На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Концепция человека С. Кьеркегорна

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
 
Введение
1. Основы  философии Кьеккегора
2. Стадии развития личности  по Кьеркегору
3. Причины выбора этического  начала
 
Заключение
Список литературы
 

Введение
 
В данной работе нам бы хотелось исследовать философскую концепцию  человека и этические аспекты  в ней, одного из самых выдающихся авторов неклассической философии  Серена Кьеркегора. Серен Кьеркегор один из немногих, кто не пытался разрабатывать строгую и рациональную концепцию подобно Гегелю, он сосредоточил свое внимание на проблемах человеческой души, в том числе и на проблемах связанных с этической проблематикой. Серен Кьеркегор - фигура чрезвычайно своеобразная. Не многие мыслители XIX века могут сравниться с ним по тому влиянию, которое он оказал на духовную и интеллектуальную жизнь XX века.
Размышления Серена Кьеркегора и в наше время остаются актуальными. Воздействие мышления этого писателя и философа начало сказываться только в конце XIX и, особенно в начале XX веков.
Необходимо отметить актуальность выбранной темы, ведь в данной работе мы попытаемся выявить в философско-теологической  концепции Кьеркегора, его понимание  не собственно теологических идей, а идей морали и этики, безусловно связанных с его как философскими, так и религиозными взглядами.
Объектом данного исследования является творчество Кьеркегора в рамках его воззрений на мораль и этику.
Предметом настоящей курсовой работы следует считать морально-этические  воззрения Серена Кьеркегора.
Цель работы: определить морально-этические воззрения в  философии Серена Кьеркегора.
В соответствии с целью  курсовой работы, были поставлены следующие  задачи:
Познакомиться с биографией и основной проблематикой философии  Серена Кьеркегора.
кьеркегор этический эстетик религиозный
Раскрыть основы и общие  черты философии Серена Кьеркегора, и протестантского влияния на нее, затронув учение автора о трех стадиях развития личности.
Исследовать морально - этические  воззрения в учении Серена Кьеркегора, его понимание светской и религиозной морали и соотношение стадий совершенствования личности с ними.
В качестве эмпирической базы для исследования морально-этических  воззрений Серена Кьеркегора, были взяты его труды: "Или-или" (1843), в которой найдены основные идеи автора о стадиях этического пути личности. Также за основу была взята "Страх и трепет" (1843), где автор рассуждает о религиозной стадии и о вере как высшем обосновании морали в человеке на этой стадии. Также за основу была взята его работа "Болезнь к смерти" в которой Кьеркегор рассуждает об отчаянии и грехе как о неизбежном катализаторе обращения человека к проблемам морали и веры.
Вопросам исследования творчества Кьеркегора посвящено огромное множество  работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий  характер и направлен на рассмотрение идей Кьеркегора связанных с верой  и богом и чисто философско- описательной проблематике его идей.
В данной же работе мы попытаемся в первую очередь провести анализ мыслей Кьеркегора, по поводу этических  понятий. Что касается источников написания  данной работы то можно отметить что  это, прежде всего тексты автора, из энциклопедических источников необходимо отметить, прежде всего, "Большую  энциклопедию Кирилла и Мефодия"и Реале Д. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней, Том 4. Также на написание данной работы повлияли такие нецитируемые источники как монография Зайцевой "Путь веры Сёрена Кьеркегора" и Стрельцовой "Парадокс философии Серена Кьеркегора".
Положения, выносимые на защиту;
Кьеркегор разработал весьма детальную этическую теорию, он выводит  три стадии совершенствования личности, которые и есть этический путь для человека. Кьеркегора полностью  не устраивает первая стадия (эстетическая) как начальная, автор вводит вторую стадию этическую, на ней человек  находит цель и эта цель в праведной  этической и моральной жизни  и выполнении долга и самосовершенствовании. Объединение эстетической и этической  стадий образует одну стадию "светской этики". Но, по мнению автора, эта  стадия всем хороша, но имеет недостаток, она (светская этика) имеет дело лишь с земными благами и земным долгом.
Кьеркегор вводит третью религиозную  стадию, на этой стадии есть своя этика - религиозная базирующаяся на христианских идеалах и полностью подчиненная  вере. Чтобы попасть на высший уровень  человеку необходимо сначала отчается, а затем раскаяться, и через  раскаяние и принятие и осознание  своей греховности человек обретает веру в бога. Примером такой - религиозной  этики, абсолютно базирующейся на вере, является Авраам из "Страха и Трепета".
Особенно нужно отметить, что Кьеркегор так же детально рассуждает об этических проблемах, он не отходит от религиозной окраски  этого явления. Но автор делит  как бы две разные этики этику  светскую - земную и этику веры - религиозную, Если основанием первой является долг и совесть то вторая абсолютно слушает голос сердца (веры). У человека, отважившегося на подвиг веры нет страха сотворить, что то плохое, у него есть вера и благоговение перед богом.
Что касается методов используемых при написании данной работы то это, прежде всего методы обобщения и  классификации.
В конце необходимо отметить значимость данной работы, так как  она написана по актуальной теме, а  ведь в ней мы постарались выделить понимание Кьеркегором этико-моральных  понятий, хотя его работы напрямую не связаны с этикой и имеют религиозно философскую окраску.
 
1.  Основы  философии Кьеркегора и протестантское  влияние на нее
 
Осветив биографию автора, мы должны кратко затронуть основы его крайне интересной и необычной  философской концепции и влиянии  на нее протестантизма, в своих  взглядах Кьеркегор отличается от воззрений  философов-рационалистов, датский философ  и не пытается строить метафизические "картины мира", не создает никаких  философских систем. В предисловии  к своему первому крупному произведению "Страх и трепет" Кьеркегор  пишет "Создатель данного произведения никоим образом не является философом, он не понял настоящей философской  системы, он не знает, есть ли тут какая-нибудь система и завершена ли она; для  его слабой головы уже достаточно одной самой этой мысли, а такую  несчастную голову должен в наше время  иметь всякий, поскольку у всякого  есть эти несчастные мысли" .
Человек есть синтез бесконечного и конечного, временного и вечного, свободы и необходимости. Синтез - это отношение двух членов. Это  отношение полагает дух. А отношение, которое относится к самому себе: это есть Я. Вследствие синтеза этих противоположностей Я любого человека всегда пребывает в страхе и отчаянии. И чем выше самосознание индивида, тем глубже эти страх и отчаяние. Только через качественный прыжок к Богу страх и отчаяние могут быть опосредованы. Только через веру в Бога, а именно, во Христа, человек может быть спасен. Именно, этой мыслью пронизаны все сочинения Кьеркегора.
Так как на становление  личности и мировоззрения Кьеркегора большое влияние оказала протестантская традиция, то необходимо рассмотреть  соотношение основных идей Кьеркегора с идеями протестантизма, а именно с учением его основоположника  М. Лютера. Например, Лютер, введя свой тезис об индивидуальном спасении только верой, указал путь для преодоления  метафизического, религиозного страха. Это произошло в результате отхода от идеи религиозного братства и коллективного  спасения. Каждый должен был сам, индивидуально иметь дело с Богом, причем не столько со Спасителем, сколько с грозным Богом-отцом. Через индивидуальную веру и лежит путь к преодолению страха у Лютера. Эта вера стала личным, индивидуальным убежищем от страха. Эти идеи Лютера нашли прямое отражение в трудах Кьеркегора.
Идеи Лютера нашли свое отражение в "Страхе и трепете", в нем страх предстает как  основополагающее условие возникновения  индивидуума и обретения им свободы. И индивидуальные страдания Авраама  в трудах Кьеркегора очень тесно  переплетаются с идеями Лютера о  спасении только верой, и в одиночестве. Идеи Лютера об индивидуальной вере как  пути преодоления страха перед богом  легли в основу страха и трепета  Кьеркегора.
Таким образом, можно заметить что протестантизм, безусловно, имел огромное влияние на Кьеркегора и  его философия во многих своих  идеях касающихся веры и понятия  страха и греха не идут в разрез с протестантизмом, а следуют  многим его идеям, например идее о  спасении личной верой. Все идеи Кьеркегора не идут в разрез с протестантской догматикой, однако, человек есть свобода  и, поэтому, он сам должен найти путь к Богу и только в качестве единичного индивида стоит в абсолютном отношении  к абсолюту, т.е. к Богу. Кьеркегор стремился снять оковы категорического императива Канта, так как выработанные нравственные кодексы претендовали на всеобщность.
Кьеркегора не устраивает позиция канта в вопросах долженствования, и кантовская этика долга, основанная на категорическом императиве, абсолютно  неприемлема для Кьеркегора, субъективный мыслитель Кьеркегор считал, что  человек - это свобода, поэтому он в себе самом несет свой суд  и определяет свою судьбу.
Основной принцип кьеркегоровской субъективности это "или - или", поскольку человек сам должен сделать свой выбор. Мое "или - или" обозначает главным образом не выбор между добром и злом, но акт выбора, благодаря которому выбираются или отвергаются добро и зло вместе. Суть дела ведь не в самом выборе между добром и злом, а в доброй воле, в желании выбрать, чем само собой закладывается основание добру и злу. Этика Кьеркегора, безусловно наделена такими чертами как глубокая личностность и свобода. Кьеркегора возмущала попытка Гегеля примирить знание и веру. Ибо вера - это парадокс, и этот парадокс не может быть доказан, как обычная непосредственность, ведь вера не является непосредственностью, как считал Кьеркегор, в отличие от Гегеля. И это находится в полном соответствии с формулой: "Верую, ибо абсурдно". В этом парадоксе единичный индивид стоит в абсолютном отношении к абсолюту. В вере человек стоит выше всеобщего, именно из-за того, что вера не может быть опосредована через всеобщее. Именно, здесь Я индивида выступает в своей наибольшей мощи.
Теперь затронув основы философии  Кьеркегора, а также его некоторые  этические постулаты мы должны перейти  к краткому описанию системы духовного  развития личности представленной в  его системе трех стадий развития личности
 
2. Стадии развития  личности по Кьеркегору
 
В своих работах Кьеркегор  говорил о трёх стадиях развития личности - эстетической, этической  и религиозной". Попробуем дать краткий анализ каждой из них.
1) Эстетическая жизнь - жизнь непосредственная, когда человек живёт минутой, не задумываясь о смысле своего существования, о последствиях, живет, прежде всего, чувственными удовольствиями. То есть максимально привязан к материальному миру, миру низких чувств и привязанностей. И большинство людей так и существуют, до смерти потакая своей физической, животной природе. Но этот путь неизбежно ведет к страданиям. Человек все время чувствует себя не удовлетворенным настоящим, не удовлетворенным своим чувственным бытием. Поэтому человек начинает рефлектировать и переходит в своем развитии на вторую стадию - стадию этическую. Если олицетворением первой стадии был Дон Жуан, то образ 2 стадии отличен от нее.
2) Этическая жизнь - ее образ это Сократ. Человек, который вышел за пределы чувственного существования, начинает проводить разграничения между добром и злом не только как полезным или соответственно вредящим ему. Это уже совсем другой уровень восприятия действительности. Человек на второй стадии вынужден делать вывод о существовании чего-то общего, поддающегося не только эстетическому, чувственному познанию, но познанию другому". Этический человек считает, что в мире господствует необходимость, долг, которым надо повиноваться. И эти правила - общие для всех. Но, человек в первую очередь должен осознать себя как личность, понять что "есть только долг по отношению к себе, у каждого свой. Долг быть самим собой, обрести себя.
3) Религиозная - И тогда человек переходит на эту стадию. "На этой стадии, как утверждает Кьеркегор, происходит так называемое теологическое устранение этического: религиозность устраняет этическую стадию. Это парадокс, но это действительно так, потому что этика подразумевает, прежде всего, существование объективных критериев нравственности, объективного добра и объективного зла". Как уже об этом было сказано выше. Но религии стадия настолько отличная от всего, что даже этике нет места на этой стадии.
Далее разобравшись в основах  творчества автора в рамках философии  и наметив некую этическую  проблематику в философско-религиозной  системе Кьеркегора нам необходимо перейти к второй части работы и попытаться детально раскрыть понимание  автором этический категорий, и  вообще этики и ее места в в его философии.
 
 
 
 
3.  Причины  выбора этического начала
 
Итак, осветив в первой части данного исследования биографию  и основы философии автора, а также  затронув такие важные для понимания  этики автора критерии как, стадии развития личности, мы теперь можем перейти  непосредственно к раскрытию  взглядов автора на этическую проблематику.
Кьеркегора, прежде всего, волнует  проблема духовного самосовершенствования  индивида, и во многом с целью  раскрыть и показать путь этого развития он и вводит свои три стадии развития личности. Причем для Кьеркегора эти  стадии очень показательны и важны, несмотря на кажущуюся простоту и  однозначность этих трех стадий для  автора они очень показательны. В  них он в кратком виде раскрывает основы своего философского миропонимания.
Эти стадии крайне отличны  и непохожи друг на друга они взаимоисключают друг друга. При этом их можно рассматривать, как путь, но путь из двух отличных стадий первой стадией может служить взаимодействие и переход от эстетике к этике, а второй стадией отличной от первых двух является религиозная стадия кардинально непохожая на все до нее. Из перехода от эстетической к этической стадии и рождается понимание этики Кьеркегором, а из перехода на религиозную понимание религиозной этики.
Этот процесс представлен  в работе Кьеркегора "Или-или", опубликованной в 1843 году. Работа автора разделена на две части - "Записки  А. "и "Записки Б.". Название книги  предлагает читателю две жизненные  позиции - здесь Кьеркегор выступает  как философ выбора.
Кьеркегор выводит здесь  два человеческих типа - он называет их;
1) эстетиком 2) этиком, - которые раскрываются в различных ситуациях, главным же образом в своих рассуждениях.
"Записки А." хаотичны  и обрывочны, ведь эстетическое, то есть атеистическое и не  отягощенное моралью мировоззрение  не может быть представлено  последовательно. Жизнь эстетика  жизнь - череда не связанных  между собой мгновений, потому  что душа его никак не найдет  точку опоры. "Душа моя подобна  Мертвому морю, через которое  не может перелететь ни одна  птица: на полпути она падает  вниз и гибнет". Существование  эстетика бесплодно и уныло  и нецелеобусловлено.
Вторая часть работы "Записки  Б." - это попытка пересмотреть свое отношение к жизни, и занять этическую позицию. Путь человека эстетического  к человеку этическому проходит через  отчаяние.
"Отчаяние - это не средство  утешения или состояние, но  подготовительный душевный акт,  требующий серьёзного напряжения  всех сил души. …Отчаяние - доведённая  до крайности попытка проснуться, вырваться из одуряющего гипноза  "налаженной" жизни". Отчаяние  заставляет иначе взглянуть на  мир, отчаяние, это в первую  очередь - отчаяние в самом  себе. Отчаяние заставляет человека  взглянуть внутрь себя, в свою  душу, обрести духовное предназначение"
"Не вкусивший горечи отчаяния не в состоянии схватить истинной сущности жизни. Предайся отчаянию, и ты не будешь более обманывать окружающий тебя мир, не будешь более бесполезным обитателем мира".
"Мое "или - или"  обозначает главным образом не  выбор между добром и злом, но акт выбора, благодаря которому  выбираются или отвергаются добро  и зло вместе. Суть дела ведь  не в самом выборе между  добром и злом, а в доброй  воле, в желании выбрать, чем  само собой закладывается основание  и добру и злу. Тот, кто  склоняется в сторону этики,  хотя и выбирает добро, но  это добро является здесь лишь  понятием, понятием отвлеченным,  так как ему этим выбором  полагается лишь одно основание  и ничто не мешает выбравшему  теперь добро остановиться впоследствии  на зле" 
В заключение "Или-или" Кьеркегор высказывает мысль, что "Записки А." И "Записки Б." Принадлежат одному и тому же человеку, который прошел или, по крайней мере, продумал оба пути. Возможно эта  работа во многом автобиографичная.
Итак, совершенно очевидно, что работа Кьеркегора "или - или" увлекает человека в область этики. Суть дела не в том, чтобы выбрать  эстетический взгляд на жизнь, но в  самом акте выбора - выбора человеком  этического направления в жизни.
Работа "или - или" Кьеркегора решает вопрос не категорического выбора жизни эстетической или этической, здесь идет речь, прежде всего о вопросе: "выбирать или не выбирать"?
Для Кьеркегора эстетика является самым низменным выбором, по сути дела она даже не выбор, ведь человек  рождается с ней. "Твой выбор - выбор эстетика, не имеющий, в сущности, права называться выбором, так как  слово "выбор" выражает само по себе понятие этическое"
Выбор - это основная черта  этического способа бытия: Кьеркегор  объясняет это тем, что человек, совершающий этический выбор, "познает  себя самого в своем абсолютном и  бесконечном значении" Становится свободной, сознательной личностью. А  свобода (которую Кьеркегор рассматривает  в христианской перспективе) как  раз и предполагает "абсолютное различие добра и зла".  "…совершить этический выбор, с одной стороны, гораздо легче и проще, а с другой - бесконечно труднее. Желающий сделать в жизни этический выбор вообще не имеет перед собой такого обилия предметов выбора, как эстетик, зато самый акт выбора приобретает тем большее значение. В таком выборе личность проявляет всю свою силу и укрепляет свою индивидуальность, и, в случае неправильного выбора, эта же самая энергия поможет прийти к осознанию своей ошибки"
Но это не означает, что  из жизни человека исключается все  эстетическое: если благодаря выбору этического направления личность и  сосредоточивается в самой себе и тем самым как бы отвергает  эстетическое начало, то лишь в смысле абсолютного смысла жизни, относительное, же значение эстетическое начало должно и будет иметь всегда.
По Кьеркегору решаясь  на абсолютный выбор, личность выбирает этическое направление и этим исключает из своей жизни эстетическое начало как абсолютное ее содержание. Но при акте, выбора, личность не превращается в другое существо, а лишь определяет самое себя, то ничто не мешает эстетическому  началу сохранить свое относительное  значение в жизни.
Перед человеком не стоит  вопрос отказа от мирских благ и  полного погружения в этические  постулаты, перед человеком стоит  выбор жить ли в неведении и жить как ребенок в окружении мирских благ (у Кьеркегора это ясно показано на образе Нерона самого яркого показателя эстетической жизни). Либо совершить акт выбора - задумается над этическими проблемами долга, совести добра и зла. И задумавшись человек, не отвергает эстетику, но отодвигает ее на второй план, в разуме человека появляется некая целеустремленность и осмысленность, которой нет на эстетическом этапе жизни.
"…развитие личности, - оно похоже на развитие растения: благодаря ему человек становится  только тем, чем хотела сделать  его природа. Этический же взгляд на жизнь сообщает человеку познание добра и зла или понятие абсолютного различия между добром и злом, и если даже он найдет в себе больше зла, чем добра, то из этого вовсе не следует, что он станет развивать в себе это зло; напротив, зло должно будет стушеваться в нем, а добро - выдвинуться на первый план. Развиваясь этически, человек сознательно становится тем, что он есть, и если даже сохраняет в себе все эстетические наклонности (которые, однако, имеют в его жизни совсем иное значение, нежели в жизни эстетика), то все же, как бы развенчивает их".
Самое главное для Кьеркегора подчеркнуть, что этическая жизнь  приводит человека к высшей степени  ясного самосознания, этика по Кьеркегору видит свою задачу в надлежащем и  всестороннем развитии личности, причем ясно видит, какие начала должны быть в ней развиты и каким именно образом.
Но Кьеркегор предостерегает от неправильной трактовки этический  понятий ведь в противоположность  эстетическому мировоззрению, согласно которому смысл жизни в наслаждении, люди часто ставят воззрение, по которому смысл жизни сводится к неуклонному  исполнению человеком долга, и выдают это воззрение за этическое (Кантовское понимание этики).
В этом аспекте можно провести сопоставление этики Кьеркегора с этикой Канта. "Согласно Канту, добро принадлежит ноуменальной сфере, не зависящей от капризов человеческой воли. Если человек руководствуется  категорическим императивом - всеобщим объективным моральным законом, - он поступает морально. По мысли  же Кьеркегора, добро (как и всякое другое положительное понятие) появляется для человека только в результате волевого усилия человека - в момент выбора"
"Добро проявляется  тем, что я хочу его, иначе  его и существовать не может.  Добро обусловливается, следовательно,  свободой" Истинное этическое  воззрение на жизнь требует  от человека исполнения не  внешнего, а внутреннего долга,  долга к самому себе, к своей  душе.
"Чем глубже между  тем этическая основа жизни  человека, тем меньше у него  потребности ежеминутно говорить  о долге вообще или советоваться  с другими относительно "своего" долга, в частности, и тем  меньше сомнений относительно  способов выполнения этого долга  и т.д"
Жизнь этика отличается, поэтому внутренним спокойствием и  уверенностью, в отличии от жизни раба "внешнего долга".
Итак, жизнь этика - выполнение долга (но не внешнего, а внутреннего  долга) по отношению к самому себе, осознание этого долга проявляется  в нем в минуту отчаяния, и с  тех пор вся его жизнь, включая  и эстетические начала ее, проникается  сознанием.
"Самым главным и  самым существенным отличием  этика от эстетика является  ясное самосознание первого, обусловливающее  твердость и определенность его жизненных основ, так как жизнь второго является каким-то беспочвенным витанием в пространстве. Этик прозрел собственную сущность, познал самого себя, осветил своим сознанием всю свою конкретность и поэтому властен уже подавить в себе брожение неопределенных мыслей, не позволить себе увлекаться мечтами; этик уже не является самому себе каким-то калейдоскопом, постоянно меняющим свои формы, - он знает себя.
Этик развивает в себе и личные добродетели, и гражданские, и наконец, религиозные. Жизненной  же задачей его становится он сам, он стремится к облагорожению, урегулированию, образованию, всестороннему развитию своего "я", иначе говоря - к равновесию и гармонии души, являющимися плодом личного самоусовершенствования. Жизненной целью такого человека становится также он сам, его собственное "Я", но не произвольное или случайное, а определенное, обусловливаемое его собственным выбором, сделавшим его жизненной задачей - его самого во всей его конкретности. Целью истинного этика является, таким образом, не одно его личное, но и социальное и гражданское "Я".
Но как это и указывалось  ранее, переосмысление своего предыдущего  способа существования становится, по Кьеркегору, возможным лишь в  результате акта отчаяния. Именно отчаяние составляет глубинную сущность этического выбора. Отчаяние выражает несравненно  более глубокое чувство, захватывающее  всю человеческую личность. Отчаяние - это волевое усилие личности.
Отчаяние этика Кьеркегора относит к абсолюту-человеку. По отношению к абсолюту-Богу действует другое состояние отчаяния - раскаяние. Кьеркегор в своей философии отчаянья заходит дальше естественное состояние личности - это состояние отчаянья, то есть смертельная болезнь. Чем глубже сознание, тем сильнее отчаяние. Отчаяние-это страх, прячущийся в глубине сознания; страх перед "ничто", боязнь утратить себя.
Таким образом, идеал этика  для Кьеркегора не является идеалом  вообще, переход от эстетики к этике  и этическая правильная жизнь  для автора это норма для любого здравомыслящего человека и большинство  людей, достигнув этики, через отчаяние и разочарование в эстетике и  завершают путь своего самосовершенствования  и это правильно и вполне логично.
Но сам Кьеркегор идет далее он вводит еще один уровень, еще одну ступень пути разума и  эта ступень настолько координально отлична от первых двух, что перед ней они обе ничтожны, хотя, несомненно, этика много предпочтительнее эстетики и гедонизма. Но само отрицательное отношение самого автора к обоим началам бытия в "Или-или" свидетельствует, что имеется еще один вариант выбора жизненного пути. Это - этика религиозная. Именно об этой этике и пути ее обретения и пойдет речь в следующей главе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение
 
В заключении необходимо отметить, что творчество такого известного и  интересного автора как Серена Кьеркегора очень важно не только в рамках философии, а вцелом для всего гуманитарного знания, в том числе и для понимания этических аспектов, Кьеркегор философ и богослов и в его трудах можно найти как философские, так и религиозные аспекты. Автор актуален и в рамках философии и психологии и, безусловно, в рамках религиозной этики.
Итак, творчество Кьеркегора - это диалог автора с самим собой, а потому всякая попытка однозначной  расшифровки, превращения в монолог  мешает проникнуть в его истинное содержание и адекватно сформулировать поставленные в нем проблемы. Но, несмотря на всю нелогичность его  учения можно сделать некоторые  выводы по данной работе:
Мы ознакомились с биографией философа; было показано становление  этой личности как философа, начиная  с самых ранних лет и заканчивая зрелым периодом его творчества; Были рассмотрены и проанализированы основы философии автора, и протестантское влияние на нее. Были рассмотрены  стадии становление личности выделенные Кьеркегором и имеющие огромное значение для понимания структуры  религиозной этики автора.
 

Список литературы
 
Биллесков Ф.И. Сёрен Кьеркегор: жизнь и творчество - М.:, 2004. - 154с.
Большая энциклопедия Кирилла  и Мефодия [Электронный ресурс], 2006. - 1 CD-диск.
Быховский Б.Э. Кьеркегор - М.:, Мысль, 2002. - 236с.
Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Основы этики. М.: Форум: Инфра-М, 2005. - 224с.
Зайцева О.В. Путь веры Сёрена Кьеркегора - М.:, Философская газета №2 2001.
Кьеркегор С. Или-или - М.:, Арктогея, 2003. - 376с.
Кьеркегор С. Болезнь к  смерти - М.:, Республика, 1998. - с.251-350.
Кьеркегор С. Наслаждение  и долг - Ростов-на-Дону.:, Феникс, 1998. - 416с.
Кьеркегор С. Страх и трепет - М.:, Республика, 1998. - с.15-112.
Лега В.П. История западной философии. Ч.2: Новое время. Современная западная философия - М.:, Свято-Тихоновский Богословский институт, 2007. - 200с.
Левичева Е.Н. Религиозная антропология Сёрена Кьеркегора - М.:, 2006. - 158с.
Реале Д. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней, Том 4 - СПб.:, Петрополис, 1997. - 838с.
Серен Кьеркегор. Несчастнейший. Сборник сочинений - М.:, ББИ, 2007. - 368с.
Стрельцова Г.Я. Парадокс философии Серена Кьеркегора - М.:, Вестник московского университета. Серия 7. Философия. №4, 2000. - с.106-120

Размещено на Allbest.ru



и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.