На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Экономика переходного периода, особенности её функционирования

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 12.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Экономика переходного периода, особенности её функционирования 

     Негибкость  и неспособность административно-командной  системы быстро адаптироваться к  экономическим проблемам, ее невосприимчивость  к достижениям НТП и неэффективность  ее функционирования обусловили необходимость её преобразования в рыночную систему. Это преобразование возможно лишь путем изменения всей совокупности экономических отношений прежней системы, механизма ее функционирования. Обществу известны 2 основных типа механизма функционирования этой системы: на основе прямого директивного регулирования и косвенного рыночного. Процесс формирования современной рыночной экономики — сложное дело. Рыночная система функционирует на иных механизмах экономического развития, чем административно-командная. Нельзя быстро преобразовать отношения собственности и изменить сложившуюся социально-экономическую структуру общества, создать рыночную структуру и соответствующую нормативно-правовую базу, сформировать новое мировоззрение у субъектов хозяйствования. Таким образом, переход от одной социально-экономической системы к другой - весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. С одной стороны, это - процесс постепенного “подрыва” коренных социально-экономических отношений прежней системы зарождения и развития в ее недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми внутри старой системы. С другой стороны,  в экономике постепенно будет происходить развитие отношений и элементов современного рыночного хозяйства, ослабление отношений и элементов административно-командной системы. Процесс формирования рыночной экономики требует длительного времени, в течение которого будет существовать «Переходная экономика». Экономика переходного периода характеризует “промежуточное” состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется и развивается.
     Такая экономика представляет собой смесь  элементов административно-командной  и современной рыночной систем. В  ее структуре противоречиво сосуществуют элементы экономические связи старой и новой экономических систем: в ней присутствуют оставшиеся от прежней экономической системы элементы (государственные предприятия, колхозы, домашние хозяйства и государство). По своей форме это “старые”, существовавшие в плановой экономике элементы. Однако изменение условий и среды функционирования наполняет их новым содержанием. С другой стороны, в экономике переходного периода появляются и получают развитие новые, не свойственные прошлой системе элементы: предпринимательские структуры на базе частной собственности (фермерские хозяйства, акционерные общества, различные негосударственные фонды, банковские учреждения и т.д.).
     Специфика такой экономики как “смешанной”, структура которой представлена единством элементов современного рыночного хозяйства и административно-командной системы и в которой не действуют в полной мере экономические связи  прошлой и будущей системы, обусловила следующие особенности её функционирования:
     ? преемственность (инерционность) воспроизводственного процесса, исключающего возможность быстрой замены существующих экономических форм и отношений другими, желательными. Поэтому для новой экономики характерно сохранение в течение  длительного времени старых экономических форм и отношений;
      ? неустойчивость, нестабильность развития экономики, неопределенность итогов развития, вариантность формирования новой системы;
     ? интенсивное развитие всех новых экономических форм и отношений. Понимание необратимости эволюционного процесса,  основных его тенденций позволяет ускорить его путем осуществления той или иной программы реформ. Резко возрастает роль субъективного фактора, от которого зависит правильность выбора направлений и путей развития, его практическая реализация.  

     Проблемы экономики переходного периода и пути их решения 

               Создание экономической системы  нового типа, преодолевающей недостатки  прежней - сложный процесс. Сложность этого процесса обусловлена грандиозностью задач по реформированию существующей системы, ее преобразованию в направлении развития экономической свободы и инициативы во всех их проявлениях; сложность состоит и в преодоления кризисных явлений в экономике, унаследованных от административно-командной системы, и обострившихся вследствие вступления общества в новую систему. Напряженность состояния экономики к началу переходных процессов и масштабность проблем по реформированию предопределили необходимость одновременного решения разноплановых задач. В экономике должен смениться механизм ее функционирования; обществу нужно преодолеть трансформационный кризис и обеспечить рост производства; коренная трансформация должна произойти в производственной и социально-экономической структуре. Другой характер должна приобрести политическая структура, действующие в ней институты, изменится роль государства. Важный аспект “переходной” экономики связан с существенным развитием человека и обеспечением социальных гарантий. Все многообразие проблем и задач, которые следует решить в переходный период, можно свести к трем группам: задачи чрезвычайного характера, связанные с кризисным состоянием экономики и других сфер общественной жизни; задачи перехода от плановой системы хозяйствования к рыночной; задачи перспективного стратегического развития в направлении создания социально - ориентированной экономики. Осуществление указанных направлений трансформации административно-командной системы будет способствовать зарождению рыночной экономики и ее развитию. Так, разгосударствление экономики и приватизация создадут необходимые предпосылки для появления жизнеспособных, управляемых предприятий, задействованию хозяйственной мотивации и предприимчивости широких слоев населения. Поэтому необходимо ускорить процессы разгосударствления и приватизации. От темпов преобразования отношений собственности зависит процесс конкуренции в переходный период. Но это ускорение должно происходить на основе создания действенной экономической мотивации субъектов хозяйствования. Структурная перестройка отраслей и предприятий нужна для преодоления сложившейся за прошлые десятилетия структурную несбалансированность экономики и создать структуру экономики, адекватную реальным потребностям общества, базирующуюся на современных прогрессивных технологиях, способную эффективно функционировать.
     Осуществление финансовой стабилизации экономики посредством ограничения бюджетных расходов, проведения сдерживающей фискальной и жесткой денежно-кредитной политики способствует сдерживанию инфляции и стабилизации обменного курса рубля. Для этого нужно обеспечить действенный контроль за кредитной эмиссией, использовать для финансирования бюджетного дефицита неинфляционные источники, добиться снижения убыточности аграрного сектора  и жилищно-коммунального хозяйства.
       Демонополизация экономики является  важнейшей предпосылкой для развития рыночной конкуренции. Ее эффективное проведение в рамках переходного периода предполагает: разработку системы ограничений на слияние и другие соглашения, ведущие к росту уровня монополизации и ослаблению конкуренции; проведение при наличии возможности разукрупнения сложившихся предпринимательских монополий; создание конкуренции в монополизированных отраслях, поощрение действующих предприятий в других отраслях к производству монополизированных видов продукции, поощрение импорта такой продукции. Либерализация цен, переход к их формированию в соответствии с рыночным механизмом позволят ликвидировать состояние дефицита, создадут условия для усиления конкурентной борьбы. Возможны 2 основных способа перехода к рыночному ценообразованию: а) радикальный: быстрая и широкомасштабная, полная либерализация цен, выступающая основным элементом реализации так называемых “шоковых” экономических реформ; б) постепенный: поэтапная и рассчитанная на длительный период времени либерализация цен. 
Формирование и развитие рыночной инфраструктуры будет способствовать повышению эффективности функционирования механизма рынка, расширению и укреплению рыночных связей.

     В соответствии с особенностями той  или иной рыночной сферы в переходной экономике появляются и получат  дальнейшее развитие обслуживающие их элементы инфраструктуры: сфера товарного обращения — от розничной торговой сети до бирж; сфера рынка труда, представленная различными бюро по трудоустройству, центрами по переподготовке кадров, образовательными учреждениями и биржей труда; сфера обращения капитала включает в себя фондовые и валютные биржи, банки и т.д. 
          Создание эффективной системы социальной защиты населения призвано обеспечивать каждому члену общества гарантии определенного уровня жизни, необходимого для развития и использования его способностей (трудовых, предпринимательских, личностных) и обеспечивающей его при отсутствии тех или иных способностей (старики, больные, инвалиды, дети и т.д.). Это возможно лишь посредством социальной переориентации экономики на основе активной структурно-инвестиционной политики в направлении опережающего развития производства потребительских товаров и услуг. В “переходной” экономике должны быть созданы отношения и механизмы, которые ориентировали бы все уровни хозяйствования на достижение определенного уровня потребления при гарантиях минимального уровня реального потребления и его приближения к прогрессивной структуре реального потребления товаров и услуг, оптимальной модели потребления. Трансформация административно-командной системы в рыночную экономику может быть осуществлена 2 основными вариантами: эволюционным путем или путем шоковой терапии. Различие между ними заключаются в сроках проведения системных преобразований и стабилизационных мер, объеме регулирующих функций государства и др.

     Выбор эволюционного или шокового пути перехода к рыночной экономике зависит  не столько от силы воли политического  руководства, сколько от комплекса  экономических, социальных, политических, исторических и др. факторов. Считается, что в условиях очень высокой инфляции макроэкономическая стабилизация может быть достигнута при помощи реализации полного набора быстрых и радикальных мероприятий. Постепенный переход к рыночной экономике, или эволюционный путь более подходит экономике с относительно стабильной финансовой системой, сравнительно невысоким удельным весом тяжелой промышленности и довольно развитым сельским хозяйством.  

     Структура экономики переходного  периода 

     “Переходная”  экономика специфична, она характеризует  эпоху экономических, политических и социальных преобразований. Отсюда и особенность ее характера, ее структуры, отличающей от “обычной” экономики. Эта особенность в том, что переходный период базируется на разных типах и видах собственности, разнообразных формах хозяйствования. В экономике бывших социалистических стран, осуществляющих переход к рыночной экономике, противоречиво сосуществуют элементы и экономические связи старой и новой экономических систем. С одной стороны — это элементы - государственные предприятия, колхозы, домашние хозяйства и государство. С другой стороны это новые элементы: фермерские хозяйства, акционерные общества, различные негосударственные фонды, разнообразные банковские учреждения. С изменением состава элементов в рыночной экономике изменяется характер и содержание экономических связей. Произошел “развал” старых (планово-директивных) связей, и начался процесс формирования новых (рыночных) связей. Формирование новых рыночных связей — длительный процесс, зависящий как от элементов экономики, так и от внешних условий. 
           Постепенно, структура экономики будет упрощаться, господствующее положение в ней займут экономические связи и отношения, присущие новой системе. Но это не значит, что сформируется однородная по своей социально-экономической структуре экономика. Рыночная экономика, которой в чистом виде не существует, представляет собой экономику смешанной социально-экономической системы. Смешанная экономика характеризуется тем, что в ней равноправно сосуществуют в подвижных формах взаимодействия государственный, частный и государственно-частный сектор. И подтверждение тому — социально-экономическая структура индустриально развитых государств. В США, Великобритании, Франции, Германии и др. странах есть государственные предприятия, мощные частные корпоративные объединения, частные фирмы, распространен малый бизнес. Эти структуры образуют смешанное хозяйство. Современная смешанная экономика - многосекторная. Многосекторность и многопрофильность - это наличие многих равноправных секторов и типов хозяйства, их взаимодействие между собой. Взаимодействие в экономике реализуется государством, частными корпорациями и рынком. Переход к новой экономической системе, базирующейся на рыночных началах, требует серьезных институциональных изменений в экономике. Одно из них — образование новых субъектов хозяйствования, адекватных этой системе. Новые субъекты хозяйства,  формируются 2 основными способами:

     ? реформирование государственного сектора, реорганизация существовавших ранее предприятий путем их приватизации, преобразования в новые организационно-правовые формы, выделения структурных частей предприятий в самостоятельные хозяйственные единицы;
      ? создание совершенно новых предприятий, когда их участники собирают начальный капитал и проходят в соответствии с принятыми процедурами государственную регистрацию. Снятие ограничений на создание новых предприятий, а также ограничений относительно размеров частных предприятий резко интенсифицировали институциональные изменения в экономике.
     Становление смешанной экономики - необходимое условие рыночных преобразований. Рынок предполагает экономическое взаимодействие ряда субъектов рыночных отношений, без чего невозможно создать такой атрибут рынка, как конкуренция. Без конкуренции и рынок — не рынок, и экономика — не экономика. Поэтому в переходный период необходимо демонополизировать, разгосударствить государственный сектор в национальной экономике, создать частный сектор, который ранее отсутствовал.
     Переход к рынку предполагает создание конкурентно-образующей среды. Ее структурными элементами должны стать различные собственники. Для  рынка важно, чтобы были реальные собственники и имели возможность  самостоятельно распоряжаться объектами этой собственности. Необходимо, чтобы хозяйствующий субъект мог самостоятельно выбрать вид деятельности, форму собственности, способ организации производств. Обеспечить такие условия можно посредством реформирования отношений собственности. При этом темпы преобразования отношений собственности определяют процесс развития конкуренции в рыночной экономике. Фактор права собственности выступает определяющим в развитии предпринимательства. Собственник может самостоятельно принимать решения и воздействовать на их результативность. Предприниматель стремится приумножить свою собственность, она обеспечивает свободу выбора сферы бизнеса, установления цен, распределения дохода, принятия управленческих решений, и т.д. Таким образом, под предпринимателем подразумевается собственник, обладающий специальными навыками организации и ведения производства, сферы услуг или научного изыскания, видящего перспективу развития общественного дела и умеющего оценивать его результативность.
     В формировании такого класса собственников-предпринимателей состоит одна из главных задач создания смешанной экономики, которая предполагает наличие различных форм хозяйствования, базирующихся на разных формах собственности. Развитие смешанной экономики способствует выбору товаропроизводителями форм собственности. 
           Имеется и ряд трудностей, тормозящих развитие предпринимательства в экономике переходного периода:

     1. неразвитая инфраструктура по  поддержке и обслуживанию малого  предпринимательства;
     2. трудности получения кредитов (долгосрочные проекты), и их погашения в условиях высоких ставок банковского процента;
     3. поборы (рэкет) со стороны криминальных  структур, нередко со стороны  чиновников, низкий уровень безопасности  и т.п.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.