На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Малые предприятия и их развитие в современных условиях

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 

                   

Кафедра «Экономики, менеджмента  и маркетинга»
Факультет  «Менеджмента и маркетинга» 
                                                 Специальность «Бакалавр менеджмента» 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине Экономика предприятия
      Тема  12 «Малые предприятия и их развитие в современных условиях» 
 
 
 
 
 

                                                              Студент Сливаева Дарья Владимировна
                                                              Курс 2       № Группы 2БЭМ
                                                              Личное дело № 09флб02903
                                                              Преподаватель К.э.н., доцент 
                                                              Чернов Андрей Николаевич 
 

Уфа – 2011 

Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
    Сущность малых предприятий и их место в экономике России………5
    Технико-экономическая характеристика малого предприятия, особенности его создания и функционирования……………………...18
    Преимущества и проблемы малого предприятия, пути решения проблем…………………………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………..33
Список  литературы…………………………………………………………….35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Рыночная  экономика — это, прежде всего, экономика  свободного предпринимательства. С  переходом российской экономики  к рыночным формам хозяйствования все  большее число людей вовлекается  в предпринимательство.
     Изучение  этой темы значительно для развития малого предпринимательства в России, так как оно возродилось в нашей стране сравнительно недавно – в конце 1987 года, когда государство в лице законодательной власти благословило частную инициативу, или предпринимательство. Именно в 1987 году в СССР появились и стали активно развиваться кооперативы. Россия сделала выбор в пользу демократического общества, основанного на рыночных отношениях и власти закона и призванного обеспечить личную свободу граждан, существование без насилия, возможность каждому трудиться на себя. Однако новые экономические структуры и по сей день, переживают этап становления, несколько затянувшийся, по правде говоря.
     На  сегодняшний день в России произошло  осознание того, что малый бизнес не просто заполняет ниши, невыгодные для крупного капитала, а представляет самостоятельный перспективный сектор экономики.
     Именно  поэтому данная работа является актуальной, в ней раскрываются некоторые  аспекты деятельности предприятий  малого бизнеса, рассматривается сущность малых предприятий, особенности их развития в России.
     В экономике развитых западных стран  значительное место занимают малые  предприятия, число которых за последнее  время увеличилось и в Российской Федерации. К малым предприятиям в мировой практике относятся предприятия по величине таких критериев, как среднегодовое число занятых работников на предприятии, величина (объем) активов предприятия и ежегодный оборот. В Российской Федерации критерием отнесения предприятий к малым является численность всего персонала, как состоящего в штате, так и работающего, по гражданско-правовым договорам.
     Под субъектами малого предпринимательства  понимаются (ст.4 закона «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации») коммерческие организации со сравнительно небольшой средней численностью работников (в зависимости от вида деятельности) [6, c. 1]. Кроме того, закон налагает и ограничения на степень участия лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, в уставном капитале организации.
     Целью работы является анализ малого предприятия и его развитие в современных условиях.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    раскрыть сущность, виды, формы малого предприятия;
    приобрести практические навыки, проводя поэтапный анализ технико-экономической характеристики малого предприятия;
    раскрыть проблемы малого предприятия на конкретных примерах;
    разработка по совершенствованию деятельности малого предприятия.
     Объект  исследования – малое предприятие ООО «СтройМонтаж».
     Предметом исследования является процесс и проблемы функционирования малого предприятия.
     Субъект исследования – ООО «СтройМонтаж».
     Временной период исследуемой работы 2008 -2010 г.г. 
 
 
 
 

     1. Сущность малых  предприятий и  их место в экономике  России
     Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие. Законодательство о малом предпринимательстве должно регулировать общие вопросы деятельности малых предприятий независимо от их организационно-правовой формы. Сюда входят критерии малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и некоторые другие [7, с. 340]
     В соответствии с Федеральным законом  от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» «субъекты  малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям» [6, с. 3-4].
     К субъектам малого предпринимательства  относятся внесенные в единый государственный реестр юридических  лиц потребительские кооперативы  и коммерческие организации (за исключением  государственных и муниципальных  унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
     1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);
     2) средняя численность работников  за предшествующий календарный  год не должна превышать следующие  предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого предпринимательства до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
     3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого предпринимательства [6, с. 5].
     В 80-90% имеет место создание малого предприятия, основанного на частной  или смешанной (частной и государственной) форме собственности.
     В начале 1990 г. малые предприятия образовывались чаще отделением от государственных предприятий-учредителей. В 1991 г. малые предприятия создавались, как правило, в форме товариществ с ограниченной ответственностью. За первую половину 1991 г. многие коллективы реорганизовались в малые предприятия, основанные на частной долевой собственности [2, с. 53].
     Реже  встречаются малые предприятия  семейного типа. Во многом это можно  объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.
     В ряде случаев местные власти выступают учредителями малых предприятий (иногда совместно с другими предприятиями). Их вклад как учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых помещений на условиях аренды.
     Роль  малых предприятий в экономике  России все больше возрастает. Значительную помощь малому предпринимательству оказывают различные фонды поддержки предпринимательства. Развитие малых предприятий стимулируется налоговыми льготами при производстве товаров и услуг, льготным кредитованием, предоставлением оборудования по лизинговым договорам и другими мерами.
     Процесс создания в России малых предприятий  начался в 1988 г. Бурный рост их наблюдался в 1988-1994 гг., но в последующие годы их число существенно не изменилось. Если в 1995 г., по данным Госкомстата  РФ, число малых предприятий в стране составило 877,3 тыс., то на 1 января 2002 г. в российской экономике действовало 843,6 тыс. малых предприятий. По последним данным по итогам первого полугодия 2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года по всем показателям развития малого предпринимательства, за исключением оборота малых предприятий, отмечается негативная динамика. Такой вывод делается в докладе Национального института системных исследований проблем предпринимательства [4, с. 1].
     По  данным на 1 июля 2010 года, в России было зарегистрировано 219,6 тыс. малых предприятий, что на 3,6% меньше, чем по состоянию  на 1 июля 2009 года. Количество малых  предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,7 ед. и  составило 154,7 ед. [4, с. 2]
     За  последние годы не увеличилось число  малых предприятий и в общей  численности предприятий и организаций  страны. В России доля малых предприятий  в общем числе предприятий  составляет лишь 30,7%, тогда как в  странах — членах ЕС только микропредприятия составляют 90% общего числа предприятий. Неравномерно распределяется количество малых предприятий по экономическим районам России. Практический интерес представляют данные, характеризующие распределение числа малых предприятий по регионам страны. Так, на 1 января 2010 г. число малых предприятий в процентах к общему числу малых предприятий страны составляло [4, с. 3]: Северо-Западный округ — 14,5%; Центральный округ — 36,7; Поволжский округ — 15,0; Уральский округ — 6,6; Сибирский округ — 11,8; Дальневосточный округ — 4,7; Южный округ — 9,7% (Рисунок 1).
     В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий включен  как один из важнейших в программу  демонополизации народного хозяйства  страны. Здесь предусмотрено как  принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:
     • выделение самостоятельных производственно-хозяйственных блоков;
     • выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий;
     • создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий.
     Таким образом, малые предприятия можно образовывать, во-первых, выделением структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений, во-вторых, на акционерных началах. Последний путь в современных условиях перехода к рынку и создания рыночной инфраструктуры является оптимальным.
     Малые предприятия могут учреждаться совместно с государственными, общественными, кооперативными предприятиями, частными лицами, а также организациями других форм собственности. 

     
     Рисунок 1. Число малых предприятий в процентах к общему числу малых предприятий страны (по округам) по состоянию на 01.01.2010 года 

     Развитие любой формы предпринимательства зависит в основном от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений.
     Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях предприятий и организаций отраслей экономики и роль малого предпринимательства в экономике страны, как правило, определяется следующими факторами:
    численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики;
    вкладом малых предприятий в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);
    вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и региональных бюджетов;
    ростом численности на малых предприятиях занятого трудоспособного населения, вкладом в решение проблемы сокращения числа безработных;
    насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услугами), лучшим удовлетворением потребностей населения;
    навыками дееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опыта управления предприятиями и др.
     Деятельность малых предприятий характеризуется более высокой производительностью труда, особенно малых предприятий промышленности, транспорта, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка и малых строительных предприятий. Во всех указанных сферах производительность труда в 2009 г. была выше среднероссийского уровня, что свидетельствует о высокой эффективности использования работников малых предприятий. На малых промышленных предприятиях производительность труда превысила среднюю производительность, достигнутую в промышленности, на 30%.
     Малые предприятия страны вносят значительный вклад в производство продукции (работ, услуг). Только за 2009 г. всеми малыми предприятиями произведено продукции (работ, услуг) в фактических ценах на сумму 852 705,2 млрд. руб., что составило 6% общего объема произведенной в России продукции (работ, услуг).
     Более половины продукции произведено за счет хозяйственной деятельности малых предприятий промышленности и строительства. Особенно высок удельный вес продукции малых предприятий торговли и общественного питания. Так, по итогам 2009 г. на долю малых предприятий Москвы в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании приходилось 44% розничного товарооборота и 73% объема бытовых услуг.
     Малые предприятия более эффективно используют имеющиеся у них факторы производства (основные фонды, сырье, материалы, топливо, энергию и рабочую силу), поэтому, как правило, имеют более высокую рентабельность продукции (работ, услуг) и затрат по сравнению с соответствующей отраслевой. В 2009 г. особенно успешно функционировали малые предприятия жилищно-коммунального хозяйства и непроизводственных видов бытового обслуживания населения, на которых на каждый вложенный рубль приходилось 24 коп. прибыли и 34 коп. прибыли на каждый рубль выпущенной продукции. В отдельных регионах страны малые предприятия вносят значительный вклад в формирование федерального бюджета.
     Малые предприятия испытывают большую потребность в инвестициях, поэтому государство и региональные органы власти должны оказывать малым предприятиям помощь в получении инвестиций, необходимых для их развития.
     Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями [1, с. 340-344].
     Основная проблема малых предприятий – недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании широкого нового сектора народного хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор у нас в существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, требующегося для того, чтобы начать собственное дело. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и, к тому же, крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.
     Положение едва ли может серьезно измениться в позитивную сторону, если не перейти, наконец, от слов к делу в общественной поддержке конструктивного малого бизнеса. На существенный рост имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов, по крайней мере, в ближайшее время, нет оснований рассчитывать. Но гораздо лучше применить эти ресурсы наверняка можно. Для этого требуется тщательно выверенная последовательно проводимая в жизнь система селекции, позволяющая предоставлять ощутимые приоритеты тем, кто более полезен обществу. В целом на сегодня это означает предпочтение сферы производства сфере обращения при детальной дифференциации самого производства, причем не застывшей раз и навсегда, а весьма динамичной, на основе грамотного изучения общественного спроса, происходящих в нем подвижек и намечающихся тенденций.
     В соответствии с такой исходной установкой должны конструироваться механизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей народа при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства.
     Следующая проблема — это та законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство (Гражданский Кодекс РФ, Федеральные законы), но трудность, однако, в том, что, во-первых, нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий; во-вторых, имеющиеся разрозненные, с данной точки зрения, установления претворяются в жизнь далеко не полностью. Проблема правовой основы малого предпринимательства, в конечном счете, будет убедительно решена тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это, конечно, никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса.
     Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий. Нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.
     Материально-техническое обеспечение малых предприятий осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малых предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.
     Еще одна важная проблема — кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что «урожденных» предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу, во-вторых, что и им требуется приобрести определенный объем знаний. Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит не лучшим образом.
     Круг не простых проблем связан и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях нынешнего переходного периода оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям — новому социальному слою — тем более.
     Опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, что поступательное развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:
    формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
    расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
    приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям; содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
    привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;
    создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
    более эффективное использование творческих способностей людей, что способствует раскрытию их талантов, освоению различных видов ремесел, народных промыслов;
    вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство представляет определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
    формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);
    активизация научно-технического прогресса;
    освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
    содействие деятельности крупных предприятий путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создания вспомогательных и обслуживающих производств;
    освобождение государства от низко рентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.
     Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.
     В целях развития малого предпринимательства как важнейшей сферы российской экономики, повышения обеспеченности инвестиционными ресурсами малых предприятий и реализации механизма взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 1996 году в нашем государстве был издан Указ Президента РФ «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации», в соответствии с которым поддержка малого предпринимательства считается важнейшей задачей государственной политики, направленной на создание благоприятных условий для развития инициативы граждан Российской Федерации в этой области. В соответствии с данным правовым актом в России государственная поддержка малых предприятий осуществляется по следующим направлениям [5, с. 1-3]:
    формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
    создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
    установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
    поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
    организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
     Государство проблемы малого бизнеса не оставило без внимания и при составлении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р). Цель разработки данной Концепции - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе. Указанная Концепция предполагает реализацию следующих мер по отношению к малому бизнесу [8, с. 14-17]:
    поддержка образования новых компаний и новых видов бизнеса, основывающихся на инновациях, стимулирование развития малого бизнеса;
    снижение инвестиционных и предпринимательских рисков за счет защиты прав собственности и повышения предсказуемости экономической политики государства, обеспечения макроэкономической стабильности, развития финансовых институтов;
    улучшение условий доступа организаций к долгосрочным финансовым ресурсам, развитие финансовых рынков и других институтов, обеспечивающих трансформацию сбережений в капитал;
    повышение договороспособности организаций и прозрачности ведения бизнеса, развитие самоорганизации предпринимательского сообщества;
    обеспечение высокого качества государственного администрирования в сфере экономики;
    содействие развитию малого и среднего бизнеса в целом.
     В рамках реализации содействия развитию малого бизнеса государство планирует осуществить ряд мер институционального характера. Они включают развитие инфраструктуры поддержки новых предприятий в рамках бизнес-инкубаторов, технопарков и промышленных парков, упрощение для малых предприятий доступа к покупке и аренде недвижимости, расширение системы микрокредитования, сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса, снижение издержек бизнеса, связанных с этими мероприятиями, ужесточение санкций в отношении сотрудников контрольных и надзорных органов, допускающих нарушения порядка проведения проверок, признание недействительными результатов проверок в случае грубых нарушений при их проведении, значительное сокращение внепроцессуальных проверок со стороны правоохранительных органов.
     Конечно, все из вышеперечисленных мер, могут быть достаточно эффективными при правильном подходе к их реализации.
     Стоит отметить, что теоретические вопросы государственной поддержки малого бизнеса регулярно рассматриваются на том или ином заседании Правительства России, а также на международном уровне. К примеру, одной из центральных тем открытия саммита G20 в Сеуле, стало состояние малого бизнеса. Президент России Дмитрий Медведев заверил коллег и представителей международных деловых кругов, что в России будут приниматься меры по улучшению положения малого и среднего бизнеса. Он признал, что в результате финансового кризиса этот сектор сильно пострадал, в том числе потому, что правительство направляло финансовую помощь преимущественно крупным стратегическим предприятиям [3, с. 1-2]. 

2. Технико-экономическая  характеристика малого  предприятия, особенности  его создания и  функционирования
     В данной работе будет рассмотрено торговое предприятие «СтройМонтаж». Предприятие находится в Омске по адресу: ул. Пушкинская, 12. Предприятие было образовано в 1998 году в виде ЧП, затем реорганизовано на основании учредительного договора от 5.02.2002 года одним учредителем с суммой уставного капитала в размере 10000 тыс. руб. Сейчас по своей организационно-правовой форме оно является обществом с ограниченной ответственностью. ООО «СтройМонтаж» действует на основании Устава.
     Миссия  организации – предоставление людям качественных товаров в ассортименте и по ценам достаточным для постоянного наращивания экономического потенциала предприятия.
     Основной вид деятельности ООО «СтройМонтаж»- коммерческая, торгово-закупочная деятельность товарами народного потребления.
     ООО «СтройМонтаж» занимается продажей следующих видов товара:
    строительные материалы;
    отделочные материалы;
    моющие средства;
    оргтехника;
    бытовая техника;
    посуда;
    велосипеды, санки и пр.
     Режим работы ООО «СтройМонтаж»:
Понедельник-пятница  с 9 часов до 18 часов;
Суббота и воскресенье с 9 часов до 14 часов.
Управление  персоналом.
     Под персоналом понимается совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация.
     По  численности работающих ООО «СтройМонтаж» является микропредприятием.
     На  предприятии работают 12 человек:
    заведующий магазином;
    бухгалтер;
    товаровед;
    продавцы – 5 чел;
    грузчики – 2 чел;
    водитель;
    уборщица.
     Все права и обязанности работодателя и работника соблюдаются согласно Трудовому кодексу РФ (ст.63-250) и отражены в трудовом договоре с работником.
     Рассмотрим  численность, состав, структуру персонала. Анализ приведен в таблице 1.
     Таблица 1-Анализ структуры трудовых ресурсов по категориям персонала.
Показатели 01.01.2008г. 01.01.2006г. 01.01.2010г. Абсол. изменение, чел.(2008 к 2010) Темп  изменения, % (2008 к 2010)
Чис-ть, чел. Уд. вес, % Чис-ть, чел. Уд. вес, % Чис-ть, чел. Уд. вес, %
Среднесписочная численность персонала, всего 15 100 14 100 13 100 -2 86,66
Административно-управленческий персонал 5 33,33 4 28,57 4 30,76 -1 80,00
Продавцы 6 40,00 6 42,85 5 38,46 -1 83,33
Грузчики 2 13,33 2 14,28 2 15,38 0 100
Водитель 1 6,66 1 7,14 1 7,69 0 100
Уборщица 1 6,66 1 7,14 1 7,69 0 100
 
     При возникновении необходимости подбора  нового сотрудника администрация пользуется услугами СМИ, кругом знакомых. При  приеме на работу человек получает вводный инструктаж. Оговариваются  условия труда и размер оплаты труда. Устанавливается испытательный срок на 3 месяца.
     Формы оплаты труда утверждены положением об оплате труда работников ООО «СтройМонтаж». При оплате труда применяются месячные оклады. Для правильного начисления оплаты труда работникам, большое значение имеет учет отступлений от нормальных условий работы. Поэтому к основной зарплате, согласно действующему трудовому законодательству РФ, в ООО «СтройМонтаж» предусмотрены следующие надбавки и доплаты:
    оплата за работу в праздничные дни;
    оплата труда за работу в сверхурочное время.
Характеристика  внутренней среды.
     На  предприятии ООО «СтройМонтаж» линейная система управления.
     Линейная  организационная структура - строго иерархически организованна, характеризуется  разделением зон ответственности  и единоначалием. В связи с  тем, что количество работников на предприятии небольшое, то подтип линейной организационной структуры плоский, т. е. минимум иерархических уровней. Форма управления – смешанная: бюрократическо-авторитетная. Решения принимаются вышестоящим руководителем в соответствии с имеющимися у него правами и полномочиями. Решения принимаются простыми методами. Делегирование полномочий ограничено.
     Характеристика  внешней среды.
     Основными поставщиками продукции для ООО «СтройМонтаж» являются следующие предприятия города Омска:
     ООО «Росбыттехника»;
     ООО «Клен-престиж» (бытовая техника);
     ООО «Домотехника»;
     ИП  «Градис» (замки, крючки и т.п.);
     ООО «АДК» (сантехника);
     Сотруднечество с данными организациями основано на взаимовыгодном партнерстве. Оно проявляется в предоставлении скидок, подарков, рекламного оборудования.
     Основными потребителями продукции являются жители города.
Основные  конкуренты:
     ООО «Дизайн»: бытовая техника, строительные материалы и т.п.;
     ЗАО ОРК «Хелми»: бытовая техника, косметика, аптечные препараты, продукты;
     ООО «Эльдорадо»: бытовая техника.
     Банки, с которыми сотрудничает ООО «СтройМонтаж»: филиалы Россельхозбанка, Сбербанка.
     Система налогообложения, по которой работает ООО «СтройМонтаж»: упрощенная система налогообложения в форме единого налога на доход или выручку малых предприятий (Закон 1995г.).
     В начале своей деятельности в организации  работало всего 2 человека. Директор сам  ездил за товаром, сам разгружал  и подменял продавца, когда у последнего был выходной. Помещение под торговлю арендовали. Всего 50 кв. м. Сейчас в собственности ООО «СтройМонтаж» находится помещение общей площадью 295 кв.м. В состав здания входят: торговые и складские помещения, административные помещения, бытовые помещения для персонала. Из них торговая площадь- 175 кв.м., 120 кв.м. –
складские помещения. К административным помещениям причисляют кабинет директора и бухгалтерию. К бытовым помещениям относят раздевалку для персонала, туалетную комнату, столовую.
     На  предприятии ООО «СтройМонтаж» информационная система состоит из электронной базы данных (1С:Бухгалтерия, 1С:Зарплата, стандартные пакеты программ Office – Word, Excel) и устной формы донесения информации.
     Рассмотрим  структуру затрат на производство продукции. Результаты представим в таблице 2. Из данных таблицы следует, что наибольший удельный вес в структуре затрат составляют расходы на оплату труда (35,84%) и амортизация основных средств (21,60%). На втором месте по удельному весу расходы на содержание помещения и на социальные нужды. Уменьшились расходы на рекламу в 2009 году по сравнению с 2007 годом. Это связано с тем, что ООО «СтройМонтаж» в 2007 г. установил несколько рекламных щита перед въездом в город.
     В общем следует отметить, что в структуре затрат за 2007-2009 г.г. значительных изменений не произошло.
     Таблица 2 – Анализ состава и структуры затрат на производство и реализацию продукции.
Показатель 2007 год 2008 год 2009 год Изм. 2009 к 2007
Тыс. руб. Уд. Вес, % Тыс. руб. Уд. Вес, % Тыс. руб. Уд. Вес, % Абсолют. Относит.
Транспортные  расходы 100,10 4,85 115,00 5,69 157,30 7,23 +57,2 +2,38
Заработная  плата 690,00 33,48 720,00 35,63 780,00 35,84 +90 +2,36
Отчисления  на соц. нужды 180,00 8,77 189,00 9,35 254,00 11,67 +74 +2,90
Амортизация осн. средств 640,20 31,07 530,56 26,26 470,29 21,60 -169,91 -9,47
Расходы на содержание помещения 295,00 14,32 307,00 15,19 320,00 14,69 +25 +0,37
Расходы на топливо, электроэнерг. 40,17 1,95 65,28 3,23 86,30 3,96 +46,13 +2,01
Расходы на рекламу 45,70 2,22 1,40 0,06 1,260 0,06 -44,44 -2,16
Прочие  расходы 69,00 3,34 92,40 4,57 107,90 4,96 +38,9 +1,62
Итого затрат 2060,17 100 2020,64 100 2177,05 100 +116,88 +0,01
 
Проведем  анализ основных средств, их динамики и структуры.
Таблица 3 – Анализ наличия и структуры основных фондов
Показатели На 01.01.2008 На 01.01.2009 На 01.01.2010 Отклонение 2009 к 2008 Отклонение 2010 к 2009
Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % По сумме По уд. Весу По сумме По уд. весу
Здания 4461,0 87,88 4925,0 90,03 5520,0 88,84 +464 +2,15 +595 +1,19
Машины, оборудование 173,0 3,40 130,0 2,37 197,0 3,17 -43 -1,03 +67 +0,8
Транспортные  средства 373,0 7,34 330,0 6,03 397,0 6,38 -43 -1,31 +67 +0,35
Другие  виды 69,0 1,35 85,0 1,55 99,0 1,59 +16 +0,2 +14 +0,04
Итого 5076 100 5470 100 6213 100 +394 0,00 +743 0,00
 
     Из  таблицы 3 следует, что за отчетный период произошли изменения в наличии  и структуре основных средств. Сумма  их увеличилась на 1137 тыс. руб. Большое  значение имеет анализ движения и  технического состояния основных производственных фондов, который проводиться по данным бухгалтерской отчетности. Проведем анализ на примере одного временного промежутка, а именно за 2009 год.
     Таблица 4 – Динамика структуры производственных фондов за 2009 г.

и т.д.................


Показатели Наличие на начало 01.01.2009 г. Поступило за отчетный период(2009 г.) Выбыло за отчетный период(2009 г.) Наличие на конец 31.12.2009
Здания 4925,0 735,0 140 5520,0
Машины,оборудование 130,0 71,0 4 197,0
Транспортные  средства 330,0 115,0 48 397,0
Другие  виды 85,0 43,0

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.