На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Коллективный труд детей:содержание, способы организации и педагогическое руководство

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО – ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (АКАДЕМИЯ  ВЭГУ)
 
Альметьевский институт
 
 
 
Кафедра Педагогики и Психологии
 
 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА
Коллективный труд детей: содержание, способы организации, педагогические руководство
 
Выполнила: студент группы
СПО – 08  П и МДО
заочного отделения
Гараева Миляуша Фирдавесовна
 
Научный руководитель:
Мустафина Зульфия Гильфановна
 
 
 
 
 
 
Альметьевск – 2010.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования организации коллективного труда в детском саду……………………………………………………………….7
1.1 Коллективный труд детей ………………………….. ………………………..7
1.2 Методика руководства коллективным трудом детей…………………….…9
Выводы по первой главе…………………………………………………………15
ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию знаний
детей дошкольного возраста о природе в процессе моделирования …………17
2.1 Описание организации опытно – экспериментального исследования……17
2.2 Констатирующий эксперимент………………………………………………1
2.3 Описание формирующего эксперимента ……………………………...…..21
2.4 Анализ результатов контрольного эксперимента …………………..……23
Выводы  по второй главе……………………………………………………..….26
Заключение……………………………………………………………………..…27
Список используемой литературы…………………………………………..….29
Приложение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Актуальность исследования. Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.
         При организации труда воспитатель руководствуется «Программой воспитания в детском саду», которая определяет содержание трудовой деятельности детей в каждой возрастной группе.
Основные виды труда в детском саду — это хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства и коллективный труд детей.                                                                        
        Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость.                                         Коллективный труд создает объективные условия для проявления взаимной требовательности, взаимопомощи, ответственности, товарищеских взаимоотношений. В процессе его формируются навыки положительного взаимоотношений, личностные качества (внимательность, предупредительность, заботливость и пр.), навыки планирования и организации коллективного труда, закрепляются трудовые навыки. Вместе с тем происходит развитие коллективной трудовой деятельности, ребята учатся принимать общую цель, распределять объем работы, добиваться общего результата, сообща нести ответственность за него и т.д.
Противоречия: В практике часто общий труд принимается за коллективный. А задача воспитания коллективизма если решается, то это происходит в силу случайно возникающих, а не заранее продуманных педагогом ситуаций, в результате снижается воспитывающий потенциал так важной формы организации труда дошкольников.  А между тем коллективный труд воспитывает чувство локтя, защищенность, взаимопонимание, создает положительный эмоциональный настрой – то, что А.С.Макаренко называл «мажором» в коллективе.
Актуальность темы и выявление противоречия определила следующую тему исследования: «Коллективный труд детей: содержание, способы организации, педагогические руководство».
Цель исследования: Изучить теоретическое обоснование необходимости проведения коллективного труда с детьми дошкольного возраста.
Объект исследования: Процесс коллективного труда детей.
Предмет исследования: Коллективный труд детей: содержание, способы организации, педагогические руководство.
Задачи  исследования: 
1. Изучить и проанализировать научную педагогическую и методическую литературу, посвященную проблеме организации коллективного труда в детском саду.
2. Определить наиболее эффективные формы и методы работы с детьми.
3. Провести сравнительный анализ уровня развития трудовых навыков и взаимоотношений в процессе коллективного труда.
4. Сформулировать выводы исследования.
Гипотеза исследования:  Предполагаем, что трудовое воспитание в процессе организации коллективного труда в детском саду  является перспективным методом в дошкольной педагогике. Использование этого метода является средством воспитания у детей таких качеств, как самостоятельность, умение работать в коллективе, помощь товарищам, а также формировании у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознание полезности труда и будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- планомерная и систематическая работа по трудовому воспитанию дошкольников;
- использование различных форм и методов коллективного труда;
- целенаправленная работа по воспитанию коллективных взаимоотношений.
Методологическая база исследования: Данное исследование опиралось на научные исследования  В.Г.Нечаевой, Р.С.Буре, на теорию  трудового воспитания, изложенную в трудах Н.Н.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и т.д.
Теоретическая новизна исследования: заключается в том, что были определены теоретические основы использования коллективного труда в воспитании  дошкольников. Новизна исследования проводимого в работе вызвана современным этапом социально-экономического развития общества, который выдвигает на первый план задачу создания условий, благоприятствующих всестороннему развитию способностей и творческой активности личности.
Практическая значимость исследования: состоит в том, что практическое исследование заявленной проблемы может служить дополнительным информационным материалом для воспитателей групп. Так как наши исследования дали положительный результат, данную работу предлагаем как методическую новизну.
Этапы исследования:
1 этап – изучение материалов и литературных источников по проблеме исследования;
2 этап – опытно – экспериментальная работа, направленная на решение задач нравственного воспитания в процессе коллективного труда;
3 этап -  сравнительный анализ полученных знаний.
База исследования: Исследование проводилось на базе МДОУ № 13 «Рябинка» г. Азнакаево Азнакаевского муниципального района РТ. В исследовании принимало участие 30 дошкольников от 6 до 7 лет.
Структура курсовой работы: Данная работа состоит из: введения, 2-х глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования организации коллективного труда в детском саду
1.1    Коллективный труд детей
Если поручения и дежурства стали систематическими, постоянными формами организации труда в группе и дети достигли определенных успехов, становится возможным перейти к более сложной форме – коллективному труду.  Данная форма организации труда прежде всего  способствует решению задач нравственного воспитания.
На протяжении года от возраста к возрасту поручения и дежурства усложняются. Так, уже во второй младшей группе, опи­раясь на сформированные умения детей, воспитатель переходит от индивидуальных поручений к поручениям, в которых одновре­менно принимают участие несколько детей (т. е. к труду «ря­дом»), а в старшей группе те же поручения усложняются тем, что их содержание становится гораздо большим по объему и одновременно требования к самоорганизации возрастают: детям предоставляется большая самостоятельность в процессе работы, при ее организации. Такого рода усложнения имеют целью не столько увеличение объема работы, сколько выдвижение более сложных воспитательных задач.                                           Дети работают «рядом». Но когда процесс труда подходит к концу, воспитатель объединяет результаты всех в один общий итог. Это дает возможность ему обратить внимание на преиму­щество коллективного труда: каждый потрудился немножко, а вместе выполнили много работы. Это наиболее простое объеди­нение, здесь объединяются только результаты. Но, ставя эту за­дачу, воспитатель в процессе труда разъясняет детям: «Надо стараться не отставать от других. Не следует заставлять това­рищей ждать». А учитывая возможности и уровень навыков того или иного ребенка, он предусмотрит такой объем труда для каждого, чтобы все выполнили работу примерно в одно время.                                       Такая форма объединения является переходной от труда «ря­дом» к коллективному труду.                                                                                                          
По мере накопления опыта участия в труде и овладения деть­ми навыками, а также усвоения правил организации собственной трудовой деятельности, роста в формировании некоторых начал трудолюбия (т. е. по мере решения выдвигаемых ранее задач воспитания) педагог начинает переходить к более сложным за­дачам. Важное значение имеет формирование у детей начал кол­лективизма, умения трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свои услуги, обра­щаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, об­щим результатам труда и т. п.
Эти задачи наиболее успешно решаются в совместном труде детей. В детском саду чаще используют два вида кол­лективного труда: труд общий и труд совместный. Не каждый общий и даже не каждый совместный труд – коллективный. Но каждый коллективный труд – общий и совместный. Коллективная форма потому и называется коллективным, что она способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений.
Особенности организации общего труда дают возможность включить детей в одно общее дело, формировать у них представление о коллективном характере труда непосредственно в собственной практике. А общем труде создаются благоприятные условия для воспитания у детей ответственности не только за себя, но и за товарищей, умение подчинять свои желания требованиям группы.
В подготовительной к школе группе имеет место еще более сложная организация труда, объединяющая детей непосредственно в процессе трудовой деятельности. Особенность такого объединения детей в труде – наличие в нем ряда последовательных этапа. При организации труда возникает необходимость учета трудоемкости каждого отдельного задания, поскольку некоторые из них требуют большей или меньшей затраты труда. Другая особенность совместного труда – неодновременное включение детей в процессе  деятельности. Следует особо подчеркнуть, что несмотря на сложности организации, объединение детей в совместном труде представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками. В процессе труда неоднократно возникают ситуации, которые требуют совместных действий. В процессе общения между собой по поводу деятельности дети регулируют свои взаимоотношения, учатся оказывать помощь при затруднениях, делать замечания и давать советы в корректной форме. Совместный труд приучает детей действовать сообща, коллективом, вместе отвечать за результат труда.
Таким образом, коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети наряду с трудовыми решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы. Коллективный труд создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т.д. Различия же с общим и совместным трудом  заключаются в условиях для закрепления и воспитания коллективных взаимоотношений.
 
1.2 Методика руководства коллективным трудом детей
В организации коллективного труда детей (общего или сов­местного) выделяются три последовательных этапа: распределение работы между участниками, процесс выполнения задания, обсуж­дение результатов трудовой деятельности. Каждый из этих этапов имеет свои задачи, решение которых требует своеобразных методов руководства.
Воспитатель, руководя коллективным трудом детей., одновременно решает две основные задачи: направляет усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели, уделяет особое внимание тем детям, которые затрудняются выполнить задание, следит за тем, чтобы все добивались хороших результатов, т. е. руководит самим процессом трудовой (продуктивной) деятельности. В то же время осуществляет большую работу по формированию начал коллективизма у детей: чтобы дети проявляли в процессе труда внимание друг к другу, помогали нуждающимся в помощи, устанавливали положительные взаимоотношения и т.д.
            Каким же образом в коллективном труде создаются возможности для решения разных воспитательных задач и при помощи каких методических приемов они осуществляются? Под коллективным трудом детей следует понимать такую организацию , при которой всех участников объединяет общее задание, цель, распределение работы и т.д. Так могут быть организованы и общие поручения, и труд дежурных в старших группах (о чем говорилось выше), и труд детей всей группы.
         Методы педагогического руководства разными видами коллективной трудовой деятельности дошкольников едины. Поэтому целесообразно рассмотреть их в общем плане, выделяя некоторое своеобразие руководства каждым видом труда детей разных возрастных групп.
Распределение работы между участниками. При организации коллективного труда воспитатель осущест­вляет руководство детьми во время распределения ими работы между собой. Следует подчеркнуть, что воспитатель и сам мог бы назначить каждого ребенка на определенный участок рабо­ты, но тогда вся деятельность по распределению, которая по­буждает детей вступать в общение, уступать друг другу, догова­риваться между собой, не будет использована в полной мере. Более того, такое руководство не обеспечит формирование, умений у детей самостоятельно осуществлять эту деятельность. Следует отметить, что с точки зрения получения результата Со­вершенно безразлично, кто какие задания будет выполнять. Но воспитатель в первую очередь заботится о решении задачи фор­мирования начал коллективизма, и потому его методы направле­ны на решение именно воспитательных задач. Ему становится небезразлично, кто какую часть работы будет выполнять и с кем вместе. В процессе распределения общего дела он решает не­сколько задач:
учитывает трудоемкость разных работ, с тем чтобы у каждого ребенка оказался примерно одинаковый объем, чтобы все дети в одно время закончили свои задания;
организует труд детей так, чтобы каждый ребенок упражнял­ся во всех видах труда, выполняемых группой;
продумывает расстановку детей таким образом, чтобы рядом с нерешительным ребенком оказался самостоятельный, уверен­ный, рядом с неумелым — умелый и т. д.;
учитывает задачи воспитания, которые следует решать по отношению к отдельным детям: так, если ребенок недостаточно доброжелателен, объединяет его с внимательным, спокойным сверстником.
С точки зрения детей, есть более и менее интересные дела. Одни предпочитают иногда ту работу, навыками выполнения ко­торой они владеют в большей мере; других привлекает в труде новизна отдельных поручений, и они стремятся получить это за­дание; третьих пугает сложность каких-либо заданий, и они отказываются их выполнять и т. д.
Поэтому при самостоятельном распределении работы, если дети не имеют достаточного опыта этой деятельности под руко­водством педагога, между ними могут возникать споры и конфликты. Перед педагогом стоит задача научить детей договариваться между собой. И потому, распределяя работу, воспитатель обстоятельно рассказывает о том, почему он дает именно такое задание. Тогда ребенок принимает задание не как приказ воспи­тателя, его волю, а как справедливое решение педагога, учиты­вающего в равной мере интересы всех детей. Педагог разъясняет детям, что, когда работают вместе, всегда заранее договарива­ются, кто какое дело будет выполнять, распределяют работу справедливо, поровну, уступают друг другу, чтобы самое инте­ресное выполнять по очереди. Тогда не будет никому обидно. А каждое дело по-своему интересно.
Распределение труда между членами группы может стать по мере накопления опыта самостоятельной деятельностью детей. В этом случае дети получают возможность самостоятельно уп­ражняться в поступках, соответствующих положительному отно­шению к товарищам. Воспитательные задачи будут состоять в том, чтобы научить детей учитывать интересы друг друга, усту­пать товарищам, разрешать возникающие недоразумения, убеж­дать друг друга, кому следует отдать предпочтение при решении того или иного спорного вопроса.
Дети могут самостоятельно распределять работу между со­бой внутри своей группки. Педагогу следует только напомнить им о необходимости договориться перед началом работы и пре­доставить им возможность осуществить самостоятельно эту дея­тельность.
Выполнение задания. Работа, которую будут выполнять дети, должна представ­ляться им как важная, нужная. В этом случае им будет понятна необходимость ее выполнения, ответственного отношения к ней. Воспитатель разъясняет пользу этого труда.
В процессе коллективной групповой деятельности детей вос­питатель ставит своей основной задачей формирование представ­лений о коллективном характере труда, его значимости, а также положительных взаимоотношениях между детьми в процессе труда. Он всячески подчеркивает преимущества коллективного труда, опираясь на ситуации, возникающие то в одном, то в дру­гом объединении детей, например: «Как дружно работают эти дети. Советуются друг с другом, не отвлекаются. Потому и ра­бота у них спорится, быстро идет к концу. И кубики блестят, как новые». Воспитатель, оценивая качество работы детей, подчер­кивает моральную сторону их поведения, благодаря которой и качество становится высоким.
В другой ситуации воспитатель, предупреждая возможную ошибку в качестве работы, переносит ее последствия в план оценки деятельности детей и их отношения к порученному делу. Более того, он вводит понятие: товарищей нельзя подводить; на конкретном примере из деятельности самих детей подводит их к пониманию этой нормы: «Не торопись ставить растения на по­доконники, а то с них стечет вода, подоконники снова станут мокрыми и тогда ты подведешь своих товарищем, ведь они так старались, вытирая подоконник, а им сделают замечание, что они неаккуратно работали».
Воспитатель, опираясь на конкретные примеры поступков детей, оценивает нравственные проявления, отношение к товарищам, к порученному делу. В процессе труда он внимательно присматривается к взаимоотношениям, которые складываются между детьми, регулирует возникающие недоразумения, побуждает к проявлению товарищества, ответственности и т. д.
Немаловажной задачей является также умение воспитателя координировать работу между звеньями, с тем чтобы все примерно в одно время закончили работу. Наблюдая за деятельнос­тью детей, он может заметить, что какое-либо звено задержива­ется или может выполнить порученное дело раньше. Выходы из такого положения могут быть различными, но в любом из них следует подчеркнуть необходимость взаимовыручки: «Вы молод­цы, уже закончили свое дело. Я знаю, что сейчас вы не откажи­тесь помочь товарищам. Ведь стыдно стоять в стороне, когда то­варищам трудно». Воспитателю важно не только пригласить де­тей в помощь, но и организовать ее, предупредить возможное проявление у кого-либо из них своего превосходства, осуждения тех, кто еще не справился со своим делом. Поэтому он разъясняет, почему некоторые дети не справились с работой: «Как много ока­залось у них дела! Гораздо больше, чем у всех остальных. Им надо помочь, так будет по-товарищески».
Однако не всегда воспитатель присоединяет детей, закончив­ших работу, к тем, кто еще не справился с заданием. В том случае, если он видит необходимость дать последним возможность самим довести ее до конца, он дополняет объем работы первых. Например, если дети подклеивают коробки, напоминает, что есть еще несколько, требующих ремонта, если убирают стеллаж, предлагает вытереть и вешалки для полотенец и т. д.
В процессе работы воспитатель старается вызвать у детей радость от участия в общем труде: «Как интересно работать вот так, всем вместе! Все стараются, помогают друг другу».                                                                                      Обсуждение результатов трудовой деятельности. По окончании работы воспитатель обсуждает итоги. Его задача состоит в том, чтобы на конкретных примерах показать преимущество коллективного труда. Обращаясь к детям, он задает им вопросы: «Что мы с вами успели сделать? Как изменилась после уборки наша группа?» Дети перечисляют выполненную работу (отремонтировали книги, игрушки, убрали полки, переодели кукол и др.). Воспитатель с удовлетворением отмечает, что, работая вместе и дружно, дети сделали много хороших дел. Оценивая качество работы, он приводит в пример настойчивых, старательных детей, тщательно выполняющих свое дело. Вместе с тем выражает уверенность в том, что каждый может работать так же хорошо.
При обсуждении итогов коллективного труда воспитатель отмечает такие поступки, как стремление помочь товарищу.
Например: «Шура выполнила свою работу, но не пошла играть, а решила помочь Любе. Она увидела, что Любе одной неудобно подклеивать уголки у коробки, и помогла ей». Или: «Митя хорошо поступил: он отдал свой фартук Лене, которая мыла кубики и без фартука могла испачкать платье. Он правильно решил, что рас­ставлять игрушки можно и без фартука». Воспитатель побуждает детей к активному обсуждению поступков своих товарищей.
Наряду с обсуждением положительных примеров необходимо привлекать внимание детей к недостаткам: «Света тщательно промыла растения, поливая их из лейки, быстро работала, не отвлекаясь, но делала все небрежно: то себе на ноги налила воду, то пролила ее на пол, пришлось пол вытирать. Коля хорошо работал, но брался за многие дела: и растения переносил, и листья протирал, поэтому торопился, делал все небрежно, разбил горшочек». Воспитатель указывает на недостатки в работе детей в мягкой, доброжелательной форме, выражая уверенность в том, что дети поняли свои ошибки. Обсуждение работы детей занимает не более 8—10 минут, но оно имеет большое воспитательное значение. Зная, что работа каждого будет обсуждаться сверстниками, дети начинают активнее трудиться, контролировать свои действия. Они стараются напом­нить товарищам по труду о качестве работы,           оказать помощь, если потребуется.
Таким образом, воспитатель,   руководя   коллективным  трудом  детей,   одновременно решает две основные задачи. Он направляет усилия каждого ребенка на достижение общей цели, обращает внимание на за­труднения, на своевременное окончание работы, т. е. руководит самим процессом трудовой (продуктивной) деятельности. В то же время осуществляет большую работу по формированию начал коллективизма у детей: чтобы дети проявляли в процессе труда внимание друг к другу, помогали нуждающимся в помощи, устанавливали положительные взаимоотношения и т.д.
 
Выводы первой главы
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Дошкольный возраст – первый этап в формировании коллективизма, в воспитании у детей коллективных взаимоотношений, характеризующихся ярко выраженным появлением у каждого ребенка определенных черт характера.
Формирование интереса к труду влияет на развитие положительных взаимоотношений между детьми. Интересная, содержательная коллективная работа объединяет дошкольников общей целью. Они становятся организованными, дружными, внимательными друг к другу, радуются успехам сверстников, оказывают им по собственной инициативе помощь.
Детей «надо воспитывать так, чтобы они умели сообща жить и работать. С этой точки зрения трудовые объединения детей надо всячески развивать, всячески помогать им» (Н.К.Крупская).
Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Эти формы труда необходимы для установления отношений в коллективе. Здесь формируются умения принимать общую цель труда, договориться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помочь товарищу, оценить его труд; воспитывается коллективная ответственность за выполнение задания.
 
             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа по проведению коллективного труда  с дошкольниками
2.1 Описание организации опытно – экспериментального исследования
Для достижения поставленной цели, нами было организовано и проведено опытно – экспериментальное исследование. Данное исследование состояло из следующих этапов: 
1 этап – констатирующий эксперимент. На данном этапе была проведена организация исследования, избрана группа детей  6 – 7  лет, для того, чтобы определить умения детей трудиться в коллективе.
2 этап – формирующий эксперимент. На данном этапе была проведена работа по повышению уровня взаимоотношений детей в процессе проведения коллективного труда.
3 этап -  контрольный эксперимент. На данном этапе была проведена  проверка эффективности коллективного труда в повышении нравственных качеств дошкольников.
Для исследования уровня сформированности взаимоотношений детей в процессе проведения коллективного труда были использованы следующие методики:
методика выявления характера взаимоотношений детей в процессе коллективного труда;
методика  «Смастерим коврик вместе»;
беседа;
анкета для родителей.
Методика выявления характера взаимоотношений детей в процессе коллективного труда.
Методика дает анализ действий ребенка в процессе коллективного труда.
Дошкольник выполняет различные трудовые поручения, например, наведение порядка в уголке природы (мытье растений: один ребенок моет поддоны, другой моет или протирает растения, третий рыхлит землю, четвертый переносит растения на подоконник, пятый протирает подоконник и т.д.). Дети учатся распределять обязанности, работать слаженно, помогать товарищам, постепенно осознают взаимоотношения и зависимость друг от друга в совместной деятельности. Они начинают понимать, что результат его труда включается в общее дело.
В течении 25 – 30 минут педагог наблюдает за трудом детей и фиксирует:
    Как дети распределяют обязанности между участниками коллективного труда;
    Как происходит организация «рабочего места»;
    Каков характер взаимоотношений в процессе деятельности;
    Каков результат деятельности, его качество;
    Оценка детьми результата совместного труда;
    Характер действий детей после окончания работы.
Наличие у детей положительных взаимоотношений свидетельствует:
?      Самостоятельное и справедливое распределение обязанностей между участниками;
?      Разрешение спорных ситуаций морально оправданными способами;
?      Умение объективно оценивать результаты труда.
 
Методика «Смастерим  коврик вместе»
              Данная методика изучает влияние коллективной организации труда на его результат.
Детям предлагается сделать в подарок малышам большой ковер для кукол. Но для этого  каждый ребенок должен сделать свой маленький коврик, чтобы потом соединить их в один большой ковер и подарить малышам. Нужно отметить, что в общий ковер войдут только хорошо сделанные коврики. Дети трудятся самостоятельно. Исследование проводится в двух сериях. Во второй серии ребенку предлагают выполнить те же задания индивидуально.
              При обработке данных подсчитывается число ошибок, время выполнения, количество сделанных работ, а также анализируется отношение к продолжению работ, оценка своей работы и работы товарища.
 
2.2 Констатирующий эксперимент
Смысл эксперимента состоит в том, что за двумя группами детского сада (экспериментальной - с которой будет проводиться эксперимент и контрольной – в которой будут проходить обычные занятия) ведутся наблюдения.
Сравнительно длительное наблюдение за детьми показало, что детей можно разделить по уровню умений детей трудиться в коллективе.
Дети с высоким уровнем подготовленности к коллективным взаимоотношениям работают охотно и помогают друг другу, прилагают все усилия для достижения результата, доброжелательны и одновременно требовательны в отношениях друг к другу в процессе общего труда, сдерживают свои чувства и желания, когда этого требуют задания. Перед такими детьми важно лишь поставить задачу и обсудить план ее выполнения, организационные вопросы они решают самостоятельно.
Детям со средним уровнем подготовленности свойственен разнохарактерный тип поведения. Одни стараются выбрать дело поинтереснее, но допускают небрежность при выполнении задания, часто отвлекаются, переспрашивают. Другие отличаются уравновешенностью, но даже при постоянном побуждении воспитателя выполняют задание недоброкачественно, уклоняются от заданий, требующих длительного волевого напряжения.
Некоторых характеризует безразличное отношение ко всему, они никому не мешают, но и им ни до кого и ни до чего нет дела. Есть и такие дети, которые проявляют педантичную исполнительность в выполнении рекомендаций воспитателя, но при неудачах или ошибках снижают активность и не обращают внимания на качество выполнения задания.
Дети с низким уровнем физической подготовленности почти не прилагают усилий, чтобы заставить себя работать. Многие ведут себя так, будто требования или необходимость мобилизоваться для успешного выполнения заданий их не касается. В ситуациях, требующих решительности, энергичности действия, они проявляют медлительность, недостаточную уверенность, неспособность преодолеть чувство страха. При неудачах они испытывают состояние угнетенности, им свойственно неумение подавлять в себе отдельные желания. Лишь в несложной обстановке они проявляют активность, которая при возникновении трудностей уступает место более привычным формам поведения (пассивность, безразличие и т.п.).
 
Показатели сформированности уровня умений трудиться в коллективе
Таблица 1.

и т.д.................


 
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Экспериментальная группа

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.