На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Дифференциальная психология

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    СОДЕРЖАНИЕ 

 

      1. ПЕРЕЧИСЛИТЕ ОСНОВНЫЕ  МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ  СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА

 
      Существуют  несколько основных методик  изучения свойств нервной системы человека. Так, общим свойством большинства методик, применяемых для измерения свойств нервных процессов в лаборатории И.П. Павлова, является их условно-рефлекторный характер. Наиболее часто используется процедура выработки положительных и отрицательных условных рефлексов, их переделка.
      Этот  метод основывается на выявлении  наиболее устойчивых врожденных характеристик  высшей нервной деятельности. Для этих целей наиболее успешно применяется ЭЭГ (ее частотный спектр, реакция усвоения ритма мелькающего света на разных частотах, усредненный вызванный потенциал).
      Использование большого арсенала самых разнообразных  методик для диагностики свойств  привело Э.А. Голубеву с сотрудниками к заключению о необходимости разделения свойств нервной системы на те, которые в большей мере связаны с особенностью условнорефлекторной деятельности, и те, в которых в основном представлен безусловно-рефлекторный компонент деятельности.
      Считалось, что метод изучения свойств нервной системы с помощью условных рефлексов имеет то несомненное преимущество, что позволяет исключить произвольные реакции человека, которые могут мешать диагностике из-за сознательного искажения обследуемым получаемых результатов. Отсюда и возникло в лаборатории Б. М. Теплова требование использовать для диагностики типологических особенностей только «непроизвольные» реакции и основанные на них «непроизвольные» методы. Автор считал, что «методики произвольных реакций», или «произвольные» индикаторы, имеют лишь чрезвычайно ограниченные возможности для изучения свойств нервной системы, поскольку они неизбежно адресуются к сплаву черт природных и приобретенных, а стало быть, как пишет В. Д. Небылицын, «выявляют не свойства нервной системы как таковые, а в лучшем случае индивидуальные модификации используемых в опыте реакций под комплексным влиянием свойств нервной системы и приобретенного опыта».
      Достоинством  непроизвольных методик В. С. Мерлин считает следующее:
      - они дают возможность освободиться от маскирующего эффекта ранее образованных связей и выработать у испытуемого действительно новые условные связи;
      - с их помощью изучаются свойства нервной системы при наименьшем и наиболее просто учитываемом влиянии со стороны второй сигнальной системы;
      - они дают возможность выделить отдельные свойства нервной системы (автор, очевидно, полагал, что в произвольных реакциях проявляются сразу несколько свойств).
      Слабость  позиции исследователей, выступающих  против «произвольных» методик, состоит в следующем.
      1. В настоящее время стало очевидным,  что вырабатывать у человека  условные рефлексы в полной  изоляции от его психического (произвольного) контроля невозможно. Активность человека, степень его  произвольного внимания к условному  раздражителю играют большую роль в формировании условно-рефлекторных реакций. Да и методически исключить произвольные двигательные реакции оказалось невозможно.
      Таким образом, со временем произошла существенная эволюция во взглядах на «непроизвольность» приемов изучения свойств: вместо отстаивания непроизвольных реакций, с помощью которых изучаются свойства, стали говорить о «непроизвольных» показателях типологических особенностей, получаемых при произвольных реакциях человека.
        «Непроизвольные» показатели нейродинамических особенностей — это вторичная информация, получаемая в процессе выполнения обследуемым тестов, о которой тот не подозревает и, следовательно, не может ее преднамеренно исказить.
      2. Слабость позиции сторонников  «непроизвольных» методов изучения свойств нервной системы состоит и в том, что они считают, будто приобретенный человеком в течение жизни опыт маскирует в произвольных методиках врожденные типологические особенности. Если это касается свойств характера и темперамента, спорить не приходится: в них действительно может проявляться и маскировка, и влияние опыта. Но Б. М. Теплов говорил о том, что, когда изучаются свойства нервной системы, исследователя интересуют не особенности навыков, не уровень знаний, не разница в поведении, а особенности проявления свойств нервной системы, влияющих на приобретение знаний и навыков, на поведение человека. А раз так, то возникает задача отделить врожденное от фенотипа, т. е. сплава врожденного и приобретенного. «Произвольные» же методики, по мнению Б. М. Теплова, не дают возможности осуществить это.
      Рассматривается также вопрос о возможности использования  методов беседы и наблюдения в  процессе изучения свойств нервной  системы человека. Например, в лаборатории  Павлова метод выработки условных рефлексов сочетался с методом наблюдения. Однако данный метод наблюдения в этой случае подвергался критике. Было накоплено много фактов, свидетельствующих о том, что особенности поведения могут быть обусловлены условиями жизни и воспитания, а не только врожденными особенностями проявления свойств нервной системы. Например, трусливыми бывают собаки не только со слабой нервной системой, но и с сильной, если щенят воспитывали, держа в страхе.
      Именно  на этом основании И. П. Павлов и выдвинул понятие о фенотипе (характере) как сплаве генотипа и изменений, связанных с внешней средой, а также сделал вывод, что диагноз типологических особенностей необходимо ставить на основании их экспериментального изучения, а не на основе характеристики поведения.
      Е. М. Теплов (1956) также отмечал, что ставить диагноз типа нервной системы только на основе наблюдения за поведением возможно лишь при длительном и глубоком изучении данного человека, однако и в этом случае поставленный диагноз будет иметь гипотетический характер.
      Недостатком опросников является и то, что субъект может исказить свой реальный психологический портрет, выдать идеал за самого себя, либо преднамеренно заретушировать те свои особенности, которые ему по каким-либо причинам не нравятся. Кроме того, в опросниках испытуемый мысленно должен моделировать подчас такие ситуации, в которых он, может быть, никогда и не был. Отсюда домысливание, фантазирование.
      Возможность использовать опросники для выяснения  типологических особенностей проявления свойств нервной системы пытаются доказать тем, что результаты разделения субъектов на типологические группы с помощью опросников совпадают с результатами такого же деления при использовании инструментальных методик. Кроме того, ссылаются на наличие корреляции между результатами диагностики типологических особенностей тем и другим способом. При этом, однако, забывается, что наличие корреляции само по себе еще мало что говорит. По крайней мере, необходимо иметь в виду не только тождество коррелируемых показателей, но и зависимость одного показателя от другого или зависимость обоих коррелируемых факторов от третьего, а не друг от друга.
      Почему  же тогда выявляются связи между  диагнозами по опросникам и инструментальным методикам? Потому что с помощью  опросников выявляются различия в поведенческих реакциях, которые зависят от типологических особенностей свойств нервной системы. Соответвенно наблюдающиеся корреляции могут служить доказательством валидности инструментальных методик, а не опросников (т. е. свойство, обнаруживаемое с помощью данной инструментальной методики, имеет ожидаемое проявление в поведении или деятельности человека). Ведь правомернее предположить, что способности, склонности, стили деятельности, свойства темперамента и характера зависят от типологических особенностей проявления свойств нервной системы, а не наоборот. О том же, что перечисленные феномены в своих полярных проявлениях не тождественны типологическим особенностям проявления свойств нервной системы, и говорить не приходится.  

 

       2. ДАЙТЕ ХАРАКТЕРИСТИКУ  СКОРОСТНЫХ СВОЙСТВ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ, ОПИШИТЕ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 
     Основные  свойства нервной системы – свойства нервной системы, выделенные в экспериментальных  исследованиях дифференциальной психофизиологии: динамичность  нервных процессов, их сила, подвижность и лабильность. Каждое из этих свойств характеризуется двумя нервными процессами – возбуждением и торможением, а также третьим показателем – балансом по возбуждению и торможению.
     Динамичность  нервной системы – свойство нервной  системы, свидетельствующее  о скорости образования  условных реакций. Эти реакции могут заключаться в выработке положительных условных рефлексов, что является показателем динамичности по возбуждению, или в условно-рефлекторном торможении (динамичность по торможению).
     Показателем динамичности по возбуждению является, например, условно-рефлекторное изменение показателей электроэнцефалограммы. Используя в качестве условного стимула звуковой сигнал, а в качестве подкрепления – зрительный раздражитель, можно вызвать условно-рефлекторное изменение корковой ритмики: в ответ на звуковой сигнал будут возникать такие изменения в электроэнцефалограмме, которые характерны не для звукового раздражителя, а для сочетания звука и света.
     Сила  нервной системы –  свойство  нервной системы,  понимаемое как способность нервной системы в течение длительного времени поддерживать состояние работоспособности, а также как  выносливость по отношению к длительным процессам возбуждения и торможения.
     Представления И.П.Павлова об изменении возбудительного  процесса при увеличении интенсивности стимула определили специфику методов исследования силы нервной системы. При низкой интенсивности происходит иррадиация возбудительного процесса, при повышении интенсивности – концентрация, а при дальнейшем повышении интенсивности – опять иррадиация.
     Представители сильного и слабого типов нервной  системы различаются по показателям  выносливости и чувствительности. Для  человека с сильной нервной системой характерным является высокая работоспособность, малая подверженность утомлению, способность в течение длительного промежутка времени помнить и заботиться о выполнении нескольких видов заданий одновременно, то есть хорошо распределять свое внимание. В ситуациях напряженной деятельности, повышенной ответственности наблюдается улучшение эффективности деятельности. Более того, в условиях обычной, повседневной деятельности у них развивается состояние монотонии, скуки, что снижает эффективность работы, поэтому лучших своих результатов они добиваются, как правило, в условиях повышенной мотивации. Совсем по-другому характеризуется поведение человека со слабой нервной системой. Для него характерна быстрая утомляемость, необходимость в дополнительных перерывах для отдыха, резкое снижение продуктивности работы на фоне отвлекающих факторов и помех, неспособность распределить внимание между несколькими делами одновременно. В ситуациях напряженной деятельности снижается эффективность работы, возникает тревога, неуверенность. Особенно ярко это проявляется в ситуациях публичного общения. Для слабой нервной системы характерна высокая устойчивость к монотонии, поэтому представители слабого типа добиваются лучших результатов в условиях повседневной, привычной деятельности.
     В экспериментальной ситуации варьирование уровня возбуждения достигается  сочетанием двух способов:
     1) подаются два типа стимулов: стимул, на который должен отреагировать  испытуемый (например, звуковой сигнал), и слабый „точечный” раздражитель. Повышение интенсивности этого  дополнительного стимула вначале  повышает чувствительность к основному сигналу, а затем, при высокой его интенсивности, – снижает. В зависимости от силы нервной системы чувствительность к основному сигналу меняется при разных интенсивностях дополнительного стимула;
     2) даются разные дозы кофеина,  которые усиливают процесс возбуждения, причем в большей степени у тех испытуемых, которые имеют слабую нервную систему. При этом у лиц с сильной нервной системой чувствительность к основному стимулу не изменяется, а у лиц со слабой нервной системой – повышается.
     Как было показано в экспериментальных исследованиях, параметры силы-слабости нервной системы связаны с чувствительностью. Так, при измерении латентных периодов простых двигательных реакций (времени от возникновения стимула до начала движения) было обнаружено, что у всех испытуемых латентные периоды уменьшаются при увеличении стимула (например, чем громче звук, тем быстрее реагирует на него испытуемый). Однако у испытуемых со слабой нервной системой это изменение (увеличение скорости реакции при повышении интенсивности стимула) выражено значительно меньше, чем у испытуемых с сильной нервной системой, поскольку „слабые” в отличие от “сильных” на все стимулы реагируют относительно быстро. Таким образом, обратной стороной слабости нервной системы (меньшей выносливости) является ее высокая чувствительность.
     Подвижность нервной системы – свойство нервной  системы,  характеризующее скоростные процессы, в частности скорость смены возбуждения торможением и торможения возбуждением.
     Это свойство нервной системы диагностируется  с помощью переделки знаков раздражителя при выработке условных реакций. Чем скорее положительный раздражитель превратится в процессе переделки в тормозный, тем выше скорость смены возбуждения торможением и тем выше подвижность.
     Жизненными  проявлениями подвижности нервной системы является легкость включения в работу после перерыва или в начале деятельности (врабатываемость), легкость переделки стереотипов, такой человек легко переходит от одного способа выполнения деятельности к другому, разнообразит приемы и способы работы, причем это касается как двигательной, так и интеллектуальной деятельности, отмечается легкость в установлении контактов с разными людьми. Инертные характеризуются противоположными проявлениями.
     Лабильность нервной системы – свойство нервной системы, связанное со скоростью возникновения и  прекращения нервных процессов.
     Показателями  лабильности являются КЧСМ (критическая  частота слияния мельканий), а  также ЭЭГ-показатели (латентный  период и длительность депрессии L-ритма  после предъявления раздражителя). Одним из важнейших жизненных проявлений является скорость переработки информации, лабильность эмоциональной сферы. Лабильность положительно влияет на учебную успешность и успешность интеллектуальной деятельности.
     Баланс  или уравновешенность нервных процессов определяется соотношением возбудительного и тормозного процессов по ряду первичных свойств. На поведенческом уровне преобладание возбудительных процессов проявляется в бурной реакции на раздражитель (например, ссора с продавцом, допустившим оплошность), преобладание тормозных - в уходе от конфликтов.
     Современные данные, полученные психофизиологами, психологами и клиницистами, свидетельствуют  о том, что каждое из свойств нервной  системы имеет как отрицательные, так и положительные стороны. Так, например, положительной стороной слабой нервной системы является ее высокая чувствительность, высокая устойчивость к монотонии, более высокое проявление скоростных качеств. Положительной стороной инертности нервных процессов является установление более прочных условно-рефлекторных связей, лучшая произвольная память, большая глубина проникновения в изучаемый материал, большая терпеливость к испытываемым затруднениям. Таким образом, типологические особенности определяют не столько степепь приспособления человека к среде, сколько различные способы адаптации. Особенно ярко это проявляется в формировании индивидуального стиля деятельности.
 

       3. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ  СТРУКТУРУ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, ОПРЕДЕЛИТЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЙ «УРОВЕНЬ» И «ИЕРАРХИЯ»

 
     Индивидуальность  – своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания. В рисунке представлена структура индивидуальности человека (по К.К.Платонову) 

       

     Первым  уровнем является природная основа (психофизиологический уровень), вторым - психологические свойства личности и третьим, самым высоким - социально-психологические свойства. Базовым блоком в структуре личности является индивидуальный опыт личности, в котором реализуются в знаниях, умениях, навыках, привычках и поступках свойства личности. Управляющим блоком в этой системе является самосознание.
     Все выделенные уровни в структуре индивидуальности интегрируются в единое целое  по следующим признакам:
     1. Субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и общие социально-психологические свойства подчиняют себе более элементарные и частные психофизиологические и психологические свойства.
     2. Координационному, при котором взаимодействие  осуществляется на паритетных  началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, т. е. относительную автономию каждого из них (Б. Г. Ананьев).
     Основные  блоки, которые можно выделить в  этой структуре:
     1. Индивидуально-психологические особенности  человека. К ним относятся свойства  и тип нервной системы, темперамент, определяющий динамическую сторону личности, и характер, определяющий устойчивую сторону личности.                    
     2. Общие и специальные способности  человека, имеющие природную основу  в свойствах нервной системы  и задатках.       
     3. Структура интеллекта как целостное многоуровневое образование, складывающееся из определенных элементов познавательной деятельности человека.
     4. Направленность личности, в основе  которой лежит определенная иерархия  потребностей, интересов и убеждений.
     5. Социальные свойства личности, включающие моральные качества и социальную активность.
 

       4. ЧТО ОЗНАЧАЕТ  ПОНЯТИЕ «ИНТЕГРАЛЬНАЯ  ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ»  В КОНЦЕПЦИИ B.C. МЕРЛИНА?

 
     «Интегральная индивидуальность» в концепции  В.С. Мерлина рассматривалась, как  взаимосвязь свойств, взимоподчиненных друг другу в зависимости от иерархического уровня, обладающего своими закономерностями. В качестве примера можно привести следующее: интегральное - изучение связи свойств нервной системы и свойств темперамента.
     Каждому иерархическому уровню присущи определенные свойства, которые являются доминирующими на этом уровне. Они образуют взаимосвязи со свойствами других уровней, складываясь таким образом в закономерную систему. Во всякой характеристике любого иерархического уровня (биохимического физиологического, психологического) есть нечто типичное, общее для определенной группы людей, и нечто индивидуально-своеобразное, неповторимое, присущее только одному чел.
     Структура личности представляется как взаимная связь и организация свойств личности Структурные образования личности характеризуются понятием «симптомокамплекса». Индивидуальное и социально-типичное нельзя рассматривать как два разл. симптомокомплекса или фактора личности. 

 

       5. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ  СТРУКТУРУ ТЕМПЕРАМЕНТА  В СООТНОШЕНИИ ОСНОВНЫХ ЕГО КОМПОНЕНТОВ (АКТИВНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ)

 
     Анализ  внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием у темперамента (в его обычных психологических характеристиках) единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.
     Наиболее  широкое значение в структуре  темперамента имеет тот его компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность этого компонента заключается главным образом в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; разумеется, при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяются другими («содержательными») особенностями личности: ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема - на другом.
     К группе качеств, составляющих первый компонент  темперамента, вплотную примыкает (или даже, возможно, входит в нее как составная часть) группа качеств, составляющих второй - двигательный, или моторный, - его компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально - речедвигательного) аппарата. Необходимость специального выделения в структуре темперамента этого компонента вызывается особым значением моторики как средства, с помощью которого актуализируется внутренняя динамика психических состояний со всеми ее индивидуальными градациями. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.
     Третьим основным компонентом темперамента является «эмоциональность», представляющая собой обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик «эмоциональности» выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную стабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциогенным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует. Термином «импульсивность» обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно понимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.
     Основные  компоненты темперамента образуют в  актах человеческого поведения  то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности - ее направленности, характера, способностей и др.
 

       6. ОПРЕДЕЛИТЕ  ПОНЯТИЕ «КОГНИТИВНЫЙ  СТИЛЬ», ПРИВЕДИТЕ  ПРИМЕРЫ КОГНИТИВНЫХ  СТИЛЕЙ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 
     Когнитивные стили - это индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружении в виде индивидуальных различий в восприятии, анализе, структурировании, категоризации, оценивании происходящего. В свою очередь, эти индивидуальные различия образуют некоторые типичные формы когнитивного реагирования, относительно которых группы людей являются похожими и отличаются друг от друга. Таким образом, понятие когнитивного стиля используется с тем, чтобы обозначить, с одной стороны, индивидуальные различия в процессах переработки информации и, с другой, типы людей в зависимости от особенностей организации их когнитивной сферы.
     В современной зарубежной и отечественной  литературе можно встретить описание около двух десятков различных когнитивных стилей. Например:
    Полезависимость/поленезависимость.
    Узкий/широкий диапазон эквивалентности.
    Узость/широта категории.
    Ригидный/гибкий познавательный контроль.
    Толерантность/нетолерантность к нереалистическому опыту.
    Фокусирующий/сканирующий контроль.
    Сглаживание/заострение.
    Импульсивность/рефлективность.
    Конкретная/абстрактная концептуализация.
    Когнитивная простота/сложность.
     Когнитивный стиль, как и другие стилевые образования личности, выполняет следующие функции:
     1.адаптационную, состоящую в приспособлении индивидуальности к требованиям данной деятельности и социальной среды;
     2.компенсаторную, поскольку его формирование строится  с опорой на сильные стороны индивидуальности и с учетом слабых сторон;
     3.системообразующую, позволяющую, с одной стороны, формироваться стилю на основе многих ранее сложившихся характеристик индивидуальности, с другой стороны, влиять на многие аспекты поведения человека;  
     4.самовыражения,  состоящую в возможности индивидуальности  выразить себя через уникальный способ выполнения деятельности или через манеру поведения.
     Последняя функция связана с мало изученной проблемой влияния когнитивных стилей на вариативность реального поведения человека в сфере общения (например, на его самораскрытие и самопредъявление). Есть все основания ожидать, что дифференцированность объектов (партнеров по общению) на сенсорном  входе приведет к дифференцированности поведенческих реакций на выходе.
     Изучение  когнитивных стилей как детерминант поведения человека представляется нам очень перспективным, поскольку их исследование выводит на фундаментальные проблемы мировосприятия человека.
     Импульсивность-рефлективность определяет скорость принятия решения  и учет разных альтернатив. Импульсивными  принято считать тех, кто принимает решения быстро и с большим количеством ошибок, а рефлективными - тех, кто придерживается  противоположной стратегии. Этот стиль также  является устойчивым  личностным  образованием, проявляющим себя в разных  видах деятельности, определяющим, в первую очередь, ее быстроту и качество.
     Полезависимость-поленезависимость, выявленная Г.Виткиным, отвечает за разграничение между пространством Я и внешним миром и выбор преимущественной ориентации при принятии решений на других людей или на себя. Поленезависимые люди имеют более структурированную систему представлений об окружающем мире, которую они с успехом применяют в предметной деятельности. Но они менее успешны в коммуникативной деятельности, поскольку мало интересуются чужими мнениями и оценками, а также склонны к дистанциированию от других людей. Полезависимые люди нуждаются в посторонней помощи в процессе принятия решений, так как больше полагаются на чужие мнения и оценки. Эти различия прослеживаются от детского возраста до старости и накладывают отпечаток на все виды деятельности.
     Лица, имеющие крайнюю степень выраженности любого из когнитивны стилей менее адаптивны, чем те, кто располагается в среднем диапазоне. Самыми  адаптивными  являются люди с мобильным когнитивным стилем, т.е умеющие произвольно менять настройки своего когнитивного аппарата, исходя из требований ситуации.   

 

       7. ДАЙТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ПОРТРЕТЫ ЛЮДЕЙ,  СКЛОННЫХ К РАЗЛИЧНЫМ  ТИПАМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ  ПЕРЕЖИВАНИЙ

 
     В зависимости от выраженности разных сторон эмоциональности выделяются эмоциональные типы людей, относимые к разным типам темперамента (характера). Одна из первых таких попыток была осуществлена в классификации типов темперамента Хейманса - Ле Сенна. Типы выделяются по сочетанию трех основных характеристик: эмоциональности (Э+ и Э-), активности (А+ и А-) и первичности и вторичности (П и В).
     Эмоциональность понимается авторами типологии как  степень легкости возникновения  эмоционального состояния в данной ситуации, а также его интенсивность.
     Активность  отражает потребность в действии, в осуществлении плана, замысла. Высокоактивные люди не выносят безделья, простоя. Поэтому они всегда находят себе занятие. Другие инертны, долго думают, прежде чем начать что-то делать.
     Первичность характеризует другую сторону эмоциональности  - быстроту исчезновения эмоции. Многие люди недолго остаются под впечатлением пережитого. Они непрестанно «разряжают» свои эмоции. Таких людей авторы называют «первичными» (скорее, это эмоционально-лабильные). «Вторичные» люди являют собой противоположность «первичным»: их настроение чаще всего бывает ровным. Однако когда чаша их терпения переполняется, сильно гневаются, обижаются и долго остаются под впечатлением пережитого.
     Исходя  из сочетания этих свойств были выделены восемь типов характеров:
     — нервный: Э+, А-, П;
     — сентиментальный: Э+, А-, В;
     — бурный, очень деятельный: Э+, А+, П;
     — страстный: Э+, А+, В;
     — сангвиник: Э-, А-, П;
     — флегматик: Э-, А-, В;
     — аморфный, или беспечный: Э-, А+, П;
     — апатичный: Э-, А+, В.
     Нервный тип характеризуется сильными и  беспорядочными эмоциональными переживаниями, склонен к жестокости и подозрительности. Чувствителен к эмоциогенным ситуациям, но его эмоции быстро исчезают. Постоянно находится в поисках новых впечатлений. Плохо переносит однообразие, которое быстро вызывает у него скуку. Подчиняет истину своим минутным настроениям и желаниям.
     Сентиментальный тип тоже обладает высокой эмоциональной  возбудимостью, но в отличие от нервного типа глубоко и долго переживает как радость, так и огорчение, помнит о них и постоянно к  ним возвращается. Это глубокая, мечтательная и постоянная натура. Требует к себе мягкого и доброжелательного отношения.
     Бурный  тип подчас проявляет неистовое  проявление чувств. Жизнерадостен, всегда пребывает в хорошем настроении. С сочувствием относится к  другим и не скрывает своих симпатий. Незлопамятен, но на упреки реагирует бурным возмущением.
     Страстный тип отдается какому-нибудь делу увлеченно, весь без остатка. Удачу переживают спокойно, без проявления аффекта.
     Сангвиник мало возбудим, спокоен, оптимистичен.
     Флегматик холоден и спокоен.
     Аморфный  тип безразличен к тому, что  делает. Эмоционально невозбудим.
     Апатичный тип тоже безразличен к тому, что  делает. Всегда находится в ровном настроении, получает удовольствие от одиночества. К другим людям безразличен.
     Среди акцентуированных типов личности, выделенных К. Леонгардом (1989), имеются аффективно-лабильный, аффективно-экзальтированный, тревожный и эмотивный типы.
     Аффективно-лабильный  тип характеризуется легкой сменой полярных эмоций. На передний план выступает  то один, то другой полюс эмоциональных переживаний. Радостные события вызывают у них не только радость, но и высокую вербальную и двигательную активность. Печальные события вызывают подавленность, замедленность реакций и мышления. Они легко заражаются эмоциями других, например, находясь в компании. При этом степень их внешних реакций и глубина переживаний не соответствует значимости события. Они могут проявить бурный восторг по поводу незначительного успеха и впасть в глубокое депрессивное состояние по поводу пустячной неудачи.
     Аффективно-экзальтированный тип - это темперамент тревоги и счастья. Люди этого типа реагируют на жизнь более бурно, чем остальные: они одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. У них сильно выражена экспрессия. Привязанность к близким, друзьям, радость за них могут быть чрезвычайно сильными. Наблюдаются восторженные порывы, не связанные с сугубо личными отношениями. Обладают крайней впечатлительностью по поводу печальных фактов. Жалость, сострадание к несчастным людям, к больным животным может довести таких людей до отчаяния. Они могут испытывать искреннее горе по поводу небольшой неудачи или разочарования. Неприятность друга такой человек может переживать сильнее, чем сам пострадавший. Этот темперамент чаще всего присущ тонким, артистическим натурам: поэтам, художникам.
     Эмотивный тип близок к аффективно-экзальтированному  типу, но в отличие от него у людей  этого типа эмоции развиваются не так быстро. Этот тип тоже связан с чувствительностью к тонким, а не грубым эмоциям, т. е. к тому, что связывается с душой, с гуманностью и отзывчивостью. Обычно людей этого типа называют мягкосердечными, задушевными. Они более жалостливы, чем другие, больше поддаются растроганности, испытывают особую радость от произведений искусства, восприятия природных ландшафтов. Для них характерно сильное внешнее выражение своих переживаний. Особенно выражена у них слезливость. У них одинаково легко появляются и слезы печали, и слезы радости.
     Следствием  болезненно глубокого переживания является реактивная депрессия.
     По  П. В. Симонову, каждый тип темперамента связан с определенной группой эмоций. У холерика, с его чертами преодоления, борьбы, агрессивности, преобладают  эмоции гнева и ярости. Для меланхолика  с его нерешительностью и тяготением к обороне типичны страх, робость. Сангвиники и флегматики чаще испытывают положительные эмоции. Следует, однако, иметь в виду, что чистые типы темперамента встречаются редко, в основном они смешанные, поэтому проявление той или иной группы эмоций у конкретных людей будет сильно осложняться этим обстоятельством.
 

       8. КАК ВЗАИМОСВЯЗАНЫ  ТЕМПЕРАМЕНТ И  ХАРАКТЕР?

 
      Волевые качества можно воспитывать у  человека. И.П. Павлов подчеркивал, что  человек это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться. Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например его темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика.
      У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности  темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.
      Свойства  темперамента могут в какой-то степени  даже приходить в противоречие с  характером.
      У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной  формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств характера, определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамического стереотипа, т.е. системы условных рефлексов, образующихся в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей.
      На  формирование динамических стереотипов  у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменятся возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо также отметить определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляют социальные воздействия.
 

       9. ПОЧЕМУ  ХАРАКТЕР РАССМАТРИВАЕТСЯ  КАК ЕДИНСТВО ИНДИВИДУАЛЬНОГО  В ТИПИЧЕСКОГО?

 
      Физиологической основой характера является сплав  черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. Но, во-первых, системы связей формируются различно у представителей разных типов нервной системы и, во-вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в зависимости от типов. Например, решительность характера можно воспитать и у представителя сильного, возбудимого типа нервной системы, и у представителя слабого типа. Но воспитываться и проявляться она будет по-разному в зависимости от типа.
      Характер  не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается  под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием, так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни. Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характер
 

       10. ОПИШИТЕ  ОСНОВНЫЕ ТИПЫ  ХАРАКТЕРОВ

 
      Выделяют  ряд основных типов характеров, которые  в чистом виде свойственны примерно половине людей. У другой половины характер являет смешанным.
      Людям с гиперактивным (гипертимным) характером (гипертимия - форма психологического расстройства, характеризующаяся повышенной возбудимостью, веселостью) свойственны чувство нового, предприимчивость, инициативность, энергичность, оптимизм, общительность, словоохотливость. Но они поверхностны, легкомысленны, необязательны, страдают прожектерством, обидчивы, конфликтны, могут заниматься однообразной, кропотливой, требующей усидчивости в работе, поэтому имеют склонность к частой смене профессии. Им в наибольшей степени подходит выполнение организаторских функций.
      Во  многом противоположны им лица с аутистическим характером (аутизм - крайняя форма ухода в себя). Они пассивны, медлительны, скрытны, малообщительны, с трудом входят в коллективы вызывают непонимание окружающих. В то же время эти люди серьезны, независимо мыслят, обладают глубокими знаниями, стремлением во всем разобраться, малоконфликтны. Им нужна работа, не требующая широкого общения, - экспертная, исследовательская, консультативно в потенциале они могут быть руководителями высшего ранга. Сотрудничать с ними лучше других удается обладателям гиперактивного характера, которые являются противоположностью.
      Лиц с лабильно-циклоидным характером отличают значительные перепады активности, работоспособности, настроения, вызываемые как внешними обстоятельства, так и внутренними физиологическими процессами. В период подъема они ведут се как гиперактивные личности, а в период спада - как аутистические. Эти люди час конфликтуют с другими по мелочам (но при этом выступают пассивной стороной) Им противопоказана напряженная ритмичная работа, особенно в нестабильном коллективе. Более предпочтительны занятия, не требующие общения, не связанные с риском и ответственностью (библиотекарь, архивариус, программист).
      Лица  с демонстративным характером обходительны, легко устанавливают контакты, умеют увлечь других, упорно стремятся к лидерству, успеху. В то же время они эгоистичны, склонны к интригам, авантюрам, манипулированию с окружающими, некритически оценивают себя, провоцируют конфликты. Поскольку их действия могут представлять угрозу стабильности коллектива, таких людей нужно жестко контролировать и держать «на расстоянии», поручив им представительство, занятие рекламой.
      Во  многом сродни предыдущему застревающий характер, обладатели которого упрямы, эгоистичны, нетерпимы к критике, долго помнят несправедливость и обиды, накопление которых создает почву для конфликтов и агрессии против других. Они честолюбивы, стремятся добиваться первенства в любом деле, предъявляют высокие требования к себе и окружающим. Считается, что по отношению к такого рода лицам нужно проявлять терпимость, использовать их положительные качества, предоставлять самостоятельную работу, где им можно проявить себя, но ограждать их от власти.
      Субъекты  с психастеническим характером серьезны, аккуратны, пунктуальны, добросовестны, отличаются рационализмом, глубокими знаниями; добиваясь совершенства, пытаются объять необъятное, бесконечно продолжают свои изыскания, что затрудняет принятие решений. Они нерешительны, постоянно во всем сомневаются, стремятся переложить ответственность на других. Поэтому, несмотря на все способности, им противопоказано занимать руководящие должности. Обладатели конформного характера мягки, быстро теряются в сложной обстановке, легко уступают напору других, подчиняются им и совершают необдуманные поступки. Поэтому они могут успешно действовать, только опираясь на поддержку окружающих. Консервативность, склонность к регламенту, исполнительность, малоконфликтность делают их незаменимыми заместителями, обеспечивающими преемственность руководства, поддержание традиций и стабильности. У тех, кому присущ неустойчивый характер, отсутствуют твердые принципы поведения и развитое чувство долга. Ради удовольствия они готовы пренебречь даже элементарными обязанностями. В то же время они мягки, легко завоевывают симпатии других. Для них целесообразна работа, связанная с общением, частой сменой видов деятельности, но под жестким контролем.
      Лицам с возбудимым характером свойственна  низкая контактность, эгоистичность, жестокость, деспотизм, склонность к конфликтам по незначительным поводам, где они являются активной стороной. Такие люди часто меняют место работы из-за неуживчивости. Для них предпочтителен физический труд.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.