На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Контрольная работа по прдмету "Мировая экономика"

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ:
    Страны Центральной и Восточной Европы в мирохозяйственной деятельности.
    Значение экономики стран БЕНИЛЮКС в мировой экономике.
    СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Страны  Центральной и  Восточной Европы в мирохозяйственной  деятельности.
 
     Мирохозяйственные связи берут свое начало в мировой  торговле, которая до машинной стадии развития была связана с различиями в природно-климатических условиях стран, их географическом положении, ресурсах и энергетических источниках. Коренные изменения в технологии, структуре спроса, рост мобильности факторов производства изменили структуру внешней торговли. Положение стран на мировом рынке со всеми вытекающими из этого экономическими и социальными последствиями определяется теперь не столько природно-географическими особенностями, сколько лидерством в научно-техническом прогрессе, конкурентоспособностью продукции. Поэтому степень участия страны в мировом хозяйстве можно рассматривать как показатель уровня ее экономического развития. Характеристики такого участия даются на основе конкретных показателей: экспортная квота; структура экспорта; объем внешнего долга по отношению к ВВП; объем зарубежных инвестиций и т.д.
     К совокупности отношений, на основе которых  формируются мирохозяйственные  связи, относятся помимо мировой  торговли движение капиталов, межстрановая кооперация производства, обмен в области науки, международное перемещение трудовых ресурсов, валютно-кредитные отношения, международный туризм и др.
     С появлением машинного производства специфика международного разделения труда начинает испытывать на себе всевозрастающее влияние международного движения капиталов, которое в самом общем виде можно определить как движение финансовых потоков кредитов и обязательств из страны в страну. Вывоз капитала осуществляется как в предпринимательской форме (портфельные и прямые инвестиции в предприятия различных отраслей), так и в ссудной (в виде займов). В условиях, когда международная конкурентоспособность во многом определяется быстротой разработки и внедрения технологических изменений, усиливается значение вывоза капитала. Заемщики получают средства для инвестиционных вложений в настоящее время, а кредиторы — обязательства или акции, которые гарантируют им получение процентов или дивидендов в будущем.
     Многообразные формы вывоза капитала — прямые частные инвестиции, государственные  займы, кредиты международных финансовых организаций — стали важнейшей движущей силой, развивающей и углубляющей мирохозяйственные связи. При этом подходы к оценке этого явления весьма неоднозначны: от конкуренции между странами за получение иностранного капитала и технологий — до прямого ограничения иностранных инвестиции из опасения подрыва контроля над национальной экономикой. Подобная неоднозначность оценок характерна как для стран, принимающих капитал, так и для вывозящих.
     Общий мировой выигрыш от свободного движения капитала, обоснованный в экономической теории, служит слабым утешением для стран, оказавшихся в роли неплатежеспособных должников. У многих развивающихся стран размеры сумм обслуживания долгов нередко превышают размеры новых поступлений капитала. Эти страны либо не соблюдают графики выплат по долгам, либо вовсе отказываются от платежей. Ситуация в целом характеризуется как кризис системы международного кредитования. Этот кризис приобрел хронический характер. Один из сильных всплесков кризиса международного кредитования приходится на 1982 г., когда десятки стран-должников объявили, что у них нет возможности расплачиваться по своим прежним долгам. Для России такой кризис наступил в 1998 г., сразу после получения очередного кредита (знаменитый дефолт).
1. МИРОВОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  СООБЩЕСТВО. 

     Мировое сообщество включает в себя более 160 
национальных, формально независимых и самостоятельных экономических субъектов, каждый из которых способен влиять на направления развития. Все страны имеют свою историко-географическую, национальную, религиозную и социально-политическую специфику, которая в самых разнообразных формах преломляется в социально-экономических особенностях развития данной страны.

     Мир поделен на различные социально-экономические  системы, международные группировки, отличающиеся друг от друга целями, механизмами функционирования, эффективностью действия этих механизмов. Классификация стран мирового сообщества производится на основе различных критериев. До недавнего времени в нашей литературе мировое сообщество делилось на мир социализма, мир капитализма и третий мир. Конфронтационное, по сути, деление поддерживалось и тезисом об основном содержании эпохи — как периоде перехода от капитализма к социализму. Отказ от идеологизированной дифференциации мира, от «борьбы двух систем» не снял проблему разнородности стран мирового сообщества.
     При самом общем подходе к классификации  стран мирового сообщества можно выделить:
     1) три группы государств в соответствии со спецификой хозяйственных систем:
     — страны с развитой экономикой;
     - страны с развивающейся рыночной экономикой;
     - страны с нерыночной экономикой;
     2) три группы по степени развитости: низко-, средне-, высокоразвитые;
     3) новые индустриальные страны  Юго-Восточной Азии и Латинской Америки;
     4) высокодоходные нефтеэкспортирующие  страны (Саудовская Аравия, Кувейт  и др.);
     5) наименее развитые страны, в том числе наиболее бедные страны мира (Чад, Бангладеш, Эфиопия);
     6) различные региональные союзы и интеграционные группировки.
     Последние десятилетия XX в. характеризуются углублением социально-экономической дифференциации стран мирового сообщества, прежде всего, по уровню развития. В относительно небольшой группе новых индустриальных стран продолжается экономический рост и их сближение с уровнем развития промышленно развитых стран. В наименее развитых странах Африки, Азии, Латинской Америки увеличивается отставание даже от средних показателей для развивающихся стран в целом. Среднедушевой размер ВНП в наименее развитых странах (а их по нынешней классификации ООН свыше 40 стран с населением более 400 млн. человек) в 4 раза меньше, чем в целом по развивающемуся миру и в 50 раз меньше в сравнении с развитым. При этом взаимозависимость не снимает межстрановые противоречия. Они проявляются в отношениях между региональными группировками стран, например азиатского, европейского и американского регионов и в отношениях между промышленно развитыми странами, например, соперничество США, западноевропейских стран и Японии. Противостояние интересов присутствует и в отношениях между развитыми странами и развивающимися. Последние считают, порой не без основания, что они во взаимодействии с развитыми странами остаются объектом эксплуатации и выкачивания сверхприбылей.
     Обострение  межстрановых противоречий приводит порой к их политическому размежеванию. Как следствие, для поддержания национально-экономической безопасности, ложно понятых национально-государственных интересов страна попадает в тупик экономической изоляции. Неоднократно предпринимавшиеся в прошлом (например, в условиях тоталитарных режимов) попытки жить независимо от мирового сообщества к успеху не приводили. В современных условиях, когда взаимная зависимость усилена углубляющейся интернационализацией хозяйственных связей, невозможно эффективное функционирование экономики в условиях автаркии — национальной экономической самообеспеченности. 

2. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ  КАПИТАЛОВ. 

     Среди форм международного движения капитала наиболее эффективным признается его движение в предпринимательской форме, в частности, прямые зарубежные инвестиции. Их осуществляют как фирмы, имеющие национальную принадлежность, так и многонациональные фирмы.
     Прямые  и портфельные инвестиции — это  приобретение акций или кредитование зарубежных предприятий. При портфельных инвестициях предприятие не принадлежит инвестору и неподконтрольно ему. Прямые зарубежные инвестиции имеют место, когда предприятия находятся в значительной степени в собственности инвестора или инвестор имеет возможность контролировать деятельность зарубежного предприятия. Такой контроль предполагает использование управленческого опыта, торговой марки, технологий, знание рынка, что дает значительные экономические преимущества фирмам, созданным на основе прямых инвестиций.  

     Если  для первой половины XX в. традиционными направлениями потоков капитала были развивающиеся страны, то конец XX века характеризуется усилением взаимного переплетения капиталов развитых стран. Среднегодовые темпы роста прямых зарубежных инвестиций в развитых странах превышают темпы роста ВНП и товарного экспорта. В настоящее время во Франции и Англии за счет иностранных инвестиций производится одна пятая всей продукции обрабатывающей промышленности, в Италии — четверть, в ФРГ — около одной трети. Англия и США, которые традиционно были крупнейшими экспортерами капитала, теперь выступают как главные его импортеры.
     Среди сравнительно новых тенденций, впервые  проявившихся в сфере международного движения капитала в 80-е годы прошлого века, наряду с ростом притока инвестиций в развитые страны и относительным сокращением в развивающиеся, можно отметить превращение ряда развитых стран из ведущих экспортеров капитала в его импортеров, превращение в инвесторов капитала ряда развивающихся стран, рост активности зарубежных компаний в странах Европейского сообщества1[1], рост иностранных инвестиций в страны Восточной Европы, в том числе и в Россию.
     Устойчивая  тенденция роста вывоза капитала, углубляя международное разделение труда, отражает объективные потребности развития производительных сил в условиях НТР. Рамки внутренних рынков становятся узкими для эффективного ведения производства. Особенно это касается технологически сложной наукоемкой продукции передовых отраслей, ведение которых зачастую невозможно без международной кооперации. Так, стремительный прогресс в сфере производства компьютеров привел к тому, что изделия устаревают в течение двух-трех лет. Эффективным является массовое производство, с учетом индивидуальных потребностей, отсюда стратегия фирм, работающих в высококонцентрированных отраслях (например, в автомобильной промышленности) и в отраслях высокой технологии, ориентирована не на национальные или региональные масштабы, а на мировое экономическое пространство.
     Экспорт капитала способствует появлению таких  новых форм международных экономических  связей как долгосрочная аренда оборудования (лизинг), субподрядные контракты на оказание инженерно-строительных работ (инжиниринг), технологических, финансовых и других услуг. Новые формы в известной мере отражают эволюцию в способах использования иностранных капиталов на территории тех или иных государств от владения полного или частичного к контрактным соглашениям, связанным с передачей технологий, сбытовых, информационных услуг. Отражают они и разницу в стратегических намерениях партнеров: для одних — это достижение мирового лидерства, для других — преодоление отставания. Однако следует отметить, что в подходе к оценке последствий прямых зарубежных инвестиций существует большой разброс мнений. 

3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ. 

     История мировых экономических отношений  это вместе с тем история борьбы двух концепций в подходе к  мировым связям и соответственно двух направлений в государственной внешнеэкономической политике.
     Сторонники  протекционизма отстаивают необходимость государственной защиты промышленности своей страны от иностранной конкуренции.
     Сторонники  свободной торговли считают, что  в идеале не государство, а рынок должен формировать структуру экспорта и импорта.
     Сочетание этих подходов в той или иной пропорции  отличает внешнеэкономическую политику государств в разные периоды их развития. Для национальных экономик большая открытость, либерализация торговли характерна для периодов высоких темпов экономического роста, сильного экспортного потенциала (например, Англия на рубеже XIX и XX вв., США после второй мировой войны). И, напротив, в периоды экономического спада, ослабления экспортных потенциалов, как правило, больше прислушиваются к аргументам сторонников протекционизма.
     Среди этих аргументов, такие как необходимость:
     - защищать национальных производителей  от иностранной конкуренции; 
     - сохранять рабочие места в отечественных производствах, конкурирующих с импортом;
     - защищать отрасли, связанные с  национальной обороной;
     - принимать ответные меры, если  барьеры возводят партнеры по торговле.
     Хрестоматийным  примером последствий роста протекционистских тенденций может служить ситуация перед Второй мировой войной. Великая депрессия 1929—1933 гг. стимулировала борьбу по отгораживанию рынков. В известном смысле инициировали эту борьбу США, приняв в 1930 г. (печально известное, как они сами стали позже отмечать) тарифное законодательство Смута-Хаули. Ответом было возведение торговых барьеров практически всеми развитыми странами, включая государства их «сферы влияния». Как следствие — резкое сокращение объемов мировой торговли.
     Период  после второй мировой войны характеризовался усилением позиций сторонников свободной торговли. В конце 80-х — начале 90-х годов вновь во внешнеторговой сфере произошел всплеск протекционистских тенденций — антидемпинговые законы, увеличение количества квот и т.п. И все же можно утверждать, что основной тенденцией мирового хозяйственного развития является либерализация международной торговой политики. Она отражает другую объективную закономерность мирового хозяйства — его все возрастающую интернационализацию.
     Впервые наиболее последовательное обоснование выгод свободной торговли было представлено в трудах А.Смита и Д.Рикардо. Одна из основных идей А.Смита, изложенная им в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» — это идея о том, что рост благосостояния наций во многом объясняется углублением разделения труда, в том числе и международного. Каждая страна, согласно А.Смиту, должна специализироваться на производстве того товара, где она обладает абсолютным преимуществом, т.е. способностью производить данный товар с меньшими затратами (объемами привлекаемых факторов производства), чем в странах, с которыми она вступает в торговые отношения. Отбор отраслей межстрановой специализации предлагалось предоставить «невидимой руке конкуренции», а государственное вмешательство свести до минимума.
     Даже  без знания экономической теории люди понимают важность и необходимость торговли, связанной с природно-географическими различиями. Любителю бананов в России не надо объяснять необходимость торговли со странами Африки и Юго-Восточной Азии.
     Но  торговля между странами выгодна  и тогда, когда страны производят одинаковый ассортимент товаров и более того, когда одна страна все эти товары производит с меньшими издержками, чем другая. 
 

4. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДЕНЕЖНОЕ  ОБРАЩЕНИЕ. 

     Международные валютные отношения возникли с началом  функционирования денег в международном платежном обороте. На протяжении истории менялись формы мировых денег и условия международных расчетов. Одновременно возрастала значимость системы мирового денежного обращения и повышалась степень ее относительной самостоятельности.
     В настоящее время на экономическую  политику всех без исключения государств большое влияние оказывают процессы, происходящие в сфере международных финансов. Вполне закономерное стремление упорядочить эти процессы привело к формированию международных (региональных) валютных систем и мировой валютной системы.
     Наличие последних не упрощает сложных проблем  этой сферы, которые во многом обусловлены тем, что международные финансовые отношения возникают между современными государствами. Каждая из стран проводит собственную экономическую политику и отстаивает в условиях конкуренции свои интересы.
     Валюта (буквально — цена, стоимость) —  это денежная единица страны (например, рубль, доллар, фунт стерлингов и т.п.). В узком смысле — это денежные знаки иностранных государств. Каждый национальный рынок имеет собственную национальную валютную систему.
     На  базе национальных валютных систем функционирует мировая валютная система — форма организации международных валютных отношений, сложившаяся на основе развития мирового рынка и закрепленная межгосударственными соглашениями. Ее составными элементами являются:
     - основные международные платежные  средства (национальные валюты, золото, международные валютные единицы —  евро);
     - механизм установления и поддержания  валютных курсов;
     - порядок балансирования международных  платежей;
     - условия обратимости (конвертируемости) валют. 
 

     Мировая экономика - это, прежде всего, международные  потоки капиталов как в натуральном (товары и услуги), так и в финансовом (деньги и кредиты) выражении. Именно направление этих потоков и определяет своеобразие национальных экономик.
     В публичных дискуссиях в странах, принимающих капитал, преобладает тема национальной экономической безопасности. Причем ее обыгрывают и сторонники, и противники прямых зарубежных инвестиций. Так, если первые расценят открытие зарубежной фирмы как появление новых рабочих мест, то вторые заявляют о выкачивании средств из страны и эксплуатации местного населения иностранным капиталом.
     Основные  выводы из изложенного в настоящей  работе материала следующие:
     1) система мирового экономического  хозяйства включает в себя  все страны мировой политической  системы;
     2) система мирового экономического  хозяйства объединяет в себе  страны, как с высоким уровнем  экономического развития, так и  очень низким;
     3) основой мировой экономической  системы является движение капиталов;
     4) движение мировых капиталов обеспечивается  международной торговлей и международным  денежным обращением. 
 

      Значение  экономики стран  БЕНИЛЮКС в мировой  экономике.
 
Бенилюкс, сокращённое название таможенно-экономического союза Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, приобретающего также характер военно-политического союза. Начало формированию Бенилюкс было положено валютным соглашением (21 октября 1943) и таможенной конвенцией (5 сентября 1944; вступила в силу в январе 1948) трёх названных государств. 3 февраля 1958 Бельгия, Нидерланды и Люксембург заключили в Гааге договор об учреждении экономического союза, вступивший в силу 1 ноября 1960, после его ратификации парламентами трёх стран. Договор предусматривает создание единого рынка его участников, свободное движение лиц, товаров, капиталов и услуг между тремя странами, координацию их экономической, финансовой и социальной политики, выступление стран-участниц как единого целого в области внешних экономических связей; договор заключён на 50 лет и может быть продлён на каждые последующие 10 лет. Государства Бенилюкс проводят консультации по важнейшим международным и военным вопросам (производство новых образцов военной техники, обучение личного состава вооруженных сил, участие в совместных манёврах и т.д.). 
 
  Страны Бенилюкс были в числе организаторов
Западного блока, а также являются членами Организации Североатлантического договора (НАТО), Западноевропейского союза и Европейского экономического сообщества. 
 
  Высший орган Бенилюкс - Совет министров, решения которого принимаются единогласно и обязательны для всех участников. Совет экономического союза (состоит из представителей министерств и ведомств трёх стран) руководит работой отраслевых и специальных комиссий и следит за выполнением решений Совета министров. Спорные вопросы решает Арбитражная комиссия. Имеется также Экономический и социальный консультативный совет, в который входит равное число представителей объединений предпринимателей, ряда профсоюзов и др. организаций трёх стран. Административные и организационные функции исполняет Генеральный секретариат. Место пребывания руководящих органов Бенилюкс - Брюссель.

Договор об образовании Экономического союза  Бенилюкс (Benelux Economic Union) был подписан в Гааге 3 февраля 1958 г. и вступил  в силу 1 ноября 1960 г. Он обобщил нормы, которые вырабатывались с 1948 г., когда  начал функционировать таможенный союз трех государств. За ним последовали  и другие договоры:
о свободном передвижении лиц по территориям  трех государств и переносе пограничного контроля на их внешние границы (1960 г.);
протокол  о полной отмене пограничного контроля между тремя странами и Конвенция  об унификации таможенной территории Бенилюкса (1969 г.);
введение  в действие документа о товарообмене внутри Бенилюкса (1984 г.) и др.
Государства-члены - Бельгия, Люксембург, Нидерланды.
Местонахождение - Брюссель (Бельгия).
Основными целями Бенилюкса являются:
свободное движение товаров, услуг, капитала и  лиц, т.е. ликвидация в торговле между  странами-участницами таможенных пошлин, количественного контингентирования, а также иных ограничений; устранение экономических и финансовых препятствий, мешающих свободной циркуляции услуг  на территории Бенилюкса; устранение препятствий, мешающих свободному перемещению капитала между странами Бенилюкса; свободное  передвижение граждан стран Бенилюкса  из одной страны в другую без паспорта и визы, постоянное проживание, найм на работу, пользование системой социального  страхования без какой-либо дискриминации, применение той же налоговой системы, которая действует в отношении  граждан страны, на чьей территории данное лицо пребывает (каждая из сторон гарантирует своим гражданам  исключительное право работы на своей  территории в государственных учреждениях  и в некоторых профессиях);
координация экономической, финансовой и социальной политики;
проведение  единой внешнеторговой и внешнеэкономической  политики по отношению к третьим  странам, прежде всего установление единых таможенных пошлин в отношении  третьих стран.
Бенилюкс  имеет следующую структуру:
Комитет министров;
рабочие группы;
Совет Экономического союза;
комиссии;
генеральный секретариат;
объединенные  службы;
Межпарламентский  консультативный комитет;
Консультативный совет по экономическим и социальным вопросам;
арбитражная коллегия;
судебная  палата.
Комитет министров, состоящий из трех министров  иностранных дел, является высшим органом (несколько заседаний в год). Он контролирует выполнение условий Договора о создании Бенилюкса и принимает  решения в рамках предоставленных  ему Договором полномочий (постановления, рекомендации, директивы, конвенции).
На  заседаниях рабочих групп встречаются  отраслевые министры. Если рабочая  группа в определенной сфере деятельности создана по решению Комитета министров, то ее решения обладают той же политической и юридической силой, что и  решения Комитета министров.
Совет Экономического союза является исполнительным органом, координирует деятельность различных  комиссий и подчинен комитету министров.
На  основе Договора о создании Бенилюкса  были образованы комиссии и специальные  комитеты по различным областям (внешнеэкономические  связи, валютно-финансовые вопросы, промышленность и торговля, сельское хозяйство, продовольствие и рыболовство, таможенные и налоговые  вопросы, транспорт, социальные вопросы, свободное передвижение и поселение  лиц, вопросы юстиции, координирование  статистики, сравнение бюджетов государственных  и негосударственных органов, здравоохранение, малые и средние предприятия, туризм, муниципальное планирование, окружающая среда, энергетика, сотрудничество в административной и юридической  сферах).
Во  главе генерального секретариата стоит  коллегия генеральных секретарей; состоящая  из генерального секретаря (согласно договору он должен являться гражданином Нидерландов) и двух его заместителей. Политическая роль генерального секретариата значительно  выросла. С 1975 г. коллегия генеральных  секретарей получила права законодательной  инициативы при принятии директив.
Объединенным  службам поручается выполнение специальных  задач, например в области товарных знаков и дизайна.
Межпарламентский  консультативный совет состоит  из депутатов парламентов: по 21 из Бельгии  и Нидерландов и 7 из Люксембурга. При их назначении учитывается степень  влияния политических течений в  трех странах. Совет принимает рекомендации для правительств стран-участниц. Совет  полномочен решать не только экономические  проблемы, но и вопросы политического  сотрудничества.
Консультативный совет по экономическим и социальным вопросам состоит из 27 представителей экономических и социальных организаций  трех стран (Бельгия - Центральный экономический  совет и Национальный совет труда; Люксембург - Экономико-социальный совет; Нидерланды - Социально-экономический  совет).
Для решения спорных вопросов, возникающих  между государствами-членами в  связи с выполнением договора или конвенций, образована арбитражная  коллегия.
Судебная  палата создана для содействия единому  толкованию совместно принятых правовых норм. Она наделена тремя видами полномочий: судебными, консультативными и судебными полномочиями по делам  государственных чиновников.
Интеграционные  процессы в странах Бенилюкса  начались еще после первой мировой  войны.
Договор о создании Бельгийско-Люксембургского  экономического союза (БЛЭС) был подписан 25 июля 1921 г. и вступил в силу 1 мая 1922 г. Он предусматривал ликвидацию таможенных пошлин, количественного  контингентирования и других препятствий  в торговле между этими странами, а также установление единого таможенного тарифа в отношении третьих стран и свободную циркуляцию услуг между Бельгией и Люксембургом.
В 1930-1932 гг. предпринимались попытки  экономического сближения БЛЭС и  Нидерландов. В частности, 18 июля 1932 г. Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали Конвенцию, предусматривающую  стабилизацию с последующей ликвидацией  таможенных пошлин во взаимных торговых оборотах. Однако последствия экономического кризиса и давление ряда стран  во главе с Великобританией свели  на нет эти усилия и положения  Конвенции не были реализованы.
21 октября 1943 г. эмиграционные правительства  Бельгии, Нидерландов и Люксембурга,  находящиеся в Лондоне, подписали  валютное соглашение с целью  регулирования взаимных платежей  в послевоенный период и укрепления  экономических отношений между  ними (вступило в силу 24 мая 1946 г.).
5 сентября 1944 г. правительства трех  стран подписали в Лондоне  Таможенную конвенцию, дополненную  и уточненную Протоколом от 14 марта 1947 г., которая вступила  в силу с 1 января 1948 г. С этой  даты торговля между странами  Бенилюкса была освобождена от  всех пошлин, а в отношении  третьих стран был введен единый, самый низкий в Западной Европе  внешний таможенный тариф. 
В соответствии с Конвенцией и Протоколом были созданы Административный таможенный совет, Совет Экономического союза, Совет торговых соглашений, а с  марта 1947 г. в Брюсселе учрежден генеральный  секретариат. Следующим этапом было подписание 15 октября 1949 г. Договора о  предварительном экономическом  союзе, который предусматривал дальнейшую либерализацию торговли между странами-участницами  путем ликвидации количественных и  иных ограничений, координацию торговой и валютной политики.
В 1950-1953 гг. интеграционные процессы в  странах Бенилюкса замедлились  в связи с экономическим кризисом, охватившим эти страны.
24 июля 1953 г. в Гааге три страны  подписали Протокол об ускорении  процесса координации экономической  и социальной политики.
9 декабря 1953 г. они подписали  Протокол о проведении единой  торговой политики в отношении  импорта и экспорта в торговле  с третьими странами. Подписание  этого Протокола имело большое  значение для торговли импортными  товарами внутри стран Бенилюкса.  Впоследствии положения Протокола  о единой торговой политике  полностью вошли в текст договора  об Экономическом союзе Бенилюкс.
8 июля 1954 г. было подписано Соглашение  о свободном движении капитала  между тремя странами, а в мае  1955 г. - Соглашение о постепенном  урегулировании сельскохозяйственной  политики.
5 мая 1955 г. был создан Межпарламентский  консультативный совет Бенилюкса. 
В июне 1956 г. подписан Протокол о свободном  передвижении рабочей силы и единой политике в сфере социального  страхования.
С 1956 г. страны Бенилюкса начали совместно  заключать торговые договоры с третьими странами.
По  мере развития Бенилюкса возникла необходимость  сформулировать в едином документе  методы и формы сотрудничества и  зафиксировать достигнутые результаты. Создание ЕЭС ускорило эту работу. В связи с возникновением новой  международной группировки странам  Бенилюкса было необходимо определить будущее своего собственного Союза, что и привело их к подписанию Договора об Экономическом союзе 3 февраля 1958 г. По мнению секретариата Бенилюкса, сохранение этого Союза, несмотря на создание ЕЭС, куда вошли все три страны Бенилюкса, вызвано следующими соображениями:
? ликвидация Бенилюкса свела бы  на нет результаты долгих лет  сотрудничества;
? существование Бенилюкса является  гарантией стабильного положения  для трех стран; 
? малые страны Бенилюкса добьются  более быстрых и значительных  результатов в рамках трехстороннего  сотрудничества, чем в рамках  ЕЭС; 
? приобретенный опыт в создании  Экономического союза Бенилюкс  имеет большую ценность для  осуществления Договора о ЕЭС; 
? три малые страны должны составлять  прочное единство, чтобы интегрировать  Бенилюкс в ЕЭС на наиболее  выгодных условиях.
В статье 223 Договора о создании ЕЭС  оговорено: "Положения настоящего Договора не являются препятствием для  существования и завершения региональных союзов между Бельгией и Люксембургом, а также между Бельгией, Люксембургом и Нидерландами в той мере, в  какой цели этих региональных союзов не достигнуты за счет применения настоящего Договора".
25 марта 1957 г. Франция, ФРГ, Италия  и страны Бенилюкса подписали  Договор о создании ЕЭС.. В середине  июля 1957 г. началась работа над  проектом договора об экономическом  союзе Бельгии, Нидерландов и  Люксембурга. Договор был подписан 3 февраля 1958 г. в Гааге. Одновременно  с ним было подписано Соглашение  о переходном периоде. 
Парламентские дебаты в процессе ратификации Договора выявили серьезные разногласия  по вопросу о сельскохозяйственном рынке, что задержало его вступление в силу до 1 ноября 1960 г. В процессе ратификации с 1 июля 1960 г. был ликвидирован контроль за передвижением лиц между  странами Бенилюкса. 19 сентября 1960 г. была подписана, а с 1 октября 1963 г. вступила в силу Конвенция, регулирующая права  граждан стран Бенилюкса, пребывающих  на территории других стран-участниц. Эта Конвенция предусматривала  свободу проживания граждан одной  страны на территории другой страны Союза  при подтверждении наличия средств  существования в этой стране.
Деятельность  Экономического союза Бенилюкс была наиболее активна до создания ЕЭС, в  которое с 1 января 1958 г. вошли все  три страны. Впоследствии многие трудноразрешимые в рамках Бенилюкса проблемы решались на уровне ЕЭС,
Все препятствия к свободному передвижению товаров между тремя странами, включая сельскохозяйственную продукцию, были устранены к 1 июля 1968 г. в рамках ЕЭС. Свободное перемещение товаров, капитала и услуг было достигнуто к 1 января 1974 г. Большим достижением  Союза является проведение единой торговой политики в отношении третьих  стран.
Страны  Бенилюкса участвуют в деятельности Европейских сообществ по возможности  единым блоком, где выступают за расширение наднациональных прав Комиссии Европейских сообществ и Европейского парламента, и являются членами ряда других западноевропейских и международных  организаций.

Группы  стран в мировой  экономике. Показатели развития мировой  экономики

Поскольку мировая экономика включает множество  разнообразных стран и регионов, при ее изучении необходимо применять  показатели (экономические и социальные индикаторы), позволяющие объективно оценить состояние и тенденции  развития. В целях исследования в  мировой экономике принято выделять различные группы стран (подсистемы) по определенным критериям.
    I. Стандартная  классификация стран 
    Промышленно-развитые (индустриальные) страны
    Развивающиеся страны (страны "третьего мира")
    Страны переходной экономики.
    II. По  уровню ВВП на душу населения  в год ( на 1995 год).Позволяет выделить  богатые страны, страны со средним  доходом и бедные страны.
    Низкий уровень дохода: менее 765 долл.
    Доход ниже среднего: 766 - 3035 долл.
    Доход выше среднего: 3036 - 9385 долл.
    Высокий уровень дохода: более 9386 долл.
    III. Место  страны в мировой экономике  (ее экономическая мощь) может  оценить путем сравнения общего  объема ВВП, произведенного за  год. В 1996 г. ВВП некоторых  стран рассчитанный по паритету  покупательной способности валют  (в трлн. долл.) составил:
    США - 6,8
    Китай - 3,4
    Япония -2,7
    Германия - 1,6
    Франция - 1,2
    Великобритания - 1,07
    Италия - 1,07
    Бразилия - 0,93
    Мексика - 0,608
    Канада - 0,607
    Россия - 0,585
Показатель  ВВП на душу населения как критерий уровня экономического развития страны не является достаточным критерием  оценки. Он не учитывает продукцию  натурального хозяйства, распределение  доходов, уровень и качество жизни  населения. Поэтому длительное время  предпринимаются попытки выработать более совершенные критерии оценки уровня экономического развития страны. В частности, в 1970 г. в ООН разработан КОМПЛЕКСНЫЙ ИНДЕКС СОЦИАЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ, рассчитанный на основе 16 показателей. Но оценка УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО развития - не единственный критерий состояния  страны, ее прогресса. Наиболее современная  оценка ставит в центр внимания ЧЕЛОВЕКА. В 1990 г. в специальной Программе  развития ООН разработан ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА, который отражает КАЧЕСТВО ЖИЗНИ населения страны и публикуется  в ежегодном отчете "HUMAN DEVELOPMENT REPORT". Индекс развития человека рассчитывается на основе трех базовых показателей: продолжительность жизни, уровень  образования, ВВП на душу населения. В 1999 г. максимальное значение индекса (0,932) было у Канады, сохраняющей первое место по человеческому развитию на протяжении многих лет. Минимальные  показатели (от 0,340 до 0,251) у беднейших  африканских стран (Бурунди, Эфиопия, Сьерра-Леоне) Высокий индекс развития человека характерен для промышленно развитых стран Запада (среднее значение индекса 0,919). Наибольшего прогресса в развитии человека достигли страны Юго-Восточной Азии, где средний ИРЧ сегодня равен 0.849 (в Китае - 0.701).
Для стран  переходной экономики Восточной  Европы и СНГ среднее значение индекса равно 0,754. В странах "третьего мира" среднее значение индекса  равно 0,637. Россия занимает 71 место в  мире по индексу развития человека (0,747), уступая Панаме, Колумбии, Кубе, Фиджи, Таиланду и Барбадосу. При  этом ИРЧ в России сегодня значительно  ниже, чем в СССР в начале 90-х  годов. Наиболее негативным фактором, повлиявшим на снижение ИРЧ в России, стало резкое сокращение ожидаемой  продолжительности жизни.

  Информационная экономика.  Взаимозависимость  и экономическая  безопасность.

Научно-технический  прогресс-главный фактор глобализации, действующий во всех сферах экономики  и общества. Но действует он неравномерно, в разной степени влияя на страны и регионы. В странах третьего мира есть регионы абсолютной экономической  отсталости и нищеты, где жизнь  почти не изменилась за последние  сто лет. В развитых странах сформировалось качественно новое состояние  экономики, которое сегодня называют ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА.
Основу  информационной экономики образует производство информации - научно-технической, экономической, финансовой, бытовой. Информационные услуги обеспечивают сегодня до 50% ВВП  наиболее развитых стран. А в структуре  занятых преобладают информационные работники.
Рост  взаимозависимости стран в результате глобализации означает, что рост ВВП  в одной стране способствует росту  ее импорта, что, в свою очередь, стимулирует  экономический рост в другой стране. Наоборот, снижение производства в  одной стране может весьма неблагоприятно повлиять на динамику экономического роста в других странах. Особенно опасна взаимозависимость может  быть для малых стран с узкой  специализацией экономики, поскольку  колебания мировых цен, валютных курсов могут резко ухудшить условия  внешней торговли, снизить доходы от экспорта. В этой связи возникает  проблема НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ.
НАЦИОНАЛЬНАЯ  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - это  защищенность экономики страны от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование экономики, подрывают достигнутый  уровень жизни населения. Вследствие этого возникает угроза политической дестабилизации страны.
Обеспечение национальной экономической безопасности не означает создание автаркической  модели хозяйства. Главное - оптимизация  экономических связей в направлении  взаимовыгодного разнообразия, долговременности и надежности. Для этого используют политический процесс (договоры), создание блоков, союзов.

Международная торговля. Внешнеторговый оборот и баланс внешней  торговли. Показатели внешней торговли.

Международная (внешняя торговля) - древняя и  традиционная форма международных  экономических отношении. Согласно историческим исследованиям, внешняя  торговля древнее ремесла и земледелия. В отличие от внутренней торговли, внешняя торговля обеспечивает движение товаров между государствами, что  неизбежно порождает определенные противоречия и проблемы, вытекающие из длительных расстояний и фактора  времени, различия традиций, национальных денег и т.д.
Роль  внешней торговли в международных  экономических отношениях постоянно  возрастала. Рост внешней торговли не был равномерным, но это не меняло общей тенденции ее развития. Многие экономисты устанавливают причинно-следственную связь между ростом внешней торговли и ростом мирового производства и благосостояния. Хотя эта точка зрения не бесспорна. Но сравнительно недавно Мировой банк провел исследование экономического роста 40 развивающихся стран, которые были сгруппированы но торговой ориентации. Результаты исследования подтвердили отмеченную выше причинно-следственную связь.
В целом  за период с конца XIX до начала XX в. мировая  торговля развивалась довольно быстрыми темпами - в среднем 3,5% в год.
Развитие  внешней торговли было приостановлено первой мировой войной. После войны  рост возобновился, но затем был  прерван "Великой депрессией" и второй мировой войной.
После второй мировой воины внешняя  торговля возобновилась и стала  расширяться исключительно быстро. С 1947 по 1973 г.г. объем мирового экспорта ежегодно возрастал на 6%. В начале 80-х годов был некоторый застои в развитии внешней торговли, вызванный "нефтяным шоком". С 1984 г. подъем внешней  торговли возобновился и к 1990 г. темпы  прироста мирового экспорта достигли 7% в год. В целом за последние 50 лет произошел резкий, "взрывной рост" экспорта товаров: с 25 млрд. долл. в 1939 г. до 2500 млрд. долл. в 1987 г., то есть в 100 раз! (в пересчете на текущие  доллары).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.