На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Обучение как процесс личностного развития учащихся

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Министерство Российской Федерации по науке и образованию
Высшее бюджетное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Московский государственный университет леса
 
 
 
 
 
Контрольная работа
по предмету :  «Педагогика»
 
 
 
на тему :
«Обучение как процесс личностного развития учащихся»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                  Выполнила : студент 1 курса
                                                 Стародворская Т.В.
                                                                                
                                                                             шифр специальности 080100.62
                                                               номер зачетной книжки  21
 
                                   Проверил :
                                               Бахтигулова Л.Б.
                                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
г.Вельск
2012
Рецензия :
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание
 
Введение…………………………………………………….…….……3
 
1.Феномен личностно ориентированного развивающего обучения……..…...5
 
2.Принципы построения личностно ориентированной системы обучения.…6
 
3.Инновационное обучение как условие индивидуально-личностного
   развития   школьников……………………………………………………..….10
 
Заключение……………………………………………………………….……..15
 
 
 
Введение
 
   В педагогике проблема взаимосвязи обучения и развития имеет давнюю историю. Вначале педагогам представлялось, что развитие детей происходит спонтанно, затем, усмотрев влияние обучения на развитие, они полагали, что это влияние носит автоматический характер. В силу своей широты и многосторонности указанная проблема понималась и как проблема взаимосвязи воспитания и развития (термин воспитание включает и обучение).
Представители классической педагогики Я.А. Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, А.Дистервег, К.Д. Ушинский последовательно накапливали научные факты, подтверждая и развивая отдельные аспекты проблемы.
   По Коменскому, главная задача дидактики состоит в том, чтобы раскрыть естественный порядок обучения и на этой основе обеспечить успех воспитания. Песталоцци видел в обучении возможность гармоничного развития ребенка.  
   Концепция обучения Руссо опиралась на естественные потребности ребенка. Дистервег реализовал идею развития умственных сил и способностей детей. Гербарт развил идею воспитывающего обучения. Ушинский видел сущность обучения в вооружении учащихся ценными и полезными знаниями, а также в развитии умственных сил учащихся.
   В советское время как педагоги, так и психологи продолжали исследование обусловленности развития учащихся посредством обучения и воспитания (М.А. Данилов, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Богоявленский, Н.А.Менчинская, Ю.К. Бабанский). Вместе с тем ученых привлекал социальный или социально-педагогический аспект проблемы, который нашел отражение в понятии всестороннее развитие.
   Основоположником современной психологии взаимосвязи обучения и развития является Л.С. Выготский. Он подверг основательному критическому разбору широко известные в его время положения Ж. Пиаже, К. Коффки, У. Джеймса и рассматривал их как типичные для того времени решения проблемы обучения и развития. Вместе с тем он сформулировал собственную точку зрения на проблему обучения и умственного развития. Ее суть Л.В. Занков выразил так: ... хорошо поставленное обучение идет впереди развития.
   Обучение строится не только на завершенных циклах, но прежде всего на тех психических функциях, которые еще не созрели, и двигают вперед их формирование. Так, например, ребенка начинают обучать письму тогда, когда у него еще не сложились все те психические функции, которые обеспечивают письменную речь. Поскольку овладение письменной речью требует от школьника сознательности и произвольности его речевой деятельности, ребенок, обучаясь письменной речи, значительно продвигается в своем умственном развитии.
 
 
 
1. Феномен личностно ориентированного развивающего обучения
 
 
   Ведущим стратегическим направлением развития системы школьного образования в мире, на сегодняшний день является, личностно – ориентированное образование.
   Личностно ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика – субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося.
   Личностно ориентированное обучение имеет глубокие корни. Стремление к возвышению человека, наиболее полному воплощению в нем человеческой сущности прослеживается с древних времен. Еще Протагор говорил: «Мера всех вещей - человек». Идея всестороннего гармоничного развитии личности провозглашалась и в советский период. Человек объявляется главной ценностью. «Все для человека, все для блага человека».
   Личностно ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Если в традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.
Тем самым признается, что в образовании происходит не просто интериоризации ребенком заданных педагогических воздействий, а «встреча» задаваемого и субъектного опыта, своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет «вектор» индивидуального развития Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика.
   При проектировании образовательного процесса нужно исходить из признания двух равноправных источников: обучения и учения. Последнее не есть просто дериват первого, а является самостоятельным, личностно-значимым, а потому очень действенным источником развития личности.
   Таким образом, традиционно образовательный процесс описывался как учебно-воспитательный, основными составляющими которого являлись, обучение и воспитание. На организацию последних направлялись все усилия, так как считалось, что ребенок развивается только под влиянием специально организованных педагогических воздействий. Обучение, которое обеспечивает полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие и есть развивающее обучение.
 
 
 
   2. Принципы построения личностно ориентированной системы  
       обучения.
 
  
   Принципы построения данной системы нацелены на всестороннее развитие личности. Нельзя сказать, что школа не ставила перед собой цель развития личности. Наоборот, эта цель постоянно декларировалась как задача всестороннего, гармонического развития личности. Существовали социально-педагогические модели этого развития, они описывались в виде социокультурных образцов, которыми требовалось овладеть. Личность понималась как носитель этих образцов, как выразитель их содержания. Последнее задавалось идеологией, господствующей в обществе.
   Личностно ориентированная педагогика, строя процесс обучения и воспитания, исходила в основном из признания ведущей роли (детерминации) внешних воздействий, (роли педагога, коллектива, группы), а не саморазвития отдельной личности.
   Аналогичным образом разрабатывались и соответствующие дидактические модели, через которые реализовывался индивидуальный подход в обучении. Он сводился в основном к разделению учащихся на сильных, средних, слабых; к педагогической коррекции через специальную организацию учебного материала по степени его объективной сложности, уровню требований к овладению этим материалом (программированное, проблемное обучение).
   В рамках такого индивидуального подхода проводилась предметная дифференциация, которая, кстати, востребовалась, только одним социальным институтом - вузами.
Во всех же остальных сферах человеческой жизни такая дифференциация не имела существенного значения. Общеобразовательная школа в основном готовила к вузу и этот социальный заказ выполняла через предметную дифференциацию, при этом нивелировалась духовная дифференциация (индивидуальные различия, связанные с традициями семьи, укладом жизни, отношением к религии и Психологические модели личностно ориентированного обучения были подчинены задаче развития познавательных (интеллектуальных) способностей, которые рассматривались прежде всего как типовые (рефлексия, планирование, целеполагание), а не индивидуальные способности. Средством развития этих способностей считается учебная деятельность, которою строится как «эталонная» по своему нормативному содержанию и структуре.
   Индивидуальные способности «просматривались» через обучаемость, определяемую как способность к усвоению знаний.
   Чем лучше были организованы знания в системы (по теоретическому типу), тем выше была обучаемость. Зависимая от содержания, специального конструирования учебного материала, обучаемость тем самым рассматривалась не столько как индивидуальная, сколько как типовая особенность личности (теоретики, эмпирики, обладатели наглядно-образного словесно-логического мышления и т.п.). При всем видимом различии эти модели объединяет следующее :
- признание за обучением определяющего основного источника (детерминанты) развития личности;
-  формирование личности с заранее заданными (планируемыми)
-  качествами, свойствами, способностями («стань таким, как я хочу»);
- понимание развития (возрастного, индивидуального) как наращивание знаний, умений, навыков (увеличение их объема, усложнение содержания) и овладение социально-значимыми эталонами в виде понятий, идеалов, образцов поведения;
- выделение и отработка типовых характеристик личности как продукта социокультурной среды («коллективный субъект»);
-  определение механизма усвоения (интериоризации) обучающих воздействий в качестве основного источника развития личности[2].
 
   В настоящее время разрабатывается иной подход к пониманию и организации личностно ориентированного обучения. В основе его лежит признание индивидуальности, самобытности, самооценка каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта» прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом.
   Реализация личностно ориентированной системы обучения требует смены «векторов» в педагогике: от обучения, как нормативно построенного процесса (и в этом смысле жестко регламентированного), к учению, как индивидуальной деятельности школьника, ее коррекции и педагогической поддержки.      
   Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого все необходимые условия. Тем самым существенно меняется функция обучения. Его задача не планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность. В этом случае исходные моменты обучения - не реализация его конечных целей (планируемых результатов), а раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика и определение педагогических условий, необходимых для их удовлетворения.   
   Развитие способностей ученика - основная задача личностно ориентиро-ванной педагогики, и «вектор» развития строится не от обучения к учению, а, наоборот, от ученика к определению педагогических воздействий, способ-ствующих его развитию. На это должен быть нацелен весь образовательный процесс.
   Несколько соображений о проектировании личностно ориентированной системы обучения. Исходя из ее специфики, невозможна построить идеальную модель, как это принято, т.е. наметить общие цели и конечные результаты без учета «сопротивления материала», каким является ученик как носитель субъектного опыта. В этом смысле мы различаем термин «прожектирование» (мысленное, идеальное простраивание чего-либо) и проектирование (как создание и практическое воплощение проекта). Эффект создания и управления личностно ориентированным обучением зависит не только от организации, но в значительной мере от индивидуальных способностей ученика как основного субъекта образовательного процесса. Это делает само проектирование гибким, вариативным, многофакторным.
   Проектирование личностно ориентированной системы обучения предполагает:
-  признание ученика основным субъектом процесса обучения;
- определение цели проектирования - развитие индивидуальных способностей ученика;         
-  определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика, его направленного развития в процессе обучения.
   Реализация личностно ориентированного обучения требует разработки такого содержания образования, куда включаются не только научные знания, но и метазнания, т.е. приемы и методы познания. Важным является разработка специальных форм взаимодействия участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей). 
   Необходимы также особые процедуры отслеживался характера и направленности развития ученика; создание благоприятных условий для формирования его индивидуальности; изменение сложившихся в нашей культуре представлений о норме психического развития ребенка (сравнение не по горизонтали, а по вертикали, т.е. определение динамики развития ребенка в сравнении с самим собой, а не с другим).
 
   Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно ориентированного обучения в школе?
   Необходимо: во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становление способностей, где обучение и воспитание органически сливаются; во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников образовательного процесса: управленцев, учителей, учеников, родителей; в-третьих, определить критерии эффективности инновационности образовательного процесса.
 
 
3.Инновационное обучение как условие индивидуально-личностного
   развития школьников.
 
 
   Раскрываем сущность инновационных процессов, характерных для современной отечественной школы, рассматривается проблема соответствия инновационного обучения индивидуально-личностному развитию школьников.
   Направленность и целеполагание в образовании и просвещении в настоящее время претерпели ряд изменений. В прежние, доперестроечные, годы повсеместно утверждали социоцентрический подход во всех сферах общества, при котором человек рассматривался как частица социума, а образование - как процесс социализации и профессионализации индивида с точки зрения его максимальной общественной полезности.
   Современные концепции образования и воспитания пропагандируют антропоцентрический подход, суть которого заключается в провозглашении самоценности человека, а образование понимается как процесс “окультуривания” его.
   В основе такого толкования нынешних педагогических процессов лежат два фундаментальных принципа - природосообразности и культуросообразности. Это означает, что общество требует от школы подготовки свободной, самостоятельной, сознательной и ответственной личности, личности, умеющей предвидеть препятствия, преодолевать их, а также владеющей навыками самосовершенствования.
   В этом смысле формула такой работы выглядит следующим образом: знание + желание + действие , что придает деятельности человека характер само деятельности, всестороннего само выражения. Все это и явилось причиной внедрения в практику школы личностно-ориентированной системы обучения (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.).
   Данная система акцентирует внимание на индивидуальном развитии человека, на его способностях и даровании.
   Кроме того, одной из задач личностно ориентированного обучения является задача формирования личностных качеств растущего человека. В этом случае важно точно представлять себе, что же такое личность.
   Чаще всего при трактовке данного понятия обращается внимание на социальную сущность личности. Тем интереснее мнение Н.М.Амосова, который в одной из своих философских работ отметил, что в основании личности следует выделять мотивационную направленность, силу характера, способность к самоуправлению, уровень информированности и, конечно, уровень интеллектуального развития . Нетрудно заметить, что данное толкование созвучно формуле деятельности современной школы, выведенной выше. В этой связи актуально высказывание известного психолога Л.И.Божович: “Человек становится личностью, когда достигает такого уровня психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью”.
   Следовательно, в модели личности можно выделить следующие содержательные компоненты: социально-педагогический, предметно-дидактический, психологический.
   Согласно И.С.Якиманской, социально-педагогический компонент реализует социальный заказ общества, нацеливая соответствующие институты на организацию отвечающего данным требованиям процесса обучения и воспитания. Результат этой деятельности - личность как социокультурный продукт среды и воспитания. Предметно-дидактический компонент имеет в виду адекватную поставленным задачам структуризацию научных знаний с учетом их предметного содержания, степени трудности, элементов новизны, уровня интегрированности, объема воспринимаемого материала и сложности его переработки. Результатом данной работы является развитие личности с точки зрения ее индивидуальных особенностей. И наконец, психологический компонент включает в себя признание различий в познавательных способностях человека, и на этой основе - выявление факторов, благотворно влияющих на их эффективное развитие. Результатом этой стороны деятельности по формированию полноценной личности является налаживание тесного взаимодействия и взаимовлияния выделенных факторов с целью обеспечения благоприятных условий для развития психики человека [3].
   Таким образом, в основе личностно-ориентированного обучения лежит глубокое и всестороннее изучение личности школьника, что, в свою очередь, позволяет говорить об индивидуально-личностном его развитии .
   Суть данной парадигмы заключается в том, что развивая социально значимые качества личности, тем самым совершенствуется ее индивидуальность. Исходя из этого, вполне оправданным становится обращение современной школы к инновационному типу обучения. Он характеризуется прежде всего стимулированием активного отклика на возникающие перед человеком проблемные ситуации.
Это означает:
1) создание возможностей для учащегося занять инициативную позицию в учебном процессе;
2) усваивание учебного материала через познание мира, вступая с ним в активный диалог;
3) самостоятельный творческий поиск ответов на основе имеющегося опыта с одновременным обогащением его, а также последующее искание истины.
   Все это, безусловно, окажет огромное влияние на качественные изменения в индивидуальном развитии учащихся, что отразится в образе его деятельности, в стиле мышления. Кроме того, инновационное обучение имеет возможность формировать отношение учащихся к существующей культуре, способы накопления социального опыта и восприятия социальной системы, что в дальнейшем проявится в уровне социальной зрелости школьников в целом.
   Школа как самостоятельный организм представляет собой довольно сложную структуру, в которую входят следующие компоненты: совокупность целей, для которых существует школа; деятельность, обеспечивающая их реализацию; сообщество взрослых и детей, ее организующих и в ней участвующих; отношения, их объединяющие; среда внутренняя и внешняя, освоенная детьми и взрослыми; управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов в единое целое, его целесообразное функционирование и развитие. В этом контексте новшества могут коснуться любого компонента, тем самым пробуждая к жизни инновационный процесс различного характера.
   Итак, современные инновационные образовательные процессы основаны на стремлении школы решать задачи, связанные с индивидуальным развитием школьника. Тщательность исследования педагогическими коллективами новых педагогических концепций и технологий, скрупулезность освоения ими современных методов и форм обучения объясняется и общественной ориентацией на личность. В сфере образования данный подход трактуется как индивидуально-личностное обучение и развитие ученика.
 
Наиболее значимые его черты:
   1. Изменение позиции учащегося в зависимости от характера учебных ситуаций: поисковый характер деятельности - ученик-исследователь; игровой характер - играющий ученик; в ситуации столкновения мнений, защиты своей точки зрения - он спорящий, принимающий решение и т.д. Таким образом, наяву проживание школьником учебного процесса в роли активного его участника.
   2. Дидактический поиск модели обучения, ориентированной на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и опытом школьников.
   3. Обучение, основанное на рефлексивной деятельности учащихся как в интеллектуальном, так и в эмоциональном плане, способствует развитию творческого критического мышления, формированию самостоятельного опыта деятельности, определению личностных смыслов.
   4. Создание дидактических условий для самоорганизации учащихся на самостоятельное познание, в связи с чем процесс обучения приобретает личностную значимость, т.к. формируется индивидуальный опыт, обеспечивается соотнесенность его с жизненными коллизиями. Исходя из этого, взаимодействие учителя и учеников строится в духе стимулирования, побуждения к самостоятельному поиску и осмыслению изучаемых явлений.
   5. Обучение, способствующее реализации воспитательной функции, в результате чего ученики приучаются слушать других, взвешивать и оценивать аргументы собеседников и свои собственные, формулировать свои взгляды, позицию в обстановке оживленного обмена мнениями, обращать внимание на мнение меньшинства, убеждать других, не стараясь во что бы то ни стало настоять на своей точке зрения.
   Таким образом, инновационные образовательные процессы - это одно из благоприятных условий реализации индивидуально-личностного развития ученика в учебно-воспитательной деятельности, что означает, с одной стороны, поиск путей решения проблемы максимальной индивидуализации процесса обучения в условиях коллективной формы его организации, а с другой - способ достижения цели воспитания, являющейся ценностным завоеванием человечества - формирование гражданина с активной жизненной позицией.
 
 
 
Заключение
 
 
   Можно сделать вывод, что личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Личностно ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность.
   Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития.
   Основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.
   Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.
   Таким образом, личностно ориентированное обучение позволит:
-   повысить мотивированность учащихся к обучению;
-   повысить их познавательную активность;
- построить учебный процесс с учетом личностной компоненты, т.е. учесть личностные особенности каждого учащегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности;
-   создать условия для самостоятельного управления ходом обучения;
-   дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс;
-  создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися;
-  вносить своевременные корректирующие воздействия преподавателя по ходу учебного процесса;
-   отследить динамику развития учащихся;
-   учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список используемой литературы
 
 
1.Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе: Монография. / М.Е. Кузнецов – Новокузнецк, 2000. - 342с.
 
2.Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) / Л.М. Митина– М.: «Дело», 1994. – 216с.
 
3.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 1998. – 256с.
 
4.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. – 96с.
 
5.Немов Р.С. Психология. - М., 1990.
 
6.Куриленко Л.В. Развивающаяся школа - школа инновационная. - Самара, 1998.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 




и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.