На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление аналитической работой в банке

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Содержание 
 
 

 

Введение

 
      Развитие  рыночных отношений в России планомерно ведет отечественный бизнес к интеграции в мировую экономику. Финансовый рынок не является исключением. Развитие банковской системы в нашей стране привело к появлению большого количества коммерческих банков.
      Быстрый процесс развития банковской сферы  привел к тому, что предложение банковских услуг превысило необходимый для российского общества уровень спроса на них. Это, в свою очередь, создало условия для возникновения конкуренции в отдельных секторах банковской деятельности. К тому же необходимо учесть специфические черты банковского дела в России. В отличие от зарубежных, российские банки находятся в особых условиях, специфику которых можно определить следующим образом: изменчивость организационной структуры банков, связанная с их стремительным и продолжающимся развитием; существование специфических правил бухгалтерского учета в России и их отличие от международных стандартов; низкое и медленно меняющееся качество работы системы РКЦ (расчетно-кассовых центров) Центрального Банка РФ, к которому, тем не менее, необходимо приспосабливаться.
      Поэтому одной из важных проблем в сфере банковской деятельности выступает проблема выживания в условиях обострившейся конкурентной борьбы. Выиграть в ней может тот банк, который сумеет организовать свою деятельность наиболее эффективным образом. Если он учтет всю совокупность влияющих факторов, начиная от действующих в обществе закономерностей и реалий, специфичных для текущего момента и общей ситуации в стране, и заканчивая ориентацией на самые передовые технологии, разработанные в различных предметных областях. Наряду с надежностью и стабильностью банка в качестве одного из важнейших условий выживания банков при растущей конкуренции на первый план выходит качество обслуживания и расширение круга предоставляемых услуг. Это, в свою очередь, требует решения целого ряда частных задач. К числу основных задач, стоящих перед российскими банками, можно отнести: повышение эффективности обработки платежного документооборота, реализация системы валютной бухгалтерии, сложная аналитическая обработка финансовой информации с последующим принятием обоснованных решений по управлению ресурсами, обеспечение составления отчетности, подготовка документов, анализа, планирования и контроля деятельности банка; создание механизма быстрого реагирования на изменение ситуации (в экономике, политике, законодательстве, банковском секторе, собственной деятельности); распространение необходимых знаний среди сотрудников банка и повышение уровня их профессиональной подготовки; проблемы, связанные с увеличением численности персонала, появлением у банков новых зданий и т. д. Совершенно очевидно, что решить перечисленные задачи может лишь эффективный менеджмент.
      Для российских банков в современной экономической ситуации весьма актуальным становится вопрос разработки и применения собственных эффективных методов анализа, прежде всего, финансового состояния банков, соответствующих условиям местных рынков. Успешное развитие и надежность банка сегодня во многом зависят от постановки аналитической работы, позволяющей давать реальную и всестороннюю оценку достигнутым результатам его деятельности, выявлять сильные и слабые стороны банка, определять стратегии роста и конкретные пути решения возникающих проблем.
 

1. Назначение  и виды аналитической  работы в банке

1.1.Место аналитической работы в системе банковского менеджмента

      Формирование рыночной экономики обусловливает развитие анализа в первую очередь на микроуровне - на уровне отдельных предприятий, организаций и их структурных внутренних подразделений, поскольку эти низовые звенья (при любой форме собственности) составляют основу рыночной экономики.
      Деятельность  коммерческого банка проходит на фоне постоянно изменяющейся общеэкономической, а также социально-политической ситуации, изменений состояния финансового рынка, которые в разной мере оказывают влияние на финансовую устойчивость кредитной организации. В связи с этим основное внимание коммерческого банка должно быть сосредоточено на организационно-экономических мероприятиях (реинжиниринг бизнес-процессов банка), комплексной оценке финансово-экономической политики банка (управление денежными потоками и традиционными банковскими рисками), на совершенствовании информационно-аналитического обеспечения и банковских финансовых технологий (информационно-аналитическое и фукционально-технологическое обеспечение). Поэтому далее речь пойдет о банковском менеджменте, который призван обеспечивать устойчивую деятельность банка.
      Банковский  менеджмент в общем виде представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, управлением маркетинговой деятельностью, а также управление персоналом, осуществляющим банковские операции. Другими словами, банковский менеджмент - это управление отношениями, связанными с формированием и использованием денежных ресурсов, то есть взаимоувязанная совокупность финансового менеджмента и управления персоналом, занятым в банковской сфере.
      Разделение  банковского менеджмента на финансовый менеджмент и управление персоналом в коммерческом банке обусловлено структурой объекта, на который направлены управляющие воздействия банковского менеджмента. Поэтому его можно рассматривать как деятельность, связанную с внутрибанковским регулированием и направленную в первую очередь на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора. Сфера функционирования банковского менеджмента охватывает построение процессов по рациональному управлению денежными потоками и использованию знаний и опыта банковского персонала как необходимое условие эффективного менеджмента в банке.
      Среди задач банковского менеджмента: банковская политика, банковский маркетинг, формирование клиентской базы и других, - нас особо интересуют следующие две. Это информационно-аналитическое обеспечение и экономика и финансы. Они включают обработку первичной информации, обоснование заданных нормативных ограничений на параметры деятельности банка и контроль за случайными факторами, которые могут привести к отклонению от заданной целевой программы, а также оценку степени выполнения программы банка1.
      Для реализации задач банковский менеджмент должен представлять собой единую систему, и как любая система управления выполнять ряд функций.
      Функция управления - это особый вид управленческой деятельности, продукт специализации в сфере управления. Функции управления классифицируются на общие, или главные функции, отражающие содержание самого процесса управления, и специфические функции, отражающие различные объекты управления. Взаимосвязь общих и специфических функций управления состоит в том, что общие функции не могут осуществляться сами по себе, без приложения к какому-либо объекту управления, а любая специфическая функция управления каким-либо объектом может быть осуществлена только с помощью общих функций.
      Общие, главные функции экономического управления, или, как их иногда называют основные функции экономической деятельности, можно определить так:
      информационное  обеспечение управления (сбор, обработка, упорядочение информации об экономических  явлениях и процессах);
      анализ (анализ хода и результатов экономической деятельности, оценка ее успешности и возможностей совершенствования на основании научно обоснованных критериев);
      планирование (прогнозирование, перспективное и текущее планирование экономической системы);
      организация управления (организация эффективного функционирования тех или иных элементов хозяйственного механизма в целях оптимизации использования ресурсов экономической системы);
      контроль (контроль за ходом выполнения бизнес-планов и управленческих решений).
      Первые две общие функции отражают как бы технологические этапы управления, которые сводятся к информационному и аналитическому обеспечению процесса принятия решений. Само принятие решений осуществляется в виде функций управления, отражающих временные этапы управления: планирования, организации управления и контроля. Следовательно, экономический анализ и другие виды управленческой деятельности, отражающие первую функцию (бухгалтерский учет, статистика), являются такими функциями управления, которые имманентно присущи всем другим общим и специфическим функциям управления.
      Таким образом, анализ играет важную роль в системе управления и тесно связан со всеми функциями управления. Он призван, с одной стороны, определить экономическую эффективность деятельности за отчетный период (или установленный изучаемый период), достижение поставленных целей. С другой - определить возможные направления развития этой деятельности на текущий и перспективный периоды с точки зрения обеспеченности необходимыми финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами.
      Поскольку маркетинг и планирование являются исходными пунктами управленческого цикла, анализ направлен на обеспечение необходимой информацией прежде всего этих функций.
      Большую роль играет анализ информации в процессе текущей оперативной деятельности фирмы, поскольку является исходной базой для принятия управленческих решений, направленных на осуществление контроля, выявление и ликвидацию отклонений от выполнения поставленных целей в процессе деятельности.
      Такой анализ позволяет проводить проверку выполнения управленческих решений, соблюдение установленных нормативов и условий работы. Анализ хозяйственной деятельности формирует информацию обратной связи в системе управления. Кроме того, экономический анализ - это не только функция, но и определенная система мышления, которая требует определенных научных подходов, разработки методов обработки информации, умения сформулировать правильные выводы на основе анализируемых показателей, дать рекомендации управленческому аппарату по вопросам повышения эффективности хозяйственной деятельности фирмы.
      Полнота экономического анализа зависит  от наличия информационной базы, от уровня ведения учета и отчетности, достоверности анализируемых показателей, использования компьютерной техники как при ведении отчетности, так и в процессе проведения анализа. Он призван дать управляющим необходимый аналитический материал для принятия управленческих решений. Поэтому каждый средний и даже мелкий банк призван иметь свою аналитическую службу, которая собирает, обобщает информацию, выделяет закономерности и на этой базе прогнозирует различные тенденции.

1.2. Цели и задачи анализа

 
     Анализ  сопровождает все стадии деятельности банка: планированием оперативную  деятельность, контроль, оценку результатов  и эффективности деятельности. Качество планирования напрямую связано с анализом деятельности банка в предшествующие периоды. Управленческие решения, принятые без учета сложившейся в банке и на рынке реальной обстановки, могут носить ошибочный, неадекватный характер. Получение необходимой информации для принятия управленческих решений является задачей оперативного анализа. Оценить эффективность использования средств, прибыльность отдельных операций, качество работы сотрудников помогают приемы и инструменты анализа.
     Аналитическая работа в банке ведется как в целом по банку, так и в разрезе отдельных банковских структур, отдельных операций.
     В условиях административной системы  управления анализ носили в основном ретроспективный характер. В современных  условиях анализ в банковской деятельности является прежде всего основой для планирования последующих действий и решений2.
     Целью аналитической работы является обеспечение бесперебойной деятельности банка, его безубыточности, т.е. получение дохода в объеме, позволяющем покрыть расходы на содержание аппаратам управления, содержание зданий и сооружений, банковской техники, возмещение затрат на оплату привлеченных ресурсов и т.п. Эти цели можно назвать минимальными. Но кроме этого банковская аналитика ставит перед собой цель повышения экономической эффективности деятельности банка, улучшения его конкурентоспособности, внешнего имиджа, снижения и ограничения рисков банковской деятельности.    
     Особую  важность анализ приобретает в условиях обострившейся конкуренции, усиления контроля со стороны государственных органов, стремления банков соответствовать международным стандартам банковской деятельности.
     За  последние годы в российской банковской системе, как и в экономике страны в целом, произошли серьезные перемены. Изменились требования к банковской аналитике. Однако динамика этих перемен традиционно отставала oт динамики изменений в банковском деле. Так, необходимость анализа качества кредитного портфеля и контроля за ним была осознана российскими банкирами не одновременно с формированием этих портфелей, а после банковского кризиса, в основе которого в том числе лежали и «плохие» кредиты. Это же относится и к вопросу управления банковской ликвидностью. Требования, предъявляемые к банковской аналитике, находятся в прямой зависимости от изменения рынка. В период его активного роста анализ банковской деятельности носил характер констатации свершившегося факта, предпочтение отдавалось объемным показателям. С обострением конкуренции на рынке банковских услуг и кризисами, которые периодически сотрясали банковскую систему страны, приоритеты сместились на показатели, связанные со способностью банка управлять рисками, с качеством банковских продуктов, а также производительностью труда, контролем за затратами, обоснованностью ценообразования.    
     В настоящее время банковская аналитика не просто фиксирует сложившуюся в отчетном периоде картину и соответствие фактических показателей плановым, но стремится выявлять возможные негативные тенденции и регистрировать их, поскольку они могут проявляться в виде потери прибыли или в виде проблем, связанных с ликвидностью активов либо нанесением урона имиджу банка.
     В процессе анализа происходит выявление  внутренних резервов как в финансовой (увеличение рентабельности и снижение рисков), так и в «производственной» сфере (повышение производительности «труда, применение более совершенных технологий, оптимизация использования основных фондов и основных средств).
     Характерной чертой банковской аналитики является большой массив перерабатываемой информации, поэтому современная аналитика немыслима без применения автоматизированных средств сбора и обработки материала для анализа. Ощутимым недостатком в настоящий момент является отсутствие на рынке общепризнанных программных продуктов, позволяющих провести комплексный анализ деятельности банка с использованием средств автоматизации. К другим  недостаткам современной российской банковской аналитики относится трудность получения достоверной, подробной информации для анализа, а также отсутствие единых стандартов комплексного анализа, адаптированных к российской действительности.
     Аналитическая работа в банках базируется на нескольких основных принципах:
     • историзация. При проведении анализа следует по возможности  использовать данные за длительный период. Построение динамических рядов позволяет выявить тенденции происходящих изменений;
     • ранжирование (котировка). При проведении анализа важно оценить значимость выявленной проблемы, степень ее влияния на банк в целом. Определение ключевых проблем и их дальнейшее исследование делает анализ более эффективным;
     • сравнение. Анализ предполагает постоянное сравнение полученных результатов  с конкурентами, планами и расчетами, что позволяет банку определить свое место на рынке, выявить факторы, негативно влияющие на развитие банка;
     • сопоставимость. Для объективной оценки деятельности банка необходимо сделать сопоставимыми данные разных периодов, исключить влияние инфляционных процессов, для этого используются коэффициент инфляции, дефлятор, метод твердых валют и т.п.;
     •  последовательность3.
     Аналитическая работа предполагает сбор информации, основанный на определенной методике, наличие системы сбора и обработки материала. Если из года в год эти методики будут меняться, сравнение показателей за разные периоды может быть затруднено.

1.3. Виды анализа

 
     В зависимости от того, используется анализ в качестве базы для планирования, оценки деятельности банка за истекший период или для текущего мониторинга, различают ретроспективный и текущий (оперативный) анализ. Ретроспективный анализ предполагает взгляд в прошлое, исследование данных предыдущих периодов. Текущий анализ оперирует данными настоящего времени.
     В зависимости от целей анализа  и применяемых инструментов различают количественный и качественный анализ. Количественный анализ регистрирует величину и темпы изменений в структуре баланса банка, других объектов анализа, исследует отдельные факторы, вызвавшие эти изменения.
     Количественный  анализ основан на изучении абсолютных и относительных показателей, анализе трендов показателей, сравнительном анализе показателей.
     Качественный  анализ предполагает исследование причин изменения банковской прибыли, изучение факторов, влияющих на качество портфелей  и отдельных активов, анализ величины и причин возникновения банковских рисков. Качественный анализ может иметь в своей основе количественные показатели, но носит более сложный, творческий характер, предполагает изучение не только произошедших изменений, но в большей степени причин, вызвавших эти изменения, их возможные последствия.
     Качественный  анализ основан на использовании сложных, часто агрегированных показателей, выявлении и оценке тенденций, использовании приемов факторного анализа.
     В зависимости от субъектов анализ можно разделить на внешний (дистанционный) и внутренний. Внешний (дистанционный) анализ предполагает изучение состояния контрагента на межбанковском рынке, финансового состояния клиентов банка на основании доступной информации: бухгалтерской и финансовой периодической отчетности, публикуемой отчетности, данных официальной статистики. В силу этого для дистанционного анализа характерна недостаточная детализация информации, а нередко и отсутствие уверенности в достоверности получаемых данных.
     Внутренний  анализ предполагает изучение состояния  банка на основании данных не только синтетического, но и аналитического к учета, использование данных внесистемного учета, возможность получения дополнительной информации и реальной оценки качества этой информации.                                               
     На  рис. 1 дана классификация видов анализа в зависимости от различных критериев.
       
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1. Классификация видов анализа
 

2. Механизм управления и планирования аналитической работой в банке

2.1. Направления аналитической работы в банке

 
     Выбор направления аналитической работы в банке зависит от объекта исследования и целей, которые ставит перед собой аналитик.
     Так, можно выделять анализ активов и  пассивов банка, его клиентской базы, анализ конкурентной позиции банка, анализ рентабельности, прибыльности, доходов и расходов, в том числе  непроцентных расходов (расходов на содержание банка), анализ рисков, анализ внешней среды и потенциального рынка и т.п.
     Анализ  активных операций и связанных с  ними рисков является ведущим направлением аналитической работы банка. Состав, качество, динамика активов, факторы, влияющие на изменение их структуры, являются постоянным объектом исследования банковских аналитиков. Выходя на рынки кредита, покупая и продавая ценные бумаги, предоставляя клиентам разнообразные услуги, банк должен тщательно исследовать рискованность проводимых операций.
     Кредитование  занимает существенное место в деятельности банка, поэтому важным направлением аналитической работы является анализ кредитного портфеля, его качества, степени подверженности кредитным рискам, достаточности создаваемых резервов на возможные потери по ссудам.
     Анализ  пассивов предполагает оценку размера и качества собственного капитала, оценку качества (состава, срочности, платности и стабильности) ресурсной базы банка.
     Анализ  баланса коммерческого банка включает в себя оценку надежности банка, его финансовой устойчивости, достаточности собственного капитала, степени покрытия рисков по размещению средств собственными средствами банка, оценку эффективности использования ресурсов.
     В экономической литературе выделяют следующие этапы анализа баланса коммерческого банка:
     •  изучение структуры баланса: анализ структуры активов и пассивов, их временных и ценовых характеристик, выявление доли ресурсов, размещаемых в операции с повышенным риском, эволюция финансового рычага;
     • группировка активов и пассивов для определения уровня ликвидности баланса, сравнения фактических результатов с нормативными значениями, изучения динамики показателей;
     •  сравнительный анализ отчетности коммерческого  банка с позициями аналогичных банков;
     •  рейтинговая оценка уровней показателей4.
     Целью анализа окружающей среды является установление и классификация возможностей и ограничений для развития банка. Окружающая среда представляет собой совокупность областей за пределами банка, изменения в которых способны повлиять на ситуацию на рынках, интересующих банк, либо непосредственно на его деятельность.
     Составляющими элементами окружающей среды являются: географическая, демографическая, экономическая  ситуация, нормативно-правовое обеспечение, существующие технологии и т.п.
     Анализ  экономической ситуации и выявление тенденций в этой области нужны, например, для определения более эффективного направления вложений денег банком (не стоит планировать увеличение кредитных вложений в отрасль промышленности, где прослеживается тенденция на спад). Экономическую ситуацию можно анализировать в разрезе секторов экономики, динамики количества предприятий и уровня занятости, рентабельности отраслей и т.п.
     Анализ  потенциального рынка позволяет банку найти свою нишу на рынке, определить емкость рынка, соответствие ей стратегии банка, определить возможности выхода на новые рынки, разработать тактику охвата рынка, сравнить тенденции развития рынка и банка.
     Одним из приемов анализа рынка является сегментация. Принцип  сегментации исходит из того, что рынок в целом неоднороден, клиенты и, соответственно, их потребности различны, их необходимо идентифицировать, что и позволит определить потенциальные возможности соответствующего сегмента рынка.
     Анализ  потенциального рынка можно проводить  в разрезе отдельных продуктов. Например, анализируя уровень проникновения  и емкость рынка по картам VISA, следует помнить, что подобный, продукт можно предлагать не каждому клиенту. Так, в золотую карту VISA входит страхование жизни, обновление в случае утраты в течение 48 часов, резервирование мест в гостинице, прокат автомобилей без залога и т.п., т.е. такая карта нужна состоятельному человеку, который много путешествует, не лишен амбициозности и т.д. Поэтому при расчете коэффициентов проникновения продукта на рынок не следует сравнивать владельцев таких карт со всей клиентурой, а только с соответствующей категорией клиентов, т.е. определенным сегментом рынка.
     Общий алгоритм анализа потенциального рынка  с использованием принципа сегментации можно сформулировать следующим образом:
     – выбрать критерии, по которым будет выделяться рыночный сегмент;
     – описать сегмент;
     – установить долю рынка, занимаемую банком, в каждом сегменте;
     – определить потенциальную емкость сегмента рынка;
     – выбрать направления анализа для каждого выбранного сегмента. 
     Анализ  завоеванного рынка обычно проводится в двух аспектах: количественном и  качественном. Основной целью количественного  анализа завоеванного рынка является изучение состава и динамики клиентуры банка и структуры банковских продуктов.
     Постоянное  увеличение клиентов может не являться самоцелью, но в условиях конкуренции  важно знать, увеличивается или  уменьшается число клиентов, с  какой скоростью, на каких сегментах  рынка и почему, а также как влияют эти изменения на прибыль банка.
     В ходе количественного анализа можно, например, рассмотреть соотношение  структуры клиентов банка и прибыли, полученной в процессе их обслуживания (доход от размещения ресурсов и  комиссия за обслуживание). В мировой практике этот прием называется «правило Парето» (табл. 1).
     Таблица 1
     Соотношение структуры клиентов и прибыли банка
Категория Структура клиентов Структура прибыли
Сливки (лучшие клиенты) 20 % 80 %
Ядро (основная часть клиентов) 60 % 40 %
Балласт («плохие» клиенты) 20 % - 20%
 
     Из  таблицы видно, что 20% самых крупных  клиентов с большим объемом операций дают 80 % прибыли банка. Основная масса  клиентов (60%) дает 40% прибыли, а 20% клиентов с незначительными остатками  на счетах или практически не осуществляющих операций по счету не приносят дохода, издержки же по ведению счетов и потери от «плохих» кредитов ведут к убыткам банка. Если в ходе анализа выявляется тенденция к увеличению балласта, необходимо выявить факторы, вызвавшие эти изменения, и, может быть, изменить стратегию банка в этой области.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.