На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Демографическая политика Китая.

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ФАКУЛЬТЕТ  ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
 
студента    III     курса     33     группы
Коробки Владислава Сергеевича
 
Демографическая политика
Китайской Народной Республики
 
 
 
Научный руководитель: Матвеева В.М. кандидат соц. наук.
 
«Работа проверенна и допущена к защите»
 
Научный руководитель____________________
Дата ____________________
 
 
Рецензент___________________
Дата___________________
 
 
 
Москва ? 2011
 
Содержание
 
Введение.....................................................................................................3
ГЛАВА 1 Теоретико-методологические основы программ ограничения рождаемости: методы  и эволюция ............................................7
1.1                  Рассмотрение исторических аспектов становления взглядов на развитие народонаселения Китая ….................................................................7
1.2                  Кампания по ограничению рождаемости …............................. 9
ГЛАВА 2 Анализ социально-экономической стратегии развития КНР в контексте политики планирования семьи …...............................................13
2.1                  Рассмотрение политики однодетной семьи: успехи и поражения …......................................................................................................22
ГЛАВА 3. Оценка эффективности регулирования демографических процессов …......................................................................................................25
3.1 Анализ демографической политики в период экономических реформ............................................................................................................... 25
3.2 Исследование новых направлений демографической политики — решение проблем старения населения …...................................................... 30
3.3 Вопросы разработки стратегических целей демографической политики XXI века …...................................................................................... 31
Заключение …........................................................................................ 33
Библиография ….................................................................................... 37
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Актуальность исследования определяет необходимость изучения подходов к решению вопросов проблемы перенаселения Китая, которые достаточно долго являются предметом беспокойства, как мирового сообщества, так и руководства страны.
Китайская Народная Республика — самая многонаселенная страна в Азии и на земном шаре. Число ее жителей за последние 60 лет (с 1949 по 2008 г.) возросло в 2,5 раза — с 540 млн до 1,328 млрд человек. Китай являет миру самый крупный демографический конгломерат, которые ежегодно прирастает на 7 — 8 млн человек, но обрабатываемых земель — 0,1 га и запасов пресной воды на душу населения здесь менее ? мирового показателя. Более четверти ежегодного прироста национального дохода потребляется приростом населения.
Отметим, что большая численность населения Китая негативно сказывается на экологической и продовольственной ситуации, в особенности на занятости и росте производительных сил в целом, на характере производственных отношений. Налицо явные противоречия между ростом населения и социально-экономическим развитием, использованием ресурсов и интенсивной эксплуатацией окружающей среды. Очевидно, что это серьёзно сдерживает развитие Китая и сказывается на жизненном уровне и качестве населения.
Применительно к российским национальным интересам, важно то, что современная демографическая проблема в Китае заключается в чрезмерном давлении избыточного населения на производительные силы. Следствием явился рост притока китайских мигрантов на нашу территорию. В связи с чем, очевидна необходимость    и важность для России изучения демографической политики Китая. 
С этой точки зрения требуют осмысления и дополнительного изучения, во-первых, эволюция  демографических программ руководства КНР, во-вторых,  оценка эффективности предпринимаемых им мер, в-третьих, основные стратегически направления развития китайского народонаселения.
Представляет определенный научный интерес и тот факт, что развитие китайского народонаселения является не хаотичным процессом, а постоянно и целенаправленно контролируемым государством. Демографическая политика, проводимая КНР на современном этапе, представляет собой уникальный пример создания и функционирования четко работающего механизма согласования демографических и социально-экономических процессов внутри страны. В итоге рождаемость в Китае постепенно стабилизируется, достигнув умеренных величин; размеры семьи так же постепенно снижаются. Однако ускоренными темпами началось старение населения, особенно в больших городах; с каждым годом все большее число мигрантов стремились покинуть села, чтобы заняться несельскохозяйственным трудом — начался бурный рост масштабов миграции. Поэтому детальное рассмотрение основных мероприятий демографического программирования, их последствий, а также проблем, с которыми столкнулось государство при внедрении этих мер, представляется весьма актуальным и необходимым.
Понятно, что изучение накопленного КНР опыта представляет в свете вышесказанного большой практический интерес. Поскольку сегодня от величины темпов прироста населения КНР зависят перспективы модернизации и социально-экономического развития не только этой страны, но и стран принимающих потоки китайских мигрантов.
Цель данного исследования, изучить демографическую политику Китайской Народной Республики. А так же оценить адекватность проводимой правительством Китая демографической политики в контексте перспектив развития страны и выявления скрытых рисков,  как для самого Китая, так и для мирового сообщества.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1.        Дать характеристику демографической политики Китая.
2.        Провести анализ основных проблем, с которыми столкнулся Китая в ходе проведения демографической политики.
3.        Исследовать основные этапы проведения политики по ограничению рождаемости.
4.        Провести анализ эффективности демографической политики Китая.
5.        Оценить адекватность проводимой правительством Китая демографической политики в контексте перспектив развития страны и выявления скрытых рисков,  как для самого Китая, так и для мирового сообщества.
Объектом исследования является народонаселение Китайской Народной Республики.
Предметом исследования является социально–демографическая политика Китайской Народной Республики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА I.  Теоретико-методологические основы программ ограничения рождаемости: методы и эволюция
 
1.1 Рассмотрение исторических аспектов становления взглядов на развитие народонаселения Китая
 
Размеры населения рассматривались мыслителями и политическими деятелями Древнего Китая как показатель национальной мощи. Вплоть до XVIII в. господствующей среди китайских ученых оставалась точка зрения, согласно которой быстрый рост населения страны — это благо. Широко бытовало мнение, что для решения задач укрепления хозяйственной и военной мощи необходимо наращивать  численность населения. Чуть ли не единственным исключением являлась теория Хун Лянцзы (1744 — 1809), которого называли «китайским Мальтусом», - он предостерегал  против перенаселения, утверждая, что его рост обгоняет  производство продовольствия. На рубеже XIX – XX вв. среди общественных деятелей  и ученых Китая, обеспокоенных низким уровнем экономического развития страны, вновь преобладала традиционная точка зрения  на население как на источник благосостояния и могущества нации. Таким образом, целый ряд факторов — географического, культурного, религиозного и идеологического характера — способствовал многочисленности населения Китая в течение многих веков. И лишь с конца 1950-х годов и затем позднее, в ходе экономических реформ руководство КНР стало проводить политику, направленную на ограничение рождаемости.
Образование КНР, проведение земельной реформы, индустриализации в городах — все это оказывало положительное влияние на ход демографических процессов. С ростом жизненного уровня, стабилизацией политической ситуации создавались благоприятные условия для образования новых семей. Ощутимое снижение смертности при сохранении прежнего уровня рождаемости явилось причиной увеличения естественного прироста населения. Темпы его прироста в первой половине 1950-х годов составляла более 2% в год.
Но на переходном этапе сохранялись особенности экономической и социальной жизни, характерные для старого Китая, которые оказывали воздействие и на ход экономического развития, и на процессы воспроизводства населения. Приходилось преодолевать серьёзные слабости китайской экономики, основными из которых были многоукладность, отсталая структура промышленности и сельского хозяйства в целом. К концу 1-й пятилетки (1953 — 1957 гг.) по производству основных видов продовольствия и потребительских товаров Китай оставался на одном из последних мест в мире.
Исключительно важным было проведение политики народонаселения, направленной на сбалансирование экономического и демографического роста. Эволюция взглядов на проблемы народонаселения в КНР и, соответственно, осуществление демографической политики следовали не только за изменениями в экономическом развитии страны, но в значительной степени зависели от политической конъюнктуры.
В 1949 — 1956 гг. быстрый рост населения трактовался как большое преимущество, источник силы и могущества страны. Ещё в сентябре 1949 г. Мао Цзэдун высказывал мысль об экономическом значении огромных размеров населения. В первые годы после образования КНР недооценивалась вся сложность демографических проблем, возможность их негативного влияния на процессы экономического воспроизводства. Однако уже и в этот период затруднения, возникавшие в связи с наличием в стране огромного и быстро растущего населения, привели к появлению первых признаков изменения политики в области народонаселения. Руководство КНР начало задумываться над последствиями ускоренного роста населения страны.
Известный китайский демограф Ма Иньчу в своей работе «Новая теория народонаселения» доказывал необходимость учета численности населения при составлении пятилетних планов, необходимость планирования  деторождения и поощрения поздних браков, считая, что самым острым противоречием в Китае является противоречие между нехваткой средств для экономического развития страны и «условиями перенаселения» в сельских районах[1].
 
1.2                  Компания по ограничению рождаемости
 
Со второй половины 1956 г. по середину 1958 г. впервые в истории КНР проводилась общегосударственная кампания по контролю над рождаемостью.
Кампания начиналась в момент трудностей с продовольствием, возникших из-за неблагоприятных погодных условий. Весной 1956 г. была проведена реорганизация системы государственного распределения зерна. В августе Министерство сельского хозяйства указало на необходимость концентрации усилий на увеличение сбора зерна позднего урожая (на него приходится до 70% валового сбора зерна). Тяжело сказались и последствия ускоренного коллективизма.
Органы по контролю над рождаемостью были созданы на всех уровнях — государства (Управление по контролю над рождаемостью), провинции, уезда, волости (комитеты по контролю над рождаемостью), народных коммун, производственных бригад (медицинские пункты). В задачу Министерства здравоохранения входило планирование и практическое осуществление всех программ; министерств пропаганды и культуры — мобилизация средств информации  и убеждения населения; Министерства торговли — снабжение средствами ограничения рождаемости; Китайской медицинской ассоциации — исследование в области средств и методов ограничения рождаемости; Всекитайской федерации  профсоюзов, Общества Китайского красного креста и других общественных организаций — информация, убеждение населения, распространение средств ограничения рождаемости.
В ходе кампании по ограничению рождаемости основное внимание уделялось повышению возраста вступления в брак, которое считалось одним из основных и наиболее эффективных способов снижения рождаемости. Известный китайский демограф Чэнь Да  в статье «Ограничение деторождения, откладывание браков и проблемы населения  в новом Китае»[2] и другие авторы — медики и демографы отмечали, что большинство первых рождений приходится на женщин 18 — 19 лет, а женщины в возрасте 24 — 25 лет уже имеют несколько детей. Отмечалось, что в связи с некоторым улучшением условий жизни населения проявилась тенденция снижения брачного возраста[3].
Рекомендуемый возраст вступления в брак зависел от инициативы местных властей, но часто он был гораздо выше установленного законом — 20 лет для мужчин и 18 лет для женщин[4]. Несмотря на интенсивную пропаганду поздних браков, они не получили широкого распространения. Мероприятия проводились в основном в городах, сельские районы ими были почти не затронуты, и эффективность мер по ограничению рождаемости в масштабах страны оказалось очень скромной.
В начале 1962 г. в Китае развернулась вторая кампания по контролю над рождаемостью.
Демографическая политика вновь получила официальную поддержку КПК и правительства. В многочисленных статьях подчеркивалось, что партия, государство и народ твердо верят в принципы планирования семьи[5].
В период проведения этой кампании в качестве преимуществ планируемого деторождения и меньших по размеру семей указывалось на их пользу в плане охраны материнства и детства, обеспечение лучших возможностей работы  и учёбы родителей, повышение благосостояния семьи и всего государства: «Мы не перенаселены; напротив, нам нужны люди. У нас большая страна, и для превращения ее в великую и могучую нужно больше героев-тружеников. В нашей стране люди ценятся. И поэтому столь важно улучшить здоровье следующего поколения путём планируемого деторождения»[6].
В ходе проводившейся в то время кампании по «воспитанию молодежи» приводились и доводы необходимости планирования семьи и откладывания браков. Брак и семья рассматривались как «бесполезная трата времени и энергии», что ведёт к пренебрежительному отношению к работе и учебе, «политической отсталости».
В провинции Гуандун в апреле 1965 года состоялась конференция по планированию семьи, где была разработана программа организации движения по ограничению рождаемости, усилению руководства, координации деятельности различных организаций. Во вновь образованные комитеты входили представители партийных органов городских советов, ряда местных и общественных организаций, работники здравоохранения.
Лекции, выставки, кинофильмы сочетались с более интенсивной пропагандой по месту жительства и работы (на фабриках, в народных коммунах, школах, через массовые организации, уличные комитеты). В сельских районах эта деятельность в основном проводилась работниками здравоохранения; ограничение рождаемости было одной из первых обязанностей  «босоногих врачей» (медицинских работников низшего ранга). Важное значение имели мобильные медицинские отряды из числа городских медработников, которые по нескольку месяцев в течение года работали в сельской местности. Важнейшей их функцией была пропаганда и помощь в ограничении рождаемости.
Основными направлениями деятельности по контролю над рождаемостью были ограничение числа детей в семье (не более двух) и повышение возраста вступление числа детей в брак. С марта 1963 года особенно энергично давались рекомендации относительно оптимального возраста вступления в брак, разграничивались «минимальный законный» и «идеальный» возраст. Согласно официальному разъяснению, минимальный возраст вступления в брак устанавливался законом, но не являлся обязательным. Осуждались молодые люди, вступавшие в брак в этом возрасте. Такие «ранние» браки рассматривались как вредные для здоровья супружеской пары и их детей, как препятствие при получении образования, продвижения по службе[7]. Рекомендуемый возраст вступления в брак — 23 — 27 лет для женщин и 25 — 30 лет для мужчин[8].
Вторым направлением работы было снижение числа детей в семье. Если в 1950-е годы пропагандировалась семья, где имелось трое детей с интервалом между рождением в три года, то во время второй кампании рекомендуемое число детей — двое, с интервалом в три — пять лет[9]. Эта кампания была отмечена интенсивной пропагандой необходимости планирования семьи, которая в отдельных районах Китая проводилась с применением экономических мер по отношению к многодетным семьям. Так, в 1966 году на предприятиях города Гуанчжоу внедрялась установка на двухлетнюю семью. Делались предупреждения , что третий ребёнок регистрироваться и обеспечиваться продовольствием не будет. Подобные методы применялись и в других районах Китая[10].
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА II.  Анализ социально-экономической стратегии развития КНР в контексте политики планирования семьи
 
1970-е годы характеризуются постепенным усилением демографической политики. Если ранее основное внимание уделялось пропаганде ограничения рождаемости, то на новом этапе наряду с пропагандистскими мерами, расширением информационной базы активнее использовались экономические и административные меры воздействия на населения, что способствовало повышению эффективности демографической политики.
В 1971 г. Госсоветом КНР был принят документ №51, который давал установку на усиление работы по снижению рождаемости: «На всех уровнях руководство должно работать более интенсивно, вести широкую пропаганду, проводить воспитательные меры для того, чтобы добровольное планирование рождаемости и позднее вступление в брак получили распространение среди широких масс населения в городах и сельских районах»[11].
Демографическая политика превратилась в один из основных элементов внутриполитического курса руководства КНР. Вся территория страны — от провинциального уровня до самых мелких административных единиц была охвачена разветвленной структурой органов планирования рождаемости. В их работе задействованы партийные организации и местные органы власти. Все услуги в области планирования рождаемости предоставлялись бесплатно, население было полностью обеспечено средствами  ограничения рождаемости, которые производились внутри страны и закупались за рубежом. В сельской местности работу по их распространению проводили «босоногие врачи» и мобильные медицинские отряды, укомплектованные городскими медработниками.
В 1973 г. была создана Руководящая группа по вопросам планирования рождаемости при Госсовете КНР, которая вначале подчинялась Министерству здравоохранения; с 1978 г. она перешла в подчинение Госсовету КНР, с 1981 г. преобразована в Государственный комитет по делам планирования рождаемости при Госсовете КНР.
На Всекитайском совещании по вопросам планирования рождаемости (1973 г.) и было принято решение о планировании численности населения и темпов его прироста; эти показатели стали входить в пятилетние планы развития народного хозяйства.
Ко второй половине 1970-х годов определились основные направления демографической политики, суть которой выражается лозунгом: «Позже, реже, меньше». Это означало откладывание вступление в брак; 4-5 летний интервал между рождениями детей; уменьшение размера семьи. В 1970-е годы основное внимание уделялось снижению числа детей в семье (двое в городе и трое в сельской местности).
В 1978 г. демографическая политика впервые была законодательно закреплена в Конституции КНР, принятой на 1-й сессии ВСНП 5-го созыва. В ст. 53 указывалось: «Государство поощряет и оказывает поддержку планированию семьи».
Необходимость в дальнейшей активизации демографической политики возникла и в связи с предстоявшей волной увеличения рождаемости, так как ожидалось вступление в брачный и репродуктивный возраст многочисленных контингентов молодёжи рождения 1950-х годов. Ужесточение политики ограничения рождаемости было определено документом №69 ЦК КПК (1978 г.), где провозглашался курс на однодетную семью. Этот курс знаменовал начало нового этапа в проведении демографической политики, для которого было характерно повышение эффективности контроля над рождаемостью. Суть ее выражалась лозунгом: «Лучше всего один ребёнок, максимум двое»[12].
В то же время впервые был поставлен вопрос о долгосрочном планировании развития народонаселения. Ставилась задача снижения темпов прироста населения до 1% к 1985 г. и до нуля к 2000 г., что позволило бы стабилизировать численность населения к 2030 г. Дальнейшие расчёты показали недостижимость этих целей в указанные сроки, что впоследствии подтвердилось на практике (в 1985 г. темпы прироста населения составляли 1,12%, в 1986 г. - 1,41%). Несколько позже была поставлена задача удержать численность населения на уровне 1,2 млрд человек к 2000 г.[13], которая оставалась ориентиром для планирования демографических показателей на региональном уровне на перспективу.
Руководящей группой по планированию рождаемости при Госсовете КНР был подготовлен проект общегосударственного закона о планировании рождаемости, который предусматривал административные, моральные и экономические меры поощрения однодетных и ограничений в отношении многодетных семей. Проект этого закона долго готовился и пересматривался, в результате был принят только в 2001 г. До его утверждения в провинциях применялись временные положения о планировании рождаемости, которые создавались местными органами власти и отвечали местным условиям. Государством было санкционировано применение экономических и моральных стимулов, побуждающих молодые семьи ограничиваться одним ребёнком. Предполагалось, что применение экономических мер при осуществлении планируемой рождаемости поможет обеспечить сочетание частных интересов семьи и интересов общества.
Супружеские пары, добровольно обязавшиеся иметь только одного ребёнка, стали получать удостоверения «отличников планируемой рождаемости». В городе и в деревне единственный ребёнок стал пользоваться привилегиями при распределении жилплощади и выделении земельного участка для индивидуального строительства, при устройстве в детские учреждения, на учёбу, в медицинском обслуживании, трудоустройстве. Родители с одним ребёнком ежемесячно стали получать денежное пособие в размере 10% заработной платы, освобождаясь от уплаты налогов на воспитание и образование. Такие меры применяются в Пекине, Шанхае и многих провинциях Китая.
В отношении родителей, превысивших норму плановой рождаемости, были установлены ограничения по трудовому страхованию, медицинскому и бытовому обслуживанию, на получение жилья, распределение и предоставление земельных участков. После рождения третьего ребёнка из заработной платы стали делаться вычеты в размере 10%, четвертого — 15, пятого — 20% [14].
Несмотря на то, что в китайской печати постоянно подчеркивалась необходимость соблюдать принцип добровольности в деле планирования рождаемости, временные положения о планировании семьи часто рассматривались местными властями как законы, запрещающие появление второго и последующих детей в семье. Это обусловило использование административных и экономических мер по отношению к тем родителям, которые нарушают установленные нормы деторождения. В определённой степени подобная жестокость связана с тем, что спускаемые сверху на места плановые показатели естественного прироста населения были строго лимитированы, и число допускаемых рождений рассчитывалось по указанным сверху показателям естественного прироста, а не на основе политики, разрешающей женщине иметь определенное число детей.
С целью облегчения контроля за ростом населения была введена система карточек рождаемости, или разрешений на рождение ребёнка. Однако нередко случалось так, что супружеские пары, отвечающие необходимым требованиям, не могли завести ребёнка, что вызвало недовольство населения, вело к потере доверия к демографической политике. Поэтому в нормировании деторождений внесли определённые изменения: количество детей стало определяться с учетом числа женщин репродуктивного возраста, а ежегодные планы естественного прироста населения перестали носить столь жесткий характер.
Информация о случаях недовольства и административных мерах по отношению к нарушающим местные установки по планированию рождаемости стала доступна западной печати. Это послужило причиной прекращения поступления взносов США в Фонд ООН для деятельности в области народонаселения, который активно поддерживал китайскую программу планирования семьи. Такое решение вызвало протест со стороны китайского руководства, расценившего действия администрации США как попытку вмешательства во внутренние дела Китая.
Все эти события способствовали пересмотру ряда установок в отношении контроля над рождаемостью, совершенствованию форм работы с населением. 13 апреля 1984 г. ЦК КПК был утверждён документ №7, посвященный демографической политике на период до весны 1986 г.[15] Его принятие имело большое значение, так как помогло смягчению обстановки в области планирования семьи; в нём содержались разъяснения по многим вопросам, которые ранее решались по усмотрению местных властей.
В нем, как и в прежних документах, делался акцент на том, что планирование семьи должно служить целям экономического развития страны, повышения жизненного уровня населения, осуществления программы «четырех модернизаций». Особое внимание обращалось на то, чтобы работники органов планирования семьи тщательно изучали местные условия при проведении демографической политики. Подчеркивался добровольный характер планирования семьи, чтобы программа служила решению конкретных проблем каждой семьи, удовлетворению намерений супругов иметь желаемое число детей. Запрещалось использовать меры принудительного характера. Указывалось, что нужно перенести тяжесть на постоянную, кропотливую работу с населением, чтобы широкое использование средств контрацепции постепенно вытесняло аборты, а пропаганда и половое воспитание — меры экономического характера.
На документе отдельно оговаривался вопрос о возможности иметь второго ребёнка в условиях проведения политики однодетной семьи. Для сельского населения допускалось рождение второго ребёнка у супружеских пар, но в том случае, если вторые рождения не выходили за рамки плана деторождений для данной территориальной единицы и тем самым не препятствовала достижению общенациональных целей (1,2 млрд жителей в 2000 г.). Такой достаточно гибкий подход в отношении вторых рождений имел огромное значение, так как в сельской местности часто возникали такие ситуации, когда запрещение рождения второго ребёнка директивным путём не имело успеха.
Допускалось, что около 10% сельских супружеских пар могли иметь двух детей, и эта доля со временем могла несколько возрасти. При этом на практике число супружеских пар, получивших разрешение, могло варьировать в зависимости от местных условий.
В документе отмечалось, что необходимо усилить организационные моменты программы планирования семьи. Во-первых, поощрялось перенесение ответственности за ее проведение на местных работников органов власти с помощью создания системы ответственности на местах за этот участок работы. Во-вторых, следовало больше внимания уделять повышению информационного и научного уровня программ, их тщательной подготовке.
После того, как документ был доведён до сведения работников органов планирования семьи на местах, положение в этой области стало меняться к лучшему, люди с большим пониманием стали относиться к мероприятиям по ограничению рождаемости, кадровые работники — более ответственно и гибко выполнять свои обязанности. Это подтверждалось некоторым повышением эффективности демографической политики и уменьшением числа жалоб в печать и официальные органы по поводу перегибов при осуществлении программ по ограничению рождаемости. В 1984 г. число индивидуальных обращений в Государственный комитет по делам планового деторождения снизилось на 35%, а число писем с жалобами на притеснения со стороны кадровых работников — на 45% по сравнению с предшествующим годом.
После распространения документа №7 временные положения по планированию рождаемости во многих провинциях были пересмотрены. Изменения касались в основном расширения круга условий, при которых супружеским парам разрешалось иметь второго ребёнка. Эти условия можно объединить в две группы: первой затрагивались вопросы продолжения рода в семье по мужской линии; вторая была разнородной и носила в основном этно-социальный и социально-экономический характер[16].
Согласно положениям, включенным в первую группу, рождение второго ребёнка разрешалось, если оба супруга являлись единственными детьми в своих семьях, если первый ребёнок в семье — девочка, если у трёх поколений подряд в семье был один сын, и в некоторых других случаях. По положениям второй группы рождение второго ребёнка позволялось в семьях отдельных групп населения, специфических по этнической принадлежности, территории проживания, занятиям и т. д. Выделялись, например, отсталые, отдаленные районы. Там второй ребёнок разрешается, если семейная пара проживает в горной местности с низкой плотностью населения с особенно ели первый ребёнок — девочка, если сельская супружеская пара проживает в приграничной полосе.
В большинстве провинций рождение второго ребёнка допускалось, если первый ребёнок был инвалидом или его трудоспособность после совершеннолетия ограничена; или в том случае, когда инвалидом являлся один из супругов (при условии, что болезнь не передаётся по наследству).
Способствовал получению разрешения и характер занятости супругов — оно давалось, если один из супругов 5 лет или более проработал на подземных работах, плавает на судах вдали от дома.
В ряде провинций (Шаньдун, Шэньси, Шаньси, Хэйлунцзян и др.) проводились обследования, которые показали эффективность двухдетной политики при условии длительного интервала (6-8 лет) между рождениями детей.
Таким образом, значение документа №7 состояло в том, что его положения позволили каждой провинции, исходя из местных условий и особенностей, подготовить и разработать ряд положений по планированию семьи, полнее отвечавших местным требованиям и то же время вызывавших меньше возражений и недовольства со стороны населения. Все это способствовало более эффективному осуществлению демографической политики.
Следую призыву дифференцировать демографическую политику, работники органов планирования семьи отдельных провинций разделили свои территории на подрайоны ( в зависимости от природных условий, плотности населения и т. д.) и подготовили положения по контролю над рождаемостью для каждого из них.
Число семейных пар, которым разрешалось иметь двоих детей, координировалось с прогнозом численности населения в данной местности на 2000 г. (учитывался показатель смертности и число семейных пар, вступающих в репродуктивный возраст). Допустимое число двухдетных детей распределялось по годам, начиная с 20-25% в 1985 г., с постепенным увеличением к 2000 г.
Согласно новым установкам стали меняться и методы осуществления планирования семьи. Наблюдался сдвиг от периодических официальных кампаний к повседневной кропотливой работе, установлению более тесных контактов с населением. В обязанности работников служб планирования семьи входит ежемесячное посещение семей, распространение средств ограничения рождаемости; организация специальных информационных программ; работа с новобрачными, родителями, имеющими одного ребёнка; использование плакатов; воспитательная работа с теми родственниками супругов, которые придерживаются традиционных взглядов на число детей в семье.
Важным элементом работы стало оказание помощи в решении социальных и экономических вопросов, возникающих в тех семьях, которые откликнулись на призывы ограничить число детей в семье (поиски удобной работы, ремонт дома, доставка топлива и т. д.). Первоочередное внимание уделяется однодетным семьям, решившим ограничиться рождением одного ребёнка. Формы социальной и экономической помощи разнообразны — приоритет в предоставлении займов, поиски высокооплачиваемой работы для женщин, имеющих единственных детей (прежде всего дочерей), бесплатное обучение и медицинское обслуживание детей. Предпринимаются усилия по улучшению охраны здоровья матерей и детей, особая забота проявляется о мален
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.