На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Искусство Руси

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание
 
Введение……………………………………………………………....3
Глава 1. Искусство в эпоху классицизма……………………….…..4
 
      Эстетическое направление в европейской культуре…..4
 
      Классицизм, как система международной    
художественной культуры………………………...............6
               1.2. Предпосылки появления и развития классицизма……….9
               1.3.    Эволюция стиля…………………………………………10
Глава 2. Стиль барокко в русском искусстве.................................13
      Исторические предпосылки стили барокко……13
 
      Характеристика стиля русского барокко………14
             Заключение………………………………………………………….18
             Список использованных источников…………………………...…19
 
 
 
 


Введение
 
 Эпоха барокко и классицизма -  из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры.  Интересны она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени - смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности, - эпоха барокко и классицизма необычайно близки по духу. И как стилевое направление стиль барокко охватило русскую культуру конца XVII — первой половины XVIII в. и параллельно развивалось в литературе и в искусстве.
Мной была выбрана эта  тема, т.к. произведения русского классицизма составляют не только важнейшую главу истории русской и европейской архитектуры, но и наше живое художественное наследство. Это наследство продолжает жить не в качестве музейной ценности, но и как существенный элемент современного города. К зданиям и ансамблям, созданным в XVIII и начале XIX века, почти невозможно приложить наименование памятников архитектуры—настолько прочно сохраняют они творческую свежесть, свободную от признаков старости.
   Один из главенствующих стилей в европейской литературе и искусстве конца 16—середины 18 в., барокко утвердился в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным образом абсолютных монархий). Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии барокко пришло на смену гуманистической художественной культуре Возрождения и изощрённому субъективизму искусства маньеризма. Отказавшись от присущих классической ренессансной культуре представлений о гармонии и строгой закономерности бытия, о безграничных возможностях человека, его воли и разума, эстетика барокко строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и власти иррациональных сил. Человек в искусстве барокко предстаёт многоплановой личностью, со сложным внутренним миром, вовлечённым в круговорот и конфликты среды.
    Целью моей работы является: в дальнейшем рассмотреть предпосылки появления и истории развития двух этих эпох, выявить основные черты и характеристики.
 
          

Глава 1.   Искусство в эпоху классицизма
 
      Эстетическое направление в европейской литературе
 
Классицизм (от лат. classicus — образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 — начала 19 вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. Классицизм формируется, испытывая воздействие других непосредственно соприкасающихся с ним общеевропейских направлений в искусстве: он отталкивается от предшествующей ему эстетики Возрождения и противоборствует активно сосуществующему с ним искусству барокко, проникнутому сознанием всеобщего разлада, порожденного кризисом идеалов минувшей эпохи. Продолжая некоторые традиции Возрождения (преклонение перед древними, вера в разум, идеал гармонии и меры), классицизм являлся своеобразной антитезой ему; за внешней гармонией в классицизм скрывается внутренняя антиномичность мироощущения, роднившая его с барокко (при всем их глубоком различии). Родовое и индивидуальное, общественное и личное, разум и чувство, цивилизация и природа, выступавшие (в тенденции) в искусстве Ренессанса как единое гармоничное целое, в классицизме поляризуются, становятся взаимоисключающими понятиями. В этом отразилось новое историческое состояние, когда политическая и частная сферы начали распадаться, а общественные отношения превращаться в обособленную и абстрактную для человека силу. Принципы рационализма, соответствующие философским идеям Р. Декарта и картезианства, лежат в основе и эстетики классицизма. Они определяют взгляд на художественное произведение как на создание искусственное — сознательно сотворённое, разумно организованное, логически построенное. Художественное преображение натуры, превращение природы в прекрасную и облагороженную есть одновременно и акт её высшего познания — искусство призвано явить идеальную закономерность мироздания, часто скрытую за внешним хаосом и беспорядком действительности. Эстетической ценностью для классицизма обладает лишь родовое, непреходящее, неподвластное времени. В каждом явлении классицизм стремится найти и запечатлеть его существенные, устойчивые черты (с этим связано обращение к античности как абсолютной надысторической эстетической норме, а также принципы типизации характеров, которые выступают как воплощение каких-либо социальных или духовных сил). Классицистический образ тяготеет к образцу, в котором жизнь остановлена в своём идеально вечном облике, он — особое зеркало, где индивидуальное превращается в родовое, временное в вечное, реальное в идеальное, история в миф, он изображает то, что есть везде и чего нет нигде в реальности; он — торжество разума и порядка над хаосом и текучей эмпирией жизни. Воплощение возвышенных этических идей в адекватных им гармонически прекрасных формах сообщает произведениям, созданным по канонам классицизма, оттенок утопизма, обусловливаемый также и тем, что эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства, устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на «высокие» (трагедия, эпопея, ода, а в живописи — исторический, мифологический и религиозный жанры; их сфера — государственная жизнь или религиозная история, их герои — монархи, полководцы, мифологические персонажи, религиозные подвижники) и «низкие» (комедия, сатира, басня, изображающие частную повседневную жизнь людей средних сословий, а в живописи — т. н. «малый жанр» — пейзаж, портрет, натюрморт). Поэтика классицизма начинала складываться в эпоху Позднего Возрождения в Италии (в поэтиках Л. Кастельветро, Ю. Ц. Скалигера), но как целостная художественная система классицизма сформировался лишь во Франции 17 в., в период укрепления и расцвета абсолютизма. Ведущим жанром классицизма была трагедия, решающая важнейшие общественные и нравственные проблемы века. Общественные конфликты изображаются в ней отраженными в душах героев, поставленных перед необходимостью выбора между нравственным долгом и личными страстями.
Классицизм – это подражание античному наследию. В классицизме используются:
-сдержанная ровная поверхность  стен обтянутых тканью или  окрашенных в пастельные тона;
-в оформлении фасадов  и интерьеров – элементы античной  архитектуры, разработка «ордерной»  организации декора. Колонны, камины, отделанные мрамором. Драпировки – шёлк, атлас, парча, хлопок. Сложные портьеры и драпировки на окнах, богатые люстры;
-мебель антикварная,  индивидуального изготовления, белая  с позолотой или натуральное  дерево с бронзовой отделкой. Ампир («имперский стиль»)– потомок классицизма. Строгие массивные монументальные формы и богатый декор военной тематики (флаги, эмблемы, оружие) Классицизм это стиль и направление в искусстве XVII — нач. XIX вв., обратившееся к античному искусству и искусству Высокого Возрождения, как к образцу. Ему присущи уравновешенность, четкость, пластическая ясность и гармоничность. Крупнейшие представители: в живописи — Н. Пуссен, Ш. Лебрен, К. Лоррен, Ж. Л. Давил, Жан Огюст Доминик Энгр.
 


 1.2. Классицизм, как система международной художественной культуры.
Без видимой борьбы и полемики в России изменились общественные вкусы. За пять - семь лет русское барокко как господствующий стиль было сменено классицизмом; конец 1750-х - еще время расцвета первого, середина 1760-х - уже начало широкого распространения второго. Барокко уходило, не дожив до стадии упадка, не растратив своего художественного потенциала.    
Классицизм был принят как система международной художественной культуры, в рамках которой развивался национальный вариант стиля. Растянувшаяся на столетия эпоха культурного одиночества русской архитектуры закончилась.
Среди причин, ускоривших утверждение  классицизма в России, кроме увлечения  образованного слоя российского  дворянства рассудочными просветительскими  утопиями были и причины практические, связанные с расширением круга  задач зодчества. Развитие промышленности и рост городов вновь, как и  в петровское время, вывели на первый план проблемы градостроительства и  множившихся типов зданий, нужных для усложнявшейся городской  жизни. Но для торговых рядов или  присутственных мест неуместен жанр мажорно-праздничной архитектуры, за пределы которого барокко выйти  не умело; великолепие дворца нельзя распространить на весь город. Художественный язык классицизма был, в отличие  от барокко, универсален. Его можно  было использовать и при сооружении импозантнейших дворцовых построек и для “обывательских” жилищ, вплоть до скромных деревянных домиков  на окраинах.
Перемены в круге архитектурных  форм затронули, прежде всего, декор. По-новому было осмыслено отношение здания к городскому пространству. Однако каких-то принципиально новых схем классицизм не предложил. Различным  функциям по-прежнему служили немногие варианты простых планов, уже использовавшиеся русским барокко.
Важно было то, что вместе с новым  стилем окончательно утверждались новые  методы творчества. Гармонизация произведения архитектуры, его частей и целого осуществлялась уже не при “размере-1 и основания” и не на строительных лесах (где сотрудники Растрелли  по месту лепили или резали из дерева элементы декора), на работе над проектным  чертежом. Тем самым окончательно залеплялось разделение труда, сменившее былую “артельность”. Замысел и разработка формы, несущей образ, стали делом одного архитектора, выступающего в роли автора (хотя к этому не скоро привыкли за пределами профессии, из-за чего и осталось так много вопросов, связанных с авторством произведений раннего классицизма, включая крупнейшие, как Пашков дом и дворец Разумовского в Москве или Инженерный замок в Петербурге).
Для архитектурной формы, во всех деталях  предопределенной проектом, образцами  служили уже не столько здания, сколько их изображения, аналоги  проектного чертежа. Нормы классицизма  были сведены в строгую систему. Все это вместе позволяло полно  и точно осваивать стиль по чертежам и текстам теоретических  трактатов, что было почти невозможно для барокко с его капризной индивидуальностью. Классицизм поэтому легко распространился на провинцию. Он стал стилем не только монументальных сооружений, но и всей городской ткани. Последнее оказалось возможным потому, что классицизм создал иерархию форм, позволившую подчинить его нормам любые сооружения, выражая при этом место каждого в социальной структуре.
Талантливых и умелых архитекторов было немного, они не смогли бы проектировать  все постройки во множестве городов. Общий характер и уровень архитектурных  решений поддерживался благодаря  использованию образцовых проектов, выполнявшихся крупнейшими мастерами. Их гравировали и рассылали во все города России.
Проектирование обособилось от строительства; это расширило влияние  на архитектуру профессиональной литературы и книжности вообще. Возросла роль слова в формировании архитектурного образа. Связь его с образами историческими  и литературными обеспечивала общепонятность для людей начитанных (просвещенный слой дворянства объединялся общим  кругом чтения и книжных знаний).
Это сделало стиль равно отвечающим намерениям абсолютистской власти и  идеям ее просвещенной оппозиции, вкусам богатейших, могущественных вельмож  и ограниченных в средствах небогатых  дворян
Петербургский классицизм был, прежде всего, стилем официальной “государственной”  культуры. Его нормы основывались на укладе жизни императорского двора  и крупного дворянства, они были предписаны государственным институтам. Здесь влияние народной “вне стилевой”  культуры на профессиональную деятельность архитекторов не ощутимо.
Петербургский строгий классицизм сложился как завершенный вариант  стиля в 1780-е гг. И.Е. Старов (1745-1808) и Джакомо Кваренги (1744-1817) были его  типичными мастерами. Их постройки  отличала ясность композиционного  приема, лаконичность объемов, совершенная  гармония пропорций в пределах классицистического канона, тонкая прорисовка деталей. Образы построенных ими зданий полны  мужественной силы и спокойного достоинства.
Сурово торжествен созданный Старовым Таврический дворец (1783-1789). Отвергнув  анфиладные системы барокко, мастер, в соответствии с рационалистической логикой классицизма, объединил  помещения в функциональные группы. Прием пространственной организации  целого, где развитые боковые крылья, связанные переходами с мощным центральным  объемом, образуют глубокий парадный двор, исходит от палладианских вилл. Расположением  парадных зал выделена глубинная  ось композиции, однако, гигантская Большая галерея вытянута параллельно  фасаду, что сняло элементарную простоту контраста.
Фасады освобождены от мелкого  рельефа, членящего стену на филенки  и лопатки, - зодчий уже не следует  примерам французской архитектуры  середины века, как-то делали петербургские  мастера времени, переходного от барокко к классицизму (и как  делал сам Старов в ранних произведениях). Гладкие белые колонны решительно выступающих строгих дорических портиков впервые в русской архитектуре  действительно несут антаблементы. Они выделяются на фоне интенсивно окрашенных гладких стен, прорезанных  проемами без наличников. Контраст подчеркивает тектонику стены из оштукатуренного кирпича. “Четырежды восемнадцать” колонн в двойных колоннадах Большой галереи имели греко-ионические капители (замененные потом Л. Русска на привычные римские) - один из первых для русского классицизма примеров обращения к эллинскому наследию. Державин написал о здании Таврического дворца: “древний изящный вкус - его достоинство; оно просто, но величественно”. Дворец стал для современников идеальным эталоном крупного здания - петербургского, русского и вместе с тем европейского. Его чертежи восторженно оценил Наполеон, особо отметивший Большую галерею и зимний сад, о чем сообщили Персье и Фонтен в тексте изданного ими увража “Лучшие королевские дворцы мира”.
 
 
 
 
 
 
 
 


1.3.  Предпосылки появления и развития классицизма.
 
В 1760-х годах в России произошла смена архитектурно-художественного  стиля. Классицизм (от лат.- образцовый) – художественный стиль, развивающийся  путем творческого заимствования  форм, композиций и образцов искусства  античного мира и эпохи итальянского возрождения.
Для архитектуры классицизма  характерны геометрически правильные планы, логичность и уравновешенность симметричных композиций, строгая гармония пропорций и широкое использование  ордерной тектонической системы. Декоративный стиль барокко перестал соответствовать  экономическим возможностям круга  заказчиков, все расширяющегося засчет мелкопоместных дворян и купечества. Перестал он отвечать также изменившимся эстетическим воззрениям.
Развитие архитектуры  обусловлено экономическими и социальными  факторами. Экономика страны привела  к образованию обширного внутреннего  рынка и активизации внешней  торговли, что способствовало продуктивности помещичьих хозяйств, ремесленного и  промышленного производства. В результате чего возникла необходимость возведения казенных и частновладельческих  сооружений, зачастую государственного значения. К ним относились торговые постройки: гостиные дворы, рынки, ярмарочные комплексы, контрактовые дома, лавки, разнообразные  складские сооружения. А также  уникальные здания общественного характера  – биржи и банки.
В городах стали строить  много казенных административных зданий: губернаторские дома, больницы, тюремные замки, казармы для военных гарнизонов. Интенсивно развивались культура и  просвещение, что вызвало необходимость  в строительстве многих зданий, учебных  заведений, различных академий, институтов – пансионатов для дворянских и мещанских детей, театров и  библиотек. Быстро росли города, прежде всего засчет жилой застройки  усадебного типа. В условиях огромного  строительства, разворачивавшегося в  городах и помещичьих усадьбах, возросших  строительных нужд, архитектурные приемы и многодельные формы барокко, изысканно-сложные  и пышные, оказались неприемлемыми, так как декоративность этого  стиля требовала значительных материальных затрат и большого количества квалифицированных  мастеров различных специальностей. Исходя из сказанного, возникла настоятельная  необходимость в пересмотре основ  зодчества. Таким образом, глубокие внутригосударственные предпосылки  материального и идеологического  характера обусловили кризис стиля  барокко, его отмирание и привели  в России к поискам экономической  и реалистичной архитектуре. Поэтому  именно классическая архитектура античности, целесообразная, простая и ясная  и вместе с тем выразительная, послужила эталоном красоты, стала  своего рода идеалом, основой формирующегося в России классицизма.
 
 
 
1.4. Эволюция стиля.
 
Эволюция стиля классицизма  разделяется на три периода: 1760—1780 годы — ранний классицизм, 1780—1800 годы — зрелый или строгий классицизм, 1800—1830 годы — высокий классицизм или ампир.
Наиболее яркие произведения раннего петербуржского классицизма, в которых еще сохранялись  отзвуки барокко, были созданы Вален-Деламотом  или при его направляющем участии (здание Академии художеств, Гостиный двор, Малый Эрмитаж, арка Новой Голландии), Антонис Ринальди (Мраморный дворец), Фельтеном (южный павильон Малого Эрмитажа, Старый Эрмитаж). В большей части  это грандиозные по масштабу сооружения, отмеченные четкостью объемов, горизонтальных и вертикальных членений, сдержанным скульптурным декором.
Зрелый или строгий классицизм в архитектуре Петербурга представлен  творениями Ивана Старова и Джакомо  Кваренги. Ансамбль Таврического Дворца, созданный И.Е. Старовым — одна из вершин в развитии классицизма. Архитектор опередил свое время, внес в зодчество  русского классицизма особую чистоту, лаконичность форм и поэтическую  одухотворенность. Крупнейшим мастером высокого классицизма, глубоким выразителем  идей Палладио, является Д. Кваренги, создания которого доминируют в художественном и композиционном строе центральных  районов города. Между 1782 и 1814 годами, за тридцать два года, по проектам Д. Кваренги были возведены такие строения, как здание Академии наук, ставшее  одним из основных архитектонических  акцентов Стрелки Васильевского  острова и всего правобережья Невы; серебряные ряды, корпуса Кабинета и Екатерининский институт, усилившие  выразительность панорамы Невского проспекта. Классическая гармония ансамбля набережных на левом берегу Невы также  во многом определилась аккордом Кваренгиевских строений - домом Салтыкова, Эрмитажным театром, зданиями Иностранной коллегии, Английской церкви. Ассигнационный банк, дворец Юсуповых на Фонтанке, Конногвардейский манеж, Главная аптека, Мариинская больница, наконец, Смольный институт и Нарвские триумфальные ворота - каждое из этих произведений знаменует образцовое решение определенной функциональной, градостроительной  и художественной задачи, отмечая  новый этап развития городского организма, как единого целого.
Конец XVIII столетия означен сооружением по проекту Василия Баженова и Винченцо Бренна грандиозного Михайловского (Инженерного) замка, примечательного, романтической сложностью замысла и неординарной ролью в объемно- пространственной композиции гигантского архитектурного комплекса, развитого на берегах Невы. В ряду мастеров зрелого классицизма необходимо назвать архитекторов Николая Львова, Егора Соколова, Федора Демерцова, строения которых и в наше время определяют масштаб и характер окружающей застройки.
Период высокого классицизма, или  ампира, отмечен появлением зданий, предопределивших застройку примыкающих  к ним пространств, формирование площадей и более значительных градостроительных  образований. Безусловное приоритетное место в этом направлении занимают трое зодчих: Андрей Воронихин, Андрей Захаров и Тома де Томон. Решая локальную задачу перестройки здания Главного Адмиралтейства, при условии сохранения построенной Иваном Коробовым башни со шпилем, Андрей Захаров создал гениальное произведение, которое вошло в ряд основных архитектурных образов Петербурга и стало одной из основных опорных градостроительных доминант города. Вдохновляясь идеей античного храма периптера, архитектор Тома де Томон на стрелке Васильевского острова создал ансамбль Биржи с ростральными колоннами. Биржа Тома де Томона образно начинала правобережные ансамбли Большой Невы. Горный институт, возводившийся Андреем Воронихиным в те же годы, завершал их вблизи впадения реки в залив. Двенадцатиколонный портик Горного института с парными скульптурными труппами, стали своеобразными пропилеями "классического" Петербурга. Наиболее полно черты строгого классицизма воплощены А.Н. Воронихиным в Казанском соборе. Колоссальная четырехрядная колоннада коринфского ордера формирует своим строем площадь, входящую в ансамбль Невского проспекта.
Победоносное отражение нашествия  наполеоновских армий в 1812 году и  освободительный поход в Европу, закончившийся спустя три года, нашли  свое воплощение в новом подъеме  градостроительных работ в столице  могущественной России. Для руководства  намеченным и нарастающим строительством в 1816 году был учрежден "Комитет  строений и гидравлических работ", который действовал около двадцати лет. В Комитет входили архитекторы  Карл Росси и Василий Стасов. Руководил  Комитетом выдающийся инженер Августин Бетанкур. Деятельность Комитета имела  исключительное значение для формирования в центральных районах комплексов, состоящих из системы взаимосвязанных  ансамблей. Первенствующая роль в этой грандиозной работе, несомненно, принадлежит  Карлу Росси, непревзойденному мастеру  петербуржского ампира. С 1816 по 1836 годы он создал, заложил основу или определил  стилистическую характерность тринадцати площадей и двенадцати крупных улиц. По проектам Росси созданы дворцово-парковый ансамбль на Елагином острове, Михайловский дворец (ныне Государственный Русский  музей), связанная с ним Михайловская площадь (площадь Искусств) и Михайловская улица, которая подключила дворец к  Невскому проспекту. Продолженная Росси  до Марсова поля Садовая улица  отделила ансамбль Михайловского дворца от Инженерного замка и стала  связующей трассой между главной  городской магистралью - Невским  и Невой. Принцип формирования площадей, сопряженных с гигантским зданием  общественного назначения, Росси  применил при постройке Александрийского театра, перед которым он устроил  Театральную площадь (пл. Островского). От театра он проложил знаменитую улицу, которую впоследствии назвали именем зодчего, и завершил ее предмостной Чернышевой площадью (пл. Ломоносова) на набережной Фонтанки. Росси завершил Сенатскую площадь (пл. Декабристов), торжественным строем двуединого фасада зданий высших государственных учреждений России - Сената и Синода, связанных триумфальной аркой. Лучшие качества Росси - градостроителя и создателя уникальных построек, исполненных глубокого идейного значения, отмеченных оригинальностью замысла, подлинно монументальных, синтезирующих архитектуру и скульптуру является здание Главного штаба с триумфальной аркой и министерств, придавшее Дворцовой площади царственное величие, отвечающее её назначению центра столицы великой империи.
Эстетические и градостроительные  принципы высокого классицизма развивал в своем творчестве Василий Стасов. Ему принадлежат проекты Павловских казарм, завершивших ансамбли Марсова  поля, Троицкого (Измайловского) и Спасо-Преображенского  соборов, включенных в цепь общегородских  и силуэтных доминант города, Московских триумфальных ворот. Последним крупным  мастером петербуржского ампира и предвестником  эклектики был Опост Монферран - автор гранитного Александровского столпа на Дворцовой площади, импозантного дома Лобанова-Ростовского и самого крупного в России собора во имя  Исаакия Долматского, который выделил  в структуре города Исаакиевскую площадь.
 
 
 


Глава 2. Стиль барокко в русском искусстве
 
2.1. Эпоха барокко в русском искусстве
 
 
В XVII в. не было создано теории искусства. Сам термин появился позже. Существует несколько версий происхождения термина:
1) от итальянского “baruecco” - жемчужина неправильной формы;
2) “baroco” - одна из форм схоластического (религиозно-догматического) силлогизма (рассуждения, в котором две посылки объединены общим термином); 
           3) от итальянского “barocco” – причудливый,странный. 
В 18 веке термин приобретает значение отрицательной эстетической оценки. Барочным обозначалось все неестественное, произвольное, преувеличенное.
В 50-е годы 19 века начинается рассмотрение барокко как  исторического стиля, закономерного  этапа в развитии искусства позднего возрождения.
В 80-е годы 19 века происходит настоящее “открытие” барокко: работы Гурлита, Вельфлина, Юсти. За барокко признали право на существование  как особого художественного  явления.
В 20е годы 20 века происходит кризис капиталистического мировоззрения. Пробуждается интерес  к местным, национальным вариантам  барокко. Дается периодизация, устанавливаются  исторические границы.
Барокко на Руси стало ведущим  направлением в искусстве лишь с  XVIIIв. Именно в формах барокко усваивалась классическая традиция западноевропейского искусства, которая позволила осуществить переход от художественного мышления древней Руси к искусству Нового Времени. Искусство Руси заслуживает внимательного и подробного рассмотрения. Мне бы хотелось лишь слегка коснуться его, наметив основные черты.
В архитектуре стиль нашел претворение в застройке первоначального Петербурга, позднее - других городов. Прежде всего это отразилось на планировке города, на самих зданиях. Барокко на Руси вытесняло средневековую цельность, сплоченность декора с конструкцией. Фасады барокко специфичны своей театральностью, динамичностью, ритмической сложностью. Развитие фасадной декорации барокко приводит к возникновению дополнительной пространственной зоны.
Большое значение для дворцовых  интерьеров имела монументально-декоративная живопись. Основное средство образной выразительности - язык символов и аллегорий, использование мифологических сюжетов, представления о мироздании. Типично орнаментика, патетика, аффектация, возвышенность. Наиболее значительная роль принадлежала плафонной живописи. Круг мастеров: Пильман, Гарсиа, Соловьев, семья Адольских.
В целом, характерна свежесть, рационализм, буржуазность. Локальность  культурного развития средневековья  сменялась более выраженным единством, в основе которого буржуазные связи, становление русской нации и  национальной культуры.
 


      Исторические предпосылки стили барокко
XVII век. Новое время,  эпоха барокко. Загадочным образом  эта эпоха все еще живет  в нашем сознании, ее новизна  не устарела без малого четыре  столетия. Драматическая напряженность  мироощущения, интенсивность духовной  жизни чувствуется на расстоянии, притягивая через века. Не ослабевает  и притяжение искусства барокко:  драматургии Шекспира, архитектурных  ансамблей барочного Рима, живописи  Рубенса, Рембрандта, скульптуры  Бернини. Не упомянуты еще Кальдерон,  Грифиус, Гриммельсхаузен, Шенфельд, Эль Греко, Декарт, Кеплер, Бёме, Паскаль... Порождением духовной атмосферы  эпохи стала музыка А.Скарлатти,  Д.Скарлатти, Дж. Фрескобальди, К.Монтеверди, И.Пахельбеля, Букстехуда, Шюца, Корелли,  Вивальди, Генделя, Баха. Если взглянуть  из нашего “исторического далека”  на эпоху барокко, в ней не  может не поразить внутренняя  закругленность, завершенность, исчерпанность  смысла. Барокко - время от “Гамлета”,  его “порвалась дней связующая  нить” (1601) до смерти Баха, его  “Пред троном твоим предстаю  я днесь” (1749). Начало эпохи - прорыв  в будущее. Но был ли он  так уж неожидан?
Западная Европа вступила в новую фазу экономических и  политических отношений, принесшую  с собой новую культуру. Эта  фаза характеризуется прежде всего  развитием и борьбой феодальных и капиталистических отношений, приводящей к столкновению двух классовых  мировоззрений. Происходит централизация  государственной власти и образование  национальных государственных объединений, слагавшихся на основе абсолютистских режимов. XVII век - одна из наиболее грандиозных  эпох во всей истории: все европейские  страны развивались в одном направлении: от феодализма к капитализму, причем движение это принимало остродраматические формы, а сам характер развития был  резко неравномерным: в Голландии уже сложились буржуазные отношения; 
в Англии - буржуазная революция; во Франции - расцвет абсолютизма;
в Италии - контрреформация; в Германии сохраняется феодальная раздробленность, идет тридцатилетняя   война (1618-1648гг.);Испания является одной из самых отсталых окраин.
       Ведущими  социальными слоями становятся  буржуазия, земельная аристократия  и крестьянство. Но именно с  XVII в. намечаются контуры единого  мирового культурно-исторического  процесса.
      Это не  просто время перехода от эпохи  Возрождения (XIV-XVI вв.) к эпохе  Просвещения (XVIIв), а большая значительная  самостоятельная фаза в развитии  мировой культуры. Поэтому при  всей неравномерности движения  стран (что и будет определять  национальные особенности духовной  жизни, создание национальных  школ), большое значение уделяется  общим моментам, таким, как мироощущение, миропонимание...
 

   Специфические черты стили барокко
 
      Типичными специфическими чертами эпохи можно считать:
1. Усиление религиозной  тематики, особенно тем, связанных  с мученичеством, чудесами, видениями;
2. Повышенная эмоциональность;
3. Большое значение иррациональных  эффектов, элементов;
4. Яркая контрастность,  эмоциональность образов;
5. Динамизм (“мир барокко  - мир, в котором нет покоя”  Бунин);
6. Тяготение к обобщающим  и связывающим формам:
        а) целостностные системы философии;
          б) поиск единства в противоречиях жизни;
          в) в архитектуре:
                                        овал в линии здания;
                                        архитектурные ансамбли;
          г) скульптура подчинена общему декоративному оформлению;
                  д) в живописи - отказ от прямолинейной перспективы,                
                      подчеркивание “бесконечности” пространства;
          е) в музыке - создание циклических форм (соната, концерт),   
             многочастных произведений (опера).
В эпоху барокко произведения искусства “активно стремятся соединиться  с другими” (Липатов). Т.о. Мастер эпохи  барокко мыслит и как скульптор, и как архитектор, и как декоратор  одновременн
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.