На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Просветительская деятельность М.В.Ломоносова

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 12.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      ВВЕДЕНИЕ 

      В средние века полигисторами называли ученых, равно сведущих в различных областях знания, то есть разные науки, знающие так довольно, что могут в них производить новые приращения. Со второй половины XVIII века после выхода в свет Великой французской энциклопедии понятие «полигистор» было заменено определением «ученый-энциклопедист». Такое определение традиционно закрепилось за Ломоносовым, первым русским ученым, продуктивно работавшим в различных областях знаний. Однако в применении к Ломоносову оно, по-видимому, нуждается в более широком толковании.
      Ученый-энциклопедист - это не только и не столько человек  с разносторонними знаниями и  интересами; это, в первую очередь, пропагандист новых актуальных направлений в  науке и передового мировоззрения. Успех такой пропаганды, ее значимость и эффективность зависят не только от публицистического таланта ученого-мыслителя. Они в значительной мере определяются его научным авторитетом, завоеванным в результате выдающихся достижений, полученных в какой-то определенной области знания. К этому обязательно следует добавить широту кругозора, способность заниматься и живо интересоваться решением широкого круга актуальных проблем науки, техники, экономики  и других отраслей знания, одним словом, почти всех вопросов, которые ставит перед ним эпоха.
      Такая способность предполагает специфический  талант, существо которого лежит в  умении находить связи и сближать между собой предметы, кажущиеся  обычному взгляду далекими, ничем  не связанными. В творчестве такого ученого научные работы тесно переплетены с пропагандой новых актуальных направлений развития знаний и разработкой их практических приложений. Последнее неизбежно приводит его к решению чисто социальных вопросов, заставляет интересоваться и активно, творчески работать в гуманитарных областях.
      Несложно  увидеть, что все сказанное может  быть полностью отнесено к Ломоносову. Чисто русским акцентом Ломоносовского энциклопедизма был его высокий  и деятельный патриотизм – пожалуй, главная движущая сила его иногда немотивированных, на поверхностный взгляд, но логически оправданных переходов от исследований в одной области к другой и последующим областям знаний. В данной работе поставлена задача рассмотреть просветительское направления деятельности М.В. Ломоносова.
      Начало XVIII века было ярким, драматичным и противоречивым временем. Реформы Петра I имели большое прогрессивное значение. Интенсивное развитие промышленности и торговли, создание светской школы и ряд других важных изменений открывали новый этап в развитии страны. Сегодня Россия вновь переживает время бурных перемен и именно сейчас нам необходимо обратиться к опыту великого соотечественника, сумевшего поднять российскую науку и просвещение на неведомую ранее высоту.
      Целью данной курсовой работы является исследование его просветительской деятельности, так как именно в Ломоносове с исключительной силой и выразительностью впервые на русской почве воплотились лучшие черты ученых – энциклопедистов, таких, как Леонардо да Винчи в Италии и Гете – в Германии.
      Поставленная  цель предполагает решение следующих задач:
      -изучение  творческой деятельности М.В.Ломоносова, в которой широко освещена  деятельность в области развития  отечественной науки;
      -ознакомление  с организацией работы учебных  заведений;
      -изучение  социально-экономических проектов, имевших своей целью поднятие уровня жизни российского населения; 

 

       1. Начало творческой  деятельности 

      Ломоносов Михаил Васильевич первый русский учёный-естествоиспытатель, поэт, филолог, художник, историк, просветитель.
      Родился в семье крестьянина-помора. Стремясь получить образование, в 1730 году отправился в Москву, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В 1735 в числе наиболее отличившихся учеников Ломоносов был направлен в Петербург в академический университет, а в 1736 командирован для продолжения образования в Германию, где учился сначала в Марбургском университете, а затем в университете города Фрайбурга. По возвращении из-за границы (1742) Ломоносов был назначен адъютантом Академии Наук по физ. классу, а в 1745 стал первым русским, избранным на должность профессора (академика). В 1748 г. он переводит на русский язык курс физики своего учителя Х. Вольфа, который вышел под названием «Вольфианская экспериментальная физика».
      Он  добивается строительства химической лаборатории при Академии наук. Оборудовал её химическими и физическими приборами. Эта научная химическая лаборатория стала колыбелью химических и физических лабораторий в России, где были обоснованы основные законы физики, химии и впервые в истории русской науки М.В. Ломоносов читал созданный им «курс истинной физической химии». Здесь проводились работы по изучению минеральных богатств нашей родины, заложены основы химии силикатов, а также методы получения цветных стёкол, которые производились на заводе в Усть-Рудице, организованном М.В. Ломоносовым.
      Несмотря  на разнообразие научных интересов, М. В. Ломоносов придавал большое  значение химическим и физическим исследованиям.
      Капитальные работы М.В. Ломоносова, такие, как «О нечувствительных частичках, составляющих тела природы», «О причине теплоты и холода», «Попытка теории упругой силы воздуха», «Элементы математической химии», «О действии растворителей» и др., характеризуют его как основоположника теоретических основ химических и физических наук.
      Большое историческое значение имеет определение М.В.Ломоносовым предмета химии и основных путей её дальнейшего развития.
      М.В. Ломоносов ставит новые задачи перед  химией. Он впервые сформулировал  её как науку, которая основывается на корпускулярной теории (атомно-молекулярной). Разработал научные методы этой науки.  

      Атомно–молекулярная теория, разработанная М.В.Ломоносовым, неразрывно связана с движением  – материя и движение неразрывны. 
 
 

 

       2. ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
      М.В. Ломоносова. 

      Первый  этап (1742-1745). Народное просвещение. Разработка учебных пособий на русском языке.
      Второй  этап (1745-1749). Методическая работа. Семинаристов - в университет! Работа над новым  уставом.
      Третий  этап (1750-1755). Программа организации  просвещения в России. Московский университет (1755) и гимназия. Служение университета на пользу и славу отечеству: развитие науки, популяризация научных знаний, решение педагогических задач.
      Четвертый этап (1756-1765). Завершение работ над  программой развития среднего и высшего  образования в России.
      Ломоносов утверждал, что при обучении детей следует обратить внимание на наследственные и индивидуальные способности каждого из них. Он также выявил взаимосвязь между общим, средним и высшим образованием. Одна из важнейших заслуг Ломоносова - основание Московского университета, где высшее образование получали не только дворяне, но и представители низших сословий.
      В век преклонения французской  моде, Ломоносов ввел преподавание на родном языке. (Позже господин Фонвизин напишет портрет русского «грамотея» Митрофанушки Простаков, как пример невежества и тунеядства). Ломоносов опубликовал в 1757 году «Российскую грамматику», которая стала на тот момент лучшим учебником для русской школы, правила которого до сегодняшних дней остаются неизменными.
      В педагогической деятельности Ломоносова условно можно выделить ряд этапов.
      Первый  этап (1742--1745) непосредственно связан с преподавательской работой  ученого. Ломоносов сделал вывод, что  большинство населения империи  неграмотно. Следует открыть ряд  школ, централизовать народное просвещение. Ломоносов отстаивал мысль о том, что все члены Академии наук должны заниматься педагогической деятельностью.
      Ломоносов разработал программу публичных  лекций, которые должен был читать с 1 сентября 1742 года. Но доныне в империи  не существовало учебников на русском языке. Это заставило его немедленно заняться разработкой учебных пособий по различным предметам. В 1742 году Ломоносовым уже было написано руководство «Первые основания горной науки, или Горная книжица»; в 1743 году он подготовил «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное»; в 1745 году для студентов перевел с латинского учебник по физике.
      Второй  этап (1745--1749) связан в основном с  методической работой ученого (уже  в 1745 году Ломоносов получил должность  профессора). Одновременно с подготовкой учебных пособий Ломоносов разрабатывает лекции на русском языке. По указу Сената от 17 октября 1745 г. о печатании перевода «Экспериментальной физики» Ломоносову предписывалось прочесть цикл лекций по физике с использованием необходимых физических приборов. Первая лекция ученого прошла, по отзывам современников, в торжественной обстановке 20 июня 1746г. На ней присутствовали «сверх многочисленного собрания воинских и гражданских разных чинов слушателей и сам господин президент академии с некоторыми придворными кавалерами и другими знатными персонами». Значение этого факта для развития национальной науки велико, поскольку до Ломоносова все лекции читались на латинском языке.
      Занятия с гимназистами и студентами убедили  Ломоносова в необходимости преобразования учебной части Академии наук.
      28 апреля 1746 года он подготовил  документ в академическое собрание  «О привлечении семинаристов  в университет и об увеличении  числа учеников гимназии». В  документе Ломоносов предложил  отобрать студентов из семинарий и обучать их академическим упражнениям. Этим, по его мнению, можно приобрести «для Академии наук звание подлинного Петербургского университета».
      Ломоносов считал также, что гимназия должна вмещать  в себя как можно больше учеников, из числа которых потом будут отбираться самые способные. Члены Академического собрания отвергли инициативу Ломоносова об отборе способных учеников из монастырских школ, об увеличении числа гимназистов, о широком распространении научных знаний на русском языке.
      Некогда данное предложение было опробовано Ломоносовым на практике. Так, еще  в 1732 и 1735 годах ученики семинарий  отбирались для учебы в академии. Из них вышли такие ученые, как  С. П. Крашенинников, сам М. В. Ломоносов, академик-астроном Н. И. Попов, создатель русского фарфора Д. И. Виноградов, гравер А. Поляков, переводчики В. И. Лебедев, И. И. Голубцов, А. А. Барсов.
      В 1748 году Синод разрешил выбрать для  университета по десять человек из Московской славяно-греко-латинской  академии, Новгородской и Александро-Невской семинарий.
      Уже в этот период Ломоносов считал, что необходимо составить новый  регламент (устав) Академического университета. По поручению канцелярии от 13 июня 1748 года разработкой устава занимался  академик Г.-Ф. Миллер. Ломоносов вспоминал позже: «В Университете неотменно должно быть место трем факультетам: юридическому, медицинскому и философскому (богословский оставляю синодальным училищам), в которых бы производились в магистры, лиценциаты и доктора. А ректору при нем не быть особливому, но все, то знать эфору или надзирателю, что во внесенном в Историческое собрание регламенте на ректора положено, ибо ректор в университете бывает главный командир, а здесь он только будет иметь одно имя. Не худо, чтобы Университет и Академия имели по примеру иностранных какие-нибудь вольности, а особливо, чтобы они освобождены были от полицейских должностей».
      Спустя  почти полгода, 7 декабря 1748 года, Ломоносов  предложил всех студентов разделить  на три класса: «... первого класса студенты ходят на все лекции, для того чтобы иметь понятие обо всех науках и чтобы всяк мог видеть, к какой кто науке больше способен и охоту имеет; второго класса студенты должны ходить на лекции только того класса, в котором их наука, третьего класса студенты те, которые определены уже к одному профессору и упражняются в одной науке. Сим последним должно, по моему мнению, определить ранг армейского прапорщика, а производить их во временные переводчики... а из них в адъюнкты». Это говорит о том, что Ломоносов стремился поднять уровень преподавания в университете. Однако устав утвержден не был.
      Третий  этап педагогической деятельности Ломоносова (1750-- 1755) совпал с периодом, когда  ученый работал над серией документов о высшем и среднем образовании. Позднее они были названы исследователями педагогического творчества ученого Ломоносовской программой организации просвещения в России. В это время Ломоносов находился в расцвете творческих сил, много времени отдавал непосредственной подготовке молодых специалистов, выступил с идеей открытия Московского университета. В «доношении» в Сенат он обосновал свое предложение тем, что в Москве живет много дворян и разночинцев; сравнительно меньше требуется денег для обучения, так как «дешевые средства к содержанию» и довольно большое количество домашних учителей. Поэтому он заботился о том, чтобы учебные заведения, в том числе и университет, были открыты и для детей простого народа.
      Московский  университет был открыт в 1755 году. В нем функционировало три  факультета: философский, юридический, медицинский.
      Обучение  в университете велось преимущественно  на русском языке; была создана значительная группа русских профессоров, боровшихся за передовую науку, национальное просвещение  и демократическую педагогику. Весь первый состав студентов состоял  из разночинцев. Университет был автономен, освобожден от политического надзора, сборов, имел свой суд.
      Перед университетом Ломоносов поставил несколько целей, объединенных идеей  служения на «пользу и славу Отечества»:
      1) развитие науки (особенно в  области философии, истории, русской грамматики, права, медицины);
      2)популяризация  научных знаний (через печать, библиотеку, лекции, диспуты);
      3) решение педагогических задач  (подготовка образованного молодого  поколения через университет  и гимназии, контроль и руководство учебно-воспитательным делом в учебных заведениях).
      При открытии университета первой начала функционировать гимназия, в состав которой записалось несколько сотен  человек. Это во много раз превышало  первоначальные планы. Особенно быстро заполнили места гимназисты, находившиеся на казенном содержании. Причиной такого успеха было наиболее целесообразное в тех условиях построение учебного плана гимназии, что явилось важной предпосылкой для открытия провинциальных гимназий в России в конце XVIII в.
      Четвертый этап - педагогическая деятельность Ломоносова в 1756--1765 годах. Ломоносов завершает работу над программой развития среднего и высшего образования в России. Программа была построена на основе принципов демократизма, гуманизма и народности. 

        
 
 
 
 
 
 
 

 

       3. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.В.ЛОМОНОСОВА.
      ПЕЧАТНОЕ  СЛОВО. 

      Стремление  Петра к просвещению России, к  распространению наук было особенно дорого Ломоносову. Известно, как много  труда вложил великий ученый в  дело просвещения России. Он неустанно  думал над способами популяризации научных знаний среди широких масс народа. Он предлагал, например, не ограничиваться книжными лавками только в Петербурге и Москве, а шире развернуть торговлю книгами, поручать купцам торговать, ими в самых отдаленных концах России, куда они проникают со своими товарами. Надеясь извлечь прибыль из продажи книг, купцы будут стараться продавать их в возможно большем количестве народу.
      Ломоносов всегда высоко ценил печатное слово, в образовательной программе  он отводил ему большое место. После открытия Московского университета Ломоносов добивается разрешения иметь при нем собственную типографию. В ней с апреля 1756 г. стала печататься первая в Москве газета «Московские Ведомости». В течение почти четырнадцати лет Академия наук выпускала первый в России научно-популярный журнал, который именовался по-разному, но во всех его названиях неизменными оставались слова «Примечания на Ведомости». Они выпускались в качестве приложения к газете «Санкт-Петербургские Ведомости» и выходили до 1742 г. С января 1755 г. Академия наук стала выпускать научно-литературный журнал, получивший название «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие». Его редактором был назначен Г. Ф. Миллер, давний противник  Ломоносова, что и предопределило отношение редактора к великому русскому ученому. Так, в журнале не нашлось места для оповещения об открытии Московского университета, созданного по идее Ломоносова. И только в августе по его настоянию удалось напечатать правленую рукой Ломоносова речь ректора гимназии, а позже профессора философии Московского университета Н. Н. Поповского, которую он произнес при открытии университета. Ученик Ломоносова, Поповский разделял и пропагандировал его взгляды на распространение наук в России. В своей речи он заявил, что намерен читать курс философии не на латинском, а на русском языке, чтобы сделать эту «высокую науку» достоянием широких масс и облегчить существующий к ней «тяжелый доступ».
      В 1765 г. этот журнал прекратил свое существование  и уступил место теперь уже  нескольким журналам, ознаменовавшим начало нового периода в развитии русской периодической печати. Говоря о просветительских идеях Ломоносова, нельзя обойти молчанием его статью «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии». Напечатанная в переводе на французский язык в амстердамском журнале, эта работа Ломоносова посвящена деятельности журналистов в распространении научных знаний и оценки деятельности ученых. Ломоносов выступает за право ученых высказывать свои взгляды и требует от журналистов быть распространителями научных знаний и просвещения. Для этого журналист должен обладать эрудицией, умением понимать и оценивать прочитанное и добросовестно относиться к своему делу.
      Работа  Миллера по изданию «Ежемесячных сочинений...» не удовлетворяла Ломоносова и вызывала его порицания. В начале мая 1758 г. Ломоносов представил в канцелярию Академии наук свое мнение об учреждении журнала «Санкт-Петербургские ведомости о делах ученых людей», в котором предполагал знакомить читателей с новостями науки и новинками научной литературы, издаваемой не только в России, но и за рубежом.
      Другое  предложение подобного рода касалось издания «Российских ведомостей», где Ломоносов предполагал давать сообщения «о внутреннем состоянии  государства» т. е. о всех новостях экономической жизни России. По оценке исследователей, замысел Ломоносова заключался в том, чтобы при помощи такого периодического издания облегчить торгово-промышленные связи в стране, помочь развитию внутреннего рынка. И хотя оба предложения Ломоносова привели лишь к тому, что, по образному выражению тогдашних чиновников, «дальнего ничего не происходило», сам факт попыток Ломоносова свидетельствует о его сильнейшем стремлении использовать периодическую печать в патриотических просветительских целях.  

       
 

       4. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ПРОЕКТЫ. 

      Михаил  Васильевич Ломоносов был не только выдающимся философом и ученым, но и крупным общественным деятелем, и просветителем, всегда полным замыслов и планов об улучшении жизни людей. Правда, эти замыслы и планы  не предусматривали революционной ломки общественных порядков, однако в них содержалось немало идей, противоречащих феодально-крепостническому строю России.
      Ломоносов развивал взгляды передовых представителей общественной и философской мысли  России. Большое влияние оказали на него прогрессивные идеи его ближайших предшественников, известных под названием «ученой дружины» К ним относились: новгородский епископ Феофан Прокопович, государственный деятель и историк В. Н. Татищев и поэт-публицист Антиох Кантемир — широко образованные люди, противники мракобесия и застоя. Прокопович, будучи преподавателем философии в Киевской Академии и в последующее время, занимался естественными науками, Кантемир перевел на русский язык книгу Фонтенеля «Разговоры о множестве миров», опровергающую библейские представления о вселенной. Прокопович, Татищев и Кантемир поддерживали реформы Петра I, стояли за развитие промышленности и морского флота, отстаивали необходимость распространения просвещения и научных знаний. Они всегда находились в центре политических событий и болели за судьбы родины.
      Как и его предшественники, Ломоносов, безгранично любил свою родину и  свой народ, неустанно боролся за их интересы. Всю свою жизнь он стремился  быть полезным отечеству. Его слова: «На пользу общества, коль радостно трудиться»1— являются подлинным девизом жизни. Он не занимался надуманными, оторванными от жизни проблемами, а стремился связать науку с нуждами развивающейся отечественной промышленности и всего хозяйства России.
      Находясь  за границей, Ломоносов старался ко всему присмотреться, перенять полезное, чтобы применить все это на родине, научить русских людей опыту Европы в добыче полезных ископаемых, в строительстве шахт, заводов и т. п. Русский народ трудолюбив и понятлив. Отсталость России была связана с многочисленными войнами, нападениями извне, порабощением. Ломоносов много говорит о значении мира в жизни любой страны.
      В понимании общественных вопросов Ломоносов  был идеалистом. В ряде своих работ, как и в трактате о народонаселении, он вскрывает лишь второстепенные причины бедственного положения народа, не касаясь основного и главного — характера экономических отношений в России. Ломоносов не восставал против самодержавного строя, а стоял только за более гуманное отношение к крепостным крестьянам, за улучшение их жизни в условиях крепостничества.
      Нападает  Ломоносов и на духовенство, как  рассадник всяких нелепых суеверий. Ведь это невежественные попы способствуют увеличению детской смертности, когда  зимой крестят новорожденных  в холодной воде и даже со льдом, считая, что подогретая вода нечиста, имея примесью теплоту. Это опять-таки попы устанавливают посты, в результате которых от резкой перемены в питании также умирает много людей. Говорит он и о вреде неравных в возрастном отношении браков, заключаемых по прямому приказу крепостников-помещиков. От таких браков часто страдает потомство.
      Предупреждая  возражения церковников, Ломоносов  ссылается на гибкость русского  народа, легко воспринявшего нововведения Петра I. Он утверждает, что предлагаемые им меры «не больше опасны, как заставить брить бороды, носить немецкое платье, сообщаться обходительством с иноверными, заставить матросов в летние посты есть мясо, уничтожить боярство, патриаршество и стрельцов и вместо них учредить правительствующий Сенат, святейший Синод, новое регулярное войско, перенести столицу на пустое место и новый год в другой месяц! Российский народ гибок!»
      Интересна мысль Ломоносова о «живых покойниках»  т. е. о крепостных, которые бегут  от помещичьих «отягощений» и солдатских наборов за границу. Но, говоря о помещичьих «отягощениях», бывших одним из основных зол крепостнической России, он ограничивается простым советом облегчать подати и солдатские наборы, особенно в пограничных областях. Тогда, наоборот, в Россию будут прибывать иностранцы, так как она «в состоянии вместить в свое безопасное недро целые народы»
      Просветительная деятельность Ломоносова была всегда целеустремленно связана с наиболее важными потребностями страны, с  ее промышленным, культурным развитием, направлена на ее процветание. Историческое значение Ломоносова состоит также и в том, что он настойчиво добивался широкого развития образования в России, привлечения в науку способных людей из народа, показав на личном примере, на какие подвиги способны люди для своей Родины.
      В 1761 г. Ломоносов задумывает целую  программу государственных мероприятий, «простирающихся к приращению общей  пользы» Он намечает изложить в письмах  свои соображения, служащие «к действительному  поправлению российского света», в виде таких «глав»
      1. «О размножении и сохранении  российского народа».
      2. «О истреблении праздности».
      3. «О   исправлении   нравов   и   о   большем   народа   просвещении».
      4. «О исправлении земледелия».
      5. «О исправлении и размножении  ремесленных дел и художеств».
      6. «О лучших пользах купечества».
      7. «О лучшей государственной экономии».
      8. «О сохранении  военного искусства   во время долговременного мира».
      Круг  вопросов, о которых намеревался  написать Ломоносов, свидетельствует  о его страстном желании способствовать росту производительных сил страны, добиться подъема благосостояния народа путем распространения культуры, научных и медицинских знаний и путем различных законодательных мер.
      По  всей вероятности, Ломоносов успел  написать только первую «главу» из этого списка (других до сих пор не обнаружено) в виде пространного письма. Ломоносов начинает его с утверждения, что величие, могущество и богатство всего государства (главная патриотическая тема всей деятельности ученого) состоит в его народонаселении, «а не в обширности, тщетной без обитателей». Человек — самое ценное из сокровищ, потому что без него все остальные сокровища мертвы и не нужны. Поэтому надо оберегать народ, искореняя все, что приносит вред его развитию.
      В письме Ломоносов и разбирает  самые характерные обычаи, «узаконения» и суеверия, которые необходимо устранить. Важнейшим упущением властей он считает почти полное отсутствие врачебного дела, и в частности акушерского, что влечет большую смертность среди населения и особенно среди детей. Он предлагает печатать и рассылать в разные районы страны медицинские книги, строить аптеки, распространять медицинские знания в народе. Этим будет искоренена вредная деятельность разных знахарей и ворожей, которые «только умножают болезнь своим шептанием». Для более радикальной борьбы с болезнями Ломоносов требует учредить в России «настоящую медицинскую науку», содержать во всех городах достаточное количество лекарей, в иностранные университеты посылать больше русских студентов для изучения докторского искусства, так как «немецкими всего государства не наполнишь»
      Лучшей  формой власти он признавал власть просвещенного монарха как главы  государства. Образом такого монарха  был для него Петр I, к которому Ломоносов относился с большим  уважением. Петр своими преобразованиями предпринял своеобразную попытку покончить с отсталостью старой России. Эта попытка определялась необходимостью установления новых путей для дальнейшего развития страны. Нарождающиеся капиталистические отношения вступали в противоречия с вековой отсталостью феодальной России, и потому деятельность Петра I, направленная на поддержку этих новых отношений, в тех условиях была прогрессивной. В своей общественной деятельности Ломоносов старался во всем подражать Петру, идти по его стопам. Он не видел недостатков в его реформах, не замечал, какой ценой они доставались простому народу. Он ценил, прежде всего, их прогрессивную направленность, полезность для России, как ценили это Прокопович, Татищев и Кантемир. 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

      Гениальные  способности, глубокая любовь к науке, неизменное трудолюбие, пламенный патриотизм, непреклонная твердость воли при достижении цели – вот отличительные черты Ломоносова. Как ученый Ломоносов отличался необычайной широтой интересов; обогатил своими открытиями физику, химию, астрономию, географию, технику, геологию, историю, филологию; стремился использовать науку для развития, поднятия благосостояния страны.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.