На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ факторов размещения хозяйства на примере Китая и Японии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Глава 1. Факторы размещения производственных сил
 
Прежде чем приступать к изучению особенностей размещения хозяйствования регионов и конкретных стран, необходимо познакомиться с основными факторами размещения производительных сил. Вообще, понятие  "фактор  размещения"  ввел  в  научный  оборот  немецкий  экономист Альфред  Вебер (1909 г.). Факторами  размещения  принято  считать  совокупность условий  для  наиболее  рационального  выбора  места  размещения  хозяйственного объекта, группы объектов, отрасли.
Все факторы размещения можно подразделить на старые и новые. Первые из них соответственно возникли давно, а вторые - в основном уже в эпоху НТР. Впрочем, такое деление факторов в значительной мере условно. Ведь и те из них, которые возникли давно, в эпоху НТР приобрели во многом новое содержание.
 
Старые факторы размещения
К их числу можно отнести факторы территории, экономико-географического положения, природно-ресурсный, транспортный, трудовых ресурсов и территориальной концентрации.
Фактор территории - один из важных элементов географической среды общества. Как правило, чем больше ее размеры, тем богаче и разнообразнее природные ресурсы, тем больше возникает различных вариантов для размещения населения и производства. Прежде всего, это относится к России, Канаде, Австралии, США, Китаю, Индии. Эти большие по площади страны обычно подразделяются на отдельные крупные части: экономические зоны, макрорегионы, регионы.
В сравнительно небольших по территории странах не так остро стоит проблема дальних перевозок, они быстрее достигают "зрелости" своей территориальной структуры, часто имеют благоприятные предпосылки для экономической интеграции. С другой стороны, многие из них уже начинают испытывать "дефицит" территории.
Фактор экономико-географического положения определяет потенциальные возможности развития и эффективного функционирования объекта в данном месте. Выделяют четыре главные разновидности ЭГП, которые могут использоваться по отношению к странам, районам, городам: 1) центральное положение, 2) глубинное (периферийное) положение, 3) соседское положение, 4) приморское положение. Центральное и приморское положения обычно выступают в качестве выгодных черт ЭГП. Глубинное (периферийное) положение, напротив, может замедлять экономическое развитие. Влияние соседского положения во многом зависит от отношений между государствами.
Приморское положение (за исключением арктических морей) фактически во все времена было благоприятной чертой ЭГП. В период НТР роль его еще более возросла. В 50 - 70-х гг. в размещении производства и населения многих стран Западной Европы, Японии, отчасти и США произошел заметный сдвиг к морю. Это объясняется, прежде всего, усилением ориентации на импортное сырье и топливо. Появился даже термин "приморская урбанизация". В прибрежной зоне расположено 2/3 всех городов мира с населением более 1,5 млн. человек. А из 20 "сверхгородов" только пять не являются морскими портами.
На более ранних этапах индустриализации география природных ресурсов, в первую очередь полезных ископаемых, во многом определяла размещение промышленности, особенно тяжелой, которая тяготела к бассейнам каменного угля и железной руды. В эпоху НТР такое притяжение заметно уменьшилось. В первую очередь это относится к новейшим наукоемким отраслям.Но для размещения отраслей добывающей промышленности природно-ресурсный фактор продолжает оставаться главным. Поскольку же многие старые бассейны и месторождения, районы лесозаготовок уже сильно истощены, именно в добывающей промышленности в первую очередь наметился сдвиг в районы нового освоения, зачастую труднодоступные и малообжитые, с экстремальными природными условиями.
Транспортный фактор. До эпохи НТР этот фактор оказывал едва ли не решающее воздействие на размещение производства. Совершенствование путей сообщения и средств транспорта привело к значительному уменьшению транспортных затрат. Тем самым "транспортная революция" открыла возможности для сбыта продукции крупных специализированных предприятий в радиусе многих тысяч километров, для увеличения подвижности населения, для сдвига производства к морю, для переброски природных ресурсов, формирования районов нового освоения и, в конечном счете, для преодоления территориального разрыва между районами производства и потребления продукции. Следовательно, и в эпоху НТР транспортный фактор продолжает оказывать значительное влияние на размещение производства, особенно в больших по территории странах.
Фактор трудовых ресурсов также всегда влиял и продолжает влиять на размещение производства и территориальную структуру хозяйства. Наличие свободных рабочих рук обычно "притягивает" хозяйственную деятельность, а отсутствие их "отталкивает"; в первую очередь это относится к трудоемким отраслям. Так регионы Восточной и особенно Юго-Восточной Азии, обладающие огромными ресурсами дешевой рабочей силы, стали главными центрами притяжения трудоемких отраслей промышленности из Японии, Западной Европы и США.
В эпоху НТР сохраняется ориентация на дешевую рабочую силу, в том числе женскую, которая стала широко использоваться и в новейших отраслях с поточным производством. Но еще большее значение приобрела ориентация на высококвалифицированные трудовые кадры, на "качество" рабочей силы.
Фактор территориальной концентрации. Производственная концентрация, выражающаяся в увеличении размеров предприятий, дает большой экономический эффект. С ней тесно связана и территориальная концентрация хозяйства и населения в крупных промышленных центрах, узлах и районах, в транспортных узлах, городских агломерациях. Особенно велика роль старопромышленных районов, которые уже давно сформировались вокруг столичных городов, угольных бассейнов и др.
Однако чрезмерная концентрация населения и хозяйства в старопромышленных районах имеет и ряд отрицательных последствий - прежде всего для качества окружающей среды. Поэтому для эпохи НТР еще более характерен процесс территориального рассредоточения производства путем создания небольших и средних предприятий, мини-заводов, мини-ГЭС и т. д.
 
Новые факторы размещения
К ним прежде всего относятся: фактор наукоемкости и экологический фактор.
Фактор наукоемкости. В эпоху НТР научно-техническая база становится все более важным фактором размещения производства. В первую очередь это относится к новейшим наукоемким отраслям, которые тяготеют к крупным научным центрам - большим городам и городским агломерациям; возникают и специализированные "города науки". Для некоторых стран характерна сильная территориальная концентрация научных исследований, для других, напротив, рассредоточение их.
В эпоху НТР сложились и новые формы территориальной организации науки. Это прежде всего сходные по своему характеру технопарки и технополисы, в которых осуществляется вся технологическая цепочка от фундаментальных исследований до продажи готовой наукоемкой продукции. "Парковый бум" начался в США еще в начале 50-х гг. (знаменитая Силиконовая долина), а затем охватил Западную Европу, НИС Азии, да и другие страны. Ныне технопарки имеются уже в нескольких десятках стран мира. Идея технополисов зародилась в Японии в начале 80-х гг. и также затем получила широкое распространение.
Технопарк (научный, исследовательский, технологический парк) - агломерация наукоемких фирм, группирующаяся вокруг крупного университета, института, лаборатории. Основная задача парка - сокращение сроков внедрения научных идей в практику по принципу "Наука - предпринимательство".
Технополис - специально построенный комплексный научно-производственный городок, спутник промышленного и научного центра, занимающийся разработкой инновационных технологий, развитием наукоемких производств и подготовкой научных кадров.
Экологический фактор. Этот фактор, существовавший и ранее, в период НТР приобрел особое значение. Недостаток территории, воды, растущие расходы на очистку промышленных стоков и выбросов, общее ухудшение состояния окружающей среды в наиболее индустриализированных и урбанизированных районах стали важными причинами ограничения дальнейшей концентрации в них производства и населения. В отдельных случаях часть "грязных" производств перемещается в другие районы или вообще демонтируется.
Таким образом, НТР оказывает мощное воздействие на все стороны современного производства, на всю систему общественных отношений, на самого человека и среду его обитания. Мировое хозяйство стало единым организмом, вне которого не может нормально развиваться ни одно государство, к какой бы общественной системе оно ни принадлежало и на каком бы экономическом уровне ни находилось.
 
 
 
Глава 2. Анализ факторов размещения хозяйства.
 
§1. Условия и факторы размещения хозяйства в Китае
Природные условия и ресурсы
КНР – третье по величине (9,6 млн. кв. км) государство мира после России и Канады. Располагаясь в центральной и восточной частях Азии, страна протянулась от Памира на западе до слияния рек Амур и Уссури на востоке на 5700 км, а с севера на юг – на 3650 км. КНР имеет выгодное приморское положение: ее восточная окраина омывается незамерзающими морями – Желтым, Восточно-Китайским, Южно-Китайским. Они обеспечивают стране выход в Тихий океан, позволяют осуществлять межрайонные связи, имеют промысловое и рекреационное значение. Побережье страны сильно изрезано и таит много удобных естественных гаваней.
Территорию КНР отличает удобное транзитное положение. Транснациональная широтная железная дорога Ляньюньган (порт на берегу Желтого моря) - Ланьчжоу – Урумчи и далее до границы с Казахстаном представляет самый короткий путь из Европы в Восточную Азию.
Природа Китая богата и разнообразна, что создает благоприятные предпосылки для развития многоотраслевого хозяйства. На огромной территории страны представлены разнообразные природные ресурсы. На его территории обнаружены все известные в мире полезные ископаемые, что делает сырьевую базу промышленности исключительно благоприятной. Страна занимает одно из первых мест в мире по запасам каменного угля, железной и марганцевой руд, бокситов, цинка, олова, сурьмы, вольфрама (3/5 мировых), молибдена, ртути, титановых руд, редкоземельных металлов. Велики запасы золота, урана, фосфоритов. За счет собственных ресурсов  Китай обеспечен  энергией на 95% и промышленным сырьем на 80%. Большая часть месторождений полезных ископаемых обнаружена и разрабатывается на востоке страны. Западная часть Китая пока еще плохо изучена в геологическом отношении. С учетом специфики хозяйственного освоения и значимости в жизнедеятельности китайского населения, на территории страны выделяют три природно-климатических района: восточный  муссонный  район  (45% площади  страны), северо-западный  засушливый  район  (1/3 территории), Тибетский холодный район, (25% территории)
Несмотря на значительную территорию, которой располагает Китай, его земельные ресурсы, пригодные для использования, прежде всего в сельском хозяйстве, ограничены. Это обусловлено сложным рельефом, широким распространением гор, полупустынь и пустынь. Водные ресурсы страны велики, но крайне неравномерно размещаются по территории страны. На территориях, лежащих к югу от Янцзы, обеспеченность водой велика, а на огромной площади к северу от Хуанхэ водные ресурсы в дефиците. Наиболее бедна ими западная, засушливая часть страны. Леса занимают около 12% территории Китая, сохранившись главным образом на северо-востоке (таежные хвойные леса) и юго-западе (тропические и субтропические лиственные леса). В китайских лесах имеется много ценных в хозяйственном отношении пород деревьев: кедр, ясень, сосна, красное, камфорное деревья.
 
Население и трудовые ресурсы
КНР – самая многонаселенная страна мира, в ней проживает 1,29 млрд. человек (2002 г.). КНР обладает огромным потенциалом трудоспособного населения – около 706 млн. чел. Структура занятости населения: промышленность – 23%, сельское хозяйство – 50%, сфера услуг – 27%. Но в целом трудовые ресурсы отличает низкое «качество». Пока в Китае только ? населения имеет среднее образование, высшее – лишь 1%, хотя в стране действует более 1000 вузов. Почти треть всех рабочих имеют низкий уровень профессиональной подготовки, в стране не хватает квалифицированного инженерно-технического персонала, научных работников. Однако за годы экономических реформ в социальной сфере произошли существенные изменения.
 
Территориальная организация промышленности
Промышленность - ведущая отрасль китайской экономики, ее доля в ВВП составляет 60%. Размещается промышленность в пределах страны крайне неравномерно. Наибольшей территориальной концентрацией промышленного производства характеризуются север, северо-восток и восток страны, приморские провинции. В результате в этих районах резко ухудшилась экологическая ситуация. В территориальной структуре индустрии ведущее положение занимают около двух десятков больших промышленных узлов: Шанхай, Пекин, Тяньцзинь, Шэньян, Циндао, Аньшань, Ухань, Харбин, Люйда, Гуанчжоу, Шэньчжэнь и др. В каждом из них проживает от 2 до 14 млн. жителей, по концентрации рабочей силы в промышленности  они – крупнейшие в мире. В промышленных узлах представлены все отрасли обрабатывающей промышленности, а в некоторых и добывающие производства.

Рис 2.1 - Обрабатывающая промышленность Китая
Гораздо многочисленнее в Китае специализированные промышленные центры с преобладанием легкой и пищевой промышленности в сочетании с машиностроением.
По валовой выработке электроэнергии (1,3 трлн.кВт·ч) Китай занимает 1 место в Азии (после Японии). Основная часть электроэнергии (4/5) вырабатывается тепловыми электростанциями, работающими на угле; они размещаются вблизи крупных промышленных центров, в районах добычи угля.. В стране действуют около 100 тыс. ГЭС, вырабатывающих около 17% электроэнергии. Самые крупные ГЭС построены на р. Янцзы (Гэчжоуба - 2,3 млн. кВт·ч) и р. Хуанхэ (Люцзяся - 1,2 млн. кВт·ч). В Китае развивается и атомная энергетика, но пока доля АЭС в выработке электроэнергии не превышает 1%. В перспективе планируется продолжить строительство атомных электростанций, также как и развивать использование альтернативных источников энергии – практически неисчерпаемых и экологически чистых. Ведущие места в производстве электроэнергии занимают Восточный Китай, растет значение Южного и Центрального районов, а доля Севера, наоборот, снижается.
Черная металлургия. По производству чугуна и стали (более 100 млн. т) страна вышла на 1 место в мире. Металлургические предприятия есть почти во всех провинциях страны, но основную часть продукции дают 14 крупных, оснащенных современным оборудованием комбинатов полного цикла мощностью более 1 млн. т стали в год каждый. Крупнейшие предприятия отрасли – комбинаты полного цикла - расположены в городах Аньшань, Шанхай, Пекин, Ухань; неполного металлургического цикла - Фушунь (чугун, сталь), Тяньцзинь (сталь, прокат), Далянь (сталь). На территории Китая сформировались несколько крупных металлургических баз, объединяющих как крупные центры, так и сырьевые районы черной металлургии: Шанхайская, Уханьская, Северо-Восточная,Северо.
В целом отмечается высокая территориальная концентрация предприятий черной металлургии в Северо-Восточном и Восточном Китае.
Основу цветной металлургии составляют алюминиевая, медная и свинцово-цинковая промышленность. В отрасли действуют около 20 предприятий, преобладают небольшие. Особенно много их расположено в долине Хуанхэ. Крупнейшие центры по производству алюминия: Датун, Гуйян, Нанкин - "привязаны" к крупным центрам выработки электроэнергии, поскольку производство алюминия отличается высокой энергоемкостью. Предприятия по производству меди размещаются в сырьевых районах - Северо-Восточный, Северо-Западный, Восточный и Юго-Западный Китай. Свинцово-цинковая промышленность перерабатывает полиметаллические руды Центрально-Южного, Юго-Западного и Северо-Восточного Китая.
В размещении предприятий цветной металлургии большое значение имеет ресурсно-сырьевой фактор, а также то, что технологический процесс получения готовой продукции имеет несколько стадий, отличающихся друг от друга технико-экономическими показателями (затратами сырья, энергии). Районы и центры, специализирующиеся на цветной металлургии, отличаются степенью завершенности цикла получения цветных металлов:
Районы и центры Северо-Западного и Северного Китая отличаются преимущественно добычей и обогащением руд (первичная стадия). Районы и центры полного цикла цветной металлургии сложились в Юго-Западном и Центрально-Южном Китае. Здесь добыча, обогащение и выплавка металлов имеют равное значение. Районы и центры с преобладанием завершающих стадий (рафинирование, прокат) производства цветных металлов сложились в Восточном и Северо-Восточном Китае.
Современный машиностроительный комплекс КНР отличается сложной отраслевой структурой. Ныне машиностроительные предприятия имеются во всех провинциях, но основная часть производства машин и оборудования все же сосредоточена в приморской зоне, особенно выделяется Восточный Китай. По-прежнему важными центрами машиностроения остаются крупнейшие города.
Ведущие центры тяжелого машиностроения (производство оборудования для топливно-энергетической, горнорудной и металлургической промышленности) сложились вблизи металлургических баз – в Северо-Восточном (Харбин, Шэньян) и Восточном Китае (Шанхай, Нанкин).
К динамично развивающимся отраслям машиностроительного комплекса относится транспортное машиностроение. КНР стала одним из мировых лидеров в изготовлении подвижного состава для железных дорог – локомотивов и вагонов. Производство железнодорожных вагонов и локомотивов налажено в центрах Северо-Восточного, Северного, Восточного, Центрально-Южного Китая. Морское судостроение и судоремонт представлены в Шанхае, Даляне, Гуанчжоу, речное – в Нанкине, Чунцине, Ухани. Развивается автомобильная промышленность, чему способствует привлечение инвестиций крупных иностранных компаний - "Фольксваген", "Пежо", "Ситроен", "Форд". Их производство рассредоточено по многим десяткам мелких заводов, но более 2/3 продукции автомобилестроения дают предприятия Северо-Восточного и Центрально-Южного  Китая. Выпуск самолетов и вертолетов сосредоточен в городах Северо-Восточного, Северного, Восточного и Северо-Западного Китая.
К недостаточно развитым отраслям машиностроительного комплекса относится сельскохозяйственное машиностроение. Но хорошо развито производство оборудования для текстильной, швейной, трикотажной промышленности, часть этой продукции экспортируется.
Химическая промышленность имеет сложную структуру, особенно быстро развиваются производство минеральных удобрений, химических волокон, шин для всех видов транспортных средств, пластмасс, синтетических и натурального каучуков. Основные центры химической промышленности образуют крупные города, в которых имеются почти все виды химического производства: Шанхай, Пекин, Циндао, Далянь.
Ядром отрасли легкой промышленности остается текстильное производство, которое развито во всех провинциях страны, но 2/3 его продукции дают приморские районы. Крупнейшими центрами производства тканей из хлопка остаются Шанхай и Пекин. Основные центры шелковой промышленности - Шанхай, Ханчжоу, Сучжоу, - сосредоточены в нижнем течении Янцзы, ведущем в Китае шелководческом районе. Трудоемкие отрасли легкой промышленности – швейная, трикотажная, обувная размещаются повсеместно, как в крупных городах, так и сельских поселениях, но предназначение на экспорт значительной части производимой ими продукции, предопределила их территориальную концентрацию в приморских районах.
 
Территориальная организация сельского хозяйства
Китай – крупнейшая сельскохозяйственная держава мира. Доля сельского хозяйства в ВВП составляет около 23% , оно остается основным поставщиком сырья для пищевой промышленности, дает продукцию для внутреннего потребления и на экспорт. Главной сельскохозяйственной отраслью остается земледелие. 9/10 всей пашни сосредоточено на востоке страны. Особенно высокой степенью распаханности отличаются Великая Китайская равнина, равнина Сунляо, Сычуаньская котловина, долины рек на юге страны.
Ведущее направление в земледелии – выращивание продовольственных, в том числе, зерновых культур. Высокая плотность сельского населения в сочетании с низкой обеспеченностью землей, пригодной для распашки, способствовали специализации китайского земледелия преимущественно на рисоводстве. Выращивание риса связано с большими затратами труда, но обеспечивает высокие урожаи. Основные районы рисосеяния расположены на юге: в долинах реки Янцзы, Сицзян и их притоков, Сычуаньской котловине. Ныне посевы риса продвинулись и на север.
Преобладающая часть посевов второй по важности культуры – пшеницы
сконцентрирована в нижнем и среднем течении Хуанхэ. Выращивают пшеницу на северо-востоке и северо-западе страны, а в Северном Китае она – главная зерновая культура. На холмах и низкогорьях Северо-Восточного Китая, в северной части долины р.Хуанхэ в Северном Китае, в долине р. Янцзы в Сычуаньской котловине распространены посевы кукурузы, в районах с недостаточным увлажнением культивируют гаолян (вид сорго).
Животноводство тесно связано с земледелием (разведение крупного рабочего скота, свиноводство на отходах земледелия), роль самостоятельной отрасли оно играет в автономных районах Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурском (овцеводство, верблюдоводство), Тибетском (разведение яков) районах. Шелководство развито в нижнем течение Янцзы, дельте Сицзяна (тутовый шелкопряд), на Ляодунском и Шаньдунском полуостровах (дубовый шелкопряд).
             
Территориальная организация транспорта
Одним из важных элементов инфраструктуры является транспорт. Наиболее густой транспортной сетью отличаются приморские провинции. В северных и северо-восточных районах Китая преобладает железнодорожный транспорт, относительно хорошо развит автомобильный и трубопроводный. В Восточном Китае наряду с автомобильным и железнодорожным, значительна роль внутреннего водного транспорта.
Главное звено транспортной системы КНР – это железнодорожный транспорт; им перевозится около ? грузов и до 60% пассажиров. Наиболее густой сетью железных дорог отличаются восточные районы страны, что соответствует характеру размещения хозяйства и населения.
Важнейшую роль в экономической жизни страны играет внутреннее судоходство в бассейнах рек Янцзы, Хуанхэ, Сунгари. Перевозки грузов по рекам, каналам и озерам внутри страны превышают грузооборот морских портов КНР и уступают лишь железнодорожным перевозкам. Среди внутренних водных путей выделяется Великий канал, проходящий по направлению главной хозяйственной оси страны, соединяя промышленные центры Северного Китая (Пекин, Тяньцзинь) с Шанхаем.
Морской транспорт осуществляет в основном перевозку экспортно-импортных грузов. Крупнейший порт страны, входящий в 10-ку самых крупных портов мира – Шанхай (грузооборот 115 млн.т).
Наиболее густая сеть автодорог, в том числе магистралей международного класса (общая протяженность 16 тыс. км), сложилась в Восточном Китае. Автомобильный транспорт осуществляет в основном перевозки на близкие расстояния (внутригородские, внутрирайонные рейсы).               Трубопроводный транспорт включает более 360 нефте- и газопроводов общей протяженностью более 19 тыс.км. Длина же авиалиний превышает 300 тыс. км. Всего в стране насчитывается около 500 аэропортов.
 
В стране постоянно ведется работа над сеткой экономического районирования. Такой подход отражает главные территориальные диспропорции в социально-экономическом развитии и служит основой для выработки региональной политики. Перед каждой из зон поставлены стратегические цели хозяйственного развития.
Восточная зона, выделяющаяся людским, экономическим, научно-техническим потенциалом, должна обеспечить развитие наукоемких отраслей промышленности и оставаться ведущей в привлечении иностранного капитала, производстве экспортной продукции. Центральная зона специализируется на производстве топлива, электроэнергии, химических продуктов, сырья, полуфабрикатов. В Западной зоне отдается предпочтение развитию сельского хозяйства, использованию богатых минерально-сырьевых ресурсов, транспортному освоению слабозаселенных территорий.
 
§2. Условия и факторы размещения хозяйства в Японии
Природные условия.
Япония занимает площадь около 380 тыс. км? и располагается более чем на 1000 островах в западной части Тихого океана. Крупнейшие из них – Большие Японские острова – Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку соединены мостами и тоннелями. С севера Япония омывается Охотским морем, с востока и юго-востока – Тихим океаном, с запада – Японским и Восточно-Китайским морями. Океан и моря причудливо расчленяют береговую линию Японии, создавая сложную систему проливов, заливов и внутренних бассейнов. Изрезанность берегов способствует развитию портового хозяйства и судоходства. Моря и океан, омывающие берега страны, имеют большое значение для неё как источник биологических, минеральных и энергетических ресурсов.
Япония – горная страна: ? ее территории занимают средневысотные горы. Многие горные вершины представляют собой вулканические конусы. Низменности занимают незначительную часть поверхности Японии. Обилие осадков способствует развитию густой речной сети. Реки Японии, стекающие с гор, коротки, бурливы, порожисты, полноводны в течение года. Они непригодны для судоходства, но имеют большое значение для развития гидроэнергетического хозяйства. Речная вода используется для орошения, водоснабжения густонаселенных промышленных районов.
Несмотря на то, что природные ландшафты Японии испытали сильное воздействие человека, до сих пор леса занимают более 60% её территории.               Природные условия в пределах небольшого по площади государства отличаются разнообразием, создавая относительно благоприятные естественные предпосылки для развития японской экономики. А вот собственные запасы полезных ископаемых не играют существенной роли в хозяйстве, так как Японские острова не богаты ими. К тому же большая часть полезных ископаемых сосредоточена в мелких месторождениях. К числу значительных относятся ресурсы самородной серы, каменного угля, пирита, разнообразных глин, известняков, мраморов и другого строительного сырья; разрабатываются месторождения нефти, железных, медных, урановых руд. Решение сырьевой проблемы в Японии отчасти может быть связано с освоением ресурсов океана.
Вблизи Японских островов находится одна из наиболее продуктивных зон Тихого Океана: здесь водится около 400 видов промысловых рыб. Добывая ежегодно около 12 млн. тонн рыбы, Япония уже с 50-х гг. занимает первое место в мире по размерам улова.
 
Население и трудовые ресурсы
В Японии проживает 127,2 млн. (2002 г.) человек и она входит в число самых многонаселенных стран мира. Трудовые ресурсы составляют около 67 млн. человек. Население отличается высокой экономической активностью. Основной сферой занятости ныне является сфера услуг, на нее приходится 70% ЭАН, в промышленности занято 25%, в сельском хозяйстве 5%. Трудовые ресурсы страны отличает высокий уровень образования, профессиональной подготовки и особое трудолюбие.
Около 80% населения страны – горожане. Ныне в стране 13 городов-миллионеров. Большие города стали ядрами агломераций. Вместе с расположенными между ними городами крупнейшие агломерации, слившись образовали единую урбанизированную систему - крупнейший в мире мегалополис Токайдо, протянувшийся от Токио до Осаки. Общая численность городского населения мегалополиса превышает 60 млн. человек.
Для территории Японии характерно неравномерное размещение хозяйства и населения. В её пределах можно выделить две части: «лицевую» («солнечную») и «тыльную» («теневую»). «Солнечную» часть образуют южное побережье Хонсю (от Токио до Симоносеки), а также северные побережья Сикоку и Кюсю. Эту территорию, занимающую около 1/3 площади Японии, принято называть Тихоокеанским промышленным поясом, играющим исключительную роль в хозяйстве Японии: здесь производится 4/5 валовой промышленной продукции и сконцентрировано 4/5 занятого в промышленности населения страны. По плотности размещения производственных мощностей Тихоокеанский пояс занимает 1 место в мире.
Неравномерность в размещении производства и населения обусловлена ограниченностью территории страны, чрезвычайной изрезанностью побережья,
преимущественно горным рельефом. Тихоокеанское побережье - наиболее удобная для заселения и хозяйственного освоения часть Японии. Она представляет собой низменную приморскую полосу шириной от 15 до 65 км, окаймленную с одной стороны горами, с другой - Тихим океаном и внутренним Японским морем.
             
Территориальная организация промышленности
Ведущая отрасль материального производства – промышленность. Она ориентируется на производство средне- и высокотехнологичных видов продукции. В стране производится почти 1/3 мирового производства автомобилей, 2/3 - промышленных роботов, 3/4 сверхбольших интегральных схем (СБИС), от 60 до 90% производства различных видов микропроцессоров. Япония стала крупным разработчиком и экспортёром современных технологий, по затратам на НИОКР она стоит на втором месте в мире после США. Основной чертой в размещении промышленных предприятий является их чрезмерная концентрация в пределах Тихоокеанского промышленного пояса. По оценкам, здесь на 13% территории страны выпускается около 80% промышленной продукции.
Так как в Японии нет значительных запасов полезных ископаемых, и добывающая промышленность не имеет с важного значения, ядром индустрии стала обрабатывающая промышленность. Верхние этажи иерархической системы японской промышленности занимают компании, превратившиеся по характеру деятельности в транснациональные. Среди них: «Тойота», «Мицубиси», «Мицуи», NTT.
По производству электроэнергии (более 1 трлн.кВт·ч) Япония занимает 2 место в мире после США. Более 1/2 электроэнергии вырабатыв
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.