На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности бюджетной политики России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
 
Введение ………………………………………………………………………….2
Глава 1. Характеристика государственного бюджета……………………...5
      Понятие государственного бюджета ………………………………………..5
      Основные черты бюджетной системы.……………………………………...8
      Понятие бюджетной классификации………………………………………11
Глава 2. Структура бюджета………………………………………………….14
2.1 Доходы государства  ………………………………………………………...14
2.2 Расходы государства  ……………….……………………………………….20
2.3 Сбалансированность бюджета  ……………………………………………..28
Глава 3. Особенности бюджетной политики России ……………………...30
      Задачи бюджетной политики в Российской   Федерации ………………...30
3.2 Роль государственного бюджета в социально-экономическом
развитии общества ………………………………………………………………33
3.3 Бюджетная политика в области управления государственным
долгом…………………………………………………………………………….37
 
Заключение ……………………………………………………………………..42
Список литературы ……………………………………………………………44
 

Введение

В формировании и развитии экономической структуры  любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система  общества, главное звено которой  – бюджетная система. С момента, когда государство начинает регулярно  составлять бюджет, финансы приобретают  всеобщий характер.
Бюджетная система Российской Федерации включает государственный  федеральный бюджет, бюджеты субъектов  Российской Федерации и местные  бюджеты. 
Федеральный бюджет РФ –  главное звено бюджетной системы  страны, которое является основным финансовым планом государства, утвержденным Федеральным Собранием РФ в форме закона; государственный бюджет концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны, отражает доходы и расходы Правительства Российской Федерации.
Именно с помощью бюджета  государство имеет возможность  сосредоточивать финансовые ресурсы  на решающих участках социального и  экономического развития, с помощью  бюджета происходит перераспределение  национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из финансовых звеньев  не осуществляет такого многовидового  и многоуровневого перераспределения  средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях  экономики, бюджет дает четкую картину  того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы  от разных хозяйственных субъектов, показывает, соответствует ли размер ресурсов государства объему его  потребностей. Таким образом, при  правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может  реально влиять на рост экономики  и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической  базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что  проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и  контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит  свое выражение в создаваемом  государством бюджетном механизме, который является выражением бюджетной  политики, отражающим нацеленность бюджетных  отношений на решение экономических  и социальных задач.
Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором  на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы  и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной  системы, бюджетного процесса, теоретических  и законодательных основ и  реальной практики  функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее  время особую актуальность.
Целью настоящей работы является концепция государственного бюджета и бюджетной политики России, как важнейший элемент финансовой системы общества, основные черты бюджетной системы и бюджетного процесса. Важность бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности.
Основными задачами настоящей  курсовой работы являются:
    описать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации;
    рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета;
    определение роли государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества;
    определить основные направления бюджетной политики Российской Федерации на перспективу.
Теоретической основой для  написания настоящей курсовой работы использовалось действующее законодательство: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ (с изменениями и дополнениями на 15 августа 2002 года), иное действующее законодательство РФ, затрагивающие бюджетные отношения, статистические данные, отражающие динамику формирования и исполнения государственного бюджета.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Характеристика государственного бюджета.
      Понятие государственного бюджета.
     Основой финансовой базы государства является бюджет, состоящий из бюджета центрального правительства и бюджетов местных органов власти всех уровней. Бюджет – это роспись государственных доходов и расходов на определенный срок, утверждена в законодательном порядке. Государственный бюджет – это не только бюджет центрального правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней государственных административно-территориальных властей. С сущностных позиций как экономическая категория, бюджет рассматривается как система экономических денежных отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования особого централизованного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества.

В ряде исследований под термином «бюджет» понимается совокупность доходов и расходов, приведённая  в определённую систему и приуроченная к определённому периоду времени. Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права  и обязанности участников бюджетных  отношений, координирует и организует деятельность всех звеньев финансовой системы, всех участников хозяйственных  связей. Бюджет - это специфический, универсальный финансовый план, поскольку  его показатели охватывают практически  все сферы экономического и социального  развития страны.

Бюджетный же кодекс РФ предлагает следующее определение бюджета: бюджет – это форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления.
Бюджетную систему страны (региона) принято подразделять на уровни. Это связано с существенными  различиями между органами власти, которым соответствуют эти уровни. Административно-территориальное устройство страны предполагает подчиненность  одних органов власти другим и  разную степень их самостоятельности  в бюджетно-финансовой сфере.
В соответствии с Бюджетным  кодексом Российской Федерации бюджетная система России представляет собой совокупность бюджетов трех уровней: первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень – бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень – местные бюджеты. Бюджеты первого уровня разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты второго уровня разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, бюджеты третьего уровня разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты составляют консолидированный бюджет РФ.
    Федеральный бюджет  утверждается Государственной Думой,  одобряется Советом Федерации  и подписывается Президентом  РФ, а региональные бюджеты утверждаются  законодательными органами субъектов  Федерации.
   В целях обеспечения  финансовой самостоятельности субъектов  Федерации при утверждении федерального  бюджета законодательно устанавливаются  источники формирования их доходов.  В законе о бюджете определяются  налоги и другие доходы, закрепленные  только за федеральным или  только за региональными бюджетами,  и нормативы распределения средств  по доходам, поступающим частично  в федеральный и частично в  региональные бюджеты. В составе  федерального бюджета формируется  фонд финансовой поддержки субъектов  Российской Федерации и другие  фонды, средства которых используются  на трансферты субъектам Федерации  и другим административно-территориальным  образованиям.
  Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей. В общем объеме доходов консолидированного бюджета РФ (включая единый социальный налог) в 2003 году доля доходов регионов составила 37,6%, а без учета единого социального налога 41%. В тоже время доля регионов в расходах консолидированного бюджета составила 49%. Большая часть регионов была дотационной.
      Основные черты бюджетной системы.
     Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.
     Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения. Построение бюджета основано на соблюдении определённых принципов, которые были выработаны развитыми странами в начале XX в.
    Принцип единства  - сосредоточение в бюджете всех расходов и всех доходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации.
    Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления.
    Принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства.
    Принцип гласности - это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.                
   Федеральному бюджету  и бюджетам других уровней  управления принадлежит центральная  роль в системе государственных  финансов. В тоже время существенную  роль в государственных финансах  выполняют различные государственные фонды на федеральном и региональном уровнях, аккумулирующие денежные ресурсы, имеющие целевое назначение. Как правило, такие фонды создаются для решения крупных проблем, требующих специального внимания со стороны органов государственной власти. Источниками средств для таких фондов являются целевые налоги и сборы, перечисления из бюджета, капитализация доходов и займы. Во Франции и Японии за счет таких фондов финансируются примерно половина государственных расходов, в Великобритании и России - треть. Фонды носят целевой характер и предназначены для финансирования различных социальных, экономических, научно-технических, кредитных и других проблем.
 Государственные внебюджетные  фонды являются самостоятельными  составными частями государственных  финансов,0 и их бюджеты должны  формироваться в полном объеме  своих доходов и расходов, включая  перетоки средств между ними  и бюджетами всех уровней и  между собой. Соответственно в  процессе консолидации данных  по государственным финансам  в целом должны объединяться  доходы, расходы и другие составные  части, относящиеся не только  к федеральному бюджету и бюджетам  субъектов Федерации, но и к  внебюджетным фондам всех уровней.
      Бюджетная система выполняет три функции:
1) фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов (исключая доход от государственной собственности, который составляет, например, в США 6-7% доходов государственного бюджета);
2) функция экономического регулирования – это использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения своей экономической политики;
3) социальная функция предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.
  Осуществляя эти функции,  государство не должно ослаблять  рыночные стимулы предпринимательства.  Поэтому бюджетная политика государства  должна строиться на синтезе  рыночного и государственного  механизмов регулирования.
   Основными критериями, позволяющими объединить финансовые  операции в однородные группы, является следующие: поступления  или платежи; возвратные или  невозвратные; возмездные или безвозмездные;  текущие или капитальные; финансовые  активы или обязательства и  их подразделение на приобретаемые  в целях проведения государственной  политики или для управления  ликвидностью.
1.3 Понятие бюджетной  классификации.
Особую роль в современных  условиях играет принцип единства бюджетной  системы, призванный, при наличии  самостоятельных бюджетов, сохранить  целостность бюджетной системы. Одним из инструментов, обеспечивающих принцип единства, является бюджетная классификация.
    Доходы и расходы бюджетов разных уровней по своим характеристикам очень разнообразны, именно поэтому при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов необходимо обеспечить их сопоставление, систематизацию по однородным признакам, осуществляемую путем применения единой бюджетной классификации.
    Действующая в настоящее время редакция бюджетной классификации утверждена Приказом МФ РФ от 06.01.98г. № 1н “О бюджетной классификации Российской Федерации”.
Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группированных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает выделения финансовых ресурсов.
Доходы бюджета любой страны формируются прежде всего за счет различных налогов, а также за счет некоторых других источников (скажем, через использование или продажу государственной собственности: земли, предприятий, зданий, золота, иного имущества).
 Расходы же госбюджета идут по двум основным направлениям: закупки и выплаты. (Рис.1) Государственные закупки товаров и услуг (оплата поставок вооружений и обмундирования для «силовых структур», оборудования и продуктов питания для школ и больниц, оплата труда работников бюджетной сферы и прочее). Государственные выплаты из бюджета(или, по западной терминологии, трансфертные`(1) платежи). К ним относятся пенсии, пособия, дотации`(2) и другие денежные платежи.




 
 
      налоги                                                                  закупки
                                                                                       выплаты
Рис. 1 Основные бюджетные линии
Согласно Бюджетному кодексу РФ (Глава 4) бюджетная классификация включает: - классификацию доходов бюджетов РФ;
      функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
      экономическую классификации расходов бюджетов РФ;
      классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
      классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
      классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
      классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
ведомственную классификацию  расходов федерального бюджета.
     Бюджетная классификация в части классификации доходов бюджетов Российской Федерации, функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, классификации источников финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации является единой для всех уровней бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе своими нормативными актами производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.
 


Трансферт(1) (франц. transfert – от лат. transferre – перенсить, переводить)- (1) передача чего-либо кому-либо (например, права собственности другому лицу); (2) перевод (денежных сумм, золота); (3) перемещение кого-чего-либо.
Дотация(2) (от лат. dotatio – дар,пожертвование) – бюджетные ассигнования (доплата) на покрытие плановых убытков (например, предприятий, выпускающих продукты по социально низким ценам; музеев, театров и т.д.)
 
 
Например, доходы бюджетов РФ подразделяются на следующие группы:
Наименование  групп
1000000
Налоговые доходы
2000000
Неналоговые доходы
3000000
Безвозмездные перечисления
4000000
Доходы целевых бюджетных  фондов
Группа 3000000 “Безвозмездные перечисления” подразделяется на подгруппы:
Код
Наименование  подгрупп
3010000
От нерезидентов
3020000
От бюджетов других уровней
3030000
От государственных внебюджетных фондов
3040000
От государственных организаций  и др.
Подгруппа 3020000 “От бюджетов других уровней” подразделяется на статьи:
 
Код
Наименование  статей
3020100
Дотации
3020200
Субвенции
3020300
Средства, получаемые по взаимным расчетам, в том числе компенсации  дополнительных расходов, возникших  в результате  решений, принятых органами государственной власти
3020400
Трансферты и др.

Глава 2. Структура бюджета.
2.1 Доходы государства.
Теоретически государственные  расходы и доходы должны быть равны. Но, поскольку, они представляют различные  стороны деятельности государства, зависят от разных факторов, решают различные задачи,  доходы и занятость, качественно характеризуют различные  отношения, то на практике все это  вызывает некоторый дисбаланс. Поэтому  в реальности доходы и расходы  государства могут быть и не равны. Причем, разница между суммой государственных  доходов и государственных расходов используется в качестве инструмента  бюджетной политики, т.е. может стабилизировать  либо стимулировать экономику страны. Между расходами и доходами государства  нет тесной взаимозависимости, так  как они не связаны с куплей-продажей тех услуг, которые совершает  государство. Для фирмы взаимообусловленность  доходов и расходов вполне очевидна. Она приобретает ресурсы, производит из них какие-либо блага, продает  их и на вырученные деньги приобретает  материальные ресурсы, чтобы начать цикл заново. При этом и затраты, и доходы фирмы увеличивают ВВП  и занятость. Для деятельности государства  данная зависимость не характерна. Общественные блага, которые производит государство, не опосредованы деньгами. Налоги непосредственно уменьшают  доходы и выпуск продукции, повышают цены. И лишь государственные расходы  увеличивают выпуск продукции, занятость  и доходы.
Бюджет обычно рассматривается  как закон, потому, что незначительные колебания в государственных расходах могут приводить к дестабилизации экономики в целом через мультипликатор государственных расходов, нарушая определенность в хозяйственной деятельности экономических агентов. Дестабилизация экономики, нарушение определенности ее развития лишает и государство, и экономических агентов будущего. В таких условиях на первый план выходят не долговременные задачи экономического развития, а краткосрочные (в смысле выживания), поэтому можно сказать, что практика реструктуризации бюджета в середине очередного финансового года означает отсутствие стратегических и долговременных целей государства в развитии экономики. Такого рода политика государства, основанная на отсутствии стратегических целей, отражается на действии всего общества, так как в условиях неопределенности и нестабильности, периодического обесценения финансовых и физических активов (собственности) экономических агентов у них не может быть долговременных целей. Краткосрочные задачи, такие, как доходы и текущее потребление, включая расчеты, платежи, выглядят стратегическими. Это приводит к «поеданию» экономического потенциала страны и лишает ее будущего.
При функционировании государственных  финансов возникают два тесно  взаимосвязанных процесса: мобилизация  финансовых ресурсов в распоряжение государственных структур; использование  их на различные государственные  потребности.
Первый из этих процессов  находит свое выражение в понятии государственных доходов, второй - государственных расходов.
Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая  связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий. При этом аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к  разряду централизованных, а остающиеся в распоряжении государственных  предприятий - децентрализованных.
Централизованные государственные  доходы формируются в основном за счет налоговых поступлений, доходов  от внешнеэкономической деятельности, платежей населения. Децентрализованные - образуются из денежных доходов и  накоплений самих предприятий. Деление  государственных доходов на централизованные и децентрализованные призвано показать соотношение источников удовлетворения общегосударственных и коллективных интересов. Важной задачей является оптимизация пропорций в распределении  государственных доходов с целью  обеспечения наиболее полной реализации интересов государства и активизация  влияние государственных доходов  на эффективность хозяйствования.
В составе централизованных государственных доходов основное место занимают доходы бюджета, за счет которых обеспечивается решение  экономических и социальных задач  развития общества. Централизация значительной части государственных доходов  в бюджетах разного уровня дает возможность  проводить единую финансовую политику, обеспечивать перераспределение средств  в пользу прогрессивных отраслей народного хозяйства, удовлетворять  в примерно одинаковых пределах потребности  непроизводственной сферы, на какой  бы территории ни функционировали ее учреждения.
К централизованным государственным  доходам помимо бюджетных относят  ресурсы государственных внебюджетных фондов социального страхования, пенсионного, фонда занятости, фонда медицинского страхования.
Объектом денежных отношений, составляющих содержание понятия государственных  доходов, выступает стоимость общественного  продукта (частично - национального  богатства), которая на разных этапах и стадиях распределения предстает  в разных финансовых формах. Так, объектом распределения на государственных  предприятиях выступает выручка  от реализации продукции и такие  ее составные части как прибыль, заработная плата, отчисления на социальное страхование, амортизационные отчисления и др. В качестве объекта бюджетных  отношений могут рассматриваться  такие формы, как прибыль и  заработная плата, налоговые платежи  с которых являются источником формирования бюджетных доходов. В свою очередь  объектом государственных кредитных отношений являются временно свободные финансовые ресурсы предприятий (организаций, учреждений) и сбережения населения.
Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход. Но иногда, особенно в периоды наступления чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных стихийных  бедствий и т.п.) в качестве источника  государственных доходов может  выступать ранее накопленное  национальное богатство. Аккумуляция  государственных доходов в этом случае осуществляется через использование  переходящих остатков бюджетных  средств, направляемых на покрытие расходов, продажу золотого запаса, платную  приватизацию государственного имущества  и т.п.
Все источники государственных  доходов можно разделить на две  группы: внутренние и внешние.
К внутренним доходам - относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций. К внешним доходам - относится национальный доход, а в исключительных случаях и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репарационных платежей.
Состав государственных  доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство  аккумулирует необходимые ему денежные средства.
В условиях рыночной экономики  основными методами мобилизации  государственных доходов являются налоги (в разных их формах), займы  и эмиссии. Соотношение между  этими методами неодинаково в  разные исторические периоды и определяется множеством факторов: содержанием финансовой политики, хозяйственной конъюнктурой, конкретной экономической и социальной ситуацией, степенью остроты возникающих  социальных противоречий и т.д.
Совокупность всех видов  государственных доходов, формируемых  разными методами, образует систему  государственных доходов. Система  государственных доходов призвана решать не только фискальные, но и экономические  задачи - стимулировать рост производства и повышение его эффективности, влиять на размещение производительных сил по территории страны, содействовать  ускорению научно-технического прогресса. Выполняя фискальную функцию, система  государственных доходов не должна подрывать финансовую устойчивость основного звена хозяйствования - предприятий (объединений, организаций).
Налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение. Обеспечивая органы государственной  власти необходимыми источниками денежных средств, налоги выполняют свою фискальную роль. Вместе с тем механизм исчисления налогов, применяемые налоговые  льготы могут положительно влиять на развитие общественного производства, совершенствование его отраслевой и территориальной структуры, создание нужных инфраструктурных объектов и  т.д. И, наконец, с помощью налогов  решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных социальных групп населения, освобождаются от налогообложения  лица, находящиеся за чертой бедности, устанавливаются налоговые льготы исходя из требований демографической  политики и т.п.
Вторым по фискальному  значению доходом являются государственные  займы. Они используются не только для  покрытия бюджетного дефицита, но и  для обеспечения различных капитальных  затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный сектор экономики. Существенно возрастает значение займов в периоды кризисного состояния экономики. Рост займов в  период экономического кризиса может  даже опережать увеличение налогов, поскольку последние в силу недостаточной  эластичности не способны быстро мобилизовать крупные финансовые ресурсы.
Займы находят применение в разных звеньях государственных  финансов: федеральном, республиканском  и местном бюджете; при формировании внебюджетных фондов; в составе привлеченных средств государственных предприятий. Они широко применяются для покрытия бюджетного дефицита, причем не только на федеральном и республиканском  уровне, но и на местном, а функционирование финансового рынка позволяет  использовать их для покрытия расходов государственных предприятий.
Между налогами и государственными займами существует тесная связь, определяемая тем, что финансовой базой погашения  займов выступают налоги. Растущие расходы государства, связанные  с погашением займов и выплатой процентов  по ним, обусловливают необходимость  повышения налогов. Последнее, может  быть обеспечено как за счет повышения  ставок действующих налогов, так  и путем введения новых видов  налоговых платежей. Существует и  обратное влияние налогов на займы. Например, рост налогов неизбежно наталкивается на сопротивление налогоплательщиков, и правительство, не желая допустить обострения социальной напряженности, идет по пути выпуска все новых и новых займов. Единственным барьером на этом пути является платежеспособный спрос населения и предприятий на государственные ценные бумаги, который, конечно, имеет определенный предел.
Третьим методом мобилизации  государственных доходов является эмиссия, причем не, только бумажноденежная, но и кредитная. К эмиссии государство прибегает лишь в том случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих государственных расходов, а на финансовом рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов. Бумажноденежная и кредитная эмиссии, если они не связаны с потребностями хозяйственного оборота, а обусловлены необходимостью покрытия бюджетного дефицита, ведут к усилению инфляционных процессов в экономике. Поэтому страны с развитым рыночным хозяйством обычно стремятся не прибегать к кредитной эмиссии, заменяя ее выпуском займов. Однако и займы могут ускорять течение инфляционных процессов. Ведь владельцы государственных облигаций, реализуя их на финансовом рынке, могут провоцировать инфляционный процесс, хотя последний протекает не в таких масштабах и не такими темпами, как это происходит при эмиссии.
2.2 Расходы государства.
Государственные расходы  — это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Специфика государственных расходов состоит в обеспечении потребностей государственной сферы деятельности. Поэтому содержание и характер государственных  расходов непосредственно связаны  с функциями государства - экономической, социальной, управленческой, военной (обороной) и др. Государственные расходы  призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества в области  развития экономики и социальной сферы, осуществления государственного управления и укрепления обороноспособности страны. Государство выполняет свои функции либо непосредственно через  систему органов управления, либо через принадлежащие ему предприятия (объединения), организации, учреждения.
Государственные расходы состоят из прямых расходов государства, осуществляемых через систему бюджетных и внебюджетных фондов, и расходов государственных предприятий, организаций, учреждений. И те, и другие расходы производятся в целях расширения производства (путем финансирования капитальных вложений и оборотных средств), образования общественных фондов социального назначения и удовлетворения других потребностей государства. Поскольку в различных системах хозяйствования (рыночной и административно-командной) и даже на разных этапах развития экономики роль государства, его функции и сфера деятельности меняются, то соответственно этому преобразовываются структура и объем производимых государством расходов.
По мере перехода к рынку  и развития многообразных форм собственности  экономическая функция государства  претерпела изменения, но за государством всегда останется роль координатора экономических процессов, выполнение которой будет осуществляться с  помощью экономических методов, а в некоторых случаях путем  прямого вмешательства в воспроизводственный  процесс.
Использование экономических, в том числе финансовых методов, позволили государству отказаться от командного администрирования с  присущими ему методами бюджетного финансирования и дотирования, обеспечивавшими  запланированные темпы развития общественного производства, и перейти  к финансовому регулированию  экономики путем создания принципиально  иного, чем прежде, режима расходования финансовых ресурсов и коренной перестройки  бюджетного механизма. Переход к  финансовому регулированию экономики  даст возможность существенно сократить  государственные расходы, изменить их состав и структуру, увеличить  децентрализованные расходы, осуществляемые непосредственно государственными предприятиями и организациями.
Специфическим видом государственных  расходов в условиях рыночной экономики  являются затраты на инвестиции в  действующие или вновь создаваемые  предприятия, нередко осуществляемые на долевых началах. Создаваемая  за счет государственных инвестиций собственность передается специальным  органам управления государственным  имуществом.
Государственные расходы  в области экономики имеют  важное народнохозяйственное значение: они способствуют структурной перестройке  общественного производства, наращиванию  научно-технического потенциала, модернизации предприятий и техническому переоснащению  всех отраслей экономики. Активную роль государственные расходы играют в осуществлении инвестиционной политики, проведении природоохранных  мероприятий, распространении экологически чистых технологий.
Постепенно растут государственные  расходы, обусловленные выполнением  социальной функции государства. Необходимость  обеспечения основных социальных прав трудящихся, потребность в государственном  регулировании социальных процессов  вызывает рост соответствующих государственных  расходов, расширение их состава. При  этом основная часть государственных  расходов социального характера - примерно 3/4 их общего объема - финансируется  за счет бюджетных и внебюджетных фондов. В последние годы одновременно с развитием всех звеньев государственных  финансов, существенно возрастает роль местных финансов в покрытии расходов по расширению и совершенствованию  социально-бытовой инфраструктуры, содержанию учреждений просвещения  и здравоохранения, финансированию муниципального строительства.
Расходы государства, обусловленные  его социальной деятельностью, имеют  огромное значение. Формируемые с  их помощью фонды социального  назначения влияют на рост реальных доходов  населения, повышают материальный и  культурный уровень жизни народа. За счет социальных расходов государства  финансируются мероприятия, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы, переквалификацию работников, выплачиваются пособия  по безработице и т.д.
Важную экономическую  и социальную роль играют государственные  расходы, осуществляемые непосредственно  государственными предприятиями, объединениями, организациями. Расходы государственных  предприятий охватывают два вида затрат:
во-первых, связанных с  хозяйственной деятельностью предприятий - текущей и инвестиционной;
во-вторых, обусловленных  социальными запросами трудового  коллектива и отдельных работников.
Первый вид затрат необходим  для обеспечения расширенного воспроизводства  основных и оборотных фондов, эффективного их использования, получения высокого финансового результата. Успешное решение  данной задачи позволяет повышать эффективность  хозяйствования, увеличивать финансовые возможности государства. Второй вид  затрат способствует росту уровня удовлетворения социальных запросов трудящихся.
Выполняя разнообразные  функции, государство несет расходы  не только по финансированию экономики  и социально-культурных мероприятий, но и на содержание управленческих структур. Расходы, связанные с выполнением  государственным аппаратом управления его функций, относятся к бюджетным. Помимо них к государственным  издержкам управления относятся  управленческие расходы, производимые государственными предприятиями, организациями  и учреждениями. Совершенствование  организационных форм управления, проведение мероприятий, направленных на удешевление  аппарата управления, обычно приводит к сокращению доли расходов на управление в общем объеме государственных  расходов.            
В последнее время существенные изменения претерпевают военные  расходы, обусловленные выполнением  оборонной функции государства. В силу происходящей во всем мире разрядки напряженности военная функция  постепенно будет играть все более  подчиненную роль. И как следствие  этого в экономике страны будут  набирать силу процессы конверсии оборонных  отраслей, снижаться государственные  расходы на содержание оборонных  объектов, сокращаться бюджетные  ассигнования на содержание вооруженных  сил.
Объектом государственных  расходов выступают мобилизованные в распоряжение государства и  его предприятий доходы, что свидетельствует  о тесной количественной взаимосвязи  понятий «государственные доходы»  и «государственные расходы».
Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между  собой, составляет систему государственных  расходов. Организационное построение данной системы базируется на определенных принципах, устанавливаемых государством. К числу важнейших из них относятся:
• целевое направление  средств;
• безвозвратность расходования государственных ресурсов;
• соблюдение режима экономии.
Целевое направление средств  означает, что государственные расходы  осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями  расходования, предусмотренными в финансовых планах. Основными целевыми направлениями  государственных расходов в коммерческой сфере являются капитальные вложения и финансирование оборотных средств, в некоммерческой - заработная плата, затраты на текущее содержание, капитальные вложения и т. д.
Принцип безвозвратности  расходования государственных ресурсов означает, что средства, использованные на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нуждаются в обязательном их возмещении. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается, например, от использования кредитных средств. Однако следование принципу безвозвратности не означает, что можно быть безразличным к конечному итогу использования государственных финансовых ресурсов. Порядок и условия их инвестирования в различные виды затрат должны быть такими, чтобы способствовать развитию экономики и культуры, повышению производительности труда и росту национального дохода, а в конечном итоге приводить к общему увеличению государственных финансовых ресурсов.
Достижению наибольшей результативности в процессе осуществления государственных  расходов отвечает такой принцип  их организации, как соблюдение режима экономии. Он может быть охарактеризован  как система форм и методов  последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с  сокращением расходов, но обязательно  предполагает наиболее целесообразное их осуществление.
Финансирование государственных расходов осуществляется в разных формах:
• самофинансирования;
• бюджетного финансирования;
• кредитного обеспечения.
Самофинансирование используется для покрытия расходов государственных  предприятий за счет их собственных  финансовых ресурсов.
Бюджетное финансирование применяется  для обеспечения затрат, имеющих  общегосударственное значение.
Кредитное обеспечение применяется, с одной стороны, государственными предприятиями, получающими банковские ссуды для покрытия своих текущих  и инвестиционных затрат, а с другой стороны, государственными структурами  разного уровня управления, прибегающими к заимствованию денежных средств  на финансовом рынке в форме государственного кредита. Рациональное соотношение  между названными формами финансового  обеспечения государственных расходов позволяет найти разумный баланс экономических интересов, добиться высокой результативности от применения каждой из форм.
Государственные расходы  служат эффективным экономическим регулятором. Так,увеличивая их, государство может расширять совокупный спрос (скажем, через повышение пенсий, пособий, зарплат); стимулировать производство (через заказы, дотации, субсидии предприятиям); ускарять развитие нужных сфер экономики прогрессивных отраслей хозяйства, науки, образования, охраны окружающей среды (через инвестиции, субвенции(1), гранты(2), кредиты). При этом государственные расходы обладают так называемым мультипликационным эффектом (от лат. multiplication – умножение), т.е. эффектом умножения, при котором относительно меньший прирост расходных сумм дает относительно больший прирост ВНП. Подобный «эффект растущего снежного кома» объясняется тем, что увеличение госинвестиций (скажем, в строительство дорог) вызывает рост не только первичного производства (самого дорожного строительства), но и вторичного (производства асфальта), третичного (добычи для асфальта сырья), четвертичного(геологических работ) и т.д. Величину эффекта мультипликации в подобных хозяйственных цепочках отражает особый коэффициент – мультипликатор ВНП,  Он показывает рост национального продукта при данном увеличении объема инвестиций. Так, если инвестиционные расходы, скажем, в 5 д.е. увеличили ВНП на 20 д.е., то мультипликатор равен 4(20:5).
В зависимости от соотношения  между доходами и расходами госбюджета различают три его варианта (рис.2) : первый – бюджет с профицитом (от лат. proficere – двигать вперед, наращивать, повышать), то есть с превышением доходов над расходами; второй – сбалансированный бюджет (с равновесием между доходами и расходами); и третий – бюджет с дефицитом  (от лат. deficit – недостает), при котором доходных сумм не хватает, чтобы покрыть расходы.
                                                                                     с профицитом

                                                                                     доходы больше расходов 

                                                                                     (положительное сальдо)
                                                                                     сбалансированный

                                                                                     расходы = доходам (баланс)
                                                                                     с дефецитом
                                                                                     расходы больше доходов

                                                                                    (отрицательное сальдо)
 
Рис. 2 Виды госбюджета
 
Из выше перечисленных видов государственного бюджета понятно, что «неприятностями»может  грозить именно третий его вариант, поскольку здесь возникает проблема бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит – это та денежная сумма, на которую расходы бюджета в данном периоде превышают его доходы. Можно назвать 4-е главных способа решения проблемы дефицитности: сокращение расходов; увеличение доходов; денежная эмиссия; государственные займы.

Субвенщия(1) ( от лат. subventio – помощь ) – государственное  денежное  пособие местным органам власти, а также физическим и юридическим лицам, предоставляемое (в отличие от дотации) строго на конкретные цели и определенный срок (например, на строительство школы, на возмещение ущерба от стихийных бедствий, Москве – на выполнение столичных функций и т. п.).
Грант(2) (от англ.grant – субсидия; дар; пожалование) – субсидия, поощрительное денежное пособие на определенные цели (получение образования или профессиональной подготовки, проведение научных работ, издание книг и пр.).
2.3 Сбалансированность  бюджетов.
Теоретически государственные расходы и доходы должны быть равны. Но, поскольку, они представляют различные стороны деятельности государства, зависят от разных факторов, решают различные задачи, по-разному влияют на ЧНП, доходы и занятость, качественно характеризуют различные отношения, то на практике все это вызывает некоторый дисбаланс. Поэтому в реальности доходы и расходы государства могут быть и не равны. Причем, разница между суммой государственных доходов и государственных расходов используется в качестве инструмента бюджетной политики, т.е. может стабилизировать либо стимулировать экономику страны. Между расходами и доходами государства нет тесной взаимозависимости, так как они не связаны с куплей-продажей тех услуг, которые совершает государство. Для фирмы взаимообусловленность доходов и расходов вполне очевидна. Она приобретает ресурсы, производит из них какие-либо блага, продает их и на вырученные деньги приобретает материальные ресурсы, чтобы начать цикл заново. При этом и затраты, и доходы фирмы увеличивают ВВП и занятость. Для деятельности государства данная зависимость не характерна. Общественные блага, которые производит государство, не опосредованы деньгами. Налоги непосредственно уменьшают доходы и выпуск продукции, повышают цены. И лишь государственные расходы увеличивают выпуск продукции, занятость и доходы.
Бюджет обычно рассматривается  как закон, потому что незначительные колебания в государственных  расходах могут приводить к дестабилизации экономики в целом через мультипликатор государственных расходов, нарушая  определенность в хозяйственной  деятельности экономических агентов. Дестабилизация экономики, нарушение  определенности ее развития лишает и  государство, и экономических агентов  будущего. В таких условиях на первый план выходят не долговременные задачи экономического развития, а краткосрочные (в смысле выживания), поэтому можно  сказать, что практика реструктуризации бюджета в середине очередного финансового  года означает отсутствие стратегических и долговременных целей государства  в развитии экономики. Такого рода политика государства, основанная на отсутствии стратегических целей, отражается на действии всего общества, так как в условиях неопределенности и нестабильности, периодического обесценения финансовых и физических активов (собственности) экономических агентов у них  не может быть долговременных целей. Краткосрочные задачи, такие, как  доходы и текущее потребление, включая  расчеты, платежи, выглядят стратегическими. Это приводит к «поеданию» экономического потенциала страны и лишает ее будущего.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 3. Особенности бюджетной политики России.
3.1 Задачи бюджетной  политики в Российской Федерации.
      Бюджетная политика государства это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.
     Б
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.