На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Мобильный телефон как показатель социального статуса

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Государственное Общеобразовательное Учреждение Высшего  Профессионального Образования
Санкт-Петербургский  Университет Сервиса и Экономики. 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по Социологии
Тема: «Мобильный телефон как показатель социального  статуса». 

                                                                        
                                                                                                               
                                                                            
                                                              

                                                                 

               
 
 
 

Санкт –  Петербург
2011 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

    ВВЕДЕНИЕ
    Теоретическая часть…………………………………………….5
      Социальная структура общества
        Определение социальной структуры общества
      1.1.2 Теория  социальной стратификации………………...6
             1.1.3. Понятие и виды социального  статуса……………...8
    1.2.Наблюдение  как метод сбора данных……………………..12
             1.2.1 Виды наблюдения…………………………………..12
             1.2.2 Процедура наблюдения……………………….........14
             1.2.3 Достоинства и недостатки  метода наблюдения….14
    Практическая часть……………………………………………….......15
              2.1 Метод анкетирования в социологии…………………………15
              2.2 Характеристика людей, участвовавших  в анкетировании…16
              2.3 Анализ проведённого исследования………………………....17
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
 
      Понятие и  виды социального статуса.
 
     Социальный статус - это положение человека в структуре группы или общества, связанное с определёнными правами и обязанностями. Это формально-структурная социальная характеристика субъекта.
     Статусов может быть много. Любой статус предполагает соответствующую роль, и наоборот. Социальная роль-это система ожидаемого поведения которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами. Например: учитель, директор, ученик. Всё это социальные роли, несущие набор конкретных обязанностей и прав. Как и роли статусы бывают приписываемыми и достигаемыми.
     Приписываемый статус-это статус полученный при рождении или в силу независящих от человека факторов. Он не зависит от пола, возраста, рассовой принадлежности, социально-экономического положения родителей.
    Достигаемый статус – это статус, приобретённый в обществе благодаря и усилиям и заслугам. Уровень образования,  профессиональные  достижения, карьера, удачный брак - всё это сказывается на статусе человека в обществе.
Ни одно общество не может игнорировать реальных успехов  человека, и потому существование  достигаемого статуса несёт в  себе возможность компенсировать низкий приписываемый статус личности.
     Из  этих статусов какой-то один выступает как основной. Он является ключевым статусом, преимущественно определяет социальное положение и значение человека. У детей основным статусом является возрастной, в традиционных обществах основным статусом женщины является пол. В современном обществе, как правило, основным статусом становится профессиональный или должностной. Таким образом, основной статус выступает как решающий фактор образа жизни, диктует манеру поведения.
    Социальный  статус может быть личным и  групповым.
Личный  статус - проявляется на уровне малой группы, в которой человек ( индивид) функционирует: семья, трудовой коллектив, круг друзей. Он определяется личными качествами и чертами характера.
  Групповой статус -характеризует индивида как члена большой социальной группы - представитель класса, профессии, нации, и. т.д.
Социальная удовлетворённость  занимаемым местом в обществе, самооценка людей о своём месте  в нём - это социальная стабильность и  комфортность социально-психологического состояния.
     В России существует более сильная дифференциация населения по уровню удовлетворенности жизнью, чем в Европе. Вполне возможно, это связано с более высокой разницей в доходах между различными слоями населения России — сообщил руководитель Центра стратегический исследований компании «Росгосстрах» Алексей Зубец.
      Наибольшим уровнем  удовлетворенности  своей жизнью в  России, как и прежде, отличаются наиболее  состоятельные россияне, способные приобрести  дом или квартиру  — в этой группе  полностью или  в основном своей жизнью были довольны 95% респондентов 1 .
     Проблема социального статуса имеет не только теоретическое но и практическое значение. В жизни встречаются примеры ложно понятого и присвоенного статуса. Социальный статус обладает большими потенциальными возможностями при решении задач социализации личности, так как ориентация на достижение более высокого социального статуса стимулирует социальную активность. Серьезную проблему составляет правильное сознание личностью своего социального статуса. Если социальный статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые его социальному окружению образцы поведения. Низкая статусная самооценка обычно связана со слабой сопротивляемостью внешнему влиянию. Такие люди обычно не уверены в себе, подвержены пессимистическим настроениям. Высокая самооценка, наоборот, связана с активностью, предприимчивостью, уверенностью в своих силах, жизненным оптимизмом. Это можно назвать статусной самооценкой личности.
     Социальный  статус человека может проявляться  в чём угодно. Общество создало свою систему маркеров, по которым можно определить социальный статус человека. Это может быть и одежда и особый покрой, материал из которого эта одежда изготовлена. В давние времена такую функцию носила татуировка, она заменяла паспорт и автобиографию. Так же маркерами могут выступать и различные предметы. Наличие  или отсутствие определённого предмета указывало на то, что человек не обладает всеми правами племени и был изгоем. Оружие было маркером социальной полноценности человека, и если этот человек терял самообладание,  то это неминуемо приводило к лишению права носить оружие. Со временем была предпринята попытка в качестве маркеров использовать курительную трубку, шляпы и трости, но они не были универсальны. Если брать наше время, то социальным маркером вполне может быть мобильный телефон или дорогая машина. Мобильный телефон удобен в использовании, доступен для людей с любым достатком, его легко имитировать ( детские игрушки). Я допускаю, что мобильный телефон может быть маркером социального положения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2. НАБЛЮДЕНИЕ КАК МЕТОД СБОРА  ДАННЫХ 

     Каждый из нас ежедневно использует метод наблюдения в повседневной жизни. Мы наблюдаем за детьми, за пациентами поликлиники во время ожидания приёма ит.д. Иногда мы делимся своими наблюдениями с другими людьми, иногда – это просто мимолётные взгляды. С профессиональным подходом к наблюдению мы встречаемся, когда комментатор информирует нас о событиях на футбольном поле, кинооператор снимает камерой участников наблюдаемых событий, учитель наблюдает за поведением класса на уроке. Таким образом, наблюдение успешно используется нами для изучения реальности.
     НАБЛЮДЕНИЕ – метод сбора информации путём непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях. Можно выделить две основные разновидности этого метода.
        Стандартизированная техника:
предполагает  наличие детально разработанного списка событий, признаков, которые предстоит  наблюдать, условия и ситуация наблюдения, инструкции для наблюдателей, единообразные кодификаторы для регистрации наблюдаемых явлений.
        Нестандартизированная техника – в этом случае исследователь определяет лишь общие направления наблюдения, согласно которым, результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.
Социологические школы , ориентированные на качественные методы изучения общества, используют метод наблюдения как один из основных методов. Социально неодобряемое, отклоняющееся поведение, религиозное поведение требует активного привлечения методов наблюдения.
     Самостоятельную  роль метод наблюдения играет  при изучении уникальных и  быстротечных явлений общественной  жизни и при изучении локальных  объектов. (землетрясение, межнациональные  конфликты). Схематично можно выделить несколько типов социальных явлений, могущих стать объектами наблюдения: отдельные действия индивидов и групп, деятельность в целом, значение действий, участники, зависимости между индивидами и группами, окружение ( обстановка). 

1.2.1 ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЯ 

     Существует четыре вида наблюдения:
    полное участие наблюдателя в ситуации – включение наблюдателя в изучаемую группу как полноправного её члена ( роль наблюдателя неизвестна участникам – работа исследователя в коллективе рабочих без раскрытия им своего действительного положения),   
    участник ситуации как наблюдатель( включённость наблюдателя в группу, но всем участникам ясна его роль как исследователя),программа наблюдения предполагает не регистрацию частоты проявления отдельных событий, а экспертный анализ ситуации, интуитивное обобщение и формирование оценок и выводов. Ситуация открытого наблюдения по сравнению со скрытым имеет преимущества: наблюдатель легче входит в исследовательскую ситуацию, поскольку ему не нужно осваивать непривычную ролевую позицию. Наблюдаемый коллектив адаптируется к присутствию наблюдателя и при положительном отношении к целям исследователя начинает активно помогать ему в сборе материала, устанавливаются отношения делового сотрудничества. Но включённое наблюдение ставит серьёзные проблемы, связанные с воздействием включённости наблюдателя в изучаемую ситуацию на его восприятие и анализ этой ситуации. Будучи участником той или иной ситуации, исследователь рискует утратить необходимую нейтральность, объективность при отборе, оценке и интерпретации фактов. Наконец, включённое наблюдение- очень трудоёмкий и организационно сложный метод, требующий значительных затрат времени. Этим и объясняется его сравнительно небольшая распространённость.
 
    3) наблюдатель как участник - исследователь не претендует быть участником. Моментальные наблюдения. 

    4) полностью наблюдатель- исследователь выполняет функцию наблюдателя, оставаясь вне поля зрения участников ситуации. Здесь возможна ситуация с использованием скрытой камеры либо социально-психологический эксперимент со скрытым наблюдением. Главное достоинство этого метода в том, что он даёт возможность уловить детали данного явления, его многогранность, гибкость и дешевизна. Но страдает качественный характер выводов. Метод редко можно применять к наблюдению больших совокупностей. 

    Особым  видом наблюдения в социологическом  исследовании следует  считать самонаблюдение, при котором исследователь пользуется не только данными наблюдения о поведении индивидов, но и их суждением и оценками тех или иных факторов. К документам самонаблюдения обычно относятся автобиографии, письма, дневники и записи самоанализа. Разновидностью самонаблюдения могут быть ответы наблюдаемых на вопросы предлагаемой анкеты или интервью. Здесь необходимо подчеркнуть, что ответы на вопросы анкеты должны рассматриваться не как объективные данные, а как гипотетические действия наблюдаемых. Например, самооценка испытуемыми интенсивности своих эмоций может быть необъективной, ибо весьма субъективна шкала оценок каждого индивида. «Между наблюдением и самонаблюдением, — пишут французские психологи П. Фресс и Ж. Пиаже в книге «Экспериментальная психология», — существуют переходные ступени. Когда испытуемый отвечает на анкету письменно, у себя дома, либо в каком-нибудь коллективе, речь идет только о самонаблюдении. Когда же вопросы задаются устно и являются лишь поводом для диалога с испытуемым, оно, напротив, очень близко к наблюдению»
      

1.2. 2 ПРОЦЕДУРА НАБЛЮДЕНИЯ 

          Процесс исследования социального  явления методом наблюдения условно  можно представить в виде следующей последовательности:
           Формулировка проблемы, описание  объекта наблюдения, определение задач, определение единиц наблюдения и индикаторов изучаемых аспектов поведения, разработка языка и системы понятий, в терминах которых будут описываться результаты наблюдения, определение выборочных процедур в ситуациях, когда имеется возможность сделать отбор из множества наблюдений, подготовка технических документов для фиксации наблюдаемого явления ( карточки, бланки протоколов, кодировочные бланки и т.д), запись результатов наблюдений, анализ и интерпретация данных, отчёт и выводы по итогам исследования. 
 

1.2.3 ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ. 

     Главное  достоинство этого метода состоит  в том, что он даёт возможность  уловить детали данного явления,  его многогранность. Гибкость метода  – ещё одно качество, имеющее  немаловажное значение при изучении социальных явлений. И, наконец, дешевизна – обычный атрибут, присущий этому методу.
     Среди  недостатков прежде всего следует  отметить качественный ( не количественный) характер выводов, которые можно  получить в результате наблюдения. Метод редко может быть применён к наблюдению больших совокупностей. Однако наиболее крупный недостаток, очевидно, связан с возможностью привнесения определённой доли субъективности в существо метода и меньшими, чем в других случаях, возможностями широкого обобщения результатов исследования. 
 
 
 
 
 

      ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ
 
    2.1. Метод анкетирования  в социологии
          В практической части контрольной работы я использовала метод сбора данных – анкетирование.  К этому методу обращаются, когда необходимо получить данные о мнениях людей, мотивах, оценках окружающей действительности, о жизненных планах, целях, ориентациях, информированности и.т.д. Люди выступают в роли уникального источника информации, который не может быть заменён никаким другим. В опросе реализуется познавательное взаимодействие двух различных уровней общественного сознания: научного, носителем которого является исследователь, и обыденного, носителем которого является опрашиваемый, респондент.
    Популярность  анкетирования заключается в  следующем:
    - организационная  простота;
    - экономичность;
    -оперативность;
    При конструировании  опросника необходимо учитывать, что  вопросы должны быть достаточными для  обеспечения эмпирической проверки гипотез исследования, должны быть учтены социально-психологические  особенности опрашиваемых, выступающих источником информации. Надо информировать опрашиваемых о предмете опроса. Это нужно для повышения достоверности результатов.
         Открытые вопросы – дают респонденту возможность самостоятельно сформулировать  ответ, а закрытый вопрос всегда предполагает наличие готовых вариантов ответов, которые социолог разрабатывает до начала опроса. Открытые вопросы используют в пробных исследованиях. Закрытые вопросы наиболее популярный вид техники сбора данных. Он экономичен в обработке.
    В своем исследовании я использовала открытые вопросы. Они дают наиболее полную картину о том, какие социальные слои пользуются мобильным телефоном, как часто и какие характеристики телефона важны тем или иным респондентам. Также были заданы вопросы о марке и модели телефона, причине выбора той или иной модели, о том какой оператор используется и какие функции телефона наиболее востребованы.  

    2.2. Характеристика людей,  участвующих в  анкетировании 

         Для анкетирования я выбрала по несколько человек из разных слоёв общества. С разным достатком и социальным статусом. Школьники, студенты, интеллигенция, пенсионеры, бизнесмены, рабочие. Возраст опрашиваемых от 10 до 70 лет. Образование: среднее, среднее-специальное, неоконченное среднее, высшее, неоконченное среднее.
Вопросы анкеты:
    Возраст
    Пол
    Социальный статус
    Образование
    Марка телефона
    Тип телефона
    Причина выбора
    Цели использования
    Частота использования
    Причина выбора провайдера
 
 
 
 
 
 
2.3. Анализ проведенного  исследования 
 

 
 
Возраст Образование
10-20 20-30 30-40 40-50 60-70 Неоконч. 
среднее
Среднее Средне-спец. Высшее
Количество 2 2 5 1 2 2 2 5 3
% 17% 17% 42% 8% 17% 17% 17% 42% 25%
 
 
 
 
Социальный  статус Пол
Школьник Пенсионер студент Бизнесмен Интеллигент Рабочий Мужской Женский
Количество 2 2 2 2 2 2 6 6
% 17% 17% 17% 17% 17% 17% 50% 50%
 
 
  Марка телефона Тип телефона
  Нокиа Самсунг Кнопочный Сенсорный, 
2 симкарты
Смартфон
Количество 8 4 7 3 2
% 67% 33% 58% 25% 17%
 
 
 
Причина выбора
Надёжность Нравится Удобство Куплен 
родителями
Количество 2 3 5 2
% 17% 25% 42% 17%
 
  Цели  использования
  звонки звонки,фото звонки,фото, 
видео
звонки,фото, 
видео,интернет
звонки,фото,видео, 
интернет,игры
для работы
Количество 2 2 2 3 2 1
% 17% 17% 17% 25% 17% 8%
 
  Частота 
использования
Провайдер
  часто редко МТС Билайн Мегафон Теле2
Количество 10 2 4 7 3 1
% 83% 17% 27% 47% 20% 7%
 
  Причина выбора провайдера
  Дешёвый 
тариф
Качество 
связи
Удобство 
для работы
Нравится
Количество 5 3 1 3
% 42% 25% 8% 25%
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

     

     

     Из всего вышесказанного можно сделать вывод: Из 100% респондентов  на вопрос о причине выбора мобильного телефона  42 % выбрали ответ- удобный в использовании, 25%- нравиться и по 17%- надёжный, куплен родителями.
      На вопрос о типе телефона : 58%-кнопочный, сенсорный – 25%, 17%-смартфон, 8% респондентов выбрали телефон для работы с двумя сим. картами, 25%- для звонков, записи видео, фотографирования и для выхода в интернет. Я считаю, что из данного исследования видно, что мобильный телефон не является показателем социального статуса. Потому что он доступен каждому. Сегодня даже за неимением средств можно купить телефон в кредит, что многие и делают. Родители в качестве поощрения дарят детям сенсорные телефоны, да и просто можно побаловать себя любимого. Раньше, когда телефоны были доступны не каждому, он действительно являлся показателем социального статуса. Вероятно, что в подростковой среде котируется тип и марка телефона, но это не является их статусом, а с помощью них дети само утверждаются среди сверстников. Телефон является своего рода пропуском в ту или иную группу подростков.  
     Взрослые  же люди трезво оценивают ситуацию. Зачем покупать дорогой телефон, когда есть вполне дешёвые модели ничуть не хуже. С тем же набором периферии и.т.д. Но найдутся конечно и те кто захотят  приобрести телефон с позолоченным корпусом или расписанным под хохлому с фианитами , с корпусом из кожи кобры или крокодила.  Полёт человеческой фантазии бесконечен. Компании , выпускающие мобильные телефоны не стоят на месте, а стараются совершенствовать свои модели, удивляя нас снова и снова.  
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В  наше время сотовые телефоны  стали неотъемлемой частью жизни. Превратившись в символ надежности, мобильные телефоны перестали быть показателем социального статуса для большинства людей, которые воспринимают его, исключительно, как практическую вещь.
     В  подростковой группе мобильный  телефон является своеобразным показателем принадлежности к той или иной группе. Причем это зависит не от собственных достижений ребенка в учебе, спорте или хобби, а исключительно связан с тем, насколько обеспечены его родители. В такой ситуации может возникнуть нездоровое соревнование между детьми и появление разногласий в семье.
     Мобильный  телефон ограничивает способности  ребенка к адаптации и общению.  Мир ребенка сейчас часто сужен  вокруг компьютера, интернета, мобильного  телефона, отпадает потребность  выходить на улицу, зачастую у него не появляется опыта дружбы и общения.
Также может  возникнуть зависимость от телефона. Ребенку кажется, что без телефона он уже не так интересен своим  друзьям, что его ценность в их глазах падает.
      Проведя исследование, можно сделать  вывод о том, что мобильный телефон для большинства респондентов, не является стратификационно-маркировочным инструментом, определяющим статус и положение в обществе, влияющим на восприятие их статуса в обществе окружающими людьми. 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник - М.: Гардарики, 2006. - 512 с.
2. Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - С. 24.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.