На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Теоретические вопросы основных элементов культуры повседневности чиновника. Мотивационные особенности личностного потенциала государственных служащих. Поведенческий регулятор действий российских государственных служащих. Регуляторы поведения госслужащих.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 07.12.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические вопросы основных элементов культуры повседневности чиновника
1.1. Духовная культура государственного служащего

1.2. Нравственность - существенный компонент культуры повседневности современного чиновника

1.3. Культура поведения, как основа этикета госслужащего

Глава 2. Мотивационные особенности личностного потенциала государственных служащих
Глава 3. Поведенческий регулятор действий российских государственных служащих
3.1.Общая характеристика социальных регуляторов государственных служащих

3.2. Регуляторы поведения государственных служащих

Заключение
Список используемых источников и литературы

Введение

В последние годы в науке возрос интерес к культуре повседневности, стали появляться исследования по проблемам бытовой культуры, образов жизни в различные эпохи. И это не случайно. Из подробностей и мелочей быта, образа жизни, складывается устойчивая типологическая определенность, своеобразное «лицо» общества как такового. Ценность исследований быта в том, что он выступает «обратной стороной» общественного бытия.
Повседневная история связана с формами организации окружающего пространства и созданием идеальных канонов поведения человека, его внешнего вида. Ценности, нормы и правила морали накладывали отпечаток на облик поселений людей, их жилища, образ жизни, которые стремились к воплощению идеалов красоты и гармонии.
Включение человека в создаваемое культурное пространство начинается с усвоения принятых норм и стандартов поведения. В процессе социализации транслируются алгоритмы выработки поведенческих линий.
Культуры формируют разнообразные тексты поведения людей. В социокультурных системах вырабатываются и функционируют сложные стандарты жизнедеятельности. Они охватывают все сферы человеческой жизни и выражаются в особых символических формах: обрядах и ритуалах, художественных стилях и религиозных представлениях, стереотипах сознания и поведения и т.д. Поведение достаточно точно отражает специфику конкретной исторической эпохи и происходящие в ней изменения. Оно, сформировавшись на основе ценностно-нормативных систем, выступает как «ключ» к прочтению смысла конкретной исторической эпохи. Сфера поведения -- важная часть исторического процесса. Анализируя историко-культурный процесс мы сталкиваемся с калейдоскопом поведенческих правил, которые определяют взаимоотношения старших и младших, мужчин и женщин, правителей и подданных.
Кроме  поведения, сформированного на основе ценностно-нормативных систем, важной составляющей культуры повседневности является духовная культура.  Культура чело-века, этикет его взаимоотношений с окружающими, а тем более стиль управленческой деятельности - неотъемлемая часть его духовной культуры. В первую очередь это ка-сается работников органов власти. Духовность, культура и интеллигентность - не-отъемлемые составляющие профессионализма современного государственного служащего, залог его высокого авторитета и достойного имиджа. Ведь в представлении людей государст-венный служащий -- это не просто специалист, не просто ра-ботник. Это человек, олицетворяющий власть, выступающий от имени власти. Это человек, стоящий на страже интересов государства и народа. Это выразитель и защитник интересов каждого человека.
Сегодня, быть может, это не всегда так. Далеко не каждый чиновник способен соответствовать предъявляемым к нему требованиям, и именно этим объясняется актуальность данной темы. Для многих граждан государственный служащий - всего лишь функционер, пишущий бумаги и вы-дающий справки, столоначальник, принимающий по личным вопросам или обеспечивающий правопорядок. Но даже в рамках такого представления особое значение приобретают внешние характеристики его поведения.
Поведение чиновника, его отношение к людям и делу, его речь и внешний облик во многом определяют не только лич-ный авторитет, но и авторитет власти, с которой он ассоции-руется у населения. Хотелось бы, чтобы по мере укрепления российской государственности, формирования высокоэффек-тивной и авторитетной государственной службы, создания гибкой системы подготовки кадров для аппарата управления именно такие чиновники будут составлять подавляющее большинство. Вековая мечта людей о мудрых, квалифицированных руководителях станет реальностью. Иначе о высоких идеалах демократии, свободы и уважительности между людьми гово-рить трудно и, наверное, вообще бессмысленно.
Трудности материального порядка, переживаемые ныне большинством россиян, огрубление нравов и моральный плюра-лизм вытесняют из сферы человеческого бытия не только высо-кие нравственные традиции и общепринятые нормы, но и самые простые правила достойного и красивого поведения, то есть то, что испокон веков составляло стержень российского менталитета. Такое положение вещей вызывает все большую тревогу, усиливает потребность в возвращении в отношения людей высоких духовных ценностей и традиций человеческого общения. Именно в этом видится залог возрождения России, развития ее материальной и духовной культуры.
Нравственность, пове-дение, этикет, образ жизни, бытовая культура - главные составляющие культуры повседневности чиновников. Необходимое, хотя недо-статочное, условие успешной профессиональной деятельности не только в административной или политической, но и в эконо-мической, социальной, культурной и других сферах.
Специфика каждого учреждения и даже профессии, осо-бенности возникающих в процессе той или иной профессио-нальной деятельности служебных ситуаций и традиционно складывающихся деловых отношений порождают свои, харак-терные именно для данной среды нормы поведения. Рождаясь стихийно, они впоследствии закрепляются в различного рода правилах поведения, кодексах, требованиях служебного этике-та. И что особенно важно -- сохраняются в виде традиций, обычаев, негласных правил и неписаных законов. В полной мере это касается государственной службы и государственных служащих, несмотря на то, что, казалось бы, в этой сфере все расписано и зафиксировано в законах, инструкциях, методи-ческих рекомендациях.
Сегодня наличие профессиональных знаний, умений, на-выков и способностей -- обязательное, но не единственное требование, предъявляемое к должностному лицу любого ранга или уровня. Не менее важны нравственные качества, внешне проявляю-щиеся в культуре поведения, речи, манерах.
Объектом данного исследования является государственная служба Российской Федерации. Предмет исследования - влияние культуры повседневности чиновника на успешную профессиональную деятельность.
Цель данной дипломной работы - изучить культуру повседневности российского государственного служащего.
При подготовке данной дипломной работы автором применялись такие методы исследования, как логический, сравнительный, аналитический и исторический.
В ходе написания данной дипломной работы использовался целый ряд литературы, касающейся института государственной службы в Российской Федерации, а также газетные и журнальные публикации.
При написании дипломной работы автором были изучены труды Астафьева О.Н., Е.В. Охотского, Егорова В., Еременко А., Тескиной С., Дзучкоевой Н., Ерасова Е.А., Ионина Л.Г.,Кармина А.А., Кривых В.Д., Магомедова К., Новоселова Ю.В., В.Л. Романова, Осейчук В.И., Степнова П.П. и других.
Данная дипломная работа состоит из введения, трёх глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Теоретические вопросы основных элементов культуры повседневности чиновника
1.1. Духовная культура государственного служащего

Формирование качественно нового государственного уст-ройства -- сложная социальная проблема, решение которой во многом определяется не только социокультурными факто-рами, открыто включенными в активный процесс реформиро-вания общества, но и степенью духовной зрелости народа и ее проявленности в государственном устройстве. Вполне очевид-на необходимость широкого распространения сферы культу-ры на экономику, политику, право и мораль. Государствен-ная служба - один из каналов, по которым осуществляется процесс их взаимодействия. Отсюда особые требования к людям, занимающимся профессиональной управленческой де-ятельностью в учреждениях и организациях, и в большей сте-пени к тем, кто осуществляет аппаратную деятельность в орга-нах государственной власти.
По мере продвижения к гражданскому обществу и расши-рения возможностей государственной службы как социально-правового института повышается социальный статус государ-ственных служащих. Это обязывает их не только к ответ-ственному, добросовестному и беспристрастному исполнению своих профессиональных функций, верности государственным интересам, но и духовной активности в личностном развитии. Ведь содержание культуры повседневности одного человека определяет воз-можности развития культуры общества в целом, но именно на уровне отдельного человека происходит осознание сущности наиболее острых проблем современности. Предполагается, что каждый государственный служащий способен определить их значимость для общества в целом и увидеть стоящие за ними проблемы и заботы каждого человека. От этого зависит уро-вень престижа власти в глазах общественности, а от ее авторитета и степени доверия к ней во многом зависит успех модернизационных процессов. Поэтому формирование духовного мира человека - это не только предмет личной заинтересован-ности каждого, но и важная социальная задача.
Многозначность понятия "духовная культура" обусловлена сложностью, многоаспектностью и многофункциональностью его содержания и исторической подвижностью самого явле-ния. Духовная культура выступает и как процесс творческой активности личности, направленной на создание, распростра-нение и усвоение духовных богатств, и как исторически обу-словленная совокупность жизненных стандартов, ценностей, идей, знаний, достижений в духовной жизни общества.
К основным элементам духовной культуры можно отне-сти: нравственную культуру; культуру образа жизни и быта, культурные формы общения; идеологию как по-литическую культуру; правовую культуру; воспитание как духовное воздействие на человека с целью его совер-шенствования; науку как сумму знаний о законах разви-тия природы и общества и как производительную силу; просвещение и образование как систему распространения научных знаний; художественную культуру; язык и речь как средство общения между людьми; нормы поведения.
Очевидно, что духовная культура современного человека включает всю совокупность перечисленных элементов в некой целостности, но каждая личность в силу субъективных и объективных обстоятельств "вбирает" их в разных соотношениях: у одного преобладают рациональные аспекты духовности, у другого - эмоционально-аффективные, у третьего ведущими являются ценностно-мотивационные моменты, что вполне от-вечает индивидуальной сущности человека. Духовное содержа-ние формируется и живет в каждом человеке в неповторимом проявлении. Не подвластная никаким количественно-качест-венным "стандартам", духовность проявляется через внутрен-ние установки личности, во внешнем облике и поведении че-ловека. Чем гармоничнее структура личности, чем очевиднее уровень целостности внутреннего мира человека, тем успешнее процесс общения между людьми на всех уровнях социального вза-имодействия. В каждом обществе существуют общие установ-ки и нормы, но их конкретная реализация всегда осуществля-ется людьми через индивидуальную деятельность, поступки и поведение, поэтому облик государственного служащего во многом определяют духовная структура его личности и твор-чески-профессиональные качества.
Духовная культура государственного служащего обусловле-на состоянием общей культуры общества и, в частности, его духовной культуры, а также сферой деятельности человека. В то же время общественная духовная культура интегрирует духовный потенциал людей, занятых в сфере как материаль-ной, так и интеллектуальной деятельности. В образующейся сложной взаимосвязи культуры личности и культуры социума заключен механизм развития общества. Каждому периоду ис-тории, типу управления соответствует свой образ государст-венного служащего.
Как правило, государственные служащие - это люди с уже установившимся типом отношения к социальной реальности, который определяет активность и направленность их деятель-ности, с четко выработанной стратегией. Тем не менее систе-ма духовности и ценностных ориентиров способна изменять-ся, и личность, заинтересованная в подлинности своего бытия, в проверке истинности своего собственного существо-вания, находится в процессе постоянного пополнения и раз-вития своих духовных возможностей. Внутренние процессы конструирования духовной реальности отражают стремление человека к постижению культуры и выступают как движение к достижению гармонии с окружающим миром. Каждый человек распредмечивает и опредмечивает культуру избирательно, под влиянием предпочтений, определяемых многими обстоятель-ствами. Чем шире круг приоритетов, тем активнее творческое начало личности. Человек, обладающий познавательно-ориентированным духовным миром, способен к творческому мышлению, целостному восприятию мира. Стремление ин-дивида развиваться в направлении все большей самодоста-точности, зрелости и компетентности есть стремление к самоактуализации. Результатом этого процесса является раз-витие сущностных сил человека, его способности к духовно-му освоению собственного интеллектуально-деятельностного опыта. Духовность человека определяется совокупностью цен-ностей, заложенных в концептуальном основании его смысло-жизненных ориентации, особенностью которых является то, что они могут быть приобретены человеком только через соб-ственный жизненный опыт, в процессе духовного труда по их овладению.
Духовная культура не прирождена человеку и не является его генетическим достоянием или особенностью и ее форми-рование происходит в течение всей жизни не только под вли-янием тех или иных положительных обстоятельств, но подчас и благодаря интеллектуально-волевым свойствам личности. Л.Н.Толстой писал: "Для восприятия чужой мудрости нужна прежде всего самостоятельная работа".
Духовная культура не является прямым следствием раз-вития материальной сферы, состояние которой может спо-собствовать или препятствовать развитию духовности. В ней идеальное господствует над материальным, а у личности высо-кой духовной культуры интеллектуальные, моральные, эстети-ческие потребности преобладают над меркантилизмом, сытос-тью, стремлением к показной роскоши, вещизмом, обыва-тельской индифферентностью.
Духовная структура личности включает в себя ценностно-ориентированные идеалы, чувства, мысли, образцы поведения как в их содержательно-рациональной, так и в чувственно-эмоциональной форме. В сложной динамике социокультурных изменений человек, не опирающийся на ценностные ориента-ции, теряет способность осознавать необходимость коренного изменения стереотипов своей деятельности. Важно помнить, что основные элементы духовной культуры личности, реализу-ясь в результатах труда, становятся публично зафиксирован-ными элементами его личной культуры.
Духовность как эмоционально-нравственный феномен ос-новывается на постулате нравственного сознания, в котором соединяются моральный ум и разумная эмоция, способные выйти за пределы обыденного мышления при решении слож-нейших человеческих проблем.
1.2. Нравственность - существенный компонент культуры повседневности государственного служащего
Духовность существует не вообще, а в определенных кон-кретных формах, она неотделима от ценностей гуманизма. Ее стержень составляет нравственность, а нормы нравственнос-ти выступают в качестве универсалий, формирующих правила санкционирования общественной значимости любых результа-тов целеполагающей деятельности индивидов1.
Нравственность -- понятие сложное, состоящее из многих слагаемых морально-этических и общественно-полезных ка-честв человека. В наиболее общей форме нравственную куль-туру личности можно определить как стереотип отношений и поведения, ориентированных высокими моральными ценностями. Таким образом, нравственная культура является важной со-ставляющей частью культуры повседневности личности.
Дейст-вия государственного служащего подчиняются воле и законам государства, не предполагая проявления непорядочности или индивидуальной злой воли. Государственный служащий наде-лен полномочиями проводить в жизнь государственную поли-тику, т.е. представлять лицо государства. Возможно, именно поэтому прогрессивное чиновничество всегда видело свой долг в "пользе государственной", "радении за Отечество", что стало основой традиции воспринимать государственную службу не только как долг и обязанность, но и как честь и счастье слу-жения Отечеству.
Применительно к конкретному лицу, находящемуся на го-сударственной службе, понятие духовной культуры в первую очередь отражает одну из главных составляющих его общей культуры - моральную сущность. Наряду с интеллектуально-познавательной, эстетической, коммуникативной и другими компонентами она образует сложный комплекс общей культу-ры. Именно уровень моральной культуры определяет ценност-ную ориентацию и смысл профессиональной деятельности го-сударственного служащего, более того: ориентацию и смысл его жизни. "Тот, кто дорожит своей честью, живет по совес-ти", -- гласит народная мудрость.
Особенности личности государственного служащего не в последнюю очередь определяются спецификой его труда -принадлежностью к сфере управления. Но участие в управле-нии обществом не означает автоматического возвеличивания его человеческих достоинств; напротив, глубина личности обусловливается не иерархической ступенью занимаемого им служебного места, а результатами его деятельности и характе-ром отношения к людям. Величие человека заключается в силе его разума и нравственных основ, т.е. всецело в его ду-ховно-интеллектуальном развитии. Нередки случаи, когда заняв (или получив) высокий государственный пост (или должность), человек выясняет сам для себя, что его культур-ный уровень не отвечает высоким общественным меркам. Осознание этого - шаг к самосовершенствованию. Отсутст-вие адекватной самооценки и стремления к максимальному раз-витию собственных способностей выступает существенным препятствием в управленческой деятельности, так как если го-сударственный служащий не осознает и не может преодолеть собственные недостатки и слабости, работать постоянно над собой - деловая жизнь для него превращается в рутину. Спе-циалисты считают, что в аппарате государственной службы, куда чуть ли не ежедневно поступают новые законодательные документы, нуждающиеся в творческом осмыслении, для того, чтобы ими руководствоваться в многообразных нестандартных ситуациях, такой работник не нужен.
В одной из книг, подготовленной Международной ассо-циацией муниципальных администраторов, изложены посте-пенно нарастающие по сложности пять основных норматив-ных уровней морали государственных должностных лиц. Речь идет о следующем:
- государственный служащий должен обладать честностью и неукоснительно следовать закону;
-уметь находить правильный подход к разрешению кон-фликтных ситуаций;
- ориентироваться на честное выполнение служебных обя-занностей и процедурных норм учреждения;
- быть достаточно компетентным в определении государ-ственной и муниципальной политики;
- уметь достигать компромиссов и не допускать социаль-ного игнорирования.
Нетрудно заметить, что все эти уровни отражают состояние личной морали и духовного мира человека, определяют типы поведения и границы действий, которые очерчивает для себя в конкретной ситуации государственный служащий. Таким обра-зом, духовная культура личности - важнейший коррелятор, фор-мирующий поведение государственного служащего.
В деловых отношениях никогда нельзя забывать их "чело-веческую" сторону, то есть непосредственный контакт на межличностном уровне, когда личный пример и в целом лич-ность служащего оказывает воздействие на окружающих его людей.
Проявлением духовной культуры государственного служа-щего на всех уровнях его деятельности является способность уважительно относиться к достоинству человека, независимо от его социального положения. Признавать в человеке равные с собой права на достойное существование, понимать и чувст-вовать, что все люди равны, что человек -- главная ценность социальной жизни, -- первое условие всякой деятельности. Административная иерархия соподчинения по вертикали не исключает возможности в каждом человеке, на какой бы сту-пени иерархической лестницы он ни стоял, видеть прежде всего человека.
Одно из противоречий, образующихся вследствие нахож-дения государственных служащих между управленческой элитой и народом, заключается в специфике духовного мира государственного служащего - постоянном преодолении же-лания сохранить некоторую степень самостоятельности от-носительно ведомства и общегосударственной линии. Способ-ность сделать правильный моральный выбор является показателем целостности его духовной культуры, основанной на стремлении к общему благу, сознательном выборе направления деятельности, чувстве ответственности перед своей совестью и перед Общественным мнением за последствия и результаты своей деятельности.
Таким образом, духовная культура государственного служа-щего проявляется и актуализируется через отношение к людям, которым он служит.
В отличие от правовых норм и законодательства, мораль-ные нормы внеинституциональны в том смысле, что их нару-шение не сопровождается юридической санкцией или наказа-ниями. Только личная совесть и общественное мнение контролируют индивидуальную мораль. В связи с этим амо-ральное поведение государственного служащего может долго оставаться безнаказанным. Но подрыв авторитета, неуважение окружающих часто оказываются губительными для карьеры чиновника так же, как и нарушение юридических или адми-нистративных обязанностей.
В изменившихся условиях экономического хозяйствова-ния, когда на смену жесткому планированию и обезличива-нию кадрового состава производства приходит рынок, при ко-тором успех дела во многом зависит от умения работать "с глазу на глаз" с конкретными людьми, завоевывать авторитет и уважение не столько должностью, сколько личными способ-ностями, творческим отношением к делу и даже просто чело-веческим обаянием - личная культура государственного слу-жащего становится фундаментальным фактором успеха.
Прежде всего он должен сбалансировать свой эгоистический интерес с интересами дела и тех людей, кто непосредственно заинтересован в результатах его деятельности.
1.3. Культура поведения, как основа этикета госслужащего

Внешний вид и манеры общения и поведения не всегда адекватны внутренней сущности человека, "показной лоск" может ввести в заблуждение, но, как правило, внешнее и внутренне совпадают, в чем можно легко убедиться, наблюдая за людьми внимательно. Сформировать внешнюю культуру поведения под силу любому человеку, который этого пожела-ет. На помощь ему приходит такое образование культуры, как этикет. В широком смысле слова этикет представляет собой правила вежливого поведения в стереотипных ситуациях челове-ческого общения, сложившиеся на протяжении веков. В отличие от морали эти правила конкретны, их нужно знать и соблю-дать, что в свою очередь требует определенных навыков. Эти-кет действует там, где он принят и язык его понятен всем об-щающимся людям, он диалогичен.
Государственная служба предполагает определенный стиль поведения и его регламентацию, основанные на идущих из истории, но сохранившихся и поныне иерархичности и ситуативности. Этикет выступает знаковой системой особого рода, где тот или иной жест, слово, форма одежды, размещение в пространстве и за столом в соответствии с принятым поряд-ком несут определенную смысловую нагрузку. Знание этикета было обязательно для дворян и отличало их от людей других сословий. Чиновники-дворяне владели им в совершенстве. Придворный этикет или церемониал соблюдался очень строго, его нарушение могло стоить человеку не только карьеры, но и жизни.
Примером наиболее строгого этикета является дипломати-ческий протокол, который вводит в практику кодифицирован-ные правила церемониала и контролирует их соблюдение. Его нарушение чревато подчас большими осложнениями в отно-шениях между странами и порой расценивается как оскорбле-ние национальной чести.
В настоящее время стало широко употребимым понятие "деловой этикет" как кодекс определенных правил, регулирую-щих и регламентирующих культуру служебного общения. Естест-венно, возникает вопрос: кем они разрабатываются и почему закрепляются в обществе? Значительная их часть складыва-лась в процессе деловых контактов на договорной основе об-щепринятых форм вежливости и взаимного уважения. Боль-шую творческую лепту в их разработку вносят специалисты по менеджменту, его практики и теоретики. В Америке и Европе существуют институты хороших манер, задача которых состо-ит в разработке и кодификации оптимальных моделей и пра-вил человеческого общения на его разных уровнях, особенно в деловых отношениях.
Основу делового этикета составляют принципы, которые могут быть перенесены и на деятельность государственных служащих, так как предполагают гармонизировать, дисципли-нировать и наиболее эффективно организовывать их деятель-ность.
Правила, вытекающие из принципа "делать все вовремя", можно рассматривать как дисциплинарные, упорядочивающие деятельность, предписывающие точность во времени и в орга-низации своих дел, исполнение собственных обещаний, от-ветственность за свои слова, предусмотрительность в высказы-ваниях и заявлениях. Все это имеет непосредственное отно-шение к культуре личности, поскольку свидетельствует о самоконтроле, самоограничении, самодисциплине. Как пока-зывает практика, самым трудным принципом для государст-венного служащего, которому приходится решать сложные ад-министративно-профессиональные задачи и в течение дня контактировать с множеством людей, является необходимость сохранять любезность, доброжелательность и приветливость. Научиться этим качествам почти невозможно даже в формаль-ном смысле. Если они не базируются на том, что мы называ-ем духовной культурой человека и не стали его внутренней мироориентацией, изначальной установкой на отношение к людям, то никакая приветливость, улыбчивость не скроют подлинной сути характера должностного лица. Хорошие мане-ры, тактичность, деликатность и внимательность - внешнее отражение духовной сущности человека.
Глубокий смысл заключен в требовании особого внимания к внешнему облику государственного служащего. Дело в том, что визуально воспринимаемый образ отражает не только эстети-ческий вкус, но и интеллект служащего, понимающего, что и когда соответствует месту, времени, делу. Нужно заметить, что одним из первых признаков культуры с давних времен счита-ется чистоплотность. Опрятность одежды и ее функциональ-ность также имеют отношение к уровню общей культуры че-ловека. Одним из главных показателей личной культуры является умение говорить и писать хорошим языком. Извест-но, что отличить интеллигентного человека от неинтеллигента легче всего по языку, стилю и манере разговора.
Таким образом, освоение этикетной культуры является обязательным условием культуры общения. Один из ее пока-зателей -- умение осуществлять коммуникативную деятельность с представителями всех уровней власти и людьми, находящимися вне сферы управления. Включенность государственного служа-щего в разные социальные слои делает частные особенности его личности общественно значимыми. Конкретные правила ведения беседы, переговоров, произ-несения речей, приветствий, поздравлений и т.п. можно уз-нать в специальной литературе, в отдельных главах этого учеб-ного пособия. Важно помнить, что умение говорить и особенно писать только отчасти "божий дар", в действитель-ности же это является результатом длительной работы над собой, выработки определенных речевых навыков, т.е. это тоже область духовной культуры, духовного развития чело-века.
Этикет в контексте духовной культуры -- это галантность, деликатность, общительность, благодарность (в самом широ-ком смысле слова). Внешняя культура поведения вполне со-вместима с деловитостью. Усвоение формальных правил достой-ного поведения облагораживает душу, оказывает обратное воздействие: от внешнего к внутреннему.
Считается, что наличие этикета и следование определенно-му протоколу способствует укреплению авторитета власти и повышению социального статуса государственного служащего. Можно говорить о внешней стороне проявления стандартов и процедур: от порядка организации работы с населением до манер поведения государственного служащего, от состояния системы делопроизводства до организации приема посетите-лей и т.д. Следование общепринятым нормам направлено на создание условий для реализации законов, обеспечивающих соблюдение личных и государственных интересов. При этом установленные процедуры не должны служить лишь целям должностных лиц. Умение работать с людьми, проявлять че-ловечность в соединении с требовательностью и выдержан-ностью позволяют опытному государственному служащему быстро и эффективно решать самые серьезные проблемы. Уважая в себе личность и собственное достоинство, здраво-мыслящий человек понимает, что каждый, с кем он имеет дело, также рассчитывает на признание его личности и досто-инства.
Возникает вопрос: каким способом лучше всего выразить это признание, чтобы не показаться лицемерным, неучтивым, приниженным, навязчивым и т.п.? С человеком, не умеющим себя достойно вести и корректно обращаться с людьми, труд-но иметь дело. Об этом необходимо помнить тем более, что для некоторых людей внутренние рамки "вседозволенности" достаточно широки, и их внешнее проявление воспринимает-ся обществом как не вполне соответствующее их социальной роли. Усвоение правил этикета в служебном общении устра-няет проявление лести и подхалимажа, откровенного заискивания или подобострастия. Этикет подразумевает культуру до-стоинства. Именно поэтому главным в классическом этикете всегда оставалось требование самоконтроля,' умения сдержи-вать собственные эмоции и не выплескивать на окружающих свое "дурное настроение". Все это считается неприличным. Этикет исключает склоки, злорадство, сплетни (как самые низкие свойства натуры), особенно в сфере деловых отноше-ний. Он накладывает запрет на распущенность, грубость, фа-мильярность.
Деятельность государственного служащего и -его поведение в быту всегда находятся под негласным контролем общества. Практически невозможно проверить честность и порядочность отдельно взятого управленца, но многочисленные негативные примеры меняют в целом общую картину. Благодаря средст-вам массовой информации они тиражируются с огромной скоростью и в небывалых масштабах, формируя негативный облик современного государственного служащего в воспри-ятии общественности.
Таким образом, не менее важной выступает форма, в кото-рой находит выражение сам процесс профессиональной дея-тельности. Здесь речь идет о внешних аспектах духовности, т.е. о реальных формах поведения государственного служащего. Они основываются на знании этикета и делового протокола. Нетрудно заметить, что внутренняя сущность духовного мира отражается в его внешнем облике и поведении. Воспитанного, вежливого человека окружающие воспринимают с уважением и симпатией.
Человек, овладевший духовным содержанием, "самотворит" свою личностно-духовную структуру, направляемую идеалом, Подлинное понимание любого явления, действия доступно только личности, которая обладает духовностью. Обретение внутренней свободы и возможности осознанного выбора оп-ределенных образцов, эталонов, норм поведения способствует достижению гармонии между свободой и ответственностью личности в конкретных отношениях с другими людьми и в профессиональных действиях. Это путь, ведущий к удовлетво-рению потребности личности в самореализации.
Если в какой-либо из социальных областей, особенно в системе управления, игнорируются духовные факторы, умаля-ются нравственность и мораль, то возникают определенные противоречия, негативные явления, тормозящие развитие об-щества. Именно поэтому формирование культуры государст-венного служащего органично входит в процесс подготовки чиновников нового поколения.
Глава 2. Мотивационные особенности личностного потенциала государственных служащих
Под психологическим потенциалом личности подразумевается прежде всего ее функционально-динамический, деятельностный потенциал. Этот потенциал реализуется во внешне развернутой деятельности, представляющей собой осуществление мотивационных установок целе-вого типа (в широком смысле этого слова). Деятельностный потенциал включает как основные элементы актуально действующего профессио-нального опыта, в частности знания, умения и навыки, так и потенци-альные творческие возможности, актуализирующиеся только в особых, экстремальных условиях. Научные доклады. Вып. 1. М.:РАГС. 1999. 280 с.

Соотношение актуального и потенциального, реально действующего и латентного, скрытого, резервного в личностном потенциале професси-онала вообще и государственного служащего в частности очень важно и вместе с тем слабо разработано в психологической науке и в практике оценки, аттестации и формирования кадрового резерва госслужащих. Между тем этот вопрос по существу намечен в психологии, созрел для решения и внедрения в практику управления и воспитания.
С.Л. Рубинштейн писал, что о человеке нельзя судить только по его внешним, актуальным деятельностным проявлениям, несмотря на всю их важность. Человек -- это не только то, что он есть, и не только то, чем и каким он был, человек -- это и то, чем он хочет быть, к чему стре-мится и чем он будет через некоторое время. Тенденция изменения, на-правление складывающегося развития личности нередко более важны для его характеристики, чем описание фактически регистрируемых деятельностных проявлений. Реально существующее вообще не сводится к актуально проявляющемуся: существует потенциальная, латентная ре-альность, которая проявится в будущем. Поэтому Л.С.Выготский при психологической характеристике личности говорил о зоне ближайшего ее развития, которую совершенно необходимо учитывать при диагности-ке способностей, возможностей обучения, перспектив профессиональ-ного роста, прогнозе поведения и развития. Отсюда одна из задач пси-хологической диагностики состоит в том, чтобы возможно более глубоко и четко отделить имеющиеся, но полученные "извне" знания от истин-ных способностей как характеристики действительно полного личност-ного потенциала. Организационная культура государственной службы. / Авторский коллектив под руководством В.Л. Романова. М.: РАГС. 2001. 155 с.

Функция резервной зоны деятельностного и любого другого потен-циала личности, о которой применительно к особым условиям профес-сиональной деятельности неоднократно писали В.Г.Зазыкин, А.С.Гусева, ААДеркач и другие, состоит не только в формировании психологиче-ского пространства развития личности, но и в оптимизации актуально развертывающегося процесса профессиональной деятельности. Дело в том, что человек не может работать на пределе или даже у предела своих функциональных возможностей регулярно, систематически. Он может действовать так только эпизодически. Профессиональная деятельность в особых условиях не составляет в этом плане исключения. Она также развертывается далеко не на пределе функциональных возможностей. Ее особенность и трудность лишь в том, что необходимая резервная зона профессионального и общеличностного потенциала существенно уже, чем деятельности в обычных режимных условиях. Даже деятельность в боевых условиях, согласно оценкам экспертов, должна представлять собой скорее профессионально выполняемую работу, чем героические свершения. Там же.
Между прочим, сам процесс приобретения профессионального на-выка и освоения профессии в целом есть не что иное, как своеобразная рутинизация действий, как писал А.Н.Леонтьев, т.е. смещение действия из фокуса значимого внимания на автоматизированный уровень рутин-ных операций. Наглядным примером может служить профессия космо-навта, которая на глазах одного поколения превращается из чисто геро-ической в особую, но все-таки профессиональную работу.
Психолого-акмеологический смысл резервной зоны и такой тенден-ции преобразования профессиональных действий по мере их освоения состоит в оптимизации деятельности, в смещении уровня функциональ-ных нагрузок с максимального именно на оптимальный, гарантирующий от перегрузок и связанных с ними необратимых изменений. В то же время наличие такой резервной зоны означает и обеспечение психологи-ческого пространства дальнейшего развития личности в профессиональ-ном плане, обеспечение перспективы такого развития. Организационная культура государственной службы. / Авторский коллектив под руководством В.Л. Романова. М.: РАГС. 2001. 155 с.

Кратко намеченные особенности профессионального потенциала личности деятельностного типа сохраняют свое значение и в отношении так называемого мотивационного потенциала личности, представление о котором менее разработано в психологической науке и в управленческой практике, но, на наш взгляд, не менее важно для полноценной характе-ристики профессионального потенциала личности. Этот потенциал можно обозначить как содержательно-смысловой в отличие от деятель-ностного как динамического (или энергетического). Условно его можно обозначить как характеристику того, что человек хочет, в широком смысле этого слова, в отличие от того, что он может.
В психологической науке и в ряде областей практики (клинической, воспитательной, управленческой) уже давно наметилось дополнительное к собственно деятельностному, динамическому понимание психологического личностного потенциала как возможностей актуализации и более или менее длительного поддержания в актуальном состоянии самих мотивационных установок в виде текущих и перспективных задач профессиональной деятельности и т.д., понимание потенциала как бо-гатства таких установок, без которого невозможно и разнообразие деятельностных проявлений.
Руководитель достаточно высокого ранга характеризуется, в част-ности, высокоразвитыми возможностями актуализации и удержания в актуальном состоянии значительного количества таких установок, реа-лизующихся затем в том или ином временном порядке. На другом по-люсе можно видеть людей, стремящихся к своеобразной "организацион-ной простоте" в построении своей жизнедеятельности, проявляющих тенденцию смещать заботы, тревоги, текущие и тем более перспектив-ные задачи в абстрактное будущее, упрощать и обеднять текущие задачи, жить сегодняшним днем, не завышать уровня притязаний и не перегру-жать себя трудными для переживания и сложными для реализации мотивационными установками. Степнов П.П. Этические нормы государственных служащих: социально-философский аспект. М.: РАГС. 2000. 135 с.

А.С.Макаренко, а затем К.Левин неоднократно обращали внимание на важность формирования у человека побуждений перспективного плана, которые облегчают воспитание, управление, повышают мораль-ную устойчивость личности, обеспечивают более полноценное ее психо-логическое существование. Любой психотерапевт и психолог, знакомые с психотерапевтической практикой, прекрасно осознают огромное зна-чение актуальных побуждений как своеобразность смыслового потен-циала личности ив то же время опасность мотивационного вакуума, исчерпания интересов, потребностей, мотивов, целей как состояния, способствующего разочарованию в жизни, неудовлетворенности, амо-ральному поведению и суицидальным тенденциям. В этом отношении важным аспектом личностного потенциала человека является его вре-менной потенциал, т.е. характеристика временного пространства его переживаний, планирования и осуществления деятельности, его актуаль-ной временной зоны. В ходе онтогенетического развития происходит ог-ромное расширение актуальной временной зоны жизнедеятельности. Однако люди психопатического склада, алкоголики, бомжи нередко склонны жить даже не сегодняшним днем, а буквально часами. В ряде психотерапевтических рекомендаций до сих пор звучат призывы отка-заться от перспективных мотивационных установок как трудных или не-реальных и жить сегодняшним днем. Между тем наличие даже не всегда реальной положительной перспективы, сохранение жизненной цели, идеалы и веры в них как своеобразного "светлого огонька" в текущей рутине жизни - это совершенно необходимое условие стабильности лич-ности, ее устойчивости по отношению к жизненным трудностям. Степнов П.П. Этические нормы государственных служащих: социально-философский аспект. М.: РАГС. 2000. 135 с.

Таким образом, подводя предварительный итог, можно сделать вывод о существенно иной разновидности психологического потенциала, чем собственно деятельностный. Вместе с тем нельзя не признать и другое: среди не только практи-ков, но и психологов бытует точка зрения, согласно которой потребно-сти, мотивы, цели и другие мотивационные образования трактуются как нежелательные, отрицательные состояния, нарушения "гомеостатического равновесия", как состояния нужды, необхо-димости, от которых следует как можно быстрее избавиться. Там же.
Действительно, любая мотивационная установка включает в себя неизбежно момент противоречия между желательным и наличным со-стоянием действительности, момент неудовлетворенности последним, момент страдания. Без такого противоречия по существу и не формиру-ется механизм мотивационной стимуляции поведения. Можно ли и нужно ли в принципе освободить человека и человечество от таких со-стояний?
Человек и человечество в целом стремится удовлетворить все по-требности и тем самым как бы избавиться от них. Однако диалектика жизнедеятельности такова, что, стремясь удовлетворить все конкретные потребности и задачи, человек не может существовать без актуальных потребностей и задач вообще как смыслообразующих и стимулирующих эту жизнедеятельность. Он должен действовать, удовлетворять природно присущие ему потребности в разнообразных видах деятельности, а для этого ему нужно актуализировать и соответствующие потребности целе-вого типа (в отличие от процессуальных). Поэтому и общество, и от-дельный человек, удовлетворив или подготовив удовлетворение одних потребностей, должны позаботиться о формировании, воспитании, акту-ализации других. Завоевания общества и богатство отдельной личности состоят не только в удовлетворенных или гарантированных потребно-стях, но и в активированных. Научные доклады. Вып. 1. М.:РАГС. 1999. 280 с.

Общественный прогресс и развитие личности в этом плане состоят не в том, чтобы избавиться от актуальных задач, целей, потребностей как таковых, а в том, чтобы, решив одни задачи, сразу же поставить другие, более достойные, творческие, но не менее трудные. Прогрессив-ное развитие заключается, следовательно, не в том, чтобы избавиться от трудностей, функционального напряжения, борьбы, а в том, чтобы осво-бодить человека от нежелательных видов напряжения, заменив их на более достойные и творческие, хотя и не менее трудные. Прогресс об-щества и личности освобождает человека от целого ряда суровых и тра-гических "необходимостей", создает прочные гарантии достойного су-ществования человеческой личности. Но вопреки широко распро-страненной иллюзии сама необходимость не уходит и не должна уходить из жизни человека, точно так же как не может и не должен уходить идеал как таковой по мере реализации конкретных идеалов. И когда это в какой-то степени происходит, это обычно составляет основу ряда не-гативных тенденций в обществе и в отношении личности.
Мотивационный вакуум, обеднение интересов, влечений, потреб-ностей, когда одни удовлетворены, а другие не успели актуализировать-ся, сформироваться, -- одна из самых тяжелых трагедий человеческой личности, разрушающая ее психологически, нравственно и физически.
В условиях крайне тяжелой борьбы за существование сложилось и закрепилось в идеалах и религиозных представлениях мнение о том, что счастье человека состоит в избавлении от всех и всяческих потребно-стей, в состояниях типа райского блаженства или нирваны, т.е. полного отсутствия актуальных и "гнетущих" человека потребностей. Даже наши социальные задачи нередко формулировались как задачи полного удов-летворения всех потребностей человека. Однако научно-психологиче-ские исследования и социальная практика все более убеждают нас в том, что такая трактовка идеала человеческой жизни совершенно неоправ-данна: достижение такого состояния не только нежелательно в нравст-венном плане, но и невозможно в принципе в силу самой природы дея-тельной направленности человека как субъекта, чуждого чистого иждивенчества и чистого потребительства. Состояния удовлетворенно-сти, складывающиеся вне деятельности самой личности под влиянием предоставленных извне благ, зрелищных или музыкальных возбуждений, наркотических средств и т.д., -- это суррогатные состояния, уже сейчас составляющие значительную часть негативных явлений или предраспо-лагающих к ним тенденций. Организационная культура государственной службы. / Авторский коллектив под руководством В.Л. Романова. М.: РАГС. 2001. 155 с.

Психологическое изучение многих профессий и ряда ситуаций жиз-недеятельности личности выявили огромное значение так называемых функциональных потребностей в самых разнообразных видах активнос-ти: двигательной, рецепторной, эмоциональной, интеллектуальной и т.д. Низкий уровень удовлетворения таких потребностей, депривации, монотонии и т.д. составляют одну из трудностей многих видов профессио-нальной деятельности, а также особенности городского образа жизни с его адинамией и другими депривациями.
Не случайно поэтому в ряде философских и психологических кон-цепций человека фиксируется так называемая процессуальная состав-ляющая смысла жизнедеятельности в отличие от результативно-целевой. В экзистенциалистических концепциях по существу утверждается в качестве основной идея жизнедеятельности как основного смысла жизни. Идеи самоактуализации как высшего уровня творческого развития личности, иду-щие в основном от клинической и психотерапевтической практики, также акцентируют внимание на процессуальной стороне профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом.
Исходим из позиции, в соответствии с которой результативно-целевая и процессуальная составляющие образуют два одинаково важ-ных полюса целостной структуры человеческой жизнедеятельности и одновременно два относительно независимых, но взаимосвязанных ис-тока формирования и развертывания личностного потенциала.
В чем же суть трактовки содержательно-смысловых мотивационных образований как потенциала личности, как особых психологических возможностей? Ведь традиционная трактовка состоит в том, что это ско-рее "цели", чем "средства", это образования, которые характеризуются скорее как то, что я "хочу", в отличие от того, что я "могу". Однако автор считает, что профессиональный и общеличностный потенциал человека не сводится к чисто деятельностному его потенциалу и включает также своеобразные мотивационные средства организации жизнедеятельности личности. Организационная культура государственной службы. / Авторский коллектив под руководством В.Л. Романова. М.: РАГС. 2001. 155 с.

С позиций развиваемой автором зональной теории мотивации можно выделить два аспекта характеристики содержательно-смысловых образований как психологического потенциала личности. Первый ас-пект, уже намеченный выше, заключается в том, что богатство побужде-ний содержательно-смыслового плана обеспечивает соответствующее бо-гатство деятельностных проявлений и достижений личности. Неудовлет-воренность действительностью стимулирует деятельностное взаимодей-ствие с нею, реализация мотивационной установки целевого типа созда-ет более благоприятные условия для жизнедеятельности, в широком смысле слова повышает динамический потенциал человека. Это, в свою очередь, создает основу для проявления новых неудовлетворенностей, постановки новых, более сложных и вместе с тем привлекательных задач. Очень важным моментом при этом является то, что без мотиваци-онных образований содержательного типа человек не может полноценно удовлетворять свои функциональные потребности в различных видах ак-тивности: моторной, рецепторной, эмоциональной, интеллектуальной, организационно-коммуникативной и т.д.
Второй аспект содержательно-смыслового потенциала личности со-стоит в своеобразном резерве, перспективной области творческого раз-вития личности. Идеалы, ценностные ориентации, жизненные цели не только выполняют смыслообразующую и мобилизующую функцию, но и являются совершенно необходимым компонентом детерминации разви-тия личности в отличие от детерминации ее функционирования.
Как это ни парадоксально на первый взгляд, но содержательные мотивационные установки типа целевых выполняют функцию средств мотивационной регуляции динамического типа, когда мотивационная детерминация начинается с потребности в самом процессе деятельности и нуждается в совершенно необходимом дополнении в детерминации, связанной с заключительным целевым моментом деятельности. Причем в идеальном случае - гармонии содержательных и динамических побуж-дений - человек получает возможность адекватно реализовать как дина-мические, так и содержательно-смысловые возможности, а при некото-рой избыточности содержательных установок получает еще и возмож-ность стимулировать развитие деятельностных возможностей. Степнов П.П. Этические нормы государственных служащих: социально-философский аспект. М.: РАГС. 2000. 135 с.

Интересно отметить, что, подобно избытку деятельностного потен-циала личности, избыток его мотивационного потенциала также должен быть не чрезмерным, а оптимальным для того, чтобы он успешно вы-полнял стимулирующую функцию в развитии. Идеалы и жизненные цели, оторванные от реальности, практически нереализуемые, чрезмерно завышенные притязания, как правило, не столько стимулируют развитие деятельностного потенциала личности, сколько блокируют его развитие, а нередко и реализацию.
Таким образом, диалектика мотивации в данном отношении такова, что деятельностные возможности определяют формирование соответст-вующих потребностей в деятельности или функциональном покое, а мотивационные установки целевого типа выполняют функцию средств мо-тивационной организации этой деятельности и составляют также своеобразный смысловой потенциал личности В некотором смысле можно сказать, что, чем выше тот или иной потенциал, тем лучше: ведь потенциал - это резерв, который гарантиру-ет наивысшие достижения. Но практика показывает, что потенциал не обходится человеку даром: его поддержание на достигнутом уровне тре-бует достаточно больших и специфических затрат. Возможности таких затрат и определяют некоторый оптимальный уровень потенциала, к ко-торому человек интуитивно приходит в своих значимостных оценках разных сторон мотивационной системы. В данном случае речь идет о за-тратах на формирование и содержательно-смысловых образований моти-вационной системы человека.
Обобщение конкретных исследований управленческой деятельно-сти, как и любой другой, позволяет сделать вывод о том, что существуют два принципиальных типа блокирования продуктивной деятельности, которые можно условно обозначить вербальными формулами "хочу, но не могу" и "могу, но не хочу" (то есть нет интересов, желаний, потреб-ностей). Последний тип блокирования деятельности - один из самых драматических. Нелегко управлять человеком с богато развитой личностью и завышенными притязаниями, но не менее трудно управлять и человеком с крайне бедной сферой интересов и потребностей. Организационная культура государственной службы. / Авторский коллектив под руководством В.Л. Романова. М.: РАГС. 2001. 155 с.

По аналогии с механизмами блокирования, стимулом развития лич-ности может быть либо опережающее развитие потребностей по отноше-нию к способностям, либо, наоборот, опережающее развитие способ-ностей, функциональных возможностей по отношению к потребностям. Первый тип стимуляции как раз отражает ведущую роль содержательно-смыслового, потребностного потенциала личности в детерминации ее профессионального и общеличностного развития. Это многообразные приемы управленческого и воспитательного воздействия на личность через сознание, информирование, убеждение, внушение, предъявление правового, нравственного или административного требования и т.д. Ха-рактерно, что личность при этом рассматривается именно как активный субъект жизнедеятельности, который в принципе все может понять, ус-воить и реализовать усвоенное в продуктивной деятельности. Второй тип стимулирования развития потенциала состоит во включении челове-ка в деятельностные или коммуникативные взаимодействия без предъяв-ления каких-либо требований или постановки задач, с расчетом на то, что в ходе этих взаимодействий сформируются именно те мотивационные установки, потребности и позиции, которые необходимы воспитате-лю или руководителю. Это реализация деятельностного подхода, форми-рования личности в труде и общении. Такой подход по существу рассматривает личность скорее как объект воздействия чем субъект. Здесь предполагается, что деятельностные взаимодействия человека с действительностью богаче в потенциальном плане, чем его внутренние психические образования типа мотивационных установок.
Подводя итог, можно сказать, что личностный потенциал человека как профессионала не исчерпывается его деятельностным, чисто испол-нительским потенциалом, а включает в себя богатство его ценностно-значимостных взаимодействий с действительностью, богатство его по-тре и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.