На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Модели инвалидности и проблемы их интеграции в социальную политику

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?33
                
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал в г. Анапа
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: "Теория социальной работы"
на тему: "Модели инвалидности и проблемы их интеграции в социальную              
                политику».
 
 
 
  Выполнила:                                                          студентка 3 курса
                                                                                 заочного отделения
                                                                                 факультета «Социальная
                                                                                 работа, управление и                              
                                                                                 реклама»
                                                                                 спец. «Социальная работа»
                                                                                 С.В.Дюкова
 
 
Проверила:                                                              М.А. Радзивилова
 
 
 
 
 
 
 
 
Анапа – 2011


Содержание
 
Введение………………………………………………………………………....3
 
Гл. I. Теоретические аспекты инвалидности
1.1. Определение инвалидности…………………………………………5
1.2.  Современная концепция инвалидности……………………………7
 
Гл. II. Государственная политика и нормативно-правовое
обоснование социальной защиты инвалидов
2.1. Обязательства современного государства перед инвалидами….... 10
2.2. Основные законы об инвалидности в РФ…………………………..12
 
Гл. III. Модели инвалидности и проблемы в реализации мер
социальной защиты и поддержки инвалидов
3.1. Медицинская, социальная, политико-правовая модели инвалидности и модель культурного плюрализма………………………….....15
3.2. Среда обитания без барьеров………………………………………..20
3.3. Проблемы в реализации мер социальной защиты и поддержки инвалидов………………………………………………………………………...23
 
Заключение………………………………………………………………………31
Литература……………………………………………………………………….33
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Российская Федерация является государством, в котором социальная политика занимает не последнее место. Выделение причин социального неравенства и способов его преодоле­ния — важное условие социальной политики, превратившееся на со­временном этапе в насущный вопрос, который связан с перспективами развития всего российского общества. Такие проблемы, как бедность, инвалидность, сиротство, становятся объектом исследований и прак­тики социальной работы. Организация современного общества во многом противоречит интересам женщин и мужчин, взрослых и де­тей, имеющих инвалидность. Символические барьеры, выстраивае­мые обществом, сломать порой гораздо сложнее, чем физические препятствия; здесь требуется развитие таких культурных ценностей гражданского общества, как толерантность, эмпатия, уважение чело­веческого достоинства, гуманизм, равенство прав.
В целом ряде зарубежных стран и в России дети и взрослые, имеющие инвалидность, изображаются объектами забо­ты — как своеобразное бремя, которое вынуждены нести заботящие­ся о них близкие, общество и государство. Вместе с тем существует и другой подход, который привлекает внимание к жизненной активно­сти самих инвалидов. Речь идет о формировании новой концепции независимой жизни при одновременном акценте на взаимную помощь и поддержку в совместном совладании с испытаниями, вы­званными инвалидностью.
Эта концепция основывается на так называемой социальной модели инвалидности, о которой стало известно в 1970-е гг. по публикациям британских ученых — активистов организаций инвалидов. В тот период авторы выступали против содержания инвалидов в интернатах и до­казывали несостоятельность традиционных патерналистских уста­новок [19;136].
Выбор мною темы курсовой работы вызван актуальностью проблемы инвалидности в современном российском обществе. Инвалидность – это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите,  но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как согражданам.
Цель - изучение модели инвалидности и проблем в реализации мер социальной защиты и поддержки инвалидов, государственной политики и нормативно-правового обоснования социальной защиты инвалидов.
Объектом исследования являются модели инвалидности.
Предметом являются меры социальной защиты и поддержки инвалидов на территории РФ.
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы показать эффективность мер социальной защиты и поддержки инвалидов на территории РФ и проблемы при их реализации.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
-    дать определение инвалидности;
- рассмотреть основные принципы формирования политики в отношении инвалидов;
-    раскрыть сущность и содержание моделей инвалидности;
-    показать проблемы, с которыми сталкиваются люди, имеющие ограничения в здоровье.

I. Теоретические аспекты инвалидности
1.1. Определение инвалидности
 
Согласно российскому законодательству инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. «Ограничение жизнедеятельности, - поясняется в этом же законе, - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью». Калеки, слепые, глухие, немые, люди  с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т.п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами также признаются лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятельность ему вполне по силам. Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп. По возрасту – дети-инвалиды, инвалиды-взрослые. По степени трудоспособности: 0,1,2,3 степени. В зависимости от принадлежности к той или иной группе решаются вопросы трудоустройства и организация быта инвалидов. Маломобильные инвалиды (способные передвигаться только с помощью колясок или на костылях) могут работать на дому или с доставкой их к месту работы. Это обстоятельство обуславливает много дополнительных проблем: оборудование рабочих мест на дому или на предприятии, доставка заказов  на дом и готовых изделий на склад или потребителю, материально-сырьевое и техническое снабжение, ремонт, профилактика оборудования на дому, выделение транспорта для доставки инвалида на работу и с работы и т.д.
Еще сложнее ситуация  с неподвижными инвалидами, прикованными к постели. Они не могут без посторонней помощи передвигаться, но способны работать умственно: анализировать общественно-политические, экономические, экологические ситуации, писать статьи, художественные произведения, создавать картины, заниматься бухгалтерской деятельностью. Если такой инвалид живет в семье, то многие проблемы решаются относительно просто. А если он одинок? Потребуются работники, которые находили бы таких инвалидов, выявляли их способности, помогали получать заказы, заключать договоры, приобретать необходимые материалы и инструменты, организовывать сбыт продукции и т.п. понятно, что такой инвалид нуждается и в повседневном уходе, начиная с утреннего туалета и кончая обеспечением продуктами. Во всех этих случаях инвалидам помогают специальные социальные работники, которые за уход за ними получают заработную плату. За слепыми, но подвижными инвалидами также закрепляются оплачиваемые государством или благотворительными организациями работники [23;261].
Международное движение за права инвалидов считает наиболее правиль­ным следующее понятие инвалидности: «Инвалидность — препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями, вызванные существующи­ми в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни».
Люди с ограниченными возможностями имеют функциональные затруднения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособ­ленности внешней среды к их особым нуждам, а также из-за предрас­судков общества по отношению к себе. Чтобы снизить воздействие таких ограничений, разработана система государственных гарантий по социальной защите инвалидов.
Социальная защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечиваю­щих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им рав­ных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
 
1.2.  Современная концепция инвалидности
 
В 90-х годах проблемы инвалидности стали все больше привлекать к себе внимание ученных, практических работников, общественных, самих инвалидов и их семей, что было обусловлено не только и не столько увеличением численности контингента инвалидов в различных странах мира, но и совершенствованием общественных отношений, демократизацией общества, возросшим уровнем заботы о здоровье населения, созданием и активной деятельностью организаций инвалидов. При этом следует отметить, что в сфере общественных интересов находились обе стороны проблемы: «инвалидность» и понятие «инвалид». Как известно, инвалидность наряду с показателями заболеваемости, демографическими и другими данными является одной из основных характеристик, интегральным показателем здоровья населения, условий труда, жизни, быта, среды существования. Вопреки распространенному мнению, что показатели инвалидности полностью зависят от заболеваемости было показано, что в структуре факторов, обусловливающих инвалидность, заболеваемость действительно занимает первое место, но доля ее не превышает 25%; второе место принадлежит социально-экономическим особенностям (22%); третье – демографическим показателям (18%); четвертое – деятельности учреждений здравоохранения (17%); пятое – экономическому фактору (12%); шестое –деятельности врачебно-экспертной службы (6%). Понимание многофакторности проблемы инвалидности и зависимости инвалидности от различных условий общественной жизни очень важно для целенаправленного воздействия на формирующие факторы и проведения соответствующих мер по профилактике и снижению инвалидности. При рассмотрении категорию инвалидности, инвалидность является общественно важным индикатором взаимосвязи в системе «человек-среда», своеобразие которой проявляется в социально-средовом статусе больного. В соответствии с этим инвалидность стала рассматриваться как сложная критерия, охватывающая различные уровни развития человека как существа биологического и социального в его многообразных взаимоотношениях с окружающей средой. Подобная теоретическая позиция нашла отражение в некоторых зарубежных концепциях инвалидности, которые претерпели значительные изменения в последние годы. В известной мере этому способствовало успешное развитие реабилитации в качестве, как отрасли научных знаний, так и приоритетной области многопрофильной практической деятельности по отношению к инвалидам во многих, особенно развитых, странах мира. Достижение реабилитации потребовало решения сложных задач, касающихся путей и методов восстановления в обществе инвалида со всеми присущими ему медико-биологическими, личностными, социальными особенностями при взаимодействии инвалида с микро- и макросоциальным окружением [20; 57].
В последнее десятилетие в решении проблемы инвалидности в России произошли кардинальные изменения, послужившие основой создания новой современной концепции инвалидности. С начала 90-х годов традиционные принципы государственной политики, направленной на решение проблем инвалидности и инвалидов, в связи со сложной социально-экономической ситуацией в стране утратили свою эффективность. В условиях  рыночной перестройки содержания и структуры экономических отношений встала проблема создания новых принципов и подходов государственной политики в отношении инвалидов. Необходимость решения этой проблемы заставила пересмотреть традиционные, ранее описанные, подходы к понятиям «инвалидность», «инвалид» и привести их в соответствие с нормами международного права. Вступая в мировой интеграционный процесс и принимая ценности, декларируемые в международных документах, Российское государство приводит свое законодательство в соответствии с ними. В 1995 году был принят закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181, который определил целью государственной политики «обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и др. прав и свобод, предусмотренной Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами Международного права и международными договорами РФ». Федеральный закон ввел новую трактовку, новое содержание понятия «инвалид» и, в соответствии с этим, изменил подходы к определению инвалидности не только как состояния индивидуального лица, но и социально уязвимой категории населения в обществе. Инвалидность является одним из важнейших показателей социального неблагополучия населения, отражает социальную зрелость, экономическую состоятельность, нравственную полноценность общества и характеризует нарушение взаимосвязей человека-инвалида и общества. Учитывая тот факт, что проблемы инвалидов затрагивают не только их личные интересы, но и в определенной степени касаются их семей и институтов социального обслуживания, зависят от уровня жизни населения и других микро- и макросоциальных факторов, можно констатировать, что их решение лежит в общенациональной, а не в узковедомственной плоскости, и во многом определяет лицо социальной политики государства.
 
 
 
 
II. Государственная политика и нормативно-правовое обоснование социальной защиты инвалидов
2.1. Обязательства современного государства перед инвалидами
 
Инвалидность, как бы ее ни определять, известна в любом обществе, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приорите­там и возможностям формирует социальную и экономическую поли­тику в отношении инвалидов.
В течение последних 30 лет в мире сложились устойчивые тен­денции и механизмы формирования такой политики, поддержки правительствами различных стран разработки подходов к решению проблем этой социальной группы и оказания помощи государствен­ным и общественным институтам в определении и реализации поли­тики, адресованной инвалидам.
Основные принципы формирования политики в отношении инвалидов:
1.                  Государство отвечает за устранение условий, ведущих к инвалидности, и решение вопросов, связанных с последствиями инвалидности.
2.                  Государство обеспечивает инвалидам возможность достигнуть одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образо­вания, занятости, здравоохранения, участия в общественной жизни.
3.                  Инвалиды имеют право жить в социуме, общество порицает изоляцию инвали­дов. Для этого общество стремится сформировать условия независимой жиз­ни инвалидов (безбарьерная среда).
4.                  За инвалидами признаются права и обязанности граждан данного общества. В компетенции государства находятся способы признания, обеспечения и реа­лизации прав и обязанностей инвалидов как членов общества.
5.                  Государство стремится к равнодоступности мер социальной политики в отно­шении инвалидов на всей территории страны, независимо от того, где прожи­вает инвалид (в сельской или городской местности, столице или провинции).
6.                  При реализации политики в отношении инвалидов должны учитываться особенности индивида или групп инвалидов: все инвалиды в силу специфики сво­его заболевания находятся в разных стартовых условиях, и для обеспечения прав и обязанностей граждан страны в отношении каждой группы инвалидов проводится свой комплекс мероприятий [13;92].
Государственная политика в настоящее время остается основным публичным механизмом в определении, категоризации и легализации инвалидности и продолжает быть существенным элементом в конструировании и поддержании зависимого статуса людей с ограниченными возможностями.
В российских дебатах о социальной политике в отношении инва­лидов наряду с одобрением и принятием идей интеграции ставится вопрос о затратах и выгодах, а качество и спектр существующих мер социальной защиты пока остается второстепенным вопросом. В со­циальном законодательстве и программах содержатся необходимые требования доступности и интеграции, однако на практике далеко не всегда можно говорить о готовности и возможности обеспечивать за­явленное и достигать обозначенных целей.
Системы социальной защиты инвалидов, сложившиеся в развитых странах, включают в себя ряд взаимосвязанных элементов, отражае­мых в нормативном закреплении прав инвалидов, прав и обязанно­стей государственных органов, общественных и благотворительных организаций, форм и методов их деятельности в этой сфере.
Основными критериями развития политики государств в отношении инвалидов являются:
- наличие официально признанной политики в отношении инвалидов;
- наличие специального антидискриминационного законодательства в отношении инвалидов;
- судебные и административные механизмы реализации прав инвалидов;
- наличие неправительственных организаций инвалидов;
- доступ инвалидов к реализации гражданских прав, в том числе права на труд, на образование, на создание семьи, на неприкосновенность частной жизни и собственности, а также политических прав;
- наличие безбарьерной физической и социальной среды [12; 312].
 
2.2. Основные законы об инвалидности в РФ
 
Современные российские законодательные акты по части заботы и помощи людям с ограниченными возможностями в содержатель­ном плане приближаются к законам и принципам, принятым во всем мире. И хотя инвалиды, а также их семьи по-прежнему наталкивают­ся на барьеры во взаимопонимании и общении с другими людьми, многое свидетельствует о том, что в целом социальное отношение к инвалидам постепенно изменяется: взамен невнимания и отверже­ния пришли признание их прав, достоинства и полноценного уча­стия в жизни общества. Принятие в 1995г. Государственной Думой закона «О социальной защите инвалидов в РФ», разработка проекта Закона РФ «О специальном образовании», создание реаби­литационных центров — все это свидетельствует об изменяющейся социальной политике.
Основными законами об инвалидах в РФ являются:
1.                  Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федера­ции» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ.
2.                  Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в статью 16 Закона РФ "Об образовании"» от 20.07.2000г. № 102-ФЗ .
3.                  Постановление Правительства РФ «Об утверждении по­рядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» № 861 от 18.07.1996 г.
4.                  Постановление Правительства РФ «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами» № 739 от 24.06.1996г.
5.                  Указ Президента РФ «О мерах по профессиональной реа­билитации и обеспечению занятости инвалидов» № 394 от 25.03.1993г.
6.                  Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» № 195-ФЗ от 10.12.1995г.
7.                  Постановление Правительства РФ «Об обеспечении фор­мирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» №927 от12.08.1994г.
8.                  Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государ­ственной поддержки инвалидов» № 1011 от 1.06.1996г.
9.                  Указ Президента Российской Федерации «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» № 802 от 27.07.1992г.
10.             Постановление Министерства социальной защиты населения РФ «О пенсион­ном обеспечении детей, находящихся на полном государственном содержа­нии» № 1—6-у от 23.06.1995г.
11.             Постановление Министерства труда РФ «Об утверждении примерного Положения об индивидуальной программе реабилитации инвалида» № 42 от 14.12.1996г.
12.             Приказ Министерства образования РФ от 18.06.2001г. № 2417                          «О реализации решения коллегии №10 от 15.05.2001г. "Об опыте работы вузов России по обеспечению доступности высшего профессионального образования для ин­валидов"».
13.             Письмо Министерства образования РФ от 25.03.1999г. № 27/502—6 «Об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профессионального об­разования».
14.             Разъяснение Минтруда РФ и Фонда социального страхования РФ от 4.04.2000г. №3/02—18/05—2256 «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами» (утв. постановлением Минтру­да РФ и Фонда социального страхования РФ от 4.04.2000г. № 26/34) .
15.             Постановление Минтруда РФ от 27.07.1999г. № 29 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности социально-оздорови­тельных центров граждан пожилого возраста и инвалидов».
16.             Постановление Минтруда РФ от 29.10.1998г. №44 «О рекомендациях по созданию и организации деятельности попечительских (общественных) советов при учреждениях социальной защиты населения».
17.             Постановление Минтруда РФ и Минздрава РФ от 29.01.1997г. № 1/30 «Об утверждении Классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы».
18.             Постановление-приказ Минтруда РФ, Минздрава РФ и Минобразования РФ от 23.12.1996г. № 21/417/515 «Об утверждении Примерного положения о реабилитационном учреждении»
19.             Приказ Минобразования РФ и Минздравмедпрома РФ от 18.07.1994г. №268/146 «Об освобождении от итоговой аттестации выпускников 9,11 (12) классов общеобразовательных учреждений»
20.             Постановление Минтруда РФ от 8.09.1993г. №150 «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рын­ках труда»
21.             И другие нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ.
 
 
 
 
 
III.              Модели инвалидности и проблемы в реализации мер социальной защиты и поддержки инвалидов
 
3.1. Медицинская, социальная, политико-правовая модели инвалидности и модель культурного плюрализма
 
Сущность и содержание социальной реабилитации в значительной мере зависит  от того, как понимают инвалидность ведущие субъекты этого процесса, из каких идейно-методических оснований исходят. Господствовавшая прежде медицинская модель инвалидности исходила их ведущей роли медицины в лечении дефекта, рассматривая инвалида как пациента. Реабилитация, таким образом, рассматривается исключительно с одной стороны – со стороны восстановления трудовых возможностей. В этой связи в общественном сознании понятия «инвалидность» и «нетрудоспособность» воспринимаются как равнозначные и взаимозаменяемые термины. Необходимость опровержения такого подхода привела к появлению в научном обороте и распространению в литературе наряду с медицинской моделью инвалидности такого понятия как «социальная модель инвалидности». Такой аспект рассмотрения проблемы исходит не из неизбежно ограниченного перечня болезней, нарушений и патологий, перечисляемых нормативными документами, а из факта наличия и степени утраты трудоспособности к социальному функционированию привычного для данного общества характера и уровня. Соответственно, решение проблем, связанных с инвалидностью, предполагается осуществлять в первую очередь через оказание помощи лицам с функциональными нарушениями, создание системы учреждений социального обслуживания, как комплексных, так и специализированных. Подобные учреждения должны быть доступны для населения территориально, по подбору предлагаемых услуг, по условиям своей деятельности – бесплатность оказания услуг нередко является для их клиентов жизненно важным фактором. Специализированные учебные заведения для детей-инвалидов также являются отражением социальной модели – образовательная служба «подтягивает» детей к себе, не имея возможности предоставить образовательные услуги на дому каждому  нуждающемуся. В последнее время получает также распространение понятие «политико-правовая модель инвалидности». В соответствии с ней люди, имеющие инвалидность, рассматриваются как социальной меньшинство, права и свободы которого ущемляются посредством внешних ограничений: недоступностью архитектурной среды, замкнутым кругом общения, ограниченным доступом к участию во всех аспектах жизни общества, к информации и средствам коммуникации, культуре и спорту. Содержание данной модели определяет следующий подход к решению проблем инвалидности: равные права человека, имеющего инвалидность, на участие во всех аспектах жизни общества должны быть закреплены законодательством, реализованы через стандартизацию положений и правил во всех сферах жизнедеятельности человека и обеспечены равными возможностями, создаваемыми социальной структурой. Данная модель инвалидности ориентирует общество на защиту особых прав инвалидов точно так же, как подобное отношение должно быть гарантировано каждой отдельной социальной группе с особыми нуждами. В программные документы общественных инвалидных движений, основанных на принципах философии независимой жизни, включается также модель культурного плюрализма. Основной акцент здесь делается на понятие равенства: все аспекты жизни общества должны быть одинаково доступны для всех членов общества вне зависимости от их отличий от других. Утверждение понятия «лицо с ограниченными возможностями» находится также в русле этих изменений объема и сущности представлений общества об инвалидности, правах и особенностях инвалидов. Подобный термин свидетельствует о том, что нет жесткой связи между юридической фиксацией инвалидности, всегда неизбежно ограниченной в силу финансово-экономических лимитов, и действительными дефицитами сил, здоровья, социальных и личностных ресурсов, которые препятствуют индивиду нормально жить и развиваться в обществе. Если проанализировать список заболеваний, дающий право на установление инвалидности, и сопутствующие этому льготы, становится ясно, что целый ряд состояний, объективно препятствующих социальному функционированию индивида, находится за рамками этого перечня [13;187]. Недаром, например, в практике социально-реабилитационных учреждений для детей-инвалидов, как правило, не проводится жесткая селекция несовершеннолетних клиентов по типу патологии, а принимаются на обслуживание также ослабленные и часто болеющие дети, дети группы социального риска или же социально и педагогически запущенные. Ограничение возможностей иногда трактуется как неудовлетворенность «особых нужд» инвалидов, что приводит к социальному исключению. Однако каждое лицо имеет те или иные отклонения от среднестатистической нормы и за счет этого именно и является самостоятельной, отличительной от других личностью. Поэтому каждое такое исключение может явиться причиной для социального исключения. В истории известны такие примеры, когда люди подвергались дискриминации по цвету кожи, особенности одежды и т.п., таким образом, практически каждый индивид имеет те или иные особые нужды, к которым общество должно приспосабливать свои внешние условия. Но осуществить это невозможно, т.к. особые нужды одних индивидов могут противоречить столь же особым нуждам других. И поэтому крайне трудно адаптировать социальные условия к требованиям каждой непохожей личности. Особые нужды инвалидов являются специфическими отклонениями от количественной нормы. Их особенность состоит в том, что в большинстве случаев сами инвалиды не могут в должной мере адаптироваться к условиям жизнедеятельности по причинам своих физических, интеллектуальных или психических дефектов. Необеспеченность инвалидов необходимым и качественным социальным оборудованием, медикаментами, материальной, социальной, психологической помощью резко сужает возможности их нормальной жизнедеятельности и полноценной интеграции в общественную среду. В данном случае общество обязано прибегнуть к определенному неравенству, чтобы компенсировать таким образом инвалидам их дефекты здоровья и обеспечить максимально возможное равенство для них.
              Сущность реабилитации – не только восстановление здоровья, сколько восстановление (или создание) возможностей для социального функционирования при том состоянии здоровья, которым после излечения располагает инвалид. Таким образом, инвалидность трактуется как проблема не только медицинская, сколько социальная. Лечение болезни, коррекция нарушения, медицинская компенсация дефекта имеют свои границы. В то же время люди, не являющиеся инвалидами, также отличаются по своим физическим возможностям, уровню физической силы, быстроте реакции, интеллектуальным способностям и т.д. Цель общества – максимально полно обеспечить возможность для всех людей, с их специфическими, в том числе ограниченными, возможностями социальное функционирование и развитие. Люди сильного личностного потенциала добиваются этого самостоятельно. Более слабые индивиды в процессе развития компенсируют уязвимые стороны своей личности, нуждаясь иногда в помощи. Лица, утратившие здоровье или не имевшие его, нуждаются в социальной реабилитации, осуществляемой с профессиональной  помощью специалистов по реабилитологии или социальной работе, так как степень их дефекта требует особенно обширных ресурсов компенсации. При помощи последовательной системы мер может быть достигнуто не только уменьшение воздействия инвалидизирующих факторов и условий, но и создание возможностей для инвалидов достичь полной интеграции, адаптироваться к жизни в обществе. Выражаясь обобщенно, необходимо создавать возможность для инвалидов жить счастливыми и находить удовлетворение в своей жизнедеятельности. Для осуществления этой специальной деятельности общества в отношении лиц с ограниченными возможностями создаются структуры, реализующие их социальную защиту. Содержание реабилитации рассматривается как «процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма». Цель реабилитации – «восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация». К сожалению, в современных условиях именно эта социальная цель встречает наибольшие трудности, так как кризис трудовой сферы, отсутствие трудовой мотивации и возможностей трудовой самообеспеченности ведут к предпочтению в ряде случаев статуса иждивенца, получателя пособий. В ситуации, когда вполне здоровые и работоспособные люди не всегда могут обеспечить за счет собственного труда себя и свою семью, пенсия и пособия инвалидов могут быть единственным вариантом приобретения средств к жизни. Однако социальная реабилитация не должна быть направлена на то, чтобы сформировать иждивенца, довольствующегося (и довольного) социальным статусом получателя пособия. Весь комплекс мероприятий социальной реабилитации направлен на восстановление и развитие активного социального субъекта, личности, способной к волевым усилиям, трудовой мотивации, саморазвитию. В этом аспекте нужно констатировать, что больные, получившие травму, люди с нарушенными функциями являются не только объектом реабилитационного процесса. Они должны являться и признаваться полноправными участниками этой деятельности, субъектом социальной реабилитации, успех которой в значительной мере зависит от степени глубины их установки на восстановление действительной социальной роли, а отсутствие сотрудничества может минимизировать эффективность социальной реабилитации или сделать ее совершенно невозможной.
 
 
 
3.2. Создание среды обитания без барьеров
 
Сама инвалидность ставит барьеры перед человеком. Социальные ограничения, порожденные дефектами здоровья, носят комплексный характер и поэтому трудно поддаются компенсации. В первую очередь это физическое ограничение – обусловлено либо физическими, либо сенсорными, либо интеллектуально-психическими недостатками, которые мешают инвалиду самостоятельно передвигаться, ориентироваться в пространстве. Также факторы внешней среды могут усугубить либо компенсировать влияние этих индивидных недостатков. В этом аспекте принято говорить не только о безбарьерной среде инвалида, но также о дружественной или недружественной среде. Это ограничение влечет за собой многие последствия, осложняющие положение инвалида, и требует принятия специальных мер, устраняющих пространственную, транспортную, бытовую изоляцию, эмоциональную депривацию и обеспечивающих возможность трудовой адаптации. Второй барьер – трудовая изоляция инвалида. Из-за своей патологии индивид с ограниченными возможностями имеет крайне  узкий доступ к рабочим местам или не имеет его вовсе. В ряде случаев инвалид абсолютно не способен к трудовой деятельности, даже самой простой. Однако в других ситуациях инвалидам оказываются доступны рабочие места, требующие низкой квалификации, предусматривающие монотонный, стереотипный труд и невысокую заработную плату. Такое положение больше обусловлено неразвитым рынком труда лиц с особыми нуждами. Работодателем адаптация рабочих мест для инвалидов рассматривается как невыгодная и нежелательная. Трудоустройство  болевая точка. В соответствии с Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. № 181 местные органы власти принимают нормативные акты об установлении квоты для предприятий по приему на работу инвалидов. В большинстве случаев предприятию выгоднее заплатить штраф за невыполнение квоты, чем принять на работу инвалидов. Чаще бывает, что пенсия по инвалидности является более солидным источников дохода, чем заработная плата работающего, во всяком случае она выплачивается более регулярно. Третьим барьером в жизни инвалидов выступает малообеспеченность, которая является следствием социально-трудовых ограничений:  эти люди вынуждены  существовать либо на невысокую заработную плату, либо на пособие, которое также не может быть достойным для обеспечения нормального уровня жизни индивида. В последние годы появились лица из числа предпринимателей, получившие инвалидность вследствие травмы, террористического акта и т.д. Финансовые ограничения не являются для них значимыми или не стоят вовсе. Тем не менее преодоление всех других барьеров требует от них малых усилий. Так как инвалиды являются малообеспеченной и наименее защищенной категорией населения, не располагают необходимыми средствами для платы за обучение (переобучение). В первую очередь остро стоит проблема получения инвалидами среднего специального и высшего образования, поскольку с переходом на местное финансирование учебных заведений резко снизилась возможность пост
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.