На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Аудиовизуальное документирование

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?содержание
 
введение………………………………………………………………………
1 Понятие аудиовизуальных документов (АВД)
и история их появления………………………………………………
1.1 Общая характеристика АВД…………………………………………
1.2 История появления фотодокументов……………………………….
1.3 Зарождение фонодокументирования………………………………..
1.4 Появление кинодокументов………………………………………….
2 ОСОБЕННОСТИ КИНОДОКУМЕНТИРОВАНИЯ……………………….
3 Современные технологии создания АВД…………………….

3.1 Форматы аналоговой записи………………………………………..

3.2 Форматы цифровой записи………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………..
 
3
 
5
5
8
11
20
23
31
31
36
41
43
 
 

введение
 
Актуальность исследования. По данным справки об итогах паспортизации государственных и муниципальных архивов РФ всего в Архивном фонде РФ насчитывалось свыше 200 млн. ед. хр. документов на различных носителях информации. Вполне естественно, что подавляющая часть документов включает документы на бумажной основе (97,5%). Что касается аудиовизуальных документов (АВД), то их доля в Архивном фонде РФ на первый взгляд кажется незначительной и составляет около 2,5%.
Несмотря на крайне скромные показатели объема отложившихся в государственных архивах видеофонограмм, в последние годы количество поступающих на постоянное хранение этих документов существенно возросло, так как увеличилось число учреждений и организаций, заинтересованных в сохранении ценной видеоинформации. Сегодня видеофонограммами комплектуются архивы более 40 регионов России. Наиболее значительные объемы видеодокументов приняты на хранение государственными архивами Москвы, Мурманской, Омской, Сахалинской, Ярославской областей. В трех крупнейших республиках страны - Татарстане, Саха (Якутия) и Марий Эл - созданы специализированные хранилища аудиовизуальных документов (Центральный государственный архив аудиовизуальных документов Республики Татарстан, Государственное национальное хранилище кинодокументов о Республике Саха (Якутия), Государственный архив аудиовизуальной документации Республики Марий Эл), целью деятельности которых является сохранение республиканского аудиовизуального наследия. Всё это объясняет актуальность исследования по выбранной тематике.
Целью исследования является изучение АВД и их особенностей, а также современных технологий создания АВД.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие АВД;
2) охарактеризовать видовой состав АВД;
3) рассмотреть историю становления и развития АВД;
4) изучить современные технологии создания АВД;
5) проанализировать форматы аналоговой и цифровой записи.
Объект исследования – аудиовизуальное документирование.
Предмет исследования – изучение истории, развития и современных технологий создания АВД.
В процессе выполнения данной курсовой работы использовались такие методы исследования как анализ и синтез информации, работа с документами.
Практическая значимость работы заключается в возможности ее использования студентами-документоведами в процессе обучения.
Источниковедческая база: материалы Тамбовской областной универсальной научной библиотеки им. А.С.Пушкина, Научной библиотеки Тамбовского филиала Московского государственного университета культуры и искусств, электронные ресурсы удаленного доступа.
 

1 Понятие аудиовизуальных документов (АВД)
и история их появления
 
1.1 Общая характеристика АВД
 
Начиная с 19 века, наряду с текстовым и техническим изобразительным документированием, всё более широкое распространение стали получать новые способы документирования, явившиеся результатом технического прогресса, научных открытий, технических изобретений. Это фото-, кино-, видео-, фоно(аудио)документирование.
Создаваемые таким путём документы получили название аудиовизуальных, т. е. содержащих изобразительную и звуковую информацию, воспроизведение которой требует соответствующего оборудования.
Аудиовизуальный документ - это документ, содержащий текстовую, изобразительную и (или) звуковую информацию, воспроизведение которой требует применения соответствующего оборудования[2].
Эта группа документов включает:
- фотодокумент - документ на ленточном или дисковом носителе, содержащий звуковую информацию;
- видео документ - документ на ленточном или дисковом носителе, содержащий информацию, зафиксированную на нем посредством видеозаписи:
- кинодокумент - документ на пленочном носителе, содержащий зафиксированные на нем посредством кинематографической техники предметы в виде последовательно расположенных фотографических изображений (в звуковом фильме – также звуковую информацию):
- фотодокумент - документ, содержащий информацию, зафиксированную на нем посредством фотографической техники; предметы в виде отдельных фотоизображений. Разновидностью фотодокумента считается документ на микроформе на пленочном или другом носи геле, который для изготовления и использования требует соответствующего увеличения при помощи микрограф и ческой техники.
В зависимости от целевого назначения, обслуживаемой сферы деятельности документы подразделяются на научные, научно - популярные, учебные, справочные, производственные, официальные, патентные, литературно - художественные и т. д. [2]
Важное место среди документных источников информации занимают кинофильмы, диафильмы, диапозитивы, грампластинки, магнитные фонограммы, которые в совокупности называют кинофотофонодокументами (КФФД).
Термин «кинофотофонодокумент» введен в научный оборот в начале 1980-х годов как обобщающий для понятий «кинодокумент», «фото-» и «фонодокумент»[4]. Однако единой общепринятой дефиниции данного понятия не существует. Как наиболее общее может быть принято определение, согласно которому кинофотофонодокумент содержит изобразительную, звуковую и/или изобразительно-звуковую информацию, которая воспроизводится с помощью специальных технических средств (диаскоп, эпидиаскоп, фильмоскоп, диапроектор, кинопроектор, магнитофон, проигрыватель). Исключение составляет фотография, информация на которой воспринимается непосредственно, без помощи технических средств.
Появление КФФД явилось откликом на возросшую общественную потребность запечатлеть, сохранить, передать нынешнему и грядущим поколениям ту информацию, которая, будучи зафиксированной в словесной форме, полностью или в значительной степени утрачивала свою специфику и ценность. Широкое использование в документной сфере КФФД обусловлено рядом преимуществ по сравнению с изданиями[4].
Главным преимуществом КФФД является комплексное воздействие на различные анализаторы человека, что снижает вероятность потери информации, неизбежной при одноканальном восприятии. Считается, что человек владеет столькими «языками» мышления, сколько у него есть органов чувств. В идеале информация должна поступать одновременно по всем каналам, поскольку наибольшее ее усвоение дают все пять органов чувств: зрение – 75%, слух – 13, осязание – 6, обоняние – 3, вкус – 3%. Важным достоинством КФФД является и то, что они обеспечивают адекватное фиксирование и тиражирование образной и звуковой информации, неполно или совсем не фиксируемой словом, т.е. вербально-текстовыми документами. Наконец, КФФД обеспечивают эмоциональную основу, эффект присутствия при восприятии информации.
Наиболее точно отражают суть АВД классификации, в основу которых положены два видообразующих признака[5]:
1) канал восприятия информации или способ воздействия на органы чувств человека;
2) способ документирования информации.
По каналу восприятия информации, зафиксированной в документе, АВД делят на три вида:
визуальные (лат. vizere – смотреть), воспринимаемые через зрение: диафильмы, диапозитивы, слайды, немые кинофильмы, эпифильмы;
аудиальные (лат. audire – слышать), воспринимаемые на слух: грампластинки, магнитные фонограммы;
аудиовизуальные (зрительно-слуховые): звуковые кинофильмы, диафонофильмы, видеофильмы, магнитофильмы. По способу документирования КФФД также делят на три вида[5]:
- кинодокументы: диа-, кино-, видео-;
- фотодокументы: диапозитивы (слайды), фотографии;
- фонодокументы: грампластинки, магнитные фонограммы.
Большинство КФФД – это матричные документы. Фото- и кинопленка, диск представляют собой матрицу, на которой воспроизводится изображение или звук.
По предназначенности для восприятия КФФД могут быть отнесены к человекочитаемым (фотография) и машиночитаемым: диафильм, диапозитив, кинофильм, грампластинка, магнитная фонограмма, информация на которых воспринимается опосредованно, становится доступной человеку при использовании технических средств[4].
КФФД различны и по материальной конструкции, поскольку могут выпускаться на бобине, катушке, кассете, дискете, рулоне, ленте, кадре, компакткассете. Это обусловливает особенности их хранения и использования в различных документных системах.
Структура фондов КФФД в библиотеках и информационных центрах включает в себя фото-, фильмо-, диско-, фоно-, видеотеку как совокупность отдельных видов АВД.
 
1.2 История появления фотодокументов
 
Фотодокумент - это документ, созданный фотографическим способом. Появление фотодокументов относится к первой половине 19 века и связано с изобретением фотографии (от греч. «photos» - свет, «grapho» - пишу, рисую, т.е. в буквальном переводе светопись). Фотография представляет собой совокупность процессов и способов получения изображений на светочувствительных материалах действием на них света и последующей химической обработки[5].
Изобретение фотографии стало результатом труда учёных многих поколений из разных стран мира. Одной из предпосылок изобретения фотографии стала камера-обскура (тёмная комната), свойство которой заключается в том, что луч солнца, проникая в неё сквозь небольшое отверстие, оставляет на плоскости световой рисунок предметов внешнего мира. Это свойство было известно ещё древнегреческому мыслителю Аристотелю, жившему в 4 веке до Р.Х. Другой предпосылкой стало изобретение очков в 13 веке. В результате камера-обскура была снабжена двояковыпуклой линзой и использовалась для механической зарисовки предметов внешнего мира. Однако решающей предпосылкой стали достижения в области химии. В 18 веке была обнаружена чувствительность к свету растворов солей железа и солей брома, а в начале 19 века открыт основной закон фотохимии, в соответствии с которым на вещество могут химически действовать только те лучи, которые этим веществом поглощаются.
Первое в мире фотографическое изображение удалось сделать французу Ж.Н.Ньепсу в 1826 г. Он же создал и первый фотографический аппарат. Другой француз - художник-декоратор Л.-Ж.М.Дагер впервые получил снимок со сравнительно высоким качеством изображения на галоген-серебряном слое. Об изображении Дагера, получившем впоследствии название дагерротипия, было доложено 7 января 1839 г. на заседании Французской Академии. С тех пор этот день стал отмечаться как день рождения фотографии[5].
Однако период дагерротипии оказался недолог, вследствие его дороговизны. В дальнейшем фотография развивалась по способу английского изобретателя В.Ф.Г.Тальбота, открывшего негативно-позитивный процесс и ещё в 1835 г. получившего первый в мире негатив и позитивный отпечаток с него на бумаге, пропитанной хлористым серебром.
В России первые фотографические изображения были получены в 1839 г. академиком Ю.Ф.Фрицше, а уже в следующем году в Москве открылась первая в нашей стране фотостудия.
В дальнейшем происходило постоянное совершенствование процессов фотодокументирования. В частности, в 1947 г. был изобретён так называемый диффузионный фотографический процесс, который привёл к созданию фотоаппаратов для моментальной фотосъёмки, т.е. к получению готового фотоснимка непосредственно в фотоаппарате.
Сразу же после своего появления фотография получила широкое применение в самых различных сферах человеческой жизни: в политике, науке, культуре, искусстве и т. д. С фотографией тесно связано развитие отраслей, занимающихся технической обработкой информации: полиграфии, картографии, репрографии. Фотодокументам отводится важная роль в средствах массовой информации. Они являются важнейшим историческим источником. Фотография заняла прочное место в документах, удостоверяющих личность: в паспортах, студенческих билетах, водительских удостоверениях и т.п.[4]
Такое важное значение фотодокументы приобрели, прежде всего, потому, что обладают огромной информационной ёмкостью, могут одновременно и в деталях фиксировать множество объектов. Это весьма важно, если учесть, что около 80 % информации человек получает с помощью зрения. Ценность фотодокументов связана и с тем, что они возникают в момент событий и на месте событий. Наконец, фотодокументы не только несут информацию о реальной действительности, но и оказывают эстетическое воздействие на человека.
Использование микрографической техники расширило сферу использования фотодокументов. В результате появились документы на микроформах. Это фотодокументы на плёночном или другом носителе, которые для изготовления и использования требуют соответствующего увеличения при помощи микрографической техники. К числу таких документов относятся[4]:

микрокарта - документ в виде микроформы на непрозрачном форматном материале, полученный копированием на фотобумагу или микроофсетной печатью;

микрофильм - микроформа на рулонной светочувствительной плёнке с последовательным расположением кадров в один или два ряда;

микрофиша - микроформа на прозрачной форматной плёнке с последовательным расположением кадров в несколько рядов;

ультрамикрофиша - микрофиша, содержащая копии изображений предметов с уменьшением более чем в 90 раз59.
К примеру, ёмкость ультрамикрофиши размером 75х125 мм составляет 936 страниц книжного формата.
В последнее время в фотодокументировании стал применяться цифровой фотографический процесс. Он лишён многих недостатков, присущих традиционной технологии, основанной на фотохимическом галогенсеребряном процессе и требующей многоступенчатой химической обработки, значительных затрат времени, использования драгоценного металла - серебра. В цифровой фотографии оптическое изображение объекта съёмки преобразуется в электрический видеосигнал с помощью светочувствительного сенсора - твердотельной пластинки с размещённым на ней множеством мельчайших фотоэлементов - пикселей. Затем полученный сигнал преобразуется в цифровую форму и сохраняется в запоминающем устройстве, откуда может быть подан на принтер для получения фотоотпечатка. Первая система электронной фотографии была создана в 1981 г. японской фирмой Sony.
Одним из достоинств цифровой фотографии является то, что полученное изображение можно корректировать - изменять цвет, контраст, ретушировать и т.п. Кроме того, цифровой фотоаппарат можно подключать к компьютеру и его периферийным устройствам.
 
 
1.3 Зарождение фонодокументирования
 
Одним из важнейших проявлений человеческого поведения является коммуникация - общение с другими людьми посредством определённых знаков или символов. Первоначально информацию об окружающем мире человек передавал с помощью жестов, мимики, крика, прикосновений, другими словами простейших средств зрительной, слуховой, осязательной коммуникации. Возникновение осмысленной речи и языка ознаменовало, по мнению ряда учёных, появление первой информационной технологии в истории человеческого общества. Между тем по мере развития человека возрастала потребность в передаче информации не только в пространстве, но также и во времени, в хранении информации. Однако простейшие средства коммуникации, передачи информации были несовершенны. Та же человеческая речь слышна лишь на небольшом расстоянии и только в момент её произнесения. Трудно было сохранять нужную информацию, поскольку знания на первых порах ещё не были отделены от субъекта, который обладал ими. Не случайно в тот период роль своеобразных банков знаний и каналов их передачи играли старики, самые опытные члены общества[5].
Именно поэтому человек с давних пор пытался зафиксировать на материальном носителе свою речь, создавая приборы для записи и воспроизведения звуков. В наше время такие приборы выступают в качестве одной из основных форм распространения информации, форме соучастия общества в событиях современной мировой истории.
Звукозапись позволяет во многом ускорить процесс документирования. Например, для записи одной страницы рукописным способом требуется не менее 9 минут, тогда как диктофон позволяет это сделать всего лишь за 3 минуты. Кроме того, даже самые лучшие стенограммы не в состоянии в точности передать сказанное в речи, выступлении и т. п., хотя бы потому, что значительная доля информации (по некоторым данным, до 40%) заключена в интонации говорящего.
Звукозапись – процесс записи звуковой информации с целью её сохранения и последующего воспроизведения. Она происходит по схеме: микрофон – усилитель электрических колебаний - устройство, воздействующее на носитель записи. Иногда звукозаписью называют записанную звуковую информацию, т.е. фонодокумент.
Фонодокумент (греч. phone – звук +документ) – музыкально-звучащий, аудиальный документ[5]. Он содержит звуковую информацию, зафиксированную любой системой звукозаписи, которая используется в том случае, когда получение информации возможно только с её помощью (запись голосов животных, птиц, людей, звучание музыкальных инструментов, аудиальная диагностика в медицине и др.)
Попытки создания аппаратов, которые могли бы воспроизводить звуки, предпринимались еще в Древней Греции. В IV-II веках до н. э. там существовали театры самодвижущихся фигурок - андроидов. Движения некоторых из них сопровождались механически извлекаемыми звуками, складывающимися в мелодии.
В эпоху Возрождения был создан целый ряд различных механических музыкальных инструментов, воспроизводящих в нужный момент ту или иную мелодию: шарманок, музыкальных шкатулок, ящиков, табакерок.
В Средние века были созданы куранты - башенные или большие комнатные часы с музыкальным механизмом, издающие бой в определенной мелодической последовательности тонов или исполняющие небольшие музыкальные пьесы. Таковы Кремлевские куранты и Биг Бен в Лондоне.
Музыкальные механические инструменты - это всего лишь автоматы, воспроизводящие искусственно созданные звуки. Задача же сохранения на длительное время звуков живой жизни была решена значительно позже[5].
Лишь в 1807 г. физик Т. Юнг сумел впервые закрепить следы колебаний звука на закопченной бумаге.
В 1857 г. Скотт создал фонаутограф – аппарат для записи звуковых колебаний, передаваемых через воздух. И только в 1877 г., т.е. спустя 70 лет, американскому изобретателю Т.А.Эдисону удалось создать аппарат, получивший название фонограф, с помощью которого производилась не только запись, но и воспроизведение звука, сначала на валике с оловянной фольгой, а затем на восковом валике. Параллельно в разных странах велись разработки других способов механической звукозаписи. В частности, француз Ш. Кро предложил идею, а немец Э. Берлинер осуществил на практике запись звука не на вращающийся цилиндрический валик, а на цинковый диск. Так в 1888 г. был изобретён граммофон. В отличие от восковых валиков, с диска оказалось гораздо удобнее делать копии, поэтому вполне закономерно фонограф постепенно был вытеснен граммофоном.
Механическая звукозапись на протяжении многих десятилетий была основным способом фонодокументирования, пока не уступила место магнитной звукозаписи. Идею о возможности использования явления остаточной намагниченности для записи звука высказал ещё в 1870 г. Смит. Первый аппарат магнитной записи, названный телеграфоном, был запатентован в 1898 г. Его изобрёл и построил датский инженер В. Поульсен, использовавший для записи звука остаточное намагничивание стальной проволоки или ленты. Однако низкое качество звука не позволяло использовать это изобретение в практических целях на протяжении трёх десятков лет. Оно оказалось востребованным лишь в первой половине 1930-х годов, после того как были изобретены порошковая магнитная лента и электронные усилители записи и воспроизведения сигналов, обусловившие появление магнитофона. Электромагнитная запись звука дала возможность не только документировать человеческую речь, но и корректировать записи. В дальнейшем происходило непрерывное совершенствование магнитной записи, а также соответствующей аппаратуры и материальных носителей[4].
Кроме механического и магнитного, был изобретён также фотографический способ записи звука, до 1950-х годов использовавшийся в кинематографе. Этот способ основан на изменении яркости или ширины светового луча, направленного на движущуюся киноплёнку, в зависимости от изменения звуковых колебаний. После соответствующей обработки на киноплёнке образуется звуковая дорожка (фотографическая фонограмма).
В настоящее время фонодокументирование используется едва ли не во всех областях человеческой деятельности: для записи хода различных совещаний, заседаний, деловых встреч, телефонных переговоров, деловых писем, устных распоряжений и указаний с целью последующего их перепечатывания. Звукозапись используется в современных телекоммуникационных системах в качестве голосового почтового ящика; в промышленном, политическом, бытовом шпионаже; с целью фиксации кризисных ситуаций («чёрные ящики» в авиации) и др.[4]
Первоначально изобретение Эдисона воспринималось с недоверием. В России первого владельца фонографа осудили на 3 месяца тюрьмы за демонстрацию «механического зверя». Однако уже вскоре преимущества и выгоды нового способа документирования проявились в полной мере. Одними из первых пользу звукозаписи увидели коммерсанты. Они, к примеру, рекомендовали приобретать фонографы завещателям наследства, которые бы высказывали с его помощью свою предсмертную волю без оформления письменных заверенных завещаний. Граммофоны на первых порах охотно приобретали владельцы трактиров, привлекавшие с их помощью в свои заведения посетителей.
Трудно переоценить значение изобретения звукозаписи для развития культуры. Уже впервые десятилетия существования отечественной грамзаписи, начало которой в России было положено в 1899г., удалось записать и тем самым сохранить для потомков голоса многих выдающихся деятелей культуры, искусства, политиков, учёных и т.д. На фоновалики в начале века были записаны, в частности, голоса Л.Н. Толстого, А.П.Чехова и др.
Фонограф также довольно быстро завоевал популярность, особенно среди специалистов, заинтересованных в фиксации живого звука - этнографов, фольклористов, искусствоведов. При многих достоинствах (компактность, сравнительная простота пользования) фонограф имел и серьезный недостаток - невозможность тиражирования фоноваликов из-за резкой потери уровня звучания при их перезаписи. Этот фактор серьезно сдерживал распространение звукозаписи. Указанный недостаток был преодолен с изобретением граммофона и грампластинки. Эта разработка ганноверского инженера Эмиля Берлинера явилась серьезнейшим скачком в истории звукозаписи[5].
С появлением грампластинок и граммофонов началось массовое распространение звукозаписей, в первую очередь в сферу бытовую. Это предопределило характер записей - подавляющее большинство среди них составили музыкальные и эстрадные произведения различных жанров.
Впервые граммофон был продан в России еще в 1895 году и очень быстро завоевал широкую популярность. Зарубежные производители увидели в этом удобную возможность проникновения на российский рынок. Он быстро и прочно оказался захваченным ими. В страну хлынул поток пластинок, что привело к очень жесткой конкурентной борьбе. Чтобы привлечь российского потребителя фирмы шли на различные ухищрения: в рекламных целях всячески расширялся репертуарный диапазон записей, велась борьба за увеличение длительности звучания дисков за счет увеличения их диаметров, использовалась откровенная фальсификация и т.д. В конечном итоге, побеждали те фирмы, которые отказались от ввоза пластинок из-за рубежа, перенеся свои производственные базы непосредственно в Россию и наладив выпуск граммофонных пластинок с российским репертуаром. Наиболее крупными из них были фирмы «Граммофон», «Пате», «Экстрафон», «Сирена Рекорд» и др.[4]
В России первый граммофон фабричного производства был изготовлен в 1897 году.
Появлялись и первые робкие ростки отечественного граммофонного бизнеса. Война 1914—1918 гг. способствовала укреплению позиций российских фирм, так как производственные базы, принадлежавшие компаниям с немецким капиталом были конфискованы в пользу российских владельцев.
Октябрьская революция 1917 года положила конец деятельности всех частных граммофонных компаний в России, заводы и фабрики по производству пластинок были национализированы.
Впоследствии на смену граммофонам пришли электропроигрыватели, где вращение пластинки с заданной скоростью осуществлялось с помощью небольшого электродвигателя. Что существенно увеличило качество записи и воспроизведения звука.
Наряду с механической записью звука на диск предпринимались попытки механической записи на ленту. Был даже найден способ тиражирования таких фонограмм, однако распространения они не получили.
В 1930-е гг. А.Ф. Шориным был сконструирован аппарат для механической записи звука на киноплёнку, получивший название «шоринофон».
Механическая звукозапись на протяжении многих десятилетий была основным способом фонодокументирования, пока не уступила место магнитной звукозаписи.
Историю отечественной магнитной записи звука, вероятно, надо писать с 1942 г., когда Н.Рабинович разработал первый советский ленточный магнитофон. В нем использовалась четырехголовочная строчная запись, в определенном смысле предвосхитившая первый формат магнитной видеозаписи. В 1945 г. Н.Рабинович разрабатывает первый отечественный студийный магнитофон СМ-45. Образец этого устройства был изготовлен в 1948 г. Почти до конца сороковых годов радиовещание в нашей стране использовало механическую запись звука и тонфильмы (запись на фотопленки, аналогичная используемой в звуковом кинематографе тех лет). Ситуацию удалось переломить после создания в 1945 г. при Радиокомитете Всесоюзного научно-исследовательского института звукозаписи (ВНАИЗ)[4].
Основными направлениями работы института в первые годы его существования были определены: электро- и студийная акустика, механическая звукозапись и тонфильмы. Уже в 1944 г. под руководством И. Горона началось конструирование устройств профессиональной магнитной записи. Были созданы два магнитофона: МАГ-1 с подмагничиванием постоянным током и МАГ-2 с высокочастотным подмагничиванием. Эти разработки вели А. Вроблевский и В. Пархоменко. Московский экспериментальный завод выпустил более 70 магнитофонов МАГ-2. Ими оснащались радиодома нашей страны. Позже на смену пришли усовершенствованные аппараты МАГ-3 (разработчик И. Морев) и МАГ-4 (Э. Дыскин).
В пятидесятые годы ВНАИЗ в основном был занят разработками магнитофонов для армии, спецслужб и предприятий, использующих вычислительную технику. Институт, в частности, создал (Г.Иванов и Н.Божко) магнитофоны, использованные во время исторического полета в космос Ю.Гагарина. Это достаточно надежное свидетельство уровня проводимых тогда разработок.
Основной проблемой магнитной записи оставался износ магнитных головок. Срок службы сердечников магнитных головок составлял всего150-200 часов.
Первые профессиональные многодорожечные магнитофоны появились в семидесятые годы. Они позволяли одновременно записывать на магнитную ленту большое число (до 24 и более) сигналов на ленту шириной в один или два дюйма. Такая система произвела подлинную революцию в записи и обработке музыкальных произведений с большим числом исполнителей. Стало возможным записывать отдельно инструменты и инструментальные группы больших симфонических оркестров, вокалистов, и т. п. Звукорежиссер получил возможность при объединении сделанных в разное время записей независимо обрабатывать каждую группу инструментов и солистов. Многодорожечная запись существенно облегчила работу исполнителей, сократила число репетиций, записываемых дублей и многое другое. Многодорожечная запись активно используется в аналоговой звуковой технике и сегодня. Однако области ее применения и дальнейшие перспективы в настоящее время ограничены конкурирующей цифровой звуковой техникой[4].
В 1979 году создали совершенно новый носитель информации, заменивший грампластинку, - оптический диск для записи и воспроизведения звука.
По сравнению с механической звукозаписью он имеет целый ряд преимуществ - очень высокую плотность записи и полное отсутствие механического контакта между носителем и считывающим устройством в процессе записи и воспроизведения. С помощью лазерного луча сигналы записываются на вращающийся оптический диск цифровым методом. В результате записи на диске образуется спиральная дорожка, состоящая из впадин и гладких участков. В режиме воспроизведения лазерный луч, сфокусированный на дорожку, перемещается по поверхности вращающегося оптического диска и считывает записанную информацию. При этом впадины считываются как нули, а ровно отражающие свет участки - как единицы. Цифровой метод записи обеспечивает практически полное отсутствие помех и высокое качество звучания. Высокая плотность записи достигнута благодаря возможности сфокусировать лазерный луч в пятно размером менее 1 мкм. Это обеспечивает большое время записи и воспроизведения.
Хранить звуковые записи в цифровой форме на оптических дисках гораздо лучше, чем в аналоговой форме на грампластинках или магнитофонных кассетах. Прежде всего, несоизмеримо повышается долговечность записей. Ведь оптические диски практически вечны - они не боятся мелких царапин, лазерный луч не повреждает их при воспроизведении записей. Кроме того, на них не действуют помехи, характерные для механической и магнитной записи, поэтому качество звучания цифровых оптических дисков несоизмеримо лучше. К тому же при цифровой записи появляется возможность компьютерной обработки звука, позволяющей, например, восстановить первоначальное звучание старых монофонических записей, убрать с них шумы и искажения и даже превратить их в стереофонические[5].
Для проигрывания CD-дисков можно использовать проигрыватели (так называемые CD-плееры), музыкальные центры и даже портативные компьютеры, оснащенные специальным приводом (так называемым дисководом CD-ROM) и звуковыми колонками. К настоящему времени в мире на руках у пользователей находится более 600 миллионов CD-плееров и более 10 миллиардов компакт-дисков. Портативные переносные CD-плееры, подобно плеерам для магнитных компакт - кассет, оснащаются наушниками[12].
 
1.4 Появление кинодокументов
 
Первые попытки получить на экране движущиеся изображения предметов относятся к 1870 г. Техника этого «кино» была очень примитивна: фотографировали несколько положений движущего предмета, изготовляли диапозитивы из этих фотографий и вставляли в одну общую рамку, которую рывками быстро протягивали через проекционный фонарь. Быстрая смена на экране фотоснимков, отличавшихся друг от друга незначительными изменениями положений движущего предмета, создавала впечатление движения[8].
Кинодокументы были изобретены одновременно в нескольких странах. В США первые «живые картинки» начал демонстрировать в 1894 г. Т.А.Эдисон. В Англии это были аппараты Р.У. Пола. Но братья Люмьер во Франции впервые соединили пленку с проекционным фонарем и в 1894 г. организовали первый киносеанс.
Основоположником кино считается французский изобретатель Луи Жан Люмьер, который в 1895 г. при участии брата Огюста создал аппарат для проецирования «движущихся фотографий» – первый пригодный к практическому использованию киноаппарат, получивший название кинематографа. Первый сеанс фильма братьев Люмьер состоялся 28 декабря 1895 г. в подвале «Гран-кафе» на бульваре Капуцинов в Париже. Первые фильмы были документальными, представляли собой хроникальный репортаж, запечатлевший прибытие поезда, выход рабочих с фабрики и т. д. Именно 1895 г. считается временем рождения кино[4].
В 1889 г. появился первый звуковой фильм, изобретенный Диксоном, помощником Т.А. Эдисона. Но между демонстрацией первого экспериментального ролика и моментом возникновения звуковой кинопромышленности пролегла дистанция почти в сорок лет. Она вместила в себя целую историю немого фильма. Сейчас выпуск немых фильмов практически прекращен.
Видеозапись появилась одновременно с телевидением. Первая попытка записать телевизионное изображение механическим способом на диск относится к концу 1920-х годов. В 1927 г. англичанин Бэрд попытался записать видеосигнал с помощью частот 375–7550 Гц на диск.
Современная видеозапись возникла в 1960-е годы (США, Германия, Япония), когда появились первые бытовые катушечные аппараты магнитной записи изображения с наклонно-строчной записью. Вскоре подобные устройства были созданы в нашей стране. В 1963 г. фирма Philips (Голландия) разработала кассету для звукового магнитофона.
В 1970-е годы был изобретен бытовой кассетный видеомагнитофон-приставка к телевизору, позволяющий записать на кассету и воспроизвести в удобное для телезрителя время любую зрительно-звуковую (аудиовизуальную) информацию. В 1971 г. японская фирма Sony поставила на международный рынок первый вариант бытового кассетного видеомагнитофона, в котором использовалась лента шириной 3/4 дюйма (19,5 мм). В 1972 г. фирма Philips,а в 1973 г. фирма Sony начали массовое производство видеомагнитофонов и кассет, информация на которых записывалась на ленте 0,5 дюйма (12,7 мм)[5].
В 1975 г. была изобретена система записи информации с помощью двухголовочного видеомагнитофона. На кассете, рассчитанной на запись сигнала изображения в течение 60 мин., невозможно было воспроизвести полнометражный художественный фильм. Поэтому в середине 1970-х годов проведены исследования, имеющие целью повысить плотность записываемой информации.
Видеофильм начал вытеснять КФ в 1970-х годах и все чаще используется в телевидении. Видеотелевидение (кассетное кино) развивается в двух направлениях[5]:
1)  программное и «эфирное» ТВ;
2)  видео (индивидуальные программы).
Первые отечественные кинодокументы, имеющие научно-исследовательскую и техническую направленность, относятся к 1912 г. и связаны с деятельностью полярной экспедиции Г. Я. Седова, известного исследователя Арктики. С помощью выполненных участником экспедиции художником Н. В. Пинегиным киносъемок можно получить представление об отправлении экспедиции на шхуне «Св. Фока» из Архангельска (Г. Я. Седов проверяет снаряжение экспедиции, здесь же сняты участники экспедиции географ В. Ю. Визе, геолог М. А. Павлов и др.), ее остановке на зимовку у острова Новая Земля. Камера зафиксировала состояние шхуны (обледеневшие палуба, мачты, снасти), жизнь команды во время полярного дня (отправление на охоту, танцы, состязание по борьбе, ловля рыбы и т. п.), а также попытку добраться до полюса на санях.
Таким образом, КФФД с первых лет своего появления (фотография - с 1839 г., звукозапись - с 1877 г. и кинематограф - с 1895 г.) охватило практически все основные сферы человеческой деятельности[10].
 

2 ОСОБЕННОСТИ КИНОДОКУМЕНТИРОВАНИЯ
 
Кинодокумент является одним из основных видов АВД. Это изобразительный или аудиовизуальный документ, созданный кинематографическим способом.
Кинодокументы по способу воспроизведения информации делят на две разновидности: изобразительно-статичные (если изображение неподвижно) (диафильмы, эпифильмы) и изобразительно-динамичные (если изображение подвижно, как в кинофильме[5].
Кинодокументы представляют собой непрерывный ряд фотоснимков (кадров), отличающихся друг от друга лишь незначительным изменением положения изображаемых объектов. При быстрой смене отдельных снимков (24 кадра в секунду) кинодокумент позволяет получить впечатление движения заснятых движущихся объектов.
Материальной основой кинодокументов является кинопленка, представляющая собой многослойную полимерную пленочную систему. Черно-белая кинопленка состоит из полимерной основы и желатинового слоя, в котором диспергированы кристаллы солей светочувствительного серебра. Цветная кинопленка состоит из основы, подслоя, эмульсионных цветоделений и защитных слоев.
Основными видами кинодокументов являются диа-, кино-, видеофильм.
Диафильм
Диафильм (греч. dia – через, приставка, означающая переход от начала и до конца + англ. film – пленка) – расположенные в определенной последовательности позитивные фотографические изображения на кино- или фотопленке, объединенные общей тематикой[5].
Информацию, содержащуюся в диафильме (ДФ), воспроизводят посредством фильмоскопов, рассчитанных на индивидуальное пользование, или посредством диапроекторов на экране.
Диафильмом также считают немой фильм на рулонной кинопленке, содержащий взаимосвязанное изображение (кадры) по единой теме с текстом. Если текст озвучен на грампластинке или магнитной ленте, ДФ называется диафонофильмом. Подборку иллюстраций из книг, фотографий, листовок и т. п. на непрозрачных носителях информации размером не более 150x150 мм, проецируемых на экран с помощью эпипроектора, называют эпифильмом.
Диафильм относят к визуальным документам статистической проекции (изображение неподвижно). Его можно считать переходным к динамическим КФФД, т. е. к кинофильмам.
По жанрово-тематическому признаку ДФ делят на: публицистические, исторические, литературные, научно-популярные и т. п. В них зафиксирована информация по широкому кругу тем, что повышает их ценность. Особой популярностью пользуется ДФ для детей.
Главным достоинством диафильмов является то, что скорость демонстрации зависит от показывающего, а каждый кадр может изучаться так долго, как нужно, что невозможно при использовании кинодокументов динамической проекции (кинофильмов). Диафильмы просты в обращении и хранении, могут демонстрироваться на несложном оборудовании и не требуют для демонстрации специальных условий (сильное затемнение помещения). Одновременно достоинством и недостатком ДФ является строго заданный порядок кадров, который, с одной стороны, помогает пользователю уловить логику развития темы, но, с другой стороны, не дает возможности изменить порядок показа отдельных кадров. При необходимости из диафильмов можно сделать слайды[4].
ДФ может содержать одно или несколько сообщений, записанных на одной или нескольких кинолентах шириной 35 мм. Лента наматывается на ролик – вращающуюся деталь в виде катушки или барабана. Неозвученные ДФ имеют пояснительный текст под кадром. Различают начальный и заключительный кадры ленты. В начале или в конце документа помещены титры, уточняющие его содержание и авторов.
ДФ выпускают в специальных футлярах (коробках), снабженных этикеткой. Диаметр футляров составляет 37 мм, а высота 40 мм[5].
К основным реквизитам диафильма относятся: автор, название (приведены либо на начальном кадре, либо на этикетке коробки), художник или составитель, целевое назначение ДФ (учебный, научно-популярный и т.д.), фирма, сведения о количестве кадров, их цвете, размере, количестве роликов, времени демонстрации, цене.
Кинофильм
Кинофильм (греч. kineo – двигаю, двигаюсь + англ. film – пленка) – совокупность фотографических изображений (кадров), последовательно расположенных на кинопленке (или другом носителе), связанных единым сюжетом и предназначенных для воспроизведения на экране с помощью кинопроекционной аппаратуры[5].
Кинофильм (КФ) обеспечивает наглядность и высокую оперативность информации. Наглядность обусловливается динамическим показом изобразительной информации. Оперативность заключается в возможности подачи значительного количества наглядной информации за короткий промежуток времени.
Информационные возможности КФ намного шире и богаче, чем любого другого изобразительного документа, поскольку воспринимаемое на экране воздействует на зрителя не только как информация о явлениях, процессах или предметах, но и как их непосредственное адекватное отражение. Это позволяет опускать многие пояснения и подробности и направлять внимание пользователя на главное и существенное, воздействуя на эмоциональную и познавательную стороны восприятия. КФ может демонстрироваться в большой (несколько сотен и более людей) аудитории.
КФ относятся к визуальным изобразительным документам динамической проекции. Они снимаются на черно-белой или цветной пленках, состоящих из основы и светочувствительного слоя. Иногда в защитных целях пленка покрывается лаком. Изображение на кинопленке, как правило, более качественное и долговечное, чем на видеопленке. При съемке КФ запись изображения и звука идет отдельно, они соединяются в процессе редактирования в специальной кинолаборатории[4].
По функциональному (целевому) назначению КФ подразделяются на такие виды: художественные (игровые), документальные, научно-популярные, учебные, мультипликационные. Среди основных видов КФ выделяют подвиды. Так, мультипликационный КФ бывает рисованным и кукольным; документальный КФ – хроникальным и монтажным и т.д.
Художественные фильмы по жанрово-тематическому признаку делят на исторические, комедийные, приключенческие, а также мелодрамы, детективы, триллеры, боевики и т.п.
Основным содержанием хроникально-документальных КФ являются подлинные события. Они содержат богатый фактический материал, являются своеобразной визуальной памятью человечества. Изложение в общедоступной форме основ естественных, технических и гуманитарных наук, ознакомление с их историей, пропаганда достижений науки и техники составляют содержание научно-популярных кинолент разных жанров. Кинолекции, географические, этнографические, краеведческие, искусствоведческие и т.п. фильмы предназначены для самообразования. В подготовке и повышении квалификации кадров активно используются научно-производственные КФ прикладного значения, пропагандирующие новые достижения науки и техники, прогрессивные методы труда. Источником эстетического наслаждения и отдыха, средством изучения истории и современного состояния киноискусства являются художественные фильмы[7].
Научно-популярные и учебные фильмы снимаются, в основном, на 8 и 16 мм пленке, что способствует их показу в нестационарных условиях. Большинство документальных и художественных фильмов снимаются на 35 мм пленке, дающей более высокое качество изображения и звука, но требующей сложной аппаратуры для демонстрации.
По способу съемки и проекции выделяют следующие виды КФ: немой (с отснятым изображением), звуковой (с записью звука), черно-белый, цветной, широкоформатный, панорамный, стереоскопический, полиэкранный и др.
Основными разновидностями кинофильмов являются неозвученные (немые) и озвученные (сопровождаемые звукозаписями). Озвученные КФ шириной 8 и 16 мм являются наиболее распространенными КФФД, в которых звук и изображение слиты воедино не только в восприятии пользователя, но и технически. Разновидностью неозвученного КФ является фильм-петля. Это отрезок фильма, обычно 8 мм, концы которого соединены, образуя петлю, что освобождает от необходимости перематывания пленки при частых просмотрах[7].
В зависимости от ширины пленки (8, 16, 35, 70 мм) и формата кадров в их экранном изображении КФ делят на широкопленочные и узкопленочные (16 и 8 мм).
По длительности демонстрации КФ делятся на две разновидности: полнометражные и короткометражные. По специальному назначению различают рекламный, тест-фильм, сувенирный фильм.
Распространение киносъемки в любительском творчестве, науке, промышленности и т.д. привело к делению кинофильмов на профессиональные (предназначенные для киносети) и непрофессиональные (любительские КФ).
Разнообразие запечатленной в фильмах информации, хорошо налаженное промышленное производство копий делают кинофильм одним из наиболее популярных видов КФФД. Однако демонстрация фильма остается довольно сложным процессом, требующим особых условий и сложной демонстрационной аппаратуры[4].
КФ, изготавливаемый фирмами или студиями, имеет текст, в котором дается краткая аннотация фильма. На коробке с бобиной указывается автор фильма, фамилии режиссера, оператора, название кинофильма, название студии или фирмы, год создания, размер пленки, время демонстрации, скорость проекции, цена.
Видеофильм
Видеофильм (ВФ) является комплексным видом документа, в котором сочетаются две или три системы записи информации: вербальная, звуковая и матричная. В то же время ВФ – один из видов кинодокументов, разновидность КФФД[3].
Видеофильм (лат. video – смотрю, вижу + film – пленка) – это фильм с записью изображения и/или звука на магнитную ленту или оптический диск* для последующего воспроизведения на экране телевизора при помощи видеомагнитофона. При видеозаписи изображение преобразуется телевизионной камерой в последовательность электрических сигналов (видеосигналы), которые и фиксируются на магнитной ленте или оптическом диске.
ВФ превосходит КФ по таким параметрам, как простота изготовления и показа, стоимость изготовления и оборудования для изготовления и демонстрации, длительность создания. ВФ снимается небольшой и легкой видеокамерой, запись изображения и звука идет одновременно. ВФ может быть показан в незатемненной комнате, что позволяет зрителям делать заметки. Видеопленка может останавливаться для дискуссии, ответа на вопросы и комментариев. Большая доступность оборудования для показа ВФ обусловила практику переписывания кинофильма на видеопленку. Недостатком ВФ является ограниченность аудитории для его показа: при проецировании на большой киноэкран четкость снижается. Кроме того, частый показ видеофильма приводит к искажению изображения[3].
ВФ становится доминирующим типом фильма в журналистике, учебной деятельности, сфере отдыха. Цифровые видеокамеры улучшают перспективы ВФ, они используются для съемки качественного видеоматериала для Web-узлов INTERNET.
Основное содержание ВФ составляют классика м
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.