На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности культуры Древнего Египта

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План: 

1. Введение…………………………………………………………………………. 3
2. Периоды  культуры Древнего Египта…………………………………………... 5
3. Религия  и мифология……………………………………………………………. 11
4. Представления  о загробной жизни……………………………………………... 14
5. Искусство………………………………………………………………………… 17
6. Пирамиды  – символ Древнего Египта…………………………………………. 23
7. Быт.  Положение мужчины и женщины………………………………………... 24
8. Заключение………………………………………………………………………. 26
9. Список  литературы……………………………………………………………… 27
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Введение. 

     Древние египтяне создали высокую по своему уровню, сложную по своей структуре, богатую по содержанию культуру, которая  оказала огромное воздействие на культурное развитие не только многих народов Ближнего Востока, но и древних греков. Многие культурные ценности, созданные египтянами, вошли в сокровищницу мировой культуры и в настоящее время стали достоянием всего человечества.
     Египетская  культура создавалась около четырех  тысячелетий и прошла долгий и  сложный путь своего развития. Что определяло развитие древнеегипетской культуры и ее высокий уровень? Прежде всего, особенности социально-экономического строя Древнего Египта. Хозяйственное освоение долины Нила, создание рационально организованного земледелия, общий подъем всей экономики создали материальную основу для культурного творчества. Вместе с тем достижения в области культуры, образования, науки, общего духовного развития древних египтян, бесспорно, стали одной из важных причин в совершенствовании социально-экономических отношений и государства.
     В древнеегипетской культуре есть целый  ряд особенностей, которые делают ее глубоко оригинальной системой. Ее оригинальность и своеобразие  определялись как ранним зарождением  классовых отношений и государства, так и довольно изолированным географическим положением долины Нила, что затрудняло контакты древних египтян, а, следовательно, и заимствование культурных достижений других народов. Характер природных условий долины Нила наложил глубокий отпечаток на всю египетскую культуру. Решающая роль Нила в хозяйстве, жизни, быту, испепеляющее солнце летом и благодетельное зимой, удаленность от моря, окружающая долину Нила губительная пустыня с ее зноем, пыльными бурями и хищными зверями определили специфику египетского мировоззрения и религиозного культа, всей системы духовных ценностей. Только общим трудом, организованным сильной властью фараона, египтяне могли создать условия для нормальной жизни. Поэтому страх перед грозными силами природы, воплощаемыми в свирепых божествах, перед всесокрушающей властью фараона, их абсолютным величием и могуществом пронизывал все мировоззрение египтянина в древности. Человек чувствовал свое бессилие, свою ничтожную малость перед могущественными богами и не менее грозным фараоном (включая исполнителей его воли — чиновников).
     Египетской  культуре присущ глубокий консерватизм и традиционализм. Египтяне избегали вносить радикальные новшества  в свою систему культурных ценностей. Напротив, их главным принципом было бережное сохранение и подражание уже известным идеям, канонам, художественным приемам. Конечно, это не отрицало возникновения новых элементов, новых идей и новых приемов, но они появлялись медленно, проявлялись лишь в русле традиционных представлений и воспринимались не столько как принципиально новые явления, сколько как совершенствование уже существующих образцов. Поэтому для египетских мастеров характерно постоянное обращение к традиционным сюжетам и приемам и в конечном итоге их исчерпывающая разработка. Традиционализм и консерватизм мышления приводили к созданию досконально разработанных чисто египетских канонов и образов, к тому органическому сочетанию мастерства, концептуальности и профессионализма, который столь характерен для шедевров египетского искусства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Периоды культуры Древнего Египта. 

     Историю развития культуры Древнего Египта, одного из ярчайших очагов цивилизации, можно  разделить на следующие периоды:
     1. Додинастический период (до 3000 г. до н.э.)
     Население постепенно переходит от охоты и  скотоводства к земледелию, возделывает ячмень и пшеницу. Множество разнообразных памятников культуры додинастического периода было обнаружено в погребениях Верхнего Египта: в Баллас, Негада, Эль-Амра, Абидосе. Найденные орудия – наконечники стрел и копий, гранитные навершия булав, кинжалы, деревянные серпы с кремневыми зубьями, зернотерки – свидетельствуют о высоком мастерстве в обработке камня. Распространена была техника выделки кож, производства ткани, появляется металлургия. Высокого развития достигает керамика. Гончары этого периода умеют выделывать сосуды красного и черного цвета из глины, обжигать их, наносить разнообразные рисунки с изображением животных, людей, растений, весельных лодок, на которых виднеются изображения общинных божеств. В достаточно четкие формы облекается заупокойный культ: в Бадари открыты погребения с согнутыми скелетами, с многочисленными предметами, с наземными могильными постройками из кирпича, с амулетами и статуэтками животных. В Абусир-эль-Мелек найдены фаянсовые сосуды и амулеты в виде сокола, головы быка или коровы. Появляется обычай хоронить покойников в глубоких, длинных, иногда прямоугольных могилах, обложенных кирпичом, тело начинают укладывать головой на север (ранее – на юг), обращая при этом лицо на восток, к восходу солнца (ранее – на запад). По мере укрепления городов все явственней становится борьба между ними, которая в IV тысячелетии до н.э. приводит к выделению двух крупных государств – Верхнего и Нижнего Египта. Но борьба за влияние на этом не прекращается, пока около 3000 г. до н.э. Верхний Египет не одерживает победу над Нижним Египтом, следствием чего становится образование единого государства.
     2. Раннее царство (30 – 28 вв. до  н.э.)
     В эту эпоху Египет управляется  двумя династиями, происходящими  из г.Тина, недалеко от Абидоса. С основателем I династии царем Мином связано создание столицы единого государства на стыке Верхнего и Нижнего Египта – Мемфиса. Окончательное объединение страны было осуществлено фараоном II династии Хасехемом, подавившим волнения на севере страны. В период Раннего царства происходит процесс оформления деспотического государства и его бюрократического аппарата. Отдельные государственные институты I династии восходят к периоду военной демократии – «Столп народа» (начальник народного ополчения), «уста Нехена» (главный судья города), советы родовых и племенных старейшин, которые впоследствии превратились в государственные органы. Высшие чиновники – «первый после царя», начальник дворца, хранитель печати всех царских свитков и др. – осуществляют управление страной. В состав аристократии входит жречество, хотя в эту эпоху оно еще не образует замкнутой касты. Важнейшей функцией царской власти, принадлежавшей ранее общине, становится организация и поддержание ирригационной системы. Все государство делится на номы, во главе которых стоят номархи из местной родовой знати. В обязанности номархов входит управление системой искусственного орошения, а потому в их иероглифическое название включается изображение оросительного канала. Развитие и расширение хозяйства требует ведения войн: при царях I династии египтяне начинают целеустремленно продвигаться в Нубию, Ливию, на Синайский полуостров. И древнейшие памятники ярко показывают военную функцию египетского государства периода I-II династии: сохранились изображения крепостей, пленников, разрушения стен вражеских укреплений. Значительного развития достигает металлургия (при дворе фараона существует в это время даже специальный чиновник – «начальник литейщиков царского дворца»). Тем не менее, египтяне в период Раннего царства продолжают широко использовать каменные орудия труда. Камень применяется и при строительстве крупных сооружений – храмов и гробниц (гробница царя I династии Усефая, гробница фараона II династии Хасехема). Развивается земледелие и виноградарство, используется плуг и домашний скот. Широко применяется ткацкое ремесло, начинается достаточно активное производство папируса. Ведется оживленная торговля с Палестиной, Сирией, Месопотамией, Критом и островами Эгейского моря.
     3. Древнее царство (27 – 23 вв. до  н.э.)
     Египет представляет собой крупное централизованное государство со столицей в Мемфисе. Развивается земледелие, государственная власть принимает значительные меры по расширению оросительной системы. В сельском хозяйстве по-прежнему широко используется первобытная мотыга, которую можно видеть на многих изображениях периода Древнего царства, применяются металлический серп, грабли, плуг. Выращиваются особые виды верхнеегипетского и нижнеегипетского ячменя, пшеница, лен, виноград, оливки. В дельте Нила, где на обширных пастбищах можно было разводить скот, развивается скотоводство (на это указывает и обоготворение быка в четырех номах Нижнего Египта). Бытует разведение птицы (гусей, уток, голубей, пеликанов, журавлей, лебедей). В царских поместьях и при храмах существовали фермы по разведению домашних животных и птицы. В эту эпоху египтяне первыми открывают миру пчеловодство. Ремесленники достигают высокого искусства в обработке дерева (сикоморы, тамариска, акации, пальмы, привозных черного дерева и сосны). Из дерева строятся египетские корабли. С поразительным мастерством обрабатывается камень. С этого периода получает широкое распространение каменная архитектура (пирамида фараона IV династии Хуфу, пирамида фараона IV династии Хафра и др.). Уже строительство пирамиды царя III династии Джосера ведется по преимуществу медными орудиями, с чем связывают вступление Египта в медный век. При правлении IV династии укрепляется культ бога солнца Ра, который при первых царях V династии становится верховным богом Египта. Складывается традиция обожествления фараона (об этом свидетельствуют тексты на стенах пирамид царей V и VI династий – так называемые «Тексты пирамид», в которых появление царя среди богов на небе описывается как появление нового бога; кроме того, при жизни фараон изображается как бог). В период Древнего царства правители Египта ведут непрекращающиеся войны, распространяя влияние на Синайский полуостров, южную Палестину и Нубию. В руках царя постепенно сосредотачивается огромная власть, основой которой являлась земельная собственность, рабочие ресурсы и запасы продовольствия. С населения при помощи огромного аппарата податных чиновников и казначеев собираются регулярные налоги. Оформляются ведомство общественных работ, система суда, податное и военное ведомство. В государственной структуре после фараона стоит верховный сановник и одновременно главный судья государства, управлявший различными сферами хозяйственной жизни (этот пост обычно занимал сын фараона). Определяющую роль в экономике страны этого периода играет вельможеское хозяйство.
     4. Среднее царство (21 – 18 вв. до  н.э.)
     При фараонах XI-XII династии в Египте образуется мощное централизованное государство. Подлинный расцвет Египта происходит при фараонах XII династии. В это  время начинается значительное расширение оросительной системы, строительство шлюзов и плотин, новых городов. Сельское хозяйство и животноводство процветают. Развивается металлургия, появляется бронза. Большое значение имеет ткацкое производство с использованием местного низкого ткацкого станка. Совершенства достигает ювелирное мастерство, кораблестроение. Организуются крупные торговые экспедиции в Нубию и Сирию, устанавливаются торговые связи с Вавилонией. Культурные памятники периода Среднего царства свидетельствуют о частых военных походах. Аменемхет I завоевывает обширные области Нубии, удачные военные походы в эту страну предпринимает и Сенусерт I. Наиболее крупные завоевательные походы в Нубию осуществляет фараон Сенусерт III (1887-1849 гг. до н.э.), который практически полностью покоряет эту страну и строит ряд египетских крепостей в Верхней и Нижней Нубии, дабы оградить Египет от походов нубийцев. Египтяне предпринимают завоевательные походы в Сирию (Аменемхет I, Сенусерт III). Завоевательная политика становится основным источником рабства. В основном рабами – «баку» – пополняется царское и храмовое хозяйство, они рассматриваются как часть личного имущества, обмениваются, покупаются, продаются. Основными создателями материальных благ в египетском государстве этого периода являются «хемуу нисут» - царские хемуу, лишенные собственности на средства производства, но лично свободные люди, труд которых используется как в царском и храмовом, так и в личном хозяйстве. Тяжелейшие условия труда и жизни периодически приводят к многочисленным восстаниям.
     5. Новое царство (16 – 11 вв. до  н.э.)
     Египет  становится мировой державой, занимая  ведущее положение в Восточном  Средиземноморье. Фараон Тутмос I совершает  военный поход к Евфрату и  покоряет месопотамское государство  Митанни. После правления Тутмоса II захват престола предпринимает царица Хатшепсут, с именем которой связан заупокойный храм в Дейр-эль-Бахри. Ее пасынок Тутмос III, придя к власти, стремился искоренить ее имя из памяти египтян, уничтожая ее изображения. Тутмос III (1525-1491 гг. до н.э.) осуществляет успешные походы в Сирию и Палестину. Это было время наивысшего военного могущества Египта. Последним крупным завоевателем XVIII династии был Аменхотеп II, вывезший из Сирии и Палестины огромное количество золота, меди, лошадей. При Аменхотепе III Египет уже проводит мирную внешнюю политику, что во многом было связано с истощением живых сил страны. Сын и преемник этого фараона Аменхотеп IV (Эхнатон) более всего известен своей религиозной реформой, введшей культ Атона и направленной против жречества. Однако его преемники не смогли продолжить его дело. Семнех-кере восстанавливает культ Амона, а следующий фараон – Тутанхамон лишил культ Атона государственной поддержки. Тутанхамон перебрался в прежнюю столицу – Фивы, и имя Атона вскоре стали уничтожать с неистовой силой. Фараон этот вступил на престол еще ребенком, правил всего девять лет и умер в возрасте 18-19 лет. Меняется характер армии, в которой все большую роль начинают играть наемники из Ливии, ставшие прочной опорой ливийских вождей, что дало последним возможность впоследствии захватить государственную власть. Расцвет Египта в период Нового царства выражается отнюдь не только в пространственном расширении. Это еще и эпоха бурного экономического развития. Применяются орудия из бронзы и железа, хотя сохраняются и каменные. Усовершенствована соха, используются вертикальный ткацкий станок, ножные мехи в металлургии. Развивается коневодство, что обусловило появление в армии боевых колесниц. Предпринимаются попытки выращивания вывезенных из Азии плодовых деревьев – гранатового, миндалевого, персикового, вишневого. Развивается производство стекла. В это время совершенства достигает мумификация. Широко применяется рабский труд, что было стимулировано военными успехами.
     6. Поздний период (11 – 4 вв. до н.э.)
     Происходит  утрата национальной независимости. В 715 г. до н.э. Египет был захвачен эфиопами, с 671 г. эфиопов сменили ассирийцы, а их в 525 г. – персы. В период правления XXVIII-XXXI династий Египту удается ненадолго  вернуть самостоятельность. Однако, уже во второй четверти IV в. до н.э. он склоняется перед европейскими завоевателями. В 332 г. до н.э. Египет был захвачен войсками Александра Македонского. Длительное время египетских фараонов заканчивается, и начинается эпоха эллинизма. После смерти Александра Великого Египет снова становится самостоятельным государством, но уже под властью соратника Македонского – Птолемея, ставшего родоначальником династии Птолемеев. В 30 г. до н.э. в Египет приходят римляне. После распада Римской империи на Западную и Восточную Египет входил в состав Византии вплоть до завоевания в VII в. арабами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Религия и мифология. 

     Религия Древнего Египта представляла собой  сложное напластование верований, возникших в разное время и  в разных местах. Мифологическую систему  Египта можно охарактеризовать как политеизм, поскольку она включала в себя культы множества богов (около 2000). Боги были местные и общие, большинство богов имело свой родной город, где находился главный храм. По мере усиления тех или иных египетских центров, перенесения столиц места богов в иерархии менялись. Верховным богом был бог Ра — бог Солнца. С ним связаны все космогонические мифы, он выступал как демиург — создатель и повелитель мира. Солнце у египтян имело много имен и обликов, но главным из них был бог Ра. Одновременно существовали представления о богине Неба — Нут, которая утром рождает солнце, а вечером проглатывает его — и наступает ночь. Многовариантность объяснения одного и того же явления природы — характерная особенность мифологического сознания вообще, а египетской мифологии в частности. Некоторые боги и богини олицетворяли собой природные стихии или явления, многие имели облик животных и птиц. Большинство богов и богинь были связаны узами родства. Бог Осирис относится к типу культурных героев: он согласно мифам был первым фараоном Египта, научил людей земледелию и скотоводству, даровал им вино и хлебные злаки. В эпоху Среднего царства культ Осириса стал центральным звеном заупокойных верований, он почитался в первую очередь как бог мертвых. Египетские верования включают в себя очень сложную систему мифов, не поддающуюся логическому упорядочению, поскольку она являлась системой образного мышления. Наибольшей известностью пользуется миф об Осирисе и Исиде, подробно пересказанный римским историком Плутархом. Согласно мифу, Осирис был образцовым правителем, но его брат Сет, завидуя ему, хитростью заманил Осириса в великолепный саркофаг и погубил его. Супруга Осириса, Исида отправляется на поиски тела Осириса и с помощью Анубиса возвращает его к жизни. Сын Осириса и Исиды Гор становится правителем Египта, а Осирис правит в Царстве мертвых.
     В эпоху Древнего царства считали, что только фараон благодаря магическому погребальному обряду может ожить после смерти подобно тому, как ожил Осирис. В эпоху Среднего царства с Осирисом отождествляют каждого умершего египтянина. Предполагалось, что при строгом соблюдении погребального ритуала каждый египтянин словно Осирису сможет возродиться для вечной загробной жизни. Богиня Исида, сестра и супруга Осириса, была богиней плодородия и мореплавания, символом женственности, семейной верности и материнства. Особую популярность Исида получила в греко-римском мире. Культ Исиды повлиял на христианскую догматику и искусство. Образ богоматери с младенцем на руках восходит к образу Исиды и ее сына Гора. К типу культурных героев относится и бог Тот — бог мудрости и знания, времяисчисления, бог — покровитель жречества. Зооморфные (звероподобные черты) прослеживаются в изображении многих египетских богов. Характерной чертой египетской мифологии было обожествление животных как воплощения различных божеств. Почитались такие животные, как бык (Апис), кошка (Баст), крокодил (Себек), львица (Тефнут), шакал (Анубис). Зооморфные черты в облике божеств сохранялись в мифологии, сочетаясь с антропоморфными. Так, например, бог Гор, сын Осириса и Исиды, изображался с головой сокола, а бог Тот — с головой павиана или птицы ибиса.
     Религиозная реформа Эхнатона
     Существующее  в реальности египетское многобожие никак не способствовало централизации государства, подчинению покоренных Египтом племен, усилению центральной власти. Живший в XIV в. до н. э. фараон
     Аменхотеп IV пытался провести религиозные реформы с целью установления единобожия. Он ввел новый государственный культ, объявив истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Столицей государства он сделал город Ахетанон (современное городище Эль-Амара) и сам принял имя Эхнатона, что означало «угодный богу Атону».
     Он  попытался сломить усилившееся  к этому времени могущество старого  жречества и старой знати: культы всех прочих богов были отменены, их храмы закрыты, храмовое имущество конфисковано. Однако реформы Эхнатона вызвали сопротивление сильного и многочисленного слоя египетских жрецов и оказались недолговечными. Хотя культ нового бога был связан с традиционным культом солнца, он принят не был. Преемники фараона-новатора не смогли сколь-нибудь уверенно пойти на примирение со жречеством. Культы старых богов были восстановлены, позиции местного жречества вновь усилились. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Представления о загробной жизни. 

     Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против смерти, которую египтяне считали «ненормальностью». Египтяне верили в бессмертие души — это было главной доктриной египетской религии. Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, всю религиозную мысль египетского общества. Стремление к бессмертию и стало основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта — и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической и военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, по которому смерть не означает конца, прекрасная жизнь может быть продлена вечно, и умершего может ждать воскрешение.
     Согласно  религиозным представлениям египтян, каждый человек обладал несколькими  важнейшими характеристиками, в числе  которых назывались Сох — тело человека, Шунт — его тень, Рен — его имя, Ах — его привидение, Ба — проявление сущности. Ведущую роль играла Ка — душа человека, являющаяся его бессмертным двойником.
     Именно  Ка предстояло вновь соединиться  со своим телом для того, чтобы  умершего ожидало воскрешение. Со смертью, полагали египтяне, погибает лишь материальная основа человека. Нематериальной основы смерть не касается, душа будет жить вечно, если для этого созданы необходимые условия.
     Основным  условием загробной жизни египтяне считали сохранение тела умершего. Забота об этом привела к возникновению  искусства изготовления мумий. Для  того чтобы продлить жизнь после смерти, важно было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела: египтяне полагали, что бессмертной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от посторонних взглядов пирамиды. Через семьдесят дней после смерти при условии, что его правильно похоронили, с соблюдением всех предписанных обрядов, покойник восставал к новой жизни и мог отправиться в Страну вечности.
     Путь  на тот свет представлялся египтянам  настоящей полосой препятствий, где на каждом шагу подстерегала опасность  второй смерти. Подробные сведения об этом пути содержатся в «Книге мертвых», «.Книге о вратах», «Книге о подземных  пещерах», «Книге о том, что есть в другом мире», в которых перечисляются коварные ловушки, ожидавшие мертвых, и даются подробные советы, как их избежать. В этих книгах приведены гимны, которые следовало исполнять перед богами, чтобы снискать их расположение, даются указания, как убивать подземных крокодилов и змей, как не попасть в сети подземных рыбаков. Там были и магические заклинания, с помощью которых умерший мог обезвредить своих врагов.
     Предполагалось, что если этот путь был успешно  пройден, то египтянин попадал в  чертог Обеих истин, посреди которого на троне сидел сам Осирис, окруженный другими богами. Здесь происходил суд над умершим. Для этого на одну чашу специальных весов клали сердце усопшего, на другую — страусовое перо богини истины и справедливости Маат. Каждый из богов — а их было более 40 — задавал по вопросу, умерший отвечал, а весы контролировали правильность ответа. Перечень вопросов и ответов являлся, по сути, сводом жизненных правил египтян; ответы всегда должны были быть отрицательными. «Я не причинил людям зла», — должен был сказать праведный египтянин, — «Я не мучил животных», «Я не богохульствовал», «Я не совершал насилия над бедными», «Я никого не убил», «Я ни к кому не посылал убийц», «Я чист».
     Взвесив все «за» и «против», Осирис выносил  приговор. В случае неблагоприятного решения умерший должен был закончить свое существование в утробе страшного чудовища Амелит — Пожирательницы — существа с телом гиены и бегемота, львиной гривой и пастью крокодила. Если же решение было благоприятным, умерший мог вступить в царство Осириса.
     Царство Осириса, однако, по представлениям древних  египтян, вовсе не было раем: там  обитали страшные львы, змеи, скорпионы, крокодилы; кроме того, царство Осириса  не освобождало от необходимости  работать. Правда, работу за умершего мог  выполнить его раб или слуга — их функции выполняли статуэтки, которые клали в могилу. Но если умершему не удавалось счастливо избежать опасностей и он умирал, то эта вторичная смерть была в глазах египтян уже окончательной — следствием ее становилось полное небытие человека.
     Усилия  египтян, таким образом, были направлены на то, чтобы сделать жизнь после  смерти долгой, безопасной и счастливой: они заботились о погребальной утвари, жертвоприношениях, и эти заботы приводили к тому, что жизнь  египтянина состояла в приготовлениях к смерти. Нередко своим земным жилищам они уделяли меньше внимания, чем гробницам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Искусство. 

     Мифологические  воззрения Древнего Египта нашли  свое отражение в литературе, музыке и различных видах изобразительного искусства: архитектуре, живописи, декоративном искусстве.
     Пользуясь месопотамской моделью, египтяне создали  своеобразную систему письма, включавшую и идеографические, и фонетические символы; чем сложнее ею было овладеть, тем выше становился социальный статус писцов. Последние составляли в египетском обществе класс верховных контролеров, которым надлежало регистрировать любого рода информацию — от предсказаний на урожай, от которых зависел расчет налогов, до штрафов, налагавшихся на всякого, кто преступал закон. Бог Тот являлся богом мудрости, счета и письма. Он был одним из главных божеств Древнего Египта. Тоту приписывалось создание всей духовной жизни Египта. Он изобрел письменность и научил людей счету и письму. Писцы считали Тота своим покровителем, а иероглифы или пиктографическое письмо — и средством зарабатывания на жизнь, и объектом религиозного почитания. Пиктографическое письмо в виде иероглифов (от греч. hieros— «священный» и glypho— «режу, высекаю») было культовым и использовалось в качестве атрибута власти. Иероглифы (рисуночные знаки) — древнее письмо Египта — использовались уже с 3000 года до н. э. Религиозные тексты, протоколы и т. д. записывали иератическим письмом, т. е. курсивной формой иероглифики. Демотика — упрощенное иератическое письмо, т. е. скорописная форма египетского письма, возникла в VIII—VII веках до н. э., а с VII века до н. э. стала народным и официальным письмом Египта. Вначале каждый иероглиф соответствовал слову или даже целому понятию. Текст представлял собой комбинацию из идеограмм (знаков, обозначавших понятия) и фонограмм (знаков, обозначавших звуки). Иероглифы писали чернилами с помощью тростниковой палочки на свитках, изготовляемых из папируса, росшего в болотистых низменностях Нижнего Египта. Знаки располагали горизонтально справа налево. При этом писец либо стоял перед горизонтально развернутым свитком, либо сидел, скрестив ноги, а свиток раскладывал перед собой.
     Раннее  изобретение письменности способствовало развитию основных литературных жанров. Уже от эпохи Древнего царства дошли первые сакральные тексты - упоминавшиеся ранее «Тексты пирамид», «Мемфисский богословский трактат», созданный жрецами бога Птаха. К этому же периоду относится древнейшее из известных египетских поучений – «Премудрость Птаххотепа» (V династия), воспевающая божественный принцип Маат. В гробничных надписях V-VI династии появляются первые «идеальные» биографии вельмож. Эпоха VII-X династий, смутное для Египта время, знаменита удивительно глубокими, по-философски зрелыми произведениями. Таково «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара», в котором правитель призывает наследника следовать Маат и беспощадно карать мятежников, не наказывать несправедливо и приближать к себе человека лишь за его заслуги, заботиться не только о придворных, но и обо всех подданных, поскольку все они – «стадо бога», «подобия, вышедшие из его плоти». В поучении дается мудрый совет быть достойным своего царского сана, поскольку именно благие поступки правителя – лучшая память о нем среди людей, основа для оправдания на суде богов в загробном царстве, где добродетель ценится выше, чем жертвоприношения недобродетельного. Появляются произведения, в которых явственно звучат интонации, вступающие в противоречие с официальным заупокойным культом. Так, в «Споре человека и Ба» высказывается мысль о том, что умерший более никогда не увидит солнечного света. Еще более показательна в этом отношении «Песнь арфиста» из гробницы царя Антефа, в которой настойчиво звучит призыв: «празднуй прекрасный день и не изнуряй себя», поскольку никто из ушедших не вернулся обратно, и никто не взял с собой своего состояния.
     В эпоху Среднего царства, наряду с  традиционными поучениями («Поучение  Аменемхета I», «Чему учил Хати своего сына Пепи») и религиозными текстами, появляется научная литература (Московкий математический папирус, Кахунский папирус, магико-медицинские папирусы IV и V из Рамессеума, хирургический папирус Эдвина Смита и др.). В это время появляется художественная литература – «Красноречивый поселянин», «История Синухета», «Сказка о потерпевшем кораблекрушение». Еще более расширяется художественная литературная традиция в период гиксосского завоевания: здесь и сказки («Сказка об обреченном царевиче», «Сказка о двух братьях», «Сказка о Правде и Кривде»), и басни («Тяжба живота с головой»), и любовная лирика. На литературе Нового царства отразились все общие тенденции этого периода. Происходящее углубление религиозной мысли вызвало к жизни такие богословские произведения как «Книга дня», «Книга ночи», «Книга Амдуат», 125-я глава «Книги мертвых» и др. Одновременно усиливаются мотивы вольнодумства: в этот период египетской истории создано знаменитое «Прославление писцов», в котором повторяется мысль о тленности гробниц и храмов. Возникает множество пародийных произведений («Спор Гора с Сетом», «Взятие кошачьей крепости»). В Позднее царство литература обогащается элементами культур других народов («Рассказ о Бокхорисе и агнце», «Сказания о Петубасте» и др.). В литературных текстах все более заметна тяга к магии, о чем свидетельствуют такие произведения как «Сказания о Сатни-Хемуасе», «Царская книга». Временами звучат удивительно схожие с библейскими этические мотивы, что свидетельствует об углублении нравственных представлений египтян («Поучение Аменемопе», «Наставление Ани своему сыну Хонсухотепу»). Эти проникновенные образцы дидактики вполне могли служить эталоном для ветхозаветной литературы. Литература Египта обогащала литературу соседних народов, и именно Египет стал колыбелью сказки и лирической поэзии, басни и историографии.
     Дошедшими до нас памятниками египетской архитектуры являются храмы и гробницы. О жилищах египтян можно составить представление, лишь рассматривая глиняные модели домов, которые клали в гробницы. Сами дома изготавливались из глины и тростника — материала, который не мог выдержать тысячелетия. В гробнице Тутанхамона египетское искусство целой эпохи было представлено многообразно и столь совершенными произведениями, что XIV в. до н. э.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.