней стадии строительства усыпальницу перенесли в саму пирамиду (для этой роли предназначалась погребальная камера царицы), но позднее и этот план был изменен; строители проложили еще один коридор (Большую галерею) и соорудили третье помещение — погребальная камера царя. Считается, что там мумия фараона и находилась, поскольку именно там стоит массивный саркофаг, хоть в нем не сохранилось ни одной детали от мумии или принадлежностей, которые сопровождают усопших в царство мертвых; считается, что камера была разграблена.
       Это явно бросает вызов здравому смыслу. Существует, впрочем, некий альтернативный сценарий, которым вдохновлялся целый ряд исследователей в течение двух последних веков. Согласно этому сценарию, камера специально была оставлена недоделанной, чтобы заставить будущих охотников за сокровищами поверить в то, что она заброшена, и убедить в бессмысленности дальнейших поисков, тем самым скрыв от них другие тайные проходы и помещения, с ней соединенные.

1.1.4           Погребальная камера царицы

От нижнего конца Большой галереи в южном направлении отходит горизонтальный проход высотой около метра и длиной 38 метров, который ведет к камере Царицы.
       Погребальная камера царицы, расположенная прямо на оси восток-запад, не очень велика — только 5,74 метра с востока на запад и 5,23 метра с севера на юг; сводчатый потолок находится на высоте 6,22 метра от пола. В восточной стене выдолблена ниша, напоминающая «мираб» (нишу во многих мечетях). Поверхность ниши рубили инструментами — очевидно, грабители подозревали за ней какие-нибудь спрятанные сокровища. Скорее всего, они ошибались — в нише должна была находиться статуэтка, изображающая фараона. Стены состоят из тщательно пригнанных известняковых плит. Хоть усыпальница царицы не такая большая и не так тщательно отделана, как камера фараона, но производит довольно сильное впечатление.
       Примерно там же, в конце большой галереи начинается и шахта соединяющая Большую Галерею с нисходящим туннелем, примерно в 60-ти метрах от каменной пробки, закрывающей ранее вход в восходящий коридор на глубине почти 30 метров под уровнем грунта. Остается загадкой, каким образом проходчикам туннеля удалось в толще скалы с такой точностью выйти на цель. Загадкой является и истинное назначение всех этих замысловатых и взаимно пересекающихся «каналов», которые образуют в теле монумента нечто вроде контуров некой огромной машины.

1.1.5           Аномалии пирамиды

В 90-х годах с помощью прибора-микрогравиметра французские и японские ученые обнаружили внутри Пирамиды 3 гравитационные аномалии указывающие на неизвестные помещения! Одно из них имеет длину 30 метров, ширину 5 метров и высоту 3 метра. Просверлив отверстия, ученые «заглянули» туда телевизионным зондом и обнаружили в пустотах песок, но не тот, который в изобилии имеется вокруг Пирамиды, а встречающийся лишь в шести километрах к юго-западу! К тому же, как выяснилось, перед закладкой в Пирамиду он тщательно просеивался. По мнению некоторых специалистов, песок именно такого состава препятствует прохождению электромагнитных волн, которыми в свое время пытались «просвечивать» это сооружение.
       Телевизионный зонд обнаружил в одной из крупных пустот некие инородные тела. Разрешающей способности телекамеры не хватило для отождествления этих «тел». Директор Департамента древностей Египта Ахмед Кадри прокомментировал: «Есть в Пирамиде что-то еще, о чем мы пока не знаем. В эту часть сооружения никто раньше не проникал. Там есть какая-то конструкция!»

1.1.6 Пирамида-линза

   Возможно, основной целью создания пирамиды была не внутренняя начинка, а внешняя форма.
       Американский инженер Раймонд Д. Маннерс, в статье, опубликованной в журнале «Фэйт» за ноябрь 1996 года, сообщает, что в первозданном виде Пирамиду отличали две особенности: сверкающие поверхности и... вогнутые в средней части грани!
       Древние строители покрыли Пирамиду слоем полированного известняка толщиной 2,5 метра! 20-ти тонных камней обшивки было 144,000. Они были настолько блестящие, что могли быть замечены за сотни километров. Утром и в полдень, солнечный свет, отраженный этой обширной зеркальной поверхности, был видим с луны.
       Местные жители смотрели на Пирамиду и ее полированные камни со страхом в течение столетий. Но когда в 13-м столетии землетрясение расшатало некоторые из камней оболочки, арабы стали использовать облицовку на строительство и восстановление Каирских дворцов и мечетей, включая Мечеть Султана Хасана.
       Удивительно, но камни облицовки были состыкованы с промежутком 0,5 миллиметров и имеют идеальные прямые углы с отклонением прямых линий в пределах 0,25 миллиметров. Современная технология не позволяет разместить такие блоки с большей точностью. Ещё более удивляет, что этот промежуток был предназначен для клея запечатывающего и скреплявшего камни. Белый цемент, который крепит камни облицовки и делал их водонепроницаемыми, все еще не поврёжден и более крепок чем блоки.
       Что касается вогнутости граней, кстати, совершенно незаметной с земли и по некоторым мнениям отражающей радиус Земли, то первыми ее заподозрили французские ученые, сопровождавшие армию Наполеона в египетском походе. Позже, в 1880-х годах, этот факт подтвердил знаменитый исследователь Великой Пирамиды Флиндерс Петри. Затем на сто лет об этом забыли. И лишь уже в наши дни аэрофотосъемка офицера британской армии П. Гровса с несомненностью показала, что вогнутость граней, правда, совершенно незначительная — всего в один метр, действительно имеет место.
       Интересно отметить, что более поздние пирамиды строились с совершенно плоскими гранями! По-видимому, главный строитель Великой Пирамиды скрыл от своих последователей смысл и предназначение вогнутостей. По мнению Раймонда Маннерса, своеобразные вогнутые "зеркала" на гранях общей площадью около 15 гектаров служили для фокусировки солнечных лучей в день летнего солнцестояния. В этот день, когда Солнце стояло лишь в 6,5° от зенита, происходило фантастическое действо: благодаря отполированным граням Великая Пирамида сверкала как бриллиант! В фокусе вогнутых «зеркал» температура поднималась до тысячи градусов! Собравшиеся толпы людей начинали слышать потрескивание, идущее от этих точек, усиливающееся постепенно до громоподобного оглушающего звука!
       Среди сверкающего света и грохота от центрального вихря над вершиной Пирамиды исторгались вверх волны раскаленного воздуха. Создавалась иллюзия огненного столба, поднимающегося от Пирамиды. Это была воистину дорога, по которой к людям снисходил сам Бог Ра!
 

1.2                Тайны египетского Сфинкса

Обращенный задумчивым лицом к востоку, перед высокой пирамидой Хефрена возлежит на высоком пьедестале каменный Сфинкс - лев с человеческой головой.
В Египте, на краю пустыни, воздвигнута самая грандиозная скульптура из всех когда-либо сделанных человеком. Высота ее более 20 метров, а длина - 57 метров. Но вот что поражает своей беспредельной загадочностью - в древних папирусах, относящихся к эпохе постройки великих пирамид, о нем нет ни слова. Иероглифы донесли до нас не только имена строителей пирамид, но и степень их инженерного таланта. Известны имена умелых архитекторов, создавших заупокойные храмы фараонов. Но вот авторы Сфинкса науке неизвестны.
Лишь лет через 400 после Хефрена вдруг всплывают иероглифические тексты с названием этого египетского памятника - 'шепес анх', что означает 'живой образ'. Логического объяснения этому наука не нашла.
Еще позже гигантского Сфинкса египтяне вдруг стали отождествлять с богом Хармахисом. Рождается легенда, повествующая, что этот громадный хищник вечно бодрствует, охраняя покой пирамид. Ночью он видит лучше, чем днем. Порукой его силы является космос.
В другом мифе Сфинксу доверено следить за восходом Солнца и обращением планет. Приглядывать он обязан и за Сириусом. За все это ему следует приносить жертвы...
В эпоху Нового царства, то есть примерно с 1500 года до н. э., без всякой видимой причины зарождается новый культ Сфинкса. Лев с головой фараона стал наиболее часто встречаемым образом в египетском искусстве. Две небольшие скульптуры, относящиеся к эпохе Аменхотепа III, украшают с 1832 года набережную державной Невы у Академии художеств в Петербурге.
В ту же эпоху образ загадочного Сфинкса начал пересекать границы Египта. В древности боги и полубоги вольно кочевали от одного народа к другому. Так, римляне из своих военных походов завезли в Европу малоазиатскую Астарту, не говоря уже о богатом пантеоне древнегреческих богов и богинь. Что касается греков, то им очень понравился египетский Сфинкс. Он вошел во множество сказаний, сказок и легенд Эллады, правда, в трансформированных видах.
Первоначально египетский Сфинкс в древнегреческих мифах и сказках сохранил черты льва с головой мужчины. Он бродил по дорогам близ Парнаса и пожирал прохожих. Если их было мало, он подходил к городским воротам и чудовищным рыком требовал жертв. Народной фантазией он был сделан родным братом Лорнейской гидры, Цербера, Немейского льва и других страшилищ.
Однако в классический свод античных легенд он вошел в ином образе - стал крылатым чудовищем с головой женщины, а назывался Сфинго. Обитала эта крылатая львица близ Фив и душила проходящих путников, которые не могли ответить на загадку: 'Кто ходит по утрам на четырех ногах, в полдень на двух, а вечером на трех?'
Грек Эдип, проходивший мимо скалы, где восседала кровожадная женщина-Сфинкс, выслушал коварный вопрос и спокойно ответил, что знает разгадку с детства. По одному варианту легенды он узнал ответ у бродячего сказочника, а по другому - от речных муз. Так или иначе, но Эдип ответил правильно. Речь шла о человеке в разном возрасте - в младенчестве, зрелом состоянии и старости, когда он опирается на костыль. От досады Сфинго бросилась со скалы и разбилась. Кстати, такой исход предсказали боги Олимпа. За освобождение от зловещего Сфинкса греки сделали Эдипа царем Фив.

1.2.1 Загадка невидимости. Он спрыгивал и уходил в пустыню.

Обратимся к запискам Геродота о Египте. Отец истории в 445 году до н. э. поведал о малейших деталях великих пирамид и причислил их к первым чудесам света. Он написал, сколько времени возводились гигантские пирамидальные горы фараонов и сколько рабов трудились над камнями. Он скрупулезно перечислил, сколько им доставляли чеснока, редьки, сухих лепешек. Но в своей 'Истории', в которой записал 'все, что видел и слышал в Египте', грек не обмолвился о Сфинксе ни единым словом. Но ведь Геродот не был слепцом, как Гомер! Не мог же не заметить гигантского льва перед пирамидами? Тем не менее, он его не увидел!
До Геродота в Египте набирался мудрости Гекатей Милетский, а после него - Гекатей Абдерский и знаметый географ и путешественник Страбон. Их записки обстоятельны, но Сфинкса и они почему-то не упоминают. Заговор молчания? Но ведь в греческом эпосе тогда уже были мифы о Сфинксе! В чем же дело?
Загадка становится еще более мистической, если вспомнить, что египетские чиновники - слуги фараонов дотошно записывали все расходы, связанные со строительством пирамид и культовых построек, учитывали трудодни, вес камней и длину дорог к долине пирамид. Так вот - ни одного хозяйственного документа эпохи возведения больших пирамид, относящегося к Сфинксу, археологами не найдено. Случайность ли это? Или тут что-то другое?
Ответ между тем находится в труде римского натуралиста Плиния Старшего 'Естественная история'. Он в повествовательном тоне сообщает, что в его время Сфинкса в очередной раз очистили от песков, нанесенных с Запада из пустыни. В очередной раз! Сколько же их было?
Выходит, Геродот, Страбон и другие греки просто не видели Сфинкса своими глазами. Он был под слоем песка.
Загадка отчасти разъясняется и в старых легендах, распространенных сперва среди египтян, а затем и арабов. Сфинкс - живое существо, полубог, страж порядка. Когда ему что-либо не нравится в поведении людей, например их раздоры, войны, грабительские набеги на соседние племена или еретические увлечения чужими идолами,- он спрыгивает с пьедестала, уходит ночью в Ливийскую пустыню и там зарывается глубоко в песок...
Действительная суть загадки в том, что огромная скульптура время от времени покрывается песком выше головы. Но происходит это на том месте, где она возведена. Пески из жаркой Ливии несутся огромной массой и в наши дни. Раньше не умели возводить барьеры, лесные полосы, как сейчас, и Сфинкса, когда египтяне о нем вдруг вспоминали, приходилось откапывать деревянными лопатами.
В конце прошлого века в Египте была найдена стела, текст которой составлен в XV веке до н. э. при правлении Тутмоса IV. Иероглифы сообщают, что фараону было знамение во сне: если он очистит Сфинкса от песка, то его царствование будет благополучным. И скульптуру в очередной раз откапывали, потратив на это почти год.
В XII веке до н. э. после освобождения долины Нила от очередных завоевателей скульптуру снова откопали. И с этого времени начинается целая эпоха в искусстве Древнего Египта, связанная с изготовлением тысяч и тысяч маленьких каменных львов с головой человека - от талисманов для ношения на груди до размеров живого африканского льва. Гигантов не делали. У храма царицы Хатшепсут египтяне возвели целую аллею гранитных сфинксов. И такие аллеи затем устраивались у заупокойных храмов всех последующих фараонов.
В последнее время обнаружились сведения, что большого Сфинкса откапывали из песка при воцарении в Египте династии Птоломеев, затем при римских императорах и арабских правителях в долине Нила. После продолжительных песчаных бурь приходится очищать памятник и в наши дни, хотя сейчас песка и меньше, чем раньше.
Кстати, именно очистные работы помогли сотрудникам департамента древностей АРЕ сделать поразительное открытие. Бульдозер между Сфинксом и пирамидой Хефрена случайно вскрыл следы городского поселения - одного из самых первых в Египте. Во времена, предшествующие великим фараонам, его жители чем-то разгневали своего царя, и он приказал сравнять его с землей. Следы города настолько размыты временем и людьми, что происхождение его определить пока трудно. Ясно одно: он намного старше пирамид.
Уже первые сопоставления всех этих явлений, фактов, исторических записей и легенд заставили ученых усомниться в устоявшемся мнении, будто Сфинкс был возведен в эпоху Джосера, Хефрена и Хеопса.

1.2.2 Чем болен египетский Сфинкс?

Наполеон Бонапарт, а до него арабские мудрецы, пораженные видом Сфинкса на фоне величественных пирамид, высказали мысль о том, что камни, обработанные руками древних египтян, неподвластны времени. Да, тысячелетия пощадили эти памятники. Но повредили их сами люди. Облицовку со ступенчатых пирамид содрали арабские халифы для своих дворцов. Один из правителей Египта приказал отбить нос у Сфинкса. В начале XVIII века другой самодур обстрелял лицо скульптуры из пушек. Наполеоновские солдаты палили в глаза Сфинкса из ружей. Английские лорды отбили каменную бороду и увезли в Британский музей...
В наши дни в поры статуи проникает едкий дым каирских заводов по обжигу извести. Разъедают камни и выхлопы автомобильных моторов. Сфинкс ныне явно болеет.
В 1990 году собрался консилиум специалистов из Египта, США, Франции, ФРГ. Команда состояла из геологов, химиков, экологов, реставраторов древностей. Сама идея такого комплексного обследования возникла после того, как в летнюю ночь 1988 года от шеи Сфинкса откололся и с грохотом упал вниз большой каменный кусок. Его потом взвесили и ужаснулись - целых 350 кг! После этого и возникло беспокойство у ЮНЕСКО.
Рядом с памятником установили походную лабораторию с различными анализаторами и мощной ЭВМ. Французы начали работу с того, что ультразвуковыми излучателями просканировали поврежденную голову. Внутри оказались опасные трещины. Немецкий профессор Ф. Пройсер обнаружил следы ремонта 1966 года - внешние трещины на шее, заделанные плохим цементом, склонным к быстрой эрозии. Американцы опечалились состоянием лап Сфинкса.
Какие же выводы сделал консилиум? Мнение специалистов таково: для спасения скульптуры от разрушения нужны сотни миллионов долларов, а на первое время следует закрыть памятник пластмассовым колпаком и запретить приближаться к нему туристическим автобусам. За XX век он поврежден больше, чем за предыдущие 4000 лет...
Сделав такое заключение, члены консилиума разъехались по домам. Деньги раздобыть не смогли. Египтяне принялись за реставрацию собственными силами. Большие трещины заделали новыми синтетическими составами, укрепили пьедестал, нашли и поставили на место упавшие фрагменты. От англичан потребовали немедленно вернуть бороду и поставить ее на место, чтобы укрепить 900-тонную голову Сфинкса.
Аварийное состояние и начавшийся ремонт древней скульптуры вызвали новый интерес науки к загадкам Сфинкса. Появились неожиданные и подчас скороспелые гипотезы. Но без них, как известно, нельзя. Согласно одной из них, ритуальная суть Сфинкса - быть стражем некрополя, основанного еще до возведения больших пирамид. Следы такого некрополя найдены, но не исследованы из-за отсутствия ассигнований. Затем родилось предположение, что фараонскую бородку к голове приделали при Рамзесах, чтобы придать округлым неегипетским чертам лица сходство с фараонами XIX династии. И еще: выдвинуто предположение, что в глубокой древности каменный лев был окрашен охрой, а это значит: он был возведен до пришествия египтян в долину Нила. Оспаривать наличие охры на статуе никто не стал, а вот о возрасте скульптуры разгорелась дискуссия...
Тем временем египетское министерство культуры составило генеральный план реставрации Сфинкса, рассчитанный на десять лет. Когда некоторые туристические фирмы выделили средства на ремонт, их решили затратить на защиту постамента от солоноватых подпочвенных вод. Пригласили группу зарубежных гидрологов и геологов. И тут началась новая мистерия Сфинкса...

1.2.3 Сфинкс - современник Атлантиды

Примерно за год до прибытия в Египет гидрологов к фундаменту скульптуры подъехала кавалькада оранжевых автофургонов. Из машин быстро высыпались люди в солнцезащитных очках, тропических шлемах и комбинезонах с иероглифами на спине. Правда, это были японские буквы. Токийские археологи во главе с профессором С. Иошимура просветили эхолокаторами массив пирамиды Хеопса, после чего решили обследовать камни Сфинкса. И уже через три дня японцы пришли к ошарашивающему выводу: 'Камни скульптуры древнее блоков пирамиды'. Оговоримся: японские специалисты имели в виду не геологический возраст породы, из которой сделан лев с лицом человека, а возраст скульптуры, то есть время обработки природного камня.
Затем токийские ученые объявили вторую сенсацию: электронная аппаратура под левой лапой каменного изваяния обнаружила узкий туннель, ведущий в сторону пирамиды Хефрена. Он начинается на глубине двух метров и уходит наклонно вниз. Дальше его проследить невозможно. Профессор С. Иошимура пообещал создать новое устройство специально для исследования этого сооружения. Так получили подтверждение слухи, давно ходившие среди арабов, утверждавших, что под Сфинксом есть прокопанный египтянами туннель, по которому можно было пустить воду при попытке ограбления погребальной камеры в пирамиде Хефрена...
Через некоторое время у пьедестала древнего льва расположилась команда гидрологов. И новая сенсация: у основания пьедестала обнаружены следы эрозии от большого потока воды. Как только это сообщение было опубликовано в вашингтонском вестнике по исследованиям природы новыми методами, в прессе появилось заявление, будто раньше Нил был шире и обтекал скалу, из которой вырубили бесконечно загадочного Сфинкса.
Как же так? Ведь кругом пустыня! Какой тут Нил?
«Скорее всего тут следы не Нила, а потопа»,- предположили гидрологи, - «могучего разлива воды. И шел он с севера на юг. Это был не разлив Нила, а библейская катастрофа!» После анализов и консультаций с геофизиками названа вероятная дата потопа: восемь тысяч лет до н. э.!
Англичане, повторив анализ, отодвинули эту дату до двенадцати тысяч лет в глубь веков, и отметили, что следы водной эрозии приходятся на обработанную ча
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.