На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организационные структуры в системе муниципального управления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Национальный Открытый Институт России
г. Санкт-Петербург 

Кафедра «Теории и практики государственного и муниципального управления»
Дисциплина «Теория управления» 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 
Студентки группы Г-94с/2ч
     Суворовой Ирины Сергеевны 
(фамилия,  имя, отчество)
        «Организационные структуры в системе муниципального управления»
(название  темы) 
 

Проверил     
Дата     
Оценка      
 
 
 

Санкт-Петербург
2011 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

  стр.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
      Состояние местного самоуправления в России. . . . . . . . . . . . . . . . . 8
 
      Представительный  орган муниципального образования. . . . . . .7
 
      Задачи  местного самоуправления. . . .  . . . . . . . .  . . . . . . . .  . . . 10
 
 
    2.1 Принципы и подходы к формированию организационной структуры органов местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 

    2.2 Виды и структура органов местного  самоуправления. . . . . . . . . 20 

Заключение . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27 

Список  литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29 

Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31 
 
 
 
 
 
 
 

 


ВВЕДЕНИЕ
     Среди проблем,  которые приходится сегодня  решать России  одно из первых мест занимает формирование экономических  основ федеративных отношений между  Российской Федерацией и ее субъектами,  в том числе и с местными органами власти (самоуправления). За последнее время, совершенствуются законодательные основы развития местного самоуправления,  сформирована база для функционирования этого существенного общественного института. Тем не менее,  многие вопросы в этой области еще не решены. Это касается определения границ компетенции местного самоуправления  обеспечения его стабильными источниками доходов  формирования межбюджетных отношений  в частности  совершенствования системы местного налогообложения и т.д.
     В Конституции РФ зафиксирован принцип  отделения местного самоуправления от системы органов государственной  власти. Для его реализации необходимо обеспечение экономической базы местного самоуправления  межбюджетных отношений  участниками, которых являются муниципальные образования.
     Изучение  мной структуры местного управления связано с необходимостью решения целого ряда задач  в том числе:
- определение  сущности местного самоуправления и его положения в системе территориального управления государства;
- оценка реального  положения местного самоуправления  в нашем отечестве;
- разработка  системы рекомендаций по совершенствованию  структуры местного самоуправления.
     Тема  данной работы – современная организационная  структура в системе муниципального управления.
     Безусловно  данная тема является актуальной в  сфере местного самоуправления в  связи с реформой его территориальной  организации и приведением структур органов местного самоуправления в  соответствие с новой редакцией  Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
     Объектом  исследования работы являются органы местного самоуправления.
     Предмет исследования данной работы организационная  структура органов местного самоуправления.
     В соответствии с вышеуказанным цель настоящей работы - рассмотрение и проведение анализа различных типов организационных структур.
     Достижение  указанной цели осуществляется с  помощью решения комплекса задач, из которых можно выделить следующие:
- определение факторов, влияющих на организационную структуру органов местного самоуправления;
- определение  принципов построения организационной  структуры;
- проведение  анализа построения данной структуры  на практике.
     Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что на основе изученной литературы, периодической печати собран материал для углубленного осмысления роли организационной структуры в системе муниципального управления.
     Практическая  значимость заключается в возможности  применения основных положений, содержащихся в работе, и призванных способствовать совершенствованию законодательства и развитию практики его применения. 
 

      СОСТОЯНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
 
      Слово «муниципалитет» произошло от латинского municipium , так в эпоху римской республики назывались города  пользовавшиеся правами самоуправления. В настоящее время муниципалитет - это избираемое городское или сельское самоуправление.
     Местным самоуправлением называется организация  власти, на местах  предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного характера и управление муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления,  а также через выборные и другие органы местной власти.
   Все отношения,  возникающие в процессе организации и действие местных органов управления,  регулируются муниципальным правом. Понятие муниципального права Российской Федерации характеризует вполне самостоятельное правовое образование в системе права,  хотя и не относиться к числу его основных отраслей. Поэтому муниципальное право можно определить как право местного самоуправления. В частности к муниципальному праву относится:
    - выбор населением  организационных форм самоуправления  его структуры  формирования  соответствующих органов;
    - управление  муниципальной собственностью  хозяйством  формированием и исполнением  местного бюджета;
    - осуществление  органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий  переданных им в соответствии с законодательными и правовыми актами федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации;
    - реализация  органами местного самоуправления конституционного права на судебную защиту  на компенсацию расходов,  возникающих в связи с возложением на них дополнительных расходов,  а также в связи с неправомерными действиями органов государственной власти.
   Федеральный закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления подлежит изложению в уставе муниципального образования. Право населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления относится к правам, гарантированным Конституцией Российской Федерации (ч.1 ст.131), имеющей, согласно своим ст.4, 15 верховенство и прямое действие на всей территории Российской Федерации. Поэтому, п.1
   С учетом недостатков организационных структур местного самоуправления, сформированных в соответствии с Федеральным Законом 1995 г., и перехода на двухзвенную систему муниципальных образований, в Федеральном законе 2003 г. предусмотрен ряд существенных изменений в порядке формирования, структуре и полномочиях отдельных органов местного самоуправления.
   Прежде  всего, наличие в муниципальном  образовании представительного  органа, главы муниципального образования  и местной администрации стало  обязательным, тогда как по Федеральному закону 1995 г. обязательным было наличие представительного органа. Закрепление правового статуса администрации позволит урегулировать взаимоотношения исполнительных органов, как с представительными органами местного самоуправления, так и с исполнительными органами государственной власти субъекта РФ, а также весь бюджетный процесс, предусмотренный Бюджетным Кодексом РФ. 
 
 
 

1.2 Представительный орган муниципального образования 

     Понятие «представительный орган местного самоуправления» является частным  случаем понятия «орган местного самоуправления». Но роль этого властного органа в муниципальном образовании исключительна, что нашло отражение в Европейской Хартии местного самоуправления и в федеральном законодательстве. Дело в том, что местное самоуправление – не только форма управления на местном уровне, но и институт гражданского общества, позволяющий не просто управлять местным хозяйством, а осуществлять это управление в интересах населения территории.
     Количественный  состав представительного органа определяется уставом муниципального образования и зависит, как правило, от числа его жителей. В разных странах подходы к определению численности депутатов представительного органа весьма различны. Так, в большинстве штатов США преобладают муниципальные советы, наибольшие по составу (в среднем 6-12 чел.). В Японии, напротив, состав местных советов довольно многочислен - 40-120 членов в ассамблеях префектур и 12-100 членов в муниципальных ассамблеях. Во Франции численность советников в муниципальных советах может составлять от девяти (в коммунах с населением менее 100 чел.) до 69 (в коммунах с населением более 300 тыс.чел.). В России Федеральным законом 2003 г. установлен нижний предел численности депутатов представительного органа, исходя из численности населения муниципального образования :
7- при числе  жителей менее 1000;
10- при числе  жителей от 1 до 10 тыс.;
15- при числе  жителей от 10-30 тыс.;
20- при численности  жителей от 30-100 тыс.;
25- при численности  жителей от 100 до 500 тыс.;
35- при численности  жителей свыше 500 тыс.;
     Численность депутатов в муниципальном районе не может быть менее 15.
     Верхние пределы численности депутатов  закон не ограничивает.
     Депутаты  представительного органа избираются населением на муниципальных выборах. Для муниципального района закон  допускает две схемы, упомянутые выше.
     Статус  представительного органа определяется его компетенцией, которая имеет  две основные составляющие: полномочия (права и обязанности) и предметы ведения. Наделение представительного  органа исключительной компетенцией, которая не может передаваться другим органам, связана с его особой ролью.
     В исключительной компетенции представительного  органа местного самоуправления находятся:
принятие устава муниципального образования, внесение в него изменений и дополнений;
утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
установление, изменение  и отмена местных налогов и  сборов в соответствии с законодательством  РФ о налогах и сборах;
принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов  об их исполнении;
определение порядка  управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной  собственности;
определение порядка  принятия решений о создании, реорганизации  и ликвидации муниципальных предприятий  и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
определение порядка  участия муниципального образования  в организациях межмуниципального  сотрудничества;
определение порядка  материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов  местного самоуправления;
     Депутаты  представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов, а в малых  муниципальных образованиях – один депутат.
     Организацию деятельности представительного органа в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет его глава  или избираемый из числа депутатов  председатель.
     Разнообразие  вопросов, решаемых представительным органом, вызвало необходимость создания в его составе структурных единиц – комитетов и комиссий по определенным направлениям деятельности. Структурные подразделения готовят проекты решений представительного органа, им может также передаваться право самостоятельного решения определенного круга вопросов. В некоторых крупных городах в составе представительного органа сформировались также депутатские группы (фракции) по территориальному или партийному признаку. Расходы на обеспечение деятельности представительного органа предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой. 
 
 
 
 
 
 

1.3    Задачи местного самоуправления 

     Местное самоуправление в государстве используется преимущественно для выполнения трех основных функций. Во-первых,  для  выполнения функции непосредственного обеспечения нормальных условий жизнедеятельности населения: обеспечение жильем  благоустройство территории  предоставление коммунальных услуг  местного транспорта и связи  создание условий для получения основного общего образования необходимой медицинской помощи  торгового  бытового  культурного обслуживания населения и т.п. Данные задачи местная власть способна решать более оперативно и эффективно,  так как имеет наиболее полное представление о потребностях населения и местных условиях.
     Во-вторых,  местное самоуправление необходимо для более полного и эффективного привлечения и использования местных человеческих  природных и иных ресурсов. Выявление и оптимальное использование этих ресурсов способствует развитию малого и среднего бизнеса  увеличению налоговой базы  уменьшению безработицы  повышению благосостояния населения. Хотя масштаб местных ресурсов невелик,  в целом по стране они составляют значительную величину. Местное самоуправление также необходимо для обеспечения функционирования обратной связи в государственном управлении,  т.е. для организации непосредственного взаимодействия с населением.
     В Конституции Российской Федерации установлено,  что органы местного самоуправления самостоятельны в решении вопросов местного значения,  что порождает проблему определения пределов законодательного регулирования, порядка решения органами местного самоуправления вопросов местного значения,  а также пределов самостоятельности в их решении.
     Федеральным законом «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» к собственной компетенции местного самоуправления отнесено различных задач:
- принятие и  изменение уставов муниципальных  образований  контроль за их  соблюдением;
- владение  пользование  и распоряжение муниципальной  собственностью;
- местные финансы  формирование  утверждение и исполнение местного бюджета  установление местных налогов и сборов  решение других финансовых вопросов местного значения;
- комплексное  социально-экономическое развитие  муниципального образования;
- содержание  и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
- организация   содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного  основного общего и профессионального образования;
- организация   содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения  обеспечение санитарного благополучия населения;
- охрана общественного  порядка  организация и содержание  муниципальных органов охраны общественного порядка осуществление контроля за их деятельностью;
- регулирование  планировки и застройки территорий муниципальных образований;
- создание условий  для жилищного и социально-культурного  строительства;
- контроль за  использованием земель на территории муниципального образования;
- регулирование  использования водных объектов  местного значения  месторождений  общераспространенных полезных ископаемых,  а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
- организация   содержание и развитие муниципальных  энерго-  газо-  тепло- и водоснабжения  и канализации;
- организация  снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
- муниципальное  дорожное строительство и содержание  дорог местного значения;
- благоустройство  и озеленение территории муниципального  образования;
- организация  утилизации и переработки бытовых  отходов;
- организация  ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
- организация  и содержание муниципальных архивов;
- организация  транспортного обслуживания населения  и муниципальных учреждений  обеспечения  населения услугами связи;
- создание условий  для обеспечения населения услугами торговли  общественного питания и бытового обслуживания;
- создание условий  для деятельности учреждений  культуры в муниципальном образовании;
- сохранение  памятников истории и культуры,  находящихся в муниципальной  собственности;
- организация  и содержание муниципальной информационной службы;
- создание условий  для деятельности средств массовой информации муниципального образования;
-  создание  условий для организации зрелищных мероприятий;
- создание условий  для развития физической культуры  и спорта в муниципальном образовании;
- обеспечение  социальной поддержки и содействие  занятости населения;
- участие в  охране окружающей среды на  территории муниципального образования;
- обеспечение  противопожарной безопасности в муниципальном образовании  организация муниципальной пожарной службы.
     Данные  задачи по своему характеру неразрывно связаны с территорией муниципального образования и в целом сопоставимы  с теми функциями,  которые выполняют муниципальные образования в странах Западной Европы.
     В целом задачи местного самоуправления могут быть классифицированы по порядку их возникновения на обязательные  добровольные и делегированные. Обязательные полномочия включают вопросы жизнедеятельности населения,  решать которые обязательно в соответствии с законами. Органы местного самоуправления не могут самостоятельно решать  выполнять или нет данные задачи,  однако у них есть определенный выбор в том,  как их решать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Принципы и подходы к формированию организационной структуры органов местного самоуправления
 
     Организационная структура местной администрации  строится на принципах единоначалия и иерархической подчиненности. Процесс формирования организационной  структуры включает в себя формулировку целей, задач и функций, определение  состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку соответствующих регламентирующих процедур и документов.
     Этот  процесс разделяется на несколько этапов (рис. 1)
     Реальные  системы муниципального управления отличаются большим разнообразием организационных структур администраций. Но при этом существуют общие подходы к построению организационных структур. Самый перспективный - системно-целевой подход с ориентацией на конечные результаты деятельности системы. Определение системы целей («дерева целей») и задач конкретного муниципального образования служит главным ориентиром формирования его организационной структуры. При формировании организационной структуры на основе «дерева целей» требуется декомпозиция целей и задач муниципального управления до конкретных управленческих функций.
     Таким образом, при системно-целевом подходе  создаются реальные условия для  индивидуализации процесса формирования организационной структуры применительно  к особенностям конкретного муниципального образования.
     Системно–целевой подход в данном случае заключается в том, чтобы, исходя из конечных целей управления муниципальным образованием:
     не  упустить из виду ни одну из управленческих задач, без решения которой реализация целей окажется неполной;
     выявить и увязать применительно к этим задачам систему функций, прав и ответственности по вертикали управления;
     исследовать и организационно оформить горизонтальные связи и отношения, т.е. предусмотреть  координацию деятельности разных звеньев  и организационных единиц при  выполнении общих задач;
     обеспечить  органическое сочетание вертикали  и горизонтали управления, найти  оптимальное для данных условий  соотношения централизации и  децентрализации в принятии решений.
     При построении организационной структуры  на основе «дерева целей» важно дать качественную и количественную характеристику целей и задач. Качественная характеристика служит обоснованием для выделения функций управления, количественная – для определения вида организационной единицы (отдел, управление, департамент и т.д.).
     Распределение задач между подразделениями  местной администрации может  осуществляться по нескольким признакам:
     по  группам объектов управления (отраслям муниципальной деятельности), обеспечивающим предоставление муниципальных услуг  определенного типа: образование, здравоохранение, строительство, молодежная политика и т.д.;
     по  функциональному признаку, определяемому  характером, функциями и стадиями управленческой деятельности и управленческого  цикла: анализ и планирование, контроль, управление имуществом, финансами, правовое обеспечение, информационное обеспечение и т.д.;
     по  территориальному признаку (для муниципальных  образований сельских районов и  для крупных городов, а после  вступления в силу Федерального закона 2003 г. - только для крупных городов).
     В современной муниципальной практике типичными звеньями организационной структуры местной администрации являются:
     глава администрации;
     его заместители по сферам муниципальной  деятельности, среди которых могут  быть один или два первых заместителя;
     структурные подразделения различных типов, которые могут находиться в подчинении главы администрации, одного из его заместителей или в подчинении между собой (например, отдел в составе управления);
     коллегиальные совещательные органы: коллегия администрации, экономический и другие советы;
     аппарат администрации.
     На  территориях большинства субъектов Российской Федерации проведены муниципальные выборы, и местное самоуправление осуществляется в формах  в основном соответствующих требованиям Конституции Российской Федерации и федерального законодательства. Однако формирование полноценных органов местного самоуправления все еще не завершено. В Российской Федерации существуют территории,  население которых не реализовало свое конституционное право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления. В ряде случаев органы местного самоуправления не имеют возможности осуществлять свои конституционные полномочия  в частности  по формированию  утверждению и исполнению местных бюджетов  установлению местных налогов и сборов  управлению муниципальной собственностью. Это не только ущемляет права граждан на участие в местном самоуправлении,  но и значительно затрудняет управление местной экономикой. Так  в городских  сельских поселениях и на иных территориях,  где отсутствуют органы местного самоуправления,  не могут собираться местные налоги и сборы,  поскольку правом устанавливать их обладают только представительные органы местного самоуправления.
     В отношении определения структуры  органов местного самоуправления граждане России обладают полной самостоятельностью, при условии обязательного выполнения законодательно установленного условия о наличии выборных органов. В целом  в основе существующих на территории страны структур органов местного самоуправления лежат известные  исторически сложившиеся в мире модели,  хотя  конечно  внутренние структуры местных администраций могут иметь индивидуальные различия. В основном главы муниципальных образований избираются населением соответствующих территорий. В муниципальных образований главы избраны из состава представительных органов. В отдельных муниципальных образованиях главы местной администрации наняты на контрактной основе.
     Несмотря  на то,  что первичное формирование структур органов местного самоуправления в основном завершено,  организационные проблемы нельзя считать полностью решенными. Дело в том,  что после выбора той или иной укрупненной организационной модели местного самоуправления продолжается внутреннее структурирование органов местного самоуправления с целью построения оптимальной модели  наиболее полно соответствующей объекту управления. Также следует учитывать,  что выбор организационной модели происходил аналогично выбору территориальной модели,  то есть во многом в зависимости от представления местных и региональных элит об их роли в различных сферах деятельности. В то же время  необоснованное смещение и порой необоснованная концентрация управленческих функций в социальной  политической и экономической областях на одном из уровней управления приводит к снижению эффективности местного хозяйствования и росту недоверия населения к местной власти.
     Очевидно,  что новая роль местного самоуправления в системе органов государственной  власти ставит перед ним и новые  задачи,  которые должны решаться профессионально подготовленными  специалистами на базе новых научных и методических разработок с использованием современных информационных технологий.
     Постепенно  начинает формироваться система  подготовки  переподготовки и повышения  квалификации кадров для органов местного самоуправления. Она включает в себя как ранее существовавшие государственные образовательные учреждения соответствующего профиля,  так и вновь создаваемые кафедры в образовательных учреждениях  региональные и муниципальные кадровые центры  негосударственные образовательные учреждения,  в том числе федеральные центры дистанционного образования и консультирования служащих органов местного самоуправления. Набирает силу процесс создания системы научно-методического обеспечения местного самоуправления. Создаются специализированные научные учреждения  их региональные филиалы и представительства  устанавливаются отношения между региональными и местными учебными центрами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.