На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Контрольная работа по «Социология»

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа
 
По дисциплине: «Социология»
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнила: 
студентка з/о 
спец 80109.65 
группа 0605
Тургульдинова Г.Б. 
Проверил: 
__________ 
__________
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Санкт-Петербург
2011
Введение
 
Социальная  практика показывает, что для человеческого  общества жизненно необходимо закрепить  некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для  членов определенного общества или  определенной социальной группы. Это  прежде всего относится к тем  социальным отношениям, вступая в  которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве  материальных благ заставляет людей  закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать  подрастающее поколение и воспитывать  молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.
Практика  закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения  в социальных отношениях, а также  в определении системы санкций  для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.
Системы ролей, статусов и санкций создаются  в виде социальных институтов, которые  являются наиболее сложными и важными  для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.
Понятие "институт" - одно из центральных  в социологии, поэтому изучение институциональных  связей служит одной из основных научных  задач, стоящих перед социологами.
 

Понятие «Социальный институт»
 
Термин  «социальный институт» употребляется  в самых разнообразных значениях.
Одним из первых развернутое определение  социального института дал американский социолог и экономист Т. Веблен. Он рассматривал эволюцию общества как  процесс естественного отбора социальных институтов. По своей природе они  представляют привычные способы  реагирования на стимулы, которые создаются  внешними изменениями.
Другой  американский социолог, Ч. Миллс, под  институтом понимал форму некоторой  совокупности социальных ролей. Институты  он классифицировал по выполняемым  задачам (религиозным, военным, образовательным  и т.д.), которые образуют институциональный  порядок.
Немецкий  социолог А. Гелен трактует институт как регулирующее учреждение, направляющее в определенное русло действия людей  подобно тому, как институты руководят  поведением животных.
По мнению Л. Бовье, социальный институт – это  система культурных элементов, ориентированных  на удовлетворение набора конкретных социальных потребностей или целей.
Дж. Бернард  и Л. Томпсон трактуют институт как  совокупность норм и образцов поведения. Это сложная конфигурация обычаев, традиций, верований, установок, законов, которые имеют определенную цель и выполняют определенные функции.
В социологической  отечественной литературе социальный институт определяется как основной компонент социальной структуры  общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.
Согласно  С.С. Фролову социальный институт –  это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.
По мнению М.С. Комарова, социальные институты  представляют собой ценностно-нормативные  комплексы, посредством которых  направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах –  экономике, политике, культуре, семье  и др.
Социальные институты Э. Дюркгейм образно определял как «фабрики воспроизводства» социальных отношений  и связей, т.е. под институтами  в общем подразумеваются определенные типы отношений между людьми, которые  постоянно востребованы обществом  и поэтому возрождаются вновь  и вновь. Примерами воспроизводства  таких неистребимых связей являются церковь, государство, собственность, семья и др.
Социальные институты определяют общество в целом, они деперсонифицированы, безличны. Когда социальная структура общества мыслится как институциональная структура, исследователь не может не стоять на эволюционистских методологических позициях, поскольку считается, что каждый институт выполняет общественно значимую функцию.
Если суммировать  все многообразие изложенных выше подходов, то социальный институт представляет собой:
- ролевую  систему, в которую включаются  также нормы и статусы;
- совокупность  обычаев, традиций и правил  поведения;
- формальную  и неформальную организацию;
- совокупность  норм и учреждений, регулирующих  определенную сферу 
общественных  отношений;
- обособленный  комплекс социальных действий.
Т.о. мы видим, что термин «социальный институт»  может иметь разные определения:
Социальный  институт – это организованные объединение  людей выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполненного членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
Социальные  институты – учреждение, призванные удовлетворять фундаментальные  потребности общества.
Социальный  институт – совокупность норм и  учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений.
Социальный  институт – это организованная система  связей и социальных норм, которая  объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.
 
Эволюция социальных институтов
 
Процесс институционализации, т.е. образования  социального института, состоит  из нескольких последовательных этапов:
    возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
    формирование общих целей;
    появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
    появление процедур, связанных с нормами и правилами;
    институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;
    установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
    создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
Зарождение  и гибель социального института  хорошо просматриваются на примере  института дворянских дуэлей чести. Дуэли были институ ционализированным методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI до XVIII в. Этот институт чести возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя. Постепенно система процедур и норм развивалась и спонтанные ссоры и скандалы превращались в высокоформализованные бои и поединки со специализированными ролями (главный распорядитель, секунданты, медики, обслуживающий персонал). Этот институт поддерживал идеологию незапятнанной дворянской чести, принятую в основном в привилегированных слоях общества. Институт дуэлей предусматривал достаточно жесткие нормы защиты кодекса чести: дворянин, получивший вызов на дуэль, должен был или принять вызов, или уйти из общественной жизни с позорным клеймом трусливого малодушия. Но с развитием капиталистических отношений изменялись этические нормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках. Примером упадка института дуэлей может служить абсурдный выбор оружия дуэли Авраамом Линкольном: бросание картошин с расстояния 20 м. Так этот институт постепенно прекратил свое существование.
 
Типология социальных институтов
 
Социальный  институт разделяют на главные (основные, фундаментальные) и неглавные (неосновные, частые). Вторые скрываются внутри первых, являясь частью их как более мелкие образования.
Помимо  деления институтов на главные и  неглавные, их можно классифицировать и по иным критериям. К примеру, институты  могут различаться по времени  своего возникновения и продолжительности  существования (постоянно действующие  и кратковременные институты), жесткости  применяемых санкций за нарушения  правил, по условиям существования, наличию  или отсутствию бюрократической  системы управления, наличию или отсутствию формальных правил и процедур.
Ч. Миллс  насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, фактически подразумевая под этим главные институты:
- экономические  – институты, организующие хозяйственную  деятельность;
- политические  – институты власти;
- семейные  – институты, регулирующие половые  отношения, рождение и социализацию  детей;
- военный  – институты, осуществляющие  защиту членов общества от  физической опасности;
- религиозные  – институты, организующие коллективное  почитание богов.
Предназначение  социальных институтов состоит в  том, чтобы удовлетворять важнейшие  жизненные потребности общества как единого целого. Известно пять таких основных потребностей, им соответствуют  пять основных социальных институтов:
- потребность  в воспроизводстве рода (институт  семьи и брака).
- потребность  в безопасности и социальном  порядке (институт государства  и др. политические институты).
- потребность  в добывании и производстве  средств существования (экономические  институты).
- потребность  в передаче знаний, социализации  подрастающего поколения, подготовке  кадров (институт образования).
- потребности  в решении духовных проблем,  смысла жизни (институт религии).
Неосновные  институты называют еще общественными  практиками. У каждого главного института  есть свои системы наработанных практик, методов, приемов, процедур. Так, экономические  институты не могут обойтись без  таких механизмов и практик, как  конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д. Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства, имянаречения, родовой мести, наследования социального статуса родителей и т.д.
К неглавным  политическим институтам относятся, например, институты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства и  т.д.
Повседневные  практики, помогающие организовать согласованные  действия больших групп людей, вносят в социальную реальность определенность и предсказуемость, благодаря чему поддерживают существование социальных институтов.
 
Функции и дисфункции социальных институтов
 
Функция (от лат.- исполнение, осуществление) – назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т.д. в обществе.)
Функция социального института – это та польза, которую он приносит обществу, т.е. это совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.
Первой  и важнейшей миссией социальных институтов является удовлетворение важнейших  жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может  существовать как токовое. Действительно, если мы хотим понять, в чем суть функции того или иного института, мы должны прямо связать ее с удовлетворение потребностей. Одним из первых указал на эту связь Э.Дюркгейм: «Спрашивать, какова функция разделения труда, это  значит исследовать, какой потребностью она соответствует».
Ни одно общество не сможет существовать, если не будет постоянно пополнятся новыми поколениями людей, добывать средства пропитания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.
Список  универсальных, т.е. присущих всем институтам функций можно продолжить, включив  в него функцию закрепления и  воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующею  и коммуникативную функции.
Наряду  с универсальными существуют специфические  функции. Это такие функции, которые присущи одним институтам и не свойственны другим, например, установление порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний 9наука и образование), и др.
Общество  устроено так, что ряд институтов выполняют несколько функций  одновременно и в то же время на выполнение одной функции могут  специализироваться сразу несколько  институтов. К примеру, функцию воспитания или социализации детей выполняют  такие институты, как семья, церковь, школа, государство. В то же время  институт семьи выполняет не только функцию воспитания и социализации, но и такие функции, как воспроизводство  людей, удовлетворение в интимной близости и т.д.
На заре своего возникновения государство  выполняет узкий круг задач, прежде всего связанных с налаживанием и поддержанием внутренней и внешней  безопасности. Однако по мере усложнения общества усложнялось и государство. Сегодня оно не только защищает границы, борется с преступностью, но также  регулирует экономику, занимается социальным обеспечением и помощью малоимущим, собирает налоги и поддерживает здравоохранение, науку, школу и т.д.
Церковь создавалась ради решения важных мировоззренческих вопросов и установления высших нравственных нормативов. Но со временем она стала заниматься также  образованием, экономической деятельностью (монастырское хозяйство), сохранением  и передачей знаний, исследовательской работой (религиозные школы, гимназии и др.), попечительством.
Если  институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. Об институте говорят, что он обладает дисфункцией, когда некоторые из последствий его деятельности препятствуют осуществлению другой социальной деятельности или другого института. Или, как определяет дисфункцию один из социологических словарей, это «любая социальная деятельность, вносящая негативный вклад в поддержание эффективной деятельности социальной системы».
К примеру, экономические институты по мере своего развития предъявляют более  повышенные требования к тем социальным функциям, которые дол
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.