Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Утопический социализм

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 12.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Утопический социализм - мечтания, проекты и учения о коренном преобразовании общества на социалистич. началах, не опирающиеся на знание объективных законов обществ. развития и его движущих сил. Понятие «У. с.» происходит от названия соч. Т. Мора «Утопия» (1516). «...Первоначальный социализм был утопическим социализмом. Он критиковал капиталистическое общество, осуждал, проклинал его, мечтал об уничтожении его, фантазировал о лучшем строе, убеждал богатых в безнравственности эксплуатации. Но утопический социализм не мог указать действительного выхода. Он не умел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества» 
         Большое значение для становления У. с. имело  социальное учение раннего христианства, проповедовавшее общечеловеческое равенство и братство людей, евангельский идеал общинного патриархального  строя с потребительским коммунизмом  в быту. Однако христианство направило  утопическую мысль в русло  религиозной утопии.
                 В ср. века идейной оболочкой  борьбы трудовых низов против  эксплуатации стали хилиастические упования (см. Хилиазм) религ. еретич. сект, которые объявляли источником гнёта и социального неравенства отступничество церкви и господствующих классов от идеалов первоначального христианства.
                 В идеях У. с. 16 в. содержались  уже первые элементы критики  нарождавшегося бурж. общества и сознание того, что осуществление гуманистич. идеалов требует подлинно человечного, коммунистич. общества. В ком-мунистич. утопиях Мора и Кампанеллы У. с. сделал важнейший шаг вперёд от идеи общности потребления к идее обществ. собственности и организации хоз. жизни общества как единого целого, к признанию важнейшей роли гос. власти в утверждении основ разумного обществ. строя.
         Франц. У. с. эпохи Просвещения на основе требований разума и «естеств. права» критиковал бурж. общество и утверждал необходимость коммунистич. общества как единственно рационального и отвечающего равному праву всех людей на свободу и пользование жизненными благами.
         Материалистич. и атеистич. «Завещание» франц. уто-пич. коммуниста Мелье призывало крестьян к рево-люц. ниспровержению феодализма и к переустройству общества. В сер. 18 в. Мабли и Морелли выступили с рационалистич. проектами коммунистич. общества, осуществляющего принципы «совершенного равенства» всех людей и права на труд.
         Великая францреволюция принесла с собой революционизирование идей У. с.
         Решающий  перелом в развитии коммунистич. идей осуществил Г. Бабёф, выработавший программу «Заговора во имя равенства» с практич. задачей свершения коммунистич. революции и впервые обосновывавший необходимость революц. диктатуры. Бабувизм строил идеал коммунистич. общества как аграрного и ремесленного, с мелким производством на основе ручного труда и проповедовал полную уравнительность и всеобщий аскетизм.
                 К важнейшему историч. рубежу в развитии У. с. подошли в нач. 19 в. великие социалисты-утописты Сен-Симон, Фурье и Оуэн. Они создали новое направление критико-утолич. социализма и коммунизма, вскрыли царящую при капитализме анархию производства, противоположность частнособственнич. интересов интересам общества
         Критико-утопич. социализм в своих произвольных историч. конструкциях утверждал вместе с тем понимание закономерности смены форм собственности и основанных на них форм производства в постулат. развитии человечества; он видел первоочередную задачу обществ. преобразования в создании крупного обществ. производства, основанного на свободном труде и планомерно применяющего достижения науки и техники. Преодолевая представление о всеобщем аскетизме и уравнительности при социалистич. строе, критико-утопич. социализм выдвинул социалистич. принцип распределения по способностям и изобразил будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеч. потребностей и расцвет личности.
           Высказав ряд гениальных догадок  и зародышевых концепций материалистич. историзма, Сен-Симон, Фурье, Оуэн и их ученики всё же не сходили с почвы идеа-листич. мировоззрения. Они считали конечной движущей силой обществ.-историч. развития смену религ. и нравств. идей общества, не понимали решающей историч. роли классовой борьбы и видели в пролетариате лишь страдающий класс. Для укрепления сотрудничества пролетариата и буржуазии критико-утопич. социализм возрождал религ. идеи. «Значение критически-утопического социализма и коммунизма,— писали К. Маркс и Ф. Энгельс,— стоит в обратном отношении к историческому развитию. По мере того как развивается и принимает все более определенные формы борьба классов, это фантастическое стремление возвыситься над ней, это преодоление ее фантастическим путем лишается всякого практического смысла и всякого теоретического оправдания. Поэтому, если основатели этих систем и были во многих отношениях революционны, то их ученики всегда образуют реакционные секты» (Соч., т. 4, с. 456). Подобными сектами стали сенсимонизм (Б. П. Анфантен, С. А. Базар и др.), фурьеризм (В. Консидеран) и оуэнизм. 

         1. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление получило широкое  распространение в философии  Франции во второй половине XVIII — начале XIX вв. 

         Представители данного направления жестко критиковали  существующий общественно-экономический  и политический строй, выдвигали  проекты построения нового общества и государства, основанного на общественной собственности, где торжествует  идея справедливости, понимаемая социалистами-утопистами как всеобщее равенство. Социалистическо-утопические (коммунистические) идеи нашли поддержку  среди широких слоев простого народа Франции накануне и во время  Великой французской революции 1789 - 1794 гг.  
     
     

         МАБЛИ  Габриель Бонно де (14.03.1709 - 23.04.1785), - французский утопический коммунист, политический писатель, историк. Родился в дворянской семье, учился в иезуитском колледже и в семинарии, затем отказался от духовной карьеры и четыре года (с 1742г.) прослужил в Министерстве иностранных дел. В 1746г. оставил государственную службу и посвятил дальнейшую жизнь научным занятиям.
         В основе взглядов Мабли на общество лежали теории общественных договора и естественного права. Первоначально, Мабли утверждал, что общественная жизнь была основана на коллективном владении землей. Этот строй был разрушен в результате возникновения частной собственности, которая явилась основным источником всех несчастий, угнетающих человечество. Скромная жизнь при общности имуществ создает добродетельных и счастливых людей. Коммунизм Мабли - это аскетический коммунизм. Он считал, что восстановить прежнюю "систему общности" невозможно. В обществе, разделенном на богатых и бедных, нет силы, способной осуществить общественный идеал. Практически можно лишь уменьшить имущественное неравенство. Мабли считал, что народ - "носитель верховной власти". Он имеет право выступать против властей, если они нарушают права граждан на свободу и счастье. Мабли оправдывал революции и гражданские войны, когда они направлены против насилия и деспотизма. Также он был сторонником республиканского строя, но считал, что путь к республике должен быть постепенным. В странах с давним монархическим строем он допускал сохранение монархии при условии лишения короля реальной власти и сосредоточения ее у представительных учреждений. Положительно оценив американскую конституцию 1784г., Мабли осудил имущественное неравенство в США.
         Мабли написал две работы, посвященные изучению истории - "Об изучении истории" ("De l'etude de l'histoire") и "О том, как писать историю" ("De la maniere d'ecrire l'histoire"). Mабли не видел в истории закономерного процесса. Ориентиром для историка, по его мнению, должно служить знание естественного права и законов политики, основанных на законах природы. Это дает мерило для оценки исторических фактов. "История, - писал Мабли, - должна быть училищем морали и политики"; она свидетельствует против самовластия и погони за материальными благами, в пользу такого политического строя, где беспристрастные законы, гражданское равенство, умеренный достаток для всех, демократическое устройство управления обеспечивают благоденствие наций и крепость государства.
         Произведения  Мабли способствовали идеологической подготовке французской буржуазной революции конца 18 в. На коммунистические  идеи Мабли ссылались Бабёф и Буонарроти. Мабли был хорошо известен и в России. Одно из его произведений было переведено на русский  язык Радищевым ("Размышления о греческой истории или о причинах благоденствия и несчастия греков", СПБ, 1773; опубликован также в книге: А. Н. Радищев, Поли. собр. соч., т. 2, М.-Л., 1941).
         В историю обществ. мысли Мабли вошел прежде всего как один из ранних представителей утопического коммунизма. 

• подвергал  суровой критике философию Просвещения  в целом (называл свое время "веком  болтовни и парадоксов"); 

• отвергал и материализм, и деизм; 

• считал, что  атеисты, материалисты, деисты (а к  их числу принадлежало большинство  философов — современников и  соотечественников Мабли) слишком схематично, механически подходят к изучению окружающего мира и человека, убивают душу народа, практически не уделяют никакого внимания морали; 

• главным  назначением философии считал распространение  морали и нравственности; этой же цели должна быть подчинена сильная, поддерживаемая государством, широко распространенная религия; 

• был сторонником  идеи дуализма Декарта, согласно которой  человек совмещает в себе как  материальное (телесное) начало, так  и духовное, — отсюда большое  влияние на поступки и поведение  людей, по Мабли, оказывают страсти, любовь к себе, стремление избежать неприятностей, тяга к удовольствиям; 

• считал, что  сама природа человека заставляет его  жить сообща с другими людьми - в  обществе; 

• видел  в первобытнообщинном строе, где  все было общим, а деятельность людей  направлена на обеспечение себя и  соплеменников (а не на обогащение), золотой век человечества; 

• был сторонником  идеи о том, что причиной гибели первобытного коммунизма, "золотого века человечества", а также причиной всех несчастий  и противоречий в обществе явилось  возникновение частной собственности  и разделение людей на классы; 

• идеалом  общества видел первобытнообщинный коммунизм, призывал возвратиться к  обществу без частной собственности, без деления на классы, без оторванной от народа власти, где торжествовали  бы равенство, справедливость, братство людей; 

• одновременно считал, что его идеалы неосуществимы  на практике, частная собственность  вечна и неуничтожима, классовое  разделение будет всегда, а народ  не сможет подняться на восстание  в силу своей забитости, а даже если и свергнет существующий строй, то в силу человеческой природы, страстей, стремлению к наживе и т. д. не сумеет удержаться в рамках коммунизма. 
 

МОРЕЛЛИ - франц. просветитель, философ-деист, утопич. коммунист 18 в. Достоверных биографич. данных о М. не сохранилось (наиболее авторитетные исследователи – Волгин, Ж. Шинар – склоняются к мысли о реальном существовании М.); имя М. стояло на трех книгах, изданных в 1743–48 в Париже и Амстердаме (см. соч.); в 1751–78 вышло пять анонимных работ, ряд указаний в к-рых позволяет приписать их автору, выступившему под именем М.
Основываясь на локковском сенсуализме, М. в двух первых работах, объединенных под назв. "Естественные принципы воспитания" ("Principes naturels de l'education"), рассматривал человека как чувствующее существо, созданное для счастья, заключающегося в удовлетворении его страстей и потребностей. Эти потребности можно удовлетворить только в результате совместного с др. людьми труда; т.о., к образованию общества и развитию солидарности приводит необходимость. В естеств. состоянии люди владеют всем сообща; живя семьями, они любят друг друга, как братья. Рост населения, расселение привели к ослаблению сознания родства всех людей. Воцарились вражда и распри, возникла частная собственность. Неразумные законодатели освятили сложившиеся отношения, их законы сами стали источником бедствий общества. Но страдания людей не были напрасны. М. – оптимист, для него не существует абсолютного зла в физич. и нравств. мире; то, что представляется поверхностному взгляду злом, есть необходимый элемент общей гармонии Вселенной, установленной богом (М. близок в этом к Лейбницу, его теодицее). Разделяя теологич. взгляд на историю, М. считал, что провидение, заставив людей испытать все беды, привело их к открытию той истины, что соответствующее природе состояние равенства является наилучшим. После того как мудрецами открыты и разъяснены естеств. принципы общества, они постепенно становятся принципами воспитания, к-рое М. (предвосхищая Гельвеция) считал всемогущим; затем просвещенный законодатель придает им силу законов. М. не понял необходимости революц. борьбы нар. масс для преобразования общества. В поисках наиболее совершенной политич. формы М. переходил от идеи абсолютной монархии к идее патриарх, демократии (см. "Государь"– "Le prince...", t. 1–2, 1751 и "Базилиада" – "Naufrage des isles flottantes ou Basiliade du celebre Pilpai", 1753). В своем осн. произв. "Кодекс природы" ("Code dela nature, ou le veritable esprit de ses loix, de tout temps neglige ou meconnu", 1755; [ed. F. Villegardelle ], P., 1841; [ed. E. Dolleans ], P., 1910; [ed. G. Chinard, P. ], 1950; в рус. пер. 1921, 1938, 1947 и 1956; два последних с предисл. В. П. Волгина и комментариями Р. Б. Шуваевой) М., критикуя феод. строй, социальное и имуществ. неравенство, опираясь на труды Мора, Кампанеллы, Д. Вера-са, Гедвиля, Мелье, не только нарисовал картину коммунистич. общества, но и дал разработку законодательства этого общества. К осн. законам М. относил следующие: "1. В обществе ничего не будет принадлежать отдельно или в собственность кому бы то ни было, кроме тех вещей, которые каждый употребляет для удовлетворения своих потребностей, для удовольствий, или для своего повседневного труда (М. исходил здесь из представлений о ремесл. производстве, при к-ром орудия труда неразрывно связаны с личностью работника. – В. К.). 2. Каждый гражданин будет должностным лицом, обеспеченным работою и получающим содержание на общественный счет. 3. Каждый гражданин будет содействовать, со своей стороны, общественной пользе сообразно своим силам, дарованиям и возрасту" ("Кодекс природы", М.–Л., 1947, с. 202). Коммунистич. общество в изображении М. строго централизовано и образует единую экономич. организацию, базирующуюся на обществ. собственности. В нем не существует ни обмена, ни продажи. Все граждане получают необходимые им продукты в "общественном магазине" (см. тамже, с.206– 207). Верховный сенат, обладающий абсолютной властью, на основании учета ресурсов и потребностей общества устанавливает объем производства продуктов и число работников каждой профессии. Преодоление противоположности между городом и деревней М. видел в обязательности с.-х. труда для всех граждан в возрасте 20–25 лет. Образование соединено с производит. трудом. Однако проблема преодоления противоположности умств. и физич. труда, как и проблема воспитания гармонически развитой личности, еще не находит удовлетворительного решения у М., т.к. общее образование весьма элементарно и сводится в основном к изучению законов и моральных обязанностей, и лишь немногие, наиболее одаренные дети имеют возможность заниматься наукой и иск-вом. Для остальных граждан эта возможность открывается только по достижении 30-летнего возраста. Экономич. и административной единицей общества является крепкая патриархальная семья. Обществ. должности замещаются в порядке очередности (М. отвергал выборность, как нарушающую равенство) отцами семейств, достигшими 40-летнего возраста; остальные члены общества фактически исключены из политич. жизни. Эта социальная структура не подлежит изменению и устанавливается на вечные времена как выражение абсолютной истины, соответствующей порядку природы и разума. М. предусматривал создание свода моральных и филос. истин, изменять к-рые запрещено. Сторонник деизма, М. отвергал существующие религии как вредные суеверия, считал необходимым создание гос-вом "естественной религии" и предлагал положить в основу философии коммунистич. общества положение о том, что существует всеблагой, всемогущий, но непостижимый бог. Черты историч. ограниченности воззрений М. (уравнительские тенденции, непоследова-тельность применения демократич. принципов, установление границ прогресса общества и познания – он считал непостижимой природу человеч. способностей, неприятие материализма и атеизма) не могут заслонить главного у М. – предвосхищения нек-рых черт коммунистич. общества.
Работы М. были почти  незамечены современниками, но "Кодекс природы" оказал большое влияние на идеологию бабувизма (см. Бабёф) и на франц. утопич. коммунистов 1-й пол. 19 в. (КабеДезами). 
 
 
 
 

     ОУЭН (Owen) Роберт (14 мая 1771, Ньютаун, Уэльс —17 ноября 1858, тамже)—английский социальный утопист.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.