На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Микроэкономика"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Вопрос 6
Рынок – это система  экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения  и распределения товаров. Рынок  развивается вместе с развитием  товарного производства, вовлекая в  обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом  труда (земля, дикорастущий лес).
Рынок представляет сферу  обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного  производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.
Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают  домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), предприятия, государство. Большинство субъектов рынка  действуют одновременно и как  покупатели, и как продавцы. Субъекты взаимодействуют на рынке, образуя  взаимосвязанный «поток» купли-продажи.
Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров  выступает произведенная продукция, факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег – все финансовые средства.
Классификация рынков
В рынок включены элементы, непосредственно связанные с  обеспечением производства, а также  элементы материального и денежного  обращения. Он связан как с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет следующую  классификацию:
по объектам обмена различают  рынок товаров, рынок услуг, рынок  капиталов, рынок ценных бумаг, рынок  труда, валютный рынок, рынок информации и научно-технических разработок;
 в территориальном  разрезе выделяют местный (локальный)  рынок, который ограничивается  одним или несколькими районами  страны; национальный рынок, который  охватывает всю национальную  территорию; мировой рынок, охватывающий  все страны мира;
 по механизму функционирования  различают свободный (регулируется  на основе свободной конкуренции  независимых товаропроизводителей); монополизированный (условия производства  и обращений определяет группа  монополий, между которыми сохраняется  монополистическая конкуренция); регулируемый (важная роль принадлежит государству,  которое использует экономические  инструменты воздействия) рынки;
 иногда выделяют и  планово-регулируемый рынок. Здесь  ведущую роль в обеспечении  основных пропорций производства  и обращения играет план, существует  централизованное регулирование  ценообразования, финансово-кредитного  и денежного обращения.
 
Вопрос 7
Спрос – это форма выражения  потребности. Это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую  покупатели могут и намерены заплатить  за нужный товар.
Различают индивидуальный и  совокупный спрос.
Индивидуальный спрос  представляет потребности покупателя, выраженные в денежной форме. Совокупный спрос – это платежеспособная потребность общества в целом, т.е. государства, предприятий и населения.
Рыночный спрос определяется путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при  разных ценах. Он обозначается буквой D.
Таким образом, спрос –  это желание и способность  покупателей приобретать товары и услуги по определенным ценам, что  можно записать в виде формулы:
 
D = P * Q,
где Р – цена;
Q – количество товаров и услуг.
 

 
На графике размещено  семь вариантов спроса на товар в  зависимости от его цены. В результате получим семь точек, каждая из которых  выражает количество товара, которое  потребитель решает купить по соответствующей  цене. Соединив эти точки, мы получаем график спроса или кривую спроса (DD). Кривая имеет отрицательный наклон вниз вправо, что говорят об обратно пропорциональной связи между двумя переменными – ценой и величиной спроса. Таким образом, кривая спроса показывает, что при прочих равных условиях, т.е. при неизменности других факторов, снижение цены ведет к возрастанию величины спроса, и наоборот. Повышение цены влечет уменьшение спроса. Эту связь называют законом спроса, который гласит, что при прочих равных условиях величина спроса находится в обратной зависимости от изменений цены единицы товара.
Обратная зависимость  динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами:
 снижение цен увеличивает  число покупателей;
 снижение цен расширяет  покупательную способность потребителей;
 насыщение рынка приводит  к снижению полезности дополнительной  единицы продукта (закон убывающей  предельной полезности), поэтому  покупатели готовы приобретать  дополнительную единицу товара  только по более низкой цене.
 
Итак, кривая спроса идет вниз, поскольку потребитель обычно предпочитает покупать больше, если ниже цена. Более  низкая цена позволяет покупателям  приобретать еще большее количество товара и дает возможность тем, кто  раньше не мог себе позволить приобрести товар. Выяснив характер закономерности, необходимо понять факторы, влияющие на спрос.
Их условно принято  делить на ценовые и неценовые.
Это цена на данный товар, которая, как было сказано, влияет на спрос  обратно пропорционально. Таким  образом, действие ценового фактора  приводит к изменению величины спроса, что видно на кривой спроса.
Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе, но выражается смещением кривой спроса вправо (если растет спрос) и влево (если спрос падает).
 
Вопрос 8
Количественная  теория полезности была предложена в  последней трети XIX в. У. Джевонсом, К. Менгером, Л. Вальрасом одновременно и независимо друг от друга.
Количественная  теория полезности основана на предположении  о возможности сопоставления  различных благ на основе сопоставления  их полезностей, измеренных в специальных  единицах. В качестве такой единицы  предлагалось использовать единицу, названную  «ютил» (от англ. utiliti - полезность). Ютилы - это гипотетические единицы полезности, предложенные для измерения удовлетворения, которое может получить человек от потребления какого-либо блага.
Анализ поведения  потребителя на основе количественной теории полезности предполагает использование  следующих гипотез.
Рациональный  потребитель в рамках ограниченного  бюджета так осуществляет свои покупки, чтобы получить максимальное удовлетворение (максимум полезности) от всей совокупности потребляемых благ.
Каждый потребитель  может дать количественную оценку в  ютилах полезности любого потребляемого им блага. Предполагается, что шкала измерения полезности определена с точностью до линейного преобразования, поэтому она образует кардинальную, или строгую, меру.
Предельная  полезность блага убывает, т.е. полезность каждой следующей единицы блага, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы. Принцип  убывающей предельной полезности часто  называют «первым законом Госсена».
Таким образом, в количественной теории полезности предполагается, что потребитель  может дать количественную оценку в  ютилах полезности любого потребляемого им товарного набора. Формально это можно записать в виде функции общей полезности:
TU = f (QA ?QB ? . . . ?QZ ),
где TU - общая полезность данного товарного набора; QA , QB , QZ - количество потребляемых товаров A, B, Z в единицу времени.
В общем виде задача потребителя состоит в  том, чтобы максимизировать функцию  полезности:
TU = f (QA ?QB ?  . . . ?QZ )  max ,
при бюджетном  ограничении
M = PA QA + PB QB + . . . + PZ QZ ,
где М - величина бюджета.
Принцип убывающей  предельной полезности содержит два  положения. Первое констатирует убывание полезности последующих единиц блага  в одном непрерывном акте потребления, так что в пределе достигается  полное насыщение этим благом. Второе констатирует убывание полезности первых единиц блага при повторных актах  потребления этого блага.
Принцип убывающей  предельной полезности заключается  в том, что с ростом потребления  какого-то одного блага (при неизменном объеме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает все более  медленно. Однако этот принцип не носит  универсального характера. Во многих случаях  предельная полезность последующих  единиц потребляемого блага сначала  увеличивается, достигает максимума  и лишь затем начинает снижаться. Такая зависимость характерна для небольших порций делимых благ.
Принятие  трех названных гипотез означает, что в основе плана потребления  индивида лежит составленная им таблица  полезностей, в которой каждая единица  всех потребляемых благ имеет количественную оценку полезности в ютилах. Ориентируясь на таблицу полезности, названную по имени ее соcтавителя таблицей Менгера, потребитель при заданных ценах на товары формирует структуру и объемы покупок, которые позволяют при заданном бюджете приобрести максимальную сумму ютилов (табл. 1).
Из условий  достижения потребителем максимума  функции полезности следует, что  потребитель при заданных ценах  на товары (при ценах, независимых  от потребителя),определенном бюджете, отсутствии товарного дефицита и бесконечной делимости товаров достигнет максимума удовлетворения, если он распределит свои средства на покупку различных товаров так, что отношение предельной полезности товара к его цене будет одинаковым по всем товарам.
(условие  равновесия потребителя) можно  выразить с помощью 
                  
где ? - средняя предельная полезность на одну единицу денежных затрат личного бюджета потребителя или предельная полезность одной денежной единицы (1 рубля).
Данное равенство  достигается следующим образом: потребитель, имея информацию о ценах  на товары и оценив полезность каждого  товара в ютилах, так распределяет свой бюджет, чтобы купить такое количество каждого товара, которое позволит ему получить максимум удовлетворения.
Повышение цены на какой-либо товар при неизменности цен на остальные товары и бюджета  потребителя снизит объем спроса потребителя на этот товар. Чтобы  восстановить равенство, нужно увеличить  предельную полезность этого товара, что достигается за счет сокращения объема его потребления. Из аналогичных  рассуждений следует, что снижение цены товара ведет к увеличению спроса на него. В этом суть закона спроса: объем спроса увеличивается при снижении и уменьшается при повышении цены товара.
Если при  неизменных ценах растет бюджет потребителя, то он может увеличить общую полезность за счет увеличения объема спроса тех  товаров, у которых предельная полезность больше нуля.
Указанное равенство  можно интерпретировать и следующим  образом: отношение предельной полезности товара (MUA ) к его цене (PA ) представляет собой прирост общей полезности в результате увеличения расходов потребителя на товар А на 1 рубль. В состоянии оптимума потребителя все подобные соотношения для реально покупаемых товаров должны быть равны друг другу, и любое из них может рассматриваться как предельная полезность 1 рубля. То есть 1 рубль, потраченный на покупку любого товара, обеспечит одинаковую полезность потребителю. Величина соотношения показывает, на сколько ютилов увеличивается общая полезность при увеличении дохода потребителя на 1 рубль.
Правило максимизации полезности и логически согласующуюся  с ним кривую спроса необходимо постоянно  корректировать с учетом снижения цены. Это вызвано тем, что при снижающейся  предельной полезности каждого покупаемого  товара снижение цены выступает одним  из способов, при помощи которого можно  побудить потребителя к последующим  покупкам этого товара. Каждая последующая  продажа одного и того же товара возможна лишь при условии извлечения потребителем дополнительной выгоды от снижающейся цены и при неизменном доходе, т.е. его потребительском  бюджете, а также сравнительно более  высоких ценах взаимозаменяемых товаров.
Ценность  данного правила потребительского поведения состоит в его логическом значении и аргументации, основывающейся на здравом смысле. Этим правилом можно  пользоваться не только в сфере расходования денежного бюджета, но и бюджета  времени, а также при выборе других ценностных ориентаций. Во всех подобных случаях решается одна и та же задача - распределение какого-либо ограниченного  ресурса между альтернативными  сферами его использования. Перемещение  ресурса из сферы с низкой предельной полезностью в сферу с высокой  предельной полезностью будет осуществляться до тех пор, пока не будет достигнута точка равновесия, соответствующая  максимальной предельной полезности.
Правило максимизации полезности - правило, согласно которому для получения наибольшей полезности потребитель должен так распределить свой денежный доход, чтобы последний  доллар, израсходованный на каждый товар, приносил равную предельную полезность.
Согласно  правилу максимизации полезности предельная полезность каждого товара, деленная на его цену, должна быть одинаковой для всех товаров и услуг.
 
Вопрос 9
Количественная  оценка полезности какого-либо товара или товарного набора имеет исключительно  индивидуальный, субъективный характер. В основе количественного подхода  лежит не объективное измерение  полезности, а субъективные оценки потребителей. Относительно способности  индивида количественно оценивать, хотя бы только для себя, полезность приобретаемых им благ высказывались  сомнения с момента появления  этой теории.
Альтернативную  количественной порядковую теорию полезности предложили Ф. Эджуорт, В. Парето, И. Фишер. В 30-х гг. ХХ в. после работ Р. Аллена и Дж. Хикса эта теория приобрела завершенную каноническую форму, стала общепринятой и наиболее распространенной..
Порядковая  теория полезности основывается на менее  жестких предположениях, чем количественная. От потребителя не требуется умения измерять полезность благ в каких-либо единицах. Достаточно лишь, чтобы потребитель  был способен упорядочить все  возможные товарные наборы по их «предпочтительности».
Суть порядковой теории полезности заключается в  том, что здесь используется не абсолютная, а относительная оценка полезности, показывающая предпочтение потребителя  или ранг потребляемого товарного  набора, и не ставится вопрос о том, насколько один товарный набор предпочтительнее другого.
Порядковая  теория базируется на следующих гипотезах.
Гипотеза  полной упорядоченности: потребитель  способен упорядочить все возможные  товарные наборы с помощью отношений  предпочтения или безразличия. Это  означает, что при наличии двух различных товарных наборов потребитель  всегда предпочтет один из них другому  или признает их равноценными (одинаково  предпочтительными).
Гипотеза  транзитивности: если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то он предпочитает набор А набору С; соответственно, если набор А для потребителя равнозначен набору В и набор В равнозначен набору С, то наборы А и С тоже для него равнозначны. Гипотеза транзитивности позволяет однозначно расставить в определенной последовательности (проранжировать) всевозможные сочетания благ независимо от очередности их попарного сравнения. Гипотеза транзитивности гарантирует согласованность предпочтений. Она, например, исключает возможность следующей ситуации: набор А предпочтительнее набора В, набор В предпочтительнее набора С и в то же время набор С предпочтительнее набора А.
Гипотеза  ненасыщения: при прочих равных условиях потребитель предпочитает большее количество данного блага меньшему его количеству. То есть, если набор А содержит не меньшее количество каждого товара, а одного из них больше, чем набор В, то набор А предпочтительнее набора В. Данная гипотеза предполагает, что увеличение потребления любого товара (при фиксированных объемах потребления других товаров) улучшает положение потребителя.
Данная аксиома  исключает возможность нисходящей ветви графика общей полезности и отрицательных значений предельной полезности.
Гипотеза  независимости потребителя: удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им товаров и не зависит  от количества товаров, потребляемых другими. Здесь исключаются такие типичные случаи взаимных влияний, как эффект присоединения к большинству (покупается то, что покупают другие), эффект сноба (доминирует стремление выделиться из толпы), эффект Веблена (престижное или демонстративное потребление, целью которого является создание особого впечатления). Все это означает, что потребитель не руководствуется чувством зависти и сострадания по отношению к окружающим.
В порядковой теории полезности понятие «полезность» означает порядок предпочтения товаров (товарных наборов) потребителем. Поэтому  задача максимизации полезности сводится к задаче выбора потребителем наиболее предпочтительного товарного набора из всех доступных для него товарных наборов.
Вопрос 10
Предложение – это совокупность товаров, которые находятся на рынке  или могут быть доставлены на него. Продажа осуществляется в форме  предложения, а купля – в форме  реализации спроса. Это тот объем  произведенной продукции, который  производители готовы продать потребителям по определенным ценам. Иначе говоря, предложение – это желание  и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи  в зависимости от их цены.
Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее  количество своего товара при высокой  цене, чем при низкой. Для продавца цена – побудительный мотив и стимул к тому, чтобы производить и продавать свой товар на рынке. Для потребителя цены – сдерживающий фактор, так как высокая цена вынуждает покупать меньшее количество товара.
Неценовые факторы, влияющие на предложение 
1. Стоимость ресурсов. Цены  на ресурсы определяют издержки  производства. Следовательно, чем  больше издержки, тем меньше предложение,  и наоборот.
Например, снизились цены на сырье, материалы.
2. Технология. Применение  совершенной технологии удешевляет  производство. При данных ценах  на ресурсы снижаются производственные  издержки, а следовательно, увеличивается предложение. Смещение кривой происходит вправо. Если происходит удорожание производства, то это вызовет смещение кривой предложения влево.
3. Налоги и дотации.  Повышение налогов сокращает  возможности производителей, уменьшает  объемы производства, что приводит  к смещению кривой предложения  влево. Со снижением размеров налогов картина меняется на противоположную.
Дотации – это субсидии государства, помощь тем или иным производителям. Это способствует росту  производства и предложения, сдвигает кривую предложения вправо.
4. Ожидания. Ожидая роста  цен, производители иногда придерживают  товар, чтобы создать временный  дефицит товара и ускорить  рост цен.
5. Конкуренция. Чем больше  фирм на рынке, тем больше  предложение, и наоборот.
Неценовые факторы приводят к изменению предложения, что  выражается в смещении кривой предложения: вправо, если произойдет увеличение предложения, и влево, если предложение сокращается.
Графически это выглядит следующим образом.

Из вышесказанного ясно, что  факторы, влияющие на кривую предложения, находятся в плоскости мотивации  деятельности человека в экономике. Это еще раз доказывает, что  товаропроизводители занимаются коммерческой и хозяйственной деятельностью  только ради прибыли. Если цены на выпускаемую  продукцию растут, значит, общество нуждается в товарах данного  рода, «сообщая» производителям об этом покупкой товара по данной цене. Если такой уровень цены возмещает  затраты товаропроизводителей, то это  служит точным критерием целесообразности производства и соответствия его  спросу.
 
Вопрос 11
Кривая предложения  конкурентного рынка в целом
 Мы переходим  к анализу кривой предложения  рынка в целом и рассмотрим  два случая. Первый — рынок  с постоянным числом фирм; второй  — рынок, число фирм на котором  может изменяться по мере того, как некоторые компании покидают  рынок, а другие вступают на  него. Оба случая одинаково важны,  поскольку каждый имеет определенный  временной интервал предложения.  В краткосрочном периоде вступить  на рынок и покинуть его  достаточно сложно, следователь-' но, допущение о постоянном числе фирм вполне уместно. В долгосрочном периоде число фирм на рынке изменяется в зависимости от складывающихся на нем условий.
 Предложение  на рынке с постоянным числом  фирм
 Рассмотрим  рынок, на котором конкурируют  1000 одинаковых фирм. При любой  данной цене каждая фирма предлагает  объем продукции, при котором  ее предельные издержки равны  цене (график (а) рис. 14.6). То есть  пока цена превышает средние  совокупные издержки, кривая маржинальных  издержек каждой фирмы является  ее кривой предложения. Объем  продукции на рынке в целом  равен сумме объема предложения  отдельных фирм. Следовательно, чтобы  вывести рыночную кривую предложения,  мы складываем объемы предложения  всех фирм на рынке. Как видно  из графика (б) рис. 14.6, вследствие  идентичности фирм объем предложения  рынка в целом равен тысячекратному  объему предложения одной фирмы.
Точка равновесия обозначается Е.
В точке равновесия РЕ = РS = РD ,
где РЕ - равновесная  цена;       РS - цена предложения;        РD - цена спроса.
Это означает, что QЕ = QS = QD.
 
Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос  и предложение в результате действия конкурентных сил.
Действуют законы рыночного ценообразования:
?      цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению;
?      если под влиянием неценовых факторов происходит повышение спроса при  неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет, и наоборот.
Рыночное  равновесие существует там и тогда, где и когда уже исчерпаны  возможности изменения рыночной цены или количества продаваемых  товаров.
Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс  А. Смит назвал механизмом «невидимой руки»).  Но рыночное ценообразование может  быть нарушено либо деятельностью монополий, либо вмешательством государства. В  таких случаях говорят о ценах  «пола» и «потолка». Цена «потолка»  ограничивает рост цены – это искусственно заниженная цена. Цена «пола» не позволяет  цене снижаться – это искусственно завышенная цена.
Если установленная  государством максимальная цена (потолок  цен) находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если государство  устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуется излишек.

Вопрос 12
Зависимость изменения спроса на товар от изменения  его цены называется эластичностью  спроса по цене. Различают три варианта эластичности спроса:
 эластичность  спроса, когда при незначительных  понижениях цены объем продаж  значительно возрастает;
единичная эластичность спроса, когда изменение цены (выраженной в процентах) равно процентному  изменению объема продаж.
Величина  эластичности спроса.
 
Эластичность  можно измерить с помощью коэффициента эластичности:

 
Данная формула  позволяет количественно определить все три варианта ценовой эластичности спроса. В случае, эластичного спроса, когда прирост количества больше сокращения цены, величина коэффициента превышает единицу (ED > 1).
При неэластичном спросе ED < 1. В случае, когда процентное изменение цены равно изменению  количества, устанавливается равенство ED = 1.
Эластичность  спроса по цене, как правило, бывает для предметов роскоши (драгоценностей) и для достаточно дорогих предметов  потребления (автомобилей).
Неэластичен спрос на товары первой необходимости.
Давая графическую  интерпретацию эластичности (рис.1), заметим, что чем больше коэффициент  эластичности, тем положе кривая спроса.

Рис. 1. Графическая  интерпретация спроса с различной  эластичностью
 
Существует  также абсолютно эластичный и  неэластичный спрос (рис. 2).
В случае абсолютно  эластичного спроса – это горизонтальная кривая спроса (рис. 2а). Потребители  платят одинаковую цену независимо от величины спроса (например, на жизненно важные медикаменты).
В случае абсолютно  неэластичного спроса они покупают одно и то же количество товара при  любом уровне цен. Изменение цены не вызывает никакого изменения спроса (Е = 0), а кривая выражена вертикальной прямой ( рис. 2б).
 

 
Рис. 2. Экстремальные  случаи эластичности спроса:
 
а) абсолютно  эластичный; б) абсолютно неэластичный
 
Вопрос 13
Общий доход (выручка) определяется как  произведение цены на проданное количество товара. ТR=P•Q.Выясним, как общая выручка зависит от эластичности спроса при линейной функции спроса: Q=a-bP. Выручка - прямая функция от объема продаж:  TR= F(Q). Чтобы ее определить, надо выразить цену товара через Q:  Р= (обратная функция спроса) и подставить это выражение в ТR: ТR=P•Q=( )•Q.  Графическое представление функции – это парабола, ветви которой опущены вниз. Вершина параболы  (максимум выручки) достигается при Q=a/2; P=a/2b, то есть при единичной эластичности спроса. При снижении цены товара  (синяя стрелка на графике) общая выручка продавцов возрастает от нуля до максимума на эластичном участке кривой спроса, а затем она снижается от максимального значения до нуля на неэластичном участке кривой спроса.
При снижении цены товара  (красная  стрелка на графике) общая выручка  продавцов возрастает от нуля до максимума  на неэластичном участке кривой спроса, а затем она снижается от максимального  значения до нуля на эластичном участке  кривой спроса.
Если спрос на товар эластичен  по цене, то цена и общая выручки  изменяются в противоположных направлениях: Pv- TR^; P^- TRv.
Если спрос на товар неэластичен  по цене, то цена и общая выручка  изменяются в одном направлении:
Pv-  TRv; P^- TR^.
Рассчитаем  выручку для нелинейной функции спроса вида .
TR= . Таким образом, выручка постоянна и не зависит от Р и Q
Вопрос 14
Эластичность спроса по доходу –  это соотношение процентного  изменения объема спроса на товар  к процентному изменению дохода потребителей:
 

   где Q1 – количество до изменений;
Q2 – количество после изменений;
Y1 – доход до изменений;
Y2 – доход после изменений.
Эластичность  спроса по доходу равна отношению  процентного изменения в количестве к процентному изменению дохода, т.е. аналогична коэффициенту по цене.
Потребитель по-разному меняет спрос на различные товары при изменении дохода. Поэтому показатель может иметь различные (положительные и отрицательные) значения. Если потребитель увеличивает объем закупок при возрастании дохода, то эластичность по доходу положительна (Е1 больше 0). В этом случае речь идет скорее о нормальном товаре (например, дополнительном костюме), который потребитель может себе позволить при возрастании дохода.
Если  при этом рост спроса опережает рост дохода (Е1 больше 1), то имеет место высокая эластичность спроса по доходу. Такое бывает со спросом на товары длительного пользования.
Вероятна  и другая ситуация, когда значение Е1 отрицательно. Речь идет об аномальных или низкокачественных товарах. Такие товары потребители при растущем доходе покупают меньше, предпочитая более высококачественные.
Изменение эластичности по доходу связано с  понятием номинальных товаров и  товаров низшего качества. Поскольку  в этом случае доход и спрос  изменяются в одном направлении, эластичность спроса по доходу на номинальные  товары будет положительна.
Для товаров низшего качества увеличение дохода вызывает уменьшение спроса. Здесь  доход и спрос изменяются в  противоположном направлении. Значит, эластичность спроса по доходу на товары низшего качества отрицательна. Товары первой необходимости не чувствительны  к росту или падению дохода.
Эластичность  спроса по доходу можно разделить  на три основные формы:
    положительная. Здесь объем спроса растет с ростом дохода – это нормальные блага;
    отрицательная. Здесь объем спроса падает с ростом дохода – это блага низшего качества;
    нейтральная (нулевая). Здесь объем спроса не чувствителен к изменению дохода – это товары первой необходимости.
Вопрос 15
Перекрестная эластичность – это отношение процентного  изменения объема спроса на один товар (А) к процентному изменению цены на другой товар (В).
Формула перекрестной эластичности выглядит так:
 

Перекрестная эластичность по цене может быть положительной, отрицательной  и нулевой. Положительная форма  перекрестной эластичности свойственна  взаимозаменяемым товарам. Например, повышение  цены на белый хлеб вызывает спрос  на черный хлеб. Отрицательная форма  перекрестной эластичности свойственна  взаимодополняемым товарам. Например, рост цен на бензин вызовет уменьшение спроса на смазочное масло. Нулевая перекрестная эластичность характерна для товаров, являющихся нейтральными по отношению друг к другу. Например, мебель и обувь, автомобиль и хлеб.
 
Вопрос 16
Понятие эластичности предложения. Чувствительность объема предложения  к изменению рыночной цены показывает эластичность предложения.
Эластичность предложения  можно определить как степень  изменения количества предлагаемых к продаже товаров и услуг  в ответ на изменение рыночной цены.
Коэффициент эластичности предложения 
Измерение эластичности предложения  производится с помощью коэффициента эластичности. Он рассчитывается как  отношение процентного изменения  количества предлагаемой продукции  к процентному изменению цены. Формула для подсчета коэффициента эластичности предложения по цене (Es) имеет вид:
Es = ?QA : ?P.
Различные варианты интенсивности  подобных изменений также могут  быть отнесены к одному из трех основных случаев:
 эластичное предложение;
неэластичное предложение;
 предложение единичной  эластичности.
 

 
Рис. Кривые предложения с  разной степенью эластичности
Кроме того, эластичность предложения  также может принимать крайние  значения – абсолютно эластичное и абсолютно неэластичное предложение.
Степень эластичности предложения  может иметь и графическую  интерпретацию.
На рисунке представлены различные варианты эластичности кривой предложения. На рис. А) S1 – не эластичное предложение (Е < 1); S2 – предложение  единичной эластичности (Е = 1); S3 –  эластичное предложение (Е > 1).
На рис. B) S1 – абсолютно  неэластичное предложение (Е =0); S2 –  абсолютно эластичное предложение (Е = ?).
Фактор времени, влияющий на эластичность предложения.
На эластичность предложения  оказывают влияние различные  факторы: цены на сырье и уровень  заработной платы, ставка процента, наличие  резервных производственных мощностей, характер продукции, скажем, предложение  промышленной продукции более эластично, чем сельскохозяйственной.
Решающую роль в эластичности предложения имеет количество времени, имеющегося в распоряжении производителей, для того чтобы отреагировать  на изменение цены товара. Поэтому  в работе производителей различают  следующие периоды:
текущий период – это период, в течение которого производитель  не имеет возможности приспособиться к уровню изменения цен;
краткосрочный период – это  период, в течение которого производители  не успевают в полном объеме отреагировать  на изменение цен. Следовательно, не успевают изменить производственные мощности
долгосрочный период –  характеризуется достаточным временем, для того чтобы производитель  полностью приспособился к изменению  цен.
Вопрос 17
Прибыль – полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных  расходов. В настоящее время размер налога на прибыль составляет 24%. Распределение  данных процентов: 6,5% – в федеральный  бюджет, 17,5% – в бюджет субъекта РФ.
Доходами признаются:
    доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (доходы от реализации);
    внереализационные доходы.
 
Прибыль = Выручка – Затраты
Валовой доход — общая  сумма дохода предприятия от всех видов деятельности в денежной, материальной или нематериальной формах.
Валовой доход включает: общие  доходы от продажи товаров (работ, услуг), в том числе вспомогательных  и обслуживающих производств;
    доходы от продажи ценных бумаг;
    доходы от осуществления банковских, страховых и других операций по оказанию финансовых услуг;
    доходы от торговли валютными ценностями, ценными бумагами, долговыми обязательствами и требованиями;
    доходы от совместной деятельности и в виде дивидендов, полученных от нерезидентов, процентов, роялти, владения долговыми требованиями, а также доходов от осуществления операций лизинга (аренды);
    доходы, не учтенные в исчислении валового дохода периодов, предшествующих отчетному, и выявленные в отчетном периоде; доходы из других источников и от внереализационных операций, в том числе в виде:
    сумм безвозвратной финансовой помощи, полученной предприятием, стоимости товаров (работ, услуг), безвозмездно предоставленных предприятию;
    сумм неиспользованной части денежных средств, которые возвращаются из страховых резервов;
    сумм средств страхового резерва, использованных не по назначению;
    стоимости материальных ценностей, переданных предприятию согласно договорам хранения и использованных им в собственном производственном или хозяйственном обороте;
    сумм штрафов, неустойки или пени, полученных по решению сторон договора или по решению соответствующих государственных органов, суда, арбитражного или третейского суда;
    сумм государственной пошлины, предварительно уплаченной истцом, которая возвращается в его пользу по решению суда (арбитражного суда).

 
Рис. 2.1. Состав валового дохода предприятия.
Издержки совокупные - сумма  всех издержек предприятия за отчетный период, на основе которых исчисляют  средние издержки и предельные издержки. Под функцией С.и. понимают модель динамики этих затрат в зависимости от объема производимой продукции. Различают линейную функцию и S-образную кривую. В первом случае существует прямая зависимость между расходованием факторов производства и объемом продукции. Вторая зависимость основана на предположении, что издержки сначала снижаются, затем пропорциональны объему и, наконец, прогрессивно возрастают.
 
Вопрос 18
явные издержки – это альтернативные издержки, принимающие форму прямых (денежных) платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. В число явных издержек входит зарплата, выплачиваемая рабочим, жалованье  менеджеров, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых услуг, гонорары за юридические консультации, оплата транспортных расходов и т.д.;
неявные (внутренние, имплицитные) издержки. К их числу относятся  альтернативные издержки использования  ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы (или находящиеся в собственности  фирмы, как юридического лица). Эти  издержки не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и поэтому остаются недополученными (в денежной форме). Обычно фирмы  не отражают имплицитные издержки в  своей бухгалтерской отчетности, но от этого они не становятся менее  реальными.
Вопрос 19
постоянные издержки. Затраты, сопряженные с обеспечением постоянных затрат, именуются постоянными издержками.
переменные издержки. Могут  быстро и без особых трудностей быть подвергнуты изменению в рамках предприятия по мере того, как изменяется объем выпуска продукции. Сырье, энергия, почасовая оплата труда  – примеры переменных издержек большинства  фирм;
Маржинальные издержки —  это издержки, которые приходятся на единицу изменения объёма выпуска.
Вопрос 20
Известно утверждение, согласно которому последовательное увеличение размеров предприятия в течение  какого-то времени влечет за собой  снижение издержек производства единицы  продукции, но начиная с определенного  момента все большие и большие  размеры предприятия означают повышение средних издержек. Объясним эту закономерность. Прежде всего надо подчеркнуть, что закон убывающей отдачи в данном случае неприменим, потому что условием его действия является неизменность количества одного из используемых в производстве ресурсов, тогда как в долговременном периоде допускаются изменения в количестве всех ресурсов. Экономисты ее называют положительным и отрицательным эффектами роста масштабов производства или эффектами масштаба.
 
Положительный эффект масштаба. По мере роста размеров предприятия  целый ряд факторов начинает действовать  в направлении снижения средних  издержек производства.
Вопрос 21
Производственная функция  – это эффективный выпуск продукции  из различных факторов производства. Производственная функция не допускает  нерационального использования  ресурсов,т.е. никогда не применяются такие комбинации ресурсов, которые снижают выпуск продукции.
Основная цель производства и затрат заключается в том, чтобы  ответить, сколько нужно вовлечь  ресурсов и в каких пропорциях, если фирма имеет цель увеличить  объем производства. Производственный процесс можно рассмотреть как  взаимосвязь факторов производства, в результате которых получается готовая продукция или услуга. Если рассмотреть процесс производства с этой позиции, то производственный процесс – производственная функция – это:
способ установления связи  между ресурсами и выпуском продукции;
 показатель максимально  возможного выпуска продукции,  который может быть получен  из заданного объема ресурсов;
 показатель того минимального  количества ресурсов, которое необходимо  для получения заданного объема  продукции, если не ставится  цель максимизации объема продукции.
 
Под факторами производства и ресурсами понимаются три фактора  производства – капитал в виде:
 средств производства;
 материальных ресурсов;
 трудовых ресурсов.
Сама производственная функция  может быть выражена физическим объемом  продукции, а также объемом услуг, предоставленных медицинскими учреждениями, банками, учреждениями страхования  и т.д.
Этот закон гласит, что, начиная с определенного момента, последовательное присоединение единиц переменного ресурса (например, труда) к неизменному, фиксированному ресурсу (например, капиталу или земле) дает уменьшающийся добавочный, или предельный, продукт в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса. Иначе говоря, если количество рабочих, обслуживающих данное машинное оборудование, будет увеличиваться, то рост объема производства будет происходить все медленнее по мере того, как больше рабочих будет привлекаться к производству.
Следует подчеркнуть, что  закон убывающей отдачи основан  на предположении, согласно которому все  единицы переменных ресурсов, например рабочие, качественно однородны, т.е. предполагается, что каждый добавочный рабочий обладает такими же умственными  способностями, координацией движений, образованием, квалификацией, трудовыми  навыками и т.д.
Закон убывающей производительности (отдачи) — принцип, в соответствии с которым при увеличении одного вида затрат при неизменности всех других видов затрат, приростотдачи (продуктивности) от этого переменного фактора начинает сокращаться. Дело в том, что в краткосрочном периоде, когда технологический процесс остается неизменным, а величина хотя бы одного фактора является фиксированной (неизменной), неизбежно наступает такой момент, когда каждая новая вовлекаемая в производство единица переменного фактора будет обеспечивать меньшее увеличение выпуска продукции, чем предыдущая.
Впервые закон убывающей  производительности был сформулирован  в конце XVIII века Ж. Тюрго применительно  к сельскому хозяйству (классический пример «закона убывающего плодородия почвы»: нельзя при увеличении труда  и капитала вырастить весь мировой  запас продовольствия на участке  в один гектар).
Вопрос 22
Конкуренция - это исходная категория, характеризующая сущность рыночной экономики. Имеется несколько  определений этого понятия. Приведем некоторые из них:
    Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (Закон о конкуренции на товарных рынках).
    Соответственно, конкуренция на рынке финансовых услуг - состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг (За кон о конкуренции на финансовых рынках).
 
Такое определение конкуренции предполагает, что:
участниками рынка являются только хозяйствующие субъекты (предприятия, организации);
конкуренция присуща только совершенному рынку. Ни то, ни другое не является обоснованным, так как:
важнейшую роль в конкуренции  играет рынок потребительских товаров (услуг), где активными участниками  рынка на стороне покупателей  выступают различные социальные группы населения;
наиболее интенсивная  конкуренция реально имеет место  в условиях достаточно "широкой" олигополии.
2. Конкуренция - борьба  фирм за ограниченный объем  платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных  им сегментах рынка.
Это определение предполагает только конкуренцию продавцов (предложение  превышает спрос), имеющую место  при олигополии в условиях развитой рыночной экономики.
3. Конкуренция - это центр  тяжести всей системы рыночного  хозяйства. Продавцы и покупатели  конкурируют между собой, чтобы  добиться каждый своей цели  за счет конкурентов (продавцы - более высокой прибыли; покупатели - более высокой полезности). Цена, установившаяся в ходе конкурентной  борьбы, выполняет функцию регулирования  спроса и предложения. В процессе  соперничества на рынке заключаются  сделки и изменяются доли участия  в рыночной сфере.
В этом неформальном определении  понятие конкуренции раскрывается более содержательно, так как  оно предполагает как совершенный, так и несовершенный рынок  и содержит указания о характере  соперничества участников рынка, целевой  направленности и функциях конкуренции.
Доход конкурентной фирмы
 Валовой доход или  выручка фирмы (TR) – это произведение  цены товара (P) на объем выпуска  (реализации) (q):
TR=P*q
 Средний доход фирмы  (AR) – это частное от деления  выручки на объем реализации:
Следовательно, средний доход - просто иное название цены товара.
 В условиях совершенной  конкуренции цена определяется  рынком, а отдельная фирма, занимая  ничтожно малую долю рынка,  принимает ее как заданную (является  ценополучателем), т.е. может продать любое количество своей продукции по фиксированной рыночной цене. Поэтому функция выручки конкурентной фирмы от выпуска линейна, причем тангенс угла наклона линии TR равен цене товара.
 
Соответственно при увеличении цены наклон возрастает, и кривая выручки  смещается из положения TR0 в положение TR1. И наоборот.
 Предельный доход фирмы  (MR) – это приращение валового  дохода при увеличении продаж  на одну единицу:
Можно сказать и так: предельный доход – это дополнительный доход, который фирма получает от производства дополнительной единицы продукции.
 Если известна функция  выручки от выпуска (TR=f(q)), функцию  предельного дохода можно получить, взяв производную выручки по  выпуску:
Поскольку цена задается рынком, а отдельная фирма может продать  любое количество продукци
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.