На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Курс лекций по "Международному праву"

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 12.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Международное право
Конспекты лекций
для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Одобрены на заседании кафедры
международного права
16 ноября 2007 года
Конспекты составлены в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция»
 
 
 
Авторы:
Ольга Евдокимовна Щербинина, к.ю.н., доцент, зав. кафедрой международного права – разделы 5, 11, 15, 17;
Эвелина Анатольевна Павельева, к.ю.н., - разделы 3, 6, 9, 16;
Татьяна Юрьевна Сидорова, к.ю.н, - разделы 7, 10, 13, 14, 18;
Валентина Владимировна Терешкова, к.ю.н., доцент – разделы 1, 2, 4, 8, 12; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                            © Сибирский федеральный
университет, 2007
© О.Е. Щербинина, Э.А. Павельева,
Т.Ю. Сидорова, В.В. Терешкова, 2007


Раздел 1. Международное право

в системе международных отношений

 
1. Международное право как особая правовая система
 
При разнообразии определений большинство авторов определяют международное право как совокупность юридических норм, соз­даваемых совместно государствами с целью регулирования их взаимных отношений.
И.И. Лукашук определяет международное право как систему юридических  норм,  регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества. По мнению Г.В. Игнатенко  предметом регулирования международного права являются не только межгосударственные, но и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отно­шения.
Прообразом международного права является сложившийся в римском праве термин  «jus gentium» («право народов»).
Международное право рассматривалось как право естественное. Г. Гроций  отмечал, что «народ, нарушающий право естественное и право народов подрывает основу своего собственного спокойствия в будущем».
Ф.Ф. Мартенс определял международное право как совокупность юридических норм, определяющих условия достижения народами своих жизненных целей в сфере их взаимных отношений»
Г.В. Игнатенко отмечает условный характер термина международное право, поскольку создается оно не народами непосредственно, а государствами как суверенными политическими организа­циями, ориентировано прежде всего на регулирование межго­сударственных взаимосвязей и обеспечивается преимуществен­но усилиями самих государств. По его мнению, реально существует межгосударственное право.
В доктрине существует дискуссия относительно обязательной силы международного права. Сторонники школы естественного права видят источник обязательной силы международного права в законах природы, в человеческом разуме и т д. Представители позитивной школы в качестве такового указывают согласие, соглашение государств.
Ряд авторов так или иначе отрицают юридическую силу международного права. В конце 19 в немецкая и американские школы отрицали юридический характер норм международного права. Международное право рассматривалось как сочетание 2-х форм силы – формальной власти и потока решений, в которых предписания  формулировались и применялись в целях сосуществования различных государств (М. Макдугал).
Высказываются мнения, что международное право пограничное явление между правом и политикой (Я. Шатаро, Япония). По мнению А. Лассона, «нормы международного права лишь правила мудрости».
Представляется, что юридически обязательная сила - необходимое качество нормы международного права,   которое регулирует международные отношения присущим праву методом. Соглашение государств придает юридически обязательную силу не только отдельному договору, отдельной норме, но и международному праву в целом. Это находит подтверждение в принципе добросовестного выполнения обязательств в международных отношениях.
Международное право сформировалось и функционирует как часть межгосударствен­ной системы, и выступает как регулятор международных отношений. Эту функцию международного права выделяют во многих научных трудах и учебниках (Г.И. Тункин, И.И. Лукашук, С.В. Черниченко).
Вместе с тем заслуживает внимания и иной аспект: характе­ристика международного права как составной части формирую­щегося всемирного правового комплекса, который включает наряду с международным правом внутригосударственное (на­циональное) право взаимодействующих государств. Имеется ввиду согласование, взаимодействие, в рамках которого опреде­ленные нормы международного права участвуют в регулирова­нии и внутригосударственных отношений, непосредственно применяются в сфере правовой системы государства.
Практическое значение имеет вопрос: к кому обращены нормы международного права? На наш взгляд, международное право выступает не только как регулятор международных отношений, но и регулятор внутригосударственных отношений.
В «Курсе международного права» утверждается, что «нормы международного права обязывают государства в целом, а не от­дельные его органы и должностные лица», а компетенция и поведение органов государства и должностных лиц, ответст­венных за обеспечение выполнения международных обяза­тельств, регулируются нормами внутригосударственного права.
По мнению С.В. Черниченко объектом международно-правового регулирования выступают межгосударственные отношения.
Между тем, применение международных норм во внутригосударственной сфере приобретает существенное значение, поскольку от этого зависит эффективность его норм. Представляется спорным вывод, что международное право «лишено механизма, способного регулировать отношения с участием физических и юридических лиц, даже, если они выходят за пределы государственных границ» (И.И. Лукашук).
Сегодня многие внутренние дела регулируются с участием международного права, поэтому сфера функционирования международного права может быть распространена на внутренние дела. Д.Б. Левин полагал, что «внутренние дела государства - это не такие дела, которые государство не вправе сделать объектом международного регулирования, а такие, которые оно не обязано сделать объектом такого регулирования».
Регулируя непосредственно межгосударственные отношения, международный договор часто содержит положения, направленные на урегулирование отношений между внутригосударственными субъектами. Р.А. Мюллерсон правильно отмечает, что «государства путем согласования воль могут также создавать нормы, направленные на регулирование между их юридическими и физическими лицами».
Многие международ­ные договоры формулируют права и обязанности государственных органов, возлагая непосредственно на них ответственность за реализацию международных обязательств.
Возрастает количество международных договоров, отдельные нормы которых прямо адресованы индивидам, юридическим лицам как потенциальным носителям прав и обязанностей, устанавливаемых международными нормами.
Одни и те же вопросы могут быть предметом как международно-правовых отношений, так и национально-правовых отношений. О частичном совпадении объекта международного и внутригосударственного права говорили как дореволюционные (П. Казанский), так и современные ученые - международники  (Г.В. Игнатенко, Д.Б. Левин, С.Ю. Марочкин, Р.А. Мюллерсон, В.В. Терешкова).     
Действительно, «ничто не мешает государству в силу его суверенитета распространить действие им же согласованных и принятых норм международного права в сфере внутреннего права для регулирования отношений с участием организаций и индивидов» (С.Ю. Марочкин).
Автор разделяет мнение, что «сфера международно-правового регулирования расширяется за счет объектов внутригосударственного регулирования, но не столько путем их «изъятия», сколько совместного регулирования». Международное право выступает как общий «правовой стандарт» для национальных правовых систем (Ю.А. Тихомиров).
Социальной функцией международного права является упрочение существующей системы международных отношений. Дж. Хау отмечал, «международное право призвано создать упорядоченное и стабильное международное общество, от чего все мы, государства и отдельные граждане, можем только выиграть».
Юридическая функция международного  права состоит в правовом регулировании межгосударственных отношений в целях упрочение существующей системы международных отношений. Обе функции носят характер стабилизирующих, охранительных, поскольку нацелены на поддержание определенного порядка в системе.
Международное право выполняет функцию интернационализации, направленную на расширении и углублении взаимосвязи между государствами.
Информационно-воспитательная функция состоит в передаче накопленного опыта рационального поведения государств, в просвещении относительно возможностей использования права, в воспитании уважения к международному праву и охраняемым им интересам и ценностям.
 
2. Предмет международно-правового регулирования
 
Международное право регулирует международные правоотноше­ния, которые складываются:
а)              между государствами — двусторонние и многосторонние, среди которых особое значение имеют отношения, охватываю­щие международное сообщество государств в целом (предотвращение  вредного искусственного влияния на природную среду, климат);
б)              между государствами и международными межправительственными организациями (членство государства в международной организации);
в)              между государствами и государственно-подобными образова­ниями, имеющими самостоятельный междуна­родный статус (открытие представительства Ватикана в России);
г)              между международными межправительственными органи­зациями (взаимодействие Интерпола и ЮНЕСКО в розыске похищенных ценностей).
Нормами международного права регулируются также международные отношения негосударственно­го характера. Данные отношения выходят за пределы юрисдикции какого-либо отдельного государ­ства и становятся объектом совместной компетенции государств либо всего международного сообщества в целом. К ним относятся отношения между юридическими и физическими лицами различных государств, или  отношения с участием международных неправительственных организаций и международных хозяйственных объединений.
Г.В. Игнатенко выделяет в особую категорию смешанные международные отношения государственно-негосударственного характера и относит к ним отношения государств с юридическими и физическими лица­ми, находящимися под юрисдикцией других государств, а так­же с международными неправительственными организациями и международными хозяйственными объединениями.
Предмет регулирования международного права включает
1.                   вопросы, которые являются исключительно международными и не могут относиться к внутренней компетенции какого-либо государства (международная безопасность, вопросы охраны окружающей среды, режим открытого моря, исследование космоса,  режим Антарктики).
2.                   вопросы, не связанные с общечеловеческими интересами, но их разрешение возможно только при совместных усилиях двух или более государств (решение вопросов двойного гражданства; режим государственной границы, оказание правовой помощи по выдаче лиц, совершивших преступление).
3.                   вопросы, урегулирование которых относится к внутренней компетенции государства, но в целях более эффективного их решения целесообразно регулировать совместными актами государств (осуществление уголовной юрисдикции в отношении преступлений международного характера, защита прав человека, оказание помощи в случае ядерной аварии).
 
3             Особенности современного международного права
 
Международное право появилось вместе с возникновением государства и прошло слож­ный путь развития.  
В литературе предлагают различную периодизацию истории формирования международного права.  И.И. Лукашук выделяет следующие периоды:
- предыстория международного права (с древних веков до конца средних);
- классическое международное право (с конца средних веков до принятия Статута Лиги  Наций);
- переход от классического к современному международному праву (от Статута Лиги Наций до Устава ООН);
- современное международное право.
В древние века субъектами международных отношений были не государства, а их властители. Международные нормы имели религиозный характер. Вместе с тем, появилась возможность нормативного регулирования межгосударственных отношений. Были выработаны формы нормативного регулирования - обычаи и договоры. Последние по форме, мало чем отличались от нынешних договоров. Однако, заключение договора скреплялось религиозной клятвой  и сопровождалось обрядом жертвоприношения, иногда международные договоры обеспечивались обменом заложников.
Широкое распространение получили торговые договоры, чаще всего их заключали для признания прав за иностранцами. На взаимных началах между древнегреческими государствами был создан  институт защиты прав иностранцев, предусмотрена выдача политических беженцев.
Государства постоянно направляли друг другу посольские миссии, послы пользовались неприкосновенностью.
Войны были повсеместным явлением, ведение войны считалось справедливым делом. Законы и обычаи войны закрепляли право сильного: проигравшие войну попадали в полную зависимость от победителя.
Появились нормы, регулирующие статус территорий, устанавливалась свобода плавания в открытом море.
В средние века  заключались мирные и союзные договоры. Международные связи развивались внутри региона. Регулирование межгосударственных отношений осуществлялось  обычаями.  Предметом соглашений между государствами были договоры о мире, союзе, торговле, территориальных изменениях. Договоры заключались в письменной форме, появился институт гарантии договоров со стороны третьих государств.
Сформировалось посольское право: появились первые инструкции для послов, по прибытии в страну посол вручал верительные грамоты, нарушение неприкосновенности послов влекло наказание. 
Сложилась обычная норма о праве прибрежного государства  иметь территориальное море, его ширина определялась в соответствии с  «правом пушечного выстрела», сформировались обычаи морской торговли.
Военные обычаи оставались жестокими, не было различия между воинами и мирными жителями, но была сделана попытка запретить отдельные виды оружия (арбалеты).
Появилась практика рассмотрения международных споров в третейских судах и арбитражах. В качестве арбитров выступали духовные и светские лица.
Важное значение имел Вестфальский трактат 1648 г, который установил систему европейский государств, их границы равноправие европейских государств без различия  их форм государственного строя и религиозной веры.
Классическое международное право. Идея международного права была сформулирована в трудах юристов на рубеже XVI-XVII веков. Среди них наиболее видным был голландский юрист, дипломат Гуго Гроций. В своем труде “О праве войны и мира” он впервые детально обосновал существование «права, кот определяет отношения между народами и правителями». В практике государств он не находит доказательств существования такого права, поэтому его источники он ищет в природе, боге, морали. Вместе с тем, он допускает, что «известные права могли возникнуть в силу взаимного соглашения, как между всеми государствами, так и между большинством из них».
Возникла доктрина международного права. Начало формироваться международно-правовое сознание. Значительное число международных норм стали рассматриваться как правовые. Все чаще дипломатами использовалась юридическая аргументация. Великая французская революция оказала влияние на  развитие международного права. Основами внешней политики Франции были провозглашены “всеобщий мир и принципы справедливости”, отказ от всякой войны с целью завоевания. Международное право стало необходимым регулятором значительного объема международных отношений.
Территориальные вопросы стали решаться на основе принципа территориального верховенства государств, Швейцария получила статус постоянного нейтралитета, на уровне договоров  был закреплен режим свободы судоходства по международным рекам.
Получили правовое оформление вопросы о праве убежища и о правовом режиме иностранцев, было введено деление дипломатических агентов на классы и ранги. Венский конгресс 1814-1815 г запретил работорговлю, на Парижском конгрессе 1856 г официально было отменено каперство.
С развитием почты, телеграфа, железнодорожных сообщений остро стал вопрос об их международно-правовом регулировании. В 1874 г. был подписан акт об учреждении Всемирного почтового союза, который установил свободный транзит писем и посылок через территории участников. В 1875 г.  была принята Конвенция о Телеграфном союзе. В 1890 г. заключается многосторонняя ж/д конвенция.
На Гагаских конференциях мира (1899 г, 1906-1907 г.г.), было принято большое количество конвенций, направленных на гуманизацию правил ведения войны. 
На этапе перехода от классического к современному международному праву в 1919 г. была учреждена Лига Наций, первая универсальная организация, призванная обеспечить мир и сотрудничество между государствами. О развитии механизма международно-правового регулирования свидетельствуют положение Статута, отнесшее к числу вопросов, подлежащих третейскому или судебному разрешению, все международно-правовые споры. В соответствии со Статутом в 1922 г. была учреждена Постоянная палата международного правосудия - первый постоянный международный суд. Важным шагом в направлении к современному международному праву было принятие в 1928 г. Парижского пакта  (Пакт Бриана-Келлога) об отказе от войны как орудия национальной политики.
На англо-советско-американской конференции 1943 г. в Москве было принято решение о необходимости учреждения всеобщей международной организации, основанной на принципе суверенного равенства. В июне 1945 г. конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско приняла Устав ООН, который положил начало современному международному праву.
Фундамент современного международного права был заложен Уставом ООН, положения которого отражали новое мышление. Устав закрепил становление новых принципов и норм между­народного права, прежде всего таких, как уважение суверенитета государств и признание их равноправия, невмеша­тельство в их внутренние дела, а позднее — отказ от войны как орудия национальной политики, неприменение силы или угро­зы силой, самоопределение народов и наций, уважение прав и свобод человека. В соответствии с Преамбулой Устава Организации Объе­диненных Наций между­народное право призвано юридическими средствами «избавить грядущие поколения от бедствий войны», обеспечить поддержа­ние международного мира и безопасности, «содействовать соци­альному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе».
Современное международное право декларирует запрет аг­рессивных, захватнических войн, насильственных способов ре­шения межгосударственных споров, квалифицирует такие дей­ствия как преступление против мира и безопасности человече­ства.
Сущностью современного международного права стал принцип мирного сосуществования государств. Устав Организации Объединенных Наций закрепил решимость государств «прояв­лять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как доб­рые соседи».
В основу международных отношений был положен принцип сотрудничества. Государства приняли на себя обязательства развивать дружественные отношения между государствами «независимо от политических, экономических и социальных систем и от уровня их развития» (Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государства­ми в соответствии с Уставом ООН).
Классическое международное право рассматривалось как «право цивилизованных народов», право «христианских государств». В соответствии с таким подходом из равноправного общения исключались слаборазвитые страны.  Сегодня можно констатировать достижение универсальности международно-правового регулирования в том смысле, что в международном сотрудничестве и в международных договорах могут участвовать все заинтересованные государства.
В современных отношениях государства признают «всеобщее значение прав человека и основных свобод, уважение которых является существенным фактором мира, справедливости и благополучия, необходимых для обеспечения развития дружественных отношений и сотрудничества между ними, как и между всеми государствами» (Заключительный Акт СБСЕ 1975 г).
Международное право выработало достаточно действенный механизм достижения согласованных решений, обеспечения реализации принятых норм, а также взаимоприемлемые про­цедуры решения межгосударственных споров мирными средст­вами.
Из совокупности норм право превратилось в систему на базе единых целей и принципов. Существенно изменился механизм функционирования международного права. Создание развитой системы международных организаций привело к институционализации процесса правотворчества и правоприменения.
Современному международному праву присуще тесное взаимодействие материальных и процессуальных норм. В международных договорах сформулированы как материальные, так и процессуальные нормы. Примером служит Устав ООН, Венская конвенция о праве международных договоров, Венская конвенция о дипломатических сношениях, Венская конвенция о консульских сношениях, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европей­ская конвенция о защите прав человека и основных свобод, многочисленные конвенции о борьбе с преступностью, Статут Международного уголовного суда и другие акты.  В этой связи оправдана постановка вопроса о международ­ном процессуальном праве как самостоятельном нормативном комплексе, который можно рассматривать как отрасль между­народного права (Г.В. Игнатенко).
Существенным фактором совершенствования международ­ного права явились прогрессивные перемены в межгосударственных отношениях. Это иллюстрирует Всемирный саммит глав государств и правительств 2005 г. В Итого­вом документе закреплено, что «наши общие основные ценности, включая свободу, равенство, солидарность, терпимость, уваже­ние всех прав человека, уважение к природе и общая ответственность имеют важнейшее значение для международных отно­шений».
Международное право — это самостоятельный правовой комплекс и основанная на его нор­мах и реализующая эти нормы правовая система.
Междуна­родное право как особая правовая система  имеет:
Особый предмет регулирования.
Предметом правового регули­рования являются преимущественно межгосударственные отно­шения и иные отношения, выходящие за рамки юрисдикции отдельного государства, требующие совместного регулирования со стороны нескольких или многих государств либо междуна­родного сообщества государств в целом.
Самостоятельный круг субъектов.
Субъект международного права - это самостоятельное образование, который благодаря своим возможностям и юридическим свойствам способно обладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать в создании и реализации этих норм. Общепринятыми субъектами являются государства, народы, нации, борющиеся за создание независимого государства, международные организации, государствоподобные образования.
Особый порядок образования норм международного права.
Способом создания международных норм является согласование воль субъектов. Нормы международного права создаются государствами путем свободного волеизъявления и компромисса. Формирование соглашения и его закрепление в правовой норме происходят в определенном процессуальном порядке: 1) достижение согласия относительно содержания нормы; 2) достижение согласия относительно признания правила поведения общеобязательным.
Особый механизм реализации норм международного права.
Го­сударства, являясь создате­лями международно-правовых норм, самостоятельно обеспечивают их реализацию. Процесс реализации включает в себя два вида деятельности – правовое и организационное  обеспечение реализации и непосредственную деятельность по достижению результата.  Выделяют международный и внутригосударственный механизмы реализации.
Особый круг источников.
Источниками международного права являются обычай, международный договор, правотворческие решения международных организаций, решения международных судебных органов.
 
Исторически сложилось деление на международное публичное и международное частное право. Международ­ное частное право - это совокупность норм, регулирующих международные отношения негосударственного характера, имея в виду прежде всего граж­данско-правовые и родственные им отношения с иностранным элементом. Такие правила содержатся не только в национальном законодательстве, но и в международных договорах и международных обычаях.
Вопрос о соотношении международного публичного права и международного частного права является дискуссионным. Весь спектр мнений по вопросу о разграничении международного частного и публичного права можно свести  к трем основным направлениям:
1) одни ученые с позиций единства объекта относят МЧП к международному праву «в широком смысле» (С. Б. Крылов, В. Э Грабарь, И.П. Блищенко, С. А. Малинин, Д.И. Фельдман, Л.Н. Галенская);
2) другие исходят из концепции внутригосударственной природы международного частного права (М.И. Брун, И.С. Перетерский, С.И. Лебедев, Л.А. Лунц, Г.К. Матвеев, О.Н. Садиков,  М.М. Богуславский, Дж. Чешир, Г.К. Дмитриева);
3) третье направление, исходит из двойственности норм МЧП: норм международно-правовых и норм внутригосударственных (А. Н. Макаров, Р. А. Мюллерсон, В.Г. Храбсков).              Еще в 1907 году Г.Ф. Шершеневич отметил, что различие между частным и публичным правом, «установившееся исторически и упорно поддерживаемое, скорее сознается инстинктивно, чем основывается на точных признаках». Сходный взгляд у М. М. Агаркова, который полагает, что  «разделение на публичное и частное право покоится не на принципиальных основаниях, а на исторически сложившихся традициях».
Разграничение частного и публичного права проводится еще по ряду критериев: различие цели рассматриваемых норм, содержание и субъектный состав регулируемых отношений,  характера норм и другие.
Некоторые элементы частного права тесно переплетаются с отдельными элементами публичного права,  кроме того, наблюдается сходство характера норм той и другой ветви права. «Целеустремленность обоих, —  писал И. С. Перетерский, —  является однородной». Исходные начала для международного публичного и частного права едины, поскольку речь идет о регулировании отношений, возникающих в международной жизни. Ряд авторов отмечает, что некоторые принципы международного публичного права имеют фундаментальное значение для сферы международного частного права и находят в нем свое отражение (Л.Н. Галенская).
Фактором, сближающим международное публичное и частное право, является возрастание количества международных договоров, в нормах которых переплетаются публичные (межгосударственные) и  частно - правовые аспекты.
Конституция РФ,  квалифицируя нормы международного права как составную часть российской правовой системы, не проводит  различие между публичной и частной природой этих норм. В международные отношения могут вступать не только государства, но и международные организации, юридические и физические лица, общественные организации, транснациональные компании. Соответственно, правовое регулирование этих отношений осуществляется как нормами международного публичного права, так и нормами международного частного права.
 
4. Система международного права
 
Система международного права представляет собой комплекс юридических норм, характеризующийся принципиальным единством и одновременно подразделением на относительно самостоятельные части  (отрасли, подотрасли, институты).
Традиционно в международном праве выделяют такие отрасли: право международных договоров, дипломатическое и консульское право,  право международных организаций, право международной безопасности, международное экологическое право, международное морское право, международное космическое право. Однако, содержание и наименование многих отраслей оживленно обсуждается в науке. Нет единого мнения о международном гуманитарном праве, международном уголовном праве, международном экономическом праве.
В пределах отраслей существуют правовые институты нор по конкретным вопросам регулирования. Например, в международном морском праве сложились группы норм, регулирующие режим территориального моря, открытого моря, континентального шельфа, исключительно экономической зоны, Района морского дна.
В литературе выделяют общие для международного права институты, каждый из которых включает комплекс норм определенного функциональ­ного назначения, -  нормы о международной правосубьектности, нормы о международном правотворчестве, нормы о международном правоприменении (Г.В. Игнатенко).
Материальным системообразующим фактором для международного права служит система международных отношений, которую оно призвано обслуживать. Основными юридическими системообразующими факторами выступают цели и принципы международного права.
Системе права присуща характерная для нее структура. Международное право имеет сложную нормативную струк­туру. Основные принципы международного права составляют ядро системы и имеют определяющее значение для всего механизма международно-правового регулирования.  Международное  право включает единые для всех или для большинства государств правила, именуемые универсальными, общепризнанными нормами, и правила, относящиеся к определенной группе государств либо принятые только двумя или несколькими государствами и именуемые локальными нормами.
Систему международного права следует отличать от международной нормативной системы. Международная нормативная система представляет собой главный инструмент в регулировании международных отношений. В нее входят политические, правовые, моральные и иные международные нормы.
По своей природе политические нормы представляют согласованную волю государств и в этом смысле имеют ту же природу, что и нормы международного права. От последних они отличаются тем, что, согласовав содержание правила, государства придали ему не юридическую, а политическую обязательную силу. Политические нормы существуют в ясно выраженной форме, например в декларациях, совместных заявлениях, коммюнике, а также в форме неписаных норм, политических обыкновений. Санкции при нарушении политических норм заключаются в отрицательной реакции государств и международных организаций на нарушение этих норм. Связь политических и правовых норм двусторонняя. Политические нормы создаются и осуществляются, не вступая в противоречие с международным правом. С другой стороны, правовые нормы создаются и реализуются с учетом существующих политических норм.
Появление многочисленных международных органов и организаций вызвало к жизни большое количество норм, содержащихся в их решениях и призванных регулировать их деятельность. Такого рода нормы можно назвать организационными или административными. Их следует отличать от норм, содержащихся в резолюциях и призванных регулировать отношения с участием государств. Организационные нормы - это нормы внутреннего права международных организаций.
Отношения государств  могут регулироваться обыкновениями. Когда определенному правилу следуют длительное время, то оно превращается в обыкновение или традицию и тогда считается правильным его придерживаться и неправильным - отклоняться от него. Древняя максима - не следует отступать от того, что всеми соблюдается (non recedendum a communi odservanti). Обыкновение, за которым признана юридическая сила, становится обычной нормой международного  права.
Участники международного общения могут руководствоваться правилами международной вежливости. Это - не обладающие юридической силой правила доброжелательности, корректности, сдержанности, внимания, взаимного уважения. Несоблюдение норм вежливости может вызвать ответную реакцию, обычно в форме протеста, но применяются и иные ответные меры.  Например, реторсия представляет собой ответные меры на недружелюбные, хотя и не выходящие за рамки международного права, действия.
 
Рекомендованная литература
 
Дмитриева Г. К. Мораль и международное право / Г.К. Дмитиева. М., 1991.
Мовчан А.П. Международное право и мировой порядок / А.П. Мовчан // Москов. журн. междунар. права. 1993. № 2.
 


Раздел 2. Субъекты международного права

 
1. Понятие и виды субъектов международного права
 
В науке международного прав нет единства взглядов относительно понятия и перечня субъектов. Субъектами международного права признаются участники международных отношений, которые могут быть носителями субъективных прав и обязанностей.
Высказывается мнение, согласно которому субъекты международного права проявляют свою правосубъектность посредством осуществления правовых функций (Д.И. Фельдман, Г.И Курдюков) Объективным критерием этой правосубъектности служит юридическая способность к самостоятельным международным действиям, правовому волеизъявлению, независимому осуществлению правовых норм, определяющих права и обязанности участников международных правоотношений. Причем сторонники этого функционального подхода особо выделяют правотворческую функцию, наряду с иными.
В теории международного права получила распространение концепция особого статуса его субъектов. Субъекты это «одновременно и творцы объективного международного права и носители субъективных прав и обязанностей» (Е.Т. Усенко). Такой статус признавался только за государствами, необходимым свойством субъекта считался государственный суверенитет. Еще в начале XX в. на  статус субъекта могли претендовать даже не все государства, а только так называемые цивилизованные народы.
Термин международная правосубъектность используется для обозначения правоспособности и дееспособности. Данный термин употребляется не только в научной литературе, но и в международно-правовых актах. Примерами служат  положение Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.) о том, что «каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств», норма ст. 176 Конвенции ООН по морскому праву, согласно которой Орган по морскому дну «обладает международной правосубъектностью, которая может оказаться необходимой для осуществления его функций и достижения его целей», положение ч. 1 ст. 4 Римского статута Международного уголовного суда, согласно которому «Суд обладает международной правосубъектностью», формулировка ч. 1 ст. 5 Устава Объединенного института ядерных исследований о том, что «Институт в соответствии со статусом межправительственной организации обладает международной правосубъектностью...».
В некоторых международно-правовых актах применяется термин «правоспособность», но его содержание подразумевает способность к самостоятельному осуществлению прав. Согласно ст. 104 Устава ООН Организация пользуется на территории каждого из своих членов необходимой для выполнения ее функций правоспособностью, а также нормы учредительных актов ряда других международных организаций. В силу  ст. 6 Венской конвенции о праве международных договоров каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры.
 
Традиционными субъектами международного права считались прежде всего государства, международные организации, государствоподобные образования, нации и народы, борющиеся против колониализма.
В настоящее время в теории международного права традиционные взгляды переосмысливаются. В последнее время в международных отношениях принимают участие международные неправительственные организации, международные хозяйственные объединения, национальные юридические лица и индивиды (физические лица). Это требует нового подхода к оценке понятия и категорий (видов) субъектов международного права.
Хименс де Аречага писал: «..в самой структуре международного права нет ничего, что предполагало бы монополию государства на обладание международной правосубъектностью; они могут если захотят, по договоренности создать и другие субъекты международного права. Утверждать, что только государства обладают правами и обязанностями в сфере международных отношений, означало отказать им в подобной возможности. В международном праве нет таких ограничений».
Есть все основания, чтобы распространить на международное право понимание субъекта права, принятое в общей теории права, и определять субъекта международного права как действующего или возможного участника отношений, регулируемых международно-правовыми нормами, как носителя установленных этими норма ми прав и обязанностей,
В таком случае к субъектам можно отнести юридические и физические лица, международные хозяйственные объединения и неправительственные организации, и субъекты федерации (в пределах, допускаемых конституционным и иным законодательством). Их участие в правоотношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, и, следовательно, статус как носителей определенных международных прав и обязанностей представляются вполне реальными.
Еще в 1949 г. в консультативном заключении относительно правосубъектности ООН  Международный Суд ООН отметил, что «...субъекты права, в той или иной юридической системе, не являются обязательно идентичными, поскольку идет речь об их природе или объеме их прав». Это суждение имеет общее значение.
В литературе принято деление традиционных субъектов международного права на две основные категории — основные (первичные) и производные (вторичные). Категорию основных (первичных) субъектов составляют главным образом государства, нации и народы, борющиеся за свою независимость.  К производным (вторичным) субъектам относятся международные межправительственные организации, государствоподобные образования.
Появилась иная классификация (Г.В. Игнатенко). Выделяют: 1) субъектов правосоздающих и вместе с тем правоприменяющих, и 2) субъектов только правоприменяющих, но не обладающие нормотворческой способностью. В первой группе - государства, международные организации, государствоподобные образования и борющиеся нации; во второй — индивиды, хозяйствующие субъекты и другие юридические лица, международные хозяйственные объединения и неправительственные организации.
Права и обязанности субъектов неоднородны. Ф. Ф. Мартенс писал  «Основные права государств неразрывно связаны с международными свойствами последних и, следовательно, со всем положением государств в качестве международных личностей... Без этих прав государства не в состоянии достигнуть разумной цели международной жизни; без них они не члены международного общения».
В числе основных прав и обязанностей: право участвовать в отношениях, регулируемых международно-правовыми нормами; право защиты своих прав предусмотренными юридическими средствами; обязанность уважать статус других субъектов; обязанность добросовестно соблюдать международные нормы.
Применительно к государствам  можно выделить следующие права: право участвовать в создании международно-правовых норм; право устанавливать дипломатические и консульские отношения с другими государствами, обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами; право быть членом универсальных и региональных международных организаций и иметь при них свои представительства; право защищать свою правосубъектность, включая право на индивидуальную и коллективную самооборонную. К обязанностям можно отнести   сотрудничество с другими государствами, невмешательство в их внутренние дела, воздержание от угрозы силой или ее применения.
 
2. Государство – основной субъект международного права.
 
Международное право создается прежде всего государствами и регулирует преимущественно межгосударственные отношения. Государства выступают как основные субъекты международного права.
Правосубъектность государства универсальна. Государство приобретает правосубъектность с момента своего возникновения независимо от воли других субъектов, уже существующих на международной арене. Данное свойство государств вытекает из самой их сущности как суверенного образования, они являются субъектами международного права ipso facto, и поэтому называются субъектами «первичными».
Государство как субъект международного права обладает способностью устанавливать права и обязанности, приобретать права и нести обязанности, а также самостоятельно осуществлять их. Участие государства в международном правотворчестве связано не только с принятием обязательств, но и с их выполнением, а также стремлением к тому, чтобы нормы международного права выполнялись всеми субъектами, имели юридическую обеспеченность.
Государство обладает исключительным и неотъемлемым свойством -  государственным суверенитетом. Государство осуществляет суверенитет в рамках международного права, с учетом уважения суверенитета и интересов других государств.
Как суверенное образование государство обладает иммунитетом ( лат. – льгота, изъятие, неприкосновенность). Государство не может осуществлять своей власти в отношении другого государства (par in parem nоn habet imperium — равный не имеет власти над равным).
Судебный иммунитет означает, его неподсудность судебным органам другого государства, привлечение его к суду другого государства может осуществляться только с его согласия.
Согласно ст. 401 ГПК РФ предъявление в суде в Российской Федерации иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятие по отношению к этому имуществу иных мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решений суда допускаются только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Аналогичная норма закреплена в ст.251 АПК РФ
Федеративное государство выступает в межгосударственных отношениях как целостный субъект международного права. В ведении федерации в целом находятся высшее представительство и заключение международных договоров.
Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся: федеративное устройство и территория РФ;  регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство; внешняя политика и международные отношения, международные договоры РФ; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения РФ; оборона и безопасность; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.
Подобные положения содержатся в зарубежных конституциях. В Конституции (Основном законе) ФРГ закреплено: «Общие нормы международного права являются составной частью права Федерации. Они обладают приоритетом перед законами и непосредственно создают права и обязанности для жителей федеральной территории» (Ст. 25). Согласно Основному закону ФРГ «ведение внешних сношений с иностранными государствами принадлежит Федерации» (ч. 1 ст. 32).  Конституция США устанавливает, что «настоящая Конституция и законы Соединенных Штатов, принимаемые во исполнение ее, и все договоры, которые заключены или будут заключены властью Соединенных Штатов, становятся верховным правом страны; и судьи в каждом из штатов  обязаны следовать  этому праву, каким бы ни были положения Конституции или законов любого из штатов» (п. 2  ст. VI).
По Конституции Индии к компетенции Союза отнесены  «внешние сношения, все вопросы, касающиеся взаимоотношений Союза с каким-либо иностранным государством», заключение и выполнение договоров с иностранными государствами (приложение 7).
Механизм реализации международной правосубъектности федеративного государства различен. В Германии перед заключением Федерацией договора, «затрагивающего особое положение какой-либо земли, эта земля должна быть своевременно заслушана» (ч. 2 ст. 32 Основного закона ФРГ).
В Российской Федерации участие ее субъектов в заключении договоров регулируется федеральным законодательством («О международных договорах Российской Федерации», «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»).  В соответствии с указанными законами международный договор РФ, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта РФ, заключается по согласованию с органами государственной власти заинтересованного субъекта, а при разработке договора, затрагивающего полномочия субъекта РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, предложения соответствующих органов субъекта рассматриваются при подготовке проекта.
В международном праве нет нормы, определяющей международно-правовой статус субъектов федеративного государства. Но международное право и не отрицает международной правосубъектности таких образований. Объем международной правосубъектности определяется конституцией федеративного государства.
Так, ст. 32 Основного закона ФРГ предоставляет возможность землям в пределах их  компетенции, и с согласия федерального правительства заключать договоры с иностранными государствами (ч. 3 ст. 32).  В соответствии с Конституцией Бельгии  субъекты Бельгийской федерации (сообщества и регионы) обладают в пределах своих полномочий правом заключения международных договоров, которое не обусловлено согласием федеральных органов (§ 1 ст. 127 и § 1 ст. 130).  Договор между Российской Федерацией и Королевством Бельгия о согласии и сотрудничестве 1993 г. в ст. 9 воспроизводит данное положение.
Субъекты федерации вправе вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры, заключать международные договоры между собой, обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами, участвовать в деятельности международных организаций.
Примером служит практика таких зарубежных федераций, как США, Канада, Австрия, Швейцария, Австралия. Субъекты этих государств (штаты, провинции, земли, кантоны) заключают договоры  с субъектами других федераций, или  с другим государством (например, провинции Квебек в Канаде с Францией).
В России международно-правовой статус республик, областей, краев и других субъектов РФ  определен в Федеральном законе «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».
Закон предоставляет субъектам РФ  право в пределах предоставленных им полномочий осуществлять международные и внешнеэкономические связи. Такие связи субъекты вправе поддерживать с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а с согласия Правительства РФ — и с органами государственной власти иностранных государств (ст. 1). Связи субъектов с иностранными партнерами могут осуществляться в торгово-экономической, научно-технической, экономической, гуманитарной, культурной и иных областях.
Предусмотрено также право на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты РФ имеют право на ведение переговоров с иностранными партнерами и на заключение с ними соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей. Такие соглашения не являются международными договорами (ст. 7 Закона).
Международно-правовой статус многих субъектов определен в Конституциях республик, в уставах краев, областей. Во многих субъектах РФ приняты специальные акты, регулирующие международную деятельность.  Примером может служить Закон Свердловской области в 2005 г.  «О международных и внешнеэкономических связях Свердловской области и органов государственной власти Свердловской области в международном информационном обмене».  Закон регулирует порядок заключения и реализации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, вопросы открытия и деятельности представительств Свердловской области на территории иностранных государств и зарубежных представительств на территории Свердловской области. При этом предусматривается согласование с Министерством иностранных дел РФ.
Конституционный Суд РФ в определении от 27 июня 2000 г. установил, что формулировки конституций ряда республик в составе Российской Федерации противоречат Конституции РФ. По мнению Суда, «республика не может быть субъектом международного права в качестве суверенного государства и участником соответствующих межгосударственных отношений...».
Существует несколько способов образования новых государств, в том числе возникновение государства в результате достижения колониальным народом своей независимости; территориальные изменения, связанные с объединением нескольких государств в одно государство, либо с распадом государства на несколько государств, либо с отделением одного государства от другого.
В этих случаях встает вопрос о признании новых государств как субъектов международного права и об их правопреемстве.
 
3. Международно-правовое признание
 
Признание государства непосредственно связано с его международной правосубъектностью. Институт признания регулируется обычными нормами, отдельные аспекты признания регламентируются международными договорами и резолюциями международных организаций. Попытка Комиссии международного права ООН кодифицировать данный институт ничем не завершилась.
Относительно юридического значения признания существуют две теории  — декларативная и конститутивная. Наибольшее распространение получила декларативная теория, согласно которой государство является субъектом международного права с момента своего возникновения. Признание не наделяет государство международной правосубъектностью, а лишь констатирует ее. 
В Уставе Организации Американских государств предусмотрено: «Политическое существование государства не зависит от  признания его другими государствами. Даже до своего признания государство имеет право на защиту свой целостности и независимости, на обеспечение, на обеспечение своей безопасности и процветания….» (ст. 9).
Конститутивная теория ставила международную правосубъектность государства в зависимость от его признания другими государствами. Согласно этой теории возникновение государства неравнозначно возникновению субъекта международного права; таковым оно становится только после получения признания со стороны других государств. Признание  «конституирует» государство как субъект международного права.
Практическое значение имеет вопрос - каков статус непризнанного государства и его актов? Непризнанное государство может участвовать в многосторонних конференциях, договорах, международных организациях.
Однако, прием непризнанного государства в международную организацию не означает его признания со стороны тех государств, которые голосовали за его принятие, а лишь подтверждает, что оно является субъектом международного права с момента своего возникновения.
Признание государства признание констатирует появление нового государства,  дает ему возможность эффективно реализовать свою международную правосубъектность.
Как правило, признание государства как субъекта международного права одновременно означает и признание его правительства. Вместе с тем в международной практике может возникнуть вопрос о признании нового правительства. Такой вопрос возникает в случае прихода к власти правительства не конституционным путем.  Признание правительства означает, что признающее государство рассматривает данное правительство законным и единственным представителем государства в международных отношениях. При этом учитываются следующие обстоятельства: деятельность нового правительства поддерживается народом; правительство осуществляет эффективную власть на территории государства; установлен демократический политический режим; отсутствует вмешательство во внутренние дела государства при приходе правительства к власти.
Данная ситуация породила ряд юридических доктрин. Министр иностранных дел Эквадора Тобар выдвинул доктрину о непризнании правительств,  пришедших к власти революционным путем. В соответствии с доктриной Эстрады (министр иностранных дел Мексики), в подобных ситуациях иностранные государства не должны применять специальный акт признания, достаточно аккредитации дипломатических представителей государств при пришедшем к власти правительстве. Его позицию поддержал Бентакур, по мнению которого необходимо воздерживаться от признания правительств, пришедших к власти путем насилия, а не путем выборов.
Проблема признания может возникать применительно к национально-освовободительному движению и в отношении воюющей стороны.
Национально-освободительное движение основано на реализации права народа (нации) на самоопределение. Борющиеся  за свое освобождение нации,  являются субъектами международного права. На международной арене их представляют органы национального освобождения, выполняющие функции публичной власти.  Признание органа борющейся нации представляет собой констатацию ее международной правосубъектности. Например, признание Организации освобождения Палестины в качестве представителя  палестинского народа. ООП пользуется тсатусом постоянного наблюдателя при ООН с 1974 г.
Признание восставших означало, что признающее государство признает факт восстания и не будет рассматривать повстанцев как вооруженных преступников. За повстанцами признавали право на получение гуманитарной помощи как от государств, так и от международных организаций и на осуществление других основных прав.
В случае оккупации создаются органы руководства национальным сопротивлением. Признание органов сопротивления означает признание власти, борющейся против оккупантов. Необходимость такого признания возникает в случаях, когда органы власти, организовавшие эту борьбу, находятся в эмиграции (французский Комитет национального освобождения, чехословацкий Национальный комитет).  С момента признания органы народного сопротивления получали статус сражающихся, что позволяло распространять на них правила ведения войны, оказывать гуманитарную помощь.
Существуют две формы признания: юридическая и фактическая. Юридическое признание в свою очередь подразделяется на признание de-jure и признание de-facto. Признание de-jure считается полным и окончательным, на практике означает обмен между признающим и признаваемым государствами дипломатическими представительствами.
Полное юридическое признание оформляется актом признающего государства. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 12 мая 1993 г. «О признании Эритреи».
Признания de-facto является неполным, так как возникающие отношения между признающим и признаваемым государствами не доводятся до уровня дипломатических отношений.
От юридического, официального признания следует отличать признание фактическое, неофициальное. Оно осуществляется в форме постоянных или эпизодических контактов как на правительственном, так и неправительственном уровнях. Вариантом фактического признания считается признание ad hoc (разовое, на данный случай).
 
 
 
 
 
4. Правопреемство государств
 
Правопреемство означает непосредственный и правомерный переход международных прав и обязательств от одного государства-субъекта к другому государству — субъекту международного права.
Долгое время вопросы правопреемства регулировались обычно-правовыми норами. В настоящее время данный институт кодифицирован (Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г., Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов, 1983 г.)
В обеих конвенциях правопреемство характеризуется как смена одного государства другим «в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории».
Переход прав и обязанностей от одного государства к другому происходит в следующих случаях:
- возникновение нового государства —субъекта международного права;
- возникновение нового государства на месте колониального владения государства-метрополии;
- разделение одного государства на несколько государств (распад Югославской федерации, СССР);
- объединения нескольких государств в одно государство (Германия);
- отделение от государства части территории и образования на ней самостоятельного государства (Индия от Пакистана).
В науке  международного права сложились различные теории правопреемства. Согласно теории универсального правопреемства государство-пре-емник полностью наследует международную личность государства-предш-ественника. На ее основе возникла доктрина континуитета (продолжательство), представители которой считали, что все международные права и обязанности старого государства, в том числе договоры, переходят к наследнику, так как личность государства остается одной и той же.  Согласно негативной теории, когда власть одного государства сменяется властью другого государства, международные договоры предшественника отбрасываются. Разновидностью негативной теории является концепция tabula rasa, в соответствии с которой новое государство начинает «с чистого листа».
На практике распространения эти теории не получили. В литературе справедливо отмечают, что конкретный объем прав и обязанностей, переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику, зависит от многих факторов (Г.В. Игнатенко, И.И.Лукашук)
Объектами правопреемства являются:
- права и обязанности, вытекающие из международных договоров государства-предшественника;
- государственная собственность;
- государственные архивы;
- государственные долги;
- членство в международных организациях.
Согласно положениям Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 16).
Новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 17). Более того, новое независимое государство посредством уведомления о правопреемстве может принять участие в многостороннем договоре, не вступившем в силу к моменту правопреемства, если в момент его правопреемства государство-предшественник являлось договаривающимся государством в отношении территории, ставшей объектом правопреемства.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Венской конвенции 1978 г., если до момента правопреемства государств государство-предшественник подписало многосторонний договор под условием ратификации, принятия или утверждения и при этом выразило намерение распространить этот договор на территорию, являющуюся объектом правопреемства государств, то новое независимое государство может ратифицировать, принять или утвердить этот договор, как если бы оно его подписало само, и тем самым оно может стать договаривающимся государством или участником этого договора.
Если из положений договора или из ограниченного числа участвовавших в переговорах государств и из объекта и целей договора следует, что участие в таком договоре любого другого государства требует согласия всех его участников или всех договаривающихся государств, «новое независимое государство может стать договаривающимся государством или участником этого договора только при наличии такого согласия» (п. 4 ст. 19).
Двусторонний договор, находившийся в силе в отношении территории, являвшейся объектом правопреемства, считается находящимся в силе между новым независимым государством и другим государством участником, если: «а) они явственно договорились об этом; б) в силу своего поведения они должны считаться выразившими такую договоренность» (ст. 24 Венской конвенции).
В случае объединения двух или нескольких государств в одно государство любой договор, находившийся в силе в отношении любого из них, продолжает находиться в силе в отношении этого государства-преемника. Исключение составляют случаи, когда государство-преемник и другое государство-участник либо другие государства-участники договорились об ином или из договора явствует либо иным образом установлено, что применение этого договора в отношении государства преемника было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило бы условия его действия (ст. 31).
Когда же часть или части территории государства отделяются и образуют одно или несколько государств, независимо от того, продолжает ли существовать государство-предшественник а) любой договор, находившийся в силе в отношении всей территории государства-предшественника, продолжает находиться в силе в отношении каждого образованного таким образом государства-преемника; б) любой договор, находившийся в силе в отношении лишь той части территории государства-предшественника, которая стала государством-преемником, продолжает находиться в силе в отношении только этого государства-преемника (ст. 34).
В соответствии с нотой МИДа России от 13 января 1992 г., Россия «продолжает осуществлять и выполнять обязанности, вытекающие из международных договоров, заключенных Союзом ССР», в связи с чем «Министерство просит рассматривать Российскую Федерацию в качестве Стороны всех действующих международных договоров вместо Союза ССР».
В учредительных актах страны СНГ подтвердили приверженность принципам правопреемства.  В ст. 12 Соглашения о создании СНГ выражено общее намерение всех его участников «гарантировать выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего Союза ССР».  В специальном решение Совета глав государств СНГ от 20 марта 1992 г. закреплено, что «все государства — участники СНГ являются правопреемниками прав и обязательств бывшего Союза ССР».
В Меморандуме о взаимопонимании по вопросу правопреемства в отношении договоров бывшего Союза ССР  было предусмотрено, что вопрос об участии в многосторонних договорах решается в соответствии с международным правом каждым государством самостоятельно, в зависимости от специфики каждого конкретного случая, характера и содержания того или иного договора. Что касается двусторонних договоров, то они требуют принятия решений или действий со стороны тех государств, к которым эти договоры применены.
В  Договоре о нераспространении ядерного оружия 1968 г. в качестве правопреемника Союза ССР выступила только Российская Федерация, поскольку статус государства, обладавшего ядерным оружием, сохранялся за Российской Федерацией. Остальные государства — бывшие республики СССР — присоединились к Договору в качестве неядерных держав.
Согласно Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. государственная собственность означает имущество, права и интересы, которые на момент правопреемства государств принадлежали, согласно внутреннему праву государства-предшественника, этому государству.
Когда государство-преемник является новым независимым государством, недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику. Движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, также переходит к государству-преемнику (ст. 15). В случае объединения двух или нескольких государств в одно государственная собственность государств-предшественников переходит к государству-преемнику.
Когда государство разделяется и прекращает свое существование, а на разделенных частях территории образуются два или несколько государств-преемников, то, если последние не условились иначе: а) недвижимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государству-преемнику, на территории которого она находится; b) недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся за пределами его территории, переходит к государствам-преемникам в справедливых долях; с) движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территорий, являющихся объектом  правопреемства, переходит к соответствующему государству- преемнику; d) иная движимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях (ст. 18).
Соглашение государств СНГ о собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1991 г,  подтвердило приверженность принципам правопреемства, признав за каждым из государств «право на соответствующую фиксированную справедливую долю в собственности бывшего Союза ССР за рубежом».  В Соглашении о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом  1992 г,  были определены условия раздела и перехода к государствам правопреемникам собственности СССР в соответствии со шкалой фиксированных долей.
Правила правопреемства в отношении государственных архивов во многом близки правилам, установленным для правопреемства государственной собственности. Например, когда государство-преемник является новым независимым государством, то архивы, принадлежавшие территории, являющейся объектом правопреемства, и ставшие в период зависимости государственными архивами государства-предшественника, переходят к новому независимому  государству. Та часть государственных архивов государства предшественника, которая в целях нормального управления территорией — объекта правопреемства — должна находиться на этой территории, переходит к новому независимому государству (ст. 28 Венской Конвенции  1983 г).
В случае распада государства на несколько государств-преемников, если последние не договорились иначе, часть государственных архивов государства-предшественника, которая должна находиться на территории государства-преемника в целях нормального управления его территорией, переходит к этому государству-преемнику (ст. 31).
Венская конвенция 1983 г., исходит из  принципа справедливости  при правопреемстве архивов государства. Конвенция предусматривает возможность заключения соглашений между новым независимым государством и государством-предшественником по поводу перехода или надлежащего воспроизведения частей государственных архивов последнего «таким образом, чтобы каждое из этих государств могло самым широким и справедливым, насколько это возможно, образом извлекать пользу из этих частей государственных архивов государства-предшественника» (ст. 28). При этом государство предшественник обязано предоставить новому независимому государству достоверные архивные сведения, которые касаются титулов на территорию или границы  последнего или необходимы для выяснения смысла определенных документов государства-предшественника, переходящих к новому независимому государству. Государство-предшественник обязано также сотрудничать с государством-преемником в деле возвращения ему любых архивов, принадлежащих территории — объекту правопреемства и рассеявшихся в период зависимости (например, княжество Лихтенштейн вернуло России архивы царской семьи).
Венская конвенция 1983 г. понимает под государственным долгом любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом (ст.  33).
Правопреемство государств само по себе не затрагивает прав и обязательств кредиторов. При объединении государств государственный долг государств-предшественников переходит к государству-преемнику. В остальных случаях, т. е. при передаче части территории государства, отделении части или частей его территории, разделении государства,  возникновении нового независимого государства, соответствующие стороны (государство-преемник и государство-предшественник либо государства прежнего субъекта) заключают соглашение друг с другом, регулирующее вопрос о переходе государственного долга. Подобное соглашение, не должно наносить ущерба принципу неотъемлемого суверенитета каждого народа над его богатствами и природными ресурсами, и осуществление этого соглашения не должно подрывать основ экономического благосостояния данного государства.
Если же соглашение отсутствует, то вопрос решается в зависимости от способа возникновения государства-преемника. Если преемник возникает как новое независимое государство в результате освобождения его народа от колониальной зависимости, то при отсутствии указанного соглашения никакой государственный долг государства-предшественника к новому государству не переходит. Когда же государство-преемник возникает в результате передачи, отделения части или частей территории другого государства либо разделения государства, то государственный долг государства предшественника переходит к государствам-преемникам в  справедливых долях с учетом, в частности, имущества, прав и  интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом (ст. 37—38, 40—41).
Российская Федерация восприняла международно-правовой статус СССР в качестве государства продолжателя. Этот термин получил договорное закрепление. В преамбуле Договора о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Королевством Испания от 12 апреля 1994 г. стороны констатировали, что Российская Федерация является государством — продолжателем Союза ССР. Аналогичное положение содержится в Договоре между Россией и Францией от 7 февраля 1992 г.
Россия выступила в качестве государства-продолжателя при определении судьбы членства Союза ССР в ООН и в других международных организациях. Государства, создавшие СНГ (т. е. большинство бывших республик ССР), согласованным решением от 21 декабря 1991 г. поддержали Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности и других международных организациях. Послание Президента РФ Генеральному секретарю ООН с информацией о том, что членство СССР в ООН продолжается Российской Федерацией, было положительно воспринято всеми государствами — членами ООН и получило официальное подтверждение.
Министерство иностранных дел РФ 3 января 1992 г. обратилось к правительствам зарубежных государств с просьбой рассматривать дипломатические и консульские представительства СССР в качестве представительств РФ. В свою очередь дипломатические представительства зарубежных стран в г. Москве и их консульские представительства в отдельных консульских округах на территории России продолжили свою деятельность как представительства в Российской Федерации.
Представляется, что Российская Федерация выступает одновременно в качестве государства — продолжателя СССР в отношении одной категории прав и обязательств и в качестве государства-преемника в отношении другой категории прав и обязательств.
 
5. Государственно-подобные образования.
 
Государственно-подобные образования - особые политико-религиозные или политико-территориальные единицы, которые имеют самостоятельный международно-правовой статус на основе международного акта или международного признания.
Историческим примером являются вольные города – Краков, Данциг (Гданьск).
В настоящее время специальный международно-правовой статус имеет Ватикан (Святейший престол), официальный центр Римско-католической церкви, и Мальтийский орден,  официальное религиозное формирование с международно-признанными благотворительными функциями.
Государственно-подобные образования имеют право заключать договоры, открывать представительства (Российская Федерация поддерживает с Ватиканом официальные отношения через представителя России при Ватикане, являющегося по совместительству представителем России при Мальтийском ордене).
Ватикан имеет представительства (постоянных наблюдателей) при ООН, ЮНЕСКО, МОТ, является членом ряда специализированных учреждений ООН (в частности, Всемирного почтового союза), Мальтийский орден имеет представительства при ЮНЕСКО и ряде других международных организаций.
 
6. Международная правосубъектность народов (наций)
 
Международное право закрепляет право народов и наций на самоопределение.
Каждый народ имеет суверенное право на самостоятельность в достижении государственности и независимое государственное существование, на свободный выбор путей развития. В соответствии с Декларацией о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., «все народы имеют право на самоопределение, в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие».
На государстве лежит обязанность уважать право народа на самоопределение. Одной из целей ООН является развитие дружественных отношений между нациями «на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов».
Неотъемлемое право народа (нации) на самоопределение является основанием его международной правосубъектности. Субъектом международного права являлся народ (нации), находившийся в колониальной зависимости от метрополии, но боровшийся за независимость и создание суверенного государства путем реализации права на самоопределение. Народ (нация) в процессе борьбы за создание независимого государства был способен участвовать в международных отношениях лишь по вопросам, касающимся реализации права на самоопределение. А именно - право заключать с государствами, международными организациями, с другими реализующими свой национальный суверенитет народами международные договоры, присоединяться к многосторонним международным соглашениям. От имени народа при заключении международных договоров выступал представляющий народ орган,  сложившиеся в ходе борьбы за независимость (фронт национального освобождения, временное правительство).
Колониальный народ (нация) имел право на волеизъявление в любой форме с целью получения независимости от метрополии, включая права на установление с суверенными государствами официальных отношений, регулируемых нормами дипломатического и консульского права, и право на участие в деятельности международных организаций.
Принцип права народов (наций) на самоопределение гарантирует право каждого построившего свою государственность народа определять внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению политическое, экономическое, социальное и культурное развитие.  Одним из основных прав народа (нации) является право на международно-правовую защиту и получение поддержки от других субъектов международного права.
Реализация самоопределения одним народом в рамках многонационального суверенного государства не должна вести к нарушению прав других его народов. Самоопределение народа внутри многонационального государства не предполагает обязательности отделения и создания собственного самостоятельного государства. В первую очередь такое самоопределение направлено на повышение уровня самостоятельности, но без угрозы правам человека и территориальной целостности государства. Конституционный Суд РФ в постановлении от 13 марта 1992 г. подчеркнул,  «не отрицая право народа на самоопределение, осуществляемое посредством законного волеизъявления, следует исходить из того, что международное право ограничивает его соблюдением принципа территориальной целостности и принципа соблюдения прав человека».
 
7. Правосубъектность международных организаций
 
Международные организации — это институт современного общества, отличный от государства. Как справедливо отмечал Г.И. Тункин,  было бы неправильно на этом основа­нии утверждать, что они не могут быть субъектами международного права, точно так же, как было бы неверно, признавая правосубъек­тность международных организаций, приравнивать их к государствам. Правосубъектность международных организаций имеет отличительные особенности.  С.А. Малинин и Т.М. Ковалева отмечают, что эти особенности касается: а) источника (происхождения) правосубъектности;  б) характера  и  содержания  (объема)  правосубъектности; в) способов прекращения правосубъектности.
Международные организации как субъекты международного права производны по отношению к государствам, их  правосубъектность зависит от воли государств. Организация становится субъектом, если государства-учредители наделяют ее  международными правами и обязанностями.
Правосубъектность международных организаций договорного происхождения. Права и обязанности международных организаций определяются их уставами или иного рода учредительными актами
Правосубъектность международных организаций носит функциональный характер. Наделение той или иной международной организации правами и обязанностями зависит от ее целей и их объем не может превышать функциональных потребностей организации. Способность к совершению международных действий ограничена целями и фиксируется в учредительном акте и дополняющих его документах. Так, при обращении Всемирной Организации Здравоохранения в Международный Суд ООН относительно законности применения государством ядерного оружия в вооруженном конфликте Суд отказался ответить на запрос в связи с отсутствием у Всемирной Организации Здравоохранения компетенции применительно к поставленной проблеме.
Таким образом, правосубъектность международных организаций является производной и функциональной, что определяет ее объем и особенности реализации.
Правосубъектность организации определена теми задачами и целями, которые установлены государствами в учредительном акте, создающем организацию. В связи с этим каждая международная организация имеет свой присущий только ей круг прав и обязанностей. Однако, несмотря на различия в характере и объеме прав и обязанностей
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.