На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Налоги и налоговая система РФ

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
РЕФЕРАТ 
 

Налоги  и налоговая система  Российской Федерации
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2011
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
    Понятие, сущность и виды налогов……………………………………..4
    Функции налогов………………………………………………………....9
    Понятие налоговой системы Российской Федерации…………………13
    Принципы и методы налогообложения в Российской Федерации…..18
Заключение………………………………………………………………………22
Список  литературы……………………………………………………………...23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
     Налоги  и налоговая система - это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую  деятельность и позволяющей проводить  эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России.
     В течение ряда нескольких последних  лет Российская Федерация переживает экономический кризис, поэтому благоприятная  налоговая атмосфера сейчас востребована как никогда.
     В настоящее время практически  всеми признается, что эффективная  реформа налоговой политики и  системы налоговых органов в  стране - ключевой фактор успеха в деле перевода экономики на рыночные рельсы.
     Проблема  налогов - одна из наиболее сложных  в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической  реформы. Пожалуй, нет сегодня другого  аспекта реформы, который подвергался  бы такой же серьезной критике  и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа  и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система  это важнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит  успех экономической сферы.
     Цель  данной работы – изучить сущность налогов и налоговой системы Российской Федерации.
     В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи:
    дать определение понятию налоги, установить их классификацию,
    описать функции налогов (налогообложения),
    рассмотретьсущность налоговой системы Российской Федерации,
    рассмотреть принципы, формы и методы налогообложения.
 
    Понятие, сущность и виды налогов
 
     Налог как основная форма доходов государства  присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного  типа хозяйствования. Доходы государства  безотносительно к конкретно-историческим системам представляют собой совокупность средств, находящихся в собственности  государства и создающих материальную базу для выполнения его функций. Иначе говоря, функционирование государства  предполагает объективную необходимость  существования налогов.
     В первой части Налогового кодекса  Российской Федерации дано определение  налога, согласно которому «под налогом  понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового  обеспечения деятельности государства  и (или) муниципальных образований».
     Прежде  чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных  или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога. Элементы налога - это принципы построения и организации налогов. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно (статья 17 НК РФ):
    объект налогообложения;
    налоговая база;
    налоговая ставка;
    налоговый период;
    порядок исчисления налога;
    порядок и сроки уплаты налога.
     Кроме того, к элементам налога также  можно отнести налогоплательщиков, являющиеся организациями и физическими лицами, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
     Объект  налогообложения (статья 38 НК РФ) - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
     Каждый  налог имеет самостоятельный  и прямо названный в законе объект налогообложения.
     Для того чтобы исчислить налог, недостаточно определить ее объект, необходимо рассчитать налоговую базу. Она служит для  количественного измерения объекта  налога. Таким образом, налоговая база - это количественная оценка объекта налогообложения. Для ее получения необходимо выбрать единицу обложения - единицу измерения объекта налога. На практике используются денежные (рубли) и натуральные (лошадиная сила) единицы обложения.
     Часто бывает, что налогом облагается не весь объект, а только часть его. Кроме того, некоторые виды деятельности или категории налогоплательщиков могут быть освобождены от уплаты налогов. Все это определяется налоговыми льготами. Налоговые льготы – предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере.
     Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.Если налоговую базу умножить на налоговую ставку, то в результате получим величину, которая называется налоговым окладом.
     Налоговый период – это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база, и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (статья 55 НК РФ). Налоговым периодом может быть квартал, месяц, год и др.
     Что касается порядка исчисления налога, то, как правило, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Но в случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена  на налоговый орган или налогового агента (статья 52 НК РФ).
     Срок  уплаты налога - это период времени, когда налог вносится в бюджет или внебюджетный фонд. Срок уплаты налога определяется календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено (статья 57 НК РФ).
     Налоги  можно классифицировать по следующим  признакам:
    По способу изъятия:
    прямые налоги — это налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которым служат основанием для обложения),
    косвенные налоги — это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ и услуг), при этом включаемые в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге конечным потребителем (налог на добавленную стоимость (НДС), таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и др.).
     Косвенные налоги наиболее желанны для фискальных целей государства, так как они  наиболее просты в аспекте их взимания, достаточно сложны для налогоплательщиков в плане уклонения от их уплаты. Кроме того, эти налоги обеспечивают определенную устойчивость налоговых поступлений даже в условиях экономического спада.
    По принадлежности к уровню власти:
    федеральные,
    региональные,
    местные.
     Данная  классификация единственная из всех имеет законодательный статус —  на ней построена вся последовательность изложения НК РФ.
    По субъектам уплаты:
    налоги, взимаемые с физических лиц (НДФЛ, налог на имущество физических лиц),
    налоги, взимаемые с юридических лиц налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций),
    смешанные.
    По объекту налогообложения
    Налоги с имущества (имущественные) — это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц по факту владения ими определенным имуществом или с операций по его продаже (покупке).
    Налоги с дохода — это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц при получении ими дохода. Эти налоги в полной мере определяются платежеспособностью налогоплательщика. К фактическим налогам с доходов можно отнести налог на прибыль организаций, НДФЛ, страховые взносы, а также налоги в специальных режимах: единый сельскохозяйственный налог и налог в упрощенной системе налогообложения.
    Налоги с потребления (аналог косвенных налогов) — это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ, услуг), подразделяемые в свою очередь на индивидуальные, универсальные и монопольные. Индивидуальными налогами облагается потребление строго определенных групп товара, например акцизы на отдельные виды товара, универсальными — облагаются все товары (работы, услуги) за отдельным исключением, например НДС, а монопольными — облагается производство и (или) реализация отдельных видов товаров, являющиеся исключительной прерогативой государства. В настоящее время большинство стран отходит от практики монопольного производства, отсутствуют такие налоги и в российской налоговой системе.
    Налоги с использования ресурсов (рентные) — это налоги, взимаемые в процессе использования ресурсов окружающей природной среды, а рентными их называют также потому, что их установление и взимание связаны в большинстве случаев с образованием и получением ренты. К данной группе налогов следует отнести налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, земельный налог.
    По срокам уплаты:
    Срочные (их еще называют разовые) — это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия. Характерным примером срочного налога до начала 2006 г. служил налог на наследование или дарение, ныне отмененный. Из оставшихся налогов и сборов срочный характер имеет госпошлина.
    Периодические (их еще называют регулярные или текущие) — это налоги, уплата которых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки. Таким периодом, например, может быть месяц, квартал или год.
    По применяемой ставке:
    Налоги с твердыми (специфическими) ставками— это налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы, не зависимо от размера дохода или прибыли налогоплательщиков (значительная часть акцизов, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, большая часть государственной пошлины, транспортный налог).
    Налоги с процентными (адвалорными) ставками — это налоги, величина ставки которых устанавливается в процентном исчислении от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы). Эти налоги напрямую зависят от размера дохода, прибыли или имущества налогоплательщиков. В данную группу входят налоги с пропорциональными, прогрессивными и регрессивными ставками.
     Пропорциональные  ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога, прогрессивная  ставка налога повышается по мере возрастания  доходов, а регрессивная ставка налога – уменьшается.
      В научной литературе можно встретить  большое количество других классификаций  налогов.
 
    Функции налогов
 
     Более полно сущность налогов раскрывается в их функциях. Наиболее дискуссионным  вопросом в теории налогов является вопрос о названии и количестве функций. Из всего многообразия выделяемых в  литературе функций налогов наибольшей популярностью и аргументированностью дифференциации обладают следующие  четыре: фискальная, распределительная, регулирующая, контрольная.
     Из  основного назначения налога как  инструмента обеспечения государства  денежными средствами для выполнения своих задач вытекает главная  функция налогов - фискальная. Эта  функция основная, характерная для  всех государств во все периоды существования. Именно она отражает причины возникновения  налогов, с ее помощью реализуется  качественная определенность налогов, их общественное назначение как источника  средств, обеспечивающих функционирование государства, и единственная функция, которая не ставится под сомнение в экономической литературе. Большинство экономистов считают, что основной функцией налогов является фискальная.
     Фискальная  функция, будучи основной для всех экономических  систем, в процессе естественного  развития закономерно порождает  возможность для вмешательства  государства в перераспределительные  процессы, влияющие на экономические  отношения в обществе. Вышеобозначенные доводы дают почву для появления  регулирующей функции, направленной на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма.
     Регулирующая  функция проявляется через комплекс мероприятий в сфере налогообложения, направленных на усиление государственного вмешательства в экономические процессы (для предотвращения спада или стимулирования роста производства, научно-технического прогресса, регулирования спроса и предложения, объема доходов и сбережений населения, объема инвестиций). Суть регулирующей функции налогов применительно к общественному воспроизводству состоит в том, чтобы посредством налогообложения воздействовать не только на макроэкономические пропорции, но и на поведение хозяйствующих субъектов, и на экономическое поведение граждан: их стремление к потреблению, сбережениям, инвестициям. Данная функция реализует не только экономические отношения в иерархической подчиненности (государство — налогоплательщик), но во многом и экономические отношения между налогоплательщиками.
     В регулирующей функции налогов выделяют три подфункции:
    стимулирующая подфункция, выделяемая отдельными авторами, как самостоятельная поощрительная функция налогов, направлена на развитие определенных социально-экономических процессов; реализуется через систему льгот, исключений, преференций;
    дестимулирующая подфункция посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию определенных социально-экономических процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов. Однако, эксплуатация данного направления регулирования проводится с особым вниманием, потому как нельзя допустить подрыва основы налогообложения, угнетения, а тем более ликвидации источника налога. В противном случае в дальнейшем налоги не из чего будет взимать;
    подфункция воспроизводственного назначения реализуется посредством платежей: например, за пользование природными ресурсами. Эти налоги, как правило, имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.
     Наиболее  тесно связана с фискальной функцией налога его распределительная функция, которая выражает сущность налогов как особого централизованного инструмента распределения и перераспределения национального дохода, что позволяет создать условия для эффективного государственного управления.Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную (от богатых - к бедным, от работающих - к неработающим), осуществляет финансирование крупных межотраслевых и социальных целевых программ, имеющих общегосударственное значение, в силу чего данная функция иногда называется социальной.
     Однако  ряд авторов высказывает сомнение в корректности выделения данной функции, утверждая, что происходит подмена понятий «налоги» и «финансы». Налоговые отношения - это экономические  отношения, которые связаны с  установлением и взиманием налогов, в то время как финансы - это  экономические отношения, связанные  с образованием, распределением и  использованием фондов денежных средств  различных экономических субъектов. Именно финансы, а не налоги выполняют  распределительную функцию. Чтобы  налоги выполняли эту функцию, должны осуществляться два взаимосвязанных процесса: поступление и расходование денежных средств. А действие налогов ограничивается только мобилизацией денежных средств на разных уровнях бюджета. Что касается распределения денежных средств, то это сфера действия бюджетного планирования. Расходование или предоставление кому-либо денежных средств из бюджета осуществляются уже с помощью других инструментов, например субсидий и дотаций, а не налогов.
     С распределительной и фискальной функциями тесно связана контрольная  функция. Механизм выполнения этой функции  проявляется, с одной стороны, в  проверке эффективности хозяйствования, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. В условиях острой конкуренции  налоги становятся одним из важнейших  инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной  деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает тот, кто не может рассчитаться с государством. Одновременно нехватка в бюджете  финансовых ресурсов сигнализирует  государству о необходимости  внесения изменений в налоговую, социальную или бюджетную политику. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.
     В качестве итога необходимо привести следующий вывод: разграничение  функций налога в значительной мере условно, поскольку они осуществляются одновременно и отдельные особенности  одной функции присущи другим. Функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны  и в своем проявлении выступают  как единое целое.
 
 
 
    Понятие налоговой системы 
Российской  Федерации
 
     Налоговая система — совокупность налогов  и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда  финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов  их взимания.
     Налоговая система государства представляет собой сложное образование, включающее в себя две органически взаимосвязанные  подсистемы: подсистему налогообложения  и подсистему налогового администрирования. Подсистема налогообложения представлена совокупностью законодательно установленных  налогов и сборов, уплачиваемых организациями  и физическими лицами в бюджетную  систему государства. Подсистема налогового администрирования охватывает совокупность органов, уполномоченных государством осуществлять контроль за соблюдением  организациями и физическими  лицами обязанностей в качестве налогоплательщиков (главным образом, Федеральная налоговая служба, подотчетная Министерству финансов РФ).
     Отметим, что в подсистеме налогообложения  реализуются фискальная (распределительная) и регулирующая функции налогов, а в подсистеме налогового администрирования - контрольная функция налогов.
     Действие  НК РФ распространяется на все налоги и сборы, устанавливаемые в России. При этом под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами.
     В первой части НК РФ определена система законодательства о налогах и сборах. Она включает в себя законодательство РФ, которое состоит из НК РФ и принятых на его основе федеральных законов. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов субъектов РФ, которые принимаются в соответствии с НК РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах также принимаются в соответствии с НК РФ.
     Акты  налогового законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении  одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа  очередного налогового периода по соответствующему налогу. Федеральные законы, вносящие изменения в Кодекс в части  установления новых налогов и/или  сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов  РФ и акты представительных органов  местного самоуправления, вводящие налоги и/или сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
     Вторая  часть Налогового кодекса, или специальная часть, формирование которой началось с 2000 г. и пока продолжается, состоит из глав, начиная с 21-й, посвященных конкретному налогу или сбору (эта часть НК РФ введена в действие Федеральным законом от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ). Таким образом, Налоговый кодекс РФ является актом прямого действия, регламентирующим правила взимания налогов и сборов в стране.
     Налоговая система Российской Федерации строится в соответствии НК РФ. Принципы построения налоговой системы, которые являются основополагающими в экономически развитых странах, показали свою эффективность  и могут быть заимствованы Россией, – это:
      1) детальная структурированность  и целостность налоговой системы.  Обеспечивается жесткой централизацией  управления налогами со стороны  государства на базе налогового  законодательства. Данный принцип  предполагает тесную взаимосвязанность  налогов, исключающую двойное  налогообложение, право выбора  в отдельных случаях налогоплательщиком  конкретного вида налога или  налоговой ставки, а также строгое  разделение налогов на централизованные  и местные;
      2) гибкость налоговой системы,  обеспеченная возможностью ежегодно  уточнять ставки налогов и  осуществлять налоговую политику  с учетом изменений политической  и экономической конъюнктуры на основе ежегодно принимаемых законов по бюджету;
      3) социальная направленность налоговой  системы, связанная со стимулированием  социального и экономического  развития страны с учетом таких  факторов, как темпы развития, финансовое  положение отраслей экономики,  уровень инфляции и безработицы,  выравнивание развития регионов.
     В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоги и сборы Российской Федерации  подразделяются на федеральные, региональные и местные. Если сравнить перечни налогов по Закону РФ «Об основах налоговой системы РФ» и по НК РФ, то они различаются, и в соответствии с НК РФколичество налогов сокращается с 23 до 15 (если учитывать страховые взносы во внебюджетные фонды). А в момент вступления в силу Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ» в 1992 г. число налогов значительно превышало цифру 40. В первоначальной редакции НК РФ предполагалось установить 28 налогов и сборов. Таким образом, реализована важнейшая задача налоговой реформы — сокращение налогового бремени.
     Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ как обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
     К федеральным налогам и сборам относятся:
    налог на добавленную стоимость (НДС);
    акцизы на отдельные виды товаров;
    налог на прибыль организаций;
    налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    страховые взносы;
    государственная пошлина;
    налог на добычу полезных ископаемых;
    водный налог;
    сборы за право пользования объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов.
     Региональные  налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения (в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ): налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
     К региональным налогам относятся:
    налог на имущество организаций;
    транспортный налог;
    налог на игорный бизнес.
     Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ. Особые налоговые полномочия Москвы и Санкт-Петербурга в части местных налогов продиктованы необходимостью сохранения единства городского хозяйства.
     К местным налогам относятся:
    земельный налог;
    налог на имущество физических лиц.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.