На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Живопись во второй половине XIX

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



2        Живопись
 
 
Во второй половине XIX века социальные отношения в российской империи достигли невиданной до этих пор остроты. Широкие слои народных масс, и прежде всего крестьянство, выступили против крепостного гнета. Отмена крепостного права не решила коренных вопросов, начинало  развиваться национально-освободительное движение, широкое распространение получили освободительные идеи, которые оказывали влияние на все сферы деятельности людей. Не исключением было и изобразительное искусство.
              В этих условиях наблюдается быстрое развитие реалистического искусства. Резко меняется и тематика произведений, где главное место уже занимает не историко-религиозные темы, а картины отображающие жизнь простого народа. Ведущим жанром становится бытовая живопись.  Наряду с бытовым жанром шло развитие пейзажа. За пол столетие белорусская пейзажная живопись прошла значительный путь – от изображения пейзажных видов в картинах исторического и религиозного жанров, видовых пейзажей в творчестве М. Кулешова, Н. Орды, до пейзажей, раскрывающих характер и красоту белорусской природы, отражающих народные чувства любви к ней [1 , c. 161].
              Следует отметить, что развитие белорусской живописи этого периода шло замедленным темпом. В связи с тяжелым социальным и национальным гнетом белорусские крестьяне жили в бедности и нищете, что и соответствовало их низкому культурному уровню. К тому же в Беларуси не было  ни художественных заведений, ни музеев. Поэтому для получения специального образования молодежь была вынуждена уезжать за пределы страны, что, безусловно, способствовало консолидации соседних народов и обмену художественными ценностями, но  в то же время  тормозило развитие искусства внутри страны и задерживало создание национальной школы живописи.
              Большое значение для подготовки художников имела открывшаяся в 1866 году Виленская рисовальная школа, которая существовала на средства Виленского учебного округа. Однако и здесь существовало много трудностей для организации обучения: нехватка средств, профессиональных кадров, учебных пособий. Главным  образом школа была создана с целью подготовки художников для всего «Северо-Западного края», и соответственно социальный состав был неоднородным. В школу принимали тех, кто имел некоторые навыки в рисовании. Обучение было бесплатное. Ежегодно в школе обучалось в среднем около ста учащихся, половина из которых женщины [2 , c. 26].
              В связи с подъемом общественной жизни в начале XX века деятельность  Виленской школы оживилась, увеличилось количество учащихся. Из отчета за 1901 видно, что за 35 лет было выпущено 3000 человек. Выпускники Виленской школы продолжали учиться в художественных  учебных заведениях и за границей: в Берлине, Париже, Мюнхене, Вене. Некоторые стали впоследствии видными мастерами искусств, как, например, академики Владимиров, А. Ромер, М. Антокольский и др.
              Виленская рисовальная школа часто устраивала выставки работ своих воспитанников. Одна из таких выставок (1891 года) была посвящена 25-летнему юбилею школы. На ней были представлены преимущественно рисунки карандашом и акварелью, пейзажи Беларуси, Литвы, Польши и Украины, портреты, эскизы и проекты, копии и картины. Выставка получила высокую оценку у публики.
              Лучшие работы учеников школа посылала на конкурсы и выставки в Императорскую Академию художеств.
Вначале школа была рассчитана на трехлетний срок обучения, а с 1902 года перешла на четырехлетний, что дало возможность улучшить курс преподавания рисунка и живописи.
Неизменным руководителем Виленской рисовальной школы со дня ее образования и по 1912 год был академик Императорской Академии художеств И. П. Трутнев. Вместе с преподавателями школы художниками П. Г. Ромером, академиком-пейзажистом В. М. Резановым он подготовил плеяду мастеров изобразительного искусства, как Беларуси, так и Литвы, Польши и Украины [3 , c.113].
Белорусское изобразительное искусство начала 20 века носило в себе противоречивый характер, в связи с выходом на историческую арену пролетариата, ростом революционного движения, пробуждением национальных окраин к активной политической жизни, ростом самосознания народа.
В творчество художников проникает тема борьбы рабочего класса. Так, например, В. Лускин пишет картину «Стачка рабочих», Ю. Пэн создает картину «После забастовки», а И. Трутнев в рисунке «Рабочий вопрос» с большой теплотой рассказывает о жизни рабочих [1].
В результате подъема общественного движения в 1894 года в Минске было организовано Общество изящных искусств. Цель общества – сплочение прогрессивных сил города, популяризация демократического искусства и содействие подготовке местных кадров мастеров искусства. Общество устраивало вечера, на которых читались доклады об искусстве и на политические темы, организовывало спектакли, художественные выставки, создавало кружки по изучению различных видов искусства. В общество входило около двухсот человек, состояло оно из нескольких секций.
              Благодаря активной деятельности членов художественной секции в Минске было организовано несколько выставок. Оживление выставочной деятельности падает на 90-е годы. В 1891 году в Минске была организована выставка с целью сбора средств для открытия художественной школы. В 1899 была проведена выставка в Витебске, на которой экспонировались работы И. Репина (в то время периодически жил вблизи Витебска в Здравневе), Ю. Пэна и других. Собранные средства предназначались также и для благотворительных целей.
              Членами художественной секции была организована выставка карикатур на царское самодержавие. Рисунки частично были взяты из журналов, частично выполнены самими членами выставки.
              Видное место в художественной жизни Беларуси принадлежит выставке Товарищества передвижных выставок, открытой в Минске в 1899 году. Оно впервые познакомило общественность с передовым русским реалистическим искусством второй половины XIX века, где были представлены картины И. Репина «Тоска», Н. Касаткина «В коридоре окружного суда», Г. Мясоедова «Чтение манифеста 19-ого февраля 1861г.», В. Маковского «Сын Волги» и многие другие [4 , c. 257].
              Все чаще и чаще экспонировались произведения народного творчества на сельскохозяйственных и всемирных выставках.
Значительный интерес представляли выставки, открытые в канун Октябрьской социалистической революции. Наиболее зрелой среди них была выставка, организованная в помещении общества «Огниско» в 1911 году. Главное место на ней занимали эскизы и наброски маслом, карандашом, и пером пейзажей, бытовых сцен, театральных постановок, афиш и театральных программ. Наряду с реалистическими произведениями экспонировались также в духе символизма и импрессионизма. Было представлено много пейзажей. Среди них выделялись: «Вспаханное поле», «Гнездо», написанные в окрестностях Богданова Ф. Рущицем, «Вид Полесья» Г. Вейсенгофа и другие. из работ бытового жанра наибольший интерес представляли холсты Я. Кругера, А. Альперовича, И. Ероменко и др.
Многие произведения этого времени были написаны под влиянием формалистического искусства. Преобладали эскизы и наброски. Композиционная картина была редким гостем выставок. По всей вероятности, художники не ставили перед собой задачи создания многофигурных композиций. Они довольствовались мимолетными впечатлениями об изображаемых предметах, беглыми набросками карандаша [5, c. 104].
Уже в этот период в ряде городов Беларуси первоначальную художественную подготовку молодые люди могли получать в мастерских художников. В Витебске существовали мастерские К. Змигродского, Ю. Пэна, в Могилеве – мастерская Ф.  Пархоменко. Попытки организации художественного образования неоднократно предпринимались в Минске. В 1894 году архитектор В.Маас обратился в Академию художеств с просьбой открыть в Минске художественную школу. Школа существовала, однако вскоре за отсутствием материальных средств была закрыта.
Наибольшую известность получила школа, открытая в мастерской Пэна, где получили первоначальное образование всемирно известные художники С. Б. Юдовин, М.З.Шагал, Е. С. Минин [6, c. 104].
 
 
 
 
1         
2         
2.1 Бытовой жанр
 
Бытовой жанр – один из ведущих жанров белорусской живописи конца XIX начала XX веков. Однако в Беларуси не было ни одного живописца, полностью посвятившего свое творчество этому жанру. К тому же бытовой жанр тесно связан с портретным.
Вместе с тем следует отметить, что в 19 веке бытовой жанр начал пробивать себе дорогу в белорусской живописи. Жизнь крестьян, городских слоев населения, бедных и богатых начала все больше привлекать внимание художников.
Наиболее крупными мастерами бытового жанра в белорусской живописи рассматриваемого периода являются Силиванович и Трутнев, Ромер и другие [1, c. 166].
Творчество Никодима Силивановича (1830-1919) развивалось в переходный период от классицизма к реализму, что нашло отражение в его работах. Закончив Петербургской Академии художеств (1866 г.), получил звание свободного художника. Вернувшись в родную деревню Цинцевичи (Виленский уезд), начинает получать заказы на оформление местных храмов. Параллельно с этой работой Силиванович пишет портреты и жанровые картины, за которые ему было присвоено звание классного художника. Решает продолжать свое обучение в Академии. В его портретах, носящих характер бытовых картин («Портрет еврея», «Портрет отца», «Голова девочки») нет «сурового приговора действительности» и обличительных тенденций, свойственных белорусской живописи 1860-х гг., они выразительные и «теплые».
Вначале 1870-х гг. Силиванович был приглашен оформлять Исакиевский собор в Петербурге, и был назначен главным художником-мозаистом (один из первых белорусских мозаистов, совместно с И. Лаврецким создал мозаичную композицию «Тайная вечеря» для главного иконостаса Исакиевского собора, мозаики «Евангелист Матфей», «Евангелист Лука», «Евангелист Марк», «Поцелуй Иуды» и др.). Получает звание академика в 1876 г. Большое место в наследии художника занимает портретная живопись (портреты детей, автопортрет, «Старый пастух», «Портрет жены», «Портрет мужчины» и др.) и семейно-бытовая тематика («Дети во дворе», «В школу»). Большинство станковых работ находится в Художественном музее Литвы, а также в Национальном художественном музее Беларуси [7, c. 316].
Большой вклад в развитие бытового жанра и в целом для всего изобразительного искусства Беларуси внес живописец и просветитель Иван Петрович Трутнев. Закончив Петербургскую Академию искусств в 1865 году, и получив звание художника 1й степени, в 1866 организовывает и впоследствии возглавляет в течение 46 лет Виленскую рисовальную школу. Деятельность Виленской школы вышла далеко за пределы первоначального назначения (необходимостью фабричного производства в кадрах, которые обладали бы прикладным рисованием и черчением). При школе был создан класс живописи, который давал возможность любителям изящных искусств развивать и совершенствовать свои способности. Система обучения в школе базировалась на принципах реализма. Трутнев ревностно оберегал учащихся от влияния формального искусства. Он постоянно заботился о пополнении Виленского музея древностей лучшими образцами реалистической живописи. Взгляды и убеждения Трутнева нашли отражение в творчестве многих его учеников. Большинство из них после окончания школы работали не только учителями рисования в уездных и губернских городах Беларуси, но и продолжали учебу за границей, где также приобрели свою известность[8 , c. 439].
Трутнев принимал активное участие в общественной жизни края. Он был в числе основателей Виленского художественного кружка (1901), в состав которого входили многие белорусские художники, изучал памятники местной старины, делал многочисленные зарисовки в акварели памятников архитектуры в Полоцке, Витебске, Мстиславле. В 1855 за картину «благословение сына в ополчение» был отмечен малой золотой медалью, a в 1857 за картину «Крестный ход на Крещение в деревне» - большой золотой медалью. В 1868 ему присвоено звание академика. Получив право на заграничную командировку, он посетил Вену, Дрезден, Париж, Антверпен, Дюссельдорф, Брюссель, 2 года жил в Италии.
Заботясь о судьбах своих воспитанников, Трутнев, пользуясь личными связями в Академии искусств,  способствовал зачислению их на «казенный счет» в Академии. По традиции бывшие ученики после достижения определенных успехов в живописи присылали в Виленскую школу первые свои работы, которые экспонировались на постоянно действующей художественной выставке при Виленском музее древностей. Многие из них были отмечены наградами и поощрениями.
Работал Трутнев преимущественно в историческом и бытовом жанрах («Народная школа», «Внутри партерной в Антверпене» (1868), «Литовская пограничная корчма» (1889), «Вильнюсские мученики Антоний и Иоанн», «Слепой Кобзарь»), писал также и портреты и иконы [9].
Анализируя творчество ведущих представителей бытового жанра, следует отметить, что многие произведения живописи по своему характеру стояли между бытовой картиной и портретом, что объясняется стремлением живописцев изображать человека в конкретной бытовой обстановке, в труде.
 
2.2 Портрет
 
Портретный жанр в живописи второй половины XIX начала XX веков знаменует собой новый этап в развитии портретного искусства Беларуси. Главными героями портретного искусства предшествующего периода были магнат, влиятельная особа, государственный чиновник и офицер. Человек второй половины 19 века - новый человек – интеллигент-разночинец. Это, как правило, выходец из городских мещан, низших слоев служителей культа, из обедневших разорившихся или же выбившихся «в люди» крестьян. Они занимали невысокие посты, работали учителями, землемерами или же служили в армии. Значительная часть их была настроена прогрессивно и находилась в оппозиции к русскому царизму.
Одним из важнейших последствий проникновения в портретный жанр интеллигента - разночинца была демократизация портретного искусства, сущность которой заключалась не только в самом факте изображения человека из народа, но и в изменении художественно-стилистической трактовки образа. Художники больше не приукрашивают, а раскрывают жестокую правду жизни в ее обыденном проявлении, внимательно фиксируют индивидуальные черты человека.
Среди ведущих представителей портретного жанра стоит выделить Юрия Пэна и Якова Кругера [1 , c. 183].
Ранний опыт художественного творчества Юрия (Юдаля)  Пэна (1854 – 1937) связан с разными жанрами традиционного еврейского искусства, являвшегося органической частью национального быта и синагогального культа. Устроившись подмастерьем маляра в юности, он приобрел некоторый опыт, и со временем именно ему хозяин стал поручать наиболее ответственные и сложные заказы. В 1880 году Пэн стал студентом Академии Художеств.
В 1886 открывает в Витебске Школу живописи и рисунка, которая просуществовала до 1918 г., в этой школе учился и Моисей Шагал (Марком его стали называть уже в Петербурге).
Школа Пэна может быть признана еврейской в силу естественных причин: в конце XIX века еврейское население Витебска составляло более 52% всех жителей города, и подавляющее большинство учеников Пэна - евреи, многие из которых даже не знали русского языка, учились в ешиботах - еврейских религиозных училищах. По субботам занятия в его школе не проводились. Однако ни попытки пропаганды современного еврейского искусства, ни почти мононациональный состав учеников школы, сами по себе не определяли атмосферы, царившей в ней. Старшим товарищем и другом был для своих учеников Пэн, делившийся с ними не только творческим, но и жизненн
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.