Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Осмотр на предварительном расследовании

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Министерство сельского хозяйства РФ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кубанский государственный аграрный университет»
Юридический факультет
Кафедра уголовного процесса
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО УГОЛОВНОМУ ПРОЦЕССУ
Тема: «Осмотр на предварительном расследовании»
 
     
 
 
                                                                                    Выполнил студент 3 курса
                                                                                    Юридического факультета
                                                                                    Очного обучения
                                                                                    Уч. группа № 0803
                                                                                    Фанян Людвиг Аветисович
 
 
 
 
 
 
Краснодар
2011

СОДЕРЖАНИЕ
 
 
Введение……………………………………………………………………3
Понятие, основание и виды осмотра на предварительном расследовании……………………………………………………………………5
Порядок производства осмотра………………………………………….8
Особенности осмотра жилища и иных помещений……………………15
Особенности осмотра трупа……………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………..24
Список использованной литературы…………………………………….28
 

ВВЕДЕНИЕ
 
Институт осмотра места происшествия в отечественном уголовно-процессуальном законодательстве сформировался еще в Своде законов Российской империи 1832 г. и реформировался на протяжении всей истории. Новые положения об осмотре в УПК РФ свидетельствуют о продолжающейся динамике.
Из уголовно-процессуального закона исключено ранее существовавшее требование немедленного возбуждения уголовного дела после проведения осмотра места происшествия, при наличии к тому оснований. Статья 108 УПК РСФСР требовала для возбуждения уголовного дела обязательного наличия повода и оснований, в то время как по результатам осмотра места происшествия не всегда было можно получить данные, достаточные для возбуждения уголовного дела. Таким образом, отказавшись от положения, побуждающего правоприменителя к скорому принятию важного процессуального решения, законодатель сместил акцент в пользу принятия более взвешенных и обоснованных решений о возбуждении уголовного дела.
По аналогии со ст. 178 УПК РСФСР путем свободного перечисления законодатель в ст. 176 УПК РФ закрепил новые виды следственного осмотра - осмотр жилища, осмотр иного помещения (не являющегося жилищем).
Осмотр жилища (ч. 5 ст. 177 УПК РФ) введен в уголовно-процессуальный закон в развитие конституционного принципа неприкосновенности жилища. Для осмотра жилища предусмотрен особый порядок его производства (получение согласия проживающих в нем лиц, вынесение следователем (дознавателем) постановления, получение судебного решения в порядке ст. 165 УПК РФ и т.п.). Регламентация процессуального порядка осмотра помещения организации с присутствием ее представителя также стала новеллой, реакцией законодателя на сложившуюся практику производства следственных осмотров, выступая гарантией защиты от злоупотреблений (ч. 6 ст. 177 УПК РФ).
Однако законодатель четко не обозначил, следует ли отличать осмотр места происшествия от осмотра жилища. Как быть, если жилище совпадает полностью или частично с местом происшествия? Понятие "жилище", указанное в п. 10 ст. 5 УПК РФ, сформулировано неясно, вызывает на практике диаметрально противоположные подходы.
К числу новелл в УПК РФ в части регламентации осмотра места происшествия следует отнести положения ч. 1 ст. 177, предусматривающей возможность отказа от участия понятых в специально оговоренных законом случаях (ч. 3 ст. 170 УПК РФ). Такой подход, безусловно, оправдывается практикой и, по мнению автора, свидетельствует о постепенном "отмирании" института участия понятых в следственных действиях.
Общей задачей осмотра места происшествия является получение процессуально-закрепленной информации (фактических данных) об обстоятельствах происшедшего события, объектах и лицах, имеющих к нему отношение, их связях и взаимодействиях.
Основная цель данной работы - исследовать понятие «осмотр» в уголовном процессе.
В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- ­­раскрыть понятие осмотра как неотложного следственного действия;
- подробно остановится на порядке производства осмотра;
- рассмотреть виды осмотра, предусмотренные УПК РФ.

ПОНЯТИЕ, ОСНОВАНИЕ И ВИДЫ ОСМОТРА НА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ РАССЛЕДОВАНИИ
 
Осмотр - это непосредственное восприятие и процессуальная фиксация участниками этого следственного действия внешних признаков объектов, к которым, как правило, имеется свободный доступ. Процессуальный закон использует термин "осмотр" (ст. ст. 176 - 178 УПК), что свидетельствует о преимущественном применении метода визуального наблюдения. Однако при осмотре объекты воспринимаются всеми органами чувств. Так, в протоколе могут быть зафиксированы результаты прослушивания звукозаписи, температура объекта, наличие резкого запаха и т.п.
Перед следственным осмотром стоят три цели:
1) обнаружение следов преступления (ст. 176). Следы здесь понимаются в широком смысле, в том числе к ним относятся предметы, обладающие признаками вещественных доказательств;
2) выяснение других обстоятельств, имеющих значение для дела. Эта цель предполагает выяснение обстановки места осмотра, обнаружения трупа и т.д. Не является целью осмотра обнаружение разыскиваемых лиц, так как это одна из специальных целей обыска;
3) процессуальная фиксация признаков осматриваемых объектов (в том числе изъятие и упаковка обнаруженных следов преступления, отражение их в протоколе).
Основанием для проведения следственного осмотра являются сведения о том, что в результате обозрения объекта можно получить имеющую значение для дела информацию. Доступность объекта при осмотре сводит к минимуму необходимость применения здесь принудительных мер (оцепление, запрет дорожного движение в месте осмотра). Это позволяет проводить осмотр не только на основе уголовно-процессуальных доказательств, но и любых других данных (сообщений, сигналов, оперативно-розыскной информации и др.). Поэтому для производства осмотра не требуется вынесения специального постановления. Исключение составляет лишь принудительный осмотр жилища против воли проживающих в нем лиц (ч. 5 ст. 177). Ввиду своего минимально принудительного характера неотложный осмотр места происшествия может иметь место и до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 176)[1].
Осмотр следует отличать от сходного с ним следственного действия - обыска. Во-первых, в отличие от обыска осмотр проводится лишь в тех случаях, когда отсутствует опасность сокрытия следов преступления. Напротив, при проведении обыска такая опасность всегда изначально существует. Во-вторых, осмотр в значительно меньшей степени, нежели обыск, ущемляет интересы граждан, так как представляет собой наблюдение объектов, к которым имеется свободный доступ, исключающий необходимость принудительных поисковых действий (вскрытия помещений и хранилищ вопреки воле их владельца). При проведении обыска такие принудительные действия могут производиться при отказе владельца добровольно открыть соответствующие помещения и хранилища (ч. 6 ст. 182). В-третьих, осмотр имеет более широкие цели, включая детальное исследование и фиксацию обстановки места происшествия, местности, жилища и т.д. Самая тонкая грань - та, которая отграничивает обыск от принудительного осмотра в жилище. Оба эти действия принудительны, угрожают конституционному праву личности на неприкосновенность жилища и потому проводятся по судебному решению. При угрозе сокрытия предметов оба действия могут быть проведены без предварительного решения суда (ч. 5 ст. 165). Если проживающие в помещении лица не дают согласия на проведение там следственного действия, но нет причин полагать, что это связано с их намерением сокрыть следы преступления (например, отказ объясняется нежеланием посвящать посторонних в детали своей частной жизни, тратить время на помощь следствию, негативным отношением к правоохранительным органам), то имеется основание для осмотра без согласия проживающих в помещении лиц (ч. 5 ст. 177). Когда же опасность сокрытия следов преступления этими лицами, с учетом обстоятельств дела, вероятна, имеется основание для проведения обыска.
Следственный осмотр следует отграничивать также от оперативного обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (п. 8 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности") и административных досмотра (ст. ст. 27.7, 27.9 КоАП РФ) и осмотра (ст. 27.8 КоАП РФ), которые не имеют уголовно-процессуальной формы. Результаты оперативных и административных действий после их процессуального собирания в порядке ст. 86 УПК могут стать доказательствами в виде иных документов (ст. 84 УПК). Осмотр как самостоятельное следственное действие необходимо отличать и от сходных с ним элементов других следственных действий (обозрение почтово-телеграфных отправлений, изымаемых при обыске предметов, местности при проверке показаний).
Виды следственного осмотра различаются преимущественно по его объектам:
1.                  осмотр места происшествия;
2.                  осмотр местности;
3.                  осмотр жилища;
4.                  осмотр иного помещения,
5.                  осмотр предметов и документов;
6.                  осмотр трупа.
На практике принято выделять еще и осмотр животных (которые не подпадают под буквальный смысл термина "предметы").

ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА ОСМОТРА
 
Порядок проведения осмотра следующий:
1) приглашаются понятые, а при необходимости специалист (судебно-медицинский эксперт, врач), обвиняемый, подозреваемый, потерпевший, свидетель или другие лица. Им разъясняются права, обязанности, ответственность, цели и порядок производства осмотра;
2) осуществляется наблюдение, измерение и фиксация результатов осмотра в протоколе следственного действия;
3) поиск следов, предметов (документов), которые могут иметь отношение к делу;
4) осмотр обнаруженных предметов и документов, а в случае необходимости для дела и изъятие таковых. Отражение в протоколе осмотра отличительных признаков каждой изъятой вещи и точного места ее обнаружения с привязкой к местности;
5) упаковка изъятого, опечатывание, удостоверение подлинности упаковки подписями следователя и понятых;
6) завершение протоколирования следственного действия по правилам ст. ст. 166, 167, 180 УПК РФ.
В необходимых случаях при осмотре следователь производит фото-, кино-, видеосъемку, составляет чертежи, планы, схемы, изготавливает слепки и оттиски следов[2].
Перед тем как приступить к осмотру, если он осуществляется на территории или в помещении предприятия, организации, учреждения, необходимо пригласить для участия в осмотре их представителя.
При производстве следственного осмотра должны соблюдаться следующие правила:
1) обязательными участниками осмотра, за исключением случаев, указанных в ч. 3 ст. 170, являются понятые, представитель администрации организации, которой принадлежит осматриваемое помещение (ч. 6 ст. 177);
2) все имеющие значение для дела обстоятельства должны восприниматься всеми участниками осмотра непосредственно (лично) и во время либо сразу после обнаружения объекта (ч. 4 ст. 177). Недопустимо сначала осмотреть объект, а потом пригласить понятых лишь для того, чтобы они расписались в протоколе;
3) изъятию при осмотре подлежат только те предметы, которые имеют отношение к делу. Однако их относимость во время осмотра может устанавливаться и предположительно, в результате первоначальной оценки;
4) особенности фиксации результатов осмотра состоят в том, что в протоколе указываются условия наблюдения (время, погода, освещенность), а также его объективные результаты. Не допускаются произвольные выводы, умозаключения. Например, правильной будет запись о том, что обнаружена цепочка из желтого металла, а не золотая цепочка. В то же время профессиональные термины специалиста фиксируются в протоколе (например, медицинские термины при осмотре трупа). В протоколе осмотра могут быть записаны и результаты простейших экспериментальных действий (например, измерения температуры трупа). Важно зафиксировать в протоколе имеющиеся индивидуальные признаки изъятых предметов. Если для производства детального осмотра предметов требуется продолжительное время либо осмотр на месте затруднен по иным объективным причинам (например, ввиду плохих погодных условий), то предметы следует упаковать, опечатать, заверить подписями понятых и следователя на месте осмотра (ч. 3 ст. 177). Осмотр этих предметов должен быть проведен позднее (например, в кабинете следователя);
5) при изъятии предметов в ходе осмотра целесообразно копию протокола вручить их владельцам для обеспечения их права на обжалование действий следователя[3].
Основным познавательным способом - приемом при следственном осмотре, само название которого происходит от слова "смотреть", - является визуальное наблюдение, исследование объекта при помощи органа зрения его участников с фиксацией увиденного в статике, "фотографирование глазами", а также с помощью фототехники, чертежей и рисунков. Вместе с тем в протоколе осмотра могут быть зафиксированы и фактические данные об осматриваемом объекте, воспринятые с помощью других органов чувств человека - слуха, обоняния и осязания. Так, если с места осмотра местности не только виден проходящий вдали поезд, но и слышен производимый им шум (или наоборот, поезд не виден, но слышен) и данное обстоятельство имеет значение для расследуемого уголовного дела, оно может быть отражено в протоколе следственного действия. Точно так же участниками осмотра может быть одинаково и уверенно воспринято, а в протоколе отражено и удостоверено, например, что нагревательный прибор или капот автомашины еще теплый (а это значит, что тем и другим недавно пользовались), а также что в помещении ощущается определенный запах. Допустимы и элементы так называемого осмотра руками, когда в виде исключения из общего правила, согласно которому на месте осмотра ничего трогать нельзя, посредством наипростейшего эксперимента проверяется, функционирует ли телефон или открывается ли дверь на балкон, что грязный след обуви на полу комнаты полностью совпадает по своему размеру и конфигурации с подошвой обнаруженной тут же испачканной обуви. В целом ряде случаев, особенно при осмотре местности, необходимым элементом следственного осмотра является измерение с "привязкой" к определенному заметному постоянно находящемуся здесь объекту; измерение может быть и сравнительным (больше-меньше, выше-ниже).
Вместе с тем было бы неправильно понимать сущность следственного осмотра таким образом, будто его участники, в том числе сам следователь, бездумно, фотографически фиксируют общую картину следов происшествия и все ее детали, и только. На всем протяжении следственного действия следователем осуществляется напряженная профессиональная мыслительная деятельность, чтобы понять, что же здесь произошло, что в данном случае существенно и что - нет; что подлежит тщательному изучению, а что может быть проигнорировано, что подлежит изъятию, а что можно оставить; что нужно сделать уже сейчас, немедленно для организации неотложной целенаправленной следственной и оперативно-розыскной деятельности. Именно в ходе следственного осмотра места происшествия рождаются первоначальные (рабочие) следственные версии, с учетом которых строится и сам осмотр, и оперативно-розыскная деятельность, определяются ее направление и содержание[4].
Протоколы такого осмотра иногда оказываются в материалах уголовных дел. Однако их нельзя рассматривать как протоколы следственных действий; с точки зрения уголовно-процессуального доказательственного права и теории доказательств в уголовном процессе это иные документы, определение которых содержится в ст. 84 УПК РФ, что, однако, априори отнюдь не означает умаления их значения как источника доказательств по уголовному делу.
Помимо понятых в осмотре может участвовать и ряд других лиц. Таковы:
1. Специалист. Согласно (ч.1. ст. 58 УПК РФ): Специалист - лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном настоящим УПК РФ, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию».
Участвуя в осмотре, он выполняет функцию научно-технического помощника следователя, оказывая ему содействие в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств. В осмотре трупа участвует судебно-медицинский эксперт, а при невозможности - врач. К осмотру могут привлекаться и другие специалисты, способные оказать содействие следователю в получении доказательств: криминалисты, автотехники, товароведы, специалисты по взрывному делу, авиационным происшествиям и др. Лишь при осмотре трупа участие специалиста-медика обязательно. В остальных случаях решение о вызове специалиста зависит от степени владения следователя соответствующими приемами обнаружения и закрепления доказательств.
2. Эксперт. Согласно (ч.1. ст. 57 УПК РФ): Эксперт - лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном УПК, для производства судебной экспертизы и дачи заключения». Его участие в осмотре возможно по его ходатайству (п. 2 ч. 3 ст. 57 УПК РФ). Роль эксперта не совпадает с ролью специалиста и состоит не в содействии следователю в получении доказательств, а в выявлении (с последующим отражением в протоколе осмотра) обстоятельств, существенных для последующей дачи им заключения[5].
3. Обвиняемый, подозреваемый, потерпевший, свидетель. Эти участники привлекаются к осмотру либо по их ходатайству, либо по усмотрению следователя, но с их согласия. В ходе следственного действия они либо способствуют своими пояснениями уточнению границ осматриваемого объекта (места происшествия), либо указывают на узловые точки события, что облегчает поиск следов, или на изменения, которые произошли в обстановке, что важно для обеспечения объективности осмотра.
Кроме того, привлечение этих лиц целесообразно для того, чтобы убедить их в объективности осмотра и запечатлении его результатов. При этом следует иметь в виду, что закон не обязывает их участвовать в осмотре и давать какие-либо пояснения. Поэтому их привлечение к осмотру целесообразно при ясно выраженном желании сотрудничать со следователем.
Если к осмотру привлечены подозреваемый или обвиняемый, а также если осмотр проводился по их ходатайствам или ходатайству защитника, участвовать в осмотре может также их защитник (п. 5 ч. 1 ст. 53 УПК РФ).
4. По ходатайству потерпевшего, гражданского истца, их представителей в осмотре могут участвовать как они сами, так и их представители - адвокаты и иные лица, а также законные представители (ст.ст. 42, 44, 45 УПК РФ). Все эти лица, участвуя в осмотре, выполняют функции, вытекающие из их правового статуса.
5. Представитель администрации организации, в которой производится осмотр. По смыслу (ч. 6 ст. 177 УПК РФ), это лицо обязано участвовать в осмотре. Но если участие его обеспечить невозможно, об этом делается запись в протоколе[6].
6. При осмотре жилища должно присутствовать лицо, проживающее в жилище, либо совершеннолетние члены его семьи, а при невозможности этого (например, единственный проживающий находится под стражей) - представители жилищных учреждений или местной администрации.
7. В осмотре могут также участвовать прокурор, руководитель следственного органа, который уполномочен в соответствии со (ст. 39 УПК РФ) УПК РФ осуществлять контроль за производством предварительного следствия с момента возбуждения уголовного дела до принятия по нему законного решения, а также сотрудник органа дознания для оказания содействия следователю (в охране места происшествия, пресечении противодействия осмотру, а также для оперативного сопровождения осмотра).
Понятым и всем другим привлекаемым к осмотру лицам перед началом осмотра разъясняются их права и обязанности, а также порядок проведения осмотра (ч. 5 ст. 164 УПК РФ).
Из сказанного видно, что всех участников осмотра можно поделить на обязательных (следователь, понятые, врач (при осмотре трупа), представитель администрации, владелец жилого помещения) и необязательных (все остальные), которые привлекаются к осмотру по их ходатайствам или по усмотрению следователя.
 
 

ОСОБЕННОСТИ ОСМОТРА ЖИЛИЩА И ИНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
 
Для отечественного судопроизводства ч. 5 ст. 177 УПК РФ, устанавливающая порядок производства осмотра жилища, принципиально новая. Остановимся на некоторых проблемах ее трактовки.
До сих пор не ясен ряд вопросов: может ли жилище быть осмотрено до возбуждения уголовного дела в рамках осмотра места происшествия; кого понимать под проживающими в жилище лицами; как должно оформляться согласие проживающих в жилище лиц на его осмотр; нужно ли получать согласие у всех жильцов; что делать, если, несмотря на наличие судебного решения об осмотре жилища, проживающие в нем лица отказываются впустить участников осмотра?
Под местом происшествия, как правило, подразумевают участок местности или помещение, где были обнаружены следы события, требующего расследования. В жилых помещениях нередко совершаются убийства, изнасилования, кражи и иные преступления, в результате которых на месте их совершения остаются различные следы. Поэтому в широком смысле понятие "место происшествия" охватывало собой и участки местности, и помещения (в том числе жилые). В связи с этим ранее результаты осмотра жилого помещения, в котором предположительно имелись следы преступного события, оформлялись протоколом осмотра места происшествия.
Анализ уголовных дел, следствие по которым проводилось после вступления в законную силу УПК РФ, позволяет сделать вывод о том, что на практике еще не выработано единообразного подхода к осмотру жилища и порядку оформления связанных с этим действием процессуальных документов[7].
В одних случаях следователи возбуждали перед прокурором ходатайство о даче разрешения на осмотр жилища, мотивируя это тем, что проживающее в нем лицо совершило преступление и возражает против производства осмотра в жилище. Однако письменно такое возражение никак не оформлялось и не выяснялось согласие других проживающих в этом жилище лиц.
В другой ситуации следователь проводил осмотр жилища в присутствии и с согласия матери проживающего там лица, совершившего преступление, но опять же в отсутствие этого лица.
В третьем случае при обнаружении в жилом доме трупа мужчины, который проживал один, осмотр жилища проводился вообще без согласия и присутствия каких-либо лиц.
В четвертой ситуации следователь составил протокол осмотра места происшествия вместо протокола осмотра жилища.
Во всех случаях протоколы осмотра жилища или места происшествия недопустимыми доказательствами не признавались и были положены в основу приговора. Однако такое положение дел можно связать с недостаточной активностью стороны защиты.
С принятием УПК РФ осмотр следов преступления в жилище, как уже говорилось, должен проводиться в соответствии с ч. 5 ст. 177 и оформляться протоколом осмотра жилища. Означает ли это, что производство осмотра жилища допустимо только после возбуждения уголовного дела, даже если на то есть согласие проживающих в нем лиц? Уголовно-процессуальный кодекс не дает четкого ответа[8].
В соответствии с ч. 2 ст. 176 УПК в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела. В определенных ситуациях жилище может быть местом происшествия. Поэтому полагаем, что в таких случаях осмотр жилища может быть проведен и до возбуждения уголовного дела. Этот вывод основывается на формулировке ч. 5 ст. 165 УПК, устанавливающей, что в исключительных случаях, когда производство осмотра жилища не терпит отлагательства, он может быть проведен на основании постановления следователя без получения судебного решения.
Необходимость проведения в исключительных случаях осмотра жилища до возбуждения уголовного дела объясняется и тем, что не всегда на момент проведения осмотра жилища могут быть основания для возбуждения уголовного дела. Например, выезжая на место происшествия - в квартиру, где обнаружен труп без внешних признаков насильственной смерти, следователь может и не знать, совершено в квартире убийство или человек умер естественной смертью. Разобраться в причине смерти он сможет только в ходе осмотра трупа и места происшествия, которым является квартира, или только после результатов судебно-медицинского исследования трупа. В данной ситуации, если труп "некриминальный", то в возбуждении уголовного дела будет отказано. В противном случае, если следовать правилу о проведении осмотра после возбуждения дела, будет множество необоснованно возбужденных уголовных дел.
Под проживающими в жилище в контексте ч. 5 ст. 177 подразумеваются совершеннолетние лица, постоянно или временно проживающие в подлежащем осмотру жилом помещении или владеющие им на праве частной собственности, независимо от факта их регистрации в этом жилище.
Не совсем ясно, нужно ли получать согласие у лица, временно отсутствующего (например, уехавшего в командировку), если другие лица, проживающие в жилище, дали согласие на осмотр. По смыслу закона, нужно выяснять мнение о возможности проведения осмотра жилища у всех проживающих в нем лиц. При этом закон не оговаривает зависимость получения такого согласия лиц от законности их проживания в жилище (в частности, помещение ими может быть самовольно занято, приобретено путем незаконной сделки и т.п.).
В ситуации, когда жилище сдано в аренду, очевидно, нет необходимости получать согласие на осмотр от собственника, а нужно истребовать согласие арендатора, поскольку именно он на этот момент непосредственно владеет и пользуется этим помещением.
Следует подчеркнуть, что согласие испрашивается лишь у надлежащего лица. Согласие иного лица (ребенка, няни, домработницы или соседа и т.п.) в расчет не принимается. Если в жилище проживают недееспособные граждане или несовершеннолетние, нужно спрашивать согласие на проведение осмотра у их законных представителей.
В случае, если хотя бы один из проживающих в жилище возражает против производства осмотра, должен действовать судебный порядок получения разрешения на осмотр.
Согласие должно быть реальным. Если оно оказалось следствием насилия, угроз или обмана, то оно не расценивается как добровольное и юридического значения не имеет. В США, например, собственник вправе давать согласие на любых условиях: разрешить осмотр первого этажа дома и не разрешить - второго. На наш взгляд, эта практика приемлема и применительно к отечественному уголовному судопроизводству. Если же возникла необходимость осмотреть иные помещения, а проживающие в квартире лица возражают, следователь вправе вынести соответствующее постановление и провести осмотр.
В таком случае следователь в течение 24 часов с момента начала осмотра должен уведомить судью и прокурора о производстве следственного действия, приложив к уведомлению копии постановления о производстве осмотра жилища и протокола осмотра жилища.
Может возникнуть вопрос: нужно ли в этой ситуации после вынесения постановления составлять новый протокол осмотра жилища? На наш взгляд, не нужно. В этом случае можно продолжать фиксацию хода и результатов осмотра в уже начатом протоколе.
Аналогичным образом, как полагают некоторые авторы, следует поступать и тогда, когда лица, проживающие в жилище, сначала согласившиеся на его осмотр, впоследствии меняют свое решение и возражают против продолжения осмотра жилища[9]. С таким мнением трудно не согласиться, поскольку в противном случае продолжение осмотра жилища без согласия на то проживающих в нем лиц будет нарушением их конституционных прав.
В законе не указано, как оформлять согласие лиц, проживающих в жилище, на осмотр. Хотя в типовом бланке протокола осмотра жилища отсутствует графа, предусматривающая запись о согласии на осмотр жилища, на наш взгляд, мнение о том, что согласие должно фиксироваться в протоколе следственного действия, справедливо[10].
В законе не сказано, можно ли проводить осмотр, если в момент его проведения в жилище отсутствуют жильцы. В ч. 5 ст. 177 УПК говорится, что если проживающие в жилище лица возражают против осмотра, то следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра в соответствии со ст. 165. То есть основанием для возбуждения перед судом ходатайства о производстве осмотра жилища является возражение проживающих в нем лиц. А как быть, если у следователя нет ни согласия, ни возражения ввиду отсутствия проживающих в жилище лиц?
Сравнительный анализ ст. ст. 177, 180 и 182 УПК позволяет сделать вывод, что осмотр жилища в отличие от обыска может быть произведен и при отсутствии проживающих в нем лиц. Полагаем, что в таком случае для участия в осмотре должны быть приглашены представители местной администрации или той организации, в ведении которой находится жилое помещение (ЖЭУ, ДЭЗ, ТСЖ и т.д.).
Закон умалчивает, что делать, если, несмотря на уговоры и наличие постановления об осмотре жилища или судебного решения, проживающие в жилище лица отказываются впустить участников осмотра. В отличие от обыска при осмотре жилища уголовно-процессуальный закон не предусматривает возможности вскрывать любые помещения, если владелец отказывается открыть их добровольно.
Поскольку необходимость производства осмотра жилища мотивирована в постановлении следователя и кроме постановления есть судебное решение, то, на наш взгляд, в случае отказа жильцов добровольно предоставить следователю возможность для осмотра их жилища к ним должны быть применены меры принуждения, аналогичные тем, которые применяются при обыске. Учитывая, что действия правоохранительных органов будут носить законный характер, нарушения конституционных прав проживающих в жилище граждан не произойдет. Впоследствии лица, отказывающиеся выполнить законное требование следователя, могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.
 

ОСОБЕННОСТИ ОСМОТРА ТРУПА
 
Обнаружение трупа рассматривается как происшествие. При этом возникает необходимость в двух осмотрах - в осмотре места происшествия, т.е. места обнаружения трупа, и места нахождения самого трупа. Труп может быть осмотрен самостоятельно, после эвакуации его с места обнаружения. Однако сам факт эвакуации должен быть отражен в протоколе как осмотра места происшествия, так и осмотра трупа. Осмотр трупа в другом месте облегчает доступ к нему специалистов - судебно-медицинского врача и других специалистов.
Наружный осмотр трупа на месте его обнаружения в соответствии со ст. 178 УПК РФ производит следователь в присутствии понятых с участием врача-специалиста в области судебной медицины, а при его отсутствии иного врача. Участие врача не освобождает следователя от обязанности лично вести осмотр. Вся ответственность за ход и результаты осмотра трупа лежит на нем, так как факты, исследуемые и фиксируемые при осмотре, не могут быть восполнены при судебно-медицинской экспертизе трупа. Цель осмотра: установить личность потерпевшего; время и способ причинения смерти; получить данные о лицах, причастных к расследуемому событию[11].
После осмотра всех предметов, находящихся на трупе и вблизи него, осмотру подвергается ложе трупа. Для этого труп осторожно приподнимают и относят на подготовленное (застеленное пленкой или тканью) место. Исследованию подвергается также грунт для сопоставления его с частицами грунта на одежде и теле трупа.
Осмотр трупа является самостоятельным видом следственного осмотра, если производится не на месте происшествия, а в морге или другом месте. Если же осмотр трупа производится на месте происшествия, то он является составной частью осмотра места происшествия.
В силу прямого указания закона осмотр трупа производится в присутствии понятых и с участием врача - специалиста в области судебной медицины, а если таковой отсутствует, то патологоанатома, хирурга или иного врача, не работающего в судебно-экспертном учреждении. При необходимости для осмотра трупа кроме врача привлекаются и другие специалисты[12].
Участие специалиста в области судебной медицины не может заменить судебно-медицинскую экспертизу, поскольку процессуальный порядок, цели и возможности экспертизы и осмотра существенно различны.
Осмотр трупа не предполагает ег
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.