На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Регулирование и стимулирование экспортно-импортных операций

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное  учреждение  
высшего профессионального образования


«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Институт  Управление в промышленности и энергетике
Кафедра экономики  и управления в промышленности 

Направление 080500 «Менеджмент» 
Форма обучения: заочная
 
 

РЕФЕРАТ
по  дисциплине «Международная коммерческая деятельность»
«регулирование и стимулирование экспортно-импортных операций» 
 

Исполнитель: 
студент
 
_________________________
 
А.В. Кузнецов
Руководитель: 
доцент
 
_________________________
 
?
Москва 2011
 


Содержание 

 
       
    Сущность  международной коммерческой деятельности…………………..……….3
    Виды международных коммерческих операций……………………………….…...4
    Факторы развития международной коммерческой деятельности…………….……8
      Особенности международной коммерческой деятельности в России………….….9
      Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности………….12
       5.1.   Антидемпинговые меры как инструмент нетарифных ограничений………...…..15
       5.2.    Нетарифные ограничения внешнеторговых операций…………………………….16
       5.3. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговых операций………………..17
       5.4. Меры содействия экспортерам……………………………………………………….19
       5.5. Система валютного регулирования внешнеторговой деятельности………...…….20
       5.6. Методы нетарифных ограничений внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации……………………………………………………………………………….21
       5.7. Таможенное регулирование как метод государственно-экономического воздействия на сферу внешнеэкономической деятельности: сущность, составные элементы….23
       5.8. Таможенные тарифы и таможенные пошлины……………………………...………24
       5.9. Виды налогов в сфере внешнеэкономической деятельности, их дискриминационный характер………………………………………………………...………..……26
       5.10. Принципы валютного регулирования……………………...………………………..27
       5.11. Система нетарифных ограничений внешнеэкономической деятельности в России, ее отличие от зарубежной практики……………………………………………………..…………..28
       5.12. Лицензирование и квотирование экспорта и зона их действия…………….……..30
       5.13. Квотирование экспорта в России. Административные и коммерческие принципы распределения экспортных квот……………………………………………………………….…….32
       5.14. Сертификация товаров в системе контроля над импортом……………….………..33
       5.15. Роль международного частного права в регулировании внешнеэкономической деятельности…………………………………………………………………………………………..35
       5.16. Стимулирование экспортных операций отсутствием налога на добавленную стоимость на экспорт отдельных работ и услуг……………………………….……………………37
       6.  Значение государственного регулирования экспортно-импортных операций….39
       7. Список использованных источников………………………………………….…….40
1. Сущность международной коммерческой деятельности.
       Через коммерческую деятельность практически реализуется  связь фирмы с  контрагентами на рынке. Когда такая  связь происходит с иностранными контрагентами, то деятельность рассматривается как международная коммерческая деятельность.
       Фирмы могут стать участниками международной  коммерческой деятельности (международной  торговли) по разным причинам:
       ·      Фирмам может потребоваться закупка сырья, товаров и оказание услуг за рубежом для ведения своего бизнеса, поскольку необходимые материалы, товары или услуги нельзя получить от отечественных производителей или можно получить, но более низкого качества. Поэтому они становятся импортерами.
       ·      Многие фирмы могут получать прибыль, продавая свои товары или услуги на рынках за рубежом, т.е. становясь экспортерами.
       ·      Другие фирмы действуют как экспортные торговые фирмы или импортно-экспортные коммерсанты, т.е. являясь посредниками между покупателями и продавцами в разных странах. В данном случае они получают прибыль, используя разницу цен на мировом рынке и условия международного разделения труда.
       Посредничество  во внешней торговле представляет собой  процесс, посредством которого коммерсант в стране А покупает товары в стране В и отгружает их непосредственно в страну С без того, чтобы вначале завезти их в страну А. Это известно как «торговля через третью страну», или «посредничество».
       Однако  по какой бы причине фирма ни начала заниматься международной коммерческой деятельностью, в основе всех этих причин лежит цель – получение прибыли, которую невозможно получить, занимаясь коммерческой деятельностью только в своей стране (отсутствие спроса на данные товары или услуги, насыщенность рынка и т.д.).
       Исходя  из этого, целью международной коммерческой деятельности (МКД) является получение прибыли. Это есть к тому же и главная её функция, определяющая сущность МКД. Исключительно благодаря реализации данной функции, МКД получает своё развитие под влиянием как внешних, так и внутренних факторов.
       Главная функция МКД содержит в себе ряд  производных или подчинённых  функций, реализация которых раскрывает содержание МКД. К ним относятся  следующие функции: изучение рынка, выбор иностранного партнёра, деловые переговоры (т.н. предоперационная деятельность), заключение и исполнение контрактов по купле-продаже товаров и услуг.
       Таким образом, содержанием международной коммерческой деятельности является подготовка и осуществление операций по международному обмену товарами, услугами, результатами научно-технического и производственного сотрудничества. 

         

2. Виды международных коммерческих операций.
       Отношения сторон в коммерческой деятельности не ограничиваются заключением и  исполнением основных договоров (договоров купли-продажи товаров). Обычно одновременно совершаются финансовые, платежные (расчетные) операции, заключаются договоры перевозки, хранения, страхования, залога и т.д.
       Комплекс  основных и сопутствующих операций называется на внутреннем рынке торговыми операциями, на внешнем – внешнеторговыми.
       Внешнеторговые  операции делятся на несколько видов:
· экспортные – при которых продажа товаров и услуг осуществляется за границу или нерезидентам внутри национальной территории продавцов;
· импортные – при которых осуществляется приобретение товаров из-за границы или у нерезидентов на территории покупателей.
       Под экспортными операциями понимаются и статистически учитываются:
·    вывоз из страны товаров, произведенных, выращенных или добытых в стране, а также товаров, ранее ввезенных из-за границы и подвергшихся переработке;
·    вывоз товаров, ранее ввезенных, переработка которых происходила под таможенным контролем;
·    вывоз за границу ранее ввезенного товара, не подвергшегося в стране экспорта какой-либо переработке.
       Такой экспорт называется реэкспортом. В данном случае допускается осуществление дополнительных операций с товаром, не меняющих его наименования. Товар может проходить подготовку к реэкспорту исходя из требований стран потребления: может наноситься специальная маркировка, меняться упаковка и т.д. Однако превышение стоимости дополнительных операций по переработке товара над половиной его экспортной цены является основанием для превращения подобных операций в экспортные.
       Предметом реэкспорта чаще всего выступают товары, реализуемые на международных аукционах и товарных биржах; к реэкспортным операциям относятся и операции, осуществляемые без завоза товара в свою страну.
       Такого  рода операции по сути не относятся  к экспорту или импорту данной страны, хотя и учитываются таможенной статистикой. Они совершаются торговыми фирмами в целях извлечения прибыли благодаря разнице цен на один и тот же товар на разных рынках.
       Реэкспортными операциями являются также операции по вывозу товаров с территории свободных зон и приписных складов. Они учитываются таможенной статистикой как экспортные операции.  
       Реэкспортные  операции возможны в самых различных  ситуациях.
       Во-первых, реэкспорт возникает как естественное продолжение экспортной торговой операции. Продавец ввозит товар в страну для реализации его на бирже или аукционе, но этот товар может быть продан покупателю третьей страны и вывезен.
       Во-вторых, реэкспорт может появиться из-за перерыва нормального хода реализации товаров. Если продавец отправил товар покупателю, но последний по каким-то причинам не может его оплатить, то он стремится перепродать товар другому покупателю в этой стране или в третьей стране. Уход товара в третью страну есть реэкспорт. Это вынужденный реэкспорт.
       В-третьих, выполнение реэкспортной операции без предварительного завоза товаров из-за границы, то есть, они могут быть отправлены новому покупателю, минуя страну реэкспортёра. (Торговые фирмы многих крупных стран часто прибегают к операциям по перепродаже, используя в целях получения прибыли разницу в ценах на один и тот же товар на разных рынках). Кроме фирм, занимающихся чистым реэкспортом, выгоду получает и страна от перевозки реэкспортных товаров, осуществляемой при помощи ее транспортных средств, а также от проведения страховых, кредитных и других посреднических операций).
       В-четвёртых, реэкспортные операции возникают при строительстве крупных объектов с помощью иностранных фирм. Иностранный поставщик часто закупает отдельные виды материалов и оборудования в третьих странах и отправляет их на стройку без завоза в страну реэкспортёра.
       В-пятых, реэкспортные операции часто возникают из-за резкого изменения международной обстановки, отсутствия прямых экономических или дипломатических связей между странами, возникновения военных действий. В таких случаях нуждающаяся сторона обращается за товаром в другие государства, которые оказывают ей фактически посредническую услугу.
       К реэкспорту не относится провоз товаров через страну транзитом.
       Под импортными операциями понимаются и статистикой учитываются:
       ·    ввоз в страну товаров иностранного происхождения непосредственно из страны-производителя или страны-посредника для личного потребления, для промышленных, строительных, сельскохозяйственных и других предприятий или же для переработки с целью потребления внутри страны, или же с целью вывоза из нее;
       ·    ввоз товаров из свободных зон или приписных складов;
       ·    ввоз товаров для переработки под таможенным контролем.
       Сюда  относятся такие товары, которые ввозят в страну для переработки с целью вывоза готовой продукции, содержащей в себе данный товар в переработанном или измененном виде. (Например, ввоз оливкового масла для производства на экспорт сардиновых консервов). В этих случаях, как правило, импортер освобождается от уплаты таможенной пошлины при ввозе товара для переработки его под таможенным контролем;
       ·   операции по приобретению с ввозом из-за границы ранее вывезенных отечественных товаров, не подвергшихся там переработке.
       Такой импорт называется  реимпортом. К реимпорту относятся товары, не проданные на аукционе, забракованные покупателем и др.
       По  мнению некоторых авторов, к реимпорту  не относится возврат товаров, ранее вывезенных за границу на консигнацию, выставки и ярмарки, на условиях временного ввоза и аренды, поскольку их вывоз не сопровождался продажей.
Международные коммерческие операции подразделяются на основные, осуществляемые на возмездной основе между непосредственными участниками этих операций (контрагентами разных стран), и обеспечивающие, связанные с продвижением товара от продавца к покупателю.
К основным коммерческим относятся операции:
·   по обмену товарами в материальной форме (коммерческий экспорт и импорт);
·   по обмену научно-техническими знаниями в форме торговли патентами, лицензиями, «ноу-хау»;
·   по обмену техническими услугами (консультативный и строительный инжиниринг);
·   арендные;
·   по международному туризму;
·      по предоставлению консультационных услуг в области информации и совершенствования управления, по обмену кинофильмами и телепрограммами.
Обеспечивающими международный товарооборот являются операции:
·   по международным перевозкам грузов;
·   транспортно-экспедиторские;
·   по страхованию грузов;
·   по хранению грузов при международных перевозках;
·   по ведению международных расчетов.
Эти операции получили название операций товародвижения.
Классификацию внешнеторговых операций можно также  осуществлять на основании следующих  признаков:
В зависимости от направлений  торговли:
·    экспортные операции (реэкспорт)
·    импортные операции (реимпорт).
В зависимости от объекта, который обменивают (товар – деньги) и объекта, на который обменивают (товар – товар)
(товар – деньги):
·   внешнеторговые операции по купле-продаже товаров
·   внешнеторговые операции по купле-продаже услуг
·   внешнеторговые операции по купле-продаже результатов творческой деятельности
(товар – товар) Товарообменные операции:
·   встречные закупки
·   бартерные операции
·   компенсационные операции
·   операции на давальческом сырье
·   выкуп устаревшей продукции
·   поставка на комплектацию
По  группам товаров:
·   купля-продажа машин и оборудования
·   сырьевых товаров
·   потребительских товаров
По  степени готовности товаров:
·   торговля готовой продукцией
·   поставка узлов и деталей для последующей сборки машин
·   поставка комплектного оборудования
·   поставка запасных частей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Факторы развития  международной коммерческой деятельности.
       Существенной  предпосылкой развития международной коммерческой деятельности является возможность повышения нормы прибыли (рентабельности) на основе внешнеторговых операций. Чем большую норму прибыли даёт какой-либо вид внешнеторговых сделок, тем большее развитие получает МКД в данном направлении.
       Повышения рентабельности внешнеторговых операций можно добиться либо повышением прибыли при том же уровне издержек, либо снижением издержек (в том числе и за счёт уменьшения уровня налогов).
       Факторы, которые приводят к увеличению или  к уменьшению рентабельности внешнеторговых операций, будут, в свою очередь, являться факторами развития МКД.
       Одним из основных факторов развития внешней  торговли является вывоз капитала, на основе которого возникают транснациональные корпорации, которые чаще всего бывают национальными по капиталу и интернациональными по сфере деятельности. Роль транснациональных корпораций в международной торговле весьма значительна, так как на долю их внутрикорпорационного оборота приходится около одной трети международного экспорта.
       Другим  важнейшим фактором развития МКД  является возможность уменьшить налоговые отчисления путём использования таких форм МКД, как зоны свободной торговли (СЭЗ) и оффшорные зоны.
       В настоящее время в мире насчитывается  примерно 600 СЭЗ. Через них осуществляется около 8% международных торговых сделок (560 млрд долл.) в год.
       Общая площадь оффшорных зон в мире составляет около 152 тыс. кв. км. с населением около 16 млн человек. Однако доля их только во всемирном флоте составляет 58%, т.е. больше половины мирового флота  зарегистрировано в оффшорных зонах.
       К ряду других общих факторов развития внешнеэкономической деятельности относятся: неравномерность экономического развития различных стран мира; характер политических отношений, различный уровень научно-технического развития; резкие различия в количестве и качестве трудовых ресурсов, их квалификации, уровне потребностей и реальной заработной платы в разных странах; особенности географического положения, природных и климатических условий.
         
 
 
 
 
 

4. Особенности международной коммерческой деятельности в России.
       Особенности международной коммерческой деятельности в России, непосредственно зависят от особенностей экономических условий, в которых в настоящее время находится Россия.
       В российском экспорте 2010 г. по существу как в зеркале отразилась конъюнктура мирового рынка: цены на сырьевые товары, нефть и другие энергоносители имели тенденцию к повышению.
       В результате увеличилась валютная выручка, золотовалютные резервы страны повысились до 479,4 млрд долл. (28 млрд долл. В 2002г.), По итогам прошлого года резервы увеличились на 40 млрд долл.
       Сырьевая  направленность российского экспорта привела к сосредоточению высокой  прибыли именно в сырьевых отраслях (в черной и цветной металлургии, в топливной промышленности). В  этих отраслях, естественно, выросли  оборотные средства, в то же время в обрабатывающей промышленности наблюдался дефицит собственных оборотных средств.
       Топливно-сырьевая специализация экспорта может быть рациональной и продуктивной лишь на узком временном отрезке и  при условии решения определённых задач. Этими задачами могут быть:
       ·   необходимость быстрого увеличения валютных поступлений и улучшения баланса международных расчетов;
       ·   использование благоприятной рыночной конъюнктуры;
       ·   выполнение геополитических задач и др.
       Вместе  с тем такая специализация заведомо неэффективна в качестве долгосрочной национальной стратегии, определяющей основное содержание экспортной деятельности. Ведь с позиций суммарного национального богатства экспорт природных ресурсов означает лишь переход национального богатства из овеществлённой в ликвидную форму. Однако реального приращения богатства не происходит или же происходит только его незначительное увеличение под влиянием конъюнктурных факторов.
       В то же время экспорт обработанных товаров, использующих импортное сырье  и материалы, обеспечивает наибольший вклад в приращение национального богатства, что служит основной устойчиво высокой конкурентоспособности таких обделенных полезными ископаемыми стран и территорий, как Япония, Швейцария, Сингапур, Люксембург, Гонконг, Тайвань и др.
       В России экспортная ориентация в отраслях глубокой переработки, как правило, выражена значительно меньше в связи  с преобладающей низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции. Требующее  существенных дополнительных затрат экспортное исполнение продукции, включая ее сертификацию, в условиях острой конкуренции на мировом рынке делает вывоз отечественных готовых изделий в большинстве случаев нерентабельным.
       Отметим еще одну негативную тенденцию, связанную  с ростом российского топливно-сырьевого  экспорта: вырос дефицит топлива и сырья на внутреннем рынке страны, а естественные монополии одновременно подняли цены.
       В России экспортная ориентация в отраслях глубокой переработки, как правило, выражена незначительно в связи  с преобладающей низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции. Требующее существенных дополнительных затрат экспортное исполнение продукции, включая ее сертификацию, в условиях острой конкуренции на мировом рынке делает вывоз отечественных готовых изделий в большинстве случаев нерентабельным.
       Ещё одной отличительной чертой российской экономики стала чрезвычайно  высокая доля экспортных пошлин (фактически скрытых рентных платежей) в формировании доходной части бюджета. Так, в общей  сумме налоговых поступлений  федерального бюджета платежи по экспортным пошлинам достигали 11–12% в 2000–2001 гг. (в абсолютном выражении порядка 13–14 млрд долл. по итогам двух лет).
       Это лишь немногим уступает суммарным акцизным платежам и в 3–5 раз превышает  платежи за пользование природными ресурсами.
       В импорте продолжает преобладать продукция машиностроения. На втором месте – импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, затем следуют продукция химической промышленности, металлы и изделия из них, минеральные продукты, нефтепродукты, текстиль, текстильные изделия и обувь, древесина и целлюлозно-бумажные изделия.
       Статистические  показатели внешнеэкономической деятельности не совсем точны в силу имеющих  место многочисленных нарушений, как  то:
       ·   оформление фиктивных экспортно-импортных сделок;
       ·   превышение обусловленного законом 180-дневного срока оплаты иностранными фирмами поставок российской нефти и нефтепродуктов;
       ·   превышение 180-дневного срока поступления товаров по импортным контрактам со 100-процентной предоплатой;
       ·   необоснованные авансовые отчисления при импорте в счет будущих поставок товаров, которые фактически не осуществляются.
       Кроме того, довольно распространенной практикой  является:
       ·   занижение контрактной цены при экспорте;
       ·   завышение контрактной цены при импорте;
       ·   ценовые манипуляции, прикрытые якобы бартерными операциями, в результате которых большая часть прибыли в иностранной валюте остается за границей;
       ·   перечисление на счета иностранных фирм финансовых средств в качестве оплаты фиктивных услуг;
       ·   невозврат прибыли под предлогом форс-мажорных и иных обстоятельств.
       В последние годы широкое распространение  получил вывоз товаров за рубеж  на временное хранение и переработку. Крупные партии стратегического  сырья вывозятся из РФ без оформления экспортных контрактов, а затем, в нарушение обязательств по временному хранению и переработке, реализуются за границей.
       Благоприятной средой для теневого капитала стали  безвалютные расчеты в режиме товарообмена – приграничные, параллельные и компенсационные сделки без  использования свободно конвертируемой валюты, а также бартер – в общей сложности примерно 60% внешнеторгового оборота РФ.
       Не  случайно осуществляемые товарообменные сделки характеризуются резким отклонением  договорных цен от среднемировых: по оценкам ГТК РФ, экспортная составляющая бартерных сделок порой превышает импортную в 5–6 раз. Стоимость же российского нефтяного экспорта по бартеру в среднем в 5 раз превышала встречные поставки зарубежных партнеров.
       Начиная с 1994 года, в РФ более или менее  надежно контролируется только экспорт. Порядок контроля за импортом примерно с этого же времени был значительно упрощен в соответствии с Инструкцией ЦБР «О введении в действие порядка осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары» (см. также письмо ЦБР № 208 от 15 ноября 1995 года). Упрощение открыло новые каналы для различных злоупотреблений (например, для нелегальной предоплаты импортных контрактов). В результате, согласно существующим независимым оценкам, из РФ по подложным импортным контрактам до самого последнего времени ежемесячно уходило в среднем до 400 млн долларов, или 5 млрд долларов в год, что сопоставимо с годовым объёмом экспорта цветных металлов из РФ.
       Место, которое занимает Россия в мировом  экономическом сообществе, можно условно определить по доле России в мировом валовом внутреннем продукте.
       Доля  стран и регионов в мировом  валовом внутреннем продукте резко различается. Если мировой ВВП принять за 100%, то на долю США приходится (21,8% в 2002г.); Европы – (23,1 в 2002г.); Японии – (8,1 в 2002г.); Латинской Америки – (6 в 2002г.); прочих стран с рыночной экономикой – (26,3 в 2002г.); России – (1,9 в 2002г.); стран Центральной и Восточной Европы – (1,8 в 2002г.); Китая –(9,7 в 2002г.); прочих стран с переходной экономикой – (1,3% в 2002г.). По состоянию на конец 2010 г. экономика России — 6-я экономика мира по объёму ВВП по ППС Номинальный ВВП России за 2010 год составил 44,5 трлн рублей, ВВП по ППС — $2,23 трлн. По данным на 2007 год, доля экономики России в мировой экономике — 3,2 %.
       В последние годы наблюдается тенденция  врастания российской экономики  в мировую экономику в основном за счет ее сырьевого сектора.
       По  мере интеграции России в мировое  хозяйство, все более важным и  результирующим фактором ее экономической жизни становятся экспортно-импортные операции. В сферу международной торговли вовлекается все больше предприятий, подчиняющиеся в своей деятельности законам мировой экономики и самостоятельного освоения внешнего рынка. 

       5. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.
       По  мере интеграции России в мировое  хозяйство экспортно-импортные операции становятся все более важным и  результирующим фактором ее экономической  жизни. В сферу международной  торговли вовлекается все больше предприятий и предпринимателей, направленных на самостоятельное освоение внешнего рынка и подчиняющиеся в своей деятельности законам мировой экономики. Если раньше отношения импорта и экспорта товаров были, по существу, уделом лишь десятков специализированных внешнеторговых организаций, то теперь внешнеторговыми операциями занимаются многие тысячи производственных и торговых структур. В этой связи особое внимание необходимо уделить государственному регулированию экспортно-импортных операций, поскольку внешняя торговля, являясь одним из стратегических видов деятельности, подлежит регулированию со стороны государственных органов. Приоритет государства в регулировании внешнеэкономических отношений закреплен 71 статьей Конституции РФ, согласно которой «в ведении Российской Федерации находятся внешнеэкономические отношения Российской Федерации».
       Необходимо  отметить, что в экономической  литературе при исследовании операций внешней торговли используются такие  понятия как внешнеэкономическая  деятельность (ВЭД), внешнеторговая деятельность и экспортно-импортные операции.
       Между вышеупомянутыми категориями существуют определенные разграничения, на которых  необходимо остановиться более подробно.
       Экспортно-импортные  операции является наиболее узким понятием из указанных трех (определение экспортно-импортных операций вытекает из определения экспорта и импорта товаров).
       Внешнеторговую  деятельность Федеральный закон  от 08.12.03 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»  определяет как «деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью».
       Понятие «внешнеэкономическая деятельность»  еще шире и включает не только внешнеторговую деятельность, на которую направлен вышеупомянутый закон, но и производственную кооперацию, научно-техническое, инвестиционное сотрудничество, валютные и финансово-кредитные операции. Таким образом, внешнеэкономическая деятельность определяется как «внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на  
них (интеллектуальная собственность)». Определение понятия «внешнеэкономическая деятельность» отражено в Федеральном Законе от 22.06.99 г. №183-Ф3 «Об экспортном контроле».

       Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности (ВЭД) и внешнеторговой деятельности представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеэкономического равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.
       В свою очередь, государственное регулирование  экспортно-импортных операций осуществляется при помощи совокупности методов. В  отечественной литературе принято  деление данных методов на две  группы:
      экономические;
      административные.
       Экономические методы государственного регулирования  экспортно-импортных операций предполагают использование налоговых регуляторов  и иных мер экономического характера. Административные методы
       В то же время, российское законодательство, а именно Федеральный Закон от 08.12.03 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» предусматривает следующие методы государственного регулирования:
      таможенно-тарифное регулирование;
      нетарифное регулирование.
       Согласно этому закону нетарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера, а метод таможенно-тарифного регулирования осуществляется путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин. Однако на практике в регулировании экспортно-импортных операций, помимо таможенных пошлин, принимают участие большее количество таможенных платежей, которые подлежат уплате при совершении внешнеторговых операций, а именно, налог на добавленную стоимость, акцизы. В связи с этим, метод таможенно-тарифного регулирования слишком узкое понятие, и вместо него следует рассматривать более широкое понятие — налоговое регулирование.  
 
 

Схема 2.
Резюмируя все вышеизложенное, предлагается следующее определение: Налоговое регулирование экспортно-импортных операций представляет собой совокупность экономических мер, применение которых сводится к воздействию на данный вид деятельности налоговых регуляторов путем изменения ставок налогов, порядка их применения, предоставления льгот, применения штрафных санкций при несвоевременной уплате этих налогов.
       Также в состав экономических методов  регулирования входит группа финансово-кредитных  мер, включающая в себя страхование, кредитование, субсидирование.
       Метод административного регулирования  охватывает квотирование и лицензирование экспорта и импорта отдельных  видов товаров; контроль за экспортом  всех видов продукции, входящих в  перечень стратегически важных сырьевых товаров; контроль за ввозом на территорию РФ товаров, для которых требуется подтверждение их безопасности; сертификация ввозимых товаров, таможенные процедуры и др. Указанные методы регулирования предполагают административное воздействие на участников экспортно-импортных операций и воздействуют на объем и структуру импорта и экспорта товаров путем введения различного рода ограничений.
       Также к числу административных методов  регулирования можно отнести  таможенные формальности, такие как  таможенные процедуры, порядок определения таможенной стоимости, контроль над определением кода по ТН ВЭД и страны происхождения товара и таможенный контроль.
       В то же время одним из методов административного  регулирования экспортно-импортных  операций является валютное регулирование внешнеторговых операций. В настоящее время валютное регулирование и валютный контроль осуществляются на основе Федерального закона от 10.12.03 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Он определяет общие принципы осуществления валютных операций во внутреннем хозяйственном обороте и международных расчетов в России, а также права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства. Так, по действующему валютному законодательству РФ с 29.03.06 г. экспортеры не обязаны реализовать часть валютной выручки, а также часть иностранной валюты, поступившей от импортеров в качестве предварительной оплаты, на внутреннем рынке.
5.1. Антидемпинговые меры как инструмент нетарифных ограничений.
       Конкурентная  борьба на мировом рынке породила специфические антидемпинговые  меры нетарифного ограничения, которые  часто используются страной-импортером для оказания давления на экспортеров  других стран с целью защиты своего рынка от иностранной продукции.
       Основным  критерием демпинга является сравнение  фактических цен ввезенных товаров  с ценами внутреннего рынка в  стране экспортера и установление факта  продажи товара по искусственно заниженной цене.
       Величина демпинга – есть разница между экспортной ценой и ценой, принятой за базу сравнения. Примером демпинга: ввоз товара поставщиком, чье государство освободило его от налога на экспорт (через государственные субсидии), что позволило ему снизить цену.
       Сущность антидемпинговых мер состоит во взимании с экспортера компенсации за ущерб национальной промышленности и производителю, обычно в пользу последнего, часто в виде дополнительной пошлины. Для констатации демпинга используются два основных критерия: ценовой, или стоимостной, и критерий экономического ущерба.
       Ставка  антидемпинговой пошлины устанавливается  в каждом случае индивидуально. Назначение такой пошлины не носит автоматического  характера: она взимается только после расследования на предмет  подтверждения факта демпинга и, что важно, – выявления экономического ущерба предпринимателю импортирующей страны.
       Временные антидемпинговые пошлины являются предупреждением о возможности  принятия более суровых мер в  отношении экспортера.
       Постоянные  меры являются более серьезными и вызывают значительные потери экспортера, а возможно, и его полный уход с рынка. Существует также принятие экспортером обязательств по соблюдению минимального уровня цен или ограничению количества поставляемого товара.
       Проблема  антидемпинговых мер продолжает оставаться довольно сложной, а способы борьбы – недостаточно эффективными. Так, среди десятков противодемпинговых и компенсационных исков, предъявляемых ежегодно в министерство торговли США и Международную торговую комиссию, имеют место дела о несообразных приговорах, о правила, которые легко обойти, о бездеятельности органов в реализации решений. Это приводит к нежелательным экономическим последствиям. Так, Мексика, не создавшая собственной телевизионной технологии, долгое время поставляла на американский рынок 70% импортируемых телевизоров по заниженным ценам только потому, что она обошла таможенные пошлины на цветные кинескопы, введенные в США для борьбы с демпингом товаров из Японии, Кореи, Сингапура и Канады.
       Претензии со стороны западных государств к виновникам демпинга таят большую угрозу, прежде всего введением количественных ограничений в отношении такие экспортеров. Много претензий возникает к России из-за демпинговых обвальных поставок сырьевой продукции. Инициаторами антидемпинговых обвинений, как правило, выступают национальные производители конкретной продукции. Примером служит достигнутый в начале 1999 г. компромисс между США и Россией в отношении демпинга российских черных металлов и стали на американском рынке, объем поставок которых в 1998 г. вырос на 92%, и завершившийся установлением квоты и уровня цены.
       Принудительные  меры конкуренции на мировых рынках также осуждаются и сурово караются во многих странах как «ограничительная деловая практика», нарушающая правила  рынка путем навязывания условий своему партнеру, сговора между поставщиками или покупателями о распределении рынков, установлении цен и т.д.Основными формами борьбы с ограничительной деловой практикой и мерами по защите конкуренции во многих государствах выступают законодательные акты антимонопольного регулирования.
5.2. Нетарифные ограничения внешнеторговых операций.
       Нетарифные  ограничения – это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующие проникновению иностранных товаров на внутренние рынки.
       В международной практике мероприятия  по нетарифным ограничениям делят на пять групп:
       I – отражает участие государства во внешнеторговых операциях;
       II – объединяет таможенные и административные импортные формальности, включая методы оценки таможенной стоимости и определения страны происхождения товара, формы товаросопроводительных документов и требования к их оформлению, товарную классификацию тарифов;
       III – состоит из стандартов и требований, связанных с нормами безопасности для потребителей и экологии, с санитарно-ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара;
       IV – количественные и валютные ограничения импорта и экспорта;
       V – ограничения, основанные на принципах обеспечения платежей – импортные депозиты, изменение учетной ставки, пограничный налоговый режим и скользящие сборы.
       Вышеуказанные мероприятия реализуются путем  финансового воздействия и использования  инструментов административного регламентирования.
       Финансовое  воздействие на внешнеторговые операции обеспечивается системой различных таможенных и целевых сборов, налогов и пошлин (помимо таможенных), которые взимаются при ввозе товара. Общая сумма таких сборов значительно превосходит размеры установленных таможенных тарифов, они не имеют вид фиксированной ставки, изменяются в зависимости от состояния конъюнктуры и экономической политики государства. Все это лишает экспортера возможности прогнозировать предстоящие расходы по оформлению груза в импортирующей стране.
       Меры  финансового воздействия называют паратарифными мерами, которые используются в регулировании внешней торговли, оказывая существенное влияние и создавая препятствия на пути импортных потоков.
       Фиксированные сборы, налоги и пошлины носят  комбинированный характер, повышая  в основном внутреннюю цену импортного товара, при этом индикативная оценка не прогнозируется. К ним относятся внутренние специальные налоги и переменные пошлины на импорт, антидемпинговые и компенсационные пошлины по отношению к товарам конкретных импортеров и для компенсации льгот и субсидий внутренним экспортерам-производителям, а также пограничные налоги и сборы по оформлению и перемещению груза через границу.
       Методы  административного  регламентирования импорта – различные количественные и стоимостные ограничения, направленные на сокращение объемов или уровня импортных поставок отдельных товаров из любого источника или ограничение их поступления от конкретного поставщика. Указанные методы включают разнообразные виды запретов, квотирование, лицензирование, контингентироваение, предписания таможенных органов, технические нормы и правила безопасности, добровольное самоограничение поставок, антидемпинговые меры.
       Административные  инструменты рассматриваются как дополнительные меры, имеющие временный характер, при недостаточной эффективности экономических рычагов. Однако в период экономического спада и разбалансированной экономики они становятся главными инструментами регулирования внешнеторговых отношений с другими государствами. используемые государствами, очень разнообразны.
       Нормативная база внешней торговли позволяет  использовать весь спектр нетарифных ограничений. Однако не все они реально применяются в России. Основной категорией нетарифных ограничений в России остаются количественные ограничения (квотирование) и лицензирование ввоза и вывоза отдельных товаров.
       К мерам нетарифного регулирования относятся также экспортный контроль и участие в выполнении международных экономических санкций.
      Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговых операций.
       Таможенно-тарифное регулирование предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ.
       Тарифное  регулирование определяет порядок  и методологию таможенного обложения  товаров, виды тарифов и пошлин, причины  установления и взимания таможенных пошлин, режим предоставления таможенных льгот, а также комплекс тех действий, которые касаются субъектов ВЭД при осуществлении экспортно-импортных операций.
       Таможенно-тарифное регулирование рассматривается  ГАТТ в качестве основного механизма  регламентирования внешнеторговых операций стран-участниц. Благодаря деятельности международных организаций и объединений национальные системы тарифного регулирования большинства стран имеют много общего, базируясь на единых принципах и нормах, что значительно облегчает процесс международной торговли.
       В государственном регулировании  внешней торговли России используются все общепринятые в мировой практике методы и инструменты таможенно-тарифного  регулирования. Основным элементом  механизма тарифного регулирования  служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам, т.е. таможенные пошлины. Функции таможенного тарифа:
       1) протекционизм – защита отечественных  товаров от иностранной конкуренции;
       2) фиск – пополнение госбюджета.
       Особое  значение имеет фискальная функция, поскольку таможенные пошлины в  России составляют одну из важнейших  статей доходной части федерального бюджета.
       С помощью тарифов можно воздействовать на формирование активного сальдо внешнеторгового баланса, на увеличение притока валюты, а также на развитие отдельных регионов страны. Функции тарифного регулирования реализуются в тесной взаимосвязи с налоговой системой, которая частично берет на себя элемент тарифа и дополняет его.
       Таможенный  тариф по своему содержанию имеет экономический характер, предпочтение которому отдается в условиях рыночной экономики, предполагающей объективное установление соотношения внутренних и мировых цен, реального валютного курса. В условиях дефицитной экономики таможенный тариф теряет свою эффективность и подменяется более жесткими методами нетарифного характера.
       В России действуют:
       ? Ввозной (импортный) тариф и ввозные (импортные) пошлины. Действующий таможенный тариф утвержден Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. № 148 «О таможенном тарифе Российской Федерации – своде ставок ввозных таможенных пошлин и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» (с изм. и доп. от 26 февраля 2002 г.). Размер взимаемой ввозной пошлины зависит от страны происхождения товара и от торгового режима, предоставленного той или иной страной. Внешнеторговые режимы устанавливаются на основе двусторонних торговых договоров и соглашений. Базовая ставка ввозной пошлины применяется к странам, с которыми заключены торговые договора и соглашения, предусматривающие режимы наибольшего благоприятствования. Россия предоставляет по спискам ООН преференции во взимании пошлин развивающимся странам (уменьшенный размер пошлин) и наименее развитым странам (беспошлинный ввоз товаров). Товары из стран, с которыми нет торговых соглашений, облагаются пошлиной в двойном размере.
       ? Вывозные (экспортные) таможенные пошлины. При взимании вывозных пошлин преобладают специфические пошлины, исчисляемые в евро за единицу продукции. Вывозные пошлины в России связаны со следующими обстоятельствами:
       – пополнением доходной части бюджета;
       – защитой внутреннего рынка, где  рублевые цены на многие экспортные товары намного ниже, чем мировые цены в свободно конвертируемой валюте.
       Вывозные  пошлины распространяются на всех партнеров  по внешней торговли.
      Меры содействия экспортерам.
       Особое  место в системе регулирования  внешней торговли принадлежит методам  стимулирования национальных экспортеров, направленным на обеспечение приоритетов и различного рода привилегий.
       Особенностью  современного механизма стимулирования экспорта является его комплексный  характер, включающий одновременное  использование мероприятий, направленных на поощрение сбыта товаров и  создание возможности беспрепятственного продвижения на внешние рынки, на разработку новых видов товаров и развитие их экспортного производства.
       Меры  содействия экспортерам:
       ? субсидирование. Финансовое содействие экспортерам обеспечивается путем предоставления фирмам-экспортерам различных финансовых услуг, а также средств из государственного бюджета. Несмотря на запрет, некоторые страны прибегают к выдаче экспортерам субсидий из госбюджета для покрытия разницы между высокой внутренней ценой и низкой на аналогичную продукцию на мировом рынке. Сдерживают эту практику антидемпинговые конвенции;
       ? государственное кредитование, в том числе и льготное. Оно обеспечивается предоставлением экспортеру среднесрочных и долгосрочных кредитов через государственные банки и специальные финансовые учреждения, а также путем выдачи государственных гарантий по экспортным кредитам. В России система долгосрочного кредитования экспорта только складывается, создан Российский экспортно-импортный банк, которому предписано предоставлять экспортные кредиты как от имени государства, так и от собственного имени;
       ? страхование экспортно-импортных операций, связанное не только с длительными сроками поставки, но и с коммерческими и политическими рисками. Роль страхования в последние годы сильно возросла. В большинстве стран страхованием занимаются государственные и полугосударственные организации. В России система страхования внешнеторговых рисков находится в стадии становления, образовано страховое общество, контрольный пакет которого принадлежит Росэксимбанку. Функции общества состоят в страховании рисков по экспортным и импортным операциям, осуществляемым в соответствии с международными соглашениями.;
       ? налоговые и иные льготы, суть которых состоит в освобождении поставщиков экспортных товаров на ряд лет от уплаты налогов на часть текущей выручки от экспортных операции; переводе средств от экспорта на специальные необлагаемые налогом счета; в создании резерва развития заграничных рынков для экспортной продукции малых и средних предприятий и фонда для погашения потерь от инвестирования за границей. Широко применяемый в международной практике метод финансовых льгот основан на возврате таможенных пошлин и налогов, уплаченных при импортировании сырья для нужд экспортного производства, и освобождении от косвенных налогов на дефицитные в данной стране материалы;
       ? организационно-техническое содействие государства национальным фирмам в освоении новых рынков и расширения масштабов экспортных операции. Механизм организационного содействия включает такие способы как предоставление через государственные органы различного рода коммерческой информации, предоставление интересов частных экспортеров в правительственных организациях, подготовка кадров для внешней торговли. В России создается система внешнеторговой информации, информационно-аналитического и экспертного сопровождения российских экспортеров. Государство налаживает работу по презентации и продвижению российских товаров на новые рынки и возвращению на потерянные рынки стран Восточной и Центральной Европы. Поддерживается активность российских фирм по участию в тендерах на осуществление крупных инвестиционных проектов.
      Система валютного регулирования внешнеторговой деятельности.
       Регулирование внешней торговли с помощью валютно-кредитных  средств имеет сложную структуру, объединяющую совокупность элементов валютного рынка, отношений экспортеров и импортеров с банками, системы национального и межгосударственного валютного регулирования. В любом государстве соотношение используемых элементов и роль каждого из них различаются в зависимости от состояния внешней торговли, уровня конвертируемости национальной валюты, принципов внешних расчетов и кредитования, особенностей национального механизма государственного регулирования в целом, а также степени вовлеченности в международную валютно-финансовую сферу.
       Цель  валютного регулирования (краткосрочного и среднесрочного) – стимулирование хозяйственной активности различных  субъектов ВЭД, борьба с инфляцией.
       Элементы  валютного регулирования:
       ? валютный курс – соотношение национальной валюты (денежной единицы) к валюте другой страны. Его функция – обеспечение пропорциональности обмена валют, базой которой служит их покупательная сила по отношению к товарам внутри страны. Валютный курс зависит от конвертируемости национальной валюты, т. е. возможности свободно и неограниченно обмениваться на другие иностранные валюты. Конвертируемость может быть полной (беспрепятственный обмен на любую иностранную валюту) или частичной,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.