На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа "Наказ" Екатерины II

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
      Содержание: 
 

Введение………………………………………………..…………………….3
1. «Наказ» Екатерины  II……………………………………………………..4
2.  Деятельность  Комиссии……………………………………….………...14
Заключение…………………………………………………………….…….18
Список литературы…………………………………………………….……19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

     В ряду самодержцев Российской империи  было много сильных, волевых личностей, политическая и законодательная  деятельность которых оказала огромное влияние на рост не только России в  целом (в плане экономики, внешнеполитических отношений), но и отдельных социальных слоёв, жизнь и культуру общества. Постепенная модернизация жизни в России, основной толчок которой дала «европейская политика» Петра I, была продолжена и другими монархами, эпоха которых сыграла не менее важную роль в формировании мощной Российской империи. Российская императрица Екатерина II была властной законодательницей; в своём управлении государством она стремилась к реформам и внесла неоценимый вклад в развитие и укрепление России. Эпоха её правления (вторая половина 18 века) выделяется историками как отдельный этап в развитии империи, так как именно Екатериной II был проведён курс реформ в социально-политической жизни России, направленный на её модернизацию и укрепивший государственную власть в стране. Эта законодательная деятельность императрицы отвечала духу времени, новым европейским веяниям и идеям, которые принесла с собой в 18 веке эпоха Просвещения.
     Политика  просвещённого абсолютизма Екатерины II, как основное отражение принципов  эпохи Просвещения в России, интересна  не только своими нововведениями, но и сочетанием западных веяний с самобытностью России.
      Цель данной работы – рассмотреть «Наказ» Екатерины II и работу Уложенной комиссии. 
 
 
 
 

      1. «Наказ» Екатерины II 

      С самого начала своего царствования, Екатерина  выразила идею привести все правительственные учреждения в надлежащий порядок. Исполнение этой идеи Екатерина решила только преобразованием Сената, дальше она не пошла. Но её советник Н. И. Панин пошёл дальше. Он был одним из умнейших людей времён Екатерины. Н.И. Панин  подал императрице обстоятельный проект учреждений императорского  совета (1762г.).  Доказывая несовершенства прежнего управления,  допускавшего широкое влияние фаворитизма на дела, Панин настаивал на учреждении законодательного «верховного места», состоящего из немногих лиц с законодательным характером деятельности. Это законодательное «верховное место» должно было стоять у верховной власти в качестве ближайшего помощника императрицы. По словам Панина действие этого совета могло бы «оградить самодержавную власть от скрытых иногда похитителей оной», т. е.  временщиков. В то же время он был бы лучшим средством против непорядка и произвола в управлении.  Но он предлагал старое средство. В России уже существовали «верховные места» (Верховный тайный совет и Кабинет), которые, однако, не защищали от фаворитов и не охраняли законность. С другой стороны, «верховное место»,  усвоив законодательную функцию, стесняло  бы верховную власть. Екатерина стала колебаться и собрала мнение государственных людей о проекте. Они не сочувствовали ему. Екатерине указали, что крупная административная реформа, на которую она  почти согласилась, может превратить Россию из самодержавной монархии в монархию, управляемую олигархическим советом чиновничьей аристократии. Понятно, что Екатерина не могла утвердить такого проекта, и Панин потерпел неудачу.
      Отклонив  предложения Панина, Екатерина сама составляет план, более обширный, чем  панинский проект. Это был план перестройки законодательства. Императрица  хотела законности и порядка в  управлении. Знакомясь с делами, Екатерина поняла, что беспорядок господствует и в законах. Она поняла и срочность этого дела. Но Екатерина хотела не только привести в систему существующий законодательный материал, но и стремилась создать новые законодательные нормы, которые помогли бы установить порядок в государстве. Эти мысли возникли у неё, потому что она нашла недостатки в старых законах и считала их не подходящими, устаревшими для своего времени.
      Мысль о  выработке нового законодательства привела Екатерину  к знаменитой «Комиссии для сочинения проекта нового Уложения», по поводу которой императрица впервые заявила о своих широких реформаторских планах.
      Екатерина хотела создать новое законодательство, а не приводить старое в систему. О старых русских законах, действовавших при ней, она отзывалась резко, считала их вредными и систематизировать их не хотела. Она хотела установить отвлеченные общие правила, принципы законодательства и думала, что это ей удастся. «Можно легко найти общие правила, - писала она Вольтеру в 1767 г., - но  подробности?.. Это почти все равно, что создать целый мир».1 Екатерина отказалась от помощи бюрократии, потому что чиновничество выросло на старых законах и знало лишь правительственную практику, а не народные нужды. «Легкое», как она думала, дело установления принципов будущего кодекса Екатерина взяла на себя. Трудности установления подробностей она возложила на земских представителей. Уже с 1765 г. Екатерина  усидчиво принялась за изложение законодательных принципов. «Два года я читала и писала, не говоря о том полгода ни слова», - говорит сама императрица. Статьи, заготовленные Екатериной, были её Наказом. С самых первых набросков работа была своеобразной. Первоначальный текст будущего "Наказа" был написан по-французски. Затем секретари императрицы сделали русский перевод, который императрица редактировала не менее трех раз, внося дополнения, переставляя тексты местами. Все рукописи и Екатерины, и ее секретарей, относящихся к "Наказу", сохранились доныне - вплоть до маленьких листочков с поправками букв или цифр.2
      Основной  текст «Наказа» включил 20 глав, поделенных на 526 статей, из которых 245 восходят к  сочинению Монтескье «О духе законов», 106 - к книге итальянского ученого - юриста Ч. Беккариа «О преступлениях  и наказаниях». Кроме того, Екатерина использовала труды немецких авторов Бильфельда и Юста, а также французскую энциклопедию и русское законодательство.
      Однако  нельзя рассматривать Наказ Екатерины  как списанное от А до Я из сборника золотых сочинений. Беря за основу труды  просветителей, государыня провела огромную работу по адаптации теоретических базисов в практическое русское законодательство. И даже после этого Наказ Комиссии Уложения носил лишь рекомендательный характер.
      Сама  Екатерина так оценивала свое произведение «Общее мнение тех, которые прочли наказ, гласит, что non plus ultra ( высшая точка - лат.) совершенства, но мне кажется, что можно еще кое-что исправить. Я не хотела помощников в этом деле, опасаясь, что каждый из них стал бы действовать в различном направлении, а здесь следует провести одну только нить и крепко за нее держаться... Тетрадка есть исповедь моего здравого смысла, современники и потомство должны будут судить о нем; если бы при этом  страдало одно мое самолюбие, я с удовольствием и даже с радостью пожертвовала бы им, но с тем, однако, чтобы моя тетрадка достигла своей цели, то есть доставила бы жителям России положение самое счастливое, самое спокойное, выгодное, в котором они могут находиться».3
      К маю 1766 года был готов, почти завершенный  текст - в нем было свыше полутора десятков глав и более 400 сот статей. Набело переписанный "Наказ" был передан через фаворита Екатерины графа Орлова для прочтения некоторым высшим сановникам и близким людям: М.И. Воронцову. В.Г. Баскакову, А.П. Сусарокову, высшим церковным иерархам. «...Назначила я разных персон, вельми разно мыслящих, - писала после императрица, - дабы выслушать Наказ Комиссии Уложения. Тут при каждой статье родились прения. Я дала им волю чернить и марать все, что хотели. Они более половины того, что написано мною было, помарали, и остался Наказ Уложения, яко напечатан»4  Свои принципы нового русского законодательства Екатерина установила на почве философско-публицистических умствований современной ей европейской литературы. Эти принципы, с одной стороны, были в высшей степени либеральны, с другой стороны, чужды русской жизни, именно из-за своей чрезвычайной либеральности. Екатерина чувствовала это. В своём Наказе Екатерина утверждала, что единственно возможной для России формой власти является самодержавие. Она так считала, потому что страна была обширной, и потому что одной власти лучше повиноваться, чем многим господам. Постаралась она также оправдать отвлечённость своих принципов, их несоответствие русским порядкам. Екатерина писала в своём наказе: «Россия есть европейская держава». Итак, по мнению Екатерины, древняя Россия жила с чуждыми нравами, которые следовало переделать на европейский лад, потому что Россия - страна европейская. Екатерина внесла в русские законы общеевропейские начала. Екатерина говорила, что так как эти законы европейские, они не могут быть чуждыми России, хотя могут такими показаться из-за своей новизны. Таким образом Екатерина пыталась оправдать либеральность и отвлечённость от русской жизни своих принципов.
      После обсуждения Наказа многими государственными деятелями, напечатано было менее четверти того, что составила Екатерина. Возражения выбранных ею цензоров направлены были на то, что было либерально, и против того, что не соответствовало русским обычаям и привычкам. Возражения окружающих заставили Екатерину отказаться от издания очень важных для неё деталей Наказа.
        Уступчивость Екатерины в деле  составления Наказа показывает  её зависимость от окружения   в первые годы правления и  несоответствие её личных   взглядов тем, которые она высказывала официально.
        Правительство придавало Наказу  особое значение. После его издания  всем государственным учреждениям  повелевалось иметь Наказ на  судейских столах наравне со  старым «Зерцалом правосудия».  Наказ не был типичным законодательным  актом, как я уже упоминала раньше, он являлся, в общем, документом рекомендательного характера, декларацией о намерениях. Екатерина подчеркивала, что запретила ссылаться на Наказ как на закон и разрешала только основывать на нем те или иные рассуждения, мнения. Однако он не остался без прямого применения в праве: известны случаи, когда сложные дела были решены и Сенатом, и нижестоящими судами "по правилам Большого наказа". Следуя конституционным началам "Наказа", в екатерининское время была изжита следственная пытка, хотя судебные власти сопротивлялись изъятию из их рук такого "полезного" средства.
      Современное "Наказу" российское и зарубежное общество с восторгом восприняло государственный либерализм этого  акта. Текст закона неоднократно переиздавался - всего до семи раз тиражом свыше 5 тысяч экземпляров (что было огромной цифрой). "Наказ" перевели на все европейские языки, даже на латинский и новогреческий, выходили новые переводы и за границей. С введением школьной реформы 1782 году он был обязателен для изучения в школе: напечатаны даже специальные прописи для обучения письму с избранными статьями "Наказа".5
      Павел 1 относился к "Наказу" отрицательно, но с воцарением Александра 1 екатерининские постулаты вновь вошли в оборот. Важнейшие статьи "Наказа" затем  ограничено перешли в основные государственные законы.
      Первые  пять глав фиксировали самые важные принципы власти государственного правления  в России как непререкаемые, "фундаментальные" начала жизни общества вообще. (В "Наказе" было и небольшое введение, где Екатерина развивала мысль о том, что стремление закона к блаженству каждого и всех есть и правило христианского вероучения).
      Одна  из самых первых статей "Наказа" провозглашала Россию европейской  державой. У этого положения был  важный политический подтекст: следуя критериям Монтескье, все закономерности европейской государственности присущи России, несмотря на ее особую обширность. Главная из таких закономерностей - «Государь в России самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть не может действовать сходно с пространством такого великого государства» (ст. 8). А «всякое другое правление не только было бы России вредно, но и в конец разорительно» (ст. 11). Однако у новой, правовой, монархии новая цель: все действия людей «направить к получению самого большого ото всех добра» (ст.13), способствовать процветанию общества, гарантировать права граждан-подданных. Государь не может и не должен везде править сам, хотя именно он полагался юридическим источником всякой власти в государстве (это показывает, что «Наказ» вполне сохранял абсолютизм монархии).
      В стране должны существовать подчиненные  монарху «правительства» - учреждения, которые проводят в жизнь законы, но могут вместе с тем и ходатайствовать  о выявленных недостатках этих законов. Особым учреждением, с особыми правами, был Сенат. На Сенат возлагались функции конституционного контроля за действиями других властей «сходственно с законами, во основании положенными, и с государственными установлениями» (ст.25).
      Законность  и законы не должны стать в государстве самоцелью, они обязаны «предохранять безопасность каждого особого гражданина». Все равны перед государственным законом, провозглашалось в Наказе: «Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам» (ст.34). Но не более.
      Чрезмерное  понимание равенства, стремление к  стиранию различий между бедными  и богатыми, между разными чинами и званиями, «когда всяк хочет быть равный тому, который законом поставлен  быть над ним начальником» - это  «умствование» равенства, гибельное для общества (ст.503). Законы должны охранять и «вольность» гражданина, которая, однако, заключается в том, «чтоб делать все, что кому угодно» (ст.36). В правильном государстве «вольность» есть право делать то, что «законы дозволяют».
      В главах 6 и 7 в общей форме фиксировались правила построения такого законодательства, где «вольность» граждан уживалась бы с самодержавным правлением.
      Следуя  мысли Монтескье, Наказ отмечал, что законы в обществе связаны  со многими факторами: верой, климатом, политикой правительства, правами. Все это формирует исходное «народное умствование» (современно говоря, менталитет). Правильные законы должны следовать этому духу народа. «Ничего не должно запрещать законами, кроме того, что может быть вредно или каждому особенно, или всему обществу» (ст.41). Если народ делает что-либо без принуждения, значит, делает это охотно и хорошо - в этом главное правило лучшей государственной политики. Однако, отмечалось в Наказе, не всегда самые полезнейшие дела и разумные меры находят ответ в народных умах: нравы грубеют. Такое острое противоречие между властью и осознанными потребностями нации следует решать путем всемирного просвещения, «приуготовление умов» (имеется в виду просвещение в широком смысле, не школьном). «Для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому приуготовить».
      Главы 9.9 и 10 специально устанавливали конкретные принципы законодательства в самой  острой сфере, причем не только для 18 века, - сфере уголовного права и судопроизводства.
      Правильно построенный уголовный закон  провозглашался важнейшей гарантией  гражданской «вольности». Правильно - значит не произвольно, единство по хотению  законодателя. Наказание должно следовать  из природы самого преступления, и  в моральном обществе изобличение в преступлении есть едва ли не самое большое наказание. Наказ категорически воспрещал любые жестокие по форме наказания: «Все наказания, которыми тело человеческое изуродовать можно, должно отменить» (ст.96), сокращал возможные случаи смертной казни.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.