На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Кассовая дисциплина

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание: 
 

 

Введение

    В процессе осуществления своей деятельности предприятия вступают в хозяйственные  связи с разными предприятиями, организациями и лицами. Постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов.
    Правильная  организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости  средств организации, укрепление в ней договорной и расчетной дисциплины и улучшение ее финансового состояния.
    Расчеты осуществляются в денежной форме. Денежные средства – это финансовые ресурсы  организации, самые высоко ликвидные  активы, возможные обеспечить выполнение обязательств любого уровня и вида. От их наличия зависит своевременность погашения кредиторской задолженности предприятия. Между организациями большинство расчетов производится безналично. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций, замещающих наличные деньги в обороте. Поэтому большое значение имеет учет денежных средств и контроль за их обращением на расчетных и валютных счетах в банках.
    Наличными средствами, как правило, ведутся внутренние расчеты. Движение наличных денег совершается посредством кассовых операций. В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое использование денежных средств может приносить предприятию дополнительный доход, и следовательно, необходимо постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения дополнительной прибыли. Поэтому бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, организации расчетов и кредитования.
      Денежные  средства организации находятся  в кассе в виде наличных денег  и денежных документов, на счетах в  банках, в выставленных аккредитивах, на специальных и депозитных счетах, чековых книжках и пр. Их приумножение, правильное использование, контроль за сохранностью — важнейшая задача бухгалтерии. От успешности ее решения во многом зависит платежеспособность организации, своевременность оплаты труда персонала, расчетов с поставщиками и подрядчиками, платежей в бюджет и др. Бухгалтерский учет денежных средств, расчетных и кредитных операций имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, расчетов и кредитования в народном хозяйстве, в укреплении платежной дисциплины, в эффективном использовании финансовых ресурсов.
      В этих условиях важен контроль за соблюдением  кассовой и расчетной дисциплины, правильностью и эффективностью использования денежных средств и кредитов, обеспечением сохранности денежной наличности и документов в кассе. В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое использование денежных средств само по себе может приносить организации дополнительный доход, например, за счет рационального вложения временно свободных денежных средств для получения прибыли (в депозиты банков, государственные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, инвестиционные фонды и т. д.).
      Из  этих целей вытекают следующие основные задачи бухгалтерского учета денежных средств:
           проверка правильности документального оформления и законности операций с денежными средствами, расчетных и кредитных операций, своевременное и полное отражение их в учете;
      обеспечение своевременности, полноты и правильности расчетов по всем видам платежей и поступлений, выявление дебиторской и кредиторской задолженности;
      своевременное выявление результатов инвентаризации денежных средств, денежных документов и расчетов, обеспечение взыскания дебиторской и погашения кредиторской задолженности и ссуд кредитных организаций в установленные сроки;
      обеспечение сохранности денежных средств, денежных документов в кассе и других местах их хранения и выдачи, бесперебойное удовлетворение денежной наличностью неотложных нужд организации, где по условиям расчетов или исходя из характера деятельности она необходима;
      управление денежными потоками, изыскание возможностей наиболее рационального вложения свободных денежных средств как источника финансовых инвестиций, приносящих доход.
     В процессе осуществления своей деятельности предприятия вступают в хозяйственные  связи с разными предприятиями, организациями и лицами. Постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов.
     Расчеты осуществляются в денежной форме. Денежные средства – это финансовые ресурсы  организации, самые высоколиквидные активы, возможные обеспечить выполнение обязательств любого уровня и вида. От их наличия зависит своевременность погашения кредиторской задолженности предприятия. Между организациями большинство расчетов производится безналично. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций, замещающих наличные деньги в обороте. Поэтому большое значение имеет учет денежных средств и контроль за их обращением на расчетных и валютных счетах в банках. Наличными же средствами ведутся внутренние расчеты. Движение наличных денег совершается посредством кассовых операций. В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое использование денежных средств может приносить предприятию дополнительный доход, и следовательно, необходимо постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения дополнительной прибыли. Поэтому бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, организации расчетов и кредитования.
     Контроль  за движением денежных средств, расчетами  и банковским кредитом является одной  из основных задач для предприятий. В связи с этим тема квалификационной работы актуальна. Цель написания работы исследовать организацию бухгалтерского учета, аудита и анализа денежных средств на примере ЗАО « МС ИНТЕРФОН». Задачи написания работы:  изучить теоретические основы бухгалтерского  учета и аудита  денежных средств, а так же задачи, вытекающие из цели:
      Изучение законодательно-нормативных документов по учету денежных средств.
      Рассмотрение теоретических основ учета и аудита денежных средств.
      Раскрытие поступления, расхода денежных средств в кассе, на расчетном счете в ЗАО «МС ИНТЕРФОН».
      Проведение анализа учета денежных средств в ЗАО «МС ИНТЕРФОН».
      Предложение путей совершенствования учета и аудита денежных средств ЗАО «МС ИНТЕРФОН».
 

Глава 1 Теоретические  основы бухгалтерского  учета и аудита  денежных средств

1.1 Законодательно - нормативные документы по учету денежных средств

      Основными нормативными документами по учету денежных средств являются:
    Порядок хранения и расходования наличных денежных средств кассы установлен порядок ведения кассира-операциониста в РФ от 04.10.1993 г. № 18. , приказ от 26.06.2007 г. №1843 – устанавливает предельный размер расчетов наличных денежных средств между организациями и ИП. Федеральный закон от 22.05.2003 г. № 54 ФЗ. Приложение № 4 «Порядок ведения кассовых операций».
    В настоящее время действуют следующие правила  безналичных расчетов Банком России:
    Положение ЦБР от 3 октября 2002 г. №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 3 марта 2003 г., 11 июня 2004 г).
    Положение ЦБР от 1 апреля 2003 г. №222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов         физическими лицами в Российской Федерации».
    Валютные расчеты регулируются: статьей 23 Налогового кодекса РФ, инструкцией ЦБ № 111 от 2004 г.,  ПБУ-3/2006 Приказ Минфина от 27.11.06 N 154н (в ред. Приказа Минфина РФ от 25.12.2007 N 147н), Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
      Деньги  представляют собою особый товар, стихийно выделившийся из товарного мира и  ставший всеобщим эквивалентом. С  возникновением денег они стали выполнять несколько функций:
    меры стоимости, где они выступают как идеальные, счетные деньги для измерения стоимости произведенной готовой продукции, приобретенных товаров, затрат живого и овеществленного труда и т. д.;
    средства обращения, где они представлены полноценными деньгами (золотые и серебряные монеты) и их заменителями (неполноценные монеты и бумажные деньги) для осуществления товарного обмена. Функционирование денег как средства обращения представляет непрерывную цепь превращения товаров (Т) в деньги (Д) и денег в товар (Т—Д—Т);
    средства платежа, где они выступают как полноценные деньги и их заменители, включая “кредитные деньги” (векселя). В этой функции деньги используются при безналичных расчетах с поставщиками, подрядчиками, покупателями и т.д., а также при расчетах наличными с работниками по оплате труда, выплате пособий, пенсий, выигрышей по облигациям и т. д.;
    средства накопления, где они могут накапливаться на счетах юридических лиц, на вкладах физических лиц, но, к сожалению, государство пока полностью не гарантирует их сохранность, так как это накопление производится неполноценными деньгами.
    Если же это накопление будет производиться полноценными деньгами, то они будут выполнять функцию сокровища;
    мировые (всемирные) деньги, где они выступают в виде слитков золота, и в случае необходимости производят их продажу в обмен на иностранную валюту с последующим использованием ее в качестве средств платежа.
    Все функции денег являются объектом бухгалтерского учета.
    Для осуществления организацией любой основной деятельности (производственной, посреднической, коммерческой и т. д.) необходимы денежные средства. Денежные средства организации образуются при продаже готовой продукции, товаров, от оказания сервисных и иных услуг, а также в виде поступлений от операций с ценными бумагами и т. д.
      Предприятие расходует денежные средства на развитие основной деятельности, приобретение материальных ценностей, оплату труда работников; осуществляют вложения во внеоборотные активы (строительство производственных и культурно-бытовых объектов, приобретение автомобилей, тракторов и других объектов основных средств, затраты по закладке и выращиванию многолетних насаждений и др.).
    Этими и другими нормативными актами, в  частности, установлено, что предприятие обязано хранить свои денежные средства в учреждениях банков;
    должно производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков;
    может иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями организаций;
    обязано сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с учреждением банка;
    имеет право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка.
    ЗАО «МС Интерфон» имеет постоянную денежную выручку и осуществляет расходование ее для оплаты труда и на другие цели (выплату пенсий, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения), не имеет права задерживать в своих кассах наличные деньги до наступления сроков выплат.

1.2. Учет денежных  средств

 
      Денежные  средства являются составной частью оборотных активов. Они необходимы предприятию для осуществления  расчетов между поставщиками и подрядчиками, для осуществления платежей в  бюджет, расчетов с кредитными учреждениями, для выдачи работникам зарплаты, премий и для осуществления других видов выплат.
      Денежные  средства поступают на предприятие  от покупателей и заказчиков за проданные  товары и оказанные услуги, от банков в виде ссуд, от учреждений и организаций в порядке временной помощи и др. Денежные средства предприятия находятся в кассе в виде наличных денег, денежных документов, на счетах в банках, в выставленных аккредитивах, открытых особых счетах и др.
      Бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, организации расчетов и кредитования на производстве. Учет денежных средств имеет значение в укреплении платежной дисциплины и в эффективном использовании финансовых ресурсов предприятия. Поэтому очень важен контроль за соблюдением кассовой дисциплины, правильностью и эффективностью использования денежных средств, обеспечением сохранности денежных документов, находящихся в кассе предприятия. 
      Ведение кассовых операций возложено на кассира, который несёт полную материальную ответственность за сохранность принятых ценностей. Принимая кассира на работу, руководитель организации должен ознакомить его с Порядком ведения кассовых операций и заключить и ним договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Если обязанности кассира выполняет главный бухгалтер, то договор заключают с ним. Если кассир (главный бухгалтер) подписал договор о полной индивидуальной материальной ответственности, то сумму недостачи наличных денег в кассе можно взыскать с него в полном объёме. Договор составляют в двух экземплярах: один экземпляр остаётся у кассира, второй передают в кадровую службу или бухгалтерию.
      В кассе можно хранить небольшие  наличные денежные суммы в пределах лимита, необходимого для оплаты неотложных платежей.
      Лимит устанавливается предприятию банком на основании представленного расчета. Деньги сверх установленного лимита сдаются, а банк зачисляет их на расчетный  счет организации.
      Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в учреждении банка. По истечении этого срока не использованные по назначению суммы наличных денег сдаются в учреждения банков и впоследствии указанные средства выдаются в очередности, установленной федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и разрабатываемыми в соответствии с ними банковскими правилами.
      Прием наличных денег в кассу ведется  по приходным кассовым ордерам, а  выдача - по расходным кассовым ордерам, к ним прилагаются документы, на основе, которых получены или  выданы деньги.
      Лицу, вносящему наличные в кассу, на руки выдается квитанция от приходного кассового  ордера. Никакие другие кассовые документы  на руки не выдаются.
      Суммы операций записывают в ордерах не только цифрами, но и прописью.
      Приходные ордера подписывает главный бухгалтер или лицо, им уполномоченное, а расходные - руководитель организации и главный бухгалтер или лица, ими уполномоченные. В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях имеется разрешительная подпись руководителя организации, подпись руководителя на расходных кассовых ордерах не обязательна.
      Приходные кассовые ордера и квитанции к  ним, расходные кассовые ордера и  заменяющие их документы должны быть заполнены четко и ясно чернилами  или шариковыми ручками или выписаны на пишущей (вычислительной) машине. Подчистки, помарки или исправления, хотя бы и оговоренные, в этих документах не допускаются. Прием и выдача денег по кассовым ордерам могут производиться только в день их составления.
      Для учета денег, выданных из кассы доверенным лицам (раздатчикам) по выплате заработной платы, и возврата остатка наличных денег и оплаченных документов кассир ведет Книгу учета принятых и выданных кассиром денежных средств. Выдача и возврат денег и оплаченных документов оформляются подписями.
      По  истечении установленных сроков оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий  кассир должен: в платежной (расчетно-платежной) ведомости против фамилии лиц, которым  не произведены указанные выплаты, поставить штамп или сделать отметку от руки: “Депонировано“; составить реестр депонированных сумм; в конце платежной (расчетно-платежной) ведомости сделать надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить их с общим итогом по платежной ведомости (приложение) и скрепить надпись своей подписью; записать в кассовую книгу, фактически выплаченную сумму и поставить на ведомости штамп: “ Расходный кассовый ордер № _ “.
      Бухгалтерия производит проверку отметок, сделанных  кассиром в платежных (расчетно-платежных) ведомостях, и подсчет выданных и депонированных по ним сумм.
      Депонированные  суммы сдают в банк и на сданные  суммы составляют один общий расходный  кассовый ордер.
      Указанием Центрального банка РФ от 14.11.01 № 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке" установлен предел расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, он составляет 100 000 рублей по одной сделке. Норматив применяется к расчетам наличными деньгами одного юридического лица с другим за приобретенные товарно - материальные ценности в один день. Причем не имеет значения, как производятся расчеты - по одному или нескольким денежным документам.
      Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы по передаче в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно-платежных) ведомостях на оплату труда и других, приравненных к ней платежей регистрируются после их выдачи.
      Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу, которая должна быть пронумерована и опечатана  сургучной или мастичной печатью. Количество листов в ней должно быть заверено подписями руководителя организации и главного бухгалтера. В конце рабочего дня кассир подсчитывает в кассовой книге итоги операций за день и выводит остаток денег в кассе на следующий день. Записи в кассовой книге ведут шариковой ручкой или чернилами через копировальную бумагу на двух листах. Один лист книги отрывной, его сдают в конце дня со всеми приходными и расходными документами в качество отчета по кассовым операциям под расписку в кассовой книге. Подчистки и не оговоренные исправления в кассовой книге запрещаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира и главного бухгалтера организации.
      Руководитель организации обязан оборудовать кассу и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. В тех случаях, когда по вине руководителей организации не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут в установленном законодательством порядке ответственность.
      Помещение кассы должно быть изолировано, а  двери в кассу во время совершения операции - заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы  лицам, не имеющим отношение к  ее работе, воспрещается.
      При обнаружении утраты ключа руководитель организации сообщает о происшествии в органы внутренних дел и принимает меры к немедленной замене замка металлического шкафа.
      Хранение  в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данной организации, запрещается.
      В организации должна регулярно проводиться инвентаризация наличных денег. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель. Однако есть случаи, когда проведение инвентаризации обязательно. Так, в обязательном порядке инвентаризация проводится:
      перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
      при смене кассира;
      если были выявлены факты хищения наличных денег;
      если наличные деньги были частично или полностью уничтожены из-за стихийного бедствия, пожара, других чрезвычайных ситуаций.
      Инвентаризацию  проводит специальная комиссия, назначенная приказом руководителя.
      В организации могут также проводиться  внезапные ревизии кассы. Такая  ревизия возможна по инициативе руководителя организации; по требованию налоговой  инспекции.
      Ревизию также проводит специальная комиссия, назначенная приказом руководителя. Если ревизию проводят по требованию налоговой инспекции, в состав комиссии включают ее сотрудника (проверяющего).
      В случае внезапного оставления кассиром работы (болезнь и др.), так же проводится ревизия кассы, находящиеся у него под отчетом ценности немедленно пересчитываются другим кассиром, которому они передаются, в присутствии руководителя и главного бухгалтера организации или в присутствии комиссии из лиц, назначенных руководителем организации. О результатах пересчета и передачи ценностей составляют акт за подписями указанных лиц.
      Денежные  средства, хранящиеся в кассе, учитывают  на активном синтетическом счете 50 “ Касса “. В дебет его записывают поступление денежных средств в  кассу, а в кредит - выбытие денежных средств из кассы.
      К счету 50 «Касса» могут быть открыты  субсчета:
      50-1 «Касса организации»;
      50-2 «Операционная касса»;
      50-3 «Денежные документы» и др.
      На  субсчете 50-1 «Касса организации» учитывают  денежные средства в кассе. Если организация проводит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 «Касса» открывают субсчета для обособленного учета движения каждой наличной иностранной валюты.
      На  субсчете 50-2 «Операционная касса» учитывают  наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, в билетных и багажных кассах портов, вокзалов, кассах отделений связи и т.п. Этот субсчет открывается организациями при необходимости.
      На  субсчете 50-3 «Денежные документы» учитывают  находящиеся в кассе организации почтовые и вексельные марки, оплаченные авиабилеты, марки государственной пошлины и другие денежные документы.
      Синтетический учет денежных документов осуществляется в журнале-ордере № 3. По окончании отчетного периода остатки по журналу-ордеру сверяют с данными книги движения денежных документов.
      Регистрами  учета, в которых отражают кассовые операции при журнально-ордерной форме учета, является журнал-ордер № 1 по кредиту счета 50 “Касса” и ведомость № 1а по дебету счета 50 “Касса”. Записи в журнале -ордере производят итогами за день на основании расходной части отчетов кассира с приложенными первичными документами.
      В ведомости № 1а накапливаются  в разрезе корреспондирующих  счетов дебетовые обороты по счету 50 “Касса”. Записи в ведомость делают на основании отчетов кассира  с предварительной группировкой документов по корреспондирующим счетам.
      Журнал-ордер  № 1 и ведомость № 1а являются регистрами годичного обращения.
      Эти документы единые (унифицированные) для всех предприятий независимо от формы собственности.
      Журнал-ордер  №1 - регистр синтетического учета, состоящий из двух частей: ведомость, которая отражает сальдо начальное и конечное, и дебетовые обороты по всем корреспонденциям счетов; журнал-ордер, который отражает кредитовый оборот счёта 50 соответствующий корреспонденциям счетов.

1.3. Учет денежных средств на валютных счетах в банках

 
    В соответствии с ПБУ 3/2006 учет валютных операций ведется в двух оценках:
      в валюте расчетов и платежей;
      в рублях
Это требование может быть достигнуто четырьмя вариантами:
    Составлением двух комплектов учетных регистров (один — в валюте, другой — в рублях);
    Указанием каждой суммы дробью: в числителе — в рублях, в знаменателе — в валюте;
    В необходимых графах учетных регистров (“дебет”, “кредит”, “сальдо” и др.) предусматривать две колонки: “в рублях” и “в валюте”.
    Ведением внесистемного учета в журнале учета движения валюты (по видам валюты).
    Для открытия валютного счета в учреждение банка должны быть представлены следующие  документы:
    заявление на открытие валютного счета по установленной форме;
    нотариально заверенная копия устава и учредительного договора;
    нотариально заверенная копия решения о создании или регистрации организации;
    две карточки с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера, оттиском печати организации, одна из которых заверена нотариально;
    выписка из протокола собрания учредителей об открытии валютных счетов на территории Российской Федерации и (или) за границей;
    справки о постановке на учет организации:
    в налоговой инспекции по месту регистрации;
    в Фонде социального страхования;
    в Пенсионном фонде;
    в фондах обязательного медицинского страхования.
    Рассмотрев  представленные документы, учреждение банка оформляет открытие следующих  валютных счетов соответствующим распоряжением, один экземпляр которого передается клиенту — владельцу счетов. В  распоряжении указываются номера валютных счетов, присвоенные учреждением банка, код которого двадцатизначный, а также требование соблюдения режима пользования валютными счетами.
    Независимо  от названия валюты банк открывает  своему клиенту следующие счета:
    транзитный валютный счет — для учета поступившей валютной выручки до ее обязательной продажи государству (определенной части);
    специальный транзитный валютный счет — для учета валюты, купленной на внутреннем валютном рынке;
    текущий валютный счет — для учета валюты, находящейся в распоряжении организации, включая валютную выручку, оставшуюся после ее обязательной продажи государству.
    Расходы, связанные с открытием валютных счетов, следует относить к операционным расходам и учитывать бухгалтерской  записью:
Дебет счета 91 “Прочие доходы и расходы”, субсчет 2 “Прочие расходы”
Кредит  счета 51 “Расчетные счета”
    На  валютных счетах учитывается валюта, под которой следует понимать установленную законом денежную единицу, используемую на территории конкретного государства для всех видов расчетов, платежей, установления цен и т. д.
    К валютным ценностям, кроме валюты, относятся кредитные, платежные и другие коммерческие документы (векселя, чеки, банкноты и др.), выраженные в иностранных денежных единицах и применяемые в международных расчетах (иностранная валюта).
    В связи с этим под валютными  операциями  понимают и такие, при  которых осуществляется переход  права собственности на валютные ценности.
    Открываемые банком клиентам валютные счета находятся  в полном распоряжении их владельцев и в соответствии с установленным порядком могут быть использованы по их первому требованию. За хранение денежных средств на валютных счетах банки начисляют и выплачивают определенный процент в соответствующей валюте.
    Бухгалтерский учет денежных средств в иностранной валюте осуществляется на главном счете 52 “Валютные счета”, открываемом по видам валюты соответствующих государств.
    Счет 52 “Валютные счета” предназначен для  обобщения информации о наличии  и движении денежных средств в  иностранных валютах на валютных счетах организации, открытых в кредитных учреждениях на территории РФ и за ее пределами. Этот счет по отношению к балансу является активным и размещается во II разделе актива баланса по статье “Валютные счета”.
    По  дебету счета 52 “Валютные счета” отражается наличие и поступление денежных средств на валютные счета организации, а по кредиту — списание денежных средств с валютных счетов организации (в рублевом покрытии).
В Плане  счетов бухгалтерского учета к счету 52 “Валютные счета” предусмотрены  два субсчета;
52-1 “Валютные  счета внутри страны”;
52-2 “Валютные  счета за рубежом”.
     Учитывая, что в Положении по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации  предусмотрено, что главный бухгалтер  может самостоятельно разрабатывать номенклатуру субсчетов целесообразно, по нашему мнению, к субсчету 52-1 “Валютные счета внутри страны” предусмотреть открытие субсчетов второго порядка:
52-1-1 “Специальный  транзитный валютный счет”;
52-1-2 “Транзитный  валютный счет”;
52-1-3 “Текущий  валютный счет внутри страны”
Синтетический учет при всех формах бухгалтерского учета осуществляется в Главной  книге в обобщенном виде (без подразделения  по субсчетам) и в денежном выражении (руб., коп.).
    Аналитический учет ведется по каждому валютному  счету, открываемому по наименованию иностранной валюты, при мемориально-ордерной форме учета в контокоррентной книге, а при журнально-ордерной — в журнале-ордере №2 и в ведомости к нему.
    Денежные  средства в иностранных валютах  и операции с ними учитываются  на субсчетах главного счета 52 “Валютные счета” в рублях (рублевом покрытии) в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу, действующему на дату выписки денежно-расчетных документов. Одновременно эти средства и операции отражаются в валюте расчетов и платежей, курс которой можно установить в банке"
    Следует отметить, что пересчет иностранной  валюты может быть официальным и  неофициальным.
    Официальный пересчет иностранной валюты для целей учета и отчетности производится Центральным банком Российской Федерации.
    Неофициальный пересчет иностранной валюты при ее купле-продаже производится коммерческими банками,
    валютными биржами.
    В зависимости от режима употребления валюты она подразделяется на два  вида:
      свободно конвертируемую;
      неконвертируемую.
    Свободно  конвертируемые валюты предполагают полную обратимость, т.е. они могут быть беспрепятственно обменены на другую валюту и подлежат обязательной купле-продаже на внутреннем валютном рынке РФ.
    Свободно-конвертируемая валюта в свою очередь подразделяется на “твердую” и “мягкую” валюты Твердая валюта является устойчивой по отношению к собственному номиналу и свободно обменивается на любую иностранную валюту.
    Мягкая  валюта — валюта с ограниченной обратимостью, т. е. ее применение ограничено определенными валютными операциями и кругом владельцев.
    Неконвертируемая  валюта используется в пределах только одного государства.
    Рассмотрим  содержание записей по субсчетам главного счета 52 “Валютные счета”.
    На  субсчете 52-1-1 “Специальный транзитный валютный счет” учитывается валюта, приобретенная на внутреннем валютном рынке для оплаты:
    импортного контракта за поставленные товары, выполненные работы или оказанные услуги;
    командировочных расходов или служебных командировок работника за пределы России;
    кредитов и займов, полученных в иностранной валюте и пр.
    Для отражения операций по реализации валюты используется счет 91 “Прочие доходы и расходы”.
    На субсчете 52-1-3 “Текущий валютный счет внутри страны” учитываются денежные средства в иностранных валютах, расчеты которыми можно производить на территории РФ только с организациями, имеющими лицензию ЦБ на совершение валютных операций.
    На  субсчете 52-2 “Валютные счета за рубежом” учитываются денежные средства в иностранных валютах, хранящиеся на счетах в банках различных государств, расчеты с которыми можно производить только на территории этих государств или перечислить на субсчет 52-1-3 “Текущий валютный счет внутри страны”.
    В связи с изменениями курса  иностранных валют к российскому  рублю в бухгалтерском учете  необходимо отражать курсовую разницу, которая может быть положительной (увеличивающая прибыль) и отрицательной (уменьшающая прибыль).
    Положительная курсовая разница образуется в случае, когда курс рубля по отношению к иностранной валюте падает (при пересчете сальдо активного счета) и когда курс рубля растет (при пересчете сальдо пассивного счета).
    Отрицательная курсовая разница образуется в случае, когда курс рубля по отношению к иностранной валюте растет (при пересчете сальдо активного счета) и когда рубль падает (при пересчете сальдо пассивного счета).
    Курсовой  разницей называется разница между  рублевой оценкой на разные даты имущества  и (или) обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте.
    В банках пересчет остатка денежных средств  производится ежедневно при изменении курса рубля по отношению к иностранной валюте.
    Курсовая  разница в бухгалтерском учете  организации отражается в соответствии с остатком иностранной валюты в двух случаях:
    при каждом поступлении или списании валюты на дату выписки денежно-расчетных документов;
    при составлении бухгалтерского баланса на первое число месяца остаток валюты пересчитывается по курсу, действовавшему на последнее число отчетного месяца.
    Курсовые  разницы отражаются в бухгалтерском  учете в составе прочих доходов  и расходов по счету 91 “Прочие доходы и расходы”.
    По  кредитовой стороне этого счета  учитывается положительная разница, по дебетовой стороне — отрицательная.
    Положительная курсовая разница отражается в учете  проводкой:
    Дебет счета 52 “Валютные счета”
    Кредит  субсчета 91-1 “Прочие доходы”.
    Отрицательная курсовая разница отражается в учете  проводкой:
    Дебет субсчета 91-2 “Прочие расходы”
    Кредит  счета 52 “Валютные счета”.
    По  дебету счета учитывается остаток  денежных средств на специальных  счетах в банке и их поступление, а по кредиту — списание (расходование). Ежемесячно на всех аналитических счетах выводятся обороты и сальдо, которое  может быть только дебетовым.

1.4. Методика аудита денежных средств

 
      Аудиторскую проверку денежных средств целесообразно  начинать с проверки кассовых операций. Основным нормативным актом, регламентирующим порядок осуществления операций по приему, хранению и выдаче наличных денег в кассе организации, является Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Центрального банка РФ от 22.09.93   г.   №   40.   Этот   документ   устанавливает   единый   порядок хранения наличных денег, их приема, оформления кассовых документов и ведение кассовой книги, ревизии кассы и контроля за соблюдением кассовой дисциплины.
     Основными нормативными документами в этой области являются Гражданский кодекс Российской Федерации; Федеральный  закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"; постановление Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 (ред. от 07.06.2008) "Об утверждении положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями", постановление Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники"; Типовые правила эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденные Письмом Минфина России от 30.08.1993 N 104; Положение "О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ", утвержденное Указанием ЦБ РФ от 5 января 1998 г. N 14-П (в ред. Указаний ЦБ РФ от 22.01.1999 N 488-У, от 31.10.2002 N 1201 -У); Порядок ведения кассовых операций в РФ, утв. Указанием ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. N 40; Указание ЦБ РФ от 26 декабря 2006 года N 1778-У "О признаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монет Банка России", Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-У (ред. от 28.04.2008) "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя"
      Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 400-ФЗ "О  внесении изменения в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"Поправки касаются обязательного аудита. Он, в частности, проводится, если выручка от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за некоторыми исключениями) за год, предшествовавший отчетному, превышает определенную сумму. Она увеличивается с 50 до 400 млн руб. Исключение распространяется не только на сельскохозяйственные кооперативы и их союзы, но и на государственные и муниципальные органы, учреждения и унитарные предприятия. Аудит обязателен и в случае, когда сумма активов бухгалтерского баланса на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает некоторую сумму. Она увеличивается с 20 до 60 млн руб.
Дополнительно закрепляются следующие основания  для обязательного аудита. Ценные бумаги организации допущены к обращению  на торгах. Юрлицо (кроме указанных  выше органов и учреждений, государственных внебюджетных фондов) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
      Предусмотрен  обязательный аудит для профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиринговых  организаций, валютных бирж, управляющих компаний фондов (акционерных и паевых инвестиционных, а также негосударственных пенсионных). Исключение - государственные внебюджетные фонды.
     Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г. Новые правила применяются  начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2010 г.
      При проверке кассы аудитору необходимо также выяснить: заключен ли с кассиром договор о материальной ответственности  или имеется ли в личном деле кассира  обязательство о материальной ответственности, предусмотренное Порядком ведения кассовых операций; соответствует ли помещение кассы требованиям, установленным для работы кассира; обеспечены ли охрана кассы и сохранность денег при доставке из банка и во время выдачи заработной платы; имеется ли для хранения денег и других ценностей в кассе сейф или несгораемый шкаф; соблюдаются ли правила хранения ключей от сейфа (несгораемого шкафа) для хранения денег и других ценностей в кассе; соблюдается ли установленный лимит хранения денежной наличности по отдельным датам; проводятся ли периодические внезапные проверки кассы и имеются ли акты по таким проверкам.
      Затем аудитор переходит к проверке правильности документального оформления операций. Практика проверок показывает, что во многих организациях кассовые документы составляются некачественно, часто в приходных и расходных документах отсутствуют подписи ответственных лиц, вносивших деньги в кассу или получивших их из кассы, и другие обязательные реквизиты. Такие документы считаются недействительными, а проведенные по ним операции необоснованными. Если такое установлено, то аудитор должен сообщить об этом руководителю и главному бухгалтеру организации с целью принятия оперативных мер.
      На  следующем этапе проверки следует  установить: ведут ли в данной организации  по установленной форме журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; все ли кассовые документы зарегистрированы в журнале, нет ли пропущенных номеров кассовых ордеров; наличие и правильность ведения кассовой книги, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной печатью, а количество листов в ней должно быть заверено подписями руководителя и главного бухгалтера; действительно ли одну кассовую книгу ведут в данной организации (особенно это касается многопрофильных организаций, которые данный порядок часто нарушают).
      После выяснения соблюдения установленных  требований необходимо переходить к  проверке законности совершения кассовых операций, соответствия их Порядку  ведения кассовых операций. Проверке подлежат все приходные и расходные  денежные документы за ревизуемый период.
      При проверке кассовых операций особое внимание аудитор должен уделить выявлению  правильности, своевременности и  полноты оприходования наличных денег. Денежные средства могут поступать  из банков, от работников организации  в оплату каких-либо услуг, могут быть остатками неиспользованных авансов и др. Тщательной проверке аудитора подлежит полнота и своевременность оприходования денег, полученных по каждому чеку из банка, путем сверки идентичных сумм, записанных в корешках чеков, выписок банка (по шифру, соответствующему получению наличных денег) и приходных кассовых ордеров.
      Проверяя  расходование наличных денег из кассы  организации, аудитор должен помнить, что эти операции оформляются  расходными кассовыми ордерами или другими надлежаще оформленными документами (платежными ведомостями, счетами, заявлениями и др.). Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером организации или лицами, ими уполномоченными. При проверке необходимо убедиться в юридическом обосновании выдачи из кассы наличных денег (зарплата — есть ли приказы о приеме на работу, перемещениях, увольнениях, отпусках, поощрениях, трудовые договоры, акты приемки выполненных работ и др.; выдача в подотчет — приказы на командировку, о выдаче в подотчет; выдача сторонним лицам — доверенность, если это от организации, фактура или корешок приходного ордера и др.; выдача алиментов — исполнительный лист и др.). Во всех расходных кассовых ордерах должны быть проставлены паспортные данные.
      Особое  внимание необходимо обращать на оформление кассовых документов: имеются ли на каждом документе расписки получателей; наличие на титульном листе платежной ведомости разрешения на выдачу денег (заработной платы, пособий, премий и т.д.) руководителя и главного бухгалтера организации с их подписями и указанием сроков выдачи и сумм прописью; составлен ли реестр депонированных сумм и сделана ли надпись о фактически выплаченной и депонированной сумме; погашаются ли кассовые документы (приходные — штампом «получено», расходные — «оплачено») с указанием даты, нет ли на них следов подчисток или исправлений.
      Раздел  аудиторской программы по проверке кассовых операций должен включать следующие  вопросы и направления аудита: инвентаризация наличия и проверка состояния хранения денежных средств и других ценностей в кассе; проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств, поступивших в кассу; исследование правильности списания денег на расход; проверка соблюдения кассовой и финансовой дисциплины, проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета; выводы и предложения по результатам аудита.
      В соответствии с действующим законодательством  организации обязаны хранить  свои денежные средства (сверх наличного  лимита) в обслуживающих учреждениях  банков. Расчеты с учреждениями банка возникают в связи с хранением денежных средств на расчетном, текущем и других счетах, получением краткосрочных и долгосрочных ссуд, их погашением и переоформлением, претензиями к банку по ошибочным записям на счетах. Расчеты через учреждения банков между организациями осуществляются по безналичным формам расчета.
      Целью аудиторской проверки операций на расчетном  счете в банке является формирование мнения о достоверности бухгалтерской  отчетности по разделу "Денежные средства" и соответствии применяемой методики учета денежных средств на счетах в банке действующим в Российской Федерации нормативным документам.
      Аудиторская проверка операций по счетам в банке  начинается с того, что аудитор  знакомится со сведениями о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте в банках, приложенными к налоговой отчетности. При этом он устанавливает количество и номера счетов, открытых в банках; наименования банков. Эти данные нужны для проверки наличия банковских выписок по всем счетам и регистров синтетического учета по каждому счету.
      Затем аудитор определяет юридические  основы взаимоотношений организации  и банка, проверяет соответствие договора банковского счета (договора на банковское обслуживание) нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.
      Операции  по зачислению и списанию денежных средств со счетов в банке оформляют  первичными документами, формы и  порядок заполнения которых установлены  инструктивными указаниями Центрального банка Российской Федерации.
      Аудитор проверяет правильность оформления документов, проводит арифметическую проверку документов и проверку на законность совершаемых по банковским счетам хозяйственных операций.
      Особое  внимание аудитор должен уделить  операциям по бесспорному (безакцептному) списанию банком денежных средств. Это возможно лишь на основании решения суда, прямого указания закона, договора клиента с банком.
      Для подтверждения достоверности бухгалтерской  отчетности нужно проверить соответствие ее показателей данным синтетического и аналитического учета и выпискам банка.
      При выявлении расхождений необходимо показать сумму отклонений и выявить их причины.
      Таким образом, в ходе аудита операций по счетам в банке осуществляются следующие процедуры:
      проверка соответствия произведенных операций нормативным документам и законодательным актам, действующим на территории Российской Федерации;
      проверка правильности оформления выписок со счетов в банке и документов, приложенных к выпискам, подтверждающих операции;
      арифметическая проверка правильности выведения остатков на конец дня и подсчета оборотов по приходу и расходу денежных средств в выписках банка и регистрах по учету денежных средств в банке;
      проверка соответствия записей в выписках банка и регистрах бухгалтерского учета, регистрах бухгалтерского учета и Главной книге, а также сальдо по Главной книге и статей баланса.
      Такая проверка проводится по каждому счету, открытому в банке. В первую очередь аудитору необходимо ознакомиться с классификатором типовых бухгалтерских записей по банковским операциям, связанным с расчетным счетом. Это позволит выявить наиболее часто встречающиеся операции и проверить правильность корреспонденции счетов. Если в организации нет такого классификатора, соответствующую информацию можно получить, воспользовавшись корреспонденцией счетов, указанной в Главной книге. Особое внимание следует обратить на корреспонденцию счетов по записям, не типичным для организации.
      Если по договору банковского счета предусмотрена выплата банком процентов за пользование денежными средствами, аудитор должен проверить, начисляет ли организация доходы ежемесячно или отражает их по факту зачисления процентов на расчетный счет. Неправильное отражение причитающихся процентов может привести не только к искажению финансового результата за отчетный период, но и к налоговым санкциям.
При аудите операций по расчетному счету аудитор также проверяет:
      порядок ведения учетных регистров;
      ведутся ли регистры синтетического учета по каждому расчетному счету, открытому в банке, составляется ли сводный регистр;
      своевременность отражения в регистрах синтетического учета операций по движению денежных средств на расчетном счете; производятся ли записи в учетные регистры по каждой выписке баланса тождественность записей в учетных регистрах и в выписке банка.
      Проверяя  полноту зачисления денежных средств, перечисленных покупателями и заказчиками в оплату поставленных материально-производственных запасов, выполненных работ и оказанных услуг, необходимо сверить записи по дебету счета 51 "Расчетный счет" с кредитовыми записями учетных регистров по счетам 90 "Продажи" или 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
      Поступление денежных средств от финансово-кредитных  организаций в виде кредитов, зачисление средств с других расчетных счетов проверяют путем встречной сверки записей по регистрам бухгалтерского учета по счетам учета кредитов.
      Особое  внимание аудитор должен уделить  проверке полноты оприходования  наличных денежных средств, сдаваемых  в кассу банка (кредитной организации). Для этого проводят встречную проверку записей с данными учетного регистра по кредиту счета 50 "Касса".
      Проверка  законности списания денежных средств  с расчетного счета. Перечисление денежных средств с расчетного счета в  погашение задолженности поставщикам  следует анализировать в разделе аудита расчетных операций по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", чтобы установить, насколько реально и обоснованно они использованы.
      Детальной проверке должны быть подвергнуты операции по счету 51 "Расчетный счет" в сопоставлении со счетами учета затрат (20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы", 25 "Общепроизводственные расходы", 44 "Издержки обращения"), так как в данном случае может быть сокрыто перечисление средств за невыполненные работы, неоказанные услуги.
      Детальная проверка и анализ первичных документов, подтверждающих списание денежных средств, в корреспонденции со счетами  учета затрат позволяют также  выявить ошибки (возможно и умышленные) по списанию расходов на научно-исследовательские  работы, на оплату социально-бытовых услуг и др. на себестоимость продукции, что ведет к искажению финансовых результатов и может иметь существенные налоговые последствия.  Пересекающейся процедурой аудиторской проверки операций по расчетному счету является проверка списания денежных средств со счета и полноты оприходования наличных денег в кассу. Аудитор должен проверить:
      приложена ли к выписке банка по операции снятия наличных денег квитанция к приходному кассовому ордеру;
      тождественность записей в регистрах синтетического учета по кредиту счета 51 "Расчетный счет" и дебету счета 50 "Касса".
      Выявленные  в ходе проверки операций по расчетному счету нарушения аудитор фиксирует  в рабочей документации и отражает в справке (отчете) по результатам  данного раздела аудиторской проверки
      В соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, для учета операций с наличными  денежными средствами и денежными  документами используется счет 50 “Касса”.
      Согласно  Инструкции к Плану счетов бухгалтерского учета, счет 50 "Касса" предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассах организации. К счету 50 "Касса" могут быть открыты субсчета: 50-1 "Касса организации",
50-2 "Операционная касса",
50-3 "Денежные  документы" и др.
      На  субсчете 50-1 "Касса организации" учитываются денежные средства в  кассе организации. Когда организация  производит кассовые операции с иностранной  валютой, то к счету 50 "Касса" должны быть открыты соответствующие субсчета для обособленного учета движения каждой наличной иностранной валюты.
      На  субсчете 50-2 "Операционная касса" учитывается наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, билетных и багажных кассах портов (пристаней), вокзалов, кассах хранения билетов, кассах отделений связи и т.п. Он открывается организациями (в частности, организациями транспорта и связи) при необходимости.
      По  дебету счета 50 "Касса" отражается поступление денежных средств и денежных документов в кассу организации. По кредиту счета 50 "Касса" отражается выплата денежных средств и выдача денежных документов из кассы организации.
      При проверке правильности отражения в  балансе денежных средств не следует ограничиваться только сопоставлением их остатков по Главной книге с балансовыми данными. Необходимо провести хотя бы выборочную проверку правильности ведения кассовых операций и операций по расчетному счету (не менее чем за 3-4 месяца) с привлечением всех необходимых учетных регистров и первичных документов. Это позволит также сделать определенные выводы о правильности ведения бухгалтерского учета на предприятии и определить круг тех операций (и счетов), проверке которых должно быть уделено особое внимание.
      По  статье “Прочие денежные средства”  отражаются остатки средств, учитываемых  на счетах 55 “Специальные счета в  банках”, 50-3 “Денежные документы” и 57 “Переводы в пути”.
      На  счете 55 учитываются денежные средства на текущих, особых и иных специальных счетах в банках на российской территории и за рубежом, а также средства целевого финансирования и поступлений в той части, которая подлежит обособленному хранению.
      На  счете 50-3 учитываются почтовые марки  и марки государственных пошлин и сборов, оплаченные, но не выданные путевки в дома отдыха и санатории, проездные билеты, извещения о денежных переводах, не поступивших на счета в банке или в кассу, и др. Акционерные общества могут учитывать в составе денежных документов собственные акции, выкупленные у акционеров для их последующей перепродажи или аннулирования.
      При проверке необходимо убедиться, во-первых, в фактическом наличии этих денежных документов, и, во-вторых, установить, кому предназначены билеты и путевки  и за счет каких средств они оплачены.
      Для учета кассовых операций (по счету 50 “Касса”) предназначены журнал-ордер  № 1 и ведомость № 1 к нему. Учет операций по счетам 51 и 52 предприятия  ведут с применением журнала-ордера № 2 и ведомости № 2. Для учета  операций по кредиту счетов 55, 50-3 и 57 применяется журнал-ордер № 3.
В силу того, что кассовые операции носят  массовый характер, этот этап аудиторской  проверки является достаточно трудоемким. Однако кассовые операции однообразны, а методы или процедуры проверки достаточно просты. Именно при проверке этого участка основному аудитору целесообразно привлекать ассистентов.
      При проведении аудита кассовых операций проверяющий аудитор должен ставить перед собой следующие цели:
    Проверка правильности оформления первичных документов и их обобщения в учетных регистрах.
    Проверка обоснованности хозяйственных операций.
    Правильность отражения на счетах синтетического и аналитического учета.
      Проверка  соблюдения лимита остатка денег  в кассе и расчета наличными  деньгами в пределах установленных норм.
Источниками информации для аудита кассовых операций являются следующие документы:
    Приходный кассовый ордер: необходимо проверить
      правильность заполнения,
      отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета;
      наличие подписей руководителя предприятия, главного бухгалтера, кассира и лица сдающего денежные средства и ценности;
      регистрацию в журнале приходных/расходных ордеров).
    Расходный кассовый ордер: необходимо проверить
      целевое использование наличных денег
      наличие двух подписей – руководителя и главного бухгалтера,
      фактическое получения денег
      соответствует ли дата получения денег,
      отражен ли документ удостоверяющий личность получателя – паспорт, военный билет.
    Журнал регистрации приходных и расходных документов: необходимо проверить
      Прошнурован ли, пронумерован ли и указано ли количество листов,
      Наличие подписи руководителя,
      Наличие регистрации в момент выписки ордера.
    Кассовая книга: следует проверить
      прошнурована ли, пронумерованы ли листы,
      наличие подписей и печати организации,
      наличествуют ли исправления (при наличии исправлений – правильность их осуществления).
    В журнале ордере №1 и ведомости №1  следует проверить правильность отражения хозяйственных операций.
     Следующим пунктом проверки правильности ведения  учета наличных денежных средств является проверка соблюдения предприятием установленного лимита денежных средств.
     Лимит остатка денег в кассе –  это предельное значение количества денег в кассе, которое может  оставаться в ней на конец дня. Он зависит от среднедневного поступления  денег в кассу.
     Для обособленного учета денежных документов, План счетов предусматривает открытие специального субсчета 50-3 “Денежные документы” к счету 50 “Касса”. На субсчете 50-3 "Денежные документы" учитываются находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы. Денежные документы учитываются на счете 50 "Касса" в сумме фактических затрат на приобретение. Аналитический учет денежных документов ведется по их видам.
     При проведении аудита денежных документов проверяющий аудитор должен ставить  перед собой следующие цели:
    Проверка наличия денежных документов и их оценки.
    Правильность отражения в учете денежных документов.
    Правильность отражения в учетных регистрах движения денежных документов (счет 50/3 – денежные документы, счет 50/2 – операционная касса).
    Соответствие учетного регистра Главной книги.
      Источниками информации для аудита кассовых операций являются следующие документы:
    Документы подтверждающие оплату за денежные документы (платежные поручения, расходные кассовые ордера).
    Описи оценочной стоимости денежных документов.
    Денежные документы – авиабилеты, ж/д билеты и др.
    Учетный регистр, Главная книга.
     При проверке необходимо убедиться, во-первых, в фактическом наличии этих денежных документов, и, во-вторых, установить, кому предназначены билеты и путевки и за счет каких средств они оплачены.
     Также необходимо проверить правильность оформления и ведения учета денежных документов. Для этого используются те же методы, что и для аудита наличных денежных средств.
     Следует иметь в виду, что перед составлением бухгалтерского баланса производится переоценка всех денежных статей бухгалтерского учета, выраженных в иностранных валютах, в том числе и денежных документов.
 

Глава 2   Организация бухгалтерского учета денежных средств в ЗАО "МС ИНТЕРФОН"

2.1 Общая характеристика предприятия

 
      ЗАО "МС ИНТЕРФОН", организованная в  1999 году специализируется на комплектации электротехнической продукцией. Сейчас - это стабильно работающее предприятие, располагающее опытными специалистами и сложившейся системой обеспечения.
       Основная деятельность.  
      «МС ИНТЕРФОН» – это зарегистрированная торговая марка, под которой работают совместно несколько предприятий. Все вместе они являются специализированной электротехнической снабженческо-сбытовой организацией.
      Отдел электрооборудования обеспечивает наличие на складах Компании необходимого для успешной торговли электрооборудования, светотехники, средств защиты, спецодежды, а также поставкой продукции данного ассортимента под заказ в кратчайшие сроки и по конкурентной цене.
      Отдел кабельной продукции обеспечивает наличие на складах Компании необходимого для успешной торговли кабельно-проводниковой продукции, эмаль-провода, насосов, электродвигателей, а также поставкой продукции данного ассортимента под заказ в кратчайшие сроки и по конкурентной цене.
      Финансовый  блок состоит из бухгалтерии, финансово-экономического отдела ( ФЭО ) и отдела информационных технологий ( ИТ ) . Финансовый блок обеспечивает бухгалтерский документооборот, финансовый анализ, готовит и защищает в налоговой  инспекции бухгалтерскую отчётность Компании, а также обеспечивает работоспособность оргтехники и информационных сетей Компании.
      В отдел Логистики входят: Складской  комплекс, который обеспечивает приёмку, складирование, подготовку и выдачу продукции в филиалы и клиентам, транспортный отдел и отдел экспедирования.
      Блок  развития обеспечивает открытие новых  подразделений, внедрением новых технологий в операционные процессы Компании. В блок развития входят: отдел рекламы, отдел капитального строительства, расчётно-кассовый центр.
      Кадровая  служба обеспечивает подбор и адаптацию  новых сотрудников, проводит аттестации и организует развитие и обучение сотрудников Компании.
      Систематическое исследование потребительского рынка  и растущие деловые связи предприятия  привели к созданию широкого ассортимента электротехнической продукции, который на сегодняшний день включает более 5 000 наименований отечественного и зарубежного производства:
      автоматические выключатели и УЗО;
      пускатели, рубильники, электродвигатели, щитки, счетчики электроэнергии, трансформаторы;
      монтажные и распределительные коробки, клеммы, кабельные каналы;
      лампы, светильники, прожекторы, люстры;
      электроустановочные изделия: розетки, выключатели, диммеры, удлинители и др.
      Многолетний опыт сотрудничества с заводами-производителями и совместное производство с заводом "Новосибкабель" обеспечивают постоянный широкий ассортимент кабеля на складе предприятия и гибкую систему цен. ЗАО "МС ИНТЕРФОН" предлагаем кабельно-проводниковую продукцию более 400 марко-размеров в ПВХ, полиэтиленовой и резиновой изоляции и оболочке, с медными и алюминиевыми жилами.
      Кабель: силовой, контрольный, сварочный, телефонный, бронированный, бытовой;
      Провод: установочный, бытовой, голый, обмоточный, радиочастотный, монтажный, самонесущий и др.
      Большой ассортимент продукции, предлагаемый компанией, способен удовлетворить  любой спрос, а широкий ценовой  диапазон позволяет сделать рациональный выбор в соответствии с пожеланиями  и задачами покупателей.
      Преимуществом ЗАО "МС ИНТЕРФОН" является:
      проектирование, комплектация и сборка щитовой продукции любой степени сложности;
      транспортные услуги, вагонная и контейнерная поставка;
      система скидок.
      Но  основным преимуществом работы является то, что покупатель может выбрать оптимальную по стоимости и качеству комплектацию электротехнической продукцией независимо от объема заказа.
      ЗАО "МС ИНТЕРФОН" стремится строить  отношения с покупателями, поставщиками и конкурентами на взаимовыгодных условиях, учитывая интересы и уважая достоинство  партнера.
      Учетная политика - это совокупность приемов  и способов ведения бухгалтерского учета, принятого в организации. За формирование учетной политики отвечает главный бухгалтер, а оформляется  она приказом или распоряжением  руководителя предприятия.
      Способы отражения операций в бухгалтерском учете всегда принимаются во внимание при управлении предприятием. Вот почему значение учетной политики так велико. А значит, руководителю и главному бухгалтеру следует серьезно отнестись к формированию и утверждению учетной политики.
На сегодняшний  день единой методики составления учетной  политики нет. Каждое предприятие вправе самостоятельно разрабатывать ее положения. Основываться же надо на рекомендациях  ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», а также на других нормативных документах по бухгалтерскому учету.
      При этом необходимо соблюдать:
    принцип допущения имущественной обособленности. Он состоит в том, что активы и обязательства предприятия должны учитываться отдельно от активов и обязательств собственников этого предприятия, а также активов и обязательств других предприятий;
    принцип допущения непрерывности деятельности. Это значит, что ЗАО «МС ИНТЕРФОН» планирует продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у него нет намерений и необходимости существенного сокращения деятельности или ее полной ликвидации;
    принцип последовательности применения учетной политики. То есть учетная политика, принятая ЗАО «МС ИНТЕРФОН», должна применяться из года в год. Менять учетную политику ежегодно не обязательно;
    принцип допущения временной определенности факторов хозяйственной деятельности, а именно: факты хозяйственной деятельности ЗАО « МС ИНТЕРФОН» нужно отражать в том отчетном периоде, в котором они имели место. И это не должно зависеть от времени фактического поступления или выплаты денег.
      Учетная политика ЗАО «МС ИНТЕРФОН» формируется главным бухгалтером организации и утверждается приказом руководителя организации.
      Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.
      Способы ведения бухгалтерского учета, избранные  при формировании учетной политики, применяются всеми филиалами, представительствами  и иными подразделениями  (включая  выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.