На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Менеджмент в работе учителя начальных классов

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
1.Введение
2.Внутришкольный  менеджмент
3.Понятие  «педагогический  менеджмент»
4.Принципы  педагогического  менеджмента
5.Функции педагогического менеджмента 

 

Введение
Система образовательного менеджмента состоит  из управленческих циклов, различных по времени, объектам и целям, но все они – в соответствии и с требованиями современной системы образования, и с требованиями логики управленческого процесса – должны быть направлены не только на обеспечение функционирования данной системы, но и на перевод её в новое качественное состояние. Другими словами, любое управленческое решение должно работать на повышение качества образования, формирование развивающейся, комфортной образовательной среды, способствующей социализации и развитию личности молодого специалиста, становлению педагогических, творческих компетенций этого коллектива.
Сегодня, в эпоху реформы системы образования, вопрос о работе в школах молодых  специалистов поднимается на разных уровнях. А между тем по-прежнему существует проблема того, как привлечь в школу грамотных молодых специалистов, и (что ещё существеннее) того, как удержать их там. Вопросов, которые надо решать, очень много: это и финансовая поддержка, и система моральных наград и поощрений, и адаптация в коллективе, и, наконец, методическая подготовка. Некоторые вопросы (например, финансовые или проблема престижа профессии учителя в обществе) не находятся в компетенции управления образовательного учреждения, это дело времени и вопрос многих образовательных реформ. А вот проблемы адаптации в коллективе, создание эмоционально благоприятной атмосферы, вопросы методической подготовки грамотного специалиста, а также создание условий для его творческого роста вполне можно решить в стенах учебного заведения    Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов” опирается на приоритетную ценность ответственного и инициативного управленческого действия. Поэтому представляемый проект, прежде всего, основывается на культуре проектного и инновационного менеджмента социальной сферы в широком смысле и предполагает разворачивание образовательных и тематических линий как обеспечивающих (т.е. вторичных) персональное проектное действие члена коллектива, а в будущем управленца.
   Любой человек, начинающий свой  путь в профессии, испытывает  затруднения вследствие отсутствия опыта. По нашему мнению, учителям в этом смысле повезло меньше других: педагогическое образование не обеспечивает им достойную стартовую площадку для взлёта в профессию, и, вероятно, именно поэтому становление учителя протекает труднее, острее, больнее, чем у представителей других интеллигентских профессий. Анализ педагогической деятельности в школах убедительно показывает, что, во-первых, как профессионал недавний выпускник вуза еще достаточно слаб: сдавая в институте экзамены, он выучивал внешние в отношении себя факты, которые просто образовали в его сознании некоторую сумму знаний. Во-вторых, выпускник не очень понимает изменившуюся с его школьных лет типологию сознания современного школьника. В-третьих, молодой специалист оказывается недостаточно подготовленным в нормативно-правовых вопросах, в целом у него недостаточно знаний и в области методики преподавания предмета.
    Если молодого человека в такой  ситуации просто “отпустить в  свободное плавание”, то после  первых недель душевного подъёма и эйфории неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности: и в профессиональной, и в личностной. В конце концов, тревожность может из ситуативной превратиться в постоянную, стать личностной чертой, а в таком случае бессмысленно говорить о каком-то творческом потенциале и способности к инновациям. В результате возникает проблема несоответствия между уровнем методической подготовки выпускника, его желания работать в школе и социальным запросом общества, согласно которому в школе должен быть не просто учитель-предметник, а креативный организатор, менеджер образовательной среды, человек, способный не просто образовывать и воспитывать ребёнка, но и прозревать в нём человека и личность будущего и помогать раскрыться.Будущему учителю, вступающему в самостоятельную профессиональную деятельность, важно иметь полное, четкое представление о сущности, принципах, содержании управления педагогическими системами. Это поможет с самого начала войти в ритм работы школы, понять сложный механизм ее функционирования, установить профессиональные деловые отношения с администрацией, коллегами-учителями, учениками и родителями.  
 
 
 
 
 
 
 

Внутришкольный  менеджмент
В педагогической науке и практике все более  усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.
Под управлением  вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта  управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.  
Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы — общеобразовательной школы. Такими подсистемами являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др. Частные случаи управления отдельными школьными подсистемами составляют сущность и содержание внутришкольного управления.  
Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата. Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и кор-ригирования.  
Традиционное представление о внутришкольном управлении раскрывалось в таких характеристиках, как целенаправленное воздействие субъекта на объект управления; влияние управляющей системы на управляемую систему с целью перевода последней в качественно новое состояние; внедрение элементов научной организации педагогического труда и др. Сегодня на смену философии "воздействия" в управлении школой идет философия "взаимодействия", "сотрудничества", "рефлексивного управления".

Теория  управления школой существенно дополняется  теорией внутришкольного менеджмента (Ю.А.Конаржевский, Т.И.Шамова и др.). Теория менеджмента привлекает прежде всего своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теорию внутришкольного управления. Осмысление идей менеджмента, их перенос в сферу школоведческих проблем дают основание для •разработки самостоятельного направления — внутришкольного менеджмента.
Понятие «педагогический  менеджмент»
Англоязычное  слово «management» имеет три смысловых  аспекта:
· совокупность лиц, занятых управленческим трудом в сфере частного и общественного бизнеса;
· социальный и экономический институт, влияющий на предпринимательскую деятельность, образ жизни и сферу политики современного общества;
· научная  дисциплина, изучающая технико-организационные, социальные аспекты управления производством и другие сферы общественной жизни.
В русском  языке его синонимом принято  считать термин «управление»: совокупность принципов, методов, средств и форм руководства предприятием или учреждением.
В теории управления особое место занимает педагогический менеджмент, включающий, на первый взгляд, полярные группы - обучающих и обучаемых.
Хотя  менеджмент возник в сфере бизнеса, но сегодня на Западе широко распространено мнение, что менеджмент - это не только управление фирмой, корпорацией и т.д., - многие его постулаты и теоретические позиции пригодны для управленческой деятельности в любой сфере, в том числе, и в образовании.
В общем, менеджмент - это социальное управление организацией. Во многих контекстах понятия «социальное управление» и «менеджмент» практически совпадают.
Менеджмент - это управление, базирующееся на человекоцентристком подходе, предполагающем не прямолинейное воздействие, а создание условий для комфортного сотрудничества руководителя и подчиненного в эффективном достижении целей совместной деятельности.
Управленец-менеджер в своей деятельности опирается на собственное уважение к людям и уважение людей к нему самому, строит свои отношения с людьми в трудовой деятельности на основе доверия и, сам ориентируясь на успех, создает условия для его достижения всеми.
В современной  научной литературе менеджмент раскрывается как:
- процесс  постановки и достижения целей  посредством мобилизации труда  людей, их интеллекта, мотивов  поведения, а также финансовых  и технических ресурсов;
- управление  бизнесом через филигранную работу  с людьми;
- специальный  вид управленческой деятельности, вращающейся вокруг человека;
- умение  руководителя добиваться поставленных  целей, используя труд, интеллект  и мотивы поведения подчиненных;
- функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях;
- область  человеческого знания, помогающая  эффективно осуществлять управленческие  функции.
Из приведенных  определений можно заключить, что  в науке менеджмент рассматривается и в значении «вида деятельности», и в значении «области знания».
Наиболее  подходящее и полное определение  менеджмента, которое может быть использовано в некоммерческой сфере (например, в образовании), дал известный  американский теоретик менеджмента  П. Друкер, считавший, что современный менеджмент - это специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека, с целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления предприятием, как и от собственных усилий и отдачи людей. Исходя из этого, П. Друкер определяет и задачи менеджмента:
1) Сплотить  людей вокруг общих целей предприятия, - иначе никогда из толпы не создать коллектива).
2) Развивать  в каждом сотруднике предприятия  его потребности и по возможности  их удовлетворять.
3) Ни  на минуту не останавливать  развитие людей.
4) Поскольку  навыки и профессиональная подготовка  людей, работающих на предприятии, различны, и сотрудники выполняют разнообразные виды работ, постольку их производственная деятельность должна строиться на основе коммуникации между работниками и на их индивидуальной ответственности.
5) О  предприятии нельзя судить только по объему выпуска продукции и базовым производственным линиям. В этом отношении предприятие схоже с человеком: так же, как ему необходимы разнообразные средства для оценки здоровья и деятельности, такие же различные средства требуются и для оценки функционирования предприятия.   
 

Принципы  педагогического  менеджмента 

Традиционная  система принципов, отражающая организационно-производственную сторону управления в образовании, была существенно дополнена при  внедрении идей педагогического  менеджмента в практику образовательных учреждений.
С позиций  педагогического менеджмента, Ю.А. Конаржевским выделены следующие управленческие принципы:
Принцип уважения и доверия к человеку выступает как основополагающий принцип управленца и педагогического коллектива, отраженный в убеждениях каждого педагога, мотивирующих его поведение, и насквозь пронизывающий жизнедеятельность педагогического коллектива и всей школы.
Требования  этого принципа:
уважайте  личное достоинство человека, признавайте  за человеком соответствующие права и возможности;
уважайте  человека в себе и уважайте человека в других; берегите человека в себе потому, что в других также присутствует человек;
предоставляйте  личности когда это возможно, свободу  выбора;
доверяйте человеку; его потенциальные возможности  неисчерпаемы;
создавайте  атмосферу доверия на основе взаимоуважения;
уважайте  человека, но проявляйте к нему достаточно высокую требовательность;
создавайте  обстановку, в которой человек  может проявить себя, раскрыть свои возможности;
максимально развивайте инициативу, творческие способности, умение найти себя в коллективе;
поощряйте достижения и личный вклад каждого  в дела образовательного учреждения;
гарантируйте  каждому педагогу и ребенку личную защищенность в коллективе.
Принцип целостного взгляда  человека - вторая очень важная позиция в системе ценностей образовательного учреждения, когда управленец рассматривает каждого члена педагогического коллектива не просто как работника, осуществляющего профессиональную деятельность, а как личность со всеми ее потребностями, мотивами, целями, переживаниями, которые он испытывает в процессе педагогической деятельности. Одновременно с этим, каждый педагог рассматривает ребенка не просто как воспитанника дошкольного образовательного учреждения или ученика, а как личность во всем многоцветии ее качеств и проявлений. Из этого принципа также вытекает целый ряд конкретных требований:
стройте свои отношения с педагогом не как должностное лицо с подчиненным, а как человек с человеком;
Принцип сотрудничества предусматривает перевод управления с монологической на диалогическую основу, переход от коммуникации к общению, от субъектно-объектных к субъектно-субъектным отношениям. Приведем некоторые, вытекающие из него требования:
считайтесь с человеком как с активным фактором, а не с пассивным элементом педагогической системы;
цените  в педагоге гуманное отношение к  детям, компетентность, инициативу, ответственность. Всегда помните, что вам требуется  не подчиненный, а сотрудник, человек дела;
создавайте  атмосферу не только возложения на педагога ответственности, но и осознания  им роли и необходимости участия  в процессе управления образовательным  учреждением;
бережно относитесь к проявлению любой педагогической целесообразной инициативы со стороны своих заместителей и требуйте от них того же и по отношению к педагогам;
сначала - пристальное внимание, анализ, диагноз, потом - принятие решения - вот основа сотрудничества.
Принцип социальной справедливости предусматривает такое управление педагогическим коллективом, при котором каждый педагог находится в равном положении с другими, а его взаимодействие с администрацией строится на основе понимания человека как цели управления, а не его средства. Некоторые требования, вытекающие из этого принципа:
стремитесь  равномерно распределять не только учебную, но и общественную нагрузку среди  педагогов, осторожно и постепенно включая их в социальную структуру;
создавайте  условия и предпосылки, дающие возможность  проявить свои профессиональные и другие способности не только «педагогическим звездочкам», но и всем педагогам;
поощряйте, оценивайте деятельность педагогов  без предвзятости, объективно, на основе предоставления им равных «стартовых»  возможностей;
всегда  при оценке труда педагога приводите  в соответствие его трудовые достижения и их общественное признание;
Принцип индивидуального  подхода в управлении предусматривает учет руководителями индивидуальных особенностей педагогов, уровня их профессиональной подготовки, интересов, жизненного и социального опыта. Некоторые требования этого принципа формулируются следующим образом:
помните, что индивидуальный подход может  опираться только на глубокое изучение системы работы каждого педагога и его личности;
на основе этого изучения индивидуализируйте объем, частоту и формы общения с педагогом, уровень его самостоятельности, дидактической и методической свободы, поощрение одних и расширение требований к другим; 

Принцип обогащения работы педагога заключается в стремлении руководителя разнообразить профессиональную деятельность педагога, через пробуждение профессионального интереса и поддержку его профессиональной уверенности. Некоторые конкретные требования этого принципа:
проводить с педагогами консультации по поводу их сегодняшних и будущих профессиональных потребностей;
создать условия для включения педагогов  в инновационную деятельность;
организовывать  посещение уроков (занятий с детьми) творчески работающих педагогов  в своем и других образовательных  учреждениях;
проводить семинары, «круглые столы» по проблемам методов образовательной деятельности;
следить за повышением квалификации педагогов.
Принцип личного стимулирования обеспечивает личную заинтересованность педагога в работе, способствует принятию им определенных обязательств перед образовательным учреждением и коллективом. Об этом свидетельствуют некоторые требования, вытекающие из этого принципа:
каждый  руководитель должен иметь хорошо продуманную  систему стимулов, включающую материальное и моральное стимулирование. Кроме  того, необходимо помнить, что вежливость, улыбка, внимательное и чуткое отношение руководителя также являются достаточно действенными стимулами для подчиненных;
Принцип коллективного принятия решения - это один из инструментов демократизации управления, основанный на вере в то, что люди не хотят быть вечными исполнителями. Некоторые требования принципа:
- не  всякое решение должно приниматься  коллективно (это касается оперативных  ситуаций, рутинных, повторяющихся  дел). Коллективно принимаются решения  играющие существенную роль в  жизнедеятельности образовательного учреждения (принятие его Устава, определение режима работы, принятие Программы развития и т.д.), касающиеся практически каждого члена коллектива;
с информацией, на основе которой будет приниматься  такое решение, должен познакомиться каждый член коллектива;
решение только в том случае будет активно  поддерживаться частью коллектива, если педагоги активно участвовали в  его подготовке;
всегда  надо помнить, что там, где решение, принято большинством, бывает и меньшинство, не согласное с ним. С этим меньшинство необходимо и дальше вести работу, вовлекая его в процесс выполнения решения.
Принцип целевой гармонизации предусматривает целеустремленность, целесообразность управления и такую работу руководителя с целями, в результате которой в образовательном учреждении появляется целевая целостность, т.е. такое положение, когда частные, лично профессиональные цели членов педагогического коллектива соответствуют общим целям образовательного учреждения, что является задачей управления образовательной системой. Некоторые принципы, вытекающие из этого принципа:
что бы в образовательном учреждении ни делалось, - все должно делаться на основе осмысленной, предварительно сформулированной, педагогически целесообразной цели;
целевая целостность в образовательном учреждении формируется не сразу, это результат длительной и кропотливой работы руководителя с кадрами;
приверженность  целям образовательного учреждения связана с убеждениями педагога, с его приверженностью основным ценностям образовательного учреждения и его культуре.
Принцип горизонтальных связей обеспечивает установление связей между всеми членами педагогического коллектива, обмен информацией, опытом, не позволяет педагогу профессионально обособиться в коллективе. Вот некоторые требования принципа:
принцип реализуется в процессе делегирования  полномочий педагогам, коллективном принятии решений, установления единого статуса  всех работников и др.;
горизонтальные  связи необходимо формировать целесообразно, имея программу на длительное время;
при формировании такой системы связей необходимо учитывать неформальные, дружеские связи между педагогами, с одной стороны, они улучшат качество работы, с другой - они могут стать источником оппозиции администрации и целям образовательного учреждения.
Принцип автономизации управления является одним из важнейших инструментов демократизации управления, являясь необходимым условием формирования групп линейных менеджеров (локальных руководителей внутри образовательного учреждения). Автономизация позволяет децентрализовать контроль за качеством профессиональной деятельности педагогов. Некоторые требования к осуществлению принципа:
во главе  автономных участков управления обязательно  должны находиться высококвалифицированные  педагоги, изъявившие желание заниматься управленческой деятельностью;
желательно, чтобы педагоги, руководящие конкретными  участками управления (методическим объединением, командой диагностического сопровождения, командой учебно-программного обеспечения, командой педагогической поддержки ребенка и т.д.) выбирались или утверждались на собрании всего педагогического коллектива;
все педагоги, ставшие во главе автономных подразделений, должны пройти соответствующую подготовку.
Принцип постоянного обновления обусловливает перевод образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития. Этот принцип - основное руководящее положение для организации процесса освоения новых технологий и методик обучения и воспитания, изменения организационных и психологических структур, иных изменений в образовательном учреждении. Некоторые требования к его осуществлению:
любые крупные изменения необходимо заранее  готовить, создавая в коллективе определенный психологический настрой;
изменения должны быть основаны на детальном  плане (проекте) и расчете, который  обязательно приведет к успеху, - если уверенности в успехе нет, их лучше не проводить;
коллектив должен готов теоретически и практически  к осуществлению изменений;
 Функции педагогического менеджмента
В мировой  практике менеджмент выступает как наукаискусство и деятельность по мобилизации интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов в целях эффективного и действенного функционирования организации. В менеджменте воедино соединяются как бы два направления: коммерческо-экономическое, или как его еще называют, организационно-техническое, и психолого-педагогическое, связанное с управлением людьми, с организацией коллектива для достижения конечной цели.
За рубежом  менеджмент в образовании или школьный менеджмент определяется как «сосредоточение на процессе принятия наиболее важных решений в школе». Основная идея школьного менеджмента, например, в США базируется на децентрализации управления в системе образования, - в ее контексте школьный учитель должен быть наделен правами участвовать в разработке и принятии наиболее важных для своей школы решений.
В нашей  стране руководитель (начальник цеха, директор завода, главный врач больницы, директор школы, заведующий детским  садом и т.д.) до сих пор назначался на должность на основе оценки своих  профессиональной готовности к выполнению функций инженера, врача, учителя, воспитателя. В результате он становился организатором деятельности производственных единиц (цехов, заводов, отделов, больниц, школ, детских садов и т.п.), руководителем производственной деятельности. Менеджер же является организатором людей и должен иметь, кроме профессиональной, специальную подготовку в области искусства управления людьми.
Внедрение педагогического менеджмента в практику деятельности современного образовательного учреждения вызвано необходимостью осуществления адекватного управления в условиях реформирующегося российского образования, когда образовательные учреждения уходят от единообразия, предоставляют населению вариативные образовательные услуги, развиваются, на основе демократизации, участвуют в инновационных процессах. Но такое значительное изменение объекта управления - школы, дошкольного образовательного учреждения и т. д. - требует изменения и субъекта управления.
Педагогический  менеджмент в работах некоторых современных авторов выступает как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательными системами, направленный на повышение их эффективности.
1. Педагогический  менеджмент имеет свою специфику  и присущие только ему закономерности. Профессиональные знания по менеджменту обусловливают осознание управленцами, связанными с образованием, трех различных инструментов управления: 1) организации, иерархии управления, основное средство здесь - воздействие на человека сверху с помощью мотивации, планирования, организации, контроля, стимулирования и пр; 2) культуры управления, т.е. вырабатываемых и признаваемых обществом, организацией, группой людей ценностей, социальных норм и установок, особенностей поведения; 3) рынкарыночных отношений, т.е. отношений, основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.