На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Управление в первой половине 19 в

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Филиал  НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт» в г.
Стерлитамаке  РБ
Факультет «Государственного  и муниципального управления» 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
 

по дисциплине «История государственного и муниципального
 управления  в России» 

на тему: «Управление в первой половине 19 в.» 
 
 
 
 
 

                                                              
 

                                                          Выполнил: студент
                                                          группы 09гмис/2 -01
                                              Аминов Т.А.
                                                       Проверил: к.п., доц.
                                                  Богданова А.А.
                                                  
 
 
 
 

Стерлитамак 2010
Содержание: 
 

   1. Правление Александра I (1801-1825 гг.)                                                            3
   2. Либеральные реформы 1801-1815 гг.                                                                 3
   3. Консервативный период правления Александра I                                            5
   4. Правление Николая 1.                                                                                          6 

   5. Внутренняя политика                                                                                           7 

   6. Заключение.                                                                                                          11
   7. Список использованной литературы                                                                13 
 
 
 

        
     
     

            
                                           
     
     
     
     
     
     
     

1 Правление Александра I (1801-1825 гг.) 
12 марта  1801 г. в результате дворцового  переворота на престол вступил Александр I. В детстве Александр был отнят у родителей и воспитывался своей бабкой - Екатериной Великой. Императрица назначила воспитателем царевича швейцарского дворянина Ф. Лагарпа, который оказал огромное влияние на формирование либеральных воззрений будущего самодержца. Пытаясь приспособиться к противостоянию Екатерины II и своего отца, Александр Павлович вынужден был лавировать между двумя противоборствующими группировками, что повлияло на формирование таких качеств его характера, как хитрость, проницательность, осторожность и двуличность. Тот факт, что Александр I знал о готовящемся заговоре против императора Павла I , но в силу слабости и жажды власти не смог предотвратить убийство отца, способствовал развитию у него мнительности и недоверия к окружающим.
2. Либеральные реформы 1801-1815 гг. 
 Став  императором, Александр I в полной  мере проявил себя как осторожный, гибкий и дальновидный политический  деятель, крайне осмотрительный  в своей реформаторской деятельности.
Первые  шаги нового императора оправдали надежды  российского дворянства и свидетельствовали о разрыве с политикой императора Павла и возвращении к преобразовательной деятельности Екатерины Великой. Александром I были возвращены опальные дворяне, были сняты ограничения на торговлю с Англией, отменен запрет на ввоз книг из-за границы. Также император подтвердил привилегии дворянам и городам, указанные в екатерининских Жалованных грамотах.
В то же время Александр I с целью разработки либеральных реформ государственного устройства создал Негласный комитет (май 1801 - ноябрь 1803 г.), в который входили: П. Строганов, А. Чарторыйский, В. Кочубей и Н. Новосильцев. Негласный комитет не являлся официальным государственным учреждением, а был совещательным органом при государе. Основными вопросами, обсуждавшимися на заседаниях Негласного комитета, стали реформы государственного аппарата в сторону ограничения самодержавия, крестьянский вопрос и система образования.
Результатом деятельности Негласного комитета стана  реформа высших государственных органов. 8 сентября 1802 г. был издан Манифест, по которому вместо коллегий были учреждены министерства: военное, военно-морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции, а также Государственное казначейство на правах министерства.
В решении  крестьянского вопроса, обсуждаемого в Негласном комитете, Александр I был крайне осторожен. Император считал крепостничество источником социальной напряженности, но был убежден, что общество не готово к радикальным реформам. 20 февраля 1803 г. был издан указ о «вольных хлебопашцах», который предоставлял помещикам возможность освобождать крестьян с землей за выкуп. Указ носил рекомендательный характер и не пользовался большой популярностью у помещиков: за весь период царствования Александра I в разряд «вольных хлебопашцев» перешло менее 0,5% крепостных.
С осени 1803 г. значение Негласного комитета стало  падать, а его место занял Комитет  министров. Для продолжения преобразований Александру I нужны были новые люди, преданные лично ему. Новый виток  реформ был связан с именем М. Сперанского. Александр Г сделал Сперанского своим основным советником и помощником. К 1809 г. Сперанский по поручению императора подготовил план государственных преобразований под названием «Введение к уложению государственных законов». Согласно этому плану необходимо было осуществить принцип разделения властей (законодательные функции сосредоточивались в руках Государственной Думы, судебные - в руках Сената, исполнительные - у министерств). Все население России по плану М. Сперанского делилось на три сословия: дворянство, «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне) и «народ рабочий» (крепостные крестьяне, мастеровые, прислуга). Все сословия получали гражданские права, а дворяне - права политические.
Император одобрил план Сперанского, но не решился проводить широкомасштабные реформы. Преобразования коснулись исключительно центральной системы государственного управления: в 1810 г. был учрежден Государственный совет - законосовещательный орган при императоре.
В 1810-1811 гг. была закончена реформа системы министерского управления, начатая еще в 1803 г. Согласно «Общему учреждению министерств» (1811) было образовано восемь министерств: иностранных дел, военное, морское, внутренних дел, финансов, полиции, юстиции и народного просвещения, а также Главное управление почт, Государственное казначейство и ряд других ведомств. Вводилось строгое единовластие. Министры, назначаемые царем и подотчетные только ему, образовали Комитет министров, статус которого как совещательного органа при императоре был определен лишь в 1812 г.
В начале 1811 г. Государственный совет отказался  утвердить проект новых реформ. Стал очевиден провал всего плана Сперанского. Дворянство отчетливо ощущало угрозу уничтожения крепостного права, Растущая оппозиция консерваторов приобрела настолько угрожающий характер, что Александр I был вынужден прекратить преобразования. М. Сперанский был отстранен, а затем сослан.
Таким образом, реформы начала первого  периода царствования Александра I носили весьма ограниченный характер, но они достаточно упрочили его положение как самодержавного монарха, будучи результатом компромисса между либеральным и консервативным дворянством.  

3. Консервативный период правления Александра I
Второй  период правления императора традиционно  называется в исторической литературе «консервативным», несмотря на то, что в это время были осуществлены такие либеральные преобразования, как введение польской конституции, предоставление автономии Бессарабии, облегчение положения крестьян в Прибалтике.
Внешние события 1812-1815 гг. отодвинули внутриполитические проблемы России на второй план. После окончания войны вопрос о конституционных реформах и крепостных отношениях вновь оказался в центре внимания общества и самого императора. Был разработан проект Конституции для польских земель, входивших в состав России. Эта конституция стала своего рода пробным шагом, экспериментом, который должен был предшествовать введению конституции в России.
В ноябре 1815г. польская конституция была утверждена. В ней сохранялась монархия, но предусматривалось создание двухпалатного парламента (сейма). Правительство должно было быть ответственно перед сеймом, также гарантировались свобода печати, равенство всех сословий перед законом, неприкосновенность личности. А на открытии сейма в 1818 г. в речи Александра I фактически прозвучало обещание ввести конституцию и в России. В марте 1818 г. император поручил группе своих советников во главе с Н. Новосильцевым разработать конституцию для России. Конституция была разработана, но так и не была реализована - Александр I не решился идти на прямую конфронтацию с оппозицией.
В апреле 1818 г. Александром I было предоставлено  автономное управление Бессарабии. Согласно «Уставу образования Бессарабской области» высшая законодательная и исполнительная власть передавалась Верховному совету, часть которого избиралась от дворянства. Еще в 1804 г. было утверждено «Положение о лифляндских крестьянах», по которому запрещались продажа крепостных без земли, фиксированная повинность, освобождавшая крестьян от рекрутской повинности. В мае 1816 г. император подписал «Положение об эстляндских крестьянах», по которому они получали личную свободу, но вся земля оставалась в собственности помещиков. Крестьяне могли брать землю в аренду, а позже и выкупать ее. В 1817 г. «Положение» было распространено на Курляндию и на Лифляндию (1819).
Однако  из-за оппозиционных настроений дворянства, не желавшего расставаться со своими привилегиями, реформаторские намерения  Александра I сменяются откровенно реакционным курсом. В 1820 г. Государственный совет отверг предложенный царем законопроект о запрещении продажи крепостных без земли. Кроме того, волна европейских революций 1820-1821 гг. и восстания в армии убедили его в несвоевременности преобразований. В последние годы своего царствования Александр I мало занимался внутренними делами, уделяя основное внимание проблемам Священного союза, который стал оплотом европейских монархов против освободительных и национальных движений. Именно в это время усилилось влияние А. Аракчеева, по имени которого установившийся в стране режим получил название «аракчеевщина» (1815-1825). Ее ярчайшим проявлением стало создание в 1820 г. военной полиции, усиление цензуры, запрещение в 1822 г. деятельности тайных обществ и масонских лож в России, восстановление в 1822 г. права помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Показательным было создание «военных поселений», в которых под жесточайшей регламентацией и контролем крестьяне несли одновременно с земледельческой повинностью военную службу.
Таким образом, либеральные проекты реформ об отмене крепостного права и предоставлении России конституции не были осуществлены из-за нежелания преобразований подавляющей массы дворянства. Не получив поддержки, реформы не могли быть проведены. Опасаясь нового дворцового переворота, Александр I не мог идти наперекор первому сословию.
В ноябре 1825 г. император неожиданно скончался  в Таганроге (по другой версии - он тайно  ушел в монастырь). Второй сын Павла I , брат Александра I - Константин в 1822 г. отказался от правления. Составленный в 1823 г. Манифест, в котором преемником был назначен третий сын Павла - Николай, хранился в тайне от наследника. В результате в 1825 г. возникла ситуация междуцарствия.
4. Правление Николая  1. 

Сразу после смерти Александра I двор, войска и население были приведены к присяге императору Константину I, который согласно законам о престолонаследии должен был занять престол. Однако Константин жил в Варшаве, престола не принимал, но и не желал формально отречься от него. После длительной переписки, с Константином, Николай решился объявить себя императором и назначил вторую присягу. Принесение присяги, новому государю, было назначено на понедельник 14 декабря, но чтобы не допустить "переприсягу" (воспринятую многими в армии как не законную), и воспользоваться междуцарствием, для реализации планов военного переворота, декабристы с нерешительностью, и без единого командования, вывели верные им войска до трёх тысяч солдат на Сенатскую площадь.
Декабристами  на совещании на кануне восстания  было решено:
Вывести войска на Сенатскую площадь;
Не присягать  императору;
Захватить Петропавловскую крепость, Зимний дворец;
Арестовать  царскую семью;
Обратиться  к народу через Сенат, как наиболее авторитетный орган;
Обнародовать "Манифест к русскому народу" об уничтожении крепостного права, бывшей формы правления, ликвидации рекрутчины, сокращении солдатской службы с 25 до 15 лет, уравнении в правах всех сословий;
Созвать Великий собор по два представителя  каждого сословия от губернии через 3 месяца после восстания, до этого сосредоточить власть в руках Временного революционного правления.
Выставив  против восставших войска и артиллерию верные императору, Николай послал для обуздания бунтовщиков героя 1812 года генерала Милорадовича М.А. После  длительного противостояния, не выдержали нервы у Каховского П.Г. и он выстрелил в Милорадовича…
Убийство  Милорадовича сторонники Николая использовали как повод для решительных  действий. "Ваше величество, - грубовато  сказал генерал К.Ф. Толь, - прикажите  очистить площадь картечью или отрекитесь от престола". Николай зло взглянул на него и приказал пустить в ход артиллерию…
Восстание было подавлено. Под арест взято 316 человек, начала работу следственная комиссия.
Николай лично допрашивал многих декабристов. Одних он пытался склонить к откровенным показаниям мягким обращением, на других кричал. Угодливые царедворцы, назначенные судьями, вынесли очень жестокий приговор. Пятеро декабристов (К.Ф. Рылеев, П.И. Пестель, С.И. Муравьёв-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и П. Г Каховский) были приговорены к четвертованию. Николай заменил его на повешенье. Казнь совершилась рано утром 13 июля 1826г. в Петропавловской крепости. 

5. Внутренняя политика 

На протяжении второй четверти XIX в. Правительство  вынуждено было проводить двойственную политику: с одной стороны после восстания декабристов, едва не лишившего Николая I престола, власть стремилась не допустить повторения, что вело к усилению реакции и государственного контроля над обществом. С другой - правительство не могло игнорировать причины общественного недовольства, поскольку само восстание и было следствием этого недовольства. Николай приказал составить "свод показаний декабристов" о внутреннем состоянии России с их проектами преобразований. Этот документ стал настольной книгой императора.
Упомянутый "свод показаний", составленный одним  из делопроизводителей Боровковым, в  заключении своём намечала и определённые выводы, из которых, конечно, лишь некоторые  были навеяны показаниями декабристов, другие же вытекали из общего впечатления  от состояния государства. Боровков также резюмирует эти выводы о насущных нуждах государственного управления: водворить правосудие учреждением кратчайшего судопроизводства; возвысить нравственное образование духовенства; подкрепить дворянство, упавшее и совершенно разоренное займами в кредитных учреждениях; воскресить торговлю и промышленность незыблемыми уставами; направить просвещение юношества сообразно каждому состоянию; улучшить положение земледельцев; уничтожить унизительную продажу людей; воскресить флот; поощрить частных людей к мореплаванию, словом исправить неисчислимые беспорядки и злоупотребления". В сущности, отсюда можно было извлечь целую государственную программу, но Николай принял из нее к сведению лишь те факты и выводы, которые наиболее его поразили.
Как и  в начале царствования Александра I, первые шаги императора были направлены на переустройство государственного управления и разрешения извечного крестьянского  вопроса. Однако в отличие от предшествующей эпохи смысл управления государством был сразу возведён до принципа самодовлеющей власти императора.
Личную  волю Николая I стала проводить в  жизнь специально созданная Собственная  его императорского величества канцелярия, разделённая на шесть отделений.
 
Собственная Е. И.В. канцелярия  
1-е  отделение Подготовка  бумаг для царя и надзор за исполнением  распоряжений
2-е отделение кодификация законов
Сперанский  М.
3-е отделение высшая  полиция, политический сыск
А. Бенкендорф
4-е отделение благотворительные учреждения
мать  царя
Мария Федоровна
5-е отделение подготовка  реформы гос. деревни
П.Д. Киселёв
6-е отделение управление  Закавказьем
 
             
 
Сенат Государственный совет  
Прежние министерства    
     
Три первых отделения были учреждены в 1826г, а четвертая - в 1828г. Первое отделение ведало непосредственные распоряжения государя и рассматривало прошения, подаваемые на его имя. Второе отделение - заменило прежнюю Комиссию составления законов и занималась приведением в порядок действующих законов. Этим отделением приготовлены были Полное Собрание Законов, Свод Законов и Уложение 1845 года. Третье отделение представляло высшую полицию; круг его ведомства: секты и расколы; фальшивомонетчики; лица подозрительные в политическом отношении; периодическая печать; кроме того, оно ведало театральную цензуру, дела о жестоком обращении помещиков с крестьянами. Четвертое отделение ведало учреждения, находившиеся под управлением императрицы (ныне Ведомство императрицы Марии): женские учебные заведения, воспитательные дома, дома трудолюбия, опекунский совет. Пятое и шестое отделения (управление казенными крестьянами и Закавказским краем) учреждены были одновременно и вскоре закрыты.
Практически сразу же после вступления на престол  по распоряжению Николая I было сформировано 2-е отделение царской канцелярии для систематизации и публикации законов Российской империи. Руководителем кодификационных работ царь назначил М.М. Сперанского.
Все действующие  законы были сведены в две основные группы: законы государственные и  законы гражданские. Первые определяли положение верховной власти (основные законы), государственных установлений (правительственные учреждения, центральные и областные), действия государственной власти и её органов; отношение к ним населения. К этой же группе принадлежали законы о состояниях (сословия), о благочинии (полиция), об уголовных преступлениях (нарушения установленного порядка). Другая группа определяла гражданские права российских подданных и охранение этих прав: семейное право (отношения между членами семьи; завещания, наследование), права имущественные, частный кредит (вексельное право, долговые обязательства), торговлю, промышленность, взыскания по нарушению принятых на себя обязательств и прочее.
19 января 1833 года "Свод законов" был  одобрен Государственным советом.  Николай I, присутствовавший на заседании, снял с себя орден Андрея Первозванного и возложил его на Сперанского. Этот "Свод" немедленно вступил в действие, затронул жизнь миллионов людей и облегчил ее, уменьшив хаос в управлении и произвол чиновников. По мысли Сперанского, "Собрание" и " Свод законов" должны были стать основой для создания нового уложения. По ряду причин замысел Сперанского не был осуществлен, третьему этапу суждено было долго оставаться не реализованным.
Однако  проделанный Сперанским грандиозный  труд в дальнейшем послужил основой для последующих реформаторов.
В первые годы царствования Николай I не придавал большого значения крестьянскому вопросу. Постепенно, однако, царь и его ближайшее  окружение приходили к мысли, что крепостное право таит в себе опасность новой пугачевщины, что оно задерживает развитие производительных сил страны и ставит ее в не выгодное положение перед другими странами - в том числе и в военном отношении.
Разрешение  крестьянского вопроса предполагалось вести постепенно и осторожно, рядом  частичных реформ. Первым шагом в этом направлении должна была стать реформа управления государственной деревней. В 1837 году министерство государственных имуществ, возглавил П.Д. Киселёв. В своё время он подавал Александру I записку о постепенной отмене крепостного права. В 1837 - 1841 гг. Киселев добился проведения ряда мер, в результате которых удалось упорядочить управление государственными крестьянами. В их деревнях стали открываться школы, больницы, ветеринарные пункты. Малоземельные сельские общества переселялись в другие губернии на свободные земли.
Сам Николай  считал реформы (и в том же числе  крестьянскую) назревшим делом, которого желало общество. Но вопрос о реформах имел не одну оппозиционную генеалогию: император знал, что его брат и  предместник был сознательным противником крепости на крестьян, а отец своей мерой о барщине положил начало новому направлению правительственных мероприятий в крестьянском вопросе. Поэтому реформы вообще и крестьянская в частности, становились в глазах императора Николая правительственной традицией. Настоятельная необходимость делалась для него очевидной потребностью самой власти, а не только уступкой оппозиционному движению различных кружков.
Дело  в том, что во внутренней народной жизни к этому времени сложились  материальные условия, которые могущественнее всяких идейных требований расшатывали крепостной строй и подготовляли его падение. Прежде всего таким именно обстоятельством являлось значительное уплотнение населения, особенно в некоторых центральных черноземных губерниях, которое делало при существовавшем здесь барщинном хозяйстве крепостной труд в значительной мере не выгодным для помещиков, так как при примитивной системе хозяйства некуда было девать крепостные руки, а принудительный труд не допускал сколько-нибудь действенной интенсификации производства и развития прикладных сельскохозяйственных производств
Казённые  крестьяне тогда находились в  ведении департамента государственных  имуществ, подчиненного министру финансов. Министром финансов был Канкрин, человек не только образованный, но и ученый экономист. В отношении починенных ему казённых крестьян первое, что Канкрин задумал, это по возможности упорядочить систему взимания с них налогов и оградить от злоупотребления чинов земской полиции, которая в то время являлась настоящей саранчой в отношении народа. Император Николай Павлович, который остался не доволен медленным ходом дела и объяснял это тем что у Канкрина слишком много других работ, счел нужным передать эту часть другому лицу.
Новое министерство было открыто в 1837 году, и во главе его был поставлен П.Д. Киселев. В своих попытках улучшить положение казённых крестьян Киселев пошел, собственно, по тому же пути, который был указан Канкриным: на местах были учреждены особые палаты государственных имуществ, а в уездах - окружные управления. Было допущено, в прочем, и некоторое самоуправление казенных крестьян в их общинах и волостях, но все таки над ними, с правом, в сущности, неограниченного вмешательства в их хозяйственную и домашнюю жизнь, были поставлены окружные начальники, которых Киселев старался подобрать как можно лучше.
Хотя  Киселеву отдано было управление казенными  крестьянами, но он не переставал фактически быть начальником штаба по крестьянской части, как его называл Николай, и в общем его участие в  разработке всего крестьянского вопроса было весьма значительно.
Особое  внимание киселевское министерство уделяло поднятию агротехнического уровня крестьянского земледелия. Широко внедрялась посадка картофеля. Местные  чиновники принудительно выделяли из крестьянского надела лучшие земли, заставляли сообща сажать там картофель, а урожай изымали и распределяли по своему усмотрению, иногда даже увозили в другие места. Это называлось "общественной запашкой", призванной страховать население на случай неурожая. Крестьяне же увидели в этом попытку внедрить казённую барщину. По государственным деревням в 1840 - 1844 гг. прокатилась волна "картофельных бунтов".
Помещики  тоже были не довольны реформой Киселева. Они опасались, что попытки улучшить быт государственных крестьян усилят тяготение их крепостных к переходу в казенное ведомство. Еще большее не довольство помещиков вызвали дальнейшие планы Киселева. Он намеривался провести личное освобождение крестьян от крепостной зависимости, выделить им небольшие земельные наделы и точно определить размер барщины и оброка.
Недовольство  помещиков и "картофельные бунты" вызвали в правительстве опасение, что с началом отмены крепостного  права придут в движение все классы и сословия огромной страны. Именно роста общественного движения больше всего боялся Николай I. В 1842 г. На заседании государственного совета он сказал: "Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным".
Реформа управления государственной деревней оказалась единственным значительным мероприятием в крестьянском вопросе  за все 30-летнее царствование Николая I. "История России (С начала XVIII до конца XIX века) "
В начале 1855 г. (18 февраля) император Николай скончался, и 19 февраля началось царствование его приемника императора Александра II. 

6. Заключение.
В период царствования Александра I Россия участвовала в войнах: русско-иранская война (1804-1813 гг.) началась после отклонения Россией ультиматума Персии о выводе русских войск из Закавказья. Русско-турецкая война (1806-1812 гг.) была вызвана, стремлением Турции возвратить бывшие владения в Северном Причерноморь
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.