На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Структура рынка и виды рынков

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 12.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ
 
 
Кафедра общегуманитарных дисциплин
 
 
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
 
Дисциплина: Экономика
 
 
 
                                                                 Выполнила       Первина Н.А.
                                                    Вариант              № II
 
  Проверил:__________________
(ученая степень, ученое звание,
___________________________
Ф.И.О. преподавателя)

Тюмень  2010

 
 
 
 
Структура рынка и виды рынков.
 
Введение………………………………………………………………………….3
1.Сущность рынка……………………………………………………………….4
2.Виды рынков и их структура…………………………………………………6
3.Функции рынка………………………………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………....13
Список использованной литературы…………………………………………...14
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                            
Введение
В настоящее время наблюдается  повсеместный интерес к более  глубокому пониманию проблем экономической жизни и особенностей рынка. В современном мире невозможно представить человека, не вовлеченного в обмен товаров и услуг.  На данный момент существует бесконечное множество видов рынков: материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих мест и рабочей силы; по масштабам охвата территории: от регионального, до мирового; а также легальные (официальные) и нелегальные (теневые, черные) рынки. Вопрос о взаимодействии рынков стал предметом повышенного внимания многих экономистов, которые рассматривают принципы, законы и действие рыночной экономики. Это говорит о том, что этот вопрос и сегодня является актуальным, так как наша экономика не может существовать без взаимодействия различных рынков.
Цель контрольной  работы - рассмотрение сущности и механизма деятельности рынка. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: анализ сущности рынка, выявление структуры рынка, определение основных видов рынков,  рассмотрение функций. Объект исследования -  рынок и его виды. Предмет исследования - механизм деятельности различных видов рынка.
 
 
 
 
 
.
 
 
 
 
    Сущность рынка.
В современной экономической  литературе можно встретить самые  различные определения рынка. Первое и самое обыденное определение  утверждало, что рынок - это площадь, публичное место купли-продажи  товаров, то есть благ и услуг. Предпринимались  попытки ввести в понятие рынка  фактор ценообразования. Так, А. Маршалл  определяет рынок как всякий район, во всех пунктах которого в один и тот же момент платят за одни и  те же товары одинаковую цену. Современный американский экономист Ф. Котляр характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара, подчеркивая особую роль покупателей. Британская энциклопедия трактует рынок как совокупность инструментов, посредством которых осуществляется обмен товарами и услугами в результате контактов покупателей и продавцов друг с другом. Контакт может осуществляться прямо, либо через индивидуальных посредников или организации. Выдающийся экономист, лауреат Нобелевской премии A. Хайек определял рынок, как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов1
Позднее в понятие рынка  ввели отношения между покупателями и продавцами и отношение спроса и предложения. В связи с этим появились определения:
рынок - это взаимодействие продавцов и покупателей;
рынок - это система отношений  между спросом и предложением;
рынок - это совокупность отношений товарного обмена;
рынок - это сфера обмена, которая связывает в единый механизм производителей и потребителей товаров.
Итак, обобщая, имеющуюся  информация, характеристику рынка можно  свести к следующему определению:
Рынок - это система экономических  связей между хозяйствующими субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг.
Рынок представляет собой  не площадь, где случайно встретились  отдельные покупатели и продавцы, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями  и потребителями экономических  благ, между которыми происходит обмен  товаров и услуг, по цене, о которой  удалось договориться. При этом происходит добровольное отчуждение своей собственности  и присвоение чужой. Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав собственности. В ходе обмена происходят своеобразный учет и общественная оценка реализуемых благ. Рынок выступает  как специфическая форма взаимосвязи  между обособленными в рамках общественного разделения труда  производителями, каждый из которых  хозяйствует самостоятельно, на свой страх и риск. Общественные потребности  выявляются с помощью системы  цен. Они передают информацию, которая  служит стимулом к применению наиболее экономных методов производства и наиболее эффективному использованию  ограниченных ресурсов. Тем самым  рынок способствует перераспределению  доходов в пользу лучше хозяйствующих  субъектов, использующих передовые  технологии и высококачественные ресурсы.
Под современным рынком понимают любую систему, дающую возможность  покупателям и продавцам совершать  свободную куплю-продажу товаров. Рынок - это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей  спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных  товаров и услуг. А совокупность разнообразных рынков по признаку их взаимоотношений, то есть в зависимости  от вида товаров и услуг, которые  продаются и покупаются, представляет рыночную структуру.
 
 
     Виды рынков и их структура.
Рынок как механизм состоит  из отдельных рынков - капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг  и т.д. "Малые" рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции (товаров  и услуг). Любой рынок можно дробить на все более узкие. Так, если в рынках ресурсов выделить рынок труда, то он, в свою очередь, состоит из рынков по группам специализаций (машиностроители, работники транспорта, финансисты и т.д.) и по отдельным специальностям2.
Выделяют следующие виды рынков:
Рынок продовольственных  товаров - используется для торговли продуктами питания и продовольствием;
Рынок промышленных товаров - применяется для приобретения товаров  народного потребления;
Рынок услуг - здесь приобретают  бытовые, жилищно-коммунальные и услуги по перевозке;
Рынок недвижимости - используется для проведения сделок по купле-продаже  недвижимости;
Рынок средств производства - продажа средств производства;
Рынок денег - продажа и  покупка валют, ценных бумаг или  фондовый рынок;
Рынок капитала и инвестиций - средства для строительства, расширения и проведения реконструкции;
Рынок рабочей силы - на данном рынке продается и покупается рабочая сила;
Рынок инноваций - на нем  ведется торговля техническими и  экономическими изобретениями.
Традиционно микроэкономическая теория разделяет четыре основных типов  рыночных структур:  совершенной  конкуренцией, монополистической конкуренцией, олигополией и монополией.
Классификацию четырех основных рыночных структур традиционно производят при помощи четырех структурных  переменных: однородность продукции, количество фирм, легкость входа и выхода, контроль над ценами.
1. Рынок совершенной конкуренции: совершенная конкуренция  -  конкуренция между производителями, продавцами товаров, имеющая место на так называемом идеальном рынке, где представлено неограниченное количество продавцов и покупателей однородного товара, свободно общающихся между собой3. В экономической теории совершенной конкуренцией называют такую форму организации рынка, при которой исключены все виды соперничества как между продавцами, так и между покупателями. Совершенная конкуренция, является скорее абстрактной моделью, удобной для анализа основных принципов формирования рыночного поведения фирмы.  В реальной действительности чисто конкурентные рынки встречаются редко, каждый потребитель, выбирая продукцию той или иной фирмы, руководствуется не только полезностью продукции и ее ценой, но и своим отношением к самой фирме, к качеству выпускаемых ею изделий. В этом смысле положение каждой фирмы на рынке в чем-то уникально, или, иными словами, приходится иметь дело с несовершенной конкуренцией;
2. Рынок чистой монополии: монополия - исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности (производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству.  В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественно или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг.  Принято различать три вида монополии: закрытую, защищенную от конкуренции с помощью юридических запретов и ограничений (чаще всего это государственная монополия); естественную, необходимую в связи с тем, что без такой монополии нельзя достичь эффективного использования ресурсов; открытую, чистую при которой одна фирма в силу стечения обстоятельств стала единственным производителем и поставщиком товара;
3. Рынок монополистической  конкуренции: - тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка. Монополистическая конкуренция, с одной стороны, схожа с положением монополии, ибо отдельные монополии обладают возможностью контролировать цену своих товаров, а с другой - схожа с совершенной конкуренцией, поскольку предполагается наличие множества мелких фирм, а также свободный вход на рынок и выход с рынка, т. е. возможность появления новых фирм. Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:  наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей); свободный вход на рынок и выход с него (отсутствие барьеров, удерживающих новые фирмы от вступления на рынок, или препятствий на пути существующих фирм, покидающих рынок); разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу); совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка; влияние на уровень цен, но в довольно узких рамках4;
4. Рынок олигополии. Слово  "олигополия" было сконструировано  на греческой основе и введено  в европейскую лексику английским  гуманистом и государственным деятелем Томасом Мором. Ныне это слово используется экономистами как термин, обозначающий определенный тип строения рынка, при котором сторона предложения представлена небольшим числом сравнительно крупных предприятий - продавцов однородной продукции или близких субститутов. Правда, некоторые экономисты определяют олигополию не как рынок немногих, а как "конкуренцию немногих", подчеркивая тем самым основную особенность этого типа строения рынка. Крупный размер предприятий - олигополистов - прямое следствие их немногочисленности, точно так же, как малость совершенно конкурентных предприятий является следствием их множественности5.
Предприятие - олигополист не может не считаться с тем, что соотношение между выбранным им уровнем цены и количеством продукции, которое оно сможет по этой цене продать, зависит от поведения его соперников, которое в свою очередь зависит от принятого им решения. Общая взаимозависимость предприятий - олигополистов представляет главную черту олигопольных рынков. Поэтому-то и не существует всеобщей модели олигополии, как это имеет место в случае совершенной конкуренции или монополии. Вместо этого известно несколько моделей олигополии, различающихся характером предположений олигополистов и особенностями их взаимоотношений. Прежде всего олигопольные рынки различают по тому, действуют ли их участники - олигополисты совершенно независимо друг от друга, на свой страх и риск, или же, напротив, они вступают в сговор, который может быть явным, открытым или тайным, скрытым. В первом случае обычно говорят о некооперированной, во втором о кооперированной олигополии.
До сих пор рынок  рассматривался, как единая система, на самом деле рыночный механизм в  целом характеризуется весьма сложной  структурой.
По своей структуре  рынок представляет собой такой  способ связи или отношений между  производителями и потребителями, при котором обмен товаров происходит с помощью денег и следовательно, регулятором экономическим отношений выступает цена. Однако цена на различных рынках приобретает самые разнообразные модифицированные формы. Если на любых товарных рынках действует цена, то на рынке труда она приобретает форму заработной платы, на рынке капиталов и денежном рынке - форму процента, на рынке земли - форму ренты. Описание структуры рынка зависит от выбранных критериев классификации6.
Существует несколько  критериев, по которым можно выявить  основные составляющие элементы единой рыночной системы:
- по объектам купли-продажи  (потребительский рынок или рынок  товаров и услуг, рынок средств  производства, , рынок недвижимости, рынок труда, рынок технологии, рынок);
- по пространственному  размещению (локальный, местный,  национальный, мировой);
- по формам собственности  (частный, кооперативный, государственный);
- по характеру продаж (оптовый, розничный, импортный, экспортный);
- по уровню насыщения  товарной массой и степени  удовлетворения спроса (равновесный, дефицитный, избыточный);
- по видам конкурентной  борьбы (рынок совершенной конкуренции,  рынок не совершенной конкуренции);
- в зависимости от характера  сделок (свободный рынок, регулируемый  рынок);
- с точки зрения рыночного  законодательства (легальные рынки,  не легальные).
 
 
 
 
3. Функции рынка.
Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд следующих функций:
Ценообразующая функция.  В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности данного блага для потребителей;
Информационная функция.  Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую  всем участникам хозяйственной деятельности. Высокие цены свидетельствуют о  недостаточном предложении, низкие цены - об избытке благ по сравнению  с платежеспособным спросом. Стихийно протекающие операции превращают рынок  в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая  рынком информация позволяет каждому  участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение  с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты  и действия;
Регулирующая функция - связана  с воздействием рынка на все сферы  хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют  о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена - сигнал к расширению производства; падает цена - сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производит
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.