На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Передача дела, принятого судом к своему производству, в другой суд

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?34
 
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Юридическая характеристика подсудности………………………………….5
1.1 Понятие подсудности гражданских дел………………………………5
1.2 Отграничение подсудности от подведомственности………………..8
2. Виды подсудности…………………………………………………………….11
           2.1 Родовая подсудность……………………………………………. …..11
           2.2 Территориальная подсудность………………………………………17
                2.2.1 Общая подсудность……………………………………………..17
                2.2.2 Альтернативная подсудность…………………………………..19
                2.2.3 Исключительная подсудность………………………………….21
                2.2.4 Договорная подсудность………………………………………..23
                2.2.5 Подсудность связанных между собой дел…………………….25
3.Передача дела, принятого судом к своему производству, в другой суд………………………………………………………………………………...27
Заключение………………………………………………………………………29
Библиографический список…………………………………………………….32
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
    
      Подсудностью называется распределение всех подведомственных суду дел между различными судами данной судебной системы.
      Можно говорить о подсудности определенного звена судебной системы (подсудности суда) и о подсудности гражданского дела. Определить подсудность того или иного суда - значит выяснить, какие именно гражданские дела могут быть рассмотрены по существу в данном суде. Определить подсудность дела - значит выяснить, в каком из многочисленных судов первой инстанции в зависимости от тех или иных признаков должно быть рассмотрено конкретное дело.
          Актуальность курсовой работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Подсудность гражданских дел» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой, носит как теоретическую, так и практическую значимость, различные учёные подходят к данному вопросу с разных позиций, которые нужно соединить воедино и выявить самое главное для развития подсудности как неотъемлемого компонента гражданского процесса.
Целью данной работы является изучение подсудности гражданских дел.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1.      раскрыть понятие подсудности  и её отграничение от подведомственности ;
2.      рассмотреть основные виды подсудности в гражданском процессе;
3.      выявить особенности передачи дела, принятого судом к своему производству, в другой суд .
Для решения поставленной цели и задач мною использовались следующие методы исследования:
-                     сравнение;
-                     методы анализа и синтеза;
-                     индуктивный;
-                     метод обобщения;
       Объектом курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе урегулирования структурных элементов при определении  подсудности гражданского дела.
       Предметом курсовой работы являются правовые нормы , позволяющие определить подсудность гражданских дел.
           Методической базой исследования послужили труды специалистов в области гражданского права  (П.В. Алексия, Н.Д. Амаглобели, М.К Треушникова, М.А. Викут и многих других авторов).
Теоретическая значимость объясняется тем, что в связи  с развитием гражданско-процессуального законодательства назрела необходимость четкого отграничения подсудности от подведомственности.
Практическая значимость выражается в детальном изучении основных видов подсудности, что помогает правильно определить пределы компетенции суда по рассмотрению конкретного дела
         Структура работы: введение, 3 главы; заключение; библиографический список.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.ЮРИДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДСУДНОСТИ
    Один из главнейших вопросов стоящих перед судьей, принимающим решение о возбуждении гражданского дела, вопрос о подсудности, то есть вопрос об определении пределов компетенции данного суда по рассмотрению и разрешению данного дела.
      В гражданском процессе Российской Федерации подсудность разграничивается в двух направлениях:
      Во-первых, закон разграничивает подсудность различного рода судов, т. е. судов различных звеньев судебной системы (районного (городского) народного, областного, Верховного суда республики в составе Российской Федерации, окружного), точно устанавливая пределы их полномочий в качестве суда первой инстанции по разрешению гражданских дел. Установленная таким образом подсудность различного рода, или уровня, судов (например, районного (городского) народного, областного, Верховного суда республики и др.) называется родовой;
    Во-вторых, закон разграничивает подсудность между судами, относящимися к одному и тому же звену судебной системы, определяя признаки, указывающие, какой именно суд, в соответствии с территориальным (административным) делением страны, вправе разрешить то или иное дело. Такое разграничение области деятельности судов одного уровня называется территориальной, или местной, подсудностью.
 
1.1 Понятие подсудности гражданских дел.
    
Подсудность - это институт (совокупность правовых норм), регулирующий относимость подведомственных судам дел к веде­нию конкретного суда судебной системы для рассмотрения по первой инстанции.
             Общие принципы подсудности заключаются в следующем:
?      Учреждение, наделённое судебной властью, не должно принимать к своему рассмотрению судебных дел, подведомственных юрисдикции другого учреждения.
?      Решение, постановленное некомпетентным учреждением, считается недействительным.
?      Стороны вправе просить об устранении некомпетентного учреждения от решения данного дела: он имеет право возражения или отвода.
?      Подсудность определяется положением, в котором находятся обстоятельства дела ко времени предъявления иска. Последующие изменения (например оставление ответчиком своего домицилиума) не имеют значения. Отсюда общее начало: где дело началось, там оно должно быть и окончено.
?      Подсудность, как правило, имеет территориальный характер: она распространяется только на определенные местности в государстве, территория которого разделяется на судебные округа. Суды, находящиеся в этих округах являются компетентными только для дел, возникающих в пределах данной территории. Исключение составляет высший суд государства, например, Верховный суд РФ, распространяющий свою деятельность на все государство).
    В соответствии с ФЗ «О судебной системе Российской Феде­рации» систему судов общей юрисдикции образуют федеральные суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации (ст. 4).[1]
       Система федеральных судов общей юрисдикции в настоящее время состоит из трех уровней: а) районные суды; б) верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, суд автоном­ной области (Еврейской), суды автономных округов; в) Верховный Суд Российской Федерации. Военные суды приравниваются либо к районным судам, либо к верховным судам республик, краевым, областным судам (ст. 26 ГПК РФ)[2].
       В компетенцию судебных органов входят различные по своему характеру функции: а) рассмотрение и разрешение дела по существу - функция суда первой инстанции; б) проверка законности и обоснованности решений и определений судов первой инстанции, не вступивших в законную силу, -- функция суда второй инстанции; в) проверка в порядке судебного надзора законности решений, определений, постановлений судов, вступивших в законную силу - функция судебного надзора; г) функция по пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу. Иногда один и тот же суд выполняет различные функции.
      Один и тот же суд может выполнять различные функции. Так, Верховный Суд РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, -также в качестве суда первой инстанции (п. 3 ст. 19 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).[3]
      При определении же подсудности подразумевается компетенция судебных органов как судов первой инстанции. Подсудность, таким образом, имеет целью разграничение компетенции между различными судами, действующими в качестве судов первой инстанции. Общим для всех судов РФ является их право разрешать гражданские дела в качестве суда первой инстанции.[4]
     Значение подсудности предопределяется Конституцией РФ, в которой в качестве одного из основных прав человека и гражданина зафиксировано его право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47).[5]
    
1.2. Отграничение подсудности гражданских дел от подведомственности.
  
Понятие подсудности необходимо отличать от понятия подведомственности. Нормы о подсудности определяют компетенцию конкретных судов внутри судебной системы по рассмотрению и разрешению гражданских дел.
      Нормы же о подведомственности разграничивают компетенцию судов общей юрисдикции от иных судов (арбитражных, третейских), а также других государственных органов и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать те или иные вопросы права.
      При возбуждении гражданских дел (принятии заявлений судьей) важно правильно определять как подведомственность дела, так и его подсудность. Условием возникновения гражданского процесса по конкретному спору является решение судьей двусторонней задачи: а) относится ли разрешение конкретного спора к ведению суда (подведомственность) и б) какой конкретно суд обязан рассматривать данное дело (подсудность).[6]
    Различие между подсудностью и подведомственностью имеет скорее количественный, нежели качественный характер. Подсудность это понятие производное от подведомственности, как разновидность подведомственности в применении к судебным органам. Разница понятий "подсудность" и "подведомственность" - количественная, второе понятие охватывает более широкий круг явлений. Но необходимо добавить, что названные ими явления соотносятся как вид (подсудность, ) и род (подведомственность).
     В осуществлении государственных функций участвует огромное число различных органов, их представителей, которые наделены властными полномочиями. Такое положение объясняется, во-первых, разнообразием и спецификой многочисленных отраслей деятельности и существующих в них отношений. И чтобы квалифицированно заниматься делами, нужно обладать специальными знаниями, быть компетентным в данной области. А во-вторых, множественность субъектов властных полномочий создает условия для оперативного и экономного производства, поскольку чаще всего его ведут органы, должностные лица, которые профессионально систематически осуществляют соответствующие функции.
    Для научной организации работы субъектов власти имеет большое значение четкое определение того, какой субъект какими делами ведает, кто какие дела оформляет, рассматривает, исполняет и т.д. Правильное решение субъектом правотворчества вопросов подведомственности - необходимое условие квалифицированного, оперативного решения дел.
    Подведомственность может быть определена как круг споров о праве и иных материально-правовых вопросов индивидуального значения, разрешение которых отнесено к ведению тех или иных органов государства, общественности либо органов смешанного характера
     Очевидно, что сейчас необходимо говорить также и о подведомственности муниципальным, международным органам и, возможно даже, субъектам корпоративного управления. Кроме того, правовыми актами определяется подведомственность должностным лицам и иным служащим названных выше органов.
      Подведомственность - неотъемлемая часть компетенции. В то же время это определенная, регулируемая правом связь двух сторон правоотношения: той, которая ведает, решает, и той, которая подведомственна, зависима. Ведать делами - значит решать вопросы в отношении определенных индивидуальных и коллективных субъектов права. Для лидирующих субъектов подведомственность - это компонент их компетенции, который связывает их полномочия с определенными объектами властного воздействия, обязывает их производить определенные действия, решать дела, составлять документы и т.д. Она определяет предметные, территориальные границы полномочий. А для другой стороны властного правоотношения подведомственность означает ее правовую зависимость от того, кто ведает, уполномочен, кому подведомственны дела, вопросы, иные объекты властного воздействия.[7]
      Подведомственность выступает в качестве межотраслевого института права, выполняющего функции распределительного механизма юридических дел между различными юрисдикционными органами.[8]
    
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. ВИДЫ ПОДСУДНОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ
      Нормы о подсудности, служащие разграничению правомочий судов различного уровня по рассмотрению гражданских дел внутри системы судов общей юрисдикции составляют родовую или предметную, подсудность, а нормы о подсудности, территориально разграничивающие юрисдикцию одного и того же уровня судов общей юрисдикции, составляют территориальную подсудность.
        В качестве признака определения подсудности, кроме рода дела, выступает также территория, на которой функционирует конкретный суд. Признак территории функционирования суда позволяет определять, какому из однородных судов (из множе­ства районных либо судов субъектов Федерации) подсудно дан­ное дело.
       Этот вид подсудности называется территориальной (местной) подсудностью. Правила территориальной (местной) подсудности позволяют распределять гражданские дела для рассмотрения по первой инстанции между однородными судами.
      В теории гражданского процессуального права территориаль­ную подсудность разделяют на подвиды: общая территориальная подсудность, подсудность по выбору истца (альтернативная), ис­ключительная подсудность, договорная подсудность и подсуд­ность по связи дел.[9]
 
2.1 Родовая подсудность
  
    Приметой последнего десятилетия является значительное обновление норм, регулирующих родовую подсудность гражданских дел судам общей юрисдикции. Новое содержание данного вида подсудности определяется как принятием ГПК РФ 2002 г.. так и новых федеральных конституцион­ных, иных федеральных законов РФ, содержащих нормы о подсудности.
     Анализ норм о подсудности позволяет заключить, что реформирование института родовой подсудности гражданских дел судам общей юрисдик­ции произошло за счет:
— организации мировой юстиции — формирования института мировых судей и появления нового нижнего уровня (звена) судов общей юрисдик­ции - судов субъектов РФ;
- включения военных судов в систему судов общей юрисдикции РФ и определения их компетенции ФКЗ о военных судах;
- определения более четких границ компетенции судов всех уровней в качестве суда первой инстанции;
- расширения круга гражданских дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции Верховным Судом РФ и областными и приравненными к ним судами;
— исключения возможности принятия вышестоящим судом к рассмот­рению дела, подсудного нижестоящему суду.[10]
     Родовая (предметная) подсудность — это компетенция различных звеньев (уровней) судов общей юрисдикции в качестве суда первой инстанции по рассмотрению и разрешению гражданских дел.[11]
      Низовым звеном судов общей юрисдикции являются суды субъектов РФ - мировые судьи. Относительно первого звена судов общей юрисдикции - мировых судей все актуальнее стоит и требует однозначного разрешения в области гражданского судопроизводства вопрос о родовой подсудности - о круге гражданских дел, подлежащих ими рассмотрению по первой инстанции.[12]
        Согласно ст. 23 мировой судья рассматривает дела:
1) дела о выдаче судебного приказа;
2) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
3) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
4) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;
5) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;[13]
      Подсудность мирового судьи ограничена законом кругом названных дел, различных по своему материально-правовому характеру и по порядку рассмотрения. Эти дела подлежат рассмотрению в порядке приказного либо искового производства.
    Однако в связи с начальным этапом становления мировой юстиции в современной действительности (формированием регионального законо­дательства о мировых судьях, судейского корпуса и др.) гражданские дела, относящиеся к подсудности мирового судьи, рассматривают и разрешают районные суды в случаях, когда в субъектах РФ не назначены (не избра­ны) на должность мировые судьи.
      Судами первого уровня федеральных судов общей юрисдикции яв­ляются районные суды.  Районные суды выполняют значительную роль в процессе осуществления правосудия в области гражданской юрисдикции.
       Родовая подсудность гражданских дел районным судам определяется правилом, закрепленным в ст. 24 ГПК. В соответствии с ним районные суды рассматривают в первой инстанции гражданские дела, отнесенные к ведению судов обшей юрисдикции (подведомственные им), за исключени­ем дел, отнесенных законом к подсудности мирового судьи (ст. 23), воен­ных судов (ст. 25), областных и приравненных к ним судов (ст. 26), Вер­ховного Суда РФ (ст. 27).
      Таким образом, закон не содержит перечня гражданских дел, подсуд­ных районным судам. Они рассматривают все гражданские дела, кроме тех, которые отнесены законом к судам общей юрисдикции иного уровня (рода). Поэтому районным судам, являющимся основным звеном в системе судов общей юрисдикции, подсудно наибольшее количество гражданских дел.
     Другие суды общей юрисдикции уполномочены рассматривать исклю­чительно те категории дел, которые прямо отнесены законом к их подсудно­сти.
     Верховные суды республик, краевые, областные, городские суды городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербур­га, автономной области, автономных округов в настоящее время рассматривают и разрешают по первой инстанции дела (ст. 26 ГПК):
1)     связанные с государственной тайной;
2)     об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;
3)     о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Российской Федерации;
4)     об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;
5)     о расформировании избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
6)     о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным мировым судьям, районным судам.[14]
    Федеральными законами к подсудности верховного суда рес­публики, краевого, областного суда, суда автономной области и автономного округа могут быть отнесены и другие дела.
      Верховный Суд Российской Федерации рассматривает по пер­вой инстанции дела:
1) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства Российской Федерации;
2) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные
3) об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки (за исключением случаев прекращения полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков);
4) о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
5) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;
6) по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;
7) о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
8) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам, за исключением районных судов, гарнизонных военных судов.
    Действующий ГПК наряду с определением подсудности дел общеграж­данским судам впервые предусматривает статью, закрепляющую подсуд­ность гражданских дел военным судам и иным специализированным судам. Статья 25 определяет лишь в общей форме пределы компетенции спе­циализированных судов в области гражданской юрисдикции и предусмат­ривает ее установление федеральными конституционными законами.
 
2.2 Территориальная подсудность
   
     Принцип территориальной или как ее еще называют местной подсудности дает основание распределять гражданские дела между однородными судами одного и того же звена судебной системы.
    ГПК различает следующие виды территориальной подсудности: 1) об­щую; 2) альтернативную; 3) исключительную; 4) договорную; 5) по связи дел.
 
2.2.1 Общая подсудность
     
     Общая территориальная подсудность определяется местом нахождения ответчика.
       В соответствии с правилом территориальной подсудности происходит определение конкретного суда, в который следует обращаться с иском (заявлением). В норме заложен принцип интереса, а именно: лицо, заинтересованное в защите своего права, предъявляет иск в том суде, на территории юрисдикции которого находится ответчик.
     При предъявлении иска к гражданину суд определяется местом жительства ответчика. В ст. 27 Конституции РФ говорится, что каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Согласно Конституции РФ разделяются два понятия: а) место пребывания и б) место жительства.
     Местом пребывания называется то место, где гражданин находится временно. Местом жительства гражданина согласно ст. 20 ГК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. Для физического лица место жительства на практике определяется местом регистрации (пропиской).
     Определить место жительства ответчика и указать его в исковом заявлении обязан истец (п.2 ст. 131 ГПК), за исключением случаев, когда в соответствии с законом при неизвестности места жительства ответчика производится его розыск (ст. 120 ГПК). Если истец не смог установить место жительства ответчика на время предъявления иска, то иск может быть предъявлен по месту нахождения его имущества или по последнему известному месту его жительства (ч.1 ст.29 ГПК). Если ответчик - юридическое лицо (организация), то по общему правилу иск предъявляется по месту его нахождения. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное (ст.54 ГК).[15]. В учредительных документах может быть указано и иное место нахождения. На практике им признают место нахождения органов управления юридического лица.
      В настоящее время граждане могут иметь не одну, а несколько квартир на праве собственности или домов. В ч. 2 ст. 213 ГК РФ говорится, что количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, поэтому определить их постоянное или преимущественное место жительства бывает иногда трудно. Судебная практика при решении этого вопроса исходит из положений о регистрационном учете граждан, введенном вместо прописки. Иск к гражданину предъявляется в том суде, где проведен регистрационный учет гражданина.
   Последующая после предъявления иска перемена ответчиком места жительства не меняет первоначальной подсудности дела.
      Иски к организациям предъявляются по общему правилу по месту нахождения организации. Место нахождения организации определяется местом государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах не установлено иное.[16]
 
2.2.2 Альтернативная подсудность
     
Альтернативная подсудность - подсудность, при которой иск по усмотрению истца может быть предъявлен в один из нескольких прямо указанных в федеральном законе судов. Суд не может ограничить усмотрение истца в выборе конкретного суда (в том числе ссылаясь, например, на право истца обратиться в иной суд). В свою очередь, истец, предъявив иск в один из указанных в законе судов, впоследствии не вправе ходатайствовать об изменении подсудности, поскольку само право выбора суда в порядке альтернативной подсудности прекращается предъявлением иска. Исключение составляет лишь случай, когда после оставления искового заявления без рассмотрения истец повторно в общем порядке подает новое исковое заявление (ч. 2 ст. 223 ГПК).
       Альтернативная подсудность характеризуется тем, что в случаях, предусмотренных законом (ст. 29 ГПК РФ), истец может предъявить иск не только по месту жительства или нахождения ответчика, но и в другой суд по своему выбору. Таким образом, право выбора суда принадлежит только истцу (ч. 10 ст. 29 ГПК РФ).
1. Иск к ответчику, место жительства которого не известно или который не имеет места жительства в Российской Федерации, может быть предъявлен в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации.
2. Иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
3. Иски о взыскании алиментов и об установлении отцовства могут быть предъявлены истцом также в суд по месту его жительства.
4. Иски о расторжении брака могут предъявляться также в суд по месту жительства истца в случаях, если при нем находится несовершеннолетний или по состоянию здоровья выезд истца к месту жительства ответчика представляется для него затруднительным.
5. Иски о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или в результате смерти кормильца, могут предъявляться истцом также в суд по месту его жительства или по месту причинения вреда.
6. Иски о восстановлении трудовых, пенсионных и жилищных прав, возврате имущества или его стоимости, связанные с возмещением убытков, причиненных гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу, подписки о невыезде либо незаконным наложением административного наказания в виде ареста, могут предъявляться также в суд по месту жительства истца.
7. Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены также в суд по месту жительства или месту пребывания истца либо по месту заключения или по месту исполнения договора.
8. Иски о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасание на море могут предъявляться также в суд по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна.
9. Иски, вытекающие из договоров, в которых указано их исполнение, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения такого договора.
10. Выбор между несколькими судами, которым согласно настоящей статье подсудно дело, принадлежит истцу.
    Исходя из смысла ст. 29 ГПК РФ, этот перечень является исчерпывающим.[17]
 
2.2.3 Исключительная подсудность
    
      Исключительная подсудность - особая, установленная в порядке исключения из общего правила подсудность, допускающая рассмотрение определенных категорий дел в судах, точно указанных в законе. Правила исключительной подсудности могут быть сведены к следующему:
?      во-первых, право предъявления иска может быть реализовано только в строго определенном по территории суде, указанном в законе. Исключи­тельная подсудность носит обязательный характер, не допускает соглаше­ния о месте рассмотрения дела;
?      во-вторых, эта подсудность исключает возможность выбора суда и рас­смотрения определенного дела в ином суде, точно и безоговорочно уста­навливая, в каком суде должно быть разрешено дело.
     Поэтому при конкуренции правил подсудности, например, при объек­тивном соединении исков (ст. 151 ГПК), один из которых подпадает под действие исключительной подсудности, должны применяться правила
этой подсудности.[18]
     Правила исключительной подсудности действуют лишь в отношении определенных категорий дел. Перечень дел искового производства, подпа­дающих под действие этих правил, исчерпывающе определен в ст. 30 ГПК.
     К ней относятся:
1) иски о правах на земельные участки, участки недр, обособл
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.