На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Технополис Япония

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



СОДЕРЖАНИЕ
 
1.ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ НТП В ЯПОНИИ                  3
2. ТЕХНОПОЛИС
3. ТЕНДЕНЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ                  4
МАЛОГО БИЗНЕСА В ЯПОНИИ                                                             7
3.1. Объективные условия, способствующие участию малых и   средних предприятий в процессе НТП                                                   7
      3.2. Основные типы стратегии научно-технического развития малого бизнеса                                                                                           10
       3.3 Особенности НИОКР                                                                           13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                 16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ НТП В ЯПОНИИ
    
      Япония  - страна экономического успеха, сумевшая в исторически короткий срок стать одним из мировых лидеров. Ее новейшая история началась в 70-х годах ХIХ в., когда Япония вышла из  феодальной изоляции с сильным национальным консенсусом: избежать участи колонии Запада. Японии нужны были западные технологии и институциональные примеры, и все это было импортировано и усвоено. Ускоренная индустриализация опиралась на внутренние финансовые и людские ресурсы без прямой финансовой помощи стран Запада.
Организационная структура государственного управления научно-технической политикой в Японии.

Ключевую роль в определении стратегии развития промышленности Японии, разработке промышленных НИОКР и их  внедрении играет Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Контроль за выполнение конкретных направлений НТП осуществляет  Управление по науке и технике. Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциация промышленных технологий, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Имеется долговременная программа научно-технического развития страны, осуществляется стимулирование прикладных исследований и закупок лицензий за рубежом. В реализации НТП опора делается на крупные корпорации. Роль Управления национальной обороны не велика.
Государственные расходы на НИОКР увеличились до 3,5% ВВП, в основном на фундаментальные исследования и генерирование принципиально новых идей. Государственная политика направлена на превращение  Японии из импортера лицензий  в экспортера. 
На смену вытеснения иностранных конкурентов с существующих рынков за счет дешевизны и высокого качества товаров приходит еще более сложная задача – самим формировать новые рынки, сохраняя низкие цены и высокое качество новых товаров.
Долгосрочная цель Японии – превращение страны из «импортера» и «рационализатора» в творца технологий. Приоритетное направление – информационные системы, механотроника, биотехнологии, новые материалы.
Помимо  традиционных экономических и административных способов воздействия на развитие экспортного производства и экспорта, таких как льготное кредитование и страхование экспорта, частичное освобождение экспортеров от уплаты налогов, прямое субсидирование, государственная комплексная помощь экспортерам, содействие их сбытовой деятельности, японские государственные органы широко используют и косвенные методы.
К ним можно отнести следующее:
?      Целевое распределение финансовых ресурсов, предоставляемые частными банками, и сосредоточение их в приоритетных отраслях
?      Содействие  предприятиям в приобретении в передовой иностранной технологии
?      Контроль за научно-техническим обменом с зарубежными странами.
Японская модель интеграции науки и производства, научно-технического прогресса предполагает строительство совершенно новых городов-технополисов, сосредоточивающих НИОКР и наукоемкое промышленное производство.
 
2. ТЕХНОПОЛИС
 
     ТЕХНОПОЛИС — программа, разработанная в начале 80-х гг. Министерством внешней торговли и промышленности (МВТП) Японии, ставшая одним из ключевых элементов стратегии регионального развития страны в условиях перехода к наукоемкой структуре промышленности, ускорения научно-технического прогресса, софтизации и сервизации экономики.
Эта программа строительства городов в XXI в. предусматривала сбалансированное и органичное сочетание высокотехнологичной промышленности, науки (университеты, инженерные вузы, НИИ, лаборатории) и жизненного пространства (процветающие и просторные зоны проживания), а также соединение богатых традиций регионов с передовой промышленной технологией. Новые научно-производственные городки были задуманы в Японии как многоцелевые и комплексные, что отличает их от аналогичных территориальных образований в США и Европе. Так, японские технополисы включают не только научные парки и исследовательские центры, капиталы и новые технологии, но и новые жилые кварталы, дороги, средства связи и коммуникации.
Технополисы коренным образом отличаются и от территориально-производственных комплексов, которые создавались в самой Японии в 60-70-е гг. Новизна их состояла прежде всего в том, что в качестве главного рычага подъема экономики периферийных районов были выбраны наиболее передовые, находящиеся в стадии освоения или расцвета отрасли и технологии, характеризующиеся наукоемкостью и высокой долей добавленной стоимости. Процесс выбора этих отраслей и производств, как и разработка, и реализация конкретных планов развития для каждого технополиса, находился в компетенции местных органов самоуправления.
Технополисы должны были создаваться в различных уголках страны (но за пределами крупных городских агломераций) и стать опорными пунктами развития периферийных районов. Интересно, что первоначально МВТП не планировало большого числа технополисов, но интерес к ним в регионах оказался настолько высок, что было принято решение о расширении круга участников программы. К настоящему времени число технополисов достигло 26.
В 1990 г. наступил срок завершения первого этапа работ для 20 технополисов, которые были утверждены до 1985г., и департамент окружающей среды и размещения промышленности МВТП принял решение о разработке планов второго этапа развития технополисов и внесении корректив в общую стратегию. При этом были подведены некоторые итоги развития зон технополисов. За основу были приняты 4 основных показателя: отгрузки промышленной продукции, объем добавленной стоимости, созданной в промышленности, то же в расчете на одного занятого, численность занятых в промышленности. Результаты обследования состояли в том, что среднегодовые темпы прироста в 1980 –1989 гг. по всем показателям существенно отставали от прогнозных.
Однако это не дает основания сделать вывод о несостоятельности самой идеи технополисов или ее практического воплощения. Сами прогнозные показатели носят ориентировочный характер. Программа строительства технополисов не является директивным планом, она определяет лишь общую стратегию развития, и с самого начала предполагалось, что она будет гибко корректироваться. Так, в 80-е гг. резко повысился курс иены, и в этих условиях промышленность устремилась не в провинцию, а за рубеж. В результате заложенные ранее в проект прогнозные показатели промышленного развития оказались завышенными. Кроме того, сказалась разная степень подготовленности префектур к реализации программы, наличие или отсутствие в той или иной местности крупных компаний, заинтересованных в участии в проекте, а также сильных лидеров, способных его возглавить.
Практика показывает, что наиболее успешно развиваются те из технополисов, которые расположены в районах высокого и среднего уровня экономического развития — север Кюсю, Тюгоку, Хокурику, Канто, Токай. При этом лидерами промышленного развития этих зон стали высокотехнологичные производства, что свидетельствует о качественных изменениях в отраслевой структуре промышленности в технополисах. Практически во всех технополисах заложены элементы новой научно-производственной и информационной инфраструктуры, которая является необходимым фундаментом будущего развития. И в этом, пожалуй, заключается самое большое достижение первого этапа программы «Технополис». В технополисах за 10 лет были построены исследовательские центры, технопарки, центры высоких технологий, высокоуровневые информационные системы, активизировались совместные исследования университетов и промышленности в области высоких технологий. Интересно, что наметилась продолжительная тенденция к замедлению оттока выпускников местных университетов из родных мест, так как технополисы открыли перед ними перспективы применения их знаний.
Учитывая эти обстоятельства, итоги первого этапа создания технополисов в целом оцениваются в Японии оптимистично. Во всяком случае, и правительство, и местные власти твердо намерены продолжать строительство сети технополисов в стране. В 1991 г. МВТП скорректировало общую линию развития технополисов. При этом подчеркивалось, что стимулирование размещения в провинции высокотехнологичной промышленности остается главной темой программы, но необходимо искать новые пути для эффективного соединения промышленности, науки и образования. На новом этапе жизни технополисов на первый план должна выйти поддержка НИОКР, направленная на воспитание «творческих» людей и «творческих» отраслей промышленности, усиление сферы услуг производственного характера («мозги промышленности»), создание приятной жизненной среды, возможностей для занятий спортом и других видов активного отдыха. Предполагается также усилить аспект, касающийся связи между отдельными технополисами.
По мнению МВТП, в сфере промышленного развития в зонах технополисов центр тяжести должен быть перемещен с привлечения предприятий извне на поддержку местных предприятий. Поэтому при составлении планов второго этапа префектурам было рекомендовано создавать фонды поддержки технологического развития местной промышленности и ее оживления, улучшать «мягкую» инфраструктуру с тем, чтобы преодолеть разрыв в капиталоэффективности между привлеченными и местными предприятиями.  Местные власти с энтузиазмом откликнулись на новые идеи и предложения МВТП. Во всех 20 технополисах разработаны новые планы дальнейшего развития, с которыми японские регионы войдут в XXI в.
 
    3.ТЕНДЕНЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЯПОНИИ
 
     Научно-технический потенциал – один из важнейших ресурсов управление мелких и средних предприятий (МСП), решающий фактор поддержания их конкурентоспособно­сти на внутреннем и внешнем рынках. Хотя по уровню развития техники и технологии МСП отличаются большой дифференциацией (на­ряду с фирмами, где производственный про­цесс проходит начальную стадию механиза­ции, имеются высокоразвитые компании, специализирующиеся на проведении НИОКР в высокотехнологичных наукоемких отрас­лях), обшей тенденцией на протяжении по­сле.военного периода являлось повышение роли малого бизнеса в научно-техническом раз­витии страны.
3.1. Объективные условия, способствующие участию малых и средних предприятий в процессе НТП
Быстрое повышение технико-технологиче­ского уровня производства началось в Япо­нии со второй половины 50-х годов, когда она вступила в период высоких темпов роста. Ма­гистральным направлением в этот период было опережающее развитие комплекса отраслей тяжелой промышленности, а носителями НТП  выступали крупные предприятия,  массовом масштабе закупавшие за рубежом новейшие достижения в области техники и технологии (как в виде производственного оборудования, так и в форме патентов и лице­нзий).
Коренная реконструкция производст­венного аппарата крупных предприятий и освоение ими все более широкого круга но­вых производств оказывали прямое влияние на положение дел в малом бизнесе, так как рано или поздно влекли за собой изменения в его технической  базе  и вызвали необходимость перехода к использованию новых видов сырья и материалов. Это коснулось прежде всего субподрядных фирм, от техни­ческого уровня которых все в большей сте­пени зависела конкурентоспособность крупных компаний, рвавшихся на мировые рынки. На рубеже 60 - 70-х годов, когда обо­значилась нехватка рабочей силы и заработ­ная плата рабочих стала быстро возрастать, волна технического обновления затронула и некоторые другие категории МСП.
В целом же хотя часть МСП в период вы­соких темпов роста смогла существенно под­нять свой технический уровень, перейти к использованию новых видов сырья и мате­риалов и освоить производство новых видов продукции, роль малого бизнеса в науч­но-техническом развитии страны оставалась незначительной, поскольку абсолютное бо­льшинство МСП продолжало ориентирова­ться на рутинные методы производства и старую технику.
Со вступлением Японии в середине 70-х годов в период умеренных темпов роста ситуа­ция для МСП стала быстро меняться. Во-пер­вых, из-за возрастающей индивидуализации запросов потребителей и все большей сегмен­тации производственного спроса, обусловив­ших переориентацию экономики с крупно­масштабного производства на производство разнообразной продукции малыми партиями, на рынке возникло много новых ниш для ма­лого бизнеса. Во-вторых, в связи с тем, что ве­дущая роль в НТП перешла к таким направле­ниям, как электронизация, новые материалы, биотехнология, повысилась его "доступ­ность" для малых фирм, поскольку для прове­дения НИОКР в этих областях и налаживания эффективного производства требовались го­раздо меньшие финансовые ресурсы, чем прежде.
Со второй половины 70-х годов на МСП началась радикальная перестройка производ­ственного аппарата на основе перехода от ма­шинной к мекатронной технике, появившей­ся на волне электронизации в результате осна­щения машин и оборудования микроэлект­ронными устройствами, значительно повы­шавшими их функциональные характеристи­ки. О масштабах и интенсивности данного процесса свидетельствует тот факт, что за 1975 — 1990 гг. объем инвестиций в оборудова­ние на МСП увеличился почти в 3 раза при среднегодовых темпах роста 12,6%.
Этот процесс также захватил сначала суб­подрядные предприятия, для которых внедре­ние мекатронной техники стало едва ли не единственным способом удовлетворить резко возросшие требования головных компаний в отношении уровня издержек производства и качества продукции. Уже к началу 80-х годов 30 — 35% МСП сборочных машиностроитель­ных производств, где субподрядными отношениями с крупными компаниями охвачено 70 — 80% фирм, имели в составе оборудования те или иные виды мекатронной техники.
В 80-е годы оснащение производства микроэлектронной техникой и средствами ав­томатизации, распространяясь по цепочке производственного цикла на все новые слои субподрядных предприятий, начало захваты­вать и другие категории МСП, приобретя столь масштабный характер, что уже к концу этого 10-летия разрыв в техническом уровне между крупным и малым бизнесом резко со­кратился.
За 1981 - 1990 гг. объем инвестиций в оборудо­вание в расчете на одного занятого на МСП увели­чился в 2,5 раза, а производительность труда (по сто­имости, добавленной обработкой) возросла в 1,6 ра­за. К концу 80-х годов станки с ЧПУ имели порядка 70% как МСП, так и крупных фирм, в то время как в середине 80-х ими располагали лишь 3% МСП про­тив 43% крупных. Это же относится и к степени рас­пространения машинных центров. В 1990 г. их име­ли более 40% как МСП, так и крупным компаний, в то время как в 1985 г. всего 9% малых  и 37 крупных фирм.
Вместе с тем по таким сложным видам производственного оборудования, как авто­матизированные системы производства и сис­темы компьютерного проектирования, МСП заметно уступали крупным. Среди МСП доля фирм, где такие виды оборудования имеются, почти втрое ниже, чем среди крупных (8 и 23%). Однако во многом это связано с тем, что из-за небольших масштабов производства их внедрение на малых фирмах часто оказывает­ся экономически неэффективным.
В этот период обозначилась тенденция к относительному снижению роли внешних по­ставщиков инноваций (прежде всего крупных
предприятий) малому бизнесу в пользу самих мелких и средних фирм. В середине 80-х годов уже более 10% МСП занимались разработкой новой техники и технологии (в середине 70-х годов таких фирм было не более 5%), а их доля в поставках новой технологии малому бизнесу возросла до 28 - 30%.
О значительном росте инновационного потенциала МПС свидетельствуют увеличе­ние их расходов на НИОКР в 1977 - 1989 гг. почти в 2,5 раза, повышение численности за­нятых научными исследованиями и разработ­ками в 1,2 раза (до 18% общей занятости в сфе­ре НИОКР), а расходов на одного занятого – в 2 раза (примерно до 30% от уровня крупных компаний).
Тенденция сокращения разрыва в техни­ческом уровне производства между крупным и малым бизнесом сопровождалась усилени­ем дифференциации среди МСП. Для суб­подрядных фирм это было связано с тем, что заказы от крупных компаний получали наи­более жизнеспособные из них, чей техниче­ский уровень позволял удовлетворять предъ­являемые к ним требования со стороны круп­ного бизнеса в отношении уровня издержек производства и качества продукции. Будучи заинтересованы в укреплении таких пред­приятий, головные компании значительно расширили оказание им различного рода по­мощи, в том числе и в форме технического со­действия (поставок определенных видов обо­рудования, предоставления новой техноло­гии, консультирования, финансовой помо­щи). В результате разрыв между этой группой и прочими субподрядными предприятиями с точки зрения технических возможностей еще больше увеличился.
Что касается независимых МСП, то среди них (на фоне повышения общего уровня тех­ники и технологии производства) также поя­вились фирмы, которым удалось вырваться вперед и стать лидерам и в своих областях. Речь идет прежде всего о предприятиях, управляю­щих ресурсами средних масштабов, которые в результате "дробления" НТП смогли собст­венными силами организовать разработку оригинальной технологии и освоить произ­водство высокотехнологичной продукции, а также о венчурных фирмах - мелких предпри­ятиях исследовательского типа, делающих ставку на разработку уникальной технологии и выход на рынок с уникальной продукцией.
3.2. Основные типы стратегии научно-технического развития малого бизнеса
Степень и формы участия МСП в процессе НТП определяются сочетанием многих факторов, одним из которых, как показало исследование японских специалистов, яв­ляется размер предприятий по числу заня­тых. Можно выделить пять групп МСП, для каждой из которых характерен определенный тип стратегии научно-технического раз­вития.
? Предприятия с числом занятых до трех чело­век, в основном семейного типа, относящиеся к категории субподрядных и занятые произ­водством по заказам отдельных видов единич­ной продукции малыми партиями. Их главная задача — выполнение требований заказчиков в отношении цены, качества и сроков поставки
продукции.  Основу производства часто со­ставляют не машины, а инструменты, и кон­курентоспособность в значительной степени
зависит от квалификации работников. Среди данной группы очень мало предприятий, спо­собных разработать собственную технологию
или продукцию, и возможности их техниче­ского развития в значительной степени зави­сят от того, насколько заинтересованы в этом
заказчики.
?                     Предприятия с числом занятых от 4 до 9 че­ловек, большинство которых также являются субподрядными, но в отличие от первой груп­пы   основу   производства    здесь   составляет стандартная продукция, выпускаемая отно­сительно крупными партиями на стандарт­ном оборудовании.  Между предприятиями идет ожесточенная конкурентная борьба за заказы головных фирм, стержень которой -
себестоимость,  качество и сроки  поставки продукции. Основной упор делается на более эффективное использование оборудования,
применение особых приемов работы, кото­рые позволяют хотя бы незначительно обой­ти конкурентов по себестоимости и качеству.
Возможности самостоятельного техническо­го творчества, разработки новых продуктов и новой технологии здесь ограничены, поэтому
основным направлением инновационной де­ятельности является  производство  продук­ции или осуществление работ, которые хоть в
какой-то степени отличаются от того, что мо­гут делать другие компании. Носителями но­вых идей являются обычно сами владельцы
фирм, и от их способностей и интуиции на­
прямую зависят возможности технического
развития
? Предприятия с числом занятых от 10 до 29 человек, также в основном субподрядные, ра­ботающие по заказам головной фирмы, одна­ко отличающиеся более сильным стремлени­ем к отходу от производства стандартной про­дукции и ориентацией на выпуск продукции, позволяющей предприятию занять особую нишу на рынке. Повышение уровня техники и технологии становится решающим фактором поддержания конкурентоспособности, одна­ко целью является не только и не столько сни­жение издержек, сколько освоение производ­ства продукции, отличающейся по своим ха­рактеристикам от того, что могут предложить конкуренты. Технический уровень предприя­тий достаточно высок, при этом значение лич­ных качеств управленцев относительно сни­жается, а роль организации (подготовки кад­ров, организации труда и т.д.) растет. В конку­рентной борьбе за заказы головной фирмы ставка делается не на незначительно отличаю­щиеся от других компаний приемы работы или виды инструментов и оборудования, а на использование комплекса очевидных отличи­тельных черт данного предприятия, формиру­ющих в совокупности его особый облик и со­ставляющих основу его жизнеспособности.
? Предприятия с числом занятых от 30 до 49 человек представлены как субподрядчиками головных компаний, производящими опре­деленные виды деталей и узлов или выполня­ющими заказы на проведение определенных видов работ, так и независимыми фирмами, выпускающими конечную продукцию и име­ющими дело с ее непосредственными потре­бителями.
Субподрядные предприятия этой группы, как правило, находятся близко от вершины пирамиды - головной фирмы, а часто образу­ют с ней единый производственный меха­низм. Их технический уровень достаточно высок, поскольку под давлением жестких требований головных компаний в отношении качества продукции и уровня издержек они вынуждены постоянно совершенствовать технику и технологию производства. Голов­ные фирмы часто оказывают этим предприя­тиям техническое содействие — от поставок оборудования до проведения НИОКР совме­стными усилиями. В результате среди суб­подрядчиков сформировалось немало специализированных предприятий, сумевших раз­работать собственную оригинальную техно­логию, что позволило им существенно рас­ширить масштабы производства и перейти к обслуживанию сразу нескольких заказчиков.
Для независимых фирм характерна ориен­тация на производство новой продукции как за счет усовершенствования существующих технологий, так и разработки новых. Главной задачей менеджеров является определение момента, когда возможности первого пути, не требующего значительных затрат капитала и времени, оказываются исчерпаны и для сохра­нения жизнеспособности предприятия необ­ходимо переходить ко второму пути, сопря­женному с большими финансовыми и времен­ными затратами.
В силу размеров предприятий стиль управления, ориентированный на индивидуа­льные возможности управленца-супермена, наталкивается на естественные ограничения, и на первый план выступает задача эффектив­ного использования возможностей всей орга­низации (рациональное использование оборудования, повышение квалификации персо­нала, совершенствование управления и т.д.).
?      Предприятия с числом занятых свыше 50 че­ловек, как субподрядные, так и независимые (которые здесь преобладают), имеют ярко вы­раженную ориентацию на разработку и произ­водство качественно новой продукции, но не за счет совершенствования существующей технологии (что характерно для предыдущей группы), а за счет создания новой. При высо­ком инновационном потенциале можно выде­лить несколько типов рыночных стратегии, при этом их выбор зависит от объема финан­совых ресурсов предприятия, возможностей сбора и обработки информации, организации маркетинговых исследований и т.д.
Так, в числе предприятий данной группы есть относительно небольшие по размерам фирмы, специализирующиеся только на про­ведении НИОКР и продаже технологий при отсутствии производства как такового. Среди предприятий с численностью занятых до 100 человек преобладают фирмы, которые наряду с проведением НИОКР организуют и процесс производства, однако их ресурсы обычно не­достаточны для его налаживания и сбыта про­дукции, поэтому они обращаются к внешним каналам. Для фирм с численностью занятых свыше 100 человек благодаря более широким финансовым возможностям типичной стано­вится организация полного цикла — НИОКР, производство, реализация продукции, вклю­чая и различные виды послепродажного об­служивания. Общим для всех предприятий этой группы является еще большее снижение роли главы фирмы или высших управленцев в научно-техническом развитии при значитель­ном повышении значения творческого потен­циала всего коллектива.
Таким образом, в результате "дробления" НИОКР, а также индивидуализации и сегмен­тации спроса в 70 - 80-е годы возникли объек­тивные условия для участия в процессе науч­но-технического развития МСП разных раз­меров и категорий. Поскольку понятие НТП включает различные виды деятельности (на­учные исследования, разработку новых про­дуктов и технологий, внедрение новых мето­дов производства, освоение новых видов ре­сурсов, перестройку организационных струк­тур), то и участие МСП в этом процессе про­исходит в разных формах — от подключения к отдельным видам инновационной деятельно­сти до активного участия во всех ее видах.
3.3 Особенности НИОКР
Депрессивное состояние японской экономи­ки и 90-е годы и действие ряда других факто­ров (наплыв товаров из азиатских стран, пере­ориентация крупных компаний на размеще­ние заказов за рубежом, закрытие ряда произ­водств и др.) значительно осложнили положе­ние МСП. В этой ситуации едва ли не главным условием выживания для многих из них ста­новится разработка новой продукции, повы­шение уровня техники и технологии на основе развития НИОКР.
В целом МСП удалось сохранить свои по­зиции в данной сфере и не допустить увеличе­ния отрыва от крупных компаний.
Так, в конце 90-х годов расходы на НИОКР в расчете на одного занятого составляли на МСП 29% от уровня крупных компаний (в конце 80-х – 30%). На долю малого бизнеса приходилось 6,2% совокуп­ных расходов частного сектора на НИОКР (в конце 80-х — 6%) и 19% обшей численности занятых в этой сфере (в конце 80-х - 18%).
Число МСП, ведущих НИОКР, постоян­но растет. К середине 90-х годов их доля в об­щем числе МСП поднялась до 22% против примерно 10% в середине 80-х. В ближайшие годы, по данным Управления МСП, она мо­жет достичь 38%.
Организация, содержание, направление и другие характеристики НИОКР на МСП имеют существенные отличия от крупных компаний.
?                    По содержанию НИОКР существует своего рода разделение труда между крупными ком­паниями и МСЛ: первые занимаются преиму­щественно фундаментальными исследовани­ями, разработкой новых продуктов и техноло­гий, комплексными техническими исследова­ниями, совершенствованием методов произ­водства, а вторые - главным образом при­кладными исследованиями, разработкой от­дельных видов новой продукции, усовершен­ствованием существующих продуктов и мето­дов производства.
Среди крупных компаний фундаментальными исследованиями занимаются почти 3/4, среди МСП — лишь 1/5. Подавляющее большинство МСП ориентируется на улучшение потребительских свойств и повышение качества существующих про­дуктов, а также на совершенствование используемо­го оборудования и технологий.
?              Время выполнения работ по определенной те­ме и расходы по их проведению на МСП намного меньше, чем на крупных. Это связало как с особенностями тематики, так и со стремлени­ем МСП как можно быстрее окупить вложен­ные средства и выйти на рынок с новым про­дуктом.
Так, на исследования, требующие менее одно­го гола, приходится 2/3 тем на МСП и 1/3 - на круп­ных, а на исследования, занимающие более 5 лет -соответственно 3 и 11%. Проекты стоимостью менее 5 млн. иен на МСП составляют 58% от общего числа, а на крупных - всего 16%. По проемам стоимостью более 100 млн. иен наблюдается обратная картина (соответственно 9 и 37%).
?                           С точки зрения организации НИОКР можно отметить преобладание на крупных компаниях постоянных научных подразделений - их име­ют здесь почти 90% фирм, в то время как среди МСП — только 40%. При этом данный показа­тель значительно варьируется в зависимости от
направленности НИОКР. Так, среди МСП, где НИОКР ориентированы на улучшение потре­бительских свойств существующих продуктов
или снижение издержек и рационализацию производства, доля фирм, имеющих в своих структурах специализированные отделы научных
разработок, составляет соответственно 31 и 13%. Что касается МСП, где НИОКР направ­лены на разработку новой продукции, то доля имеющих специализированные научные по­дразделения возрастает до 57%.
Кроме того, если на крупных фирмах на­правления исследований и темы проектов определяются специалистами (в увязке со стратегией развития компании), а их финан­сирование осуществляется в соответствии с ежегодным планом расходов, то на МСП темы НИОКР обычно устанавливаются по усмотре­нию руководства, которое принимает также решение о продолжении или приостановке их финансирования.
?               Среди МСП, ведущих НИОКР, доля имею­щих право собственности на разработанный продукт или технологию значительно меньше, чем среди крупных фирм, что связано прежде всего с различиями между ними с точки зре­ния "потребительной стоимости" результатов НИОКР. Если среди крупных компаний обра­батывающей промышленности доля имею­щих патенты на свои изобретения или право на практическое применение результатов НИОКР достигает более 70%, то среди МСП она составляет всего 12 - 13%.
Мотивы, стоящие за стремлением полу­чить тот или иной вид прав на свои изобрете­ния, для крупных и малых предприятий также различны. Если для крупных компаний полу­чение прав на изобретения является прежде всего средством укрепления позиций в конку­рентной борьбе, завоевания монопольного положения на рынке, доступа к технологиям других фирм, получения роялти малого бизнеса характерны более "умеренные" це­ли — завоевание доверия партнеров, повыше­ние трудовой мотивации персонала, улучше­ние имиджа компании и т.д.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
1. Бок Зи Коу  Экономика Японии. – М.: Экономика, 2002
2. История Японии. Т2, М.: 1998
3. Костюнина Г.М. Азиатско-тихоокеанская экономическая интеграция – М.: РОСПЭНН, 2002
4. Лебедева Тенденция научно-технического развития малого бизнеса в Японии/ «Проблемы теории и практики управления» - 2002 - №3, с. 74-79
5. Леонтьева Е. Экономическое положение Японии// МЭ и МО – 2001 - №8, - с 109-118

6. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 1998

 

16

 



 

 

16

 




и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.