Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Лидерство управления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая работа
 
 
 
По дисциплине: «Менеджмент»
 
На тему: Лидерство управления
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнила студентка
Дневного отделения
группы 2М-1
специальности «Менеджмент»
Краскова Е.А
Проверил преподаватель
Пяжиева Т.В
 
 
 
 
Петрозаводск
2009
 
 
 
 
 
Содержание
 
1.                  Введение
2.                  Понятие лидера, лидерство. Основные теории лидерства.
3.                  Виды управления
4.                  Качества лидера, влияющие на процесс управления
5.                  Заключение
6.                  Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2
 
 
Введение
 
Тема лидерства всегда была, есть и будет одной из самых животрепещущих тем, занимающих умы не одного десятка поколений мудрецов: практиков и теоретиков. Она была интересна во все времена, не потеряла своей актуальности и в наши дни. Умение объединять людей во имя общей цели, вести за собой хоть «на край света», убедить в реальности светлого  будущего – вот главные характеристики настоящего лидера.
Почему я выбрала  эту тему? Я считаю, что если бы не такое явление как лидерство, люди до сих пор бы жили в каменном веке. Потому что только с помощью организации труда мы смогли добиться всего того, что имеем на сегодняшний день. Природа не даровала человеку ни  большой силы, ни  ловкости, ни острого зрения, ни чуткого обоняния, ни острых когтей - тех защитных средств, которые помогают другим обитателям нашей планеты выживать. Но она наделила нас разумом – вот главное сокровище и  средство выживания человека! Главное, как его применить?!
«Посмотрите на кучку суетливых муравьев у вас под ногами. Похоже, у них нет босса, который приказывал бы, что они должны делать. Они действуют по заложенной в них природой программе, повинуясь инстинкту.
Загоните людей в глубокую яму и поставьте перед ними задачу хотя бы столь простую: выбраться из ямы. Они тотчас начнут мешать друг другу, и это будет продолжаться до тех пор, пока среди них не появится лидер.
“Джордж, становись на четвереньки. Гарри, ты встань коленями на Джорджа. О’Кей, Мейбел, теперь ты лезь наверх”. И они выбрались».
Мы не муравьи. Мы сложные создания, каждый со своим разумом, характером, темпераментом, своими принципами,  потребностями и желаниями, своим видением этого мира и поэтому нам нужен лидер, который поможет достичь поставленных целей, сможет объединить нас всех, таких разных; именно он будет тем связующим звеном, необходимым нам для общей, творческой деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3
Понятие лидерства
"Лидерство – это создание будущего для твоей организации" – Гордон Сулливан
Лидерство – это процесс направления поведения других людей с целью достижения общих целей. По определению Брайна О'Нейла, "лидерство – это оказание влияния на людей таким образом, чтобы они достигали результатов, демонстрируя при этом стандарты и качество работы выше своего обычного уровня.  И причем  делали это с желанием. «Так же можно сказать, что Лидерство - это способность формировать коллектив и вести его к намеченным целям на основе личного авторитета. Люди, обладающие такой способностью, злоупотребляют ею во имя личных интересов.
Лидерство можно определить как тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных. В настоящее время существует несколько направлений в изучении теорий лидерства. В соответствии с "традиционной концепцией лидерства" лидерские качества основываются на личных характеристиках. Они в соответствии с данной теорией могут быть либо врожденными, либо воспитанными. Позднее Френк Фидлер предложил "ситуационную теорию лидерства". Данная теория предполагает, что, для того чтобы человек проявил себя как лидер, ему прежде всего необходима ситуация, в которой он сможет реализоваться соответствующим образом.
Третья концепция, "Новая концепция лидерства", включила в себя первых два направления, но в ней уделяется больше внимания внутреннему миру лидера и его способностям за счет своих личностных качеств оказывать влияние на других людей. Власть лидера обеспечивается хорошим знанием людей, т. е. настоящий лидер - это хороший психолог. Он прекрасно чувствует моральный настрой собеседника, будь то единомышленник или оппонент, и умело ведет беседу в официальных и неофициальных условиях. Всякий лидер - это руководитель, но не всякий руководитель - лидер. В данном случае не имеет значения, формальный это или неформальный уровень, так как у лидера всегда есть подчиненные (последователи) которые выполняют его поручения. Для того чтобы стать лидером, помимо таланта необходимо уделять много времени своему развитию - как профессиональному, так и личностному.
Лидерство - это талант, без развития он угасает, как и все другие способности. Настоящим лидером человек становится к 30-35 годам, когда он набирается жизненного опыта.
 
4
Предпринимательское лидерство
«Не только деловые, но и правительственные круги России приходят к осознанию того, что для динамичного развития бизнеса и всей России, прежде всего надо обратить внимание на выращивание нового поколения лидеров – предприимчивых лидеров».
Во все более непредсказуемой и конкурентной современной динамичной экономике и  быстро меняющейся бизнес среде фирмам требуется новый тип менеджера – предприимчивый лидер, который отличается поведенческими нормами от классического бизнес лидера. Предпринимательское лидерство основано на том, что лидер смотрит на себя как на предпринимателя, руководящим собственным бизнесом. Лидеры этого типа:
?                    берут на себя инициативу и, заряжая людей энергией, действуют так, как если бы они играли критическую, а не просто важную, роль в компании,
?                    демонстрируют предпринимательское творчество, постоянно ищут новые возможности и используют их,
?                    идут на риск, начинают рискованные бизнес проекты, задают стратегическое направление и вдохновляют своих людей
?                    берут на себя ответственность за неудачи своей команды, учатся на этих неудачах и используют их как ступеньку на пути к успеху и стратегическому достижению.
Предпринимательское лидерство требует большой уверенности в себе, чтобы мыслить, вести себя и действовать как предприниматель в интересах реализации замыслов компании на благо всех ее игроков.
Результативное лидерство
Результативный лидер сконцентрирован на достижении результатов.
Лидеры должны пытаться достичь совершенства по обоим направлениям: и демонстрировать все атрибуты лидера, и добиваться результатов.
Результаты – главный критерий оценки эффективности лидера. Лидер оценивается не по личным качествам, а по результатам, которых он достигает.
Результативное лидерство помогает лидерам на всех уровнях добиваться поставленных целей, убирает преграды, созданные иерархией, и ограничения, связанные с формальной позицией лидера, высвобождая, таким образом, потенциал для роста производительности. Результативные лидеры хорошо понимают свою аудиторию и потребности покупателей. Они постоянно задают себе вопрос: «Чего хотят покупатели?» — и отвечают на него, прежде чем принимать решение о том, как удовлетворять эти потребности.
 
5
Сотрудники добровольно следуют за результативными лидерами, которые знают как себя самих (свои атрибуты лидера), так и то, куда они идут (намеченные результаты). Такие лидеры вселяют в людей уверенность и внушают доверие своей прямотой, целеустремленностью и последовательностью в действиях.
Результативное лидерство упрощает оценку работы. Без концентрации на результате оценить эффективность лидерства очень сложно. Измерение продуктивности лидера используется организациями в разных вариантах. Некоторые применения включают мониторинг индивидуального роста лидера, сравнение эффективности лидера в различных ролях, прояснение процедуры выбора лидеров и структурирование программ их развития.
Лидерство не зависит от власти и авторитета, оно зависит от намерения заявить о своих возможностях и жить в соответствии с данной декларацией. Можно поместить людей, облаченных авторитетом и властью на позиции лидера, и это не будет обозначать, что они им станут. Почему так происходит? Потому что лидерство не является обязательным качеством понятий "авторитет", "власть" или каких-либо другого набора "внешних" проявлений.
Лидерство является функцией таких понятий, как: приверженность, смелость и разговор.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
6

Приверженность

Фундаментом для лидерства является страстная приверженность к будущему, которое никогда не могло бы произойти, если бы события развивались привычным путем. Встать перед толпой и повести ее за собой, - не равнозначно: вести за собой каждого. Лидерство - это способность привести людей туда, где они даже не мечтали оказаться. Страстная приверженность является не просто сильным "желанием" добиться результата или получить что-либо, скорее всего она является сильнейшим постулатом для того, чтобы это желаемое будущее произошло. Это будущее может быть грандиозным и невероятным, как, например, полет человека на Луну, или менее грандиозным, как создание новой тренинговой программы. Страстная приверженность, будучи основой для лидерства, устремлена к созданию будущего, которое настолько глобально и грандиозно, что в одиночку его создать не возможно. Лидеры создают возможности для других людей к осуществлению того, что задумано. И это означает, что любая приверженность может являться основой для лидерства столь долго, на сколько это необходимо, чтобы призывать других к содействию и созиданию. Лидерство встречается там, где достаточно страстности, намерения или желания создавать будущее, которому мы привержены. Когда мы страстно вовлечены в некую идею, - мы начинаем действовать, чтобы претворить эту идею в жизнь, и действие является сердцевиной лидерства.

Смелость

Одно дело быть страстно приверженным, и другое дело - всем вместе действовать согласно данной приверженности. В действительности легко вести разговоры о лидерстве, и, на практике, есть существенная разница в том, чтобы быть лидером. Рука об руку с нашей возможностью быть лидером идут - риск и провал. Каждому из нас нужно взвесить риски, которые мы на себя принимает и наше страстное устремление к новому будущему. Некоторые из нас стремятся летать на дельтапланах. У них особое отношения с риском, отличное от тех из нас, которые ходят по земле. Некоторые же боятся предложить новую идею своему начальнику или выступить на собрании, так как они считают, что это ничего не может изменить. Их страстности недостаточно, чтобы сделать шаг вперед и изменить ситуацию. Лидерство взывает к смелости. И смелость не что-то, чем можно обладать, как "вещью". То, что мы называем смелостью, проявляется, когда мы берем на себя ответственность, находясь лицом к лицу с риском или провалом. Действовать ответственно обозначает - продвигаясь вперед и вверяя себя ситуации, намеренно давать возможность произойти чему-либо, вместо того, чтобы просто стоять и надеяться на то, что изменения произойдут сами по себе.
7
Действуя ответственно, мы знаем, что есть риск, и мы принимаем на себя ответственность за последствия своего выбора для того, чтобы создать то, что мы продекларировали.

Разговор

Лидерство проявляется в разговоре, который дает другим людям доступ к возможности завершения чего-либо, что они намеревались завершить иначе. Лидерство встречается в разговоре, который подливает масла в огонь и дает возможность людям попасть туда, где они даже не мечтали оказаться и быть приверженным своему будущему; дает возможность действовать в соответствии с достижением этого будущее. Для того чтобы все это произошло, лидерам нужно говорить с людьми о том, какие возможности они видят для них и приглашать их участвовать. Роль разговора в лидерстве жизненно важна: лидерства не существует без этого. Глобальный разговор включает в себя все те части других разговоров, в которые мы вступаем с людьми о том, что мы видим возможным; о чем мы действительно заботимся, и какие возможности существуют для нас или открываются в совместном строительстве нового будущего. В этих разговорах мы получаем "последователей", или людей, которые хотят играть в новую игру. Люди не будут следовать за теми, кто сам не вовлечен в возможности, о которых говорит. Люди вдохновляются участвовать в чем-либо, так как они вовлекаются в то, что будет ими создано. Лидерство создается в тот момент, когда кто-то говорит о будущем, в создании которого люди могут принять участие. Их участием может быть просто то, что они узнают о возможности, которая важна для вас; или эти люди могут посвятить свое время или свои идеи или какие-либо другие свои ресурсы вам. Люди вовлекаются в разговор с вами, и делают так, что новое будущее становится возможным. Некоторые люди принимают приглашение работать с вами, в то время как другие - отказываются. Но если вы будете хранить молчание, не будет, ни приглашения в будущее,- ни возможности принять или отклонить приглашение к участию.

 
 
 
 
 
 
8

Основные теории лидерства

Феномен лидерства занимает особое место в политической психологии в силу своей яркости и занимательности. Если для политической науки главной проблемой является власть, то для политической психологии — конкретное выражение этой власти в «человеческом факторе» политики. Это конкретное выражение имеет две ипостаси. С одной стороны, власть в политико-психологическом измерении — это способность властвующего субъекта («верхов») заставить себе подчиняться, то есть некоторая потенция лидера, политического института или режима. С другой стороны, власть — это готовность «низов» подчиняться «верхам». Так возникают две стороны одной медали: способность «верхов» и готовность «низов». Каков «удельный вес» каждого из этих компонентов, зависит от многих обстоятельств в каждом конкретном случае. Различные теории вплотную попытались объяснить природу лидерства и выявить факторы, влияющие на этот феномен. В обобщенном виде можно выделить несколько групп подобных теорий.
Теории «героев» и «теории черт».
Теории данной группы — из самых древнейших. Так, древние египтяне приписывали своему императору «божественные черты»: «властное высказывание» в устах, «понимание в сердце», но «язык его — усыпальница справедливости». Гомеровская Илиада раскрыла четыре необходимых, по мнению древних греков, качеств вождей: справедливость (Агамемнон), мудрость (Нестор), хитрость (Одиссей) и доблесть (Ахилл). Перечни таких или похожих качеств встречаются в самых разных культурах: Правда, модели поведения лидеров и «наборы» лидерских «черт» со временем не раз менялись. Тем не менее, образы героев были, есть и всегда будут. Во всяком случае, пока сохраняются сторонники понимания истории как творения «героев», великих людей. Значит, будут множиться и списки «героических» черт. В XX веке известные представители «героической» теории (Т. Карлайл, Е. Джен-нингс, Дж. Дауд и др.) пытались изучать качества, «передающиеся по наследству» и «способствующие завлечению масс». Затем, вслед за «героической», уже «теория черт» попыталась дать ответ на вопрос, какими свойствами должен обладать лидер как особый субъект деятельности. Ее сторонники (Л. Бернард, В. Бинхам, О. Тэд, С. Килбоурн и др.) считали, что лидером человека делают определенные психологические качества и свойства («черты»).
 
 
9
 
Лидер рассматривался ими через призму ряда факторов, Во-первых, к таким факторам относились его «способности» — умственные, вербальные и т. д. Во-вторых, «достижения» — образование и физическое развитие. В-третьих, «ответственность» — зависимость, инициатива, упорство, желание и т. д. В-четвертых, «участие» — активность, кооперация и т. д. В-пятых, «статус» — социально-экономическое положение, популярность. В-шестых, важными признавались «ситуативные черты» личности.
Выделим основные качества, которые сторонники этой теории считали необходимыми для лидера:
?                    сильное стремление к ответственности и завершению дела;
?                    энергия и упорство в достижении цели, рискованность и оригинальность в решении проблем;
?                    инициативность;
?                    самоуверенность;
?                    способность влиять на поведение окружающих, структурировать социальные взаимоотношения;
?                    желание принять на себя все последствия действий и решений;
?                    способность противостоять фрустрации и распаду группы.
Можно по-разному относиться к подобным взглядам. Однако обратим внимание на любопытные результаты, которые принесло комплексное исследование лидерского поведения, проведенное в прикладных целях по заказу госдепартамента США в 1979 году. Оно показало, что наиболее важные черты современного лидера — это неформализованные организаторские навыки, избегание бюрократических подходов, терпимость к фрустрации, прямота суждений, способность выслушать чужое мнение, энергичность, ресурс роста и юмор. Согласимся, что годы идут, а качества, приписываемые лидеру, остаются неизменными. При этом забавно, что интеллектуальные способности до сих пор не считаются обязательными для лидера.
В разработку «теории черт» внес свой вклад М. Вебер. Он считал: «три качества являются для политика решающими: страсть, чувство ответственности и глазомер...Страсть в смысле ориентации на существо дела, страстной самоотдачи делу... Глазомер, способный с внутренней собранностью и спокойствием поддаться воздействию реальностей... требуется дистанция по отношению к вещам и людям... Проблема состоит в том, чтобы втиснуть в одну и ту же душу и жаркую страсть, и холодный глазомер».
10
При всей своей занимательности, теории «героев» и «черт» мало продуктивны в научном отношении. Они позволяют красиво описывать яркий феномен, но не приближают проникновение в его суть.
Несмотря на общее признание этого, теории такого рода продолжают множить число своих сторонников, создавать все новые списки необходимых лидерских качеств.
Теории среды.
Основное положение группы теорий, объединяемых под этим названием, гласит: лидерство является функцией окружения, т. е. определенных времени, места и обстоятельств, в том числе культурных. Этот подход игнорировал индивидуальные различия людей, объясняя их поведение исключительно требованиями среды. Так, согласно Е. Богардусу, тип лидерства в группе, прежде всего, зависит от природы группы и проблем, которые ей предстоит решать. В. Хоккинг предполагал, что лидерство — функция группы, которая передается лидеру, только когда группа желает следовать выдвинутой им программе. В этой связи X. Персон выдвинул две гипотезы: 1) каждая ситуация определяет как качества лидера, так и самого лидера; 2) качества индивида, которые определяются ситуацией как лидерские качества, являются результатом предыдущих лидерских ситуаций. Не вызывая отторжения, такие выводы, однако, также мало чего проясняли. В свое время Дж. Шнейдер с удивлением обнаружил, что количество генералов в Англии в разные времена было прямо пропорционально количеству военных конфликтов, в которых участвовала страна. Это стало наиболее яркой иллюстрацией справедливости теорий среды. Для оценки их сути воспользуемся высказыванием А. Мэрфи: ситуация вызывает лидера, который и должен стать инструментом разрешения проблемы. То есть ситуация ситуацией, но и сам лидер что-то значит.
Личностно-ситуационные теории.
Эта группа теорий является как бы симбиозом двух предыдущих. В ее рамках одновременно рассматриваются как психологические черты лидера, так и условия, в которых происходит процесс лидерства. В частности, по мнению С. Казе, лидерство генерируется тремя основными факторами: личностными качествами лидера, группой его последователей и сложившейся ситуацией или «событием» (например, проблемой, которую решает группа). Р.Стогдилл и С. Шартл предложили описывать лидерство через понятия «статус», «взаимодействие», «сознание» и «поведение» индивидов по отношению к другим членам организованной группы.
 
11
Следовательно, лидерство рассматривается скорее как система отношений людей, а не как характеристика изолированного индивида. X. Герт и С. Миллз считали, что для понимания феномена лидерства надо уделять специальное внимание таким факторам, как черты и мотивы лидера, его общественный имидж, мотивы его последователей, черты лидерской роли, а также учитывать «институциональный контекст» и «ситуацию». Таким образом, в разных вариантах теории данной группы пытались расширить достоинства предыдущих подходов. Однако достичь желаемого удалось не во всем.
Теории взаимодействия-ожидания.
Согласно взглядам Дж. Хоманса и Дж. Хемфилда, теория лидерства должна рассматривать три основные переменные: действие, взаимодействие и настроения. Это предполагает, что усиление взаимодействия и участие в совместной деятельности связано с усилением чувства взаимной симпатии, а также с внесением большей определенности в групповые нормы. Лидер в этой теории определяется как, прежде всего, инициатор взаимодействия. Например, теория «усиления ожиданий» Р. Стогдилла основана на простом утверждении. У членов группы, считал он, в процессе взаимодействия усиливаются ожидания того, что каждый из них будет продолжать действовать соответствующим образом. Роль индивида определяется взаимными ожиданиями и, если его действия совпадают с ожиданиями группы, ему будет разрешено к ней присоединиться, т. е. его допустят («примут») в группу. Лидерский потенциал человека зависит от его способности инициировать нужные взаимодействия и ожидания. Согласно теории «целевого поведения» (path-goal theory) M. Эванса, степень проявления внимания лидером определяет осознание последователями будущего поощрения, а степень инициирования структуры лидером определяет осознание подчиненными того, какое именно поведение будет поощрено. Близкая к ней «мотивационная теория» (Р. Хау, Б. Басе) понимала лидерство как попытку изменения поведения членов группы через изменение их мотивации. Ф. Фидлер считал, что «лидерское поведение» зависит от требований конкретной ситуации. Например, «ориентированный на работу» лидер будет эффективным в крайних ситуациях (слишком легкая или слишком тяжелая работа). Лидер же, ориентированный «на взаимоотношения», обычно эффективен при решении «умеренных», как бы «промежуточных» проблем.
 
 
 
12
«Гуманистические» теории лидерства.
Группа теорий лидерства, получивших название «гуманистические», во главу угла ставила развитие эффективной организации. По мнению представителей этого подхода, человек по самой своей природе — «существо мотивированное», а организация по своей природе всегда структурирована и контролируема. Главной функцией лидерства является модификация организации с целью обеспечения свободы индивидов для реализации их мотивационного потенциала и удовлетворения своих нужд — однако, при одновременном достижении целей организации. Д. Мак-Грегор разработал две теории организующего лидерства.
Первая, так называемая теория X, основана на предположении, что индивиды обычно пассивны, противостоят нуждам организации и, следовательно, их необходимо направлять и «мотивировать». Вторая, теория Y, основана на предположении, что люди уже обладают мотивацией и стремятся к ответственности, поэтому необходимо так их организовывать и направлять, чтобы они одновременно реализовывали и свои цели, и цели организации. Две эти теории отражали, по сути, два этапа развития организации. С. Аргирис также указывал на наличие конфликта между организацией и индивидом. По его мнению, природа организации предполагает структурирование ролей ее членов и контроль над исполнением ими своих обязательств. В природе человека заложено стремление к самореализации через проявление инициативы и ответственности. Значит, эффективное лидерство должно принимать это во внимание и опираться, прежде всего, на эти качества. Р. Ликерт считал, что лидерство — процесс относительный, и лидер должен принимать во внимание ожидания, ценности, межличностные навыки подчиненных. Лидер должен дать подчиненным понять, что организационный процесс направлен на их пользу, так как обеспечивает им свободу для ответственного и инициативного принятия решений. В рамках данной теории Р. Блайк и Дж. Моутон сумели изобразить лидерство графически: по оси абсцисс — забота об индивидах, по оси ординат — забота о результате. Чем выше значения этих координат, тем больше развиты отношения доверия и уважения в организации. В целом же, отметив условную «гуманистичность» данных теорий, сделаем вывод: это был все-таки шаг вперед по сравнению с предшественниками. Гуманистический подход опирается на углубленный анализ личностно-психологических корней лидерства.
 
 
 
13
Теории обмена.
Представители данной теории (Дж. Хоманс, Дж. Марч, X. Саймон, X. Келли и др.) исходят из того, что общественные отношения представляют собой форму особого обмена, в ходе которого члены группы вносят определенный не только реальный, производительный, но и сугубо психологический вклад, за что получают некий психологический «доход». Взаимодействие продолжается до тех пор, пока все участники находят такой обмен взаимовыгодным. Т. Джакобс сформулировал свой вариант теории обмена следующим образом: группа предоставляет лидеру статус и уважение в обмен на его необычные способности к достижению цели. Процесс обмена сложно организован, он включает многочисленные системы «кредитования» и сложные «выплаты». Данная группа теорий, будучи рационалистичной, отражает, безусловно, лишь одну из сторон феномена лидерства. Обобщенно говоря, вся история изучения феномена лидерства привела к тому, что воцарились два подхода: рационалистический и гуманистический.
 
Мотивационные теории лидерства.
Согласно В. Стоуну, мотив — это своеобразная выученная «навязчивая идея», основанная на внутренней потребности компетентно обращаться с окружающей средой. Независимо от первоначальной потребности (власть, престиж, самовыражение), мотивация зависит от осознаваемых человеком возможностей. Естественно, слишком сильная мотивация может исказить восприятие. Например, слишком сильно мотивированный кандидат, объективно имеющий мало шансов на успех, может слепо верить в свою победу на выборах. Однако, чаще всего, индивид выставляет свою кандидатуру, когда он осознает, что у него есть вероятность победить, достаточно навыков и серьезная поддержка. Амбиции кандидата представляют собой функцию от трех переменных. Во-первых, от его личных мотивов (власть, успех, уважение). Во-вторых, от его ожиданий относительно занятия должности. В-третьих, от «ценности приза». Ожидания индивида определяются его отношением к политической системе, будущими возможностями как политика, оценкой собственных способностей и вероятной поддержкой. Другими словами, три вещи — будущий престиж, власть и зарплата — определяют амбиции политика. Итак, для лидерства важен мотив плюс возможность его реализации, так как мотив без такой возможности равен движению без направления.
 
 
14
Лидер
Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер – это ведущий, идущий впереди. Лидер – член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.
Функции лидера
С точки зрения групповой деятельности функции неформального лидера сводятся к двум основным.                                                                                   Во-первых, он устанавливает и поддерживает эталоны приемлемого группового поведения, например доброжелательность, ответственность, взаимопонимание, производительность, или негативные формы поведения группы, такие, как агрессивность, обособленность и пр.                                  Во-вторых, установив нормы, цели, обычаи и традиции, неформальный лидер мотивирует поведение каждого члена группы, заставляя его следовать эталонам группового поведения. Мотивацию лидер осуществляет, высказывая взглядом, жестом или словом свою оценку действий члена группы. К лидеру добровольно и не всегда полностью осознанно присоединяется большинство членов группы, одобряя или порицая своего товарища.                                                                                           Административные приказы, выговоры, беседы, проработки начальства и лекции часто оказывают более слабое действие на поведение члена группы, чем один жест порицания неформального лидера или молчаливое  выражение группового неодобрения.                                                                             Выделяют два полярных типа лидерства – инструментальный и эмоциональный.                                                                           Инструментальный (деловой) лидер – член группы, берущий на себя инициативу в решении проблемной ситуации в соответствии с групповыми целями и обладающий соответствующими знаниями, информацией, навыками и методами.                                                                          Эмоциональный лидер – член группы, берущий на себя функцию регуляции группового настроения (экспрессивные функции) в проблемных ситуациях. Иногда позицию эмоционального лидера называют эпицентром  эмоциональных контактов.                                                                                        В позитивном плане эмоциональный лидер стремиться  предупредить и уладить конфликты, сгладить и разрядить эмоциональное напряжение, возникающее у членов группы в проблемных ситуациях, и тем самым способствуют достижению групповых целей и повышению эффективности групповой деятельности.
 
15
В негативном плане эмоциональный лидер  под влиянием неудач и трудностей может стать зачинщиком паники,  недовольства, истерических реакций, асоциального поведения группы.
Между этими  двумя полярными типами неформальных лидеров распределены все остальные. Проблема классификации лидеров по типам очень сложна. Методически проще указать те задачи и функции, которые выполняются ими в общем процессе регуляции группового поведения. Кроме двух самых важных функций неформального лидера группы (установка и поддержание групповых норм поведения, и мотивирование поведения членов группы в соответствии с установленными нормами),  лидер выполняет функции:
1.                  координатора группового поведения (распределяет роли, обязанности, задания);
2.                  контролера поведения каждого члена группы (наблюдает за исполнением порученных ролей, обязанностей, заданий);
3.                  планировщика действий и средств, при помощи которых группа достигает своих целей (эта функция может включать в себя определение как краткосрочных, так и долгосрочных планов в групповой деятельности);
4.                  политика (устанавливает дополнительные цели и основные линии  группового повеления, помимо  формально-организационных целей, которые  и определяют границы первичного трудового коллектива; лидер-политик может предложить и такие цели, как соревнование с другим коллективом, освоение новой техники, овладение смежными профессиями и пр.);
5.                  эксперта (почти во всех случаях, когда члены группы зависят от человека, технические знания и квалификация которого необходимы для осуществления групповых целей, вокруг этого лица происходит поляризация власти, которую он может использовать для укрепления своей роли лидера);
6.                  представителя группы (представляет собой всех членов группы, их коллективный разум, интересы, волю, желание и т.д.);
7.                  арбитра (выступает как судья, прокурор, защитник и утешитель, мотивирую поведение членов группы; лидер использует неформальные социальные санкции, т.е. приемы, с помощью которых люди, знающие близко друг друга, выражают уважение тем, чье поведение соответствует их ожиданиям, и проявляют недовольство теми, кто не оправдывает их надежд);
 
 
16
8.                  примера (служит эталоном, моделью поведения для остальных членов группы, т.е. обеспечивает их наглядными указаниями того, кем они должны быть и что они должны делать, при этом особое место в сознании людей занимают лидеры референтных групп);
9.                  символа группы (группы с высокой степенью  сплоченности членов, которые стремятся не  только к внутренним, но и к внешним отличиям от остальных индивидуумов; члены таких групп прибегают к различным
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.