Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное регулирование экономики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Курсовая работа
«Государственное регулирование  экономики»
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
1. Рыночный механизм макроэкономического  регулирования и 
необходимость государственного вмешательства в экономику….4
1.1. Основные виды макроструктур  как объекты экономического
управления……………………………………………………………..4
1.2. Рыночный механизм саморегулирования  и распределение 
доходов. Неоклассическая  теория рыночного регулирования……..5
1.3. Государственное регулирование  экономики и его 
необходимость. Кейнсианство и неокейнсианство……………………..11
2. Основные формы и методы  государственного
регулирования экономики………………………………………….21
2.1. Государство в экономической  системе общества и его функции..21
2.2. Формы государственного регулирования  экономики…………….25
2.3. Методы и инструменты государственного  воздействия 
на рыночную экономику…………………………………………….26
2.4. Экономическая политика  государства……………………………..29
3. Особенности государственного  регулирования
экономики в России…………………………………………………..32
Заключение………………………………………………………………..36
Литература………………………………………………………………...37
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной работы представляет несомненный интерес ввиду того, что современная экономика всех развитых стран уже давно не представляет собой чисто рыночную модель, а  включает в себя два органически  взаимосвязанных блока: рыночный механизм саморегуляции и государственное  регулирование.
В данном случае имеет место, так называемая, смешанная экономика, идея которой зародилась и стала  развиваться еще в начале ХХ в. В развитии экономики во второй половине ХХ в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере. После второй мировой войны концепция "смешанной экономики" получила широкомасштабное распространение как в форме корректировки рыночного механизма путем воздействия на спрос и предложение и регулирования социальных вопросов, так и в форме непосредственного участия государства в производстве, т.е. создания и расширения государственного сектора, включаещего предпринимателей.
Смешанная экономика характеризуется  многообразием отношений собственности, которые реализуются соответственно в множестве форм хозяйствования. Важным показателем смешанного характера экономической системы являются степень и формы государственного в экономику, его эффективность, что во многом определяет результативность экономического развития. Вопросу качества государственного регулирования экономики уделяется огромное внимание в высокоразвитых странах.
В настоящей работе ставится задача раскрыть сущность вышеназванных  теорий, показать необходимость государственного вмешательства в экономтку, а также, в виду особой актуальности данной проблемы для переходной экономики современной России, указать на попытки ее решения, предпринимаемые в нашей стране в течение последнего десятилетия, выделив особенности экономического развития.
1. Рыночный механизм макроэкономического  регулирования и необходимость  государственного вмешательства  в экономику.
 
1.1. Основные виды макроструктур  как объекты экономического управления.
 
Объектами управления являются 3 макроэкономические структуры. Во-первых, это совокупное производство: общая  совокупность пред-приятий, создающих все многообразие благ. Вo-вторых, объектом регулирования является совокупный общественный продукт: вся сумма благ (продуктов и услуг), изготовленных и стране за определенный период. В-третьих, сюда относятся совокупные потребности: общая сумма потребностей всех членов общества.
 
Эти макроэкономические структуры  представлены в виде трех круговых диаграмм (рис. 1.1). [3]
 
Рис. 1.1. Микроэкономические структуры общества
 
Между всеми объектами  управления прежде всего существует пря-мая связь, состоящая в том, что общественное производство действует для того, чтобы создавался совокупный общественный продукт, позволяющий удовлетворить все потребности общества. Обратная связь проявляется в том, что воз-росшие совокупные потребности влияют на изменение структуры со-вокупного общественного продукта, что позволяет осуществлять струк-турные изменения в общественном производстве.
 
Выяснение этих прямых и обратных связей, позволяет обнаружить главную  цель макроэкономического регулирования. Его целью являет-ся постоянное поддержание народнохозяйственной пропорциональнос-ти. Речь идет о двух взаимосвязанных соотношениях.
 
1. Для нормального снабжения  общества материальными условия-ми его жизнедеятельности необходимо обеспечивать равенство объ-емов: производства всех благ; совокупного общественного продукта; совокупных потребностей общества.
 
2. Одновременно необходимо  обеспечить соответствие друг  другу структур: общественного производства (его отраслевого состава); совокупного  общественного продукта (его разбивки  на виды благ); общественных потребностей (их расчленения на разнообразные  виды).
 
 
Если данные соотношения  не соблюдаются, возникают различные  дисбалансы. Речь идет об объективном  экономическом законе пропорционального  развития макроэкономики. Этот закон  отражает не за-висимое от воли и желания люден условие существования нормальной народнохозяйственной системы, а именно, необходимость постоянного поддержания соответствия друг другу объемов и структуры совокуп-ных величин производства, общественного продукта и потребностей.
 
Нарушения закона пропорционального  развития макроэкономики проявляются  в известных нам видах макроэкономического  неравнове-сия: а) структурных кризисах (несоответствии элементного состава производства и совокупных потребностей); б) экономических кризи-сах перепроизводства (превышении объема всего производства над совокупным объемом платежеспособных потребностей); в) массовой безработице (уменьшении спроса на рабочую силу по сравнению с ее предложением на рынке труда); г) инфляции (превышении предложе-ния денег над их спросом).
 
1.2. Рыночный механизм саморегулирования  и распределение 
 
доходов. Неоклассическая  теория рыночного регулирования.
 
Рыночная экономика - сложный  и постоянно развивающийся механизм, представляющий саморегулирующуюся и  саморазвивающуюся систему. В условиях рынка и потребители, и производители  руководствуются лишь собственными частными интересами.
 
Макроэкономический регулятор - это общественный способ орга-низации и регулирования национального хозяйства. Он выполняет сле-дующие функции: объединяет все хозяйство нации в единую систему; направляет производственную деятельность всех низовых звеньев эко-номики; распределяет труд и средства производства по отраслям и видам производства в соответствии с общественными потребностями; стимулирует высокоэффективное хозяйствование.
 
Регулятор макроэкономики начинает действовать при наличии оп-ределенных объективных предпосылок, в частности -- в условиях еди-ного национального хозяйства. [4] Впервые такие условия создало разви-тое товарное производство и всеохватывающий рынок. На этом плац-дарме стал функционировать исходный тип хозяйственного механиз-ма -- рыночный.
 
В условиях товарно-рыночного  хозяйства специфи-ческой формой взаимоувязки хозяйственных пропор-ций служит меновая стоимость продуктов. Поэтому в рыночной экономике закон пропорционального раз-вития народного хозяйства выступает в специфичес-кой форме -- как закон равновесия макроэкономического спроса и макро-экономического предложения.
 
Макроэкономический спрос -- это сумма денег, которую члены  обще-ства готовы истратить на покупку товаров и услуг, чтобы удовлетворить все потребности. Объем совокупного спроса зависит от следующих факторов: уровня цен; доходов населения; распределения доходов на потребление (текущий спрос) и на-копление (спрос, отложенный на будущее); налогов (части доходов, отданных государству); государственных закупок (спроса государства); предложения денег со стороны кредитных учреждений.
 
Макроэкономическое предложение  представляет собой сумму цен  товаров и услуг, которые их производители  и торговые посредники реализуют  всем покупателям. Объем совокупного  предложения опре-деляется такими факторами: уровнем рыночных цен; потенциально возможным объемом производства в стране; уровнем издержек производства продукции; коммерческой выгодой ее выпуска.
 
Между макроэкономическим спросом  и макроэкономическим предложением существуют определенные взаимосвязи. Они выступают в виде сквозных взаимозависимостей.
 
Объекты регулирования в  масштабе всего рыночного хозяйства  можно графически отобразить в виде двух круговых диаграмм (рис. 1.2).
 
Рис. 1.2. Макроэкономические пропорции рыночного хозяйства.
 
Закон равновесия макроэкономического  спроса и макроэкономичес-кого предложения стал действовать в полной мере в условиях классичес-кого капитализма, когда доминировала свободная конкуренция. Такие условия, как известно, были в XVIII--XIX вв. в Англии. Не случайно механизм рыночного регулирования национального хозяйства впервые теоретически изучил А. Смит, который выдвинул и обосновал три фундаментальных положения о механизме рыночного регулирова-ния.
 
Первое положение -- о невмешательстве  государства в регулирова-ние рыночной экономики. Этот принцип получил формулировку laissez faire (фр. -- “Пусть все идет своим чередом”). В книге о богатстве народов А. Смит четко определил все виды государственных расходов: на оборону страны, на отправление правосудия, на некоторые общест-венные работы и общественные учреждения (для содействия торговле и ее стимулирования, для образования). Как видим, в государственных расходах не указаны затраты на развитие производства и управление экономикой.
 
Второе положение -- о "невидимой руке”, которая как бы “подталкивает” всех частных производителей товаров и услуг к действиям на благо общества. По словам А. Смита, заботящийся о собственной выго-де предприниматель “невидимой рукой” направляется к цели, которая вовсе не входила в его намерения. “Невидимой рукой” является, разумеется, рынок. Каждый товаропроизводитель, стремясь удовлетворить какой-либо конкретный платежеспособный спрос, материально заин-тересовывается в общем деле удовлетворения совокупных потребнос-тей общества.
 
Третье положение -- о механизме рыночного саморегулирования. Этот механизм включает в себя прямые и обратные экономические связи между товарным производством (предложением товаров) и рыночным спросом.
 
Прямая связь заключается  в том, что производство (предложение) товаров предопределяет спрос. Все  частные, независимые друг от друга  предприниматели самостоятельно решают проблемы, касающиеся потребностей (спроса) покупателей: что, как и для кого производить. Од-нако в условиях классического капитализма единоличные производи-тели, не способные повлиять на рыночные цены, действуют как бы вслепую, не зная реальных покупателей и их запросов. Поэтому связь, стихийно складывающаяся между производством (предложением) и спросом, может часто давать “сбои”, не достигая поставленной цели.
 
Всех товаропроизводителей выручает обратная связь, идущая от рынка  к производству. Такой связью служит система рыночных цен, постоянно  посылающая сигналы-информацию о соотношении спроса и предложения. Эта информация позволяет вносить поправки в произ-водственные действия предпринимателей: они переключаются на вы-пуск таких товаров, которые пользуются повышенным спросом и явля-ются более выгодными.
 
Между тем А. Смит не ответил  на важный вопрос: как обеспечива-ется равенство объемов спроса и предложения в масштабах страны. Эту проблему попытался решить французский экономист Ж.Б.Сей, счи-тавший себя последователем английской классической политической экономии. Он сформулировал закон рынкам, согласно которому рыночный обмен товара на товар устанавливает равновесие предложения и спроса. Сею приписывают изречение: “предложение порождает свой собственный спрос”. Однако “закон Сея” безусловно верен только для бартерной. Когда же имеет место обращение "товар - деньги - товар", автоматическое равенство объема предложе-ния и объема спроса чаще всего не устанавливается.
 
Неоклассики предприняли  попытку “спасти” закон рынка Сея. Они рассуждали так. Население с выгодой для себя обращает сбережения в инвестиции. Люди знают, что на денежном рынке сбережения за опре-деленный банковский процент преобразуются в производственные капиталовложения. Причем ставка процента как бы “следит” за тем, что-бы сделать выгодным обращение сбереженных денег в инвестиции. Иначе говоря, уровень процента, который устанавливается в зависи-мости от соотношения предложения денег и спроса на них, регулирует и уравнивает объемы сбережений и объемы инвестиций.
 
Модель классической саморегулирующейся рыночной экономики наглядно отображена на рисунке 1.3.
 
Рис. 1.3. Модель саморегулирующейся экономики.
 
Представим себе гигантскую ванну. В ней объем “воды” (ее “запас”) соответствует объему выпускаемой  продукции и занятости рабочей  силы. Сливная труба изображает поток  сбережений населения Сб. Кран обозначает ставку процента Пц , которая соединяет поток сбережений и поток инвестиций И, пополняющий ванну.
 
Согласно этой схеме, “закон рынка” обеспечивает равенство объемов  предложения и спроса (значит, невозможны экономические кризисы); сбалансированность величин сбережений и инвестиций и полную заня-тость рабочей силы (безработица исключается). Так - чисто теоре-тически, умозрительно - неоклассики решили проблему достижения стабильного (пропорционального) развития рыночной экономики.
 
Наряду с этой проблемой  неоклассики задались и другим важным вопросом: способен ли рынок обеспечить социальную стабильность общества, связанную  с распределением доходов? Этот же вопрос можно поставить следующим образом: по каким принципам должен распределяться совокупный доход общества (валовой национальный продукт, национальный доход) среди всех граждан?
 
По этому вопросу высказываются  две прямо противо-положные точки зрения. Согласно одной из них, распреде-ление всего дохода общества должно основываться на принципах равен-ства и справедливости. Идею такого уравнительного распределения можно наглядно представить в виде графика (рис. 1.4).
 
Семьи, %
 
Рис. 1.4. Равномерное распределение  дохода среди всех семей.
 
График на рисунке 1.4 показывает абсолютное равенство в распределении  дохода в обществе. Как видно, любой  данный процент семей получает соответствующую  долю дохода (20% семей имеют 20% дохода, 40% семей -- 40% дохода и т.д.). По-видимому, такое распределение теоретически предопределяет социальную стабильность общества.
 
Сторонники либеральной  рыночной экономики исповедуют диамет-рально противоположные взгляды. Распределение дохода в обществе не может и не должно строиться на принципах равенства и справедли-вости. Рыночная система -- это такой хозяйственный механизм, кото-рый не может обладать какой-либо “совестью”, он не является носите-лем моральных норм, т.е. равенство (“справедливость”) в распределении доходов несовместимо с рыночной системой и может подорвать ее. Неравенство в распределении графически изображается с помощью кривой Лоренца (рис. 1.5.)
 
Семей, %
 
Рис. 1.5. Кривая Лоренца.
 
Кривая Лоренца характеризует  степень реально достигнутого нера-венства в распределении дохода среди семей (40% семей получает 20% дохода, 60% семей -- 40% всего дохода и т.д.).
 
На основе данных кривой Лоренца  определяется так называемый децильный (лат. decem -- десять) коэффициент. Этот коэффициент показывает, во сколько раз 10% самых богатых семей превосходят по уровню дохода 10% самых бедных.
 
Для либеральной рыночной экономики как таковой характерна тенденция к углублению неравенства  в распределении общественного  дохода между гражданами. По мере увеличения богатства общества углубляется  социальная дифференциация населения. Это приводит к тому, что значительная часть населения опускается ниже официально признанной черты бедности.
 
1.3. Государственное регулирование  экономики и его необходимость.
 
Кейнсианство и неокейнсианство.
 
Государственное регулирование  экономики - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего  характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. [5] Оно выступает как составная  часть процесса воспроизводства  и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения  сдвигов в отраслевой структуре  производства и уменьшения неравенства  в распределении доходов. Далее  мы рассмотрим исторический процесс  появления необходимости госрегулирования экономики, формирование научно обоснованных концепций по данной тематике.
 
Механизм рыночного саморегулирования  имеет исторические границы своего действия. Он в состоянии исправно выполнять свои функции, во-первых, при наличии на рынке массы  мелких и независимых това-ровладельцев. Во-вторых, при условии развития свободной конкурен-ции. В-третьих, в полной мере должна проявляться регулирующая роль рыночных цен.
 
Но в начале XX в. на рынке произошел полный переворот в резуль-тате появления и развития мезоэкономики. Для всего XX в. стало ха-рактерно господство в производстве и обращении крупного корпора-тивного и финансового капитала. На смену свободной конкуренции пришло доминирующее положение монополий и олигополии. Субъек-ты мезоэкономики разрушили весь механизм рыночного регулирова-ния поведения продавцов и покупателей На фоне развалин мирового хозяйства для всех стала очевидной полная несостоятельность многих догм (ус-таревших положений) классической и неоклассической экономической теории.
 
Стало очевидно, что стихийная  рыночная экономика уже не может  обеспечить прочное равновесие совокупного  предложения и совокупно-го спроса. Вместе с тем пришло своего рода озарение для тех, кто верил неоклассическим догмам: рыночная система не в состоянии избавить общество от кризисов и безработицы. Одновременно было опровергнуто положение о том, что в рыночной экономике действует “чистая” и “совершенная” конкуренция. Таким образом все уяснили реальное положение дел: в XX в. имеет место "несовершенная" конку-ренция. Это означает широкое распространение естест-венных, легальных и иных монополий, господство в отраслях промыш-ленности олигополии, развитие монополистической конкуренции.
 
Наконец, стало очевидно, что национальная экономика не в  состо-янии успешно развиваться без всякого вмешательства государства. На-стало время подыскивать новый макроэкономический регулятор.
 
И вот государство взяло  на себя все бремя ответственности  за выход из глубокой экономической  пропасти. Так в США президент  Рузвельт получил чрезвычайные полно-мочия для проведения “нового курса” экономической политики. Этот курс (1933--1938) включал в себя следующие меры госу-дарственного регулирования макроэкономики.
 
1. Государство спасло кредитную  систему от полного развала  благо-даря тому, что гарантировало сохранность вкладов населения.
 
2. Было снижено бремя  долгов граждан на 40% с помощью  обесце-нения денег (за долги расплачивались потерявшими прежнюю стои-мость долларами).
 
3. Закон о восстановлении  промышленности (1933) предусмотрел введение  в практику “кодексов честной  конкуренции”, устанав-ливавшим на определенном уровне цены на продукцию, распределявшим рынки сбыта и т.д.
 
4. Закон о регулировании  сельского хозяйства (1933) предусмотрел  повышение цен на сельхозпродукцию, чтобы спасти фермеров от разорения. 
 
5. В интересах сокращения  безработицы правительство организова-ло общественные работы.
 
6. Для преодоления обнищания  трудящихся было введено регули-рование заработной платы. Впервые введен прожиточный минимум и установлена минимальная заработная плата. Государство стало оказы-вать материальную помощь обедневшим слоям населения.
 
На практике была доказана высокая эффективность антикризис-ной политики государства. Итак, в 30-е годы на Западе был осуществлен подлинно революционный переход к совершенно новому хозяйственному механизму регулирования национальной экономики, призванному спасти господствующую социально-экономическую сис-тему от гибельных потрясений. Непременным компонентом перехода к качественно иному макрорегулятору стал переворот в неоклассичес-ком направлении экономической теории.
 
Выдающийся английский экономист  Джон Кейнс создал новую парадигму (греч. Paradeigma - образец), т.е. теорию и модель постановки проблем, став-ших образцом решения макроэкономических задач. Это положило начало новому разделу экономической тео-рии - макроэкономике и переходу к ее регулятору, способному обуздать стихийные разрушительные силы рынка. Каковы новые принципы кейнсианства, отличающие его от класси-ков и неоклассиков в вопросе о макроэкономическом регуляторе?
 
Первый принцип: регулятором  национальной экономики в целом  яв-ляется не рынок, а государство.
 
Основные отличия государственного регулятора от рыночного ото-бражены ниже в таблице 1.
 
Таблица 1.
Признаки рыночного и  государственного регулятора экономики.
 
Рыночный регулятор 
Государственный регулятор 
 
Хозяйственные решения (что, как и для кого производить) принимаются  на уровне микроэкономики и интересах  фирм и домашних хозяйств 
Управленческие решения  принимаются на макроуровне и учитывают общенациональные цели и интересы 
 
Управляющее воздействие  оказывается на горизонтальные (партнерские) экономические связи между фирмами  и домашним хозяйствами 
Управление национальным хозяйством строится но вертикали (по направлению сверху вниз: от государства к фирмам и домашними хозяйствами) 
 
Регулирование хозяйственных  связей базируется только на договорных началах и материальных интересах 
Иерархические связи (в порядке  подчинения низшего звена экономики  высшему) часто строятся на экономическом принуждении (налоги, таможенные сборы и т.п.) 
 
 
Помимо политических функций  государство осуществляет также  экономические функции.
Оно становится ведущим субъектом  национальной экономики, на-деленном своей собственностью. На этой основе образуется, как из-вестно, особый государственный сектор макроэкономики. Он создает-ся двумя путями:
а) через национализацию (огосударствление) хозяйства благодаря выкупу имущества  у иных собственников;
б) через создание предприятий  новейших отраслей промышленнос-ти, порожденных НТР за счет инвестиций.
Второй принцип: прогнозирование  и планирование национальной эко-номики.
Основой государственного регулирования  являются научные про-гнозы социально-экономического развития страны на один год, средне-срочную (3--5 лет) и долгосрочную перспективу (10, 20 лет). Такие прогнозы способствуют достижению народнохозяйственной пропор-циональности, определяемой с помощью национальных счетов и меж-отраслевых балансов.
Как правило, имеется три  варианта прогноза:
-- пессимистический (с наименьшими по величине показателями);
-- оптимистический (с наибольшими значениями показателей);
-- базовый (с более реалистическими показателями). Он принима-ется за основу государственного плана, который отражает стратегические направления и за-дачи экономического и социального развития страны.
По степени жест-кости плановых заданий различают два вида планов: директивный (строго обязательный для исполнения) - применяет-ся прежде всего на государственных предприятиях; индикативный (рекомендательный, ориентирующий). Последний состоит из ряда программ, предусматривающих решение отдельных со-циально-экономических задач. К их выполнению привлекаются фирмы путем предоставления государственных заказов. Государство отбирает фирмы, проведя соответствующие конкурсы.
Разъясняя студентам, как  функционирует национальная экономи-ка. В. Леонтьев сравнивает ее с яхтой в море, “Чтобы дела шли хорошо, нужен ветер -- это заинтересованность. Руль -- государственное регу-лирование. У американской экономики слабый руль. Нельзя делать так, как говорил Рейган: поднимите паруса, пусть их наполнит ветер, и идите в кабину коктейль пить. Так нас и на скалы вынесет, разобьет яхту вдребезги... Я думаю, что более правильно делают японцы. У них, конечно, есть частная инициатива, но и государство играет большую роль, влияя на развитие экономики в лучшем направлении. Из всех капиталистических стран, у которых в настоящее время можно чему-то поучиться, я бы выбрал не США, а Японию”.
Третий принцип: осуществление  государством политики "эффек-тивного спроса".
Дж. Кейнс в труде “Общая теория занятости, процента и денег” (1936) исследовал причины спадов про-изводства и увеличения безработицы. Эти причины он увидел в недо-статочности покупательского спроса на предметы личного потребле-ния и на средства производства. Такая недостаточность, по его мнению, обусловлена тем, что по мере роста доходов снижаются темпы увели-чения спроса на полезные блага: у людей уменьшается “склонность к потреблению” и усиливается “стремление к сбережениям”. Дж. Кейнс утверждал: “Основной психологический закон... состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход”.
Центральная задача государства, по Кейнсу, состоит в том, чтобы обеспечить высокий объем “эффективного спроса”, ведущего к росту доходов. Предполагается развивать два вида спроса: а) спроса населения на предметы потребления и б) спроса предпринимателей на инвестици-онные товары (средства производства).
Новым в экономической  теории стало то, что кейнсианство впе-рвые раскрыло структуру макроэкономического спроса, в том числе расходов на экономику, осуществляемых государством. В западной экономической литературе макроспрос рассматривается как планируе-мые расходы. Они представляют собой сумму, которую государство, домашние хозяйства и фирмы планируют израсходовать на товары и услуги.
Внутри страны такие расходы Е составляют сумму потребления С, инвестиций i и государственных закупок G: Е = С + i + G .
Вот как выглядит структура  всех расходов (используемый валовой  внутренний продукт) в некоторых  странах (табл. 2.).
Таблица 2.
Планируемые расходы в  некоторых странах, %
 
Страны и год 
ВВП 
Потребление домашних хозяйсти С Валовые
 
инвестиции i 
Государствен-ные закупки G 
 
США (1993) 
100 
69 
13 
18 
 
Япония (1992) 
100 
57 
34 

 
Россия (1993) 
100 
48 
31 
21 
 
 
Чтобы выделить отдельно все  государственные расходы (спрос  го-сударства), требуется расшифровать потребление домашних хозяйств С. Надо вычесть из суммы доходов У налоги государства Г. При этом определяется так называемая функция потребления: С = У - Т.
Из этой формулы вытекает, что потребление зависит от располага-емого дохода. Располагаемый доход (У - Т) -- это совокупный доход У за вычетом налогов Г, т.е. располагаемый доход -- то, чем население может самостоятельно распорядиться.
Отсюда вытекает, что в  государственный бюджет поступает  следую-щая сумма переменных величин (из состава Е - всех планируемых расходов): Т + G.
После проведенного анализа  можно подвести его итоги. Стало  оче-видно, что совокупный спрос (планируемые расходы) распадается на три части:
Е = (У- Т ) + i + ( Т +С).
Это позволяет определить три направления государственной  поли-тики эффективного спроса: 1) увеличение спроса населения на предметы потребления (следст-вием этого является рост занятости); 2) расширение спроса предпринимателей на инвестиционные това-ры (это ведет к увеличению производства и занятости); 3) рост государственных расходов на экономические и социальные цели.
Кейнсианское учение не ограничилось определением направлений политики эффективного спроса.
Четвертый принцип: политика эффективного спроса опирается на научные  макроэкономические модели, которые  необходимы для управ-ления национальным хозяйством.
Дж. Кейнс придал экономической  теории новое качество. Это осо-бенно заметно на фоне классической политической экономии, которая сосредоточила внимание на чисто теоретическом анализе стихийной регулирующей роли системы цен, не принимая в расчет количествен-ной стороны этого процесса. Кейнсианство открыло “первую страницу” в эконометрическом анализе национального хозяйства. В его арсенал вошли важнейшие математические инструменты и приемы
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.