На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Психологическая интерпретация культуры: концепция Карла Густава Юнга

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………...3   
1. Личность К.Г. Юнга……………………………………………………………5
2. Воззрение К.Г. Юнга на вопросы культуры в целом………………………...7
3. Аналитическая психология…………………………………………………….9
3.1 Структура личности…………………………………………………………..9
3.2 Архетипы……………………………………………………………………..11
3.3 Некоторые наиболее важные архетипы……………………………………13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованных источников…………………………………………...19
 

ВВЕДЕНИЕ 

    В последнее время растет интерес  к вопросам человеческого поведения  и поискам смысла человеческого  существования.  Руководители изучают, как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и "грамотно ссориться", преподаватели  изучают, как помочь справиться с  эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам  и учащимся других учебных заведений.
    Наряду  с интересом к материальному  благосостоянию и к бизнесу многие люди стремятся помочь себе и понять, что значит быть человеком.  Стремятся  разобраться в своем поведении, развить веру в себя, свои силы.  Осознать неосознанные стороны личности, сосредоточиться, прежде всего, на том, что происходит с ними в настоящее  время.
    Когда психологи обращаются к изучению личности, что, пожалуй, первое, с чем  они сталкиваются, это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении.  Интересы и мотивы, склонности и  способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое - вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.
    Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое.  Отсюда вытекают две взаимосвязанные  задачи: во-первых, понять все множество  свойств личности как систему, выделив  в ней то, что принято называть системообразующим фактором (или  свойством), и, во-вторых, раскрыть объективные  основания этой системы.
Аналитическая психология Юнга помогает нам лучше  понять поведение личности во взаимоотношении  с окружающими т.е. социальную сторону его поведения. Это вызывает особый интерес социологов и несомненно приносит пользу в практической деятельности руководителя - воспитателя трудового коллектива.
 

1. ЛИЧНОСТЬ КАРЛА ГУСТАВА ЮНГА.
    Карл  Густав Юнг родился 26 июня 1875 года в  швейцарском местечке Кесвиль в  семье лютеранского пастора.
    Еще подростком, размышляя над собственным  внутренним миром, Юнг пришел к выводу, что в нем живет две абсолютно  разные индивидуальности. Первая - сын  своих родителей, неуверенный в  себе школьник. Вторая - взрослый, даже пожилой мужчина, скептичный, недоверчивый, весьма близкий по своей сути и  характеру к природе.
    При выборе будущей своей профессии, Юнг долго не мог сделать выбор  между двумя интересными для  него направлениями. С одной стороны, его интересовали естественные науки  -  зоология, антропология,  палеонтология, а с другой - гуманитарные, особенно религиоведение, теология и археология. После мучительных раздумий, он остановил свой выбор на последней, но из-за отсутствия средств он мог себе позволить учиться только в Базеле, а в Базельском университете археологию не преподавали. Колебания были решены в пользу естествознания, конкретно - медицины.
    Еще в университете, Юнг начинает понимать, что его истинное призвание - психиатрия. В ней ему удается найти  наилучшее приложение для своих  стремлений, в психиатрии Юнг сумел  соединить как свои медицинские  и естественнонаучные знания, так  и многие постулаты гуманитарных наук.
В 1890 году Юнг начинает работать ассистентом  в психиатрической клинике в  Цюрихе. Здесь он знакомится с трудами  З. Фрейда и становится его открытым последователем и пропагандистом фрейдовской  теории. В то время для начинающего  специалиста это было небезопасно: большинство авторитетов научного мира приняла идеи Фрейда в штыки.
    В 1906 году он послал Фрейду свою первую работу, между ними завязалась переписка, а  позднее - дружба.
Нельзя  сказать, что отношения между  Фрейдом и Юнгом были всегда дружественные. Признавая авторитет Фрейда и даже называя его своим учителем, Юнг во многом не соглашался с ним, а в 1912 году дружественные отношения между учеными прекратились. Юнг тяжело переживал разрыв, писал об этом в своих мемуарах, в письмах друзьям.
    Умер  Карл Юнг в 1961 году.[1]
 

     2. ВОЗЗРЕНИЯ К.  Г. ЮНГА НА ВОПРОСЫ  КУЛЬТУРЫ В ЦЕЛОМ.
    Всю свою жизнь Карл Юнг уделял значительное внимание вопросам культуры.
    Если  попытаться вкратце охарактеризовать его подход к сущности культуры, то его можно назвать психологическим. Как психиатру, ему немало приходилось  заниматься проблемами личности и ее развития. Изучая эти вопросы, Юнг  сделал вывод, что душевное развитие личности и ее болезни в значительной степени имеют корни в социально-культурных процессах.
    Как и Фрейд, Юнг пытался методы психиатрии перенести по аналогии на культуру, увидеть в последней лишь одну из многочисленных сфер деятельности человека как индивида и социума  в целом. При этом он напрочь отрицал особую конструктивную функцию культуры.
Изучая  поведенческую мотивацию поступков как индивидов так и групп (причем, на различных уровнях - от малых групп до национальных сообществ включительно), Юнг выдвинул идею архетипа, некого глубинного, подсознательного фактора поведения.
    Культура  у Юнга - предмет психологического анализа. Социально-политический кризис западно-европейской культуры и общества в целом он объяснял вторжением в жизнь общества архетипов. Следствием этого вторжения он считал расизм фашистов и коммунистический догмат о всеобщем равенстве. Факельные шествия, массовый психоз, пламенные речи вождей, символика (свастика в Германии и красная звезда в СССР) - все это свидетельствовало, по мнению Юнга, о вторжении в культурную жизнь таких сил, которые намного превосходят человеческий разум, а по природе своей подсознательны.
    Рассматривая  это объяснение Юнга, нельзя забывать о времени в котором он жил  и писал свои работы. Видя ситуацию в соседней Германии, где фашизм в геометрической прогрессии овладевал мыслями людей, подчинял себе миллионы, Юнг искал разумное объяснение этим процессам.
Немалое внимание Юнг уделял и СССР. По его  мнение, тотальное изменение характеров, поведения, идеалов и стремлений десятков миллионов человек можно  было объяснить только с помощью  психиатрии. Юнг писал, что советское  общество - ярчайший пример буйства  архетипов, сознательно или нет  выпущенных из темницы подсознания.
    По  мнению Юнга, коллективное безумие  современного ему мира, являлось закономерным следствием развития европейской культуры, особенно ее технократической направленности. История Европы - это история упадка символического знания. Торжество технической  цивилизации куплено дорогой  ценой - ценой отказа от единения с "душой" природы, от символа как образа бессознательной  энергии. Символы, как считал Юнг, открывают  человеку священное в природе  и одновременно предохраняют его  от непосредственного губительного соприкосновения с колоссальной психической энергией архетипов.[3] 

 

    3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 
    3.1  СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ.
    Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.
    Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря  которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.
    Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на таковую у Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти мо­жет расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влиянием матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума.
    И наконец, Юнг высказал мысль о  существовании более глубокого  слоя в структуре личности, который  он назвал коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума». Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений между Юнгом и Фрейдом. 
 

     3.2  АРХЕТИПЫ.
    Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, «первичных моделей»). Архетипы - врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации - например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.
В ряду множества архетипов, описанных  Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть (табл. 1).
    Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородие и зависимость. Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и целостности «Я». Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента. [2]
Архетип Определение Символ
Анима Бессознательная женская сторона личности мужчины Женщина, Дева Мария, Мона Лиза
Анимус Бессознательная мужская сторона личности женщины Мужчина, Иисус  Христос, Дон Жуан
Персона Социальная  роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте Маска
Тень Бессознательная противоположность того, что индивид  настойчиво утверждает в сознании Сатана, Гитлер, Хуссейн
Самость Воплощение  целостности и гармонии, регулирующий центр личности Мандала
Мудрец Персонификация  жизненной мудрости и зрелости Пророк
Бог Конечная реализация психической реальности, спроецированной  на внешний мир Солнечное око
Таблица 1. Примеры архетипов, описанных Юнгом 
 

       
 

3.3 НЕКОТОРЫЕ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ АРХЕТИПЫ.   

    Количество  архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.
    Персона (от латинского слова, обозначающего «маска») - это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает слишком большое значение, то человек может стать неглубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.