Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Налоги и налоговая система РФ

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
РЕФЕРАТ 
 

Налоги  и налоговая система  Российской Федерации
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2011
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
    Понятие, сущность и виды налогов……………………………………..4
    Функции налогов………………………………………………………....9
    Понятие налоговой системы Российской Федерации…………………13
    Принципы и методы налогообложения в Российской Федерации…..18
Заключение………………………………………………………………………22
Список  литературы……………………………………………………………...23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
     Налоги  и налоговая система - это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую  деятельность и позволяющей проводить  эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России.
     В течение ряда нескольких последних  лет Российская Федерация переживает экономический кризис, поэтому благоприятная  налоговая атмосфера сейчас востребована как никогда.
     В настоящее время практически  всеми признается, что эффективная  реформа налоговой политики и  системы налоговых органов в  стране - ключевой фактор успеха в деле перевода экономики на рыночные рельсы.
     Проблема  налогов - одна из наиболее сложных  в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической  реформы. Пожалуй, нет сегодня другого  аспекта реформы, который подвергался  бы такой же серьезной критике  и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа  и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система  это важнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит  успех экономической сферы.
     Цель  данной работы – изучить сущность налогов и налоговой системы Российской Федерации.
     В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи:
    дать определение понятию налоги, установить их классификацию,
    описать функции налогов (налогообложения),
    рассмотретьсущность налоговой системы Российской Федерации,
    рассмотреть принципы, формы и методы налогообложения.
 
    Понятие, сущность и виды налогов
 
     Налог как основная форма доходов государства  присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного  типа хозяйствования. Доходы государства  безотносительно к конкретно-историческим системам представляют собой совокупность средств, находящихся в собственности  государства и создающих материальную базу для выполнения его функций. Иначе говоря, функционирование государства  предполагает объективную необходимость  существования налогов.
     В первой части Налогового кодекса  Российской Федерации дано определение  налога, согласно которому «под налогом  понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового  обеспечения деятельности государства  и (или) муниципальных образований».
     Прежде  чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных  или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога. Элементы налога - это принципы построения и организации налогов. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно (статья 17 НК РФ):
    объект налогообложения;
    налоговая база;
    налоговая ставка;
    налоговый период;
    порядок исчисления налога;
    порядок и сроки уплаты налога.
     Кроме того, к элементам налога также  можно отнести налогоплательщиков, являющиеся организациями и физическими лицами, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
     Объект  налогообложения (статья 38 НК РФ) - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
     Каждый  налог имеет самостоятельный  и прямо названный в законе объект налогообложения.
     Для того чтобы исчислить налог, недостаточно определить ее объект, необходимо рассчитать налоговую базу. Она служит для  количественного измерения объекта  налога. Таким образом, налоговая база - это количественная оценка объекта налогообложения. Для ее получения необходимо выбрать единицу обложения - единицу измерения объекта налога. На практике используются денежные (рубли) и натуральные (лошадиная сила) единицы обложения.
     Часто бывает, что налогом облагается не весь объект, а только часть его. Кроме того, некоторые виды деятельности или категории налогоплательщиков могут быть освобождены от уплаты налогов. Все это определяется налоговыми льготами. Налоговые льготы – предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере.
     Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.Если налоговую базу умножить на налоговую ставку, то в результате получим величину, которая называется налоговым окладом.
     Налоговый период – это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база, и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (статья 55 НК РФ). Налоговым периодом может быть квартал, месяц, год и др.
     Что касается порядка исчисления налога, то, как правило, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Но в случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена  на налоговый орган или налогового агента (статья 52 НК РФ).
     Срок  уплаты налога - это период времени, когда налог вносится в бюджет или внебюджетный фонд. Срок уплаты налога определяется календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено (статья 57 НК РФ).
     Налоги  можно классифицировать по следующим  признакам:
    По способу изъятия:
    прямые налоги — это налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которым служат основанием для обложения),
    косвенные налоги — это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ и услуг), при этом включаемые в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге конечным потребителем (налог на добавленную стоимость (НДС), таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и др.).
     Косвенные налоги наиболее желанны для фискальных целей государства, так как они  наиболее просты в аспекте их взимания, достаточно сложны для налогоплательщиков в плане уклонения от их уплаты. Кроме того, эти налоги обеспечивают определенную устойчивость налоговых поступлений даже в условиях экономического спада.
    По принадлежности к уровню власти:
    федеральные,
    региональные,
    местные.
     Данная  классификация единственная из всех имеет законодательный статус —  на ней построена вся последовательность изложения НК РФ.
    По субъектам уплаты:
    налоги, взимаемые с физических лиц (НДФЛ, налог на имущество физических лиц),
    налоги, взимаемые с юридических лиц налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций),
    смешанные.
    По объекту налогообложения
    Налоги с имущества (имущественные) — это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц по факту владения ими определенным имуществом или с операций по его продаже (покупке).
    Налоги с дохода — это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц при получении ими дохода. Эти налоги в полной мере определяются платежеспособностью налогоплательщика. К фактическим налогам с доходов можно отнести налог на прибыль организаций, НДФЛ, страховые взносы, а также налоги в специальных режимах: единый сельскохозяйственный налог и налог в упрощенной системе налогообложения.
    Налоги с потребления (аналог косвенных налогов) — это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ, услуг), подразделяемые в свою очередь на индивидуальные, универсальные и монопольные. Индивидуальными налогами облагается потребление строго определенных групп товара, например акцизы на отдельные виды товара, универсальными — облагаются все товары (работы, услуги) за отдельным исключением, например НДС, а монопольными — облагается производство и (или) реализация отдельных видов товаров, являющиеся исключительной прерогативой государства. В настоящее время большинство стран отходит от практики монопольного производства, отсутствуют такие налоги и в российской налоговой системе.
    Налоги с использования ресурсов (рентные) — это налоги, взимаемые в процессе использования ресурсов окружающей природной среды, а рентными их называют также потому, что их установление и взимание связаны в большинстве случаев с образованием и получением ренты. К данной группе налогов следует отнести налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, земельный налог.
    По срокам уплаты:
    Срочные (их еще называют разовые) — это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия. Характерным примером срочного налога до начала 2006 г. служил налог на наследование или дарение, ныне отмененный. Из оставшихся налогов и сборов срочный характер имеет госпошлина.
    Периодические (их еще называют регулярные или текущие) — это налоги, уплата которых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки. Таким периодом, например, может быть месяц, квартал или год.
    По применяемой ставке:
    Налоги с твердыми (специфическими) ставками— это налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы, не зависимо от размера дохода или прибыли налогоплательщиков (значительная часть акцизов, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, большая часть государственной пошлины, транспортный налог).
    Налоги с процентными (адвалорными) ставками — это налоги, величина ставки которых устанавливается в процентном исчислении от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы). Эти налоги напрямую зависят от размера дохода, прибыли или имущества налогоплательщиков. В данную группу входят налоги с пропорциональными, прогрессивными и регрессивными ставками.
     Пропорциональные  ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога, прогрессивная  ставка налога повышается по мере возрастания  доходов, а регрессивная ставка налога – уменьшается.
      В научной литературе можно встретить  большое количество других классификаций  налогов.
 
    Функции налогов
 
     Более полно сущность налогов раскрывается в их функциях. Наиболее дискуссионным  вопросом в теории налогов является вопрос о названии и количестве функций. Из всего многообразия выделяемых в  литературе функций налогов наибольшей популярностью и аргументированностью дифференциации обладают следующие  четыре: фискальная, распределительная, регулирующая, контрольная.
     Из  основного назначения налога как  инструмента обеспечения государства  денежными средствами для выполнения своих задач вытекает главная  функция налогов - фискальная. Эта  функция основная, характерная для  всех государств во все периоды существования. Именно она отражает причины возникновения  налогов, с ее помощью реализуется  качественная определенность налогов, их общественное назначение как источника  средств, обеспечивающих функционирование государства, и единственная функция, которая не ставится под сомнение в экономической литературе. Большинство экономистов считают, что основной функцией налогов является фискальная.
     Фискальная  функция, будучи основной для всех экономических  систем, в процессе естественного  развития закономерно порождает  возможность для вмешательства  государства в перераспределительные  процессы, влияющие на экономические  отношения в обществе. Вышеобозначенные доводы дают почву для появления  регулирующей функции, направленной на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма.
     Регулирующая  функция проявляется через комплекс мероприятий в сфере налогообложения, направленных на усиление государственного вмешательства в экономические процессы (для предотвращения спада или стимулирования роста производства, научно-технического прогресса, регулирования спроса и предложения, объема доходов и сбережений населения, объема инвестиций). Суть регулирующей функции налогов применительно к общественному воспроизводству состоит в том, чтобы посредством налогообложения воздействовать не только на макроэкономические пропорции, но и на поведение хозяйствующих субъектов, и на экономическое поведение граждан: их стремление к потреблению, сбережениям, инвестициям. Данная функция реализует не только экономические отношения в иерархической подчиненности (государство — налогоплательщик), но во многом и экономические отношения между налогоплательщиками.
     В регулирующей функции налогов выделяют три подфункции:
    стимулирующая подфункция, выделяемая отдельными авторами, как самостоятельная поощрительная функция налогов, направлена на развитие определенных социально-экономических процессов; реализуется через систему льгот, исключений, преференций;
    дестимулирующая подфункция посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию определенных социально-экономических процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов. Однако, эксплуатация данного направления регулирования проводится с особым вниманием, потому как нельзя допустить подрыва основы налогообложения, угнетения, а тем более ликвидации источника налога. В противном случае в дальнейшем налоги не из чего будет взимать;
    подфункция воспроизводственного назначения реализуется посредством платежей: например, за пользование природными ресурсами. Эти налоги, как правило, имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.
     Наиболее  тесно связана с фискальной функцией налога его распределительная функция, которая выражает сущность налогов как особого централизованного инструмента распределения и перераспределения национального дохода, что позволяет создать условия для эффективного государственного управления.Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную (от богатых - к бедным, от работающих - к неработающим), осуществляет финансирование крупных межотраслевых и социальных целевых программ, имеющих общегосударственное значение, в силу чего данная функция иногда называется социальной.
     Однако  ряд авторов высказывает сомнение в корректности выделения данной функции, утверждая, что происходит подмена понятий «налоги» и «финансы». Налоговые отношения - это экономические  отношения, которые связаны с  установлением и взиманием налогов, в то время как финансы - это  экономические отношения, связанные  с образованием, распределением и  использованием фондов денежных средств  различных экономических субъектов. Именно финансы, а не налоги выполняют  распределительную функцию. Чтобы  налоги выполняли эту функцию, должны осуществляться два взаимосвязанных процесса: поступление и расходование денежных средств. А действие налогов ограничивается только мобилизацией денежных средств на разных уровнях бюджета. Что касается распределения денежных средств, то это сфера действия бюджетного планирования. Расходование или предоставление кому-либо денежных средств из бюджета осуществляются уже с помощью других инструментов, например субсидий и дотаций, а не налогов.
     С распределительной и фискальной функциями тесно связана контрольная  функция. Механизм выполнения этой функции  проявляется, с одной стороны, в  проверке эффективности хозяйствования, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. В условиях острой конкуренции  налоги становятся одним из важнейших  инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной  деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает тот, кто не может рассчитаться с государством. Одновременно нехватка в бюджете  финансовых ресурсов сигнализирует  государству о необходимости  внесения изменений в налоговую, социальную или бюджетную политику. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.
     В качестве итога необходимо привести следующий вывод: разграничение  функций налога в значительной мере условно, поскольку они осуществляются одновременно и отдельные особенности  одной функции присущи другим. Функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны  и в своем проявлении выступают  как единое целое.
 
 
 
    Понятие налоговой системы 
Российской  Федерации
 
     Налоговая система — совокупность налогов  и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда  финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов  их взимания.
     Налоговая система государства представляет собой сложное образование, включающее в себя две органически взаимосвязанные  подсистемы: подсистему налогообложения  и подсистему налогового администрирования. Подсистема налогообложения представлена совокупностью законодательно установленных  налогов и сборов, уплачиваемых организациями  и физическими лицами в бюджетную  систему государства. Подсистема налогового администрирования охватывает совокупность органов, уполномоченных государством осуществлять контроль за соблюдением  организациями и физическими  лицами обязанностей в качестве налогоплательщиков (главным образом, Федеральная налоговая служба, подотчетная Министерству финансов РФ).
     Отметим, что в подсистеме налогообложения  реализуются фискальная (распределительная) и регулирующая функции налогов, а в подсистеме налогового администрирования - контрольная функция налогов.
     Действие  НК РФ распространяется на все налоги и сборы, устанавливаемые в России. При этом под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами.
     В первой части НК РФ определена система законодательства о налогах и сборах. Она включает в себя законодательство РФ, которое состоит из НК РФ и принятых на его основе федеральных законов. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов субъектов РФ, которые принимаются в соответствии с НК РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах также принимаются в соответствии с НК РФ.
     Акты  налогового законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении  одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа  очередного налогового периода по соответствующему налогу. Федеральные законы, вносящие изменения в Кодекс в части  установления новых налогов и/или  сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов  РФ и акты представительных органов  местного самоуправления, вводящие налоги и/или сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
     Вторая  часть Налогового кодекса, или специальная часть, формирование которой началось с 2000 г. и пока продолжается, состоит из глав, начиная с 21-й, посвященных конкретному налогу или сбору (эта часть НК РФ введена в действие Федеральным законом от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ). Таким образом, Налоговый кодекс РФ является актом прямого действия, регламентирующим правила взимания налогов и сборов в стране.
     Налоговая система Российской Федерации строится в соответствии НК РФ. Принципы построения налоговой системы, которые являются основополагающими в экономически развитых странах, показали свою эффективность  и могут быть заимствованы Россией, – это:
      1) детальная структурированность  и целостность налоговой системы.  Обеспечивается жесткой централизацией  управления налогами со стороны  государства на базе налогового  законодательства. Данный принцип  предполагает тесную взаимосвязанность  налогов, исключающую двойное  налогообложение, право выбора  в отдельных случаях налогоплательщиком  конкретного вида налога или  налоговой ставки, а также строгое  разделение налогов на централизованные  и местные;
      2) гибкость налоговой системы,  обеспеченная возможностью ежегодно  уточнять ставки налогов и  осуществлять налоговую политику  с учетом изменений политической  и экономической конъюнктуры на основе ежегодно принимаемых законов по бюджету;
      3) социальная направленность налоговой  системы, связанная со стимулированием  социального и экономического  развития страны с учетом таких  факторов, как темпы развития, финансовое  положение отраслей экономики,  уровень инфляции и безработицы,  выравнивание развития регионов.
     В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоги и сборы Российской Федерации  подразделяются на федеральные, региональные и местные. Если сравнить перечни налогов по Закону РФ «Об основах налоговой системы РФ» и по НК РФ, то они различаются, и в соответствии с НК РФколичество налогов сокращается с 23 до 15 (если учитывать страховые взносы во внебюджетные фонды). А в момент вступления в силу Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ» в 1992 г. число налогов значительно превышало цифру 40. В первоначальной редакции НК РФ предполагалось установить 28 налогов и сборов. Таким образом, реализована важнейшая задача налоговой реформы — сокращение налогового бремени.
     Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ как обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
     К федеральным налогам и сборам относятся:
    налог на добавленную стоимость (НДС);
    акцизы на отдельные виды товаров;
    налог на прибыль организаций;
    налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    страховые взносы;
    государственная пошлина;
    налог на добычу полезных ископаемых;
    водный налог;
    сборы за право пользования объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов.
     Региональные  налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения (в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ): налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
     К региональным налогам относятся:
    налог на имущество организаций;
    транспортный налог;
    налог на игорный бизнес.
     Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ. Особые налоговые полномочия Москвы и Санкт-Петербурга в части местных налогов продиктованы необходимостью сохранения единства городского хозяйства.
     К местным налогам относятся:
    земельный налог;
    налог на имущество физических лиц.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.