На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Учет расчетов по Единому социальному налогу и Налогу на доходы физических лиц

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?ОГЛАВЛЕНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы учета расчетов по Единому социальному налогу
1.1. Общие положения учета расчетов по единому социальному налогу
1.2.              Учет расчетов по Единому социальному налогу на примере ООО «АЛЬФА».
1.3. Нормативные документы, регулирующие порядок начислений и уплаты по ЕСН
Глава 2. Теоретические основы учета расчетов по налогу на доходы физических лиц
2.1. Экономическая сущность расчетов по НДФЛ, его место и функции в налоговой системе
2.2 Характеристика приемов и методов экономического исследования расчетов по НДФЛ
2.3 Нормативно-правовое регулирование учета НДФЛ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики существенно изменяются методы воздействия государства на социально–экономическое развитие. Одним из сильнейших рычагов, регулирующих экономические взаимоотношения товаропроизводителей с государством, становится налоговая система, которая строится так, чтобы отвечать принятым требованиям благоприятного развития рыночной экономики. От прогрессивности этой системы, ее четкой направленности на поощрение предпринимательской деятельности в значительной мере зависят темпы экономического роста.
Налоговая система является важным инструментом проводимой экономической реформы. Она должна быть гибкой, стимулировать развитие передовых, эффективных производств и, в то же время, не быть тяжелым бременем ни для предпринимателей, ни для населения.
Эффективной может считаться только та налоговая политика, которая стимулирует накопление и инвестиции.
Целью данной курсовой работы является изучение учета расчетов по единому социальному налогу (ЕСН) и по одному из самых распространенных налогов в налоговых системах всех стран мира — налогу на доходы физических лиц (НДФЛ).
Для достижения указанной цели при подготовке работы были поставлены и решены следующие основные задачи:
а)               рассмотрены теоретические основы учета расчетов по ЕСН;
б)               рассмотрен учет расчетов по ЕСН на примере ООО «АЛЬФА»;
в)               рассмотрены нормативные документы, регулирующие порядок начислений и уплаты по ЕСН;
г)               рассмотрены теоретические основы учета расчетов по НДФЛ.

Глава 1. Теоретические основы учета расчетов по Единому социальному налогу

ЕСН отменен с 1 января 2010 года, вместо него нынешние плательщики налога уплачивают страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы, согласно закону № 212-ФЗ от 24.07.2009.

1.1. Общие положения учета расчетов по единому социальному налогу

Идея введения ЕСН, т.е. объединения всех страховых взносов, возникла еще в 1998 г., когда Госналогслужба России (затем Министерство по налогам и сборам РФ) предложила при сохранении механизма сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды установить для них единую унифицированную налогооблагаемую базу и передать функции учета и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения из–за их несовершенства оказались невостребованными, и вопрос остался открытым.
Единый социальный налог явился серьезным новаторством, включенным во вторую часть Налогового кодекса. Введенный в действие с 1 января 2001 г., этот налог заменил собой действовавшие ранее отчисления в три государственных внебюджетных социальных фонда – Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС России) и федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования (ОМС). Необходимо отметить, что замена отчислений на единый социальный налог не отменила целевого назначения налога. Средства от его сбора поступали как в указанные выше фонды, так и частично в федеральный бюджет. Основное назначение этого налога — обеспечить мобилизацию средств для реализации права граждан России на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
В связи с этим возникает неизбежный вопрос о необходимости и экономической целесообразности преобразования в единый налог производимых предприятиями, учреждениями и организациями отчислений в социальные фонды.
Рассмотрим причины, вызвавшие необходимость введения ЕСН.
До введения ЕСН был не совсем ясен статус отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды. Формально не являясь налогами, поскольку не входили в налоговую систему России, установленную Федеральным законом от 27.12.1991 № 2118?1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», они по своему экономическому содержанию для налогоплательщиков были все-таки одной из форм налогов. При этом, учитывая высокие ставки этих взносов, они были одним из определяющих моментов сокрытия работодателями истинных размеров выплачиваемой работникам заработной платы и существования тем самым скрытых форм оплаты труда.
Введение ЕСН, взимаемого по регрессивной шкале, призвано стать серьезным стимулом для легализации реальных расходов организаций на оплату труда работников и, в конечном счете – расширить базу обложения налогом на доходы физических лиц.
Контроль за своевременностью и полнотой уплаты организациями и индивидуальными предпринимателями отчислений во внебюджетные фонды являлся функцией не налоговых органов, а созданных специально для этого органов государственных внебюджетных фондов. Это создавало определенные трудности для организаций и индивидуальных предпринимателей, поскольку они подвергались проверкам со стороны сразу нескольких контролирующих органов. Эффективность контроля за поступлением этих отчислений была достаточно низка. Это связано с тем, что органы государственных внебюджетных фондов, не имея в достаточной степени предоставленных налоговым органам прав, не сумели в полном объеме обеспечить постановку на учет юридических и физических лиц, являющихся по закону плательщиками отчислений в фонды. Достаточно сказать, что количество стоящих на учете плательщиков взносов было примерно на четверть ниже, чем число зарегистрированных в налоговых органах налогоплательщиков. С введением ЕСН контроль за его исчислением и уплатой полностью перешел к налоговым органам.
До введения ЕСН плательщик страховых взносов обязан был представлять отдельные формы отчетов в каждый фонд, производить уплату страховых взносов в сроки, установленные соответствующим фондом.
Наличие у каждого фонда отдельных специфических полномочий, в частности по срокам и порядку предоставления отсрочек по просроченным платежам, ставило организации в различные условия, вследствие чего нарушались принципы однородности и справедливости налогообложения.
Единый социальный налог явился одним из наиболее значимых как для формирования доходов государства, так и для финансового положения налогоплательщиков. Достаточно сказать, что платежи по нему хоть и незначительно, но превышают поступления самого крупного налогового источника доходов консолидированного бюджета страны – НДС.
Налогоплательщики ЕСН
Плательщиками единого социального налога в соответствии со ст. 235, 236 Кодекса признаются организации, производящие выплаты физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Поэтому, если организация не производит указанных выплат, она не является плательщиком ЕСН и, соответственно, не обязана представлять налоговые декларации по ЕСН.
Согласно ст. 235 НК РФ плательщиками ЕСН признаются:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
К организациям в целях применения положений Налогового кодекса РФ согласно п. 2 ст. 11 НК РФ относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ (иностранные организации).
Физическими лицами считаются в налоговом законодательстве граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства
Индивидуальные предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.
Объект налогообложения
Объектом налогообложения для организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не признаваемые индивидуальным предпринимателями осуществляющих выплаты в пользу физических лиц, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками по трудовым и гражданско – правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а так же по авторским договорам.
Объектом налогообложения у индивидуальных предпринимателей — не работодателей признаются доходы от предпринимательской либо профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Для налогоплательщиков – членов крестьянского (фермерского) хозяйства из дохода исключаются фактически произведенные указанным хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского (фермерского) хозяйства.
Льготы по налогу
              От уплаты налога освобождаются: 1. большинство установленных законодательством пособий и компенсаций, не облагаемых налогом на доходы физических лиц; 2. компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении; 3. страховые взносы организации за своих работников по договорам: добровольного медицинского страхования, заключенным на срок не менее года; 4. по договорам добровольного личного страхования на случай трудового увечья или наступления смерти застрахованного работника; 5. другие доходы. Также не облагают налогом любые выплаты, которые фирма не относит к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль. Единым социальным налогом не облагают доходы сотрудников, которые являются инвалидами I, II и III группы. Чтобы не платить налог с доходов инвалидов, в налоговую инспекцию необходимо представить список инвалидов с номерами и датами выдачи справок, подтверждающих факт инвалидности.
Ставки налога
Обычный размер ставки — для наемного работника, имеющего годовой доход менее 280 тыс. руб. — составляет 34 %. Типичный пример распределения этих денег для такого работника выглядит так:
?      Пенсионный фонд Российской Федерации — 26 %
?      Фонд социального страхования Российской Федерации — 2,9 %
?      Фонды обязательного медицинского страхования — 5,1 %
Итого: 34 %
Все указанные проценты относятся к заработной плате до вычитания из нее подоходного налога.
Одна из особенностей налога – применение регрессивной шкалы налогообложения, что означает снижение ставки налога с увеличением налоговой базы. Ставка налога рассчитывается, исходя из зарплаты сотрудника, при этом действует регрессивная шкала: чем больше зарплата, тем меньше налог.
Таблица 1
Регрессивная шкала ставок ЕСН для различных категорий плательщиков.
Плательщики
Фонды
До 100001 руб.
От 100001 до 300000 руб.
От 300001 до 600000 руб.
Свыше 600000 руб.
1. Работодатели, кроме указанных в п.2
ПФР
28,0%
28 000 руб. + 15,8%
59 600 руб. + 7,9%
83 300 руб. + 2,0%
ФСС
4,0%
4 000 руб. + 2,2%
8 400 руб. + 1,1%
11700 руб.
Фонды ОМС,
В том числе:
- Федеральный
             
- Территориальный
 
 
0,2%
 
3,4%
 
 
200 руб. +
0,1%
3400 руб. +
1,9%
 
 
400 руб. +
0,1%
 
 
700 руб.
 
9900 руб.
Итого:
35,6%
35600 руб. + 0,0%
7200 руб. + 0,9%
105600 руб. + 2,0%
2. Работодатели, занятые в производстве с/х продукции; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера; крестьянские (фермерские) хозяйства
ПФР
20,6%
20600 руб. +15,8%
52200 руб. + 7,9%
75900руб.+
2,0%
ФСС
2,9%
2900 руб. + 2,2%
7300 руб. + 1,1%
10600 руб.
Фонды ОМС,
В том числе:
- Федеральный
 
- Территориальный
 
 
0,1%
 
2,5%
 
 
100 руб. + 0,1%
2500 руб. + 1,9%
 
 
300 руб. + 0,1%
6300 руб. + 0,9%
 
 
600 руб.
 
9000 руб.
Итого:
26,1
26100 руб. + 20,0%
66100руб. + 10,0%
96100руб. + 2,0%
3. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, кроме указанных в п.4
ПФР
19,2%
19200руб.+ 5,5%
40800руб. + 5,5%
57300руб. + 2,0%
ФСС




Фонды ОМС,
В том числе:
- Федеральный
 
- Территориальный
 
 
0,2%
 
3,4%
 
 
200 руб. + 0,1%
3400 руб. + 1,9%
 
 
400 руб.
 
7200 руб. + 0,9%
 
 
400 руб.
 
9900 руб.
Итого:
22,8%
22800 руб. + 12,8%
48400 руб. + 6,4%
67600 руб.
4. Адвокаты, оказывающие физическим лицам бесплатную юридическую помощь
ПФР
14,0%
42000 руб. + 8,0%
66000 руб. + 2,0%
ФСС




Фонды ОМС,
В том числе:
- Федеральный
 
- Территориальный
 
 
0,2%
 
3,4%
 
 
600 руб. + 0,1%
10200 руб. + 1,9%
 
 
900руб.
 
15900 руб.
Итого:
17,6%
52800руб. + 10,0%
82800руб. + 2,0%
 
Налоговым периодом по ЕСН является календарный год, а отчетными признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

1.2.           Учет расчетов по Единому социальному налогу на примере ООО «АЛЬФА».

Учет расчетов по Единому социальному налогу с Фондом социального страхования
Хозяйственная ситуация №1:
Сотрудник работает в ООО «АЛЬФА», в которой установлена пятидневная рабочая неделя. С 14 по 18 февраля 2010 г. он находился на больничном. Его оклад — 14000 руб., непрерывный трудовой стаж – 9 лет. Предположим, что сотрудник отработал в данной организации 12 календарных месяцев, предшествующих заболеванию. Заработная плата за этот промежуток времени составила 168000 руб.
1)                 Так как сотрудник отработал в расчетном периоде три месяца, то пособие ему рассчитывается исходя из среднего заработка.
2)                 Среднедневной заработок составил 680,16 руб. (168000 руб. : 247 дн.), где 247 – рабочие дни за период с февраля 2004 г. по январь 2010 г.
3)                 В связи с тем что непрерывный стаж работника составляет более 8 лет, ему положена 100%-ная оплата больничного листа, то есть размер дневного пособия равен 680,16 руб.
4)                 Определим максимальную величину дневного пособия с учетом того, что у сотрудника в феврале 2010 г. было 14 рабочих дней: 12 480 руб. : 14 дн. = 891,43 руб.
Размер дневного пособия, рассчитанный исходя из среднедневного заработка (680,16 руб.), не превышает его максимальной величины (891,43 руб.), поэтому пособие выплачивается исходя из фактически рассчитанного размера дневного пособия.
5)                 Общая сумма пособия составит 3400,8 руб. (680,16 руб. х 5 дн.). Из них пособие за первые два дня болезни в размере 1360,32 руб. (680,16 руб. х 2 дн.) работнику оплатит организация, оставшуюся сумму (2040,48 руб.) – Фонд социального страхования.
В бухгалтерии предприятия перечисленные хозяйственные операции оформляются следующие образом:
Таблица 2
Начисление и уплата пособия по временной нетрудоспособности
Наименование операции
Сумма, руб.
Счет
Дебет
Кредит
1
2
3
4
1. Начислено пособие по временной нетрудоспособности за первые два дня болезни
1360,32
20 (26,44)
70
2. Начислена часть пособия, оплачиваемая ФСС
2040,48
69-1
70
3. Выдано пособие работнику
3400,8
70
50
 
Хозяйственная ситуация №2:
Штефанова А.В. работает в ООО «АЛЬФА» менеджером. В апреле 2010 года работница представила в бухгалтерию предприятия листок нетрудоспособности на отпуск по беременности и родам сроком 140 календарных дней (с 5 апреля по 22 августа включительно).
Штефанова А.В. полностью отработала 12 месяцев, которые предшествовали отпуску. Поэтому пособие ей нужно рассчитать исходя из среднего заработка. Павлова получает ежемесячно 11000 руб. Следовательно, зарплата за указанные 12 месяцев составила 132000 руб. (11000 руб. х 12 мес.). В расчетном периоде 251 рабочий день.
Так как Штефанова получает ежемесячно меньше 12 480 руб., пособие будет рассчитано исходя из ее заработка. Для этого определим среднедневную зарплату сотрудницы:
132000 руб. : 251 дн. = 525,89 руб/дн.
Количество рабочих дней, которые приходятся на отпуск Штефановой, составляет 96 дней: апрель – 20 дн.; май – 18 дн.; июнь – 21 дн.; июль – 22 дн.; август – 15 дн.
Таким образом, общая сумма пособия по беременности и родам составит 50485,44 руб. (525,89 руб/дн. х 96 дн.).
Бухгалтер ООО «АЛЬФА» сделает следующие записи:
1.                  Начислено Павловой пособие по беременности и родам:
Дебет сч.69 субсчет «Расчеты по социальному страхованию» — 50485,44 руб.
Кредит сч.70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
2.                  Выплачено сотруднице пособие из кассы фирмы:
Дебет сч.70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — 50485,44 руб.
Кредит сч.50 «Касса».
Учет расчетов с Пенсионным фондом и бюджетом
Хозяйственная ситуация №1:
В январе 2010 года ООО «АЛЬФА» начислило главному бухгалтеру (родился в 1968 г.) 27 000 руб. С указанной суммы исчислен единый социальный налог в сумме 7020 руб. (26% от 27 000 руб.). Обязательства эти организация должна распределить между соответствующими внебюджетными фондами в следующем соотношении:
а)               в федеральный бюджет Пенсионного фонда – 5400 руб. (20% от
27 000 руб.);
б)               в Фонд социального страхования – 864руб. (3,2% от 27 000 руб.);
в)               в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 216 руб. (0,8% от 27 000 руб.);
г)               в территориальный фонд обязательного медицинского страхования – 540 руб. (2% от 27000 руб.).
Исходя из требований пенсионного законодательства страховая часть трудовой пенсии главного бухгалтера организации составит – 2700 руб. (10% от 27 000 руб.), а накопительная – 1080 руб. (4% от 27 000 руб.). Следовательно, общий размер страховых взносов будет равен 3780руб. (2700 руб. + 1080 руб.).
Разницу между начисленной суммой налога и суммой страховых взносов в ПФР ООО «АЛЬФА» должно перечислить в федеральный бюджет. Эта разница – 1620 руб. (5400руб. — 3780 руб.).
Таким образом сумма ЕСН и страховых взносов в
ПФР с заработной платы главного бухгалтера равна 7020 руб. (3780 руб. + 1620 руб. + 864 руб. + 216 руб. + 540 руб.).
Бухгалтер ООО«АЛЬФА» сделает следующие записи:
Таблица 3
Начисление и уплата страховых взносов в ПФР
Наименование операции
Сумма, руб.
Счет
Дебет
Кредит
1
2
3
4
1. Начислены страховые взносы в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии
2700
26
69-2-1
2. Начислены страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии
1080
26
69-2-2
3.Уплачены платежи по Пенсионному страхованию
3780
69-2
51
4. Начислен ЕСН, уплачиваемый в ФБ
1620
26
68
5. Уплачен ЕСН в ФБ
1620
68
51
Хозяйственная ситуация №2:
Работнику аптеки «АЛЬФА» Конспаеву А.В. за январь 2010 года полагается зарплата, равная 33 000 руб. С этой суммы бухгалтер начислил ЕСН, уплачиваемый в федеральный бюджет – 6600 руб. (20% от 33 000 руб.) и взносы в ПФР – 4620 руб. (14% от 30 000 руб.). Поскольку Конспаев родился в 1965 году, вся сумма пенсионных взносов была направлена на страховую часть трудовой пенсии.
Бухгалтер ЗАО «РТК» сделает следующие записи:
    Начислен единый социальный налог, уплачиваемый в федеральный бюджет:
Дебет сч.20 «Основное производство» — 6600 руб.
Кредит сч.69 субсчет «Расчеты с федеральным бюджетом по ЕСН»;
    Начислены страховые взносы в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии:
Дебет сч.69 субсчет «Расчеты с федеральным бюджетом по ЕСН» — 4620 руб.
Кредит сч.69 субсчет «Расчеты с ПФР по финансированию страховой части трудовой пенсии».
Учет расчетов с Фондом обязательного медицинского страхования
Хозяйственная ситуация № 1:
Согласно штатному расписанию количество работников основного производства составляет 6 человек. Фонд оплаты труда работников в 2010 году составил 23000 руб. С указанной суммы исчислен взнос в Фонд обязательного медицинского страхования – 644руб. (2,8% от 23000 руб.). Обязательства эти организация должна распределить между Федеральным и территориальным фондами обязательного медицинского страхования в следующем соотношении:
1)                 в ФФОМС – 184 руб. (0,8% от 23000 руб.);
2)                 в ТФОМС – 460 руб. (2% от 23000 руб.).
Бухгалтер ООО «Актив» сделает следующие записи:
Таблица 4
Начисление и уплата страховых взносов в ФОМС
Наименование операции
Сумма, руб.
Счет
Дебет
Кредит
1
2
3
4
1. Начислены платежи в ФОМС
644
20
69-3
2. Уплачены платежи в ФОМС
644
69-3
51
3. Начислены страховые взносы в ФФОМС
184
20
69-3-1
4. Уплачены страховые взносы в ФФОМС
184
69-3-1
51
5. Начислены страховые взносы в ТФОМС
460
20
69-3-2
6. Уплачены страховые взносы в ТФОМС
460
69-3-2
51
 

1.3. Нормативные документы, регулирующие порядок начислений и уплаты по ЕСН

К нормативным документам, регулирующим порядок начислений и уплаты ЕСН относятся:
1.                  Налоговый кодекс РФ. Часть вторая. Глава 24 «Единый социальный налог»;
2.      Трудовой кодекс РФ;
3.      Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»;
4.      Федеральный закон от 24 июля 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных нормативных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»;
5.      Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением НК РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год»;
6.      Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
7.                  Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
8.                  Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний»;
9.                  Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
10.             Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации»;
11.             Федеральный закон от 29 мая 2002 г. № 61-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2002 год»;
12.             Письмо МНС России от 29 июля 2002 г. № СА-6-05/1106 «Об уплате ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование»;
13.             Письмо ФСС России от 12 января 2005 г. № 02-18/07-81 «Об исчислении пособий по беременности и родам»;
14.             Письмо Минфина России от 29 ноября 2004 г. № 09-05-02/1740 «О применении регрессивной шкалы тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование»;
15.             Письмо ФСС РФ от 21 июня 2001 г. № 02-18/05-4479 «Об уплате ЕСН организациями, в состав которых входят обособленные подразделения».

Глава 2. Теоретические основы учета расчетов по налогу на доходы физических лиц

2.1. Экономическая сущность расчетов по НДФЛ, его место и функции в налоговой системе
Подоходный налог или НДФЛ по сравнению с другими видами налогов довольно «молод». Впервые он был введен в Англии в 1798 г. в виде утроенного налога на роскошь. Этот налог, построенный на чисто внешних признаках (обзаведение мужской прислугой, владение каретой и т.п.), действовал вплоть до 1816 г. При вторичном его введении в 1842 г. он уже более-менее отвечал основным критериям, положенным в основу принципа подоходного налогообложения. В других странах НДФЛ стали применять с конца XIX— начала XX в. (Пруссия — с 1891 г., Франция — с 1914 г.). В России на протяжении ряда столетий основным прямым налогом была подушная подать. Лишь в 1916 г. был принят указ императора России о введении как такового подоходного налога. Однако события 1917 г. не позволили данному указу вступить в действие.
В советские времена этот налог действовал по следующим принципам:
- платили все и со всех доходов;
- налоговую базу исчисляли ежемесячно, кроме кустарей, ремесленников и лиц, занимающихся частной практикой, так как у них она исчислялась за календарный год;
- ставки были прогрессивными, но по каждой социальной группе: рабочие, служащие и совместители; работники свободных профессий (писатели, артисты, художники и т.д.); кустари, ремесленники и служители религиозных культов.
Максимальный размер ставок составлял соответственно 13, 60, 90 процентов. Льготы также были установлены по социальному признаку.
Новый этап в истории рассматриваемого налога начался в связи с переходом России на рыночные отношения. Верховный Совет РСФСР принял 7 декабря 1991 г. за N 1998-1 Закон "О подоходном налоге с физических лиц". Были установлены единая шкала прогрессивных ставок с совокупного годового дохода, перечень не облагаемых налогом доходов, вычеты из этого дохода по социальным группам и уменьшение налогооблагаемой базы на расходы, связанные со строительством или приобретением жилья, предпринимательской деятельностью и благотворительностью.
К февралю 2000 г. в этот Закон 21 раз были внесены изменения и дополнения, в том числе шкала ставок налога изменялась 9 раз и всегда была прогрессивной.
В каждой шкале максимальная ставка определялась в размерах 60, 45, 40, 35, 30 процентов.
С 2001 г. в России вводится совершенно новая система налогообложения доходов физических лиц, которая в значительной степени отличается от действующей до этого. Отличие состоит не только в новом названии налога, но в самой концепции налогообложения.
Можно говорить о двух направлениях совершенствования Российского законодательства:
    значительное снижение налогового бремени для каждого физического лица — налогоплательщика и повышение на этой основе уровня его жизни.
    приближение принципов законодательства по налогообложению к принципам международного права.
Первое направление. Основное, радикальное нововведение — единая ставка налога по так называемым трудовым доходам в размере 13% независимо от величины дохода и в размерах 9%, 30% и 35% по так называемым нетрудовым доходам, т.е. по существу отказ от понятия "совокупный годовой облагаемый доход".
Итак, любые доходы, кроме перечисленных ниже, законодателем отнесены к трудовым. Доходы, полученные в виде: дивидендов (ставка налога 9%), выигрышей по лотереям, тотализаторам и другим рисковым играм, призов, выигрышей на конкурсах; страховых выплат по добровольному страхованию в части, превышающей внесенные взносы; проценты по вкладам в банках и суммы экономии на процентах по заемным средствам (ставка налога 35%) в части превышения % ставки рефинансирования Банка России — отнесены к нетрудовым доходам.
Второе направление. Как известно в международной практике существует несколько подходов к исчислению подоходного налога. Приведем наиболее распространенные.
1. Самостоятельное определение налогоплательщиками налогооблагаемого дохода (США, Австралия, Канада).
Эта модель имеет следующие элементы:
а) прогрессивная шкала ставок налога, многочисленные налоговые вычеты, зачеты, скидки;
б) относительно простой порядок удержания налога у источника выплаты;
в) всеобщая подача деклараций;
г) всеобщая система сбора справок о доходах от третьих лиц, их механизированная обработка и принятие мер к нарушителям.
2. Самостоятельное определение налогоплательщиками налогооблагаемого дохода и начисление налоговыми органами налога (Швеция, Новая Зеландия, Великобритания).
Элементами этой модели являются:
а) прогрессивная шкала ставок налога, ограниченное число вычетов, зачетов, скидок;
б) сложный порядок удержания налога у источника выплаты;
в) выборочное предъявление требований по представлению деклараций в зависимости от размера доходов;
г) всеобъемлющая система сбора справок о доходах, их автоматизированная обработка и принятие мер к нарушителям.
3. Начисление налога налоговыми органами и удержание налога у источника выплаты (Литва).
Элементы этой модели:
а) единая ставка налога;
б) упрощенный порядок удержания налога у источника выплаты;
в) очень небольшой круг лиц, подающих декларации;
г) ограниченный круг лиц, на которых представляются справки о доходах.
В Российской Федерации в соответствии с новой концепцией налогообложения планируется использовать именно третью модель. Этот подход — самый простой и дешевый, однако требует жесткого контроля со стороны налоговых органов за правильностью исчисления налогов у источника выплаты.
Как и во всех цивилизованных странах, в России с 2001 г. облагаемые доходы физических лиц уменьшаются на суммы расходов, понесенных в связи с лечением, приобретением медикаментов, а также на получение налогоплательщиком и его детьми образования.
Синхронная реформа подоходного и социального налогообложения не только не уменьшит размеры поступлений в бюджет, но и приведет к их росту. Что и показала практика применения нового налогового законодательства.

2.2 Характеристика приемов и методов экономического исследования расчетов по НДФЛ

Основными методами экономического исследования любых экономических данных по мнению таких авторов как Баканов, Шеремет, Савицкая являются:
    сравнение;
    группировка;
    балансовый метод;
    графический способ;
    Индексный метод;
    Метод корреляционного и регрессионного анализа.
Сравнение – сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового; вертикальный сравнительный анализ, используемый для изучения структуры экономических явлений; трендовый анализ, применяемый при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики. Средние величины – исчисляются на основе массовых данных о качественно однородных явлениях. Они помогают определять общие закономерности и тенденции в развитии экономических процессов.
Группировки – используются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.)
Балансовый метод состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель.
Например, при анализе обеспеченности предприятия сырьем сравнивают потребность в сырье, источники покрытия потребности и определяют балансирующий показатель – дефицит или избыток сырья.
Графический способ. Графики являются масштабным изображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур. Графический способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации измерений.
Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятому в качестве базы сравнения. Статистика называет несколько видов индексов, которые применяются при анализе: агрегатные, арифметические, гармонические и т.д.
Использовав индексные пересчеты, и построив временной ряд, характеризующий, например, выпуск промышленной продукции в стоимостном выражении, можно квалифицированно проанализировать явления динамики.
Метод корреляционного и регрессионного (стохастического) анализа широко используется для определения тесноты связи между показателями не находящимися в функциональной зависимости, т.е. связь проявляется не в каждом отдельном случае, а в определенной зависимости.
С помощью корреляции решаются две главные задачи:
    составляется модель действующих факторов (уравнение регрессии);
?      дается количественная оценка тесноты связей (коэффициент корреляции).

2.3 Нормативно-правовое регулирование учета НДФЛ

В настоящее время ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на четырехуровневой системе нормативно-правовых актов.
Первый уровень — законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учете».
Второй уровень — Положения по бухгалтерскому учету (российские стандарты), утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, Правительством РФ.
Третий уровень — методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные документы. Подготавливаются и утверждаются они федеральными
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.